ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.126
Матушанский Г.У., Завада Г.В.
НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ -ИННОВАЦИОННЫЙ НАУЧНО -МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
В статье предложен инновационный научно-методический проект, связанный с непрерывной подготовкой преподавателя вуза на этапах педагогической практики и профессиональной переподготовки магистрантов и аспирантов, педагогической интернатуры (стажировки) ассистентов, подготовки через систему повышения квалификации к профессиональной деятельности на должностных уровнях: старший преподаватель - доцент - профессор.
Ключевые слова: преподаватель высшей школы, непрерывная подготовка, инновационный проект.
Введение. В условиях современной модернизации российской высшей школы необходимо переходить от ретрансляции знаний к инновационному образованию, когда результаты научных исследований непосредственно внедряются в учебный процесс. В этой связи предлагаемый научно-методический проект демонстрирует органическое единство проведения научных исследований, педагогического эксперимента и профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Он призван реализовать перспективы личностного развития будущего специалиста, органично сочетая высокий профессионализм, социальную зрелость и творческое начало. Требования к нему сегодня не только повысились, но и кардинально изменились [1].
Анализ научно-исследовательской литературы позволил выделить несколько этапов профессиональной подготовки и переподготовки преподавателей высшей школы. Первый этап заключается в психодиагностике всех желающих стать преподавателями вуза. Это могут быть студенты, бакалавры и магистры, аспиранты и соискатели, а также лица, проходящие переподготовку на специальных курсах или факультетах. Задача этого этапа - выявить среди желающих стать преподавателями вуза лиц с явными противопоказаниями, т.е. профессионально непригодных. Условно этот этап можно назвать профессиональной консультацией всех желающих попробовать себя в качестве преподавателя. Индивидуальные харак-
теристики для диагностики профессиональной непригодности к педагогической деятельности можно выразить следующим образом: противопоказания в состоянии здоровья (психического и физического); недостаточная осознанность профессионального выбора; отсутствие психологической предрасположенности к профессии. В процессе обучения в вузе функции данного этапа может взять на себя педагогическая практика, которая включена в учебный план подготовки магистров.
Второй этап профессиональной подготовки и переподготовки преподавателей высшей школы - этап профессионально-педагогического обучения на получение квалификации преподавателя высшей школы. Задачи этого этапа - психолого-педагогическая диагностика и профессионально- педагогическое обучение будущего преподавателя. Сюда входит коррекция и развитие недостаточно выраженной знаниевой компетентности слушателя, т.е. на данном этапе подготовки преподавателя вуза основными параметрами являются профессионально-педагогические знания (составляющие основу теоретической и прикладной деятельности преподавателя высшей школы и служащие фундаментом для выработки умений и навыков) и качества личности, наиболее значимые для профессионально-педагогической деятельности в вузе. Данный этап является дополнительным в образовательной программе подготовки магистрантов и обязательным в образовательной программе подготовки аспирантов.
Третий этап должен быть направлен на уточнение наиболее перспективного для каждого преподавателя места приложения сил. Условно его можно назвать этапом профессионально-предметной специализации и профессиональной адаптации педагога. Основной задачей этого этапа является отработка основных элементов технологической компетентности преподавателя высшей школы. На данном этапе на первое место выходит индивидуальная образовательная траектория преподавателя, определение и развитие необходимого приращения в профессиональных компетенциях, связанных с занимаемой должностью, выполняемыми функциями и т.п.
Рассмотрим указанные этапы формирования профессиональнопедагогической компетентности подробнее.
Педагогическая практика магистрантов. Педагогическая практика является неотъемлемой частью профессионально-педагогической подготовки магистрантов к работе преподавателя и куратора в вузе и представляет собой особую форму взаимосвязи теоретического обучения и будущей практической деятельности. Требования к организации практики
определяются государственным образовательным стандартом ВПО степени магистр техники и технологии. Педагогическая практика представляет собой особый вид учебных занятий, в ходе которых формируется целостное всестороннее представление о педагогическом процессе, развиваются профессионально значимые компетенции.
С 2009 года на кафедре «Педагогика и психология профессионального образования» (11111Ю) реализуется программа педагогической практики магистрантов 2 года обучения, основной целью которой является: формирование и совершенствование профессионально-значимых компетенций по психолого-педагогической и профессиональной подготовке магистранта к научно-педагогической деятельности [2].
К задачам педагогической практики можно отнести:
1. практическое применение теоретических знаний по педагогике и дидактике высшей школы;
2. формирование компетенций преподавательской деятельности в условиях различных форм организации обучения и внеаудиторной работы, а также компетенции по использованию методов, способов и средств реализации педагогических технологий; отбору содержания обучения, методического обеспечения; выбору и реализации систем педагогического контроля с применением традиционных и современных технологий и т.п.;
3. развитие у магистрантов педагогической рефлексии, стремления к профессионально-педагогическому совершенствованию.
Магистр выполняет педагогические (преподавательские) функции -проводит занятия, анализирует их, посещает занятия других магистрантов и преподавателей и анализирует их, выполняет функции помощника куратора. Ледагогическая практика магистранта предусматривает следующие виды деятельности: отбор и структурирование учебного материала; индивидуальное планирование и разработка содержания учебных занятий, методическая работа по предмету; самостоятельное проведение занятий по учебной дисциплине (семинарских, практических и лабораторных занятий) и их самоанализ; изучение опыта ведущих преподавателей университета в ходе посещения учебных занятий по научной дисциплине и смежным наукам; посещение и анализ занятий магистрантов; знакомство с организацией воспитательного процесса в вузе, осуществление функций помощника куратора; ведение отчетной документации.
При определении перечня основных видов деятельности магистранта на педагогической практике прослеживается тесная связь с дисциплиной «Педагогика высшей школы», которую они изучают на 1 курсе (табл. 1).
Таблица 1. Характеристика основных видов деятельности практикантов
N° п/п Основные виды деятельности практиканта Краткая характеристика видов деятельности Темы занятий из курса «Педагогики высшей школы»
1 Отбор и структурирование учебного материала. Знакомство с ГОС, рабочими планами и рабочими программами по дисциплине. Работа с текстами, учебными пособиями, научными статьями. Отбор материала на основе дидактических принципов и поставлены дидактических целей. «Принципы обучения», «Содержание обучения».
2 Индивидуальное планирование и разработка содержания учебных занятий, методическая работа по предмету. Разработка учебно-методических комплексов по дисциплине. Принципы разработки балльно-рейтинговой системы. «Содержание обучения» «Контроль и оценка успеваемости в процессе обучения».
3 Самостоятельное проведение занятий по учебной дисциплине (семинарских, практических и лабораторных занятий) и их самоанализ. Подготовка учебных занятий: план занятия; цели; задачи; подготовка дидактических средств; разработка развернутых планов; организация самостоятельной работы студентов. Использование методов, способов и средств реализации педагогических технологий. «Формы организации учебного процесса», «Методы и средства обучения», «Активизация обучения студентов».
4 Изучение опыта ведущих преподавателей университета в ходе посещения учебных занятий по научной дисциплине и смежным наукам. Иосещение и анализ занятий магистрантов. Анализ эффективности используемых методов, способов и средств обучения, различных приемов организации самостоятельной учебной работы студентов Анализ роли преподавателя в процессе обучения. Оценивание эффективности различных стилей педагогического общения в образовательном процессе. «Методы и средства обучения» «Педагогическое общение», «Стандарт преподавателя как специалиста».
5 Знакомство с организацией воспитательного процесса в вузе, осуществление функций помощника куратора. Использование разнообразных методов педагогического исследования для изучения личности и коллектива обучаемых. Разработка материалов для проведения диагностики, для изучения деловой и личностной структуры коллектива. Выявление психологического состояния обучаемых и стимулирование их деятельности. Анкетирование. «Воспитательная система вуза».
6 Ведение отчетной документации. Педагогическая рефлексия. «Стандарт преподавателя как специалиста».
Педагогическая практика магистрантов состоит из трех взаимосвязанных этапов:
Подготовительный этап. Знакомство с ГОС, учебным планом, рабочей программой по дисциплине (рекомендуется необходимый материал законспектировать). В начале практики проводится установочная конференция, где уточняются основные положения и задания педагогической практики. Задачи этапа: определение обшей цели и конкретных задач научно-педагогической практики; составление индивидуального плана прак-
тики; знакомство с группой студентов, анкетирование, разработка развернутых планов занятий.
Основной этап. Реализация задач практики; анализ результатов выполнения каждой задачи научно-педагогической практики совместно с руководителем практики и научным руководителем; отражение результатов в дневнике практики. На этом этапе магистрант-практикант осуществляет следующие виды деятельности: посещение и анализ занятий других магистрантов и преподавателей (рекомендуемое количество для отчета: одно занятие магистранта и одно занятие преподавателя); разработка развернутых планов-конспектов учебных занятий (рекомендуемое число для отчета - одно); проведение учебных занятий; выполнений функций помощника куратора. С этой целью магистрант может выполнить одно из предложенных действий: анализ учебной деятельности и специфики интересов группы; анализ уровня развития коллектива группы и взаимоотношений его членов; проведение воспитательного мероприятия (беседы, экскурсии, знакомства и т.п.); ведение и правильное оформление документации по практике.
Контрольный этап. 1о результатам проведенной практикантом работы и на основе предоставленной отчетной документации методист по педагогике выставляет оценку по собственно педагогическому блоку заданий: зачтено - не зачтено. Итоговая отметка выставляется кафедральным руководителем педагогической практики.
Профессиональная переподготовка магистрантов и аспирантов. В целях реализации 1риказа Министерства образования РФ № 180 от 24.01.2002 г. «О введении в действие государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Нреподаватель высшей школы», 1риказа Министерства образования РФ № 535 от 21.02.2002 г. «О реализации основных образовательных программ подготовки аспирантов на период 2002-2005 гг.», письма 14-55-898ин/ 15 от 30.12.2002 г. «О порядке формирования основных образовательных программ послевузовского профессионального образования», а также решения Ученого Совета КГЭУ и 1риказа ректора КГЭУ № 139 от 31.10.2005 «О получении дополнительной квалификации «Нреподаватель высшей школы» на кафедре ШШО реализуется проект образовательной программы профессиональной переподготовки «Нрепо-даватель высшей школы» для магистрантов 2 года обучения и аспирантов 1 года обучения. Назначением образовательно-профессиональной программы является комплексная психолого-педагогическая, социально-
экономическая и информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении.
Целью данной программы является подготовка будущего преподавателя высшей школы к следующим видам деятельности:
• реализации профессионально-образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым образовательным стандартам высшего профессионального образования;
• разработке и применению современных образовательных технологий, выбору оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучающихся и целей обучения;
• выявлению взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, возможностей использования собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса;
• формированию профессионального мышления, воспитанию гражданственности, развитию системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества;
• проведению исследований частных и общих проблем преподавания. Учебный план указанной подготовки представлен в табл. 2.
Таблица 2. Учебный план подготовки по программе «1реподаватель высшей школы»
№ п/п Индекс Наименование разделов и дисциплин Всего, час. В том числе Форма конт.
Лекц. Ыракт. Сам. работа
1 ОЫ.00 ОБЩЕЫРОФЕССИО-НАЛЬНЫЕ ДИСЦИШИНЫ 320 68 156 96 -
2 ОЫ.01. Ысихология человека 60 14 31 15 экзамен
3 ОЫ.02 Ыедагогика 60 13 32 15 экзамен
4 ОЫ.03 История, философия и методология соответствующей области науки 100 27 27 46 экзамен
5 ОЫ.04 Информационные технологии в науке и образовании 100 14 66 20 зачет
6 СЫ.00 СОЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИШИНЫ 520 110 254 156 -
7 СЫ.01 Дополнительные психологопедагогические дисциплины по педагогике и психологии высшей школы 60 20 28 12 -
8 СЫ.01.02 Ысихология профессионального образования 30 10 14 6 зачет
9 СЫ.01.02 Ыедагогическое мастерство 30 10 14 6 зачет
10 СЫ.02 Технологии профессиональноориентированного обучения 60 24 22 14 экзамен*
11 СЫ.02.01 Ыроектирование профессиональнообразовательного процесса 20 8 8 4 зачет
12 СП.02.02 Современные технологии обучения и контроля знаний 26 10 10 6 зачет
13 СП.02.03 Основы математической обработки естественно-технических и педагогических измерений 14 6 4 4 зачет
14 СП.03 Организационные основы системы образования 60 22 26 12 экзамен*
15 СП.03.01 Теоретико-методологические основы высшего образования 24 8 12 4 зачет
16 СП.03.02 Законодательно-правовые и экономические вопросы высшего профессионального образования 14 6 4 4 зачет
17 СП.03.03 Менеджмент качества в вузе 22 8 10 4 зачет
18 СП.04 Иностранный язык 140 0 84 56 экзамен
19 СП.05 Современные главы дисциплин научной отрасли 140 44 46 50 экзамен
20 СП.06 Тренинг профессиональноориентированных риторики, дискуссий и общения 60 0 48 12 зачет
21 Итого часов теоретической подготовки: 840 178 410 252 -
22 ПП.00 Педагогическая практика 100 - - - зачет
23 И.00 Итоговая государственная аттестация 140 - - - -
24 И.01 Защита выпускной квалификационной работы 140 - - - -
25 Всего часов: 1080 - - - -
* Примечание: по дисциплинам СП.02 и СП.03 предусмотрен интегрированный экзамен по изученным разделам (например, по дисциплине СП.02 - СП.02.01 и СП.02.02)
В результате освоения данной программы выпускники получают диплом о профессиональной переподготовки по направлению «Преподаватель высшей школы», дающий право ведения профессиональной деятельности преподавателя. С введением указанного диплома государство переходит к постепенному лицензированию преподавательской деятельности в высшей школе. Следует добавить, что заведующий кафедрой ПППО является автором первого варианта проекта, рекомендованного коллегией Минобразования России к внедрению в 1994 году.
Педагогическая интернатура (стажировка молодого преподавателя). В 2007-2008 и 2008-2009 учебные годы кафедра 11111Ю разработала и апробировала ещё один этап инновационного проекта - педагогическую интернатуру. В целом, интернатура в системе ВПО - форма последипломной педагогической стажировки выпускников магистратуры, аспирантуры, а также начинающих преподавателей, имеющих диплом профессиональной переподготовки по направлению «Преподаватель высшей школы» с правом ведения профессиональной деятельности в высшей школе.
Данный этап должен начинаться с оценки результатов предыдущего обучения и включать пассивную и активную педагогическую практики, различные формы обучения, различные виды деятельности, а также выполнение основных профессиональных функций в течение первого года преподавания в вузе.
Учебный план во время обучения в интернатуре включает в себя ряд лекционных, семинарских, практических занятий по следующим темам: Образовательные технологии в высшей школе, Проектирование педагогических тестов, Графостатистические методы в образовании, Балльно-рейтинговвая система контроля уровня учебных достижений, Моделирование учебного процесса, Проектирование учебно-методического комплекса по дисциплине, Педагогическое мастерство, Школа куратора, Педагогический мастер-класс. Полученные знания и умения отлаживались в учебном процессе направляющих кафедр.
В ходе реализации данного инновационного проекта по программе педагогической интернатуры обучились 26 начинающих преподавателей Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ). Его результаты показали значительную эффективность в подготовке к профессиональной деятельности на должностном уровне ассистента. Подробнее разработанные теоретические модели и полученные результаты продемонстрированы в публикации [3].
Предложенный в КГЭУ проект получил подтверждение в актуальности на различных уровнях отечественной системы образования. О введении в систему образования РФ института педагогической интернатуры было заявлено 30 августа 2010 года министром образования и науки А. Фурсенко на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования. Было отмечено, что один год после окончания вуза, проведенный потенциальным выпускником в учебном заведении с целью получения практики, и получение диплома лишь после педагогической интернатуры - это крайне полезно с точки зрения качества подготовки. Подобная практика должна быть распространена не только на выпускников педагогических вузов, но и в целом на тех выпускников вузов, которые планируют заниматься преподавательской деятельностью в системе высшего профессионального образования. Как реакция на данную рекомендацию Пленум УМО по профессионально-педагогическому образованию в ноябре 2010 года постановил «рассмотреть вопрос о возможности введения в направлении подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)»
интернатуры (срок 1 год)» [4]. Таким образом, инновационная инициатива кафедры ПППО КГЭУ получила логическое продолжение.
Подготовка к должностным уровням: старший преподаватель -доцент - профессор. Для реализации принципа непрерывности при подготовке преподавателя высшей школы были введены в действие два экспериментальных проекта по направлению «Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы» в рамках повышения квалификации преподавателей в системе ДПО. Первый - для ассистентов со стажем педагогической работы в вузе более 1 года и второй - для старших преподавателей с ученой степенью кандидата наук и стажем педагогической работы в вузе более 3 лет [5-6]. С марта 2011 года в КГЭУ реализуется программа по формированию профессионально-педагогической компетентности преподавателя при выполнении должностных обязанностей профессора.
Первая инновационная образовательная программа реализована на факультете повышения квалификации преподавателей вуза среди ассистентов, имеющих стаж педагогической деятельности в вузе не менее одного года или ученую степень без предъявления требований к опыту преподавательской деятельности. При проектировании образовательной программы основывались на особенностях должностных обязанностей старшего преподавателя вуза.
Основной целью данной образовательной программы является теоретическая и практическая подготовка ассистентов к деятельности на должности старшего преподавателя. Задачи обучения: знакомство слушателей с историей и современными тенденциями развития в области высшего профессионального образования, новыми информационными технологиями и средствами обучения; овладение знаниями о деятельности старшего преподавателя, требованиях к организации и осуществлению учебного процесса, проведению зачетов, экзаменов; знания об организации всех видов занятий (в т.ч. лекций), самостоятельной и научно-исследовательской работе студентов, методах обучения и контроля знаний; умений планирования практического применения современных образовательных технологий; развитие личной культуры и навыков работы в команде.
Итоговой контрольной точкой являлась творческая письменная работа слушателя по разработке дидактических элементов УМК по новой планируемой дисциплине, состоящая из семи разделов: введение (название, цели и задачи, результаты изучения планируемой дисциплины на основе компетентностной модели специалиста); конспект вводной лекции
(тема, цели и задачи занятия, план, формы, средства, методы обучения, подробное описание содержания рассматриваемого вопроса, разработка опорного конспекта, заполнение технологической карты); конспект практического занятия (тема, цели и задачи занятия, полный план, описание средств и методов обучения, подготовка проблемных вопросов и проектирование проблемных ситуаций, прогнозирование результатов обучения); разработка балльно-рейтинговой системы контроля знаний по дисциплине (или ее разделу) с набором тестовых заданий (тест из 10-15 заданий); тематический план самостоятельной работы студентов (СРС) и перечень предусмотренных программой тем курсовых работ со списком рекомендуемой литературы; заключение (предложения и рекомендации для реализации данной дисциплины в вузе). Программа обучения ассистентов предусматривала несколько тем для самостоятельного изучения слушателями со списком рекомендуемой литературы.
Второй экспериментальный проект - обучение старших преподавателей по программе подготовки к деятельности на должности доцента сопровождался написанием научной статьи, анализом собственного педагогического опыта, участием в тренинге по развитию управленческих качеств личности, определением уровня самоактуализации и завершился защитой выпускной аттестационной работы по разработке и внедрению авторской образовательной технологии на основе компетентностного подхода по преподаваемой дисциплине. Подбор слушателей осуществлялся среди старших преподавателей со стажем профессионально-педагогической деятельности более трех лет при наличии ученой степени кандидата наук. Дополнительная образовательная программа знакомила слушателей с основными особенностями профессионально - педагогической деятельности в высшей школе на квалификационно-должностном уровне доцента.
Основной целью обучения по программе являлась теоретическая и практическая подготовка старшего преподавателя к деятельности на должности доцента. Задачи образовательной программы: знакомство слушателей с инновациями в области высшего профессионального образования, новыми образовательными технологиями, организационнопедагогическими основами управления и функционирования образовательных систем, овладение знаниями о деятельности доцента, об организации лицензирования специальностей, о системе менеджмента качества образования в высшей школе; формирование умений выбирать и эффективно использовать в образовательном процессе современные технологии
обучения и контроля знаний студентов, овладение основными методами организации и руководства научно-исследовательской деятельностью, умениями по разработке инновационной (авторской) технологии; развитие педагогического мастерства.
Образовательной программой предусмотрена самостоятельная работа слушателей, по которой оформлялись отчетные работы. Первая отчетная работа включала подготовку реферата в объеме 10-15 листов по вопросам модернизации высшего профессионального образования на индивидуальную тему (по выбору). Она должна была состоять из введения, основной части и заключения и отражать личное отношение автора к рассматриваемому вопросу. Вторая отчетная работа заключалась в подготовке статьи (возможно в соавторстве) для журнала (или участия на конференции) и написании рецензии на другую статью (или отзыва на монографию, учебное пособие). Выпускная аттестационная работа на тему «Разработка авторской образовательной технологии по преподаваемой дисциплине» включала несколько разделов: 1) введение (предмет и объект изучения по дисциплине, особенности преподавания данной дисциплины в вузе, возможность и необходимость применения образовательных технологий); 2) описание образовательной технологии (алгоритм выбора, структура и сущность педагогической технологии); 3) заключение (выводы о доминирующих компетенциях в ходе изучения предмета (раздела), её ведущих темах и наиболее предпочтительных технологиях обучения, доказательство эффективности предложенной образовательной технологии в конкретном случае); 4) список использованной литературы.
В основной части выпускной аттестационной работы каждый слушатель предлагал авторское видение процесса обучения по дисциплине (или ее разделу). В этом разделе на основе ГОС и требований к знаниям, умениям студента формулировались цели и задачи изучения данной дисциплины (раздела), цели и задачи для каждого конкретного занятия, определённого учебной программой. Структура педагогической технологии включала в себя три части: концептуальная основа (это научная, методологическая база технологии, психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент, исходя из требований ФГОС III поколения, в основе которого лежит компетентностный подход к обучению); содержательный компонент обучения (общие и конкретные цели, а также содержание учебного материала); процессуальная часть (системная совокупность следующих элементов технологического процесса: организация
учебного процесса; методы и формы учебной деятельности учащихся; методы и формы работы преподавателя; деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса). В разделе о сущности образовательной технологии и требованиях, предъявляемых к ней, составлялся полный перечень знаний, умений, навыков и качеств личности (т.е. компетенций), которые должны развиваться у студента в ходе изучения данной дисциплины (или ее разделов). На основе алгоритма выбора образовательной технологии, предложенной Н.В. Борисовой [7], проводился анализ программы и формируемых компетенций и предлагалась технология обучения, наиболее адекватная для конкретных занятий и тем. Отчет по выпускной аттестационной работе заключался в представлении (в печатном и электроном виде) и публичной защите результатов разработки образовательной технологии по преподаваемой дисциплине.
В экспериментальную группу по формированию профессиональнопедагогической компетенции при выполнении должностных обязанностей профессора, программа подготовки к которой реализуются с марта 2011 года, входят профессора кафедр КГЭУ, а также доценты перед завершением докторской диссертации. Программа обучения рассчитана на семестр. В нее входят лекционные и семинарские занятия, круглые столы и тренинги, охватывающие вопросы модернизации систем высшего образования в Европе и России, основы научно-исследовательской, учебной, методической, воспитательной, организационной, информационной и экономической деятельности профессора, элементы его функциональной грамотности, педагогического мастерства и педагогической техники.
Таким образом, представленные образовательные программы направлены на реализацию подготовки к деятельности преподавателя вуза на конкретном должностном уровне. Результатом непрерывного обучения является формирование компетенций, необходимых для выполнения профессиональных функций. Педагогический процесс предусматривал индивидуальные графики обучения и консультации с ведущими преподавателями. Выпускная аттестационная работа заключалась в проектировании инновационного проекта. Содержание и логика процесса обучения обусловлены структурными компонентами формируемой компетентности и образовательными технологиями, используемыми на каждом этапе работы.
Заключение. В основных направлениях модернизации высшей школы России указано, что будущее принадлежит исследовательским и инно-
вационным университетам. Предложенный инновационный проект непрерывной подготовки преподавателя высшей школы занимает свое достойное место среди проектов инновационного развития отечественных вузов, позволяющих им выходить на современный международный уровень.
Источники
1. Матушанский ГУ, Завада Г.В. Подготовка преподавателя высшей школы в условиях ее модернизации // Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 27-32.
2. Завада Г.В., Хомочкина С.А. Педагогическая практика магистрантов как этап профессиональной адаптации к деятельности преподавателя высшей школы. / Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2009. № 1. С. 156-160.
3. Матушанский Г.У., Хомочкина С.А. Профессиональная адаптация к научно-педагогической деятельности преподавателя высшей школы на этапах вузовской и послевузовской подготовки // Вестник Казанского технологического университета. 2008. № 4. С. 132-139.
4. Постановление 33-го Пленума Учебно-методического объединения по профессиональнопедагогическому образованию «Технология реализации вузовских основных образовательных программ по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» (22-25 ноября 2010). Екатеринбург, 2010.
5. Романова Л.М., Фролов А.Г. Компоненты профессиональной деятельности преподавателя вуза на должностных уровнях ассистента и старшего преподавателя (статья). - Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2009. № 1. С. 136-142.
6. Романова Л.М., Завада Г.В. Подготовка ассистентов к профессиональной деятельности на должности старшего преподавателя // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2009. № 2. С. 143-153.
7. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. Учебное пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 146 с.
Зарегистрирована 11.03.2011 г.