УДК 378.72.01
Шалюгина Татьяна Александровна
Shalyugina Tatiana Alexandrovna
кандидат психологических наук,
директор филиала Кубанского государственного
университета в г. Кореновске
kor@kubsu.ru
Candidate of Pedagogics, director of the affiliate of Kuban State University in Korenovsk kor@kubsu.ru
ГЛОБАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ МИССИЯ ВУЗОВ
GLOBAL INNOVATION MISSION OF HIGH SCHOOLS
Аннотация:
The summary:
На всем протяжении своей истории российские вузы выполняли важные социокультурные задачи, осуществляли непрерывный поиск оптимальных направлений и методов подготовки специалистов, востребуемых отечественной культурой на конкретных этапах ее развития, определяли приоритетные цели образовательной деятельности, адекватные вызовам сменяющихся исторических эпох. Актуальной задачей выступает культивирование в образовательной среде чувства профессиональной гордости за роль педагогической деятельности в обучении и воспитании студентов.
Throughout its history, the Russian high schools carried out important social and cultural tasks, continuously searched for the best areas and methods of training of specialists, claimed national culture at various stages of its development, determine the priority objectives of the educational activity, the appropriate challenges of changing eras. Actual task is cultivation in the educational environment for a sense of professional pride the role of pedagogical activity in training and educating students.
Ключевые слова:
ориентация, реорганизация, методика, образование, развитие, обучение, технология.
Keywords:
orientation, reorganization, technique, education, development, teaching, technology.
В наши дни векторы и тенденции мирового развития пересеклись в одной точке, которая может и должна стать эпицентром инновационного развития в глобальном масштабе.
Следует отметить, что в настоящее время в системе высшего образования наблюдается увеличение инновационных педагогических технологий [1]. Инновации характеризуют качественно новый этап в развитии педагогической культуры.
При этом перспективной задачей педагогической культуры современного преподавателя является информационная и компьютерная компетентность, так как вузовские условия вносят коррективы в теорию и практику образовательной деятельности, повышают требования к профессорско-преподавательскому составу [2].
Овладение педагогикой и психологией делового общения - одно из современных условий успешности образовательной деятельности преподавателя. [3].
Совпадение стратегических целей всего мирового образовательного процесса и социальной миссии, которую определили для себя вузы, сыграло свою позитивную роль. Благодаря этому российская система отраслевых вузов получила исторический шанс войти в мировое образовательное пространство как достойный стратегический партнер, заявить о своих возможностях, инновационных специальностях и педагогических технологиях, участвовать в самых престижных и масштабных проектах.
Глобальные изменения, которые произошли и происходят сегодня в мире, доказывают, что главным фактором общественного развития становится не научно-технический прогресс, а качества человека.
Новой эпохе необходим человек нового типа, способный на равных войти в мировую культурную и интеллектуальную элиту.
Вузы отчетливо сознают, что человечество входит в новую информационную цивилизацию, в которой главным капиталом становятся интеллект, знания, профессионализм и нравственная зрелость личности.
Поэтому задача наших вузов - подготовка будущих специалистов, компетентных не только в своей профессиональной деятельности, но и отличающихся высокой культурой, обладающих гражданской и социальной ответственностью, разделяющих гуманистические идеалы и нравственные ценности.
Современная парадигма образования - «образование для устойчивого развития» - требует подготовки эффективных специалистов, умеющих быстро принимать решения и добиваться успеха.
Современный поставторитарный социум переживает сложные перемены во всех сферах общественной жизни. Глобальная информатизация современного общества оказала существенное влияние на образовательный процесс, на систему высшего образования, потребовав радикального пересмотра используемых методик обучения. Таким образом, реорганизация системы высшего образования в России предполагает как стартовую основу переход к таким методам обучения, которые основаны на конструктивистском, оперативном подходе.
Возникновение новых социально-культурных реалий в вузах требует переоценки творческих и методических основ преподавания. В этих условиях возрастает ответственность педагогического состава к уровню преподавания в условиях обучения и воспитания студентов в вузах. Взаимодействие науки и инноваций становится объективным фактором эффективной образовательной деятельности.
Образование, в отличие от науки, направлено на формирование нового знания, а на основании систематизированных знаний - на формирование умений и навыков. Оно характеризуется субъектами -учителями, преподавателями; объектами - учащимися и студентами; образовательными учреждениями; учебными планами и программами; преподаваемым знанием, методами обучения; формами контроля и аттестации обучаемых.
Развитие информационной цивилизации превратило образование в основной источник политического, социального промышленного и духовного развития, формирования интеллектуальных ресурсов и человеческого капитала.
Все более очевидным становится то, что главной характерной чертой инновационной деятельности вуза должна стать ориентация на постоянное развитие, на качество научно-образовательной деятельности. Инновационный вуз прежде всего должен обеспечить образование высокого качества, условиями которого в экономике становятся воспитание у студента теоретического воображения, профессиональной интуиции и инструментальных навыков и умений.
Принятие новых методологических оснований науки, развитие способности к признанию вероятностной логики и множественности истины, самоопределение в ценностных и целевых ориентациях — вот проблемное поле освоения исследовательской деятельности, актуальное как для молодого преподавателя, так и для преподавателя со стажем, получившего научно-исследовательскую подготовку в рамках рациональности классического типа.
Исходя из вышесказанного, в современной ситуации уместно говорить не только о подготовке кадров высшей квалификации, но и о постоянном повышении уровня их исследовательской и инновационной компетенций.
В настоящее время значимость этой задачи возрастает в силу смены типов научной рациональности.
Новые методы и формы, которые применяются в управлении, должны иметь определенное, в том числе, научное обоснование. Принимаемые решения должны быть прагматичными, в их основе должен лежать экономический расчет и оценка последствий, которые непременно следуют за решениями. При этом практика показывает, что подготовка различных вариантов решений позволяет найти оптимальный результат, учитывая интересы всех сторон. Взаимодействие науки и инноваций становится объективным фактором эффективной образовательной деятельности. Функциональные обязанности преподавателя вуза характеризуются совмещением двух базовых видов деятельности — педагогической и исследовательской, которые обогащают друг друга: результаты научно-исследовательского поиска пополняют содержание образования, педагогическое взаимодействие инициирует новые исследовательские задачи. Квалифицированный ученый интересен как педагог, должен строить преподавание по проблемноисследовательскому типу, вызывая у студентов жажду поиска и открытия нового. Следовательно, ориентация на инновационное образование выдвигает задачу подготовки преподавателя вуза к исследовательской деятельности.
В условиях формирующегося в России рынка образовательных услуг именно качество становится той базовой характеристикой, которая обеспечивает вузу конкурентоспособность и уверенность в своем будущем. Комплексная оценка вуза, процедуры государственной аттестации и аккредитации направлены в первую очередь на оценку качества подготовки специалистов и реализуемых в вузе образовательных программ. Именно от их итогов в значительной степени будут зависеть объем государственного заказа на подготовку специалистов, а значит, бюджетного финансирования, то место, которое займет вуз среди других вузов России. Принятие принципиальных решений в этом направлении позволят перейти от сугубо теоретического обсуждения проблемы качества в практическую плоскость, в частности начать разработку и внедрение тех технологий, которые обеспечивали бы создание устойчиво функционирующей системы совершенствования образовательной деятельности. Это позволит не только своевременно выявлять и устранять имеющиеся недостатки, но и целенаправленно планировать и эффективно управлять качеством всех процессов. Такими технологиями могут являться разработка концепции и стратегического плана развития высших учебных заведений, программ действий по основным направлениям их деятельности, рейтинг профессорско-преподавательского состава, самооценка, внутренний аудит и ряд других. В связи с этим в настоящее время перед вузами стоят задачи дальнейшей разработки, создания и реализации нормативной базы, регламентирующей содержание и формы процессов (от маркетинга на рынке образовательных услуг до работы с выпускниками и работодателями), а также системы управления качеством этих процессов на уровне каждого факультета.
Интересным в связи с этим представляется опыт американских университетов. Как известно, система образования в США является децентрализованной, и по Конституции США управление образованием в части создания вузов, их лицензирования и администрирования делегировано штатам. Поэтому, например, в штате Колорадо существует Департамент образования, который координирует стратегию образования и ресурсы штата для 28 учебных заведений общественного типа и нескольких сотен частных учебных заведений, а также осуществляет надзор за реализацией основных программ государственных займов.
Необходимость в изучении подобного опыта очевидна, установление прочных связей и с зарубежными вузами позволит изучать их опыт инноваций в образовании, участвовать в международных проектах, развивать академическую мобильность студентов, аспирантов, преподавателей. Уже сегодня факультеты и кафедры организуют, и ежегодно проводят студенческие конференции. Те, кто еще с первого курса заинтересован наукой, могут пополнить ряды аспирантов, а затем и преподавателей, молодых ученых.
Также необходимо всегда помнить о работодателях - более активно устанавливать партнерские отношения с сообществом предпринимателей и муниципальной властью, изучать их запросы по подготовке специалистов для производства и сферы управления. Должны быть разработаны четкие критерии эффективности внедрения результатов научных исследований и разработок, выполненных по заказам предприятий, организаций, органов государственной и муниципальной власти и управления.
Научная и инновационная деятельность вузов должна сопровождаться целенаправленной информационной поддержкой, учреждением премий и наград за успехи, достигнутые в сфере науки и инноваций. Усиливается инновационная направленность таких курсов, как «Школа педагогических инноваций», на кото-
рых преподаватели различают понятия «новация» и «инновация», определяют философские, аксиологические, методологические основания инновационной деятельности, разбирают основные направления инноваций в образовании: обновление содержания образования, использование новых технологий и форм организации процесса обучения. При этом каждый может выбрать наиболее подходящую ему позицию разработчика или распространителя инновационного образца педагогической деятельности. Рефлексивная составляющая технологий направлена на создание условий, во-первых, для переосмысления преподавателем собственной деятельности, во-вторых, для осознанного отношения к обучению на курсах, что является залогом освоения им субъектной позиции в профессиональном саморазвитии. Важную роль в реализации данных технологий играет учебно-методическое обеспечение как деятельности организаторов образовательного процесса, так и слушателей курсов.
Данные подходы в организации повышения квалификации преподавателей вуза позволяют перейти от стратегии внедрения инноваций, к стратегии развития способности к исследовательской, проектировочной и инновационной деятельности.
Формирование молодого специалиста трудоемкий процесс подготовки кадров базируется на методиках обучения, результативность которых в конечном итоге определяет уровень квалификации будущего выпускника. Традиционная методика предполагает общение преподавателя и студента, постоянный контроль со стороны преподавателя за учебной деятельностью студента, контроль усвоения учебного материала. Другими словами, плодотворность этого диалога зависит от правильного решения преподавателем задач. При этом преподаватель решает и функцию методической проработки учебного материала. Данная модель обучения носит директивный характер. Основные критерии директивной модели обучения: точность, бесспорность, достоверность излагаемого.
Исходя из вышесказанного, в современной ситуации уместно говорить не только о подготовке кадров высшей квалификации, но и о постоянном повышении уровня их исследовательской и инновационной компетенций.
На основе новых информационных и педагогических технологий, методов обучения стало возможным изменить, причем радикально, роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы студента, выступить в качестве проводника разнообразнейшей информации, способствуя самостоятельной выработке у студента критериев и способов ориентации, поиске рационального в информативном потоке.
В нынешних условиях развития рынка образовательных услуг в России и требований эпохи информационных технологий преподавание должно сочетать в себе выработанные практикой директивную и современную, носящую инновационный характер, интерактивную модели обучения, которые предполагают большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений. Основные критерии интерактивной модели обучения - возможность неформальной дискуссии, свободного изложения материала, меньшее число лекций, но большее количество семинаров, инициатива студента, наличие групповых заданий, которые требуют коллективных усилий, постоянный контроль во время семестра, выполнение письменных работ. Интерактивные методы включают в себя: метод проблемного изложения, презентации, дискуссии, кейс-стадии, работу в группах, метод мозгового штурма, метод критического мышления, викторины, мини-исследования, деловые игры, ролевые игры, метод Insert (или метод индивидуальных пометок, когда студенты пишут 7-10-минутное ассоциативное эссе), метод блиц-опроса, метод анкетирования, прием «Бинго» и др. [4]. Сам процесс передачи информации построен на принципе взаимодействия преподавателя и студента. В связи с этим перед преподавателями вузов стоит задача выработки и внедрения таких приемов и методов обучения, которые бы были нацелены на активацию творческого потенциала студента, его желания обучаться. При этом должна решаться педагогическая задача формирования личности гражданина, и его ценностных ориентаций, поскольку процесс обучения в вузе - основная составляющая образовательного процесса в жизни каждого человека. От того, насколько каждый индивид - студент, будет вовлечен в процесс обучения, в конечном итоге будет зависеть уровень его образованности и интеллигентности во всех смыслах этого слова. Одним из эффективных методов активации процесса обучения считается метод проблемного изложения. При таком подходе лекция становится похожей на диалог, преподавание имитирует исследовательский процесс (выдвигаются первоначально несколько ключевых постулатов по теме лекции, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения студентами учебного материала). Эта методика позволяет заинтересовать студента, вовлечь его в процесс обучения. Перед началом изучения определенной темы курса ставится перед студентами проблемный вопрос или дается проблемное задание. Стимулируя разрешение проблемы, преподаватель снимает противоречия между имеющимся ее пониманием и требуемыми от студента знаниями. Эффективность метода в том, что отдельные проблемы могут подниматься самими студентами, тем самым преподаватель добивается от аудитории «самостоятельного решения» поставленной проблемы. Организация проблемного обучения представляется достаточно сложной, требует значительной подготовки лектора. Однако на начальном этапе использования этого метода его можно внедрять в структуру готовых ранее разработанных лекций, семинаров как дополнение.
Другим эффективным методом можно назвать метод кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций (УКС) [5]. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решения и обосновать его. Метод УКС стал применяться еще в начале ХХ в. в области права и медицины. Ведущая роль в распространении этого приема обучения принадлежит Гарварду. Именно там были разработаны первые кейсовые ситуации для обучения студентов по бизнес-дисциплинам. Метод кейс-стади, если следовать определению разработчиков метода, - это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Кейсы составляют основу беседы аудитории под руководством преподавателя. Поэтому метод кейс-стади включает одновременно и
особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Главное, этот метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач [6].
Разработана общая технология работы при использовании метода УКС. До начала занятий преподаватель: а) подбирает кейс, б) определяет основные и вспомогательные материалы, в) разрабатывает сценарии. Обязанности студента - получить кейс и список рекомендуемой литературы, готовиться к занятию. Во время занятий преподаватель: а) организует предварительное обсуждение кейса, б) делит группу на подгруппы, в) руководит обсуждением кейса. Студент: а) задает вопросы, б) предлагает варианты решений, в) принимает решение, г) составляет письменный отчет о работе. Теперь же, после небольшого экскурса в содержание некоторых инновационных методик преподавания, остановимся на собственном опыте использования аналогичных приемов обучения по курсу «История Кубани».
История Кубани - гуманитарный предмет. Специфика истории как предмета обучения заключается в искусстве слова. Еще древние греки считали историю искусством, которому покровительствует особая муза - Клио. Цель истории как учебного курса - решение наряду с познавательными задачами, формирование у студентов научного понимания истории как поступательного процесса, раскрытие содержания принципов историзма, без которых невозможно понять ход Истории. Задача преподавателя в этом контексте - решить дилемму между необходимостью передачи студенту определенного минимума знаний, с одной стороны, развития навыков и обучения принципам самостоятельной выработки этих знаний - с другой. Реальность вносит определенные коррективы в понимание форм и методик преподавания истории в вузе. Особенную роль в приемах и средствах преподавания в вузах занимают ныне современные технологии - компьютер и Интернет. В связи с этим возникают новые видения путей успешного формирования знаний и умений у современной обучающейся молодежи - российских студентов. Одним из самых заметных проявлений влияния компьютерных и интернет-технологий стало использование в процессе обучения интерактивных методов. Полагаем, что при определении правильности или неправильности методик преподавания важно опираться не на степень технической обеспеченности процесса обучения, что тоже важно, а на конечную результативность методов преподавания.
Как научная категория, педагогическая культура развивается и совершенствуется, о чем свидетельствует обоснование ее новых аспектов и структурных компонентов.
Прежде всего преподавателю высшей школы целесообразно понимать и представлять педагогическую культуру как достигнутый уровень развития личности педагога, определенную степень овладения им педагогическим опытом высшей школы и учебно-воспитательной деятельности. Педагогическая культура рассматривается не изолированно от других компонентов педагогической деятельности, а в динамике, в качестве высшего этапа педагогического развития преподавателя. Ведь в известном смысле педагогическая культура - это и реальность, и идеал в их диалектическом единстве. Этому процессу предшествует овладение педагогическими знаниями, а впоследствии - и педагогическим мастерством [7]. Такой подход уже на раннем этапе намечает ориентировочную основу действий современного преподавателя.
Важно формировать у преподавателей стремление и способности решать воспитательные задачи. В этом проявляется гуманизм преподавателя, его доброжелательное отношение к студентам. Основу образовательной деятельности преподавателя должно составлять разностороннее формирование и развитие будущего специалиста, его профессиональных способностей, интересов и склонностей.
Таким образом, реализация современных требований к педагогической культуре преподавателя, выполнение этапов ее формирования и совершенствования являются важными условиями проявления педагогической культуры в высшей школе.
Государственная политика в области образования должна иметь научное обоснование - лишь в этом случае образование будет в наибольшей степени отвечать потребностям личности, семьи, общества, государства, эффективно использовать бюджетные средства, будет более конкурентоспособным на мировых рынках образовательных услуг.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: учебно-практическое пособие. М., 1997.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. М., 1999.
3. Кан-Калик В.А. Педагогическое общение преподавателя и студентов в условиях вуза // Основы педагогики и психологии высшей школы. М., 1986. С. 255-272.
4. Громыко Н.В. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания: реальные вызовы и варианты решения — подлинные и мнимые // Альманах «Восток». 2005. Вып. № 3 (27), март. иРЬ: http://www.situation.ru/app/j_art_831.htm. (дата обращения 16.01.2009).
5. Сурмин Ю., Сидоренко А., Лобода В., Фурда А., Меер К. / Хармони Инк / Центр инноваций и развития / Программа распространения ситуационной методики обучения / Ситуационный анализ или методика кейс-метода / Протокол № 4 Киев. Центр инноваций и развития. 05.06.2004.
6. Варжина Н.В. Проектирование элементов системы управления качеством вуза по модели МС ИСО 9001 // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». Омск, 2003. № 1.
7. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для спец. высш. учеб. заведений / под ред. И.А. Зязюна. М., 1989.
1. Pityukov V.Y. Osnovy pedagogicheskoy tehnologii: uchebno-prakticheskoe posobie. M., 1997.
2. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tehnologii v sis-teme obrazovaniya / ed. by E.S. Polat. M., 1999.
3. Kan-Kalik V.A. Pedagogicheskoe obshchenie prepodavatelya i studentov v usloviyah vuza // Osnovy pedagogiki i psihologii vysshey shkoly. M., 1986. P. 255-272.
4. Gromyko N.V. Integratsiya estestvennonauchnogo i gumani-tarnogo znaniya: real'nye vyzovy i varianty resheniya — podlinnye i mnimye // Al'manah «Vostok». 2005. Issue No. 3 (27), March. URL: http://www.situation.ru/app/j_art_831.htm. (date of access 16.01.2009).
5. Surmin Y., Sidorenko A., Loboda V., Furda A., Meer K. / Harmoni Ink / Tsentr innovatsiy i razvitiya / Programma rasprostraneniya situatsionnoy metodiki obucheniya / Situ-atsionniy analiz ili metodika keys-metoda / Protokol No. 4 Kiev. Tsentr innovatsiy i razvitiya. 05.06.2004.
6. Varzhina N.V. Proektirovanie elementov sistemy upravleniya kachestvom vuza po modeli MS ISO 9001 // Vestnik Omskogo universiteta. Ser. «Ekonomika». Omsk, 2003. No. 1.
7. Osnovy pedagogicheskogo masterstva: textbook for special high schools / ed. by I.A. Zyazyuna. M., 1989.