Научная статья на тему 'Рейтинговый контроль в довузовской подготовке и результаты его применения'

Рейтинговый контроль в довузовской подготовке и результаты его применения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Лилия Анатольевна

Проводится сравнение традиционной и рейтинговой систем контроля. Проводятся аргументы в пользу применения рейтингового контроля на этапе довузовской подготовки; оцениваются его результаты. Делается вывод о целесообразности применения метода в практике довузовской подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рейтинговый контроль в довузовской подготовке и результаты его применения»

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С.Полат. М.: Изд. центр «Академия», 1999.

5. Зязун, И.А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн [и др.]; под ред. И.А. Зазюна. .М.: Просвещение, 1989.

6. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: учеб.-практ. пособие / В.Ю. Питюков. М.: Ассоц. авт. и изд. «Тандем», 1997.

Л. А. ФЕДОТОВА (Волгоград)

РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

Проводится сравнение традиционной и рейтинговой систем контроля. Проводятся аргументы в пользу применения рейтингового контроля на этапе довузовской подготовки; оцениваются его результаты. Делается вывод о целесообразности применения метода в практике довузовской подготовки.

В современных условиях социально-экономических и технологических преобразований в России необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием в обществе не вызывает сомнений. Перестройка системы образования от принципа обучения «одно образование на всю жизнь» к непрерывному «образованию в течение всей жизни» достигается различными педагогическими средствами, важное место занимает контроль как необходимый элемент любого педагогического процесса.

Во многом качество высшего образования закладывается на предыдущей ступени образования. Однако в настоящее время между высшей и средней школами существуют немалые различия в целях, задачах, используемых формах обучения и контроля. Гармонизировать их вполне возможно в существующей системе довузовской подготовки, функции которой широки и разнообразны: диагностирующие, профориентационные, обучающие, адаптирующие. В актуализации большинства этих функций существенное значение приобре-

тает качество педагогического контроля во всех его проявлениях.

Сравним две системы контроля знаний, распространенные в настоящее время: традиционную, преобладающую в средней школе, и рейтинговую, основанную на накоплении условных единиц (рейтинговых баллов) в течение всего аттестационного периода и находящую все более широкое применение в высшей школе.

Традиционная система контроля Рейтинговая система контроля

Объективность выставляемой отметки

Снижение объективности вследствие неизбежности оши-5ок «контраста», «ореола» и других объективных тенденций оценивания, допускаемых непреднамеренно. Повышение объективности вследствие заранее известных учащимся четких критериев получения определенного количества баллов за конкретное учебное поручение.

Стимулирование познавательной активности обучаемого

Недостаточная активизация познавательной деятельно-:ти вследствие ограниченных возможно-:тей осуществления постоянного контроля на всех этапах обучения. Возможность стимулировать и активизировать познавательную активность обучаемого через осуществление постоянного текущего и других видов контроля.

Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля

Ограниченные возможности воздействия на формирование навыков саморегуляции вследствие ограничения для учащегося выбора видов деятельности в пределах изучения конкретной [ЩСЦИПЛИНЫ. Возможность воздействия на формирование навыков саморегуляции вследствие увеличения роли учащегося в выборе и контроле собственной траектории изучения дисциплины.

Стимулирование ритмичной работы обучаемого

Ограниченные возможности стимулирования постоянной и равномерной работы эбучаемого. Стимулирование постоянной работы вследствие возможности и необходимости получения рейтинговых баллов в течение всего периода обучения.

© Федотова Л.А., 2008

Традиционная система контроля Рейтинговая система контроля

Активизация личностно развивающей деятельности обучаемых

Ограниченные возможности обучаемого получить оценку своей деятельности на каждом этапе освоения материала уменьшают его пути оперативной коррекции самооценки. На большем промежутке времени традиционная система оценки знаний дает приемлемые возможности для лич-ностно-развивающей деятельности обучаемого. Оценивание различных видов деятельности на всех этапах обучения и возможность оперативной оценки своей деятельности позволяют обучаемому оперативно сравнивать и активно влиять на положение в рейтинге, повышая тем самым свою самооценку.

Сравнение результатов обучения

Шкала традиционных отметок - ранговая шкала с невозможностью равномерного распределения между метками и неопределенностью установления начала этсчета. По ранговым шкалам можно определить уровень проявления учебных достижений, но нельзя эпределигь величину различий ее проявления. Шкала рейтинговых оценок - интервальная шкала, т.е ранговая шкала с присвоением делениям числовых эквивалентов. Как известно, по рейтинговым шкалам возможно установление равенства, сопоставления «больше - меньше». На шкале рейтинга отсутствуют пропорции; произвольноль-но должен быть установлен нуль шкалы.

Статистическая обработка результатов

Возможна ограниченная статистическая обработка качественного характера. Возможна достаточно глубокая обработка результатов статистическими методами.

Обратная связь

Вследствие ограниченности возможности математической эбработки результатов оценки, при использовании ее как компонента управления учебным процессом необходимо привлекать широкий круг дополнительных сведений. Вследствие возможности математической обработки рейтинговая оценка несет большую информацию для коррекции учебного процесса.

Окончание табл.

Традиционная система контроля Рейтинговая система контроля

Удобство применения

Удобна при традиционных формах и методах работы педагога, при индивидуальном взаимодействии с отдельными учащимися в процессе обучения и контроля, при необходимости сознательно увеличить субъективность оценки. Максимально удобна и технологична при использовании современных форм контроля знаний, в частности, с использованием технических средств.

Сравнительный анализ двух систем контроля дал основание предположить целесообразность применения рейтингового контроля в системе довузовской подготовки. В этом случае к вышеперечисленным критериям сравнения систем оценок можно добавить следующие:

Традиционная система Рейтинговая система

Адаптивность к вузовской системе обучения

Отсутствие опыта участия в рейтинговой системе удлиняет неизбежный процесс адаптации из-за увеличения количества непривычных факторов новой образовательной среды вуза. Знание особенностей рейтинговой системы оценки знаний и опыт участия в ней дает возможность быстрее адаптироваться в вузе.

Опыт субъекта педагогического контроля

Одинаковость систем оценки знаний, применяемых в школе и в системе довузовской подготовки, укрепляет учащихся в мысли о невозможности другой системы контро-пя знаний. Столкновение в вузе с рейтинговой системой контроля может вызвать внутренний протест и нежелание участвовать в ней. На этапе довузовского образования рейтинговая система контроля знаний действует параллельно с традиционной, применяемой в школе, что дает учащемуся возможность сравнить их и увидеть преимущества и недостатки каждой. При дальнейшем обучении в вузе необходимость такой системы оценки не вызывает внутреннего протеста обучаемого.

Кол.ю 1-я контрольная неделя кол-ю 2-я контрольная неделя

стукктоЕ ступентов

» без опыта рейтинга ^опытом рейтинга

без опыта рейтинга опытом рейтинга

Кол-во Работа в семестре

стуцентов

■без опыта рейтинга ^опытом рейтинга

В течение ряда лет рейтинговый контроль применялся на факультете довузовской подготовки Волгоградского государственного технического университета. Его методика соответствовала принятой в вузе. Семестр делился на три части, во время и по окончании которых проводились все виды контроля с подсчетом рейтинговых баллов. После обработки данных результаты доводились до сведения учащихся и их родителей (стенд и сайт). По результатам промежуточного контроля учащийся мог набрать до 20 баллов; таким образом, за работу в семестре можно было получить до 60 баллов. Минимальное количество баллов, при котором учащийся допускался к итоговой аттестации, - 40. По результатам итоговой аттестации учащийся мог набрать еще до 40 баллов, максимально получив 100 баллов за семестр. Единая методика действовала при изучении всех учебных курсов. Результаты проведенного эксперимента оценивались по критериям надежности, валидности и эффективности.

Надежность полученных результатов определяется их воспроизводимостью на

без опыта рейтинга опытом рейтинга

протяжении нескольких лет эксперимента и достаточно большим количеством участников (в разное время довузовской подготовкой с использованием рейтингового контроля было охвачено более 800 человек). Критерием валидности рейтингового контроля должны являться данные, подтверждающие заявленные цели и полученные с помощью методик, валидность которых считается достоверно установленной. На наш взгляд, таким критериям отвечает методика проверки качества знаний учащихся, получающая в настоящее время все более широкое распространение, - единый государственный экзамен (ЕГЭ). Достоинства методики ЕГЭ не раз обсуждались в различных публикациях, и для целей проверки качества рейтинг-контроля ее можно считать достоверной. Проведенные нами расчеты для 160 выпускников факультета довузовского образования, сдававших ЕГЭ по математике в 2007 г., дают коэффициент корреляции 0,92. Это, несомненно, говорит о тесной связи результатов, полученных школьниками при разных формах оценивания знаний - рейтинг и ЕГЭ.

Эффективность предлагаемой системы контроля может определяться через уровень адаптации учащихся с опытом рейтингового контроля к вузовским условиям обучения. Для его проверки был проведен анализ баллов, набираемых студентами 1-го курса по различным предметам. Обработаны данные по 152 студентам, из которых 59 имели опыт рей-тинг-контроля. На рисунке (см. с. 103) представлена плотность распределения (процент учащихся от общего числа участвующих, которые набрали определенный рейтинговый балл) результатов при изучении курса высшей математики в 1-м семестре 1-го курса вузовского обучения.

Наблюдаются следующие закономерности:

• по результатам промежуточного контроля максимум полученных кривых для студентов с опытом участия в рейтинг-кон-троле смещен вправо в сторону больших баллов, что свидетельствует о более раннем включении их в перманентную деятельность в семестре;

• относительно меньшее количество студентов с опытом участия в рейтинг-кон-троле по результатам семестра имеют наименьший возможный балл (40 - 44), что также свидетельствует о более ранней адаптации к вузовской системе контроля;

• относительно большее количество таких студентов подходят к итоговому контролю с максимально возможным баллом (56- 60);

• относительно большее число студентов с опытом рейтинг-контроля имеют максимально возможный балл по результатам семестра (96 - 100).

При итоговой оценке за семестр различия в распределении студентов по баллам менее выражены, однако и здесь максимум кривой распределения для студентов с опытом рейтингового контроля расположен в области больших баллов (74 -78), чем для другой группы (61 - 65). Связано это с тем, что деятельность студентов в сессию специфична и подчиняется иным закономерностям, однако и здесь студенты с лучшими рейтинговыми баллами за семестр оказываются в лучшем положении.

Эффективность применения рейтинг-контроля в довузовской подготовке подтверждается и анализом распределения по баллам студентов 1-го курса после освоения курса философии, не изучаемого ни в школе, ни на этапе довузовской подготовки. Выявляемые здесь закономерности повторяют описанные выше, что подтверждает тезис о том, что это не результат изучения вузовских дисциплин на более раннем этапе, а эффект применения обоснованно выбранной системы контроля, проявляющийся в лучшей адаптации к вузовской системе обучения.

Однако, чтобы любой контроль был максимально эффективным, он должен быть психологически приемлемым для всех участников.

Понимая это, мы выясняли привлекательность рейтинговой системы оценки знаний для старшеклассников. Опрос проводился среди учащихся факультета довузовского образования, которые в течение 1 - 3-го семестров работали в системе рей-тинг-контроля. Из 305 опрошенных предпочтение рейтинговой оценке отдали 91%, за традиционную школьную систему выступили только 9% учащихся. Среди причин привлекательности рейтинговой системы старшеклассники отмечают объективность результатов (32%), точность оценки (28%) и ее справедливость (18%), однозначность критериев оценивания (16%). 18% учащихся выпускных классов отметили, что рейтинговая система оценки знаний помогает психологически перестроиться на учебу в вузе, 30% высказали мнение, что рейтинговая оценка помогает легко сравнивать полученные результаты с результатами соучеников.

Проголосовавшие против рейтинг-конт-роля в качестве причины чаще называют привычку к школьной системе. В целом отрицательные ответы говорят скорее о некоторой инертности учащихся, чем о видимых ими минусах рейтинга.

Анализ всех ответов позволяет сделать вывод о том, что старшеклассники отмечают те же положительные моменты рейтинговой системы контроля знаний, что и педагогическая литература, и преподаватели с опытом работы в таких условиях.

Все это позволяет сделать вывод о безусловной применимости рейтинга при работе со старшеклассниками и эффективности такой системы контроля на этапе довузовской подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.