2. Рынок лизинга по итогам 2010 года: как на дрожжах [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство «Эксперт РА»: сайт. URL: http://www.naexpert.ru/researches/leasing/leasing2011_yeast/attachment2.
3. Федеральная служба государственной статистики: сайт. URL: http://www.gks.ru.
АНТОНОВСКАЯ ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и инновационного управления, Чувашский государственный университет, России, Чебоксары ([email protected]).
ANTONOVSKAYA ELENA ANATOLYEVNA - candidate of economics sciences, assistant professor of State and Innovation Management Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 338.246.027.2:338.46(470.42)
О.В. АСМУС, Е.В. ВОЛОВАЯ
СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ (на примере Ульяновской области)
Ключевые слова: малый бизнес, сфера услуг, инвестиции, программы развития бизнеса.
Проведён анализ развития сферы услуг в малом бизнесе Ульяновской области и предложены варианты корректировки комплекса мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, преимущественно в сфере услуг, которая позволит сформировать максимально комфортные условия для ведения предпринимательской деятельности в регионе. Предложены механизмы финансовой поддержки предприятий, в частности микрокредитование субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере услуг, налоговые преференции для предпринимателей, механизмы развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере услуг.
O.V. ASMUS, E.V. VOLOVAYA PROMOTING DEVELOPMENT OF SERVICES IN SMAII BUSINESS (FOR EXAMPLE ULYANOVSK REGION)
Key words: small business, service industry, investments, business development programs.
The analysis of service industry development in Ulyanovsk region was held and variations of correction state measures support in small and medium business were offered, particularly in service industry, that will allow to create comfortable conditions for business in Ulyanovsk. The tools of financial support in enterprises were offered, especially micro lending of small and medium business in service industry, tax preferences for business persons, tools of infrastructure development for medium and small business support in service industry.
Роль малого бизнеса в экономическом развитии регионов России неуклонно возрастает, что свидетельствует о его внутреннем потенциале. На современном этапе развития рыночной экономики малый бизнес способен стать той важной платформой, на которой будут базироваться антикризисные и позитивные процессы в экономике, ведущие к созданию предпринимательской хозяйственной среды. Это объясняется способностью малого бизнеса смягчать последствия структурных изменений в экономике, быстро адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка, вносить существенный вклад в региональное развитие; способностью к генерации и использованию технических и организационных нововведений. Органично связанный с крупным бизнесом, он является основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособности её экономики.
Особая роль малому бизнесу отводится в развитии сферы услуг [5], которая служит своего рода индикатором оценки уровня развития экономики региона и страны в целом, обеспечивающей предоставление определенных видов услуг различным категориям населения в соответствии с возрастающими потребностями в улучшении условий, комфортности и качества жизни.
На современном этапе одной из основных тенденций развития экономики видится опережающее развитие сферы услуг при существующей тенденции преобладания потребления услуг над потреблением товаров. Важная роль в решении данных вопросов поэтому и отводится малому бизнесу, способному по своей сущности гибко реагировать на потребности и спрос рынка услуг,
лучше и скорее насыщать его услугами высокого качества. Более значимым становится создание системы управления малым бизнесом в данной сфере как объективной необходимости дальнейшего движения страны по пути экономического и социального прогресса.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений экономического развития Ульяновской области, поскольку именно оно конкретизирует задачи, связанные с эффективностью функционирования предприятий сферы услуг, так как в них существуют объективные предпосылки для развития предпринимательства, ориентированного на индивидуальный, специфический спрос. В регионе имеется опыт создания новых видов услуг для населения с использованием инновационных, управленческих и социальных технологий.
На территории Ульяновской области на начало 2011 г. было зарегистрировано 216 средних предприятий, 1347 малых предприятий, 11 230 микропредприятий, что позволило региону по данным показателям опередить Пермский край, Чувашскую Республику, Республику Башкортостан, Краснодарский край, Белгородскую и Саратовскую области.
Благодаря субъектам малого и среднего бизнеса, за первое полугодие 2011 г. получено 6б7,27 млн руб. налоговых отчислений, что, как показывает проведённый анализ, значительно увеличило доходную часть бюджета Ульяновской области. Вместе с тем на фоне создания новых субъектов малого и среднего предпринимательства в настоящее время наблюдается негативная тенденция последующей ликвидации их. По оценкам экспертов, это вызвано увеличением до 34% страховых взносов, которые работодатели платят с фонда оплаты труда. В ряде сфер предпринимательство становится нерентабельным [2].
Несмотря на трудности организации и роста, малый бизнес в регионе устойчиво развивается. Малые предприятия занимают серьезные позиции в таких видах деятельности, как розничная торговля и общественное питание, строительство, туризм. По вовлечённости населения в малый бизнес роль его приобретает серьёзную социальную значимость. Однако уровень развития малого бизнеса в Ульяновской области может быть оценен как недостаточный и имеющий перспективы и по плотности размещения субъектов малого предпринимательства, и по доле малых предприятий в общем выпуске товаров и оказываемых услугах, в том числе и по доле малых предприятий в объеме промышленного производства. Явно недостаточна роль малого бизнеса и во внедрении инноваций.
В рамках решения данной проблемы основными направлениями региональной поддержки малого и среднего предпринимательства являются сохранение и развитие научно-технического потенциала, повышение инновационной активности малых предприятий.
Авторы принимали участие в разработке областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2005-2010 годы» [3], задачей которой является дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры, создание системы финансирования научных разработок в вузах, условий для коммерциализации результатов научных разработок и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции.
Основные направления Программы сводятся:
- к содействию развитию молодёжного предпринимательства - вовлечению молодёжи в предпринимательскую деятельность;
- предоставлению субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства на открытие собственного дела в целях возмещения части затрат, связанных с государственной регистрацией в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, началом предпринимательской деятельности, выплатами по передаче прав на франшизу (паушальный взнос);
- созданию и (или) обеспечению деятельности регионального центра координации и поддержки экспортноориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства и поддержке деятельности Ульяновского представительства Российского европейского информационного корреспондентского центра;
- предоставлению субсидий (грантов) субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и (или) реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, на компенсацию части затрат или недополученных доходов, связанных с осуществлением такой деятельности;
- компенсации части затрат экспортноориентированных предприятий при привлечении кредитов (субсидирование процентной ставки), проведении обязательной сертификации, продвижении продукции и услуг за рубежом;
- развитию системы микрофинансирования: увеличению средств «Фонда развития предпринимательства Ульяновской области»;
- предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований Ульяновской области в целях софинансирования муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства по поддержке деятельности центров развития предпринимательства в муниципальных образованиях Ульяновской области;
- поддержке действующих инновационных компаний в целях возмещения части затрат или недополученных доходов, связанных с осуществлением инновационной деятельности;
- предоставлению субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на компенсацию части затрат на приобретение оборудования для производства тепло- и электроэнергии путем использования альтернативных источников;
- предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований Ульяновской области на софинансирование программ развития малого и среднего предпринимательства по направлению поддержки начинающих предпринимателей на открытие собственного дела.
В рамках реализации данной Программы авторами предложено выделить ряд приоритетных направлений, реализация которых открывает возможности для действующих субъектов малого и среднего предпринимательства, а также является стимулом к открытию собственного дела:
1) предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на открытие собственного дела. С помощью данной субсидии жители региона, решившие оформить свой бизнес, могут возместить часть затрат, связанных с государственной регистрацией начинающего субъекта малого предпринимательства в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, начать предпринимательскую деятельность, а также осуществить выплату по передаче прав на франшизу.
Как показывают расчёты, проекты, получившие государственную поддержку в рамках областной целевой программы, разделяются по отраслям следующим образом: 1) промышленное производство - 30,9%; 2) бытовые услуги - 14,5%; 3) сельское хозяйство - 14,5%; 4) строительство - 6%; 5) транспорт - 5,5%; 6) здравоохранение - 1,8%; 7) ЖКХ - 1,8%; 8) спорт, социальные услуги, консалтинговые услуги, туризм, оптово-розничная торговля - 20%;
2) комплексная поддержка и сопровождение субъектов малого и среднего предпринимательства. В рамках данного направления сформирован реестр инвестиционных площадок для субъектов малого и среднего предпринимательства Ульяновской области с указанием сведений о наличии инженерных коммуникаций и ситуационного плана, а также предварительного согласования соответствующих инстанций, возможности использования объекта под определенный вид деятельности. Инвестиционные площадки представлены в сферах промышленного производства, туризма, придорожного сервиса, сельского хозяйства, бытового обслуживания, культуры и отдыха, на территории всех муниципальных об-
разований Ульяновской области, и предназначены для облегчения доступа к инвестиционным площадкам и начала бизнес-проекта предпринимателя;
3) обеспечение кредитными ресурсами субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях повышения доступности кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса в регионе действует мера государственной поддержки малого и среднего предпринимательства по поручительству по обязательствам предпринимателей перед банками и лизинговыми компаниями.
В рамках реализации данного механизма государственной и региональной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса предлагаем приоритетное место отдать сфере услуг.
Считаем возможным и необходимым применять следующие формы поддержки субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в данной сфере:
1. Финансовая поддержка предприятий:
- микрофинансирование: реализация программы микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере услуг, по которой на выгодных условиях будут выдаваться микрозаймы. Предприниматели получат займы на сумму до 1 млн руб. на срок до одного года под процентную ставку от 8% годовых;
- реализация программ кредитных гарантий (поручительств): обеспечение поручительства по кредитным и лизинговым обязательствам субъектам малого и среднего предпринимательства до 70% суммы необходимого залогового обеспечения на срок до 5 лет;
- реализация механизма возмещения разницы в процентных ставках по кредитам и договорам лизинга в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, полученным субъектами малого предпринимательства в российских кредитных организациях из областного бюджета Ульяновской области.
Сам по себе механизм субсидирования не будет влиять на принятие решения финансово-кредитными организациями о выдаче кредитов субъектам малого предпринимательства и, как следствие, не будет упрощать их доступ к финансовым ресурсам, но в совокупности с гарантийными механизмами окажет положительное воздействие на решение проблем, связанных с привлечением заемных средств в сферу услуг.
2. Налоговые преференции для предпринимателей:
для начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства предлагаем установить минимальные ставки налогов по упрощённой системе налогообложения при работе по системе «доходы минус расходы» вне зависимости от места и вида деятельности в размере 5%, а также минимальную стоимость патента в сумме 900 руб.
Благодаря наложенному в регионе мораторию на повышение корректирующего коэффициента К2 единого налога на вмененный доход данный коэффициент не повышается в течение двух последних лет, в 2011 г. остаётся на уровне 2008 г.
3. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере услуг:
во всех муниципальных образованиях предлагаем открыть центры развития предпринимательства, благодаря которым будет сформирована комплексная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства на всей территории региона.
Сформированная структура будет оперативно реагировать на обращения предпринимателей и эффективно справляться с поставленными задачами по:
- оказанию юридической помощи в правовых отношениях;
- предоставлению услуг по вопросам налогообложения и применения норм действующего законодательства в области предпринимательства;
- защите интересов предпринимателей в арбитражных судах и судах общей юрисдикции;
- по повышению грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере, правовой и компьютерной грамотности.
Предлагаемая корректировка комплекса мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, преимущественно в сфере услуг, позволяет сформировать максимально комфортные условия для ведения предпринимательской деятельности в регионе и выйти на показатели, отраженные в программе развития предпринимательства до 2015 г. и Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2020 г.
Литература
1. Бочкарёв В.Г. Социальная ответственность бизнеса. М.: ТЕИС, 2006. 171 с.
2. Об итогах развития малого и среднего предпринимательства в первом полугодии 2011 года: отчет департамента развития экономики и предпринимательства Министерства экономики Ульяновской области [Электронный ресурс]. URL: http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/4740.
3. Программа развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2005-2010 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.sme.ulgov.ru/mbprogr/razvsme.html.
4. Рубе В.А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2004.
5. Яковлев Е.А., Иванова А.М. Организация бизнес-образования региона для инновационной экономики // Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. 2011. № 1, янв.-март.
АСМУС ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор экономических наук, министр экономики Ульяновской области, Ульяновск, Россия ([email protected]).
ASMUS OLEG VLADIMIROVICH - doctor of economics sciences, Minister of economy in Ulyanovsk Region, Russia, Ulyanovsk.
ВОЛОВАЯ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат экономических наук, заместитель директора департамента развития экономики и предпринимательства, Министерство экономики Ульяновской области, Россия, Ульяновск ([email protected]).
VOLOVAYA ELENA VLADIMIROVNA - candidate of economics sciences, associate director in department of economy and business development, Economy Ministry of Ulyanovsk Region, Russia, Ulyanovsk.
УДК 330.341.1 :[332.1:338.242
А.А. БЕЙСЕНБАЕВ, Э.Н. КРОЛИВЕЦКИЙ
КОНЦЕПЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ
Ключевые слова: инновационные процессы, межрегиональные рынки, управление инновационным развитием.
Излагается концепция регулирования инновационных процессов межрегиональных рынков на уровне мегарегиона, определяются перспективные цели инновационно-сервисного долгосрочного развития регионов.
A.A. BEYSENBAEV, E.N. KROLIVETSKY THE CONCEPT OF REGULATION OF INNOVATIVE PROCESSES OF THE INTER-REGIONAL MARKETS
Key words: innovative processes, the inter-regional markets, management of innovative development.
The concept of regulation of innovative processes of the inter-regional markets at megaregion level is stated, the perspective purposes of is innovative-service long-term development of regions are defined.
Концепция регулирования инновационных процессов развития техники, технологий производства, управления и обслуживания в условиях действия множества хозяйствующих субъектов различных форм собственно-