Научная статья на тему 'Организационное ядро обеспечения согласованности элементов инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства'

Организационное ядро обеспечения согласованности элементов инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
662
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНФРАСТРУКТУРА / SMALL BUSINESS / STATE SUPPORT / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жураковский Александр Сергеевич

Данная статья освещает актуальные проблемы, связанные с обеспечением согласованности элементов инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства. Актуальность поднимаемой темы обусловлена тем фактом, что переход на кардинально новый уровень ведения хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства находится в зависимости от проводимой государственной политики в области поддержки данного сектора экономики. Одним из проблемных моментов в данном вопросе является недостаточная скоординированность элементов инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства на всех уровнях власти. Особое значение в системе инфраструктурного обеспечения государственной поддержки имеет координационно-информационный блок. В статье представлена модель многофункционального координационно-информационного центра, являющегося ядром обеспечения согласованности элементов инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства. Определены цель (создание условий для развития в регионе малого предпринимательства, реализация мероприятий региональных программ развития малого предпринимательства), задачи (координация деятельности структур, которые образуют инфраструктуру поддержки малого предпринимательства на территории муниципальных образований; непосредственное взаимодействие государства с малым бизнесом и оказание им широкого спектра услуг; создание условий для всеобщего охвата в режиме «одного окна» различных направлений господдержки; проведение организационного и информационно-аналитического взаимодействия с муниципальными и региональными органами власти, федеральными органами исполнительной власти), структура (служба первичного взаимодействия, служба по предоставлению государственной помощи, информационно-аналитической служба, служба внешних связей и пропаганды) и спектр направлений деятельности (предоставление государственных форм помощи, повышение уровня квалификации кадрового состава, консультационная, информационная поддержка и представление услуг (консалтинговые услуги в области ведения бухгалтерского и налогового учета, информационно-рекламные услуги в области полиграфии, разработка бренда и фирменного стиля компании и т. д.)), что позволяет нивелировать ряд проблем при ведении бизнеса субъектами малого предпринимательства и в целом повысить эффективность использования программ поддержки малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жураковский Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL CORE OF ENSURING COHERENCE OF ELEMENTS OF INFRASTRUCTURE OF STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS

This article covers the actual problems connected with ensuring coherence of elements of infrastructure of the state support of small business. The transition to cardinally new level of conducting economic activity of subjects of small business is depending on the pursued state policy in the field of support of this sector of economy causes the relevance of the lifted subject. One of problem points in the matter is insufficient coordination of elements of infrastructure of the state support of small business at all levels of the power. Special value in system of infrastructure ensuring the state support has the coordination and information block. In article author presented the model of the multipurpose coordination information center which is a core of ensuring coherence of elements of infrastructure of the state support of small business. Author defined the goal (creation of conditions for development in the region of small business, realization of actions of regional programs of development of small business), tasks (coordination of activity of structures which form infrastructure of support of small business in the territory of municipalities); direct interaction of the state with small business and rendering full range of services to them; creation of conditions for general coverage in the mode of «one window» of various directions of state support; carrying out organizational and information and analytical interaction with municipal and regional authorities, federal executive authorities), structure (service of primary interaction, service on providing the state help, information and analytical service, service of external relations and promotion) and a range of activities (granting the state forms of the help, increase of a skill level of staff structure, consulting, information support and representation of services (consulting services in the field of conducting accounting and tax accounting, information and advertizing services in the field of polygraphy, development of a brand and corporate style of the company, etc.)) that allows to level a number of problems in business subjects of small business and in general to increase efficiency of use of programs of support of small business.

Текст научной работы на тему «Организационное ядро обеспечения согласованности элементов инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства»

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ЯДРО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОГЛАСОВАННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЖУРАКОВСКИЙ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Данная статья освещает актуальные проблемы, связанные с обеспечением согласованности элементов инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства. Актуальность поднимаемой темы обусловлена тем фактом, что переход на кардинально новый уровень ведения хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства находится в зависимости от проводимой государственной политики в области поддержки данного сектора экономики. Одним из проблемных моментов в данном вопросе является недостаточная скоординированность элементов инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства на всех уровнях власти. Особое значение в системе инфраструктурного обеспечения государственной поддержки имеет координационно-информационный блок. В статье представлена модель многофункционального координационно-информационного центра, являющегося ядром обеспечения согласованности элементов инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства. Определены цель (создание условий для развития в регионе малого предпринимательства, реализация мероприятий региональных программ развития малого предпринимательства), задачи (координация деятельности структур, которые образуют инфраструктуру поддержки малого предпринимательства на территории муниципальных образований; непосредственное взаимодействие государства с малым бизнесом и оказание им широкого спектра услуг; создание условий для всеобщего охвата в режиме «одного окна» различных направлений господдержки; проведение организационного и информационно-аналитического взаимодействия с муниципальными и региональными органами власти, федеральными органами исполнительной власти), структура (служба первичного взаимодействия, служба по предоставлению государственной помощи, информационно-аналитической служба, служба внешних связей и пропаганды) и спектр направлений деятельности (предоставление государственных форм помощи, повышение уровня квалификации кадрового состава, консультационная, информационная поддержка и представление услуг (консалтинговые услуги в области ведения бухгалтерского и налогового учета, информационно-рекламные услуги в области полиграфии, разработка бренда и фирменного стиля компании и т. д.)), что позволяет нивелировать ряд проблем при ведении бизнеса субъектами малого предпринимательства и в целом повысить эффективность использования программ поддержки малого предпринимательства.

Ключевые слова малое предпринимательство, государственная поддержка, инфраструктура.

Переход на качественно новый уровень развития малого предпринимательства требует грамотной территориальной и государственной политики в данном вопросе, что связано с необходимостью разрешения такой проблемы, как недостаточная скоординированность инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства на всех уровнях власти. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства способно оказать положительную динамику развития хозяйствующих субъектов с ее элементами на основе формирования прочных прямых рыночных связей, что может способствовать сокращению трансакционных издержек. Институциональная инфраструктура регу-

лирует организационно-правовые и организационно-экономические условия функционирования как субъектов малого предпринимательства, так и субъектов инфраструктуры поддержки. Субъекты инфраструктуры поддержки посредством обратной связи опосредуют воздействие институциональной инфраструктуры на организацию и развитие хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, внося вклад в формирование благоприятной деловой среды в экономике [1].

Построение развитой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является важной частью государственной политики в области регулирования деятельности малого предпри-

нимательства и вызвано очевидностью и необходимостью создания наиболее благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, посредством информационного, имущественного, финансового и кадрового обеспечения.

Стабильный экономический рост и увеличение благосостояния общества возможны только посредством модернизации и оптимизации существующей инфраструктуры поддержки как элемента системы поддержки и развития сектора малого предпринимательства, что невозможно без четко выработанной государственной политики.

Важно сформировать нормативно-правовые условия создания и функционирования общественных организаций - национальных и региональных ассоциаций и союзов малого бизнеса, торгово-промышленных палат, фондов поддержки и т. п. - с целью обеспечения выполнения политики государственной поддержки малого бизнеса [2].

Совокупность проблем, которые возникают перед малым предпринимательством и необходимость их преодоления через применение современных информационно-коммуникационных достижений в технологиях вынуждают формировать новый подход к организации инфраструктуры поддержки малого бизнеса в регионе. Одной из важнейших задач органов местного самоуправления по проблеме поддержки малого предпринимательства является содействие деятельности организаций, которые выражают интересы малого бизнеса, а также образование координационных структур для более эффективного взаимодействия малого бизнеса с ними.

На текущий момент в регионах инфраструктурное обеспечение субъектов малого предпринимательства представлено следующими блоками:

Государственно-управленческий блок представлен органами законодательной и исполнительной власти. Основное назначение данного элемента - формирование государственной политики поддержки малого предпринимательства в регионе, утверждение правовой и законодательной базы, разработка, утверждение и исполнение программ развития предпринимательства.

Финансово-экономический блок представлен фондами кредитования, банками, микрофинансовыми организациями, лизинговыми фирмами, страховыми организации и т. д. Основное назначение данного элемента - предоставление финансовых ресурсов субъектам малого предпринимательства на льготной основе.

Блок бизнес-услуг представлен консалтинговыми, рекламными, издательскими компаниями.

Основное назначение элемента - помощь в организации хозяйственно-экономической деятельности путем ведения бухгалтерского и налогового учета, составления отчетности, разработки бизнес планов, патентования продукции, разработки бренда, рекламы продукции и услуг.

Производственно-имущественный блок представлен бизнес-инкубаторами, технопарками, инновационными центрами и т. д. Основное назначение - обеспечение производственных, технологических и инновационных предприятий на льготных условиях производственными площадями, ресурсами для осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, содействие кооперации с крупными промышленными предприятиями.

Блок подготовки персонала - в него входят бизнес-школы, учебные центры, учебные учреждения и другие субъекты, в задачи которых входит обучение, подготовка и переподготовка персонала организаций и индивидуальных предпринимателей.

Эффективность системы государственной поддержки малого предпринимательства не достигается во многом, вследствие низкого уровня взаимодействия малого бизнеса с организациями, образующими инфраструктуру этой поддержки, а также отсутствием легкодоступных сведений о возможных способах поддержки со стороны общественных, некоммерческих и государственных структур.

Существующая на данный момент инфраструктура поддержки малого предпринимательства как со стороны коммерческих и некоммерческих структур, так и со стороны государственных органов, фрагментирована, практически никак не связана между собой, что, в свою очередь, создает трудности в своевременном получении необходимого набора услуг и информации. Также имеется проблема диспропорции системы.

Важное место, по нашему мнению, в системе инфраструктуры поддержки малого бизнеса играет координационно-информационноый блок, который позволит: облегчить получение субъектам малого предпринимательства информации об институтах поддержки малого предпринимательства как государственных, так и частных; объединить инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, что способствует более эффективному использованию ресурсов и потенциала организаций инфраструктуры; обеспечить сбор, систематизацию базовых сведений о формах и видах поддержки, степени потребности в них субъектов малого предпринимательства, анализ которых по-

А. 8. гИШАКОУ8КУ

может определить формирование ориентиров для развития инфраструктуры поддержки как системы, определить реальную необходимость в инфраструктурном обеспечении субъектов малого бизнеса и выработать траекторию развития; повысить взаимосвязь инфраструктуры государст-

венной поддержки малого предпринимательством с органами власти, что способствует разработке институционально-организационных решений в комплексного регулирования процессов развития системы инфраструктурного обеспечения как одного целого.

Рис. 1. Схема инфраструктурного обеспечения субъектов малого предпринимательства

Для субъектов малого предпринимательства улучшиться организация получения финансовых, материальных информационных, кадровых ресурсов, повысится степень диалога между представителями малого бизнеса, а также малого бизнеса и властью, что способствуют как количественному,

так и качественному ускоренному развитию данного сектора экономики.

Деятельность многих организаций, осуществляющих поддержку, дублирована, многие осуществляют схожий перечень услуг. Также следует отметить, что не у всех организаций имеется ин-

формационный интернет-портал, в связи с чем субъекты малого предпринимательства не проинформированы о существовании данных организаций, а также формах поддержки.

Например, согласно информационному порталу Тамбовской областной торгово-промышленной палаты, членами Палаты являются 159 предприятий и 3 индивидуальных предпринимателя, из них к субъектам малого предпринимательства относятся всего 57 организаций или 37 % (что оттягивает значительные ресурсы на взаимодействие с крупными предприятиями), в то время как в Тамбовской области на 01.01.2013 г. насчитывается 8598 предприятий малого бизнеса и 19,1 тыс. индивидуальных предпринимателей. У организаций отсутствуют подразделения в других районах региона, где существует значительная концентрация малого предпринимательства (г. Мичуринск) и потенциал для его развития. Также Палата позиционирует себя как организация, целью которой является содействие развитию региональной и российской экономики, ее встраиванию в мировую хозяйственную систему, построению современной финансовой, промышленной и торговой инфраструктуры, формированию благоприятных условий для ведения финансово-хозяйственной деятельности. То есть поддержка малого предпринимательства не является ее основой целью.

В целях обеспечения государственной поддержки малого бизнеса в России предлагается создание в регионах координационно-информационных структур - Центров поддержки малого бизнеса. Данный Центр целесообразен в форме бюджетного учреждения, в структуру которого на основе частно-государственного партнерства будут входить и некоммерческие организации. Финансироваться данное учреждение будет за счет средств регионального бюджета (30 %), средств, утвержденных целевыми программами по развитию малого предпринимательства (30 %), а также доходов за счет предоставления услуг, членских взносов и аренды помещений (40 %).

Деятельность Центра направлена на организацию взаимодействия субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства между собой с целью оказания помощи в развитии сектора малого предпринимательства на критериях комплексности, системности, целенаправленности. Клиенты, обращающиеся за получением индивидуальной консультации или услуг, в режиме «одного окна» проходят регистрацию, предоставляя данные о себе, о своем бизнесе, контактную информацию. На основании предоставленных регистрационных данных Центр формирует базу клиентов. Клиенты

Центра подразделяются на две категории: члены Центра и разовые пользователи. В зависимости от данной категории для них определяется перечень платных и бесплатных услуг и их тарифы. Кроме того, при регистрации членства субъект малого предпринимательства дает более углубленную информацию о себе и о своей деятельности, что позволит лучше актуализировать базу данных и будет способствовать организации финансово-хозяйственного взаимодействия среди членов Центра. Разовый пользователь при регистрации будет представлять только основные реквизиты (ФИО, адрес регистрации, наименование организации, ИНН).

Организация работы Центра поддержки предпринимательства состоит из служб:

- служба первичного взаимодействия - регистрация субъектов малого предпринимательства в Центре, получение ЭЦП, консультация по возможным видам оказания услуг и поддержки, консультации по вопросам подготовки документации на получение финансовой и имущественной поддержки, прием заявлений об оказании помощи, пожеланий и проблемах в режиме «одного окна», анкетирование участников по различным вопросам, в том числе и о качестве оказанной поддержки; предоставление доступа субъектов малого предпринимательства к информационной базе данных и к электронным торговым площадкам;

- служба по предоставлению государственной помощи - выделение грантов начинающим предпринимателям, субсидий для инновационных предприятий, предоставление в аренду производственных и офисных помещений, субсидирование части затрат малых предприятий в соответствии с областной программой поддержки малого предпринимательства;

- служба внешних связей и пропаганды - организация работы с налоговыми органами и СМИ для целей распространения информации о Центре; учебными заведениями, с целью подбора кадрового состава для субъектов предпринимательства, а также прохождения практики на малых предприятиях; организация выставок и ярмарочных мероприятий.

Таким образом, одной из основных функций инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства является координация взаимодействия между властными и предпринимательскими структурами, обеспечивающая управляемую самоорганизацию малого бизнеса, а Центр поддержки предпринимательства является организационной формой реализации данной функции.

A. S. ZHURAKOVSKY

Литература

1. Ахметшин Р. М. Модель государственного регулирования субъектов предпринимательства в Республике Татарстан // Российское предпринимательство. 2013. № 8.

2. Толмачева А. Ф. Пути сокращения административных барьеров в развитии малого и среднего предпринимательства // Управление экономикой: теория и практика. 2011. № 3.

References

1. Akhmetshin R. M. Model' gosudarstvennogo re-gulirovaniya sub"yektov predprinimatel'stva v Respublike Tatarstan // Rossijskoye predprinimatel'stvo. 2013. № 8.

2. Tolmacheva А. F. Puti sokrashcheniya admini-strativnykh bar'yerov v razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva // Upravleniye ekonomikoj : teoriya i praktika. 2011. № 3.

* * *

ORGANIZATIONAL CORE OF ENSURING COHERENCE OF ELEMENTS OF INFRASTRUCTURE OF STATE SUPPORT OF

SMALL BUSINESS

ZHURAKOVSKY ALEKSANDR SERGEYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

This article covers the actual problems connected with ensuring coherence of elements of infrastructure of the state support of small business. The transition to cardinally new level of conducting economic activity of subjects of small business is depending on the pursued state policy in the field of support of this sector of economy causes the relevance of the lifted subject. One of problem points in the matter is insufficient coordination of elements of infrastructure of the state support of small business at all levels of the power. Special value in system of infrastructure ensuring the state support has the coordination and information block. In article author presented the model of the multipurpose coordination information center which is a core of ensuring coherence of elements of infrastructure of the state support of small business. Author defined the goal (creation of conditions for development in the region of small business, realization of actions of regional programs of development of small business), tasks (coordination of activity of structures which form infrastructure of support of small business in the territory of municipalities); direct interaction of the state with small business and rendering full range of services to them; creation of conditions for general coverage in the mode of «one window» of various directions of state support; carrying out organizational and information and analytical interaction with municipal and regional authorities, federal executive authorities), structure (service of primary interaction, service on providing the state help, information and analytical service, service of external relations and promotion) and a range of activities (granting the state forms of the help, increase of a skill level of staff structure, consulting, information support and representation of services (consulting services in the field of conducting accounting and tax accounting, information and advertizing services in the field of polygraphy, development of a brand and corporate style of the company, etc.)) that allows to level a number of problems in business subjects of small business and in general to increase efficiency of use of programs of support of small business.

Key words: small business, state support, infrastructure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.