Научная статья на тему 'Современное состояние инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства в Росии и пути ее развития'

Современное состояние инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства в Росии и пути ее развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1665
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / SMALL BUSINESS / INFRASTRUCTURE / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдукаримов Вячеслав Исматович, Жураковский Александр Сергеевич, Нарижний Иван Федорович

Экономика государства является сложной системой, развитие которой возможно при эффективном и сбалансированном функционировании отдельных ее элементов. Одним из важнейших элементов экономики является сектор малого предпринимательства. Тем не менее, данный сектор не может конкурировать по возможностям взыскания финансовых ресурсов и получения государственных инвестиций, исследованию конъюнктуры рынка, проведению научно-технических разработок, подготовке кадров и получению информации со средним и крупным предпринимательством. Именно поэтому необходимо развитие инфраструктуры этого сектора экономики. В статье рассмотрена существующая инфраструктура государственной поддержки малого предпринимательства в России и пути ее развития, определены цели создания и задачи системы инфраструктуры поддержки, показано, на основе чего функционирует инфраструктура малого предпринимательства. Проанализирована практика осуществления поддержки данному сектору экономики, и, в контексте этого, выявлен комплекс инструментов, позволяющих оптимизировать развитие малого предпринимательства на уровне страны и региона, сформулированы предложения по его совершенствованию. В частности, к приоритетам поддержки малого предпринимательства авторы относят: внедрение норм и правил регулирования сферы малого предпринимательства, которые упрощают ведения хозяйственной деятельности; проведения детального анализа вероятных потерь, которые могут понести хозяйствующие субъекты, при внедрении различного рода механизмов регулирования, особенно это касается налогового регулирования; проработка каждого решения в сфере поддержки малого предпринимательства на предмет реального достижения поставленных целей и задач. Реализация данных направлений позволит скоординировать взаимодействие органов власти и элементами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в процессе поддержки малых пред-приятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF INFRASTRUCTURE OF THE STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA AND WAY OF ITS DEVELOPMENT

The economy of the state is difficult system which development is possible at the effective and balanced functioning of its separate elements. One of the most important elements of economy is the sector of small business. Nevertheless, this sector can't compete according to opportunities of collecting financial resources and receiving the state investments, to market condition research, carrying out scientific and technical development, training and obtaining information with average and large business. For this reason development of infrastructure of this sector of economy is necessary. In article authors considered the existing infrastructure of the state support of small business in Russia and a way of its development; defined purposes of creation and a problem of system of infrastructure of support, showed on the basis of what the infrastructure of small business functions. Authors analyzed implementation of support to this sector of economy, and, in the context of it, revealed the complex of the tools allowing to optimize development of small business at the level of the country and the region and formulated offers on its improvement. In particular, authors referred to priorities of support of small business: introduction of norms and regulations of the sphere of small business which simplify conducting economic activity; carrying out the detailed analysis of probable losses which can incur economic entities, at regulation different introduction of mechanisms, especially it concerns tax regulation; study of each decision in the sphere of support of small business regarding real achievement of goals and tasks. Realization of these directions will allow to coordinate interaction of authorities and elements of infrastructure of support of small business in the course of support of small enterprises.

Текст научной работы на тему «Современное состояние инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства в Росии и пути ее развития»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

PRESSING ISSUES OF ECONOMICS AND MANAGEMENT

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОСИИ И ПУТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

АБДУКАРИМОВ ВЯЧЕСЛАВ ИСМАТОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ЖУРАКОВСКИЙ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

НАРИЖНИЙ ИВАН ФЕДОРОВИЧ

Липецкое представительство ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Экономика государства является сложной системой, развитие которой возможно при эффективном и сбалансированном функционировании отдельных ее элементов. Одним из важнейших элементов экономики является сектор малого предпринимательства. Тем не менее, данный сектор не может конкурировать по возможностям взыскания финансовых ресурсов и получения государственных инвестиций, исследованию конъюнктуры рынка, проведению научно-технических разработок, подготовке кадров и получению информации со средним и крупным предпринимательством. Именно поэтому необходимо развитие инфраструктуры этого сектора экономики. В статье рассмотрена существующая инфраструктура государственной поддержки малого предпринимательства в России и пути ее развития, определены цели создания и задачи системы инфраструктуры поддержки, показано, на основе чего функционирует инфраструктура малого предпринимательства. Проанализирована практика осуществления поддержки данному сектору экономики, и, в контексте этого, выявлен комплекс инструментов, позволяющих оптимизировать развитие малого предпринимательства на уровне страны и региона, сформулированы предложения по его совершенствованию. В частности, к приоритетам поддержки малого предпринимательства авторы относят: внедрение норм и правил регулирования сферы малого предпринимательства, которые упрощают ведения хозяйственной деятельности; проведения детального анализа вероятных потерь, которые могут понести хозяйствующие субъекты, при внедрении различного рода механизмов регулирования, особенно это касается налогового регулирования; проработка каждого решения в сфере поддержки малого предпринимательства на предмет реального достижения поставленных целей и задач. Реализация данных направлений позволит скоординировать взаимодействие органов власти и элементами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в процессе поддержки малых предприятий.

Ключевые слова: малое предпринимательство, инфраструктура, государственная поддержка.

Формирование эффективной развитой инфраструктуры поддержки сектора малого предпринимательства необходимо рассматривать как одну из наиболее приоритетных задач важной государственной политики в сфере регулирования данных субъектов хозяйственной деятельности. Важность данного направления обусловлено необходимостью образования благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности

через реализацию финансовых, информационных, кадровых и имущественных форм поддержки.

В России меры господдержки малого предпринимательства осуществляются уже более 20 лет. Одним наиболее важным направлением поддержки субъектов малого предпринимательства государство определило развитие инфраструктуры, обеспечивающей стабильное функционирование малого бизнеса. Но за это время

данный сектор не приобрел того статуса «столпа экономики», на который так возлагали надежды. Доля занятых в малом предпринимательстве не достигает и 15 % экономически активного населения, а доля в ВВП по различным подсчетам составляет 15-20 %.

В настоящее время малое предпринимательство использует в основном существующую народнохозяйственную инфраструктуру. Однако оно в сравнении со средним и крупным бизнесом находится в объективно худших условиях и не может конкурировать с ними по возможностям изыскания финансовых ресурсов и получения государственных инвестиций, исследованию конъюнктуры рынка, проведению научно-технических разработок, а также подготовке кадров и получению информации [1].

Для минимизации негативного воздействия внешних факторов, увеличения устойчивости и воспроизводства малого предпринимательства необходимо развитие «собственной» инфраструктуры этого сектора экономики.

Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации малого предпринимательства. Поскольку инфраструктура выполняет важную социальную функцию, ее создание и развитие должно (хотя бы частично) финансироваться государством. Наряду с этим (и такая практика имеется) для соответствующих целей привлекаются средства союзов предпринимателей, банков, а также финансовые ресурсы из частных источников на некоммерческой основе - субсидирование, гранты, благотворительность и т. д.

Инфраструктурное обеспечение сектора малого предпринимательства представляет система из государственных, частных, общественных, коммерческих, некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность по регулированию малого предпринимательства, оказывают им консалтинговые, образовательные, предоставляют финансовые и имущественные ресурсы [2].

Целью создания системы инфраструктуры поддержки является представление субъектам малого предпринимательства дополнительных возможностей, которые способствуют преодолению объективных проблем и трудностей, свойственных малому бизнесу, как новообразованным

субъектам, так и функционирующим на рынке значительное время.

Инфраструктура поддержки обеспечивает решение следующих задач:

увеличение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства путем предоставления на льготных условиях финансовых, имущественных ресурсов, бизнес услуг, повышения кадрового потенциала;

- содействие самоорганизации субъектов малого предпринимательства, путем налаживания деловых связей и кооперации;

- обеспечение защиты интересов и прав субъектов малого предпринимательства [3].

Инфраструктура малого предпринимательства как комплексная система функционирует на основе:

- адекватности инфраструктуры уровню развития малого предпринимательства и реальным потребностям предпринимателей (по пропускной способности, отраслевой и функциональной специализации и пр.);

- доступности объектов инфраструктуры для предпринимателей (по близости размещения на территории, стоимости услуг, информированности о возможностях каждого элемента инфраструктуры);

- концентрации на наиболее важных проблемах деятельности малых предприятий;

- участия государства (национальных, региональных, муниципальных бюджетов) непосредственно (или через контролируемые организации) в капитале объектов инфраструктуры малого предпринимательства, частичное либо полное финансирование их текущей деятельности;

распределения основных задач и, следовательно, различных видов объектов инфраструктуры по уровням управления при концентрации основного объема работы по поддержке малого бизнеса на региональном и местном уровнях;

- координации деятельности и упорядочения функций различных субъектов инфраструктуры на одной территории, следствием являются более эффективное использование ресурсов, комплексность и разнообразие оказываемых услуг, лучшая ориентация предпринимателей в возможностях этих субъектов;

- использования для развития инфраструктуры малого бизнеса ресурсов и средств государства, общественных и профессиональных объединений предпринимателей, крупных корпораций, научных учреждений и учебных заведений.

На текущее время в регионах страны отсутствует общепринятая классификация элементов инфраструктурной поддержки. Корме того, часто

применяются различные определения к однотипным объектам инфраструктуры.

В России сформировалась такая ситуация, когда на фоне постоянного роста количества различных субъектов поддержки предпринимательства: общественных движений, ассоциаций, союзов, объединения и т. д. не происходит качественного роста сектора малого предпринимательства. Постоянно возрастающая неэффективная инфраструктура лишь «оттягивает» существенную часть средств государственной финансовой поддержки, не доходящих до непосредственных производителей товаров и услуг.

Также наблюдается обращение незначительного числа представителей малого бизнеса в различные институты поддержки федерального, регионального и местного уровней.

При формировании и обеспечении функционирования различного рода объединений, у последних возникает множество различных проблем, в первую очередь, финансовых. Данные объединения образовываются в виде различных организационно-правовых форм, часть - в виде общественных некоммерческих организаций, а другая часть - в виде коммерческих. Число членов в данных организаций мало и незначительно. У таких объединений отсутствует достаточный опыт и финансовые ресурсы, чтобы эффективно отстаивать права малого предпринимательства и своих членов в частности. К тому же, данные структуры практически никак не взаимодействуют друг с другом.

Более чем двадцатилетний опыт поддержки и развития сектора малого предпринимательства в России показал, что успешная государственная политика в этой области тесно связана с подготовленностью самих субъектов малого предпринимательства к восприятию поддержки. Государство обязано, как любой заемщик, оценивать и снижать свои риски, для чего необходимо координировать, упорядочить и контролировать в первую очередь финансовые ресурсы, которые направляются малому бизнесу посредством созданной инфраструктуры поддержки. А опыт развитых стран показывает, что без непосредственного участия государства невозможно создание финансовых, страховых, имущественных и правовых условий для развития субъектов малого предпринимательства.

Кроме дальнейшего увеличения доли самих малых предприятий, одной из основных целей системы государственной поддержки малого предпринимательства является формирование условий для создания производственно-инновационного сектора малого предпринимательства.

При этом ставится задача повышения доли малых предприятий в валовом внутреннем продукте страны до 29 %, а занятости в данном секторе экономики населения - до 23 %; поднять долю неторгового сектора - до 40 %. Тоже касается и доли малого бизнеса в выпуске инновационной и высокотехнологичной продукции: увеличить в 6 раз. Для поддержки предприятий, выпускающих инновационную и высокотехнологичную продукцию, создается специальная институциональная структура, которая на текущий момент включает:

- 22 региональных венчурных фонда с общей капитализацией около 9 млрд руб.;

- Фонд фондов - Российская венчурная компания с капитализацией более 27 млрд руб.;

- Роснано с капитализацией более 150 3,6 млрд руб.

Кроме того, разрабатываются отдельные программы по поддержке малого и среднего бизнеса, среди них:

поддержка экспортно-ориентированных малых предприятий -2,1 млрд руб.;

поддержка инновационных малых предприятий - около 3 млрд руб;

- гранты (стартовые пособия) для малых предприятий - 2 млрд руб;

- лизинговые платежи малых предприятий -1,2 млрд руб;

- гарантийные фонды - 2,7 млрд руб;

- микрофинансирование - 2,5 млрд руб;

- курсы предпринимателей - 0,3 млрд руб, 50 ООО слушателей;

молодежное предпринимательство -0,3 млрд руб.

Формирование инфраструктуры малого предпринимательства в России началось в начале 90 гг. XX в. Элементы инфраструктуры создавались на федеральном, региональном уровне и на уровне муниципальных образований. В процессе ее создания принимает участие не только государство, но и негосударственные структуры, представленные общественными, некоммерческими организациями, зарубежные и международные организации [4].

Но до настоящего времени в Российской Федерации не сформирован единый концептуальный подход по развитию и формированию отдельных видов инфраструктурных объектов поддержки субъектов малого предпринимательства и обеспечении комплексности их функционирования.

Формирование инфраструктуры поддержки происходит стихийно, многие объекты создаются из собственных потребностей определенных инициативных групп или предпринимательских объ-

единений. Кроме того, фактически не учитываются особенно острые потребности субъектов малого предпринимательства, в связи с чем наблюдается отсутствие адекватной финансовой и имущественной поддержки, как со стороны властей региона, так и со стороны негосударственных структур. Из-за недостатка финансовых ресурсов и нехватки квалифицированного персонала, многие проекты, заложенные в программы развития малого предпринимательства, не могут реализоваться.

В значительном количестве регионов необходимые субъекты, образующие инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, отсутствуют либо существуют формально, т. е. на бумаге. Часто деятельность организаций, называющихся технопарками, бизнес-инкубаторами, агентствами развития субъектов малого предпринимательства ограничена предоставлением консультационных услуг, а основная деятельность представлена слабо, либо вообще ответствует.

Существующая в наши дни раздробленность, разбросанность и неравномерность в распределении инфраструктуры поддержки вызвана не только неравномерностью развития отдельных регионов и районов страны, и отсутствием ясной политики развития инфраструктурного обеспечения со стороны государственных органов особенно регионального и местного уровней. Во много активность развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства обеспечивается личной позицией одного или нескольких человек администрации региона, либо наличием субъектов, позиция которых может оказать влияние на позицию властей региона на проблемы развития малого предпринимательства и инфраструктуру его поддержки. Еще одной значительной проблемой является, что при реализации международных проектов иностранное участие ограничивается всего несколькими регионами (Москва, Московская область, Санкт-Петербург), так как по их мнению, там проводятся успешные экономические реформы [5].

Из-за недостатка финансирования и стихийности формирования инфраструктуры многие ее субъекты перерождаются в коммерческие организации, которые уже не заинтересованы в развитии и поддержке малого предпринимательства, а их целью является извлечение прибыли.

Также значительной проблемой является отсутствие в регионах четкой концепции развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и оперативная достоверная информация о насущных потребностях малого бизнеса в

тех или иных видах поддержки. Часто государственные органы, ответственные за развитие инфраструктурного обеспечения, не имеют ясного представления о различиях и специфики деятельности между видами субъектов предпринимательства. Возникающая понятийная путаница часто влечет за собой то, что часто обучающие фирмы и организации, которые специализируются на помощи в регистрации предприятий и предоставлении адреса регистрации, называют бизнес-инкубаторами, а организации, которые занимаются консультированием - бизнес-центрами. Самоустранение региональных и местных органов власти от активной деятельности по формированию инфраструктуры поддержки приводит к тому, что субъекты малого предпринимательства имеют недостаточную информированность о наличии объектов инфраструктуры в регионе, их месте нахождении, видах и формах оказываемых услуг.

Существенно снижает эффективность создаваемых объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и достаточно неудачное территориальное размещение, непригодность помещений к ведению производственной и технологической деятельности и значительный недостаток высококвалифицированных работников, что приводит:

- к распылению и так ограниченных ресурсов, значительную часть которых составляют финансовые средства, выделенные государством;

- к низкому качеству оказываемых услуг субъектам малого предпринимательства

- направление деятельности сформированных субъектов инфраструктуры часто не соответствует деятельности, заявленной в уставе организации, ввиду недостаточности и ограниченности в материальных, производственных, имущественных, кадровых и других ресурсах, которые необходимы для выполнения основной деятельности.

Неразвитость инфраструктуры, низкая ее пропускная способность, некачественный сервис, вместе с высокими ценами, направленность на ведение коммерческое деятельности - все это дискредитирует идею поддержки и развития малого предпринимательства.

Составными частями, характеризующими политику в области поддержки и развития малого предпринимательства, должны быть:

внедрение норм и правил регулирования сферы малого предпринимательства, которые упрощают ведения хозяйственной деятельности;

- проведения детального анализа вероятных потерь, которые могут понести хозяйствующие

субъекты, при внедрении различного рода механизмов регулирования, особенно это касается налогового регулирования;

- проработка каждого решения в сфере поддержки малого предпринимательства на предмет реального достижения поставленных целей и задач.

Кроме того, успешный процесс развития системы государственного регулирования малого бизнеса невозможен без соблюдения следующих требований:

реализация мер государственной поддержки малого предпринимательства должна иметь последовательный, системный, комплексный, логически проработанный обоснованный характер;

усиление участия предпринимательских объединений, независимых исследовательских и экспертных организаций в аспектах разработки решений государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства;

- четкое регламентирование мер контроля над субъектами малого предпринимательства. Проверки должны быть снижены до минимума и носить не спонтанный характер, а ограничены периодичностью. Текущий же контроль должен быть ограничен представлением отчетности (бухгалтерской, налоговой, финансовой);

- обеспечение равных возможностей ведения хозяйственной деятельности для субъектов малого предпринимательства и ограничение вмешательства государства в процесс ведения предпринимательской деятельности;

- проведения постоянного и систематического мониторинга, контроля и экспертизы проводимых и принимаемых мер, а также оперативное совершенствование и обновление, в соответствии со складывающимися условиями, норм законодательства, которые призваны регулировать предпринимательскую деятельность, при минимизации числа количества инструкций, подзаконных актов и разъяснений.

Эффективная реализация государственной политики в отношении поддержки субъектов малого предпринимательства в значительной степе-

ни зависит организации взаимодействия между органами власти и организациями, образующими инфраструктуру поддержки малого предпринимательства и организациями, получающими поддержку. При реализации мер поддержки также важна обратная связь между вышеуказанной цепочкой, что позволит уменьшить временные, ресурсные и финансовые затраты у всех участников, а также значительно уменьшит вероятность неэффективных решений со стороны государства.

Литература

1. Мостов М. Ю. Развитие инфраструктуры в условиях глобализации: особенности взаимоотношений государства и бизнеса // Экономика и управление. 2011. № 1 (74).

2. Латыш Е. В. Экономика, управление и финансовая устойчивость малых производственных и коммерческих предприятий. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2003.

3. Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М., 2009.

4. Герчикова И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: учеб. пособие. М.: Издательство «Косалтбан-кир», 2002.

5. Волков Н. В. Сто страниц о бизнесе. М., 1999.

References

1. Mostov M. Yu. Razvitiye infrastruktury v usloviyakh globalizatsii: osobennosti vzaimootnoshenij gosudarstva i biznesa // Ekonomika i upravleniey. 2011. № 1 (74).

2. Latysh E. V. Ekonomika, upravleniye i finansovaya ustojchivost' malykh proizvodstvennykh i kommercheskikh predpriyatij. Voronezh: Voronezh. gos. un-t, 2003.

3. Kolesnikova L. А. Predprinimatel'stvo i malyj biznes v sovremennom gosudarstve: upravleniye razvitiyem. M., 2009.

4. Gerchikova I. N. Regulirovaniye predprinimatel'skoj deyatel'nosti: gosudarstvennoye i mezhfirmennoye: ucheb. posobiye. M.: Izdatel'stvo «Kosaltbankir», 2002.

5. Volkov N.V. Sto stranits o biznese. M., 1999.

* * *

CURRENT STATE OF INFRASTRUCTURE OF THE STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA AND WAY OF ITS DEVELOPMENT

ABDUKARIMOV VYACHESLAV ISMATOVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

ZHURAKOVSKY ALEKSANDR SERGEYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

NARIZHNY IVAN FEDOROVICH Lipetsk Representation of Voronezh State Agricultural University named after Emperor Peter the Great, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

The economy of the state is difficult system which development is possible at the effective and balanced functioning of its separate elements. One of the most important elements of economy is the sector of small business. Nevertheless, this sector can't compete according to opportunities of collecting financial resources and receiving the state investments, to market condition research, carrying out scientific and technical development, training and obtaining information with average and large business. For this reason development of infrastructure of this sector of economy is necessary. In article authors considered the existing infrastructure of the state support of small business in Russia and a way of its development; defined purposes of creation and a problem of system of infrastructure of support, showed on the basis of what the infrastructure of small business functions. Authors analyzed implementation of support to this sector of economy, and, in the context of it, revealed the complex of the tools allowing to optimize development of small business at the level of the country and the region and formulated offers on its improvement. In particular, authors referred to priorities of support of small business: introduction of norms and regulations of the sphere of small business which simplify conducting economic activity; carrying out the detailed analysis of probable losses which can incur economic entities, at regulation different introduction of mechanisms, especially it concerns tax regulation; study of each decision in the sphere of support of small business regarding real achievement of goals and tasks. Realization of these directions will allow to coordinate interaction of authorities and elements of infrastructure of support of small business in the course of support of small enterprises.

Key words: small business, infrastructure, state support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.