Л. А. ДЕМИДОВА (Москва)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Рассматривается педагогическая культура вузовского преподавателя как научная категория.
Раскрываются ее структура, специфические характеристики и логика становления
и развития. Анализируются основные этапы и составляющие процесса формирования педагогической культуры.
Развернутая концепция педагогической культуры преподавателя высшей школы начала разрабатываться в 80-е гг. прошлого века и получила признание научной и педагогической общественности. Если рассматривать содержание самой концепции, то однозначно можно констатировать, что в ее основу положены идеи гуманизма и гуманитаризации образовательной деятельности преподавателя высшей школы. Изначально разработчики данной проблемы выделили такие ее приоритеты, как человеколюбие, уважение к личности, духовную близость к студентам. И то, что большинство преподавателей без какой-либо ломки своих взглядов встретили идеи гуманизации и гуманитаризации образования как собственные убеждения, в немалой степени обусловлен результатами проведенных исследований в области педагогической культуры [1]. Как научная категория, педагогическая культура постоянно развивается и совершенствуется, о чем свидетельствуют появление и обоснование ее новых аспектов и структурных компонентов.
Прежде всего преподавателю высшей школы целесообразно понимать и представлять педагогическую культуру как достигнутый уровень развития личности педагога, определенную степень овладения им педагогическим опытом высшей школы и учебно-воспитательной деятельности. Педагогическая культура рассматривается не изолированно от других компонентов педагогической деятельности, а в динамике, в качестве высшего этапа педагогического развития преподавателя.
Данному процессу предшествует овладение педагогическими знаниями, а впоследствии и педагогическим мастерством [5]. Такой подход уже на раннем этапе со-
здает ориентировочную основу действий современного преподавателя.
Вузовская практика последних лет подтверждает целесообразность выделения в этой деятельности промежуточных целевых установок: последовательное формирование педагогической культуры вначале как общей ориентировки, затем как предмета познания, после чего как нормы поведения и деятельности и, наконец, как духовной потребности. В связи с этим овладение преподавателем педагогическим мастерством не означает завершения его профессионального роста.
Актуальна задача культивирования в образовательной среде чувства профессиональной гордости за роль педагогической деятельности в обучении и воспитании студентов. Как доказано жизнью, для педагогов крайне важна разносторонняя профессиональная и педагогическая компетентность, сочетающаяся с обостренным чувством нового и устремленностью к образовательным инновациям. Как правило, эта задача решается на двух уровнях: на одном приобретаются знания по выбранной специальности, на другом - формируются профессиональные умения и навыки, позволяющие преподавателю предлагать и качественно излагать учебные дисциплины, авторские и специальные курсы.
В настоящее время в системе высшего образования повышается интерес к применению инновационных педагогических технологий [6]. Инновации характеризуют качественно новый этап в развитии педагогической культуры. Если еще несколько десятилетий назад многие процессы от зарождения конкретной идеи до ее внедрения в образовательный процесс воспринимались как изолированные и автономные действия, то сегодня педагогическая инноватика позволяет видеть их в единстве и этапном развитии, тем самым устраняя разрыв между созданием нововведений и их воплощением в вузовскую практику.
Перспективной задачей педагогической культуры современного преподавателя является информационная и компьютерная компетентность, т.к. вузовские условия вносят коррективы в теорию и практику образовательной деятельности, повышают требования к профессорско-преподавательскому составу [4].
© Демидова Л.А., 2008
Важную черту преподавателя высокой педагогической культуры составляют его право на творческую деятельность, проявление индивидуальности, умение в сложных ситуациях находить рациональные решения и алгоритмы [2].
Сложной проблемой выступает формирование у преподавателя педагогического предвидения и творческой профессиональной перспективы. Умение предвидеть и анализировать факты приближает педагогический труд к научному исследованию.
Овладение педагогикой и психологией делового общения - одно из современных условий успешности образовательной деятельности преподавателя. Как известно, рыночные отношения проникают во все сферы профессиональной деятельности, в том числе и в вузовскую среду. Независимо от желания преподаватель вовлекается в управление менеджментом качества профессиональной подготовки студентов [3].
Важно формировать у преподавателей стремление и желание решать воспитательные задачи. В этом проявляются его гуманизм, доброжелательное отношение к студентам. Основу образовательной деятельности преподавателя должно составлять разностороннее формирование и развитие будущего специалиста, его профессиональных способностей, интересов и склонностей.
Процесс формирования и развития педагогической культуры преподавателя многоплановый и включает следующие этапы: 1) педагогическая прогностика будущей педагогической деятельности выпускника вуза и разработка ее модели; 2) формирование основ педагогической культуры будущего преподавателя вуза; 3) определение и внедрение педагогических технологий обеспечения непрерывной педагогической практики, обеспечивающих формирование основ педагогического мастерства и предпосылок к результативной образовательной деятельности в вузе; 4) разработка и реализация программы самосовершенствования молодого преподавателя в конкретном вузе; 5) выполнение требований к образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава; 6) разработка и внедрение инновационных педагогических технологий по эффективному усвоению студентами преподаваемых учебных дисциплин; 7) поиск и внедрение оптимальных методов, форм и средств обучения и воспитания студентов; 8) педагогическое прогнозиро-
вание результатов образовательной деятельности и при необходимости их корректировка; 9) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности преподавателя; 10) подготовка и реализация в соответствии с требованиями ГОС ВПО учебных программ и тематических планов преподаваемых учебных дисциплин; 11) совершенствование педагогической технологии организации и проведения учебных занятий; 12) организация и методика самоконтроля образовательной деятельности преподавателя; 13) комплексная реализация алгоритма формирования и развития педагогической культуры преподавателя вуза.
Проведенный анализ научного и прикладного вузовского опыта, а также материалов научных источников позволил выделить важные составляющие процесса формирования и совершенствования педагогической культуры преподавателя ВПО: 1) обеспечение качества образовательного процесса, результативности преподаваемых учебных дисциплин; 2) формирование идеала преподавателя и педагогической деятельности; 3) определение логики достижения эффективности процесса самосовершенствования; 4) усиление мотивации совершенствования педагогической культуры; 5) подбор и реализация «педагогического инструментария» самосовершенствования; 6) создание эффективных условий для качественной реализации программы формирования и совершенствования педагогической культуры.
Таким образом, реализация современных требований к педагогической культуре преподавателя, выполнение этапов ее формирования и совершенствования являются важными условиями проявления педагогической культуры в высшей школе.
Литература
1. Барабанщиков, A.B. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы / A.B. Барабанщиков, С.С. Муцынов. М., 1985.
2. Загвязинский, В.И. Преподавание как творческий процесс / В.И. Загвязинский // Вестн. высш. школы. 1987. №7. С. 22-29.
3. Кан-Калик, В.А. Педагогическое общение преподавателя и студентов в условиях вуза / В.А. Кан-Калик // Основы педагогики и психологии высшей школы. М., 1986. С. 255-272.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С.Полат. М.: Изд. центр «Академия», 1999.
5. Зязун, И.А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн [и др.]; под ред. И.А. Зазюна. .М.: Просвещение, 1989.
6. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: учеб.-практ. пособие / В.Ю. Питюков. М.: Ассоц. авт. и изд. «Тандем», 1997.
Л. А. ФЕДОТОВА (Волгоград)
РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ
Проводится сравнение традиционной и рейтинговой систем контроля. Проводятся аргументы в пользу применения рейтингового контроля на этапе довузовской подготовки; оцениваются его результаты. Делается вывод о целесообразности применения метода в практике довузовской подготовки.
В современных условиях социально-экономических и технологических преобразований в России необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием в обществе не вызывает сомнений. Перестройка системы образования от принципа обучения «одно образование на всю жизнь» к непрерывному «образованию в течение всей жизни» достигается различными педагогическими средствами, важное место занимает контроль как необходимый элемент любого педагогического процесса.
Во многом качество высшего образования закладывается на предыдущей ступени образования. Однако в настоящее время между высшей и средней школами существуют немалые различия в целях, задачах, используемых формах обучения и контроля. Гармонизировать их вполне возможно в существующей системе довузовской подготовки, функции которой широки и разнообразны: диагностирующие, профориентационные, обучающие, адаптирующие. В актуализации большинства этих функций существенное значение приобре-
тает качество педагогического контроля во всех его проявлениях.
Сравним две системы контроля знаний, распространенные в настоящее время: традиционную, преобладающую в средней школе, и рейтинговую, основанную на накоплении условных единиц (рейтинговых баллов) в течение всего аттестационного периода и находящую все более широкое применение в высшей школе.
Традиционная система контроля Рейтинговая система контроля
Объективность выставляемой отметки
Снижение объективности вследствие неизбежности оши-5ок «контраста», «ореола» и других объективных тенденций оценивания, допускаемых непреднамеренно. Повышение объективности вследствие заранее известных учащимся четких критериев получения определенного количества баллов за конкретное учебное поручение.
Стимулирование познавательной активности обучаемого
Недостаточная активизация познавательной деятельно-:ти вследствие ограниченных возможно-:тей осуществления постоянного контроля на всех этапах обучения. Возможность стимулировать и активизировать познавательную активность обучаемого через осуществление постоянного текущего и других видов контроля.
Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля
Ограниченные возможности воздействия на формирование навыков саморегуляции вследствие ограничения для учащегося выбора видов деятельности в пределах изучения конкретной [ЩСЦИПЛИНЫ. Возможность воздействия на формирование навыков саморегуляции вследствие увеличения роли учащегося в выборе и контроле собственной траектории изучения дисциплины.
Стимулирование ритмичной работы обучаемого
Ограниченные возможности стимулирования постоянной и равномерной работы эбучаемого. Стимулирование постоянной работы вследствие возможности и необходимости получения рейтинговых баллов в течение всего периода обучения.
© Федотова Л.А., 2008