УДК 378.096
ББК 74.5
Е 55
М.В. Елфимова
Кандидат технических наук, заместитель начальника Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России по учебной работе; E-mail: [email protected]
Н.В. Уваева
Ученый секретарь Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России; Email: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИСТЕМЫ МЧС РОССИИ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье обсуждаются вопросы формирования необходимых в современных условиях профессиональных компетенций у выпускников ВУЗов системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; мотивация, желание и стремление получать профессиональные знания, умения, навыки и применять их в практической деятельности.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, выпускник, профессиональные компетенции, пожарная безопасность, компетентность, обучение, профессионализм.
M.V. Elfimova
Candidate of Technical Sciences, the Deputy Chief for study of the Siberian Rescue and Fire Fighting Academy of the State Fire-Prevention Survey of Emercom of Russia; E-mail: [email protected]
N.V. Uvaeva
Scientific secretary of the Siberian Rescue and Fire Fighting Academy of the State Fire-Prevention Survey of Emercom of Russia; E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE EMERCOM SYSTEM OF RUSSIA
Abstract. The paper discusses the formation of currently required professional competences in graduates of the higher education institutions of the Ministry of the Russian Federation for civil defence, emergencies and elimination of consequences of natural disasters; as well as motivation, desire and aspiration to obtain professional knowledge and skills to apply them in practice.
Keywords: the practice-focused training, the graduate, professional competences, fire safety, competence, training, professionalism.
Современная жизнь предъявляет к человеку все новые и новые требования: умение делать выбор и нести за него ответственность, проявлять творческую инициативу, обладать самостоятельностью и др. Сегодняшний выпускник высшего учебного заведения должен уметь свободно интегрировать полученное профессиональное образование в производственную деятельность. Востребованность выпускников должна быть инициирована уровнем развития и потребностями общества. Поэтому современным
образовательным организациям высшего образования приходится целенаправленно готовить и выпускать именно востребованных специалистов, а не только учить обучающихся, пусть даже и очень хорошо [1].
Современные тенденции развития общества диктуют свои требования и к выпускникам высших учебных заведений системы МЧС России. Сегодняшний выпускник ВУЗа МЧС России должен не только уметь на практике быть рядовым пожарным, спасателем, но и успешно применять свои знания, умения, навыки в управленческой деятельности; он должен в любой момент взяв на себя ответственность, принять решение, понимая, что это грамотное профессиональное решение, от которого могут зависеть многие человеческие жизни, сохранность имущества и т.д. Набор на очное обучение за счет средств федерального бюджета в ВУЗы системы МЧС России осуществляется по заявляемой комплектующими органами - главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации, специальными управлениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы потребности в высококвалифицированных кадрах. Выпускник, прибывающий для продолжения службы в территориальные органы МЧС России по субъектам Российской Федерации, должен быть универсальным специалистом, всесторонне развитым и подготовленным для выполнения любых поставленных задач по предназначению.
Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), основанных на компетентностном подходе, способствует реализации практико-ориентированной технологии обучения, которая формирует динамическую модель успешного специалиста. В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса обучающихся, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, экологической культуры, что позволяет учащимся адаптироваться к жизни и относиться к ней активно, творчески.
Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес обучающихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед преподавательским составом стоит задача организовать образовательный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность обучающихся становится успешной, а знания востребованными. Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, по которому проводят обучение ВУЗы МЧС России (группа направлений подготовки и специальностей: Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды; Пожарная безопасность (специалист)), область профессиональной деятельности специалистов включает совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении, направленном на создание, применение систем и средств обеспечения пожарной безопасности, профилактику, предупреждение и тушение пожаров, минимизацию техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств.
Объектами профессиональной деятельности специалистов являются общие принципы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты; опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека; опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; опасные технологические процессы и производства; методы оценки и способы снижения пожарных рисков; методы и средства защиты человека и среды обитания от опасностей; правила нормирования опасностей и их воздействия на
окружающую природную среду; управленческие процессы, обеспечивающие достижение цели систем обеспечения пожарной безопасности; методы, средства и силы спасения человека и имущества при чрезвычайных ситуациях (ЧС); средства информационного, метрологического, диагностического и управленческого обеспечения технологических систем для достижения качества выпускаемых систем обеспечения пожарной безопасности [2; 3].
Все эти параметры подготовки специалистов и формируют профессиональные компетенции сегодняшних выпускников ВУЗов системы МЧС России [4].
Виды профессиональной деятельности выпускника ВУЗа системы МЧС России представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Виды профессиональной деятельности
Получение курсантами в процессе обучения начальных навыков подготовки командиров отделений, пожарных уже на 1-2 курсах дает положительные результаты: обучающиеся пробуют свои силы в управлении отделением, получают фундаментальные навыки работы с современной техникой, пожарно-техническим вооружением, аварийно-спасательным оборудованием. Так, курсанты 1-2 курсов Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, призванные для срочной службы в Министерство обороны Российской Федерации, в 2013 году в Дальневосточном регионе в составе сил и средств Министерства обороны РФ уже показали высокие спасательные умения, хорошо ориентировались в сложившейся обстановке, оказали квалифицированную помощь при ликвидации наводнения. В настоящее время курсанты, закончив срочную службу в Министерстве обороны РФ, вернулись для продолжения получения профессионального образования в Сибирскую пожарно-спасательную академию ГПС МЧС России [5; 6].
На 3-4 курсах курсанты в рамках практико-ориентированного подхода к обучению получают навыки спасательного дела на базе специализированных поисково-спасательных отрядов МЧС России. В 2015 году аэромобильная группировка Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, готовая для выполнения задач по предназначению, вылетела для ликвидации последствий пожаров в Сибирском федеральном округе в Республику Хакасия (рисунок 2).
В течение двух недель девяносто пять курсантов под руководством пяти старших офицеров, достойно отдавая долг Отечеству, выполняли аварийно-спасательные, восстановительные работы при ликвидации ЧС. Курсанты не только приобрели свой первый практический опыт, но и на деле доказали свои уважение и любовь к Родине, ее людям, готовность прийти на помощь в трудную минуту.
Работа аэромобильной группировки высоко оценена Главой Республики Хакасия, жителями бедствующих районов, в адрес Академии направлено благодарственное письмо. Таким образом, курсанты, получившие неоценимый опыт проведения аварийно-
спасательных работ, прибыли в расположение Академии с еще большим желанием продолжения обучения выбранной профессии, высокой мотивацией и дальше получать квалифицированные знания, умения и навыки с целью завершения формирования у них профессиональных компетенций [7; 8].
Рисунок 2. Проведение аэромобильной группировкой аварийно-спасательных, восстановительных работ в Республике Хакасия
Профессиональные компетенции, дополненные полученными в ходе обучения практическими навыками, и формируют становление современного выпускника ВУЗов системы МЧС России как разносторонне развитого, правильно понимающего стоящие перед ним задачи и грамотно оценивающего сложившуюся обстановку, способного своевременно принимать компетентные решения специалиста широкого спектра действий, который призван спасать и защищать человеческие жизни, имущество и т.д., иначе говоря, современного универсального специалиста для Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а значит, и для России в целом.
Примечания:
1. Дёмкина Е.В. Педагогические принципы и закономерности как основные методологические ориентиры в профессиональном воспитании будущего специалиста // Грани познания: электронное периодическое издание. Волгоград, 2012. № 3: Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. URL: http://grani.vspu.ru/avtor/394.
2. Евтихов О.В., Адольф В.А. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов: монография. Красноярск. 2014. 364 с.
3. Психология и педагогика высшей школы: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 624 с.
4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 280705 Пожарная безопасность (квалификация (степень) «специалист»): приказ Минобрнауки РФ от 14.11.2011 № 12: [в ред. от 31.05.2011] // СПС КонсультантПлюс. М., 2015. Загл с экрана.
5. Адольф В.А., Савчук А.Н. Прогнозирование и становление профессиональной компетентности выпускника вуза: монография. Красноярск, 2014. 353 с.
6. Adolf V., Yakovleva N. La formazione del carattere nelle organizzazioni studentesche imbarco. Italian Science Review. 2014. Vol. 7 (16). P. 388-392 (ВАК). URL: http://www.ias-j ournal.org/archive/2014/j uli/Adolf.pdf.
7. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход в образовании // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2005. № 3 (33). С. 27-34.
8. Просалова В.С. Концепция внедрения практикоориентированного подхода // Науковедение: Интернет-журнал. 2013. № 3. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/10pvn313.pdf
9. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика,
1995. 336 c.
References:
1. Demkina E.V. Pedagogical principles and laws as the main methodological guidelines in the vocational education of a future expert // The facets of knowledge: an electronic periodical. Volgograd, 2012. No. 3: Actual problems of moral education of children and youth. URL: http://grani.vspu.ru/avtor/394.
2. Evtikhov O.V., Adolf V.A. Theoretical and methodological bases of formation of professional competence of students at the university of law enforcement agencies: a monograph. Krasnoyarsk. 2014. 364 pp.
3. Psychology and pedagogy of higher education: a textbook. Rostov-on-Don. Phoenix, 2014. 624
pp.
4. On approval and introduction of the federal state educational standard of higher vocational education in the field of training (specialty) 280705 Fire Safety (qualification (degree) "a specialist"): the order of the RF Ministry of Education of 14.11.2011 No. 12 [ed. of 31.05.2011] // SPS ConsultantPlus. M., 2015. The screen title.
5. Adolf V.A., Savchuk A.N. Forecasting and formation of the professional competence of the university graduate: a monograph. Krasnoyarsk. 2014. 353 pp.
6. Adolf V., Yakovleva N. La formazione del carattere nelle organizzazioni studentesche imbarco. Italian Science Review. 2014 7 (16). P. 388-392 (WAC). URL: http://www.ias-journal.org/archive/2014/juli/ Adolf.pdf.
7. Zeer E.F. Competence approach in education // Education and science. News of the UrO RAO. 2005. No. 3 (33). P. 27-34.
8. Prosalova V.S. The introduction concept of the practice-oriented approach // Naukovedenie: the Internet journal. 2013. No.3. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/10pvn313.pdf
9. Bespalko V.P. Pedagogy and advanced teaching technologies. M.: Pedagogika, 1995. 336 pp.