Библиографический список
1. Утемов В.В. Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднего профессионального образования. Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2015; № 11: 91 - 95.
2. Ниатшин А.Т. Сущность и структура формирования проектировочных умений у студентов вуза. Вестник Башкирского университета. 2008; № 2. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-formirovaniya-proektirovochnyh-umeniy-u-studentov-vuza
3. Дубровская Ю.А. Опыт организации практической подготовки и защиты отчетов по результатам прохождения производственных практика. Наука и образование транспорту. 2019; № 2: 254 - 256.
4. Хусаенова А.А., Насретдинова Л.М., Богданов РР Адаптация студента в периоде прохождения учебной и производственной практики. Образование и воспитание. 2015; № 2: 59 - 61.
5. UNICEF Careers. Available at: https://www.unicef.org
References
1. Utemov V.V. Kompetentnostnaya model' obucheniya v kolledzhe pri realizacii FGOS srednego professional'nogo obrazovaniya. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2015; № 11: 91 - 95.
2. Niatshin A.T. Suschnost' i struktura formirovaniya proektirovochnyh umenij u studentov vuza. VestnikBashkirskogo universiteta. 2008; № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/suschnost-i-struktura-formirovaniya-proektirovochnyh-umeniy-u-studentov-vuza
3. Dubrovskaya Yu.A. Opyt organizacii prakticheskoj podgotovki i zaschity otchetov po rezul'tatam prohozhdeniya proizvodstvennyh praktika. Nauka i obrazovanie transportu. 2019; № 2: 254 - 256.
4. Husaenova A.A., Nasretdinova L.M., Bogdanov R.R. Adaptaciya studenta v periode prohozhdeniya uchebnoj i proizvodstvennoj praktiki. Obrazovanie i vospitanie. 2015; № 2: 59 - 61.
5. UNICEF Careers. Available at: https://www.unicef.org
Статья поступила в редакцию 20.01.21
УДК 378
Plieva A.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, English Language Department, Ingush State University (Magas, Russia),
E-mail: [email protected]
Guzueva E.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
Kuchmezov R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Organization of Law Enforcement Activities,
North Caucasus Institute for Advanced Studies, Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs (Nalchik, Russia), E-mail: [email protected]
DISTANCE TECHNOLOGIES IN ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS. The article reveals that at the moment it has become relevant and necessary to search for new ways of organizing students' independent work, provided that the remote mode is used. There is no single local normative act regulating the independent work of students at the federal level. Universities independently determine and establish the forms and requirements for the organization and control of students' independent work in a particular educational organization. These requirements are developed and approved in the form of regulations or guidelines for the organization of independent work at the university. Many universities use an automated distance education system using the LMS Moodle virtual environment. The platform provides a space for teachers and students to work together. Moodle has a variety of options for organizing and tracking student performance, including self-driving, for example, self-learning and testing.
Key words: student independent work, distance technologies, distance education system.
А.О. Плиееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: [email protected]
Э.Р. Гузуееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
Р.А. Кучмезое, канд. пед. наук, ст. преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета
МВД России, г. Нальчик, E-mail: [email protected]
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В статье выявлено, что на сегодняшний момент стал актуальным и необходимым поиск новых способов организации самостоятельной работы студентов при условии применения дистанционного режима. Единого локально-нормативного акта, регламентирующего самостоятельную работу студентов на федеральном уровне, на сегодняшний момент не существует Вузы самостоятельно определяют и устанавливают формы и требования к организации и контролю самостоятельной работы студентов в конкретной образовательной организации. Данные требования разрабатываются и утверждаются в виде положений или методических рекомендаций по организации самостоятельной работы в вузе. Многие учебные заведения используют автоматизированную систему дистанционного образования c помощью виртуальной среды LMS Moodle. Платформа предоставляет пространство для совместной работы педагогов и студентов. В Moodle доступны различные возможности для организации и отслеживания успеваемости студентов, результатов выполнения самостоятельной работы, например, самостоятельного изучения нового материала, проведение тестирования.
Ключевые слова: самостоятельная работа студента, дистанционные технологии, система дистанционного образования.
Сегодня главной задачей развития российского образования является его модернизация, в рамках которой высшее образование как профессиональная подготовка включает в себя содержание нового качества, заключающееся в формировании личности, адаптивной к запросам общества, рынка труда и экономики. Целями нового образования в такой парадигме является разработка и реализация образовательных программ для подготовки профессиональных кадров с ориентацией вхождения российского образования в европейское, значит, и в мировое образовательное пространство. Особенную нишу в высшей школе занимают вопросы формирования ключевых и профессиональных компетенций в образовательном процессе. Как отдельный виток развития сферы образования стоит рассматривать формирование личности в части самообразования.
С переходом на двухуровневую систему высшего образования и введением Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++) третьего поколения значение самостоятельной работы обучающихся существенно возрастает и предполагает перераспределение ресурса учебного времени в сторону увеличения времени, отводимого на самостоятель-
ную работу. Изучение учебных планов программ бакалавриата некоторых вузов показало, что разработчики образовательных программ выделяют на самостоятельную работу обучающихся по некоторым дисциплинам до 90% объема времени от общего количества часов, отведенных на изучение данной дисциплины.
Самостоятельная работа студента - это ключевая часть обучения, которая требует определённых навыков. Прямого воспроизведения того, что студенты услышали на занятиях или прочитали в источниках, для глубокого освоения предмета недостаточно. Современное образование требует не столько заучивания и запоминания, сколько умения критически осмысливать материал и осваивать его, превращая информацию в собственное знание.
Но стоит отметить, что в настоящее время происходят кардинальные изменения в мировой и, в частности, российской системе образования, которые касаются перехода образования в основном в онлайн-форму. Причиной данных изменений является появление в конце декабря 2019 г мировой проблемы -вспышки пандемии COVID-19. В России и других странах мира был введен режим повышенной готовности и самоизоляции, в связи с чем высшее образование
было вынуждено перейти на бесконтактную форму работы с применением дистанционных образовательных технологий. Возникает потребность в новых методах автоматизированной самостоятельной работы в дистанционном формате.
Из-за режима самоизоляции люди перешли на дистанционную форму общения с помощью информационных онлайн-технологий. Образование в России было вынуждено адаптироваться к данным условиям внезапно, стремительно, поставив перед собой цель сохранения качества образования.
В связи с этим перед сферой образования встает проблемный вопрос: как сделать образовательный процесс более эффективным, если количество часов контактной работы с преподавателем постоянно уменьшается. Люди переходят на дистанционную форму общения с помощью информационных онлайн-техно-логий. Образование в России вынуждено было адаптироваться к данным условиям внезапно, стремительно, сохранив качество.
Появление новой информационной онлайн-сферы открывает масштабный доступ к информации и интерактивному диалогу между преподавателями и обучающимися. В этих условиях роль самостоятельной работы студентов возросла, а преподаватели оказались в условиях вынужденной быстрой адаптации и поиска новых форм и технологий работы и контроля уровня освоения учебного материала обучающимися.
Решением вышеуказанной проблемы по организации и контролю самостоятельной работы студентов в условиях применения дистанционных образовательных технологий может послужить изучение использования возможностей дистанционного обучения, которое сейчас направлено на расширение спектра и возможностей образовательных услуг, способствует росту, мобильности преподавателей и обучающихся, повышению эффективности образования в целом.
Изучению проблем планирования и организации самостоятельной работы студентов в высшей школе посвятили свои научные труды Т. А. Бублик, Н.А. Введенский, Н.В. Волженина, И.Ю. Вороткова, А.А. Горцевский, И.З. Гликман, А.А. Го-роднова, Т.И. Гречухина, Н.В Жалнина, И.А. Зимняя, Н.Ю. Крапивина, Л.П. Крив-шенко, С.В. Куньщиков, А.В. Меренков, П.И. Пидкасистый, В.С. Сенашенко, Н.В. Соловова, А.В. Усачева, С.И. Архангельский, М.Г Гарунова, Е.Я. Голанд, С.И. Зиновьева, Б.Г Иоганзен, А.Г Молибога, Р.А. Низамова, Н.Д. Никандров и другие.
В изучении вопросов организации самостоятельной работы в условиях применения дистанционных образовательных технологий мы опирались на научно-методические труды таких исследователей, как Т. Г Белобородова, Н.В. Волженина, П.Д. Гаджиева, Е.Г Глазунова, Е.Л. Гусейнова, Ю.Ю. Штенгель, Л.В. Николаева, И.Г. Копотюк, О.Н. Зайцев, Т.В. Руденко.
Марчук Н.Ю. в своей статье «Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения» отмечает: «Широкое внедрение современных информационных технологий может привести к принципиально новому подходу к технологии образования в целом, который будет опираться в числе прочего на дидактические возможности сверхсознательной функции человека» [1]. И, как мы видим, теперь это время пришло - время новых подходов к технологии образования, сопряженное и направленное на формы дистанционного образования.
Дистанционное обучение - форма организации самостоятельной работы обучающихся с использованием информационно-коммуникационных технологий, позволяющая общаться, получать и передавать знания, задания дистанционно, с помощью сети Интернет.
Изучение научных педагогических трудов, в частности Руденко Т.В. «Научно-методическое обеспечение и методика преподавания естественнонаучных дисциплин с применением технологий дистанционного обучения» [2] и Зайцевой О.В. «Технология дистанционного обучения в процессе организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей вузов», позволили нам определить, что организация самостоятельной работы студентов вузов в условиях дистанционного обучения - это дидактическая система, направленная на формирование компетентностей студентов, представляющая собой совокупность функционально взаимосвязанных частей процесса обучения, а именно целей, содержательной части дисциплины и результативно-оценочного материала [2].
В условиях современности, когда мы стараемся дистанцироваться друг от друга, так как скопление людей становится нежелательным, а в системе образования это наиболее ярко выражено, реализацию самостоятельной работы целесообразно осуществлять с опорой на информационно-технологическое обеспечение учебного процесса при обязательном соблюдении условия, связанного с применением в процессе организации самостоятельной работы автоматизированного рабочего комплекса дисциплины с применением дистанционных технологий или, иначе говоря, системы дистанционного образования.
Технологию дистанционного обучения в процессе самостоятельной работы студентов целесообразно рассматривать как совокупность и последовательность дидактических процедур, обеспечивающих индивидуальную образовательную траекторию студента в соответствии с формируемыми компетенциями при изучении конкретной дисциплины. Технология дистанционного обучения в высшем учебной заведении на сегодняшний день реализуется с помощью СДО LMS Moodle.
Система дистанционного образования LMS Moodle - Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная
динамическая среда обучения, включающая следующие основные разделы: тематический указатель учебной дисциплины, комплект методических материалов, элементы учебного курса, ресурсы учебного курса, систему контроля и оценки. Все элементы системы дистанционного образования находятся в тесной взаимосвязи, а значимость каждого из них зависит от решаемых прикладных задач в процессе организации самостоятельной работы.
Применение системы дистанционного образования имеет смысл и при традиционном режиме обучения, а в случае применения дистанционных технологий она представляется необходимым инструментом.
Система дистанционного образования интегрирована с КАС (комплекс автоматизированной системы 1 C), MS Teams, Антиплагиатом, ЭБС вуза и сервисом прокторинга. Также дистанционная форма обучения имеет инструменты для анализа и контроля процесса изучения курса студентом, автоматического расчета статистических метрик тестовых вопросов, мониторинга активности в системы дистанционного образования обучающегося и преподавателя. Можно контролировать укомплектованность курсов контентом и т.п.
В период адаптации вузов при резком вынужденном переходе на режим дистанционного образования преподаватели стали использовать для взаимодействия со студентами разнообразные каналы коммуникаций. Свобода преподавателей использовать то, что удобно им, для студентов оборачивается необходимостью поддерживать множество синонимичных каналов коммуникаций (4 - 5 мессенджеров, соцсети, 3 - 4 сервиса видеоконференций, почта, СМС, обзвоны и др.). Это крайне неудобно, приводит к потере студентами информации, к де-мотивации. Также это влияет на репутацию конкретной образовательной организации.
В связи с этим появляется необходимость стандартизовать инструменты, используемые для взаимодействия со студентами (видео, мессенджеры, почта), сделав ядром коммуникаций со студентами систему дистанционного образования и ограничив, как было сказано, дополнительные дублирующие инструменты и каналы связи. Сформированные однажды в системе дистанционного образования курсы, контент, тесты в следующих семестрах можно использовать повторно. Использование системы дистанционного образования в условиях современного времени становится не просто обязательно - это правильно и удобно.
Мы изучили ресурсы для обеспечения дистанционного обучения в различных учебных заведениях, реализованных с помощью LMS Moodle, что позволило выявить функциональные возможности системы дистанционного образования:
1) создание онлайн-курсов (дисциплин учебного плана - структуры, кон-тентного наполнения, сценариев тестирования и т.п.);
2) автоматическое подключение студентов и преподавателей к курсам (используются группы, передаваемые из КАС);
3) предоставление студентам доступа к образовательному контенту (текст, аудио, видео и т.п.), в том числе по расписанию;
4) контроль знаний студентов:
• автоматические тесты (проверка и оценка выставляется системой автоматически);
• с участием преподавателя (письменные работы, эссе и т.п.);
5) средства коммуникации (уведомления, чаты, форумы, вебинары, личные сообщения);
6) ведение журнала оценок по курсу (полученных студентом как на вебина-рах, так и за выполненные задания в СДО);
7) формирование итоговой оценки за дисциплины с учетом весовых коэффициентов оценок (по сути, балльно-рейтинговая система);
8) проведение опросов, анкетирования;
9) предоставление отчетов и статистических данных (прогресс студента в рамках курса, по качеству тестовых материалов и т.п.).
Единого локально-нормативного акта, регламентирующего СРС на федеральном уровне, на сегодняшний момент не существует. Вузы самостоятельно определяют и устанавливают формы и требования к организации и контролю самостоятельной работы студентов в конкретной образовательной организации. Данные требования разрабатываются и утверждаются в виде положений или методических рекомендаций по организации самостоятельной работы в вузе.
Варианты самостоятельной работы студентов различаются разнообразием, ориентированы не только на репродукцию полученных знаний, но и на творческие таланты студентов [3; 4; 5]. Причем основной упор делается на усиление самостоятельного и индивидуализированного обучения, доминирующей тенденцией которого сегодня становится развитие дистанционного обучения.
Таким образом, на сегодняшний момент стал актуальным и необходимым поиск новых способов организации самостоятельной работы студентов при условии применения дистанционного режима. Практически все вузы используют автоматизированную систему дистанционного образования c помощью виртуальной среды LMS Moodle. Платформа предоставляет пространство для совместной работы педагогов и студентов. В Moodle доступны различные возможности для организации и отслеживания успеваемости учащихся, в том числе для самостоятельной работы студентов, например, самостоятельного изучения нового материала и проведения тестирование.
Библиографический список
1. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения. Педагогическое образование в России. 2013; № 4: 78 - 85.
2. Руденко Т.В. Научно-методическое обеспечение и методика преподавания естественнонаучных дисциплин с применением технологий дистанционного обучения. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2003.
3. Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 ч. Уфа: АЭТЕРНА, 2016; Ч. 2.
4. Умаев А.У, Гузуева Э.Р, Вазкаева С.С.А. Профессиональная деятельность педагога в условиях развития информационных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 308 - 309.
5. Булуева Ш.И., Кучмезов РА., Нальгиева Л.А. Теоретические основы формирования учебной мотивации студентов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 28 - 30.
References
1. Marchuk N.Yu. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti distancionnogo obucheniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013; № 4: 78 - 85.
2. Rudenko T.V. Nauchno-metodicheskoe obespechenie i metodika prepodavaniya estestvennonauchnyh disciplin s primeneniem tehnologijdistancionnogo obucheniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.
3. Vzaimodejstvie nauki i obschestva: problemy iperspektivy: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 4 ch. Ufa: A'ETERNA, 2016; Ch. 2.
4. Umaev A.U., Guzueva 'E.R., Vazkaeva S.S.A. Professional'naya deyatel'nost' pedagoga v usloviyah razvitiya informacionnyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 308 - 309.
5. Bulueva Sh.I., Kuchmezov R.A., Nal'gieva L.A. Teoreticheskie osnovy formirovaniya uchebnoj motivacii studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 28 - 30.
Статья поступила в редакцию 20.01.21
УДК 378
Plieva A.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, English Language Department, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: [email protected]
Korkmazov A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Fire Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies, Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Major (Nalchik, Russia)
Khaliev M.S-U., senior teacher, Department of Business Informatics of the Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE QUESTION ABOUT THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A UNIVERSITY.
The article deals with the problem of using information and communication technologies in the educational process of a university. Information and communication technologies are widely used for organizing, managing and monitoring the educational process, supporting electronic document management, remote interaction of participants in the educational process, organizing access to educational databases, electronic libraries and teaching materials, etc., its implementation plays a very important role in the implementation the creative potential of students and allows to solve the main task of modern higher education; it is the disclosure of the abilities of each student. There are many electronic resources, applications, programs, platforms that are actively and successfully applied in the study of different disciplines, it is important that the teacher learns to apply them effectively in the learning process. Superficial knowledge of a product cannot give confidence during the class, so the possibility of abandoning the product is large enough.
Key words: information and communication technologies, educational process, university, students.
А.О. Плиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, Е-mail: [email protected]
А.В. Коркмазов, канд. пед. наук, ст. преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета
МВД России, г. Нальчик
М.С-У. Халиев, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
В статье рассмотрена проблема применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза. ИКТ широко используются для организации, управления и мониторинга учебного процесса, поддержки электронного документооборота, дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса, организации доступа к учебным базам данных, электронным библиотекам и методическим материалам и т.п. Его внедрение играет очень важную роль в реализации творческого потенциала студентов и позволяет решить главную задачу современной высшей школы -раскрытие способностей каждого обучающегося. В настоящий момент существует множество электронных ресурсов, приложений, программ, платформ, которые активно и успешно применяются при изучении различных дисциплин. Важно, чтобы преподаватель научился эффективно применять их в учебном процессе.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, образовательный процесс, вуз, студенты.
Бурное развитие научно-технического прогресса в своей скорости и масштабе в современном мире является беспрецедентным. Это явление называют не иначе, как «Информационным взрывом»: с 1997 по 2002 год человечество произвело информации больше, чем за всю предшествующую историю. С тех пор темпы ее прироста оценивают в 30% по отношению к предыдущему году. В такой ситуации перед современной педагогической наукой встал сложнейший вопрос: как в такой бурный информационный поток включить подрастающее поколение, которое сможет активно развиваться в этот качественно новый для человечества период?
Теперь перед образованием ставится новая задача: дать будущему взрослому члену общества такие знания и навыки, чтобы он смог полноценно жить в нем и приспосабливаться к стремительно изменяющемуся информационному миру.
В этих условиях, когда информационное общество находится на этапе формирования, применение информационных технологий, будь то персональный компьютер или смартфон, стало частью нашей повседневной жизни, и не потому, что это модно или престижно, а потому что информационные технологии дают такие возможности в самых разных сферах, которые раньше могли себе предста-
вить лишь фантасты. Так же как и во многие сферы человеческой деятельности, информационные технологии привносят новые, ранее невообразимые возможности в образовательный процесс, повышая его качество.
Однако нельзя сказать, что образование ввиду бурного роста научно-технического прогресса и своей, по отношению к нему, инертностью, успевает отвечать реалиям.
Информатизация - это новое течение в жизни общества на основе достоверного применения знаний во всех важных сферах человеческой жизни.
Информатизация приводит к коренным изменениям в структуре общественного производства: стремительно трансформируется характер технологических процессов, знания и умения постоянно обновляются, осваиваются новые технологии, усиливается общекультурный уровень специалиста предприятия.
Поэтому одним из приоритетных направлений информатизации общества становится процесс информатизации образования. Изучение данной темы является крайне актуальным для любого педагога нашей страны в первую очередь потому, что это может помочь учителю почерпнуть педагогический опыт в сфере использования информационных технологий у западных коллег, помочь понять принципы использования информационных технологий в обучении, а главное -