ких педагогов обеспечивают традиционные формы, связанные с деятельностью профсоюзной организации, потенциалом коллективного договора, наличием четко разработанных должностных инструкций, отлаженной системой материального стимулирования в форме доплат и надбавок. Таких работников стимулируют удобно составленное расписание, предоставление отгулов, отсутствие препятствий для дополнительных заработков, корректное поведение руководителей образовательного учреждения.
Таким образом, формируя мотивационное воздействие на педагогический персонал, необходимо определить тип мотивации субъекта с учетом его принадлежности к определенной группе, выстроив поэтапную систему изучения мотивационных предпочтений работников (Н. Зубов, М. Львов, И. Полякова). Последняя включает: 1) выявление характеристик поведения педагогов, которые устраивают или не устраивают руководителя образовательного учреждения; 2) диагностику потребностей учителей и факторов, влияющих на их желание работать лучше или вызывающих неудовлетворенность трудом; 3) оценка способов стимулирования трудовой деятельности, характерных для конкретного образовательного учреждения; 4) прогнозирование оценки учителями результатов своей деятельности.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что в условиях модернизации и кадрового кризиса образования особое значение приобретает управление персоналом, ориентированное на эффективное использование трудового потенциала сотрудников, прежде всего педагогов. Это предполагает освоение новых ресурсов управления, важнейшим из которых является мотивация профессиональной деятельности в условиях ее сетевой организации, что следует рассматривать как своеобразную «идеологию» управления человеческим капиталом, основанную на современных технологиях мотивирования и стимулирования персонала, на удовлетворении потребностей субъектов в самореализации, в творческом труде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакурадзе, А.Б. Педагогические основы поддержки управленческой деятельности руко-
водигелей образовательных учреждений по мотивации трудового поведения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000
2. Самылкина, Н.Н., Факторы, определяющие эффективность реформирования системы общего образования [Электроггый ресурс] / Н.Н. Самылкина. Режим доступа: http:// www.churap.ru
3. Шаховой, В.А. Мотивация трудовой деятельности: учеб.-метод. пособие / В.А. Шаховой, С.А. Шапиро. М.: Альфа-Пресс, 2006.
4. Поникаровская, Е.А. Роль руководителя в создании благоприятного психологического климата коллектива [Электронный ресурс] / Е.А. Поникаровская. Режим доступа: http://slob-mk.narod.ru
5. Фролова, С. Мотивационная сфера педагогов: ориентиры, потребности и способы их удовлетворения / С. Фролова // Дир. школы. 2004 г. №2.
Л.А. ДЕМИДОВА (Москва)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Рассматривается педагогическая культура вузовского преподавателя как научная категория.
Раскрываются структура педагогической
культуры, специфические характеристики и логика ее становления и развития. Анализируются основные этапы и составляющие процесса формирования педагогической культуры.
Развернутая концепция педагогической культуры преподавателя высшей школы начала разрабатываться в 80-е годы прошлого века и получила признание со стороны научной и педагогической общественности. Однозначно можно констатировать, что в ее основу положены идеи гуманизма и гуманитаризации образовательной деятельности преподавателя высшей школы. Изначально разработчики данной проблемы выделили такие ее приоритеты, как человеколюбие, уважение личности, духовную близость к студентам. И тот факт, что большинство преподавателей без какой-либо ломки своих взглядов встретили идеи гуманизации и гуманитаризации об-
© Демидова Л.А., 2GG8
разования, в немалой степени обусловил результаты исследований в области педагогической культуры [1].
Как научная категория, педагогическая культура постоянно развивается и совершенствуется, о чем свидетельствуют появление и обоснование ее новых аспектов и структурных компонентов.
Прежде всего, преподавателю высшей школы целесообразно понимать и представлять педагогическую культуру как достигнутый уровень развития личности педагога, определенную степень овладения им педагогическим опытом высшей школы и учебно-воспитательной деятельности. Педагогическая культура рассматривается не изолированно от других компонентов педагогической деятельности, а в динамике, в качестве высшего этапа педагогического развития преподавателя.
Данному процессу предшествует овладение педагогическими знаниями, а впоследствии - и педагогическим мастерством [5]. Такой подход уже на раннем этапе создает ориентировочную основу действий современного преподавателя.
Вузовская практика последних лет подтверждает целесообразность выделения в этой деятельности промежуточных целевых установок: последовательное формирование педагогической культуры вначале как общей ориентировки, затем как предмета познания, после чего - как нормы поведения и деятельности и, наконец, как духовной потребности. В связи с этим овладение преподавателем педагогическим мастерством не означает завершения его профессионального роста.
Актуальной задачей выступает культивирование в образовательной среде чувства профессиональной гордости ролю педагога в обучении и воспитании студентов. Как доказано жизнью, для педагогов крайне важна разносторонняя профессиональная и педагогическая компетентность, сочетаемая с обостренным чувством нового и устремленностью к образовательным инновациям. Как правило, эта задача решается на двух уровнях: на одном приобретаются знания по выбранной специальности, на другом формируются профессиональные умения и навыки, позволяющие преподавателю качественно излагать учебные дисциплины, авторские и специальные курсы.
В настоящее время в системе высшего образования возрос интерес к инноваци-
онным педагогическим технологиям [6]. Инновации характеризуют качественно новый этап в развитии педагогической культуры. Если еще несколько десятилетий назад многие процессы от зарождения конкретной идеи до ее внедрения процесс воспринимались как изолированные и автономные действия, то сегодня педагогическая инноватика позволяет видеть их в единстве и этапном развитии, тем самым устраняя разрыв между созданием нововведений и их реальным воплощением в вузовской практике.
Перспективной задачей современного преподавателя является информационная и компьютерная компетентность, т.к. вузовские условия вносят коррективы в теорию и практику образовательной деятельности, повышают требования к профессорско-преподавательскому составу [4].
Важными чертами преподавателя высокой педагогической культуры становятся его творческая активность, педагогическая индивидуальность, умение в сложных образовательных ситуациях находить рациональные решения и алгоритмы [2].
Сложной проблемой высшей школы выступает формирование у преподавателя педагогического предвидения и творческой профессиональной перспективы. Умение современного преподавателя предвидеть и анализировать факты приближает педагогический труд к научному исследованию.
Овладение педагогикой и психологией делового общения - одно из современных условий успешности образовательной деятельности преподавателя. Как известно, рыночные отношения проникают во все сферы профессиональной деятельности, в том числе и в вузовскую среду. Независимо от желания, преподаватель вовлекается в управление менеджментом качества профессиональной подготовки студентов [3].
Важно формировать у преподавателей стремление решать воспитательные задачи. В этом проявляются гуманизм преподавателя, его доброжелательное отношение к студентам. Основу образовательной деятельности преподавателя должны составлять разностороннее формирование и развитие будущего специалиста, его профессиональных способностей, интересов и склонностей.
Процесс формирования и развития педагогической культуры преподавателя многоплановый и включает в себя следующие
этапы: 1) прогностика педагогической деятельности выпускника вуза и разработка ее модели; 2) формирование основ педагогической культуры будущего преподавателя вуза; 3) определение и внедрение педагогических технологий обеспечения непрерывной педагогической практики, обеспечивающих формирование основ педагогического мастерства и предпосылок результативной образовательной деятельности в вузе; 4) разработка и реализация программы самосовершенствования молодого преподавателя в конкретном вузе; 5) выполнение требований к образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава; 6) разработка и внедрение инновационных педагогических технологий эффективного усвоения студентами преподаваемых учебных дисциплин; 7) поиск и внедрение оптимальных методов, форм и средств обучения и воспитания студентов; 8) педагогическое прогнозирование результатов образовательной деятельности и при необходимости - их корректировка; 9) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности преподавателя; 10) подготовка и реализация в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования учебных программ и тематических планов преподаваемых учебных дисциплин; 11) совершенствование педагогической технологии организации и проведения учебных занятий; 12) организация и методика самоконтроля за образовательной деятельностью преподавателя; 13) комплексная реализация алгоритма формирования и развития педагогической культуры современного преподавателя вуза.
Проведенный анализ научного и прикладного вузовского опыта, а также материалов, изложенных в научных источниках, позволил вычленить важные составляющие процесса формирования и совершенствования педагогической культуры
современного преподавателя в высшей школе: 1) обеспечение качества образовательного процесса, результативности преподавания учебных дисциплин; 2) формирование у преподавателей идеала преподавателя и педагогической деятельности; 3) определение логики достижения эффективности самосовершенствования преподавателя вуза; 4) усиление мотивации совершенствования педагогической культуры преподавателя; 5) подбор и реализация «педагогического инструментария» самосовершенствования преподавателя вуза; 6) создание условий для качественной реализации программы формирования и совершенствования педагогической культуры современного преподавателя вуза.
Таким образом, реализация современных требований к педагогической культуре преподавателя, этапов ее формирования и совершенствования является важным условием повышения педагогической культуры в высшей школе.
Литература
1. Барабанщиков, А.В. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы / А.В. Барабанщиков, С.С. Муцынов. М., 1985.
2. Загвязинский, В.И. Преподавание как творческий процесс / В.И. Загвязинский // Вестн. высш. шк. 1987. №7. С. 22 - 29.
3. Кан-Калик, В.А. Педагогическое общение преподавателя и студентов в условиях вуза / В.А. Кан-Калик // Основы педагогики и психологии высшей школы. М., 1986. С. 255 - 272.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999.
5. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн [и др.]. под ред. И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.
6. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: учеб.-практ. пособие / В.Ю. Пи-тюков. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 1997.