№ 3, 2003
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ: АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ТМ. Чурекова, проректор Центра непрерывного образования Кемеровского государственного университета
В статье рассматриваются проблемы интеграции в образовании и представлена территориально-распределенная структура образовательного округа при Кемеровском госуниверситете. В работе нашли отражение современные подходы теории управления инновационными структурами, предложен ряд рекомендаций по оптимизации и совершенствованию управления региональным университетским образовательным округом.
The article deals with the problem of integration in education and presents the territory-distributed structure of Kemerovo State University Education Okrug. The paper highlights current approaches in the theory of management of innovative structures, offers a number of recommendations concerning management optimization and improvement in the framework of a regional University Education Okrug.
Переход России к новой системе политических, экономических отношений потребовал и адекватных изменений в системе образования, в том числе и высшего. В первую очередь это коснулось классических университетов как признанных центров образования, науки и культуры региональных сообществ, именно они стали инициаторами многих инновационных явлений в области образовательной политики. Общие направления организационной перестройки университетов выразились в переходе к многоступенчатой, гибкой, открытой, территориально-рассредоточенной и самодостаточной модели высшего учебного заведения, которое призвано обеспечить необходимые условия для получения качественного образования на всей территории региона.
Кемеровский государственный университет с середины 1980-х гг. разрабатывает и реализует модель университетского комплекса, две его формы, которые предлагаются в документах Правительства: единое юридическое лицо и университетский образовательный округ (рис. 1).
Важнейшей методологической предпосылкой работы по созданию университетского комплекса было рассмотрение российского образования с точки зрения теории систем, и это позволило нам предположить, что объединение усилий отдельных ее подсистем даст новый системный эффект, т.е. будут достигнуты результаты, недоступные каждому из ее компонентов (подсистем) в отдельности.
Второй, не менее важной, причиной, по которой создавался университетский комплекс, является обеспечение конкурентоспособности российской системы образования в современном мире в целом и каждого вуза в частности: «в самом ближайшем будущем, когда направления модернизации будут реализованы, обычный вуз, традиционно построенный, „замкнутый“ на свой внутренний мир, не имеющий мощного имиджа и серьезного инновационного потенциала, не пользующийся широким признанием хотя бы в рамках своей территории, окажется в жалком положении» (Жураков-ский В.М. Интегрированные образовательные учреждения и университетские комплексы: цели и задачи // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Барнаул, 2002).
Научно-образовательный комплекс Кемеровского государственного университета, являясь одной из весомых составляющих социальной инфраструктуры региона, непосредственно участвует в ее формировании. Студенты, преподаватели и сотрудники университета, его выпускники, абитуриенты, школьники, родители — все они вместе составляют серьезный социальный пласт, ориентированный на проблемы образования, заинтересованный в их оптимальном решении. Поэтому университет несет определенную ответственность за уровень образованности населения региона, его интеллектуальный потенциал, социальный настрой.
Понимая важность решаемых проблем, мы выделяем следующие функции
© Т.М. Чурекова, 2003 21
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Межотраслевой региональный центр переподготовки и повышения квалификации
ФППК ФППК ФППК Спецфакультет
работников социальных специалистов «Правоведение»
образования работников народного хозяйства
Р и с. 1. Структура университетского научно-образовательного комплекса
научно-образовательного комплекса КемГУ:
— разработка различного рода программ, определяющих стратегию развития образования, науки, культуры и т.п.;
— аккумулирование потребностей региона в специфических научных разработках, в подготовке и переподготовке кадров;
— формирование в структуре единого образовательного пространства стра-
ны целостных региональных систем образования;
— обеспечение преемственности между дошкольными и общеобразовательными учреждениями, средними профессиональными и высшими учебными заведениями; достижение высокого уровня качества подготовки школьников и специалистов;
— проведение анализа эффективности работы в достижении поставленных целей и т.п.
№ 3, 2003
Образовательная деятельность университетского комплекса направлена на решение ряда основных задач, в числе которых:
— формирование творческой личности, обладающей общей и профессиональной культурой, мобильной, способной к инновационной деятельности;
— повышение качества подготовки специалистов с учетом наиболее актуальных потребностей региона, создание условий для более быстрого их профессионального и творческого роста;
— снижение остроты проблемы трудоустройства выпускников, сокращение сроков их адаптации к конкретным производственным условиям;
— расширение сферы распространения предоставляемых вузом образовательных услуг;
— улучшение материальной базы вуза, благосостояния студентов и сотрудников за счет привлечения дополнительных средств предприятий и организаций.
Именно через выполнение вышеназванных функций и задач КемГУ имеет возможность оказывать влияние на всю систему образования региона, быть структурообразующим ее элементом и своего рода стандартом высокого качества для различных ступеней и организационных форм региональной образовательной системы.
Наиболее актуальным аспектом для высшей школы является ее взаимодействие с образовательными учреждениями области с целью создания условий и возможностей для воспитания, поддержки и развития способных, одаренных и талантливых детей. Школа (высшая и средняя) — хранитель и транслятор культуры, знания, опыта.
Образовательный округ Кемеровского государственного университета как одна из форм комплекса представляет собой консолидацию широкого круга дошкольных, общеобразовательных учреждений, органов управления образованием с университетом. В его структуре:
— вузовские подразделения:
а) методическая, психологическая, валеологическая службы; факультет довузовской подготовки; разновозрастные школы «Гармония» (для дошкольников) и «Эрудит» (для школьников);
б) центры непрерывного образования филиалов КемГУ, деятельность которых оказывает ощутимое влияние на все образовательные учреждения территории и прежде всего на общеобразовательные школы;
— ассоциация образовательных учреждений, реализующих программы различных уровней, независимо от профиля, ведомственной подчиненности и форм собственности (рис. 2).
Р и с. 2. Структура образовательного округа Кемеровского госуниверситета
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Специфика университетских образовательных округов состоит в том, что способом их создания являются:
— вертикальная интеграция, позволяющая системно развивать непрерывное образование, которое приобретает для обучающихся систематический последовательный и преемственный характер;
— горизонтальная консолидация в масштабах области, что позволяет предметно и конструктивно вести работу по реализации федеральной программы развития образования.
Стратегическая задача создания университетского округа — формирование региональной системы непрерывного образования путем расширения интеграции образовательных учреждений, реализации доступности, качества и эффективности образовательной системы региона, а также обеспечение адаптации образовательных учреждений Кузбасса и их выпускников к социальным, экономическим, культурным запросам общества и изменениям рынка труда.
Одной из функций университетского образовательного округа является обеспечение гибкого взаимодействия с органами и учреждениями образования, входящими в округ, учитывающего интересы всех сторон.
Система взаимодействия определяется тройственным договором: университет, орган управления образованием, учебное заведение.
Для лучшей координации управленческой деятельности под председательством ректора создан административный совет (Совет руководителей), в который вошли проректор, научный руководитель университетского образовательного округа, руководители центров непрерывного образования филиалов КемГУ, представители Департамента образования Кемеровской области и Управления образования г. Кемерово, руководители муниципальных образовательных органов и образовательных учреждений. Это позволило укрепить управленческую вертикаль, привлечь руководителей различного уровня к принятию и исполнению решений Совета.
С целью координации деятельности Совет руководителей РЦНО организует работу по главным проблемным направлениям, разрабатывает и утверждает ежегодный план работы, который включается в комплексный план Кемеровского госуниверситета и образовательных учреждений округа.
Руководство научно-методической деятельностью осуществляется научнометодическим советом (НМС), возглавляемым проректором РЦНО. Научно-методический совет РЦНО предназначен для решения задач совершенствования воспитательно-образовательного процесса в разных типах образовательных учреждений, повышения качества преподаваемых дисциплин, профессиональной квалификации и педагогического мастерства воспитателей, учителей, педагогов, администрации.
Организуя свою работу на преемственной основе, научно-методический совет объединяет по научно-педагогическим направлениям ведущих воспитателей детских садов, учителей и администрацию школ, преподавателей университета. Для этих целей в составе НМС создаются специализированные научнометодические советы (СНМС): по профилям образования, дошкольному и начальному образованию, воспитательной работе и психолого-валеологическим проблемам (рис. 3).
Рассматривая университетский округ как педагогическую систему, мы определили его основную цель: создание условий для постоянного, целеустремленного, творческого развития обучаемого и учителя, улучшения их деятельности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование посредством овладения новейшими достижениями науки, передового опыта, собственной поисковой деятельности, свободного выбора своей образовательной траектории, своей сферы инициативы и ответственности.
Центром организации в округе непрерывного образования соответствующего профиля выступают каждый факультет КемГУ и его кафедры. Ведущие преподаватели факультетов осуществляют учебно-научно-методическое обеспече-
№ 3, 2003
Р и с. 3. Структура научно-методического совета образовательного округа КемГУ
ние функционирования созданной системы на трех уровнях (довузовском — вузовском — послевузовском).
Основными принципами интегративной деятельности факультетов являются:
— целенаправленность и взаимная заинтересованность в совместной деятельности факультета и образовательного учреждения по созданию условий для реализации преемственного профильного образования и совершенствования профессионального мастерства учителя;
— дифференциация в выборе направлений и форм деятельности в соответствии с потребностями участников;
— личностная ориентация и фундаментальность образовательных услуг, предоставляемых факультетом учащимся и учителям;
— гибкость и открытость содержания и форм взаимодействия факультета с образовательными учреждениями, стимулирующих поиск и внедрение новых направлений и форм сотрудничества.
В процессе взаимодействия со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса мы использовали такие формы, как:
— совместное проектирование содержания учебных дисциплин с учетом го-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
сударственных образовательных стандартов, которое дает возможность оперативной корректировки содержания обучения;
— регулярное обсуждение вопросов совершенствования преподавания на заседаниях кафедр, проблемных семинарах, научно-практических конференциях, что позволяет внедрять инновационные педагогические технологии;
— издание совместных учебно-методических пособий для родителей, воспитателей, учителей и учащихся;
— апробация и внедрение в школьную практику результатов научных исследований преподавателей вуза, использование опыта работы учителей как средства совершенствования профессиональной подготовки студентов;
— проведение общих (для учащихся и студентов) учебных практик, научнопрактических конференций, деловых игр, проблемных семинаров, коллоквиумов — все эти формы развивают творческую активность, исследовательские качества, способствуют закреплению и отработке полученных знаний в деятельности, приближенной к профессиональной;
— промежуточный рейтинговый контроль, проводимый преподавателями университета, повышающий заинтересованность учащихся в получении конкурентоспособных знаний, и др.
Совместная деятельность университета, гимназий, лицеев, школ также предполагает:
— проведение групповых занятий и университетских спецкурсов;
— гибкую систему индивидуальных занятий, которые способны реализовать практически любую потребность ученика в подготовке по избранному направлению;
— постоянное формирование и целенаправленную реализацию личностной установки ученика на свободный и ответственный выбор, в том числе и профессиональный;
— взаимодействие с психологами Центра, которые последовательно (совместно со школьными психологами) формируют у школьников ясное ощущение самооценки и общественной значимости собственной личности, под контролем которых осуществляются обучение и развитие личности ученика, проходящего путь от изучения самого себя — через диагностику, самодиагностику и самоконтроль — к само-прогнозу, т.е. осознанию способов и методов реализации собственных возможностей.
Сотрудничество университета и образовательных учреждений приносит ощутимую пользу воспитанникам и воспитателям, учащимся и учителям, преподавателям и студентам. Воспитатели и учителя имеют возможность апробировать в практической деятельности новые разработки ученых вуза; для преподавателей КемГУ работа в базовой (инновационной) школе — кратчайший путь внедрения результатов научного поиска в практику, привлечение к исследовательской работе не только студентов, но и учащихся, учителей, возможность на качественно новом уровне организовывать проведение педагогической практики. За последние годы изменились отношения между школой и университетом. Сегодня КемГУ в образовательных учреждениях округа — равноправный участник педагогического процесса.
Функционирование университетского образовательного округа позволяет всем образовательным учреждениям осуществлять свою деятельность на системной основе, адекватно их образовательно-культурной, социально-экономической направленности, реализуя принципы преемственности и непрерывности, целостности, согласованности, гуманизации и гуманитаризации, психологической комфортности,вариативности и креативности.
Поступила 24.06.03.