6. Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5 - 9кл. Москва, 2012.
7. Куртвапова В.М., Рачковская Н.А. Нравственное воспитание школьника в поликультурном образовательном пространстве. Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Тверь: ТвГУ, 2018: 88 - 94.
References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29 avgusta 2012 g. № 273-FZ. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201212300007
2. Rachkovskaya N.A., Serovetnikova S.A. Filosofskie osnovy formirovaniya cennostnyh orientacij lichnosti shkol'nika. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2014; № 2: 34 - 41.
3. Efimenko V.N. Metodika i tehnologiya raboty social'nogo pedagoga: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij: v 3 ch. Petropavlovsk-Kamchatskij: KamGU imeni Vitusa Beringa, 2014; Ch. 1.
4. Smirnov A.T., Hrennikov B.O. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Rabochie programmy. Predmetnaya liniya uchebnikov pod redakciej A.T. Smirnova. 5- 9 klassy: uchebnoe posobie dlya obscheobrazovatel'nyh organizacii. Moskva, 2016.
5. Smirnov A.T., Hrennikov B.O. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Rabochie programmy. Predmetnaya liniya uchebnikov pod redakciej A.T. Smirnova. 10 - 11 klassy: posobie dlya uchitelej obscheobrazovatel'nyh organizacii. Moskva, 2015.
6. Latchuk V.N., Mironov S.K., Vangorodskij S.I. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Programmy dlya obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. 5 - 9kl. Moskva, 2012.
7. Kurtvapova V.M., Rachkovskaya N.A. Nravstvennoe vospitanie shkol'nika v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. Tradicii i novacii v professional'noj podgotovke i deyatel'nostipedagoga: sbornik nauchnyh trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tver': TvGU, 2018: 88 - 94.
Статья поступила в редакцию 23.01.21
УДК 159.99
Erina I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: [email protected]
Buzni V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Humanitarian and Pedagogical Academy, Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),
E-mail: [email protected]
Korzh A.A., undergraduate, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: [email protected]
BULLING AND WAYS TO PREVENT IT IN EDUCATIONAL PRACTICE. Despite the great importance of the problem under consideration, not much empirical data can be found in scientific sources. This article attempts to consider one of the global social problems of our society at the present time - "bullying". A number of questions are raised concerning the phenomenon of "bullying". The article cites evidence that, according to research by UK scientists, people who have been bullied in adolescence are not successful in life, they are distrustful, anxious, etc. A chronology of historical events in time related to bullying research is presented. Scientific works of scientists from different countries who study this social phenomenon. The types of bullying are analyzed and the ways of solving its prevention are determined. The article describes the consequences of bullying and presents specific conclusions.
Key words: bullying, harassment, mobbing, verbal bullying, physical bullying, cyberbullying, victim, bully.
И.А. Ерина, канд. психол. наук, доц., Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, E-mail: [email protected]
В.А. Бузни, канд. пед. наук, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГБОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]
А.А. Корж, бакалавр, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, E-mail: [email protected]
БУЛЛИНГ И ПУТИ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
В статье предпринята попытка рассмотреть одну из глобальных социальных проблем современного общества - буллинг. Поднимается ряд вопросов относительно этого феномена. Несмотря на большую значимость поставленной проблемы, в имеющихся источниках можно найти не так много эмпирических данных, касающихся данного вопроса. Представлена хронология научных событий во времени, касающихся исследований буллинга, работ ученых разных стран, изучающих данное социальное явление. Проанализированы виды буллинга и определены пути решения его предотвращения. В статье дана характеристика его последствий, представлены конкретные рекомендации по противостоянию буллингу.
Ключевые слова: травля, буллинг, моббинг, вербальный буллинг, физический буллинг, кибербуллинг, жертва, буллер.
Буллинг на данный момент является действительно одной из самых больших проблем человеческого общества, которая касается детей не только в школьном возрасте: данное явление можно наблюдать и в студенческой среде, и в профессиональных коллективах различных организаций.
Почему буллин» является современной проблемой? В результатах ежегодных опросов среди молодежи, которые направлены на выяснение распространенности травли внутри различных социальных групп, в среднем есть половина, которая подвергалась травле или сталкивалась с ней. Несмотря на то, что травля группой людей была во все эпохи, рассуждать о ней как об общественном явлении, требующем особенного интереса, стали относительно не так давно.
Анализ истории возникновения научных исследований буллинга можно представить по научным публикациям и конференциям, касающихся этого феномена. Первую научную статью, посвященную феномену «травля», издал П. Хайнеманн в 1969 г, тогда термина буллинг еще не существовало, но проявление описывалось через выражение моббинг В 1972 г ученым издается книга «Моббинг Групповое насилие среди детей и взрослых». В 1973 г Дэн Олвеус в своей книге «Школьные хулиганы и мальчики для битья» представил конкретные формы проявления буллинга - физический и вербальный. Шведский ученый А.П. Пикас в 1975 году издает книгу «Как остановить моббинг?», в которой рассматривает этот феномен как групповой процесс.
Финские ученые К. Лагерспетц, К.С. Турку в 1980 году изучали личностные особенности преследователей жертвы и самих жертв [1].
В 1987 году в Норвегии прошла первая интернациональная конференция, посвященная вопросу моббинга, инициатором которой стал Совет Европы.
На конференции выступили 40 представителей европейских государств. Итогом работы стала книга «Буллинг в разных странах: Обзор проблемы», которая явилась фундаментом для будущих исследований феномена понятия
«буллинг». После конференции стали открываться исследовательские центры моббинга.
Первый исследовательский центр был открыт в Дублине, деятельность его была ориентирована на изучение эмоциональных отличительных черт преследователя и жертвы и исследование мер по предотвращению травли.
С 1989 года интерес к буллингу со стороны ученых возрос, число научных работ увеличилось. В ряде статей буллинг был описан через опосредованную агрессию (распускание слухов и общественное отчуждение). В 1990 году интерес к исследованию буллинга проявили Япония, Канада, Австралия, Северная Америка. Стали проводиться исследования с целью создания качественных профилактических программ, различных практических проектов оказания помощи жертвам буллинга.
В 2004 году была проведена еще одна научная конференция, на которой представлялся отчет организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). На конференции была принята резолюция о разработке методов для исследования причин возникновения буллинга, обозначения дальнейших действий в международном сотрудничестве в решении его проблем. В 2006 году к этому вопросу обратились в России. Одним из первых в своей статье «Что такое буллинг, и как с ним бороться» Игорь Семёнович Кон стал изучать феномен травли в школе и дал свое определение буллинга. Буллинг (от английского bullying, bully -хулиган, задира, грубиян) - это запугивание, психологический или физиологический террор, агрессия, направленная на подчинение себе другого человека или вызывание у него чувства страха [1]. В России проблематика буллинга начинает приобретать статус предмета обсуждения и исследования. С 2001 по 2009 годы насчитывались одна - две статьи, в то время как к 2016 г было опубликовано 112 статей. Исследованиями травли и буллинга в разное время занимались А.А. Бочавер, С.В. Кривцова, И.С. Кон, С.Н. Ениколопов и другие ученые [2]. До-
вольно часто исследователи обращались к проблеме насилия и агрессии между людьми. Сегодня эти явления стали настолько часто происходить, что поднимается новая волна интереса в научных кругах к изучению данного социального явления. Чаще всего буллинг проявляется в общеобразовательных школах. Учителя отмечают наличие травли в классах учащихся как во время уроков, так и вне их. Буллинг среди школьников активно обсуждается педагогами, психологами, родителями в различных социальных сетях.
Национальная ассоциация школьных работников США определила буллинг как динамически повторяющиеся модели вербального и/или невербального поведения, производимые одним или несколькими учениками в отношении другого ученика, причем стремление нанести вред носит намеренный характер [3].
Школа в определенный период развития детей является основным местом в жизни ребенка. Именно здесь он впервые единолично сталкивается с различными личностными отношениями между сверстниками. Первый опыт взаимодействия, первые друзья и первые серьезные ситуации отстаивания себя. Но не всем детям удается защитить себя от нападок со стороны. Буллинг в школе набирает в последнее время обороты и пугает своим распространением. Свою яркость он проявляет в подростковой среде. Этот возраст и так считается неустойчивым, сложным, так как каждый подросток старается занять определенное социальное место в своей социальной группе. Привлечь к себе внимание, быть ярким, заявить о себе с помощью положительных личностных качеств очень сложно, и тогда подростки выбирают травлю одноклассников, считая, что именно так можно подтвердить свое превосходство над другими.
Причину многих случаев расстрелов в школах своих одноклассников эксперты связывают именно с буллингом, хотя очень осторожны в своих высказываниях.
Например, в этой связи регулярно упоминается резонансный случай Columbine High School massacre, унесший жизни 13 человек, не считая двух самоубийств нападавших [4].
Итак, основными факторами возникновения буллинга среди подростков можно считать следующие:
- индивидуальные демонстрации своей агрессии, виктимности, конформности; наличие жертвы и т.д.;
- процессы функционирование группы носят неблагоприятный социально-психологический климат, антисоциальную групповую деятельность, несфор-мированность, а чаще характеризуются отсутствием ценностно-ориентационной сплоченности группы и т.д. Кто же может стать жертвой буллинга и почему?
Обычно жертва - это человек, который отличается по какому-либо признаку: национальность, вес, рост, внешность. Возможно, это определенное положение в обществе. Но бывают «жертвами», те, кто провоцирует буллеров (ябеды, выскочки, плаксы и т.д.).
Причинами всяких отклонений поведения являются, прежде всего, какие-либо комплексы, страхи или даже детские травмы. Именно поэтому нельзя допускать появление травли в школе среди учеников. Бдительны должны быть педагоги, школьные психологи и другие дети.
Отсюда вытекает еще одна сторона буллинга - равнодушие со стороны других людей, которые наблюдают за происходящим. Это нередкое явление. Дети видят издевательства, оскорбления, драки и публичные унижения, но ничего с этим не делают. Возможно, они боятся, что в этом случае буллинг может перейти на них, а значит - невыгодно. В процесс буллинга включены также одобряющие или же поддерживающие издевательства.
Они могут быть активными или пассивными, но обязательно существовать в этом процессе. Это самая ужасная сторона буллинга, которая поощряет такое поведение. Также в буллинге участвуют активные и потенциальные защитники. Активные - это те, кто будет защищать жертву, помогать ей и привлекать взрослых. Они обладают явными лидерскими способностями, сами никогда не станут жертвой и смогут за себя постоять. Пассивные - это потенциальные защитники, которые как бы не одобряют травлю, но из-за страха ничего не делают. Таким образом, в буллинге выделяются три основополагающие стороны - это буллер, жертва и наблюдатели. Немаловажную роль играют последствия буллинга для жертвы.
В первую очередь у человека, который испытывает на себе буллинг возникает психологический стресс, а это может повлечь за собой появление таких симптомов, как истощение организма, обезвоживание, потеря общего тонуса, возникновение тревожности, раздражительности, упадок сил, депрессия, бессонница, нарушение памяти и т.д., что ведет к серьезным психическим и психологическим заболеваниям.
Согласно исследованиям ученых из Великобритании, люди, которые подвергались буллингу в подростковом возрасте, малоуспешны в жизни, они недоверчивы, тревожны и т.д. Усиление таких психологических состояний в дальнейшем может привести к самоубийству - это ещё одна из острых проблем общества. Нужно отметить, что буллер сам по себе изначально психически нездоров. Как правило, буллер - это тот, чья психика сформировалась в условиях постоянной агрессии со стороны взрослых людей, которые нанесли психологическую травму в детстве, и из-за этого они выбирают травлю слабых и беззащитных сверстников.
Интересные данные приводятся в статье Н. Гордиенко «Буллинг: диагностика, профилактика, коррекция». Ее исследование показало, что со случаями буллинга сталкивались более 60,0% учащихся из них 33,33% случаев характерны для девочек. При ответе на вопрос о том, «к кому, ты обратишься, чтобы поговорить об этом?», доминировали следующие мнения: к друзьям и подругам (29,9%); к родителям (38%); «мне не к кому обратиться, но мне никто и не нужен» (14%); к учителям (3,3%), психологу (10,2%) [4].
Анализируя такое социальное явление, как школьный буллинг можно много и долго рассуждать. Но пока мы сами не станем внимательными к проблемам детей и их взаимоотношениям, пока мы сами не изменимся, вопрос нам этот не решить. Отсутствие эмпатии среди людей порождает весьма яркие негативные явления в обществе. Так почему же мы так долго не обращали на него внимание? Буллинг до конца 80-х годов прошлого столетия в мире и в России воспринимался как компонент воспитательного процесса по пути взросления. В обществе считалось, что такие ситуации закаляли человека, учили его быть стойким, смелым и решительным.
К сожалению, в современное время данное социальное явление приобрело сильно искаженное отрицательное выражение. Детям свойственно находить «козла отпущения» в классе и постоянно, методически унижать его на глаза других. Безнаказанность и безразличие помогает буллерам находить еще более яркие и изысканные способы травли.
Так что же делать? Изначально рассмотрим существующие виды буллинга и конкретные пути решения его предотвращения в школе.
1. Вербальный буллинг - (словесное глумление (либо угроза), которое содержит в себе оскорбления и неуважительные комментарии о ком-либо (касательно внешнего вида, веры, этнической принадлежности, инвалидности, особенностях стиля одежды и т.п.).
Во-первых, необходимо обучать детей уважению. Во-вторых, демонстрировать положительную модель поведения по отношению к другим людям. В-третьих, активизировать в мысли о том, что любой человек заслуживает хорошего отношения. В-четвертых, развивать чувство собственного достоинства ребенка и учить его готовности необходимые меры случае необходимости; проговаривать с ребенком различные ситуации травли и методы реагирования на фразы и воздействия хулигана [4].
2. Физический буллинг - агрессивное физиологическое устрашение (удары, пинки, подножки, толчки и т.д.). Это, говоря простыми словами, насилие силового характера, причиняющее боль. Избивают сегодня так называемых «изгоев» жестоко. Бьют в коридорах школы, туалетах, по дороге домой и т.д. Чувство превосходства в данном буллинге проявляется очень ярко. Примеры реальных произошедших ситуаций буллинга среди детей можно сравнить с эпизодами голливудских фильмов, которые чаще всего заканчиваются хорошо, что не всегда происходит в реальной жизни.
Если вы увидели синяки, порванную одежду, частые жалобы ребенка на головную боль и боль в животе и т.д., необходимо поговорить с ним и выяснить причину, подчеркнуть словами и эмоциями значимость его искренности с вами.
Необходимо документировать даты и период конфликтов, связанных с глумлениями, подходящую реакцию вовлеченных персон и воздействия, которые были предприняты. Если физическое насилие над ребенком не прекращается, необходимо обратиться в администрацию школы и районные правоохранительные органы. Есть законы о борьбе с запугиванием и домогательствами, которые подразумевают своевременные корректирующие действия.
С приходом в нашу жизнь различных коммуникационных технологий и циф-ровизации появилась новая форма буллинга - кибербуллинг. Кибербуллинг - это англоязычное слово, в переводе обозначающее «электронная травля». Дословно - «быкование».
3. Киберзапугивание, кибербуллинг в киберпространстве состоит в порицании кого-либо с применением унизительных текстов, обмана и неправдивых слухов с помощью электронной почты, текстовых оповещений, а также сообщений в социальных сетях. Сексистские, расистские и аналогичные им сообщения образуют агрессивную атмосферу. В Москве 2016 году было проведено анонимное исследование, которое выявило, что 71,2% подростков приняли участие в кибер-травле, при этом 59,1% - способом оскорбления и/или унижения в социальных сетях. Учителя также подвергаются таким способом травли - до 17% учителей со стороны учеников. Кибербуллинг возникает в пространстве, которое по определению небезопасно. Если в школе проявления буллинга можно отследить, то в социальных сетях почти невозможно. Здесь ребенок предоставлен сам себе, и воздействие на него со стороны невидимого человека несет опасность. В данной ситуации необходимо интересоваться, с кем ребенок контактирует в социальных сетях.
Сообщения унизительного характера имеют все шансы распространяться инкогнито и стремительно, что приводит к постоянному киберзапугиванию. Родителям необходимо дать понять ребенку, что они решили наблюдать его деятельность в Интернете, сообщить ему о том, что если он подвергается киберза-пугиванию, следует сказать взрослым, для того чтобы они сумели распечатать эти сообщения, в том числе даты и период их извлечения. Следует оповестить о киберзапугивании школу и интернет-провайдера. Если киберзапугивание уси-
ливается и включает угрозы и сообщения очевидного сексуального характера, связаться с районными правоохранительными органами.
Рассмотренные способы реагирования в ситуации буллинга, конечно же, не решают проблему полностью.
Только объединив усилия всех субъектов образовательного процесса педагогов, родителей, специалистов (психологов, социальных работников, социальных педагогов, медработников, юристов и т.д.) мы сможем противостоять этому общественному явлению и не дать ему укорениться в обществе.
Раскрывая сущность рассматриваемой проблемы, можно сделать выводы:
1. Одной из актуальнейших социальных проблем современного общества является буллинг способствующему, к сожалению, возникновению других проблем мирового сообщества.
2. Буллинг несет за собой большое количество негативных последствий для человека.
3. Должно быть активное общественное порицание буллинга.
Библиографический список
4. Необходимо постоянно наблюдать за социумом (например, родителям, педагогам за своими детьми и подопечными). Формирование доверия между детьми и взрослыми.
5. Нельзя быть равнодушным к буллингу.
6. Не культивировать у себя жертву внутри.
7. Необходимо формирование и принятие определённых, четких и справедливых, а также единых для всех правил и норм поведения.
На данный момент эта проблема все чаще освещается в кинематографе, часто стали показывать примеры буллинга и его последствия. Такие фильмы и сериалы смогут послужить отличным демотиватором для потенциальных буллеров.
И все же, рассматривая буллинг как мировое социальное явление, можно констатировать, что вопрос буллинга остается открытым во всем мировом сообществе. Нет такой страны в мире, которую это социальное общественное явление не коснулось и не беспокоит, но это уже тема следующих научных исследований.
1. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? Семья и школа. 2006; № 11: 15 - 18.
2. Психология девиантности: Дети. Общество. Закон. Москва: Юнити, 2016.
3. Ожиёва Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллин. Научная индустрия европейского континента: сборник докладов конференции Белгород: Рус-научкнига, 2008.
4. Цибуцинина Ю.Н. Преодоление буллинга в начальных классах. Тюмень. Available at: https://library.utmn.ru/dl/VKR_Ishim/VKR_2020/Tsibutsinina.pdf References
1. Kon I.S. Chto takoe bulling i kak s nim borot'sya? Sem'ya ishkola. 2006; № 11: 15 - 18.
2. Psihologiya deviantnosti: Deti. Obschestvo. Zakon. Moskva: Yuniti, 2016.
3. Ozhieva E.N. Bulling kak raznovidnost' nasiliya. Shkol'nyj bullin. Nauchnaya industriya evropejskogo kontinenta: sbornik dokladov konferencii Belgorod: Rusnauchkniga, 2008.
4. Cibucinina Yu.N. Preodolenie bullinga v nachal'nyh klassah. Tyumen'. Available at: https://library.utmn.ru/dl/VKR_Ishim/VKR_2020/Tsibutsinina.pdf
Статья поступила в редакцию 23.01.21
УДК 378
Zairbekova N.I., postgraduate, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF FORMATION OF CIVIL DEFENSE COLLEGE STUDENTS AND EMERGENCIES OF DESIGN SKILLS. The aim of the
study was to study the pedagogical technologies for the formation of design skills among students of the College of Civil Defense and Emergencies. The main method used in this research work is the analysis of scientific and pedagogical literature. The best way to develop design skills among students of the College of Civil Defense and Emergency Situations occurs during industrial and educational internships. As part of the teaching of disciplines at the College of Civil Defence and Emergency Situations, the regional authorities of the Ministry of Emergency Situations should provide a structured internship program that enables students to gain professional experience in emergency management. It is concluded that the organization and conduct of educational practice of students is a complex multi-level process aimed at developing a sustainable interest of students in professional activities, consolidating knowledge, expanding ideas about the functions of the future profession, familiarity with work experience, and the formation of design skills.
Key words: pedagogical technologies, design skills, students, college of civil defense and emergency situations.
Н.И. Заирбекова, соискатель, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРОЕКТИРОВОЧНЫХ УМЕНИЙ
Целью исследования было изучить педагогические технологии формирования у студентов колледжа гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций проектировочных умений. Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы. Наилучшим способом формирование проектировочных умений у студентов колледжа гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций происходит в ходе производственной и учебной практик. В рамках преподавания дисциплин в колледже гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций региональные органы Министерства чрезвычайных ситуаций МЧС должны предоставлять структурированную программу стажировки, позволяющую студентам получить профессиональный опыт в области управления чрезвычайными ситуациями. Сделан вывод о том, что организация и проведение учебной практики студентов - многоуровневый процесс, направленный на развитие устойчивого интереса студентов-практикантов к профессиональной деятельности, закрепление знаний, расширение представлений о функциях будущей профессии, знакомство с опытом работы, формирование проектировочных умений.
Ключевые слова: педагогические технологии, проектировочные умения, студенты, колледж гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
Одним из приоритетных направлений развития современного профессионального образования является повышение качества подготовки специалистов, легко адаптирующихся к изменениям, способных к анализу сложных ситуаций и принятию ответственных решений.
Проблема формирования профессионально важных качеств специалиста привлекает внимание, как участников образовательного процесса, так и работодателей. Интеллектуальный потенциал специалиста в настоящее время рассматривается как важнейший фактор развития экономики, а уровень образования -как стратегический ресурс данного развития [1].
Задача, стоящая перед профессиональным образованием, - это подготовка конкурентоспособных специалистов, готовых решать профессиональные задачи. Необходимо не только вооружить студентов определенными теоретическими знаниями. Они должны обладать общепрофессиональными компетен-
циями, позволяющими организовывать свою трудовую деятельность, добывать, анализировать информацию, оценивать ее, искать пути реализации и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, овладев для этого необходимыми умениями и навыками.
Катастрофа может произойти в любое время и в любом месте. Готовность к стихийным бедствиям играет важную роль в сокращении потерь сообщества/ страны. Цель данного исследования состояла в том, чтобы установить влияние развития проектировочных умений, которые помогут будущим студентам колледжа гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций находить решения в сложных ситуациях.
Прежде всего проанализируем теоретические аспекты мышления для того, чтобы понять сущность формирования проектировочных умений на современном этапе.