УДК 373.7 ББК 74.ч7.051.8
Г.Т. Кадырова
педагогические условия формирования
экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа средствами имитационного моделирования
В статье рассматриваются содержательно-проектировочные и организационно-педагогические условия формирования экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа средствами имитационного моделирования: освоение технологий принятия оптимальных управленческих решений, ориентация содержания подготовки студентов профессиональной образовательной организации на установление межпредметных связей экономики и математики, актуализация проблемно-профессионального контекста в учебной деятельности, организация субъект-субъектного взаимодействия между преподавателем и студентами колледжа.
Ключевые слова: экономико-аналитическая компетенция, педагогические условия, имитационное моделирование.
G.T. Kadyrova
pedagogical conditions of forming economic-analytical competence of college students by simulation
The content-projecting and organizational and pedagogical conditions of the formation of economic and analytical competence of college students by means of simulation are discussed: mastering optimal managerial decisions technologies, focus of professional training on inter-course links between Economics and Mathematics, actualization of professional problem context in teaching/learning and organization of subject-subject relations between the teacher and college students.
Key words: economic-analytical competence, pedagogical conditions, simulation.
Среди профессиональных компетенций, необходимых специалистам среднего звена, сегодня большое значение имеет компетенция, которая связана с их профессиональной мобильностью и эффективным осуществлением предметно-практической деятельности в различных сферах и сегментах экономики, а также предполагающая наличие навыков анализа и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности. Значимость экономико-аналитической компетенции для будущих специалистов среднего звена обусловлена особенностями их про-о фессиональной деятельности, которая з отражает специфику профессионально-¡2 го мышления, сложность и многофунк-н циональность профессиональных задач,
требующих универсальности знаний, умений, навыков и профессиональных качеств [8; 10].
Практика среднего профессионального образования подтверждает острую необходимость в целенаправленном формировании экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа, в первую очередь за счет определения и создания педагогических условий, способствующих эффективному осуществлению данного процесса [9].
Под педагогическими условиями формирования экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа средствами имитационного моделирования будем понимать совокупность мер, направленных на повышение качества под-
готовки студентов профессиональных образовательных организаций к осуществлению будущей профессиональной деятельности в сфере экономической деятельности.
Мы выделяем две группы педагогических условий формирования экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа средствами имитационного моделирования: содержательно-проектировочные и организационно-педагогические.
Содержательно-проектировочные условия
Первое условие - освоение технологий принятия оптимальных управленческих решений.
Основной целью экономико-аналитической деятельности в любой социально-экономической системе является обеспечение ее стабильного развития и экономической безопасности в долгосрочной стратегической перспективе. Основным объектом внимания в этой связи являются условия обстановки, среди которых приоритетными являются всевозможные кризисные явления и их последствия. В соответствии с такой целью экономико-аналитической деятельности, главной задачей специалиста, обладающего такой компетенцией, является системный логико-математический анализ альтернативных вариантов стратегического развития социально-экономической системы в интересах поиска и обоснования рационального управления этой системой на всех этапах ее жизненного цикла. Такие знания и умения формируются главным образом в процессе изучения специальных курсов, содержанием которых являются представления об особенностях экономико-аналитической деятельности.
Такая синтетическая сущность экономико-аналитической деятельности является весьма благоприятной почвой для возникновения острых противоречий в процессе ее выполнения. Вполне реальна ситуация, когда предпочтительность одного варианта управленческого решения обеспечивается формальной логикой математики, предпочтительность другого, отличного от первого, поддерживается здравым смыслом ру-
ководителя социально-экономическом системы, имеющего всю полноту власти по вопросу определения курса стратегического развития этой системы и, наконец, предпочтительность третьего варианта, не совпадающего с первым и вторым, обеспечивается здравым смыслом конкурента, непредсказуемого в своем возможном поведении. Ясно, что в подобной нередкой на практике ситуации экономико-аналитическому подразделению, уяснившему конкретики всех вариантов, неизбежно приходится решать проблему выбора рационального варианта управленческого решения, характерного своей компромиссной сущностью по отношению к альтернативным вариантам и, вообще говоря, не совпадающего ни с одним из них [1].
Второе условие - ориентация содержания подготовки студентов профессиональной образовательной организации на установление межпредметных связей экономики и математики.
По мнению А.В. Усовой, межпредметные связи следует рассматривать как дидактическое условие, способствующее формированию у обучающихся научной картины мира, развитию творческих способностей, оптимизации процесса усвоения знаний [11].
Фундаментом для подготовки специалистов различного профиля, но владеющих экономико-аналитической компетенцией, должная являться достаточно серьезная междисциплинарная экономико-математическая подготовка. К этому выводу мы пришли в результате анализа математической составляющей содержания профессиональной деятельности специалиста среднего звена.
Межпредметное изучение экономики и математики дает специалистам возможность быть более успешными в профессиональной деятельности. Межпредметное обучение экономике и математике осуществляется как с помощью традиционных форм, так и форм, сложившихся в некоторых успешных практиках среднего профессионального образования.
Нетрадиционные формы организации образовательного процесса связаны с попытками реализации многоаспектного
X
ф
Ü3
с
о
0 £ * ?
° £
ф ГО
^ Я
^ 2
I- О.
S S
Ц Ц
го Ф
1 ч го о
о =
* о
о
X X
о ^
га I-
¡§|
ш s О S
iE
"в" ф к
S ° со го
Ё * ф щ
ф Й о Ф
го5
ч н ф о 1=
го m о
.а
го
содержания, которое имеет отношение к системе экономико-математических знаний, по сути реализуя контекстный подход в обучении математике. Профессиональная направленность обозначенных организационных форм реализуется посредством структурирования содержания учебного материала и организации его усвоения в формах и методах обучения, которые соответствуют логике построения курса математики, а также позволяют моделировать профессиональную деятельность будущего специалиста:
• практикумы экономико-математического содержания, которые вооружают будущего специалиста результативными технологиями поиска, обработки, защиты информации с помощью математического инструментария;
• математические спецкурсы, в ходе которых изучаются актуальные математические понятия, методы, применяемые в экономике; формируются у будущих специалистов навыки решения профессиональных задачи с использованием математических методов; повышается уровень математической подготовки, необходимый для овладения профессиональными дисциплинами; вырабатываются умения составления простейших математических моделей по экономическим проблемам с использованием современных математических методов;
• творческая деятельность студентов профессиональных образовательных организаций, с опорой на которую используются методы проблемного обучения, направленные на активную познавательную деятельность студентов. Творческая деятельность студентов состоит в поиске и разрешении проблемных ситуаций, которые требуют актуализации экономико-математических знаний (проблемная лекция, проблемный семинар и т.д.);
• создание практических профессиональных ситуаций, которые требуют использования совокупности математических знаний и умений. Игровые формы и методы проблемного обучения позволяют моделировать реальные экономические ситуации, возникающие в производстве, актуализировать экономико-математические знания и умения, значи-
тельно повышать уровень познавательной активности студентов.
Организационно-педагогические условия
Третье условие - актуализация проблемно-профессионального контекста в учебной деятельности.
Развитие возможностей у будущих специалистов системного видения профессиональных проблем и их нестандартного решения, полагаем, должно являться одной из основных задач подготовки в профессиональных образовательных организациях. Опираясь на исследования Дж. Брунера, А.А. Вербицкого, М.И. Махмутова и др., полагаем, что наиболее эффективным направлением в решении этой проблемы может стать актуализация проблемно-профессионального контекста в учебной деятельности студентов профессиональных образовательных организаций [2; 3; 6]. Технологии проблемного и контекстного обучения позволяют решить задачу полноценной профессиональной подготовки компетентного специалиста. Нужно отметить, что в контексте формирования профессиональных компетенций её применение лишь в рамках специальных дисциплин недостаточно, для большей результативности технологий проблемного и контекстного обучения необходима организация целостного профессионально направленного образовательного процесса.
Особенностью этих технологий является профессионально-деятельностная ориентация, направленность процесса формирования экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа на максимальное приближение учебной деятельности к профессиональной, которое обеспечивается следующими составляющими:
• ориентация на овладение студентом профессией по индивидуальной образовательной программе, которая учитывает его познавательные особенности, склонности, мотивы и т.д.;
• комплексный характер профильной направленности, который охватывает горизонтальные преемственные связи курса с соответствующими дисциплинами, курсовым и дипломным про-
ектированием и другими видами учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа;
• направленность на развитие творческой личности специалиста среднего звена, способного к самостоятельной эффективной профессиональной деятельности;
• преимущественно решение на практических и лабораторных занятиях прикладных задач, необходимых студенту колледжа для овладения избранной профессией;
• создание условий для профессионального самоопределения студента колледжа: развития профессионально-значимых личностных качеств, становления профессиональной позиции, формирования потребности и готовности к профессиональному и личностному самосовершенствованию.
Проблемная ситуация является ведущей единицей содержания контекстного обучения и предполагает включение продуктивного мышления студента профессиональной образовательной организации. Профессионально ориентированные проблемные ситуации позволяют моделировать профессиональные функции будущих специалистов среднего звена, раскрывать содержание образовательного процесса в динамике, интегрируя содержание образования различных дисциплин для разрешения всякого рода проблемных ситуаций, способствуя тем самым раскрытию креативности студентов профессиональных образовательных организаций. Подготовка будущих специалистов среднего звена не сводится только к передаче и усвоению информации, в процессе профессионального обучения моделируются фрагменты производства, социально-ролевые и предметно-технологические. Постепенно будущие специалисты овладевают реальным опытом профессиональной деятельности, получая тем самым возможность более быстрого и при этом естественного вхождения в профессию.
Поэтому особое место в учебном процессе колледжа занимают кейс-анализ, деловые игры, функционально-стоимостной анализ, метод проектов,
морфологический анализ, «мозговой штурм», метод Делфи и др.
Четвертое условие - организация субъект-субъектного взаимодействия между преподавателем и студентами колледжа.
Согласно В.И. Дьяченко, сотрудничество является наивысшим уровнем согласованности позиций в деятельности, организацией субъект-субъектных отношений в совместной деятельности [5]. Организация сотрудничества между педагогом и обучаемыми является, на наш взгляд, наиболее результативным условием в формировании экономико-аналитической компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций средствами имитационного моделирования, так как, по словам Г.А. Цукермана [12], при совместной учебной деятельности:
• увеличивается объем учебного материала и глубина его понимания;
• возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность студентов;
• уменьшается количество времени, затраченного на формирование компетенций;
• снижаются трудности при изучении дисциплины, обладающей недостаточной учебной мотивацией;
• повышается удовлетворение от учебного процесса;
• меняется характер взаимодействия между студентами и преподавателем;
• преподаватель приобретает возможность индивидуализации процесса обучения, так как сотрудничество позволяет при делении на группы учитывать взаимные склонности обучаемых, их уровень подготовки и темп работы.
Организуя совместную деятельность по формированию экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа средствами имитационного моделирования, необходимо соблюдать следующие требования:
• при предъявлении новой информации обращается особое внимание на предоставление каждому обучаемому возможность быть как слушателем, так собирателем нового материала, информатором;
X
ф
й с
о
О £
* ?
° £
ф го
^ я
^ 2
I- О.
^ ^
ГО ф
X Ч
го о
о =
* о
о
X X
о
га I-
ш ^
о ^
■в* Ф
к ^
СО (О
Е *
ф ш
ф т
1!е
О Ф
го5
ч н ф о 1=
• согласовываются действия преподавателя и студента колледжа во времени для осуществления личного контакта по обмену информацией;
• студенты не уверяются, что преподаватель говорит неоспоримые истины, а предоставляется возможность для самостоятельного решения задачи;
• обеспечивается многообразие мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого.
На сегодняшний день особенностью профессиональной деятельности преподавателя колледжа является сопровождение студентов. В традиционной модели образования атрибуты личности и ее психики (сознательность, субъектность, активность, отношение, мотивированность, целенаправленность) оказываются востребованными не в полном объеме, поэтому преподаватели профессиональных образовательных организаций обращаются к такому явлению, как фаси-литация (К. Роджерс [7]). Сегодня содержание термина фасилитация означает приведение в действие многочисленных ситуаций взаимодействия (Р.С. Димуха-метов [4]).
Работа преподавателя-фасилитатора проявляется в повышении продуктивности деятельности отдельного студента или группы студентов. Подобная поддержка преподавателя ненаправленная, неимперативная, но все же обусловливающая изменения в личности обучаемого. Проводя эту работу, преподаватель побуждает студента реализовать свои замыслы в конкретных действиях, ответственность за которые несет он сам. Такие ненаправленные влияния преподавателя повышают уровень их креативности. Преподаватель-фасилитатор рассматривается студентами как помощник на пути поиска совместных решений, давая при этом им полную свободу и право выбора.
Таким образом, перечисленные педагогические условия эффективного формирования экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа средствами имитационного моделирования позволяют организовать образовательный процесс в профессиональной образовательной организации во взаимодействии ее субъектов - преподавателей и студентов.
Библиографический список
1. Аринушкина, А.А. Социально-педагогические условия формирования экономико-аналитической готовности в системе экономической подготовки [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / А.А. Аринушкина. - Калининград, 2000. - 145 с.
2. Брунер, Дж. Психология познания [Текст] / Дж. Брунер. - М.: Прогресс, 1977. - 412 с.
3. Вербицкий, А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография [Текст] / А.А. Вербицкий. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 75 с.
4. Димухаметов, Р.С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Р.С. Димухаметов. - Магнитогорск, 2006. - 398 с.
5. Дьяченко, В.И. Сотрудничество в обучении [Текст] / В.И. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1991. - 140 с.
6. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории [Текст] / М.И. Махмутов. -М.: Педагогика, 1975. - 365 с.
7. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 478 с.
8. Саламатов, А.А. Инновационный аспект современного непрерывного образования [Текст] / А.А. Саламатов // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. - 2014. - № 3(16). -С. 52-63.
9. Саламатов, А.А. Методология и перспективы развития современного непрерывного образования / А.А. Саламатов // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. - 2014. - № 8. - С. 113-124.
10. Саламатов, А.А. Теоретический базис концепции эколого-экономического образования в средней школе [Текст] / А.А. Саламатов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск, 2009. - № 4. - С. 121-134.
11. Усова, A.B. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе [Текст] / А.В. Усова. -Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 1995. - 216 с.
12. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов: учеб. пособие [Текст] / Г. А. Цукерман. - М.: Интерпракс, 1995. - 288 с.
1. Arinushkina A.A. Social-pedagogical conditions of forming readiness for economic and analytical training in the economic system. Dis. ... cand. of sciences (Education). Kaliningrad, 2000. P. 145. [in Russian].
2. Bruner J. Cognition. M.: Progress, 1977. P. 412. [in Russian].
3. Verbitsky A.A. The new educational paradigm and learning context. M.: Issledovatelskii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 1999. P. 75. [in Russian].
4. Dimukhametov R.S. Facilitation in system of improvement of professional skill of teachers. Dis. ... doctor of sciences (Education). Magnitogorsk, 2006. P. 398. [in Russian].
5. Dyachenko V. Cooperation in training M.: Prosveshchenie, 1991. P. 140. [in Russian].
6. Makhmutov M.I. Problem learning: the basic questions of the theory. M.: Pedagogika, 1975. P. 365. [in Rus-
7. Rogers K. A look at psychotherapy. Human Formation. M.: Progress, 1994. P. 478. [in Russian].
8. Salamatov A.A. The innovative aspect of modern continuing education. Professionalnyi proekt: idei, tekhnologii, rezultaty 2014. № 3(16). P. 52-63. [in Russian].
9. Salamatov A.A. Methodology and prospects of development of modern continuing education. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2014. № 8. P. 113-124. [in Russian].
10. Salamatov A.A. The theoretical basis of the concept of eco-economic education in high school. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2009. № 4. P. 121-134. [in Russian].
11. Usova A. Interdisciplinary communication in teaching the principles of science in school. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 1995. P. 216. [in Russian].
12. Tsuckerman G.A. The psychology of self-development: a challenge for teenagers and their teachers. M.: 1 Interpraks, 1995. P. 288. [in Russian]. x
References
Сведения об авторе: Кадырова Гульмай Токтаровна,
преподаватель,
Костанайский технико-экономический колледж,
г. Костанай, Республика Казахстан. Ктай: [email protected]
Information about the author: Kadyrova Gulmai Toktarovna,
Teacher,
College,
Kostanai, Kazakhstan.
E-mail: [email protected]
Kostanai Technical Economics
rn ^ о s
¡± I О О)