Научная статья на тему 'Рефлексия как средство развития умений педагогического проектирования будущего учителя'

Рефлексия как средство развития умений педагогического проектирования будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куминова В. Н.

В статье рассматривается роль педагогической рефлексии в развитии проектировочных умений студентов педагогического колледжа, формы и методы развития умений проектирования в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рефлексия как средство развития умений педагогического проектирования будущего учителя»

самостоятельно ориентироваться в научной и специальной литературе, успешно применять на практике теоретические знания.

В результате выполнения данной творческой работы студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность.

С этой целью студентам необходимо: научиться пользоваться библиографическими указателями; изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию; собрать, проанализировать и обобщить практические материалы на примере передовых торговых предприятий; выполнить фрагмент опытно-экспериментальной работы, обработать полученный эмпирический материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его и сделать выводы.

Список литературы:

1. Галиуллина Ф.Ш. К проблеме совершенствования готовности студентов вузов к научно-исследовательской деятельности / Ф.Ш. Галиуллина // Вестник ТИСБИ. - 2003. - № 3.

РЕФЛЕКСИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

© Куминова В.Н.*

Колледж управления и экономики «Александровский лицей», г. Санкт-Петербург

В статье рассматривается роль педагогической рефлексии в развитии проектировочных умений студентов педагогического колледжа, формы и методы развития умений проектирования в образовательном процессе.

Современное состояние подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их теоретической и практической подготовки, готовности к творческому труду. Профессионализм выпускника педагогического колледжа определяется его способностью к диагностике, прогнозированию и моделированию педагогического процесса, иными словами, уровнем владения проектировочными умениями. В Государст-

♦ Преподаватель, соискатель Курганского государственного университета

венных требованиях ГОС СПО к уровню подготовки выпускника отмечено, что будущий учитель должен быть способным к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности.

В научно-педагогической литературе проектирование рассматривается как вид интеллектуальной деятельности, связанной с ценностным переосмыслением и преобразованием действительности; как адекватный деятельностный ответ на потребность студента быть личностью; выражение особого человеческого отношения к действительности, в пределах которой он может принимать ответственные решения; как создание конкретных образов будущего [3]. Проектировочные умения включаются в про-фессиограммы учителя и руководителя школы (М.М. Поташник); в анализ творческой педагогической деятельности (В.А. Андреев); в обоснование способностей, необходимых для развития педагогического мастерства (В. А. Сластенин); в моделирование педагогического процесса (Г. А. Лебедева).

Педагогическое проектирование рассматривается в двух аспектах: во-первых, как этап любой отдельной педагогической деятельности при решении конкретной учебно-воспитательной задачи; особый вид педагогической деятельности, который является «непременным условием осуществления регулятивной функции педагогики» (В.В. Краевский); во-вторых, как проектирование педагогических систем разных типов и уровней, педагогических процессов и ситуаций, как результат функционирования этих систем [2]. Таким образом, умение педагогического проектирования рассматривается как совокупность сложных осознанных действий будущего учителя по целенаправленному изменению объекта на основе ранее полученных проектировочных знаний и навыков, включающую интеллектуальный, деятельностный и эмоциональный компоненты [3].

Диагностическое исследование развития умений педагогического проектирования, проводимое в Курганском педагогическом колледже, выявило недостаточные знания у студентов сущности и структуры этих умений. Анализ учебных планов и рабочих программ педагогического колледжа показал, что в содержании профессиональной подготовки теория и методика проектирования мало разработаны. Такое положение дел потребовало разработки специального обучения педагогическому проектированию. Одним из средств достижения этой цели являлось развитие у студентов педагогической рефлексии.

Давыдов В.В. рассматривает рефлексию как обобщенный способ действия. Под рефлексией понимается обращенность субъекта на свой способ действия [4]. Содержание и смысл этой обращенности состоит в следующем: а) критическом рассмотрении субъектом оснований изменения объективных обстоятельств как оснований изменения собственных действий,

пересмотре (или подтверждении) «точки зрения», «субъективных позиций»; б) изменении или корректировке выработанных планов и замыслов в соответствии с изменившимися условиями действия; в) критическом рассмотрении «со стороны» соответствия или несоответствия своих действий, их непосредственных результатов и контроле за логикой развертывания своих действий; г) критической оценке целостного содержания своего способа действия.

Таким образом, умение рефлексировать можно представить в виде совокупности отдельных элементов: умение контролировать свои действия, в том числе и умственные, отслеживать логику развертывания своей мысли (суждения); умение видеть в известном неизвестное, в очевидном непривычное, т.е., видеть противоречие, которое является причиной движения мысли; при анализе ситуации вставать на позиции разных «наблюдателей», преобразовывать объяснение наблюдаемого или анализируемого явления в зависимости от цели и условий; использовать теоретические методы познания с целью анализа знания, его структуры и содержания. Как показывает практика педагогического проектирования, рефлексивные умения (по определению О.А. Абдуллиной, «сквозные умения») буквально «пронизывают» все учебные умения [1].

Процесс развития умения проектирования - сложный, противоречивый и в то же время закономерный процесс самореализации личности, который проходит этапы зарождения, становления, совершенствования. Эффективность процесса обеспечивается включением будущих учителей в рефлексию проектировочных действий. Для развития умений проектирования у студентов педагогического колледжа был разработан специальный курс «Педагогическое проектирование», который включал следующие разделы: теоретические основы педагогического проектирования, сущность умений педагогического проектирования, использование педагогических технологий как средства достижения прогнозируемых целей на занятиях и в процессе педагогической практики.

Процесс обучения состоял из трех тематических циклов: «Сущность педагогического проектирования», «Проектирование педагогических процессов», «Педагогический практикум». Изучение каждой темы шло в последовательной смене форм учебных занятий: лекции, семинарские и практические занятия, что обеспечивало поэтапное формирование знаний, умений и навыков.

На педагогическую практику были даны задания: разработать и защитить после практики свои проекты по темам, широко представленным в педагогической литературе - «Школа будущего», «Учитель 21 века» «Авторская школа». В школе студенты познакомились с конкретными проектами учебно-воспитательной работы (конспекты уроков, тематические планы, планы воспитательной работы), наблюдали реализацию этих про-

ектов, анализировали деятельность учителей, предлагали свои варианты форм и методов работы, сопоставляли свои проекты с реальной педагогической практикой, делали выводы о правильности и совершенствовании своей деятельности.

Работа над проектами развивала такие умения, как: определять цель проекта, предвидеть конечный результат, оценить предлагаемые для решения варианты и выбрать оптимальные, подготовить концепцию проекта, создавать целевые программы, определить условия их решения, находить возможные варианты коррекции образовательных и педагогических процессов. Процессы проектирования проходили по схеме: анализ ситуации, выделение проблем, целеполагание, разработка средств реализации проекта, фиксация ожидаемых результатов и критериев их достижения.

Разработанные проекты студенты защищали в форме доклада с последующими ответами на вопросы аудитории. Участие студентов в такой работе является средством глубокого и сознательного усвоения основ педагогики, усиливает профессиональную направленность курса, учит сопоставлять и сравнивать различные способы решения педагогических проблем. В результате рефлексии проектных действий происходит фиксация и соотнесение уровня проектировочных умений на начало и конец педагогического проектирования и понимание причин произошедших изменений.

Как показало исследование, эффективность процесса развития умений педагогического проектирования обеспечивается посредством реализации психолого-педагогических условий: осознание студентами логики процесса педагогического проектирования, организация непрерывной проектировочной деятельности студентов, включение будущих учителей в рефлексию проектировочных действий. Рефлексия обеспечивает качественно новый уровень развития умений педагогического проектирования. Это выражается в умении увидеть противоречие, сформулировать проблему, включиться в процесс целеполагания, выбрать средства для достижения цели, описать будущий результат.

Список литературы:

1. Абдуллина О.А., Кузьмин Н.Н. Структура, содержание и методика формирования системы общепедагогических умений и навыков у студентов педагогических институтов // Структура и содержание общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов / Под ред. А.И. Пискунова. - М., 1984. - С. 18-34.

2. Лебедева Г.А. Технология обучения педагогическому проектированию // Педагогика. - 2002. - № 1. - С. 68-75.

3. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия. Монография / Под общ. ред. В.Г. Рындак. - Екатеринбург, 2002. - 273 с.

4. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В.В. Давыдова, В.В. Рубцова. - Новосибирск, 1995. - 226 с.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

© Лаврентьева О.С.*

Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского,

г. Брянск

Одной из актуальных проблем современной теории и практики в системе профессионального образования является поиск наиболее эффективных средств обучения, обеспечивающих формирование навыков учебного сотрудничества. Так как формирование навыков сотрудничества это одно из требований, предъявляемых к современному специалисту профессионального образования. Данная статья посвящена проблеме формирования навыков сотрудничества у обучающихся в профессиональных учреждениях. В ее рамках раскрывается понятие сотрудничества как нового типа отношений между субъектами образовательного процесса и учебно-проектной деятельности как одного из средств формирования навыков сотрудничества. Рассматриваются условия эффективного формирования навыков учебного сотрудничества, которые являются залогом успеха в любой деятельности.

Современные условия развития общества предъявляют новые требования к характеру направленности образовательной практики и субъекту образовательного процесса. Так одним из требований к современному специалисту профессионального образования является овладение навыками сотрудничества, которые являются залогом успеха в любой деятельности. Умение работать в команде, способность получать информацию от других людей, убеждать, влиять на принятие совместных решений помогают специалисту гибко реагировать и проявлять активность в меняющихся условиях.

Так Е.Г. Калашникова утверждает, что «для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений происходящих в обществе, чтобы адекват-

♦ Аспирант кафедры Педагогики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.