Научная статья на тему 'Особенности применения ситуационного подхода в интеллектуальных органи зациях'

Особенности применения ситуационного подхода в интеллектуальных органи зациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ / ПОДХОД / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысов Олег Евдокимович

Рассмотрены особенности ситуационного подхода при использовании его в интеллектуальных организациях, выявлены факторы, влияющие на этот процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the situational approach are considered at its use in the intellectual organizations, the factors influencing this process are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности применения ситуационного подхода в интеллектуальных органи зациях»

^НаучнО-Технические^ведомости^^СПбГПу^

УДК 65.012.1

О.Е. Лысов

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Все большее распространение в условиях экономики знаний получают интеллектуальные организации [5]. Основной эффект таких организаций выражается в использовании внутри них меньшего числа сотрудников с более высокой квалификацией, в увеличении числа внештатных работников, занятых на временной, а не на постоянной основе. Интеллектуальная организация будет формироваться из большого числа мелких взаимодействующих групп, подразделений, предприятий, которые должны быть полностью плюралистическими, допускающими открытость и столкновение конкурирующих точек зрения и борьбу соперничающих поставщиков, что отличает их от затратных организаций. Эти группы будут формироваться вокруг новшества, переходящего в инновацию, что создаст условия к построению оптимальной формы управления предприятием и созданию потока взаимозаменяемых ценностей. Ситуационный подход в управлении организациями основан на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. При обилии факторов, влияющих на ситуацию как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует лучшего единого способа управлять объектом. Самый эффективный метод в конкретном случае тот, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. При этом важно под ситуацией понимать соответствующее интеллектуальной организации понятие. Не претендуя на его исчерпывающий характер и ограничиваясь только управленческими ситуациями, можно попытаться дать следующее определение: ситуация (управленческая) - это совокупность условий и обстоятельств, рассматриваемая на момент наблюдения ее субъектом управления как система, предмет управления, которая требует решения. При этом отсутствие решения также является решением [3].

Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т. д.), учете непредвиденных обстоятельств. Ситуационный подход должен учитывать особенности деятельности такой организации и требует [4]:

- полного информирования всех членов организации обо всех сторонах своей деятельности через открытый доступ к информации;

- объединения локальных личных ситуаций каждого сотрудника в общую единую ситуацию по всей организации;

- общего сходного видения основных элементов ситуации.

Структура интеллектуальных организаций должна быть гибкой, способной изменяться в зависимости от новых задач и реагировать на местные условия [7].

Такие гибкие системы требуют эффективных форм вхождения в ситуацию с широким вовлечением работников в процесс принятия решений, для того чтобы лучше определить, какие связи и группы связей работают и становятся выгодными, а какие являются неэффективными. В организациях исполнителям одновременно необходимы высокий уровень индивидуальной и групповой автономии для стимулирования их личной инициативы и широкие связи внутри группы и вне ее, чтобы иметь необходимую информацию для принятия решений. Таким образом, индивидуальные локальные ситуации каждого работника должны органично вписываться в общую ситуацию всей организации с приоритетом общей ситуации. Это, в свою очередь, требует использования таких структур и методов, которые позволили бы поддерживать открытость систем и гарантировать сближение интересов отдельных групп лиц и организации в целом.

Наиболее важные факторы, определяющие успех интеллектуальной организации, взаимосвязаны. Вот почему во взаимоотношениях любого плана следует одновременно учитывать необходимость как свободы выбора, так и взаимозависимости ситуаций разного уровня.

В интеллектуальной организации каждый работник должен иметь возможность использовать личный интеллект, чтобы установить, какие проблемы и с кем надо решать, как выполнять работу, как проявлять свой талант, знания, опыт. Работа, основанная на знаниях, заключается в том, чтобы на основании всестороннего анализа ситуации решить вопросы: где найти источники информации, какие методы применить, на каком источнике информации остановить свой выбор. Работник без свободы действий, без права действовать на основании своих решений оказывается в ситуации, когда руководители постепенно захватывают контроль над каждым аспектом его деятельности. Таким образом, интеллектуальные организации защищают свободу инициативы и предпринимательства каждого участника.

Вопросы, которые решаются рядовыми работниками, в том числе какие ситуации создавать, за какими лидерами идти, какие проекты поддерживать и пр., помогут им создать систему неформальных связей внутри организации, развить ответственность и стремление к ситуационному обучению. Постоянный анализ ситуации, обобщение накопленного опыта позволяют выявлять наиболее эффективные условия деятельности интеллектуальной организации. При этом пользование преимуществами высокой степени свободы и правами осуществляется наряду с устойчивой общностью интересов и рациональной управляемостью, что возможно лишь при органичном совпадении требований локальной индивидуальной ситуации каждого работника с общей ситуацией организации в целом. Свобода предпринимательства рождает новаторскую энергию отдельных личностей и групп, позволяющую успешно противостоять сложившейся неблагоприятной ситуации.

Свободно организованные группы работников могут стать эффективным средством обеспечения высокого уровня производительности

труда и основным элементом при формировании каждой интеллектуальной организации. Такие группы работают как автономный элемент системы и как важный активный ситуационный фактор; они могут генерировать новые идеи, создавать знания и участвовать в процессе ускорения развития предприятия. Для этого следует привлекать их к описанию и анализу ситуации, информировать менеджеров о положительном опыте в области управления.

С ростом творческой увлеченности своей работой отдельных членов коллектива более постоянный характер приобретает свойственная им концентрация внимания и усилий, создается атмосфера одобрения, терпимости и непрерывного стимулирования. При этом возникает необходимость избегать положений, при которых сама ситуация затрудняет деятельность членов коллектива, учитывать специфические свойства творческих личностей, ликвидировать конфликты, связанные с одновременным выполнением разных работ и пр.

При вакансиях руководящих должностей обращают внимание не только на профессиональную квалификацию претендента, но и на его социально-психологические качества, умение вписываться в ситуации различного уровня.

В интеллектуальных организациях должны культивироваться определенные традиции, образцы работы и поведения. Большое влияние на это оказывает выбор правильного стиля управления, который должен определяться конкретной ситуацией. В любом случае преобладающим должен быть демократический стиль управления, позволяющий создавать открытые коммуникации и возможность взаимного обучения.

Самоуправляющиеся рабочие группы используют интеллектуальный потенциал каждого работника для получения результатов, предоставляют возможности для его индивидуального развития, участия в управлении через вхождение в ситуации более высокого уровня и применения своего умения создавать новые ситуации через использование ситуационных стратегий более высокого уровня (стратегии игнорирования ситуации, вхождения в ситуацию, создания новой ситуации) [2].

Опыт принятия решений в условиях постоянно изменяющейся ситуации и разделения ответственности за результаты работы дает исполнителям правдивую обратную информацию. Обучение происходит благодаря информации и знаниям, поступающим из ситуации, общению внутри группы, с другими группами и с другими организациями. Такое сотрудничество, основанное на знаниях, общих задачах и ценностях, высокой степени ответственности и предполагающее развитие самоуправления, превращается в систему управления ситуациями более высокого уровня.

Соединение людей с неодинаковыми знаниями, опытом, интеллектом, мировоззрением и особенностями характера повышает вероятность достижения успехов организации, кроме всего прочего и вследствие того, что это создает предпосылки для применения различных ситуационных стратегий.

Особое значение в интеллектуальной организации приобретают защита системы в целом, выбор обоснованных ситуационных стратегий, осуществление общих капиталовложений в инфраструктуру, распределение денежных средств на обучение работников. Подобная организационная форма может эффективно использоваться в процессе обучения студентов в вузе. Так, исследования, проведенные нами в ряде вузов Санкт-Петербурга, выявили целый ряд проблем, которые препятствуют продуктивному включению студентов в активную трудовую деятельность.

Их можно перечислить, сформулировав следующим образом:

- 65 % студентов третьего курса заняты поиском работы;

- практически все студенты считают, что работать надо начинать с III или IV курса, а эпизодически можно и раньше;

- студенты стараются найти работу, которая служит не только источником финансовых средств, но и для получения навыков по специальности;

- многие студентам ищут работу в режиме гибкого графика, чтобы не наносить вред учебе;

- сами студенты распределили бы время между учебой и работой более рационально;

- многие студенты хотят использовать работу как источник материала для выполнения своих курсовых и дипломных работ;

- в основном студенты стараются самостоятельно, т. е. без помощи родственников, найти работу;

- многие студенты после окончания университета хотят остаться в России и здесь работать;

Проблемы, с которыми сталкивается студент дневной формы обучения при поиске работы, следующие:

- нежелание работодателей принимать неквалифицированных работников;

- предлагаемый график работы, который не устраивает студента;

- отсутствие информации в вузах о наличии рабочих мест;

- при пропуске занятий нежелание преподавателя ликвидировать задолженность студента;

- «размытое» расписание занятий в вузе.

Но одновременно, кроме перечисленных организационных проблем, выявлены проблемы учебно-методического характера, которые в значительной мере зависят от содержания и особенностей проведения учебного процесса в вузе. Установлено, что в университетах на занятиях практически не рассматривают реальные ситуации (например, на предприятиях), а организация учебного процесса, как правило, не учитывает специфику работающих студентов и острую необходимость самостоятельного получения студентами дневной формы обучения практических навыков работы и менеджмента еще в период учебы.

Метод кейсов, широко используемый как в управлении при принятии решений, так и в практическом обучении, предполагает работу с зафиксированной на определенный момент времени ситуацией [4].

Реальные ситуации, в отличие от учебных, постоянно изменяются, и система управления должна непрерывно отслеживать этот процесс, фиксируя все стадии зарождения и развития ситуаций, т. е. сбор и обработку информации, формирование ситуации, ее анализ, формулиро-

вание и решение проблем, получение ситуационных знаний и их использование. Процесс обучения и принятия управленческих решений, рассматриваемый в системе управления знаниями, также должен носить динамический характер. Непрерывность процесса обучения при этом может состоять из трех основных циклически повторяющихся фаз: «обучение до ситуации», «обучение во время ситуации», «обучение после ситуации» [7]. Такой подход позволит улучшить оперативность и качество управленческих решений, повысить экономическую эффективность системы управления организацией и сформировать интеллектуальный капитал.

Ситуационный подход значительно расширяет возможности увеличения человеческого капитала уже на стадиях обучения в вузе, что создает предпосылки для формирования и использования инноваций.

Перечисленные факторы желательно учитывать при организации учебного процесса в вузах, что особо актуально в условиях компетент-ностного подхода в образовании. С учетом современных тенденций повысить эффективность исследований и обучения студентов можно усилив и усовершенствовав следующие направления деятельности:

- использование реальных, а не учебных ситуаций в процессе обучения, подключение студентов ко всем стадиям работы с ситуациями;

- внедрение управления знаниями как метода обучения и исследования;

- формирование новой культуры организации;

- использование активных методов обучения, организация различных практик и трудовой деятельности с применением ситуационного подхода;

- предоставление студентам возможности использовать собственные сквозные единые ситуации на разных курсах учебного процесса, позволяющие раскрывать разные их аспекты, устанавливать сотрудничество с работодателями;

- использование нелинейных технологий исследования, технологий управления знаниями, способных генерировать новые знания;

- предоставление возможности студентам использовать результаты исследований в различных формах учебного процесса (в контрольных, курсовых работах, дипломных проектах и пр.);

- формирование исследовательских подразделений вузов с учетом требований интеллектуальных организаций, активное привлечение к работе в них студентов и аспирантов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гапоненко, А.Л. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал [Текст] / А.Л. Гапоненко, Т.М. Орлова. - М.: Эксмо, 2008. - 400 с.

2. Лысов, О.Е. Ситуационные стратегии [Текст] / О.Е. Лысов // Вестник ИНЖЭКОНа. - 2008. -№ 2.

3. Лысов, О.Е. Особенности представления ситуаций в управлении [Текст] / О.Е. Лысов // Вестник ИНЖЭКОНа. - 2008. - № 4.

4. Лысов, О.Е. Применение ситуационного подхода при формирования управленческих решений

[Текст] / О.Е. Лысов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2008. - № 1.

5. Мильнер, Б.З. Управление знаниями в корпорациях [Текст] / Б.З. Миллер и др. - М.: Дело, 2006. - 303 с.

6. Ольховский, В.В. Управление нематериальными активами как инновационным ресурсом развития современных организаций [Текст] : [моногр.] / В.В. Ольховский. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 304 с.

7. Сенге, П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации [Текст] : пер. с англ. / П. Сенге. - М.: Олимп-Бизнес, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.