References
1. Astashova E.A. Organizatsionno-ekonomi-cheskie osnovy upravleniya transaktsionnymi izderzhkami v APK: na materialakh Omskoi ob-lasti: dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.05. — Omsk, 2006. — 180 s.
2. Alimbaev T.A. Razvitie sistemy materi-al'no-tekhnicheskogo obespecheniya APK: na materialakh Omskoi oblasti: dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.05. — Omsk, 2006. — 164 s.
3. Kusmartseva Yu.V. Finansovoe upravlenie spetsificheskimi oborotnymi aktivami i kon-traktnymi otnosheniyami agroformirovanii: dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.10. — Volgograd, 2006. — 190 s.
4. Serebryakov E.A. Neformal'nye mekhan-izmy snizheniya izderzhek transaktsii na region-al'nykh rynkakh: dis. ... kand. sots. nauk: 22.00.03. - Khabarovsk, 2005. - 195 s.
5. Shumakova O.V. Upravlenie transaktsionnymi izderzhkami v sisteme agrarnogo ryn-ka regiona: dis. ... dokt. ekon. nauk: 08.00.05.
- Omsk, 2011. - 435 s.
6. Stukach V.F., Shumakova O.V., Astashova E.A. Transaktsionnye izderzhki v APK: izme-renie, informatsiya, regulirovanie: monografiya.
- Omsk: Izd-vo FGOU VPO OmGAU, 2006. -212 s.
7. Shumakova O.V. Mekhanizmy reguliro-vaniya transaktsionnykh izderzhek v sel'skom khozyaistve: monografiya. - Omsk: Izd-vo FGOU VPO OmGAU, 2010. - 192 s.
+ + +
УДК 338.242
В.А. Рожковский V.A. Rozhkovskiy
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА THE SYSTEM OF GOVERNMENT SUPPORT OF SMALL BUSINESS
Ключевые слова: государственная поддержка, государственная политика, малый бизнес, социально-экономическое развитие, финансовое обеспечение, механизмы поддержки, нормативно-правовое регулирование, инновационное развитие, субсидии, имущественная поддержка.
Изложены теоретические положения и полный спектр возможных механизмов государственной поддержки малого предпринимательства и развития малого бизнеса. Изучены концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, которые рассмотрены в разрезе показателей, отвечающих инновационному варианту развития российской экономики, и за счёт каких приоритетных действий государства в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства данные показатели социально-экономического развития должны быть достигнуты. В представленной теме рассмотрен и разделён весь спектр возможных механизмов государственной поддержки малого предпринимательства на такие группы, как: 1) механизмы нормативно-правового регулирования; 2) механизмы финансовой поддержки; 3) механизмы имущественной поддержки; 4) механизмы предоставления инфраструктурных услуг, а также дана краткая характеристика групп и обозначена важность их роли в
развитии малого бизнеса. В исследованной теме представлены приоритетные цели, поставленные Правительством Российской Федерации на первом этапе инновационного развития для понимания стратегии развития малого бизнеса. На примере Алтайского края проанализирована система государственной поддержки малого бизнеса. Приведена статистика финансовой, имущественной, консультационной, инфраструктурной поддержки, предоставляемой региону как из федерального, так и регионального бюджета. В настоящее время предпринимательство характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, финансовой неустойчивостью и другими показателями, определяющими его экономическую нестабильность. По итогам исследования системы государственной поддержки малого бизнеса сделаны выводы о том, что расширение масштабов деятельности малых предприятий, увеличение их вклада в экономику и формирование стабильности требуют системной и комплексной поддержки развития малого бизнеса как на Федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Поэтому эффективными могут быть только меры комплексной поддержки и взаимодействия органов местного самоуправления и предпринимательства.
Keywords: government support, public policy, small business, socio-economic development, financial support, support mechanisms, legal and regulatory framework, innovation development, subsidies, property support.
This study presents the theoretical positions and full range of possible mechanisms of state support of small business and its development. The concepts of long-term social and economic development of the Russian Federation are discussed in the context of innovative development of the Russian economy. The possible mechanisms of state support of small business are divided into the following groups: 1) legal and regulatory mechanisms; 2) financial support mechanisms; 3) mechanisms of property support; 4) infrastructure service mechanisms. The groups are described and the importance of their role in the development of small businesses is emphasized. The
priority objectives set by the Russian Government for the first stage of innovative development are discussed. The system of state support of small business is studied using the case of Altai Region. The statistics of the financial, property, consulting and infrastructure support to the Region from both the Federal and the regional budget is presented. Currently, business is characterized by a high degree of risk, significant dependence on the initiative and the ability of the manager, financial instability and other indicators that determine its economic instability. It is concluded that the expansion of small businesses, increasing their contribution to the economy and stability requires the formation of a system and comprehensive support to small business development both at the federal, regional and municipal levels. Therefore, the effectiveness may be achieved by comprehensive support and cooperation of local governments and businesses.
Рожковский Вячеслав Александрович, магистрант, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: [email protected].
Rozhkovskiy Vyacheslav Aleksandrovich, master's degree student, Altai State Agricultural University. E-mail: [email protected].
Введение
Стабильное развитие сектора малого и среднего предпринимательства в долгосрочной перспективе предполагает значительную государственную поддержку (выраженную в виде инвестиционных программ, проектов, комплексной кредитной и налоговой политики), прежде всего, малых и средних инновационных предприятий, и соответствующих инфраструктурных объектов — кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков, научных парков, венчурных фондов, гарантийных фондов, фондов прямых инвестиций и т.д.
Регулирование развития бизнеса осуществляется Федеральным законом ФЗ-209. Кроме того, существуют прочие федеральные законы и нормативы субъектов России и органов местного самоуправления.
Стабильные субсидии малому бизнесу являются необходимым фактором для его успешного развития. Стабильная финансовая поддержка малого бизнеса всегда является показателем грамотного формирования экономики в стране. Никто не станет спорить с утверждением о том, что любая вновь созданная компания нуждается в укреплении своих позиций на рынке, для чего ей требуется прочная материальная база [1].
Основными целями государственной политики в области развития российского малого бизнеса являются:
- создание благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности;
- устойчивое развитие малого бизнеса как фактора формирования конкурентной среды и среднего класса российского общества;
- расширение самозанятости населения;
- увеличение доли участия малого бизнеса в формировании валового внутреннего и ва-
лового регионального продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджета.
Целью исследования является обоснование теоретических положений и полного спектра возможных механизмов государственной поддержки малого предпринимательства и развития малого бизнеса.
Задачи:
1) рассмотреть показатели, отвечающие инновационному варианту развития российской экономики, и пути их достижения;
2) ознакомиться с механизмами государственной поддержки малого бизнеса;
3) обобщить меры государственной поддержки организации и развития малого бизнеса;
4) рассмотреть перспективы развития малого бизнеса;
5) рассмотреть государственную поддержку малого бизнеса в Алтайском крае.
Объекты и методы
Объектом изучения является система предоставления государственной поддержки малому бизнесу. В рамках темы представлены методы анализа системы государственной поддержки малого предпринимательства и развития малого бизнеса. Также систематизирован весь спектр возможных механизмов государственной поддержки малого предпринимательства.
Результаты и их обсуждение
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной Минэкономразвития России, к 2020 г. для субъектов малого предпринимательства предусматрива-
ется достижение следующих показателей, отвечающих инновационному варианту развития российской экономики:
- доля малого бизнеса в общем ВВП — 30% (доля малого и среднего бизнеса в общем ВВП — 50%);
- увеличение доли малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства до 80% (доля малого и среднего бизнеса — 90%);
- увеличение доли занятых в сфере малого и среднего бизнеса до 60% населения Российской Федерации и до 30% от числа всего занятого населения (доля малого и среднего бизнеса — 50%);
- изменение отраслевой структуры малых и средних компаний, в том числе:
- сокращение относительной доли малых предприятий, занятых в сфере торговли — до 20% (в 2,5 раза по сравнению с 2007 г.), без сокращения их общей численности;
- рост числа предприятий, занятых в сфере здравоохранении, ЖКХ, информационных услугах, науке — до 50% (в 12 раз по сравнению с 2007 г.);
- рост компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности, — в 4-5 раз (от 130 до 500 тыс. компаний).
Такие ориентиры направлены на обеспечение к 2020 г. сопоставимых со среднеевропейскими показателей развития малого и среднего предпринимательства, что предполагает стимулирование роста общего числа субъектов предпринимательской деятельности — до 6 млн [2].
Данные показатели социально-экономического развития должны быть достигнуты за счет следующих приоритетных действий государства в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:
- содействие созданию инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства, ориентированных на помощь вновь создаваемым субъектам малого предпринимательства;
- реализация специальных программ поддержки конкурентоспособных, экспортно-ориентированных МСП;
- поддержка институтов микрофинансирования и формирование благоприятных условий для их развития;
- формирование институциональных условий для развития кредитования предпринимательства банковскими учреждениями;
- дальнейшее развитие системы бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей и инновационных МСП, а также повышение эффективности бизнес-инкубаторов с учетом сопряженных сфер (секторов), например, потребительского рынка;
- совершенствование нормативной правовой базы в целях сокращения административ-
ных ограничений и барьеров для предпринимательской деятельности;
- реализация норм законодательства, определяющих участие субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных заказах;
- повышение возможности реального доступа субъектов малого предпринимательства к недвижимому имуществу, находящемуся в государственной и муниципальной собственности.
К целям, поставленным Правительством Российской Федерации на первом этапе инновационного развития, относятся:
1) создание не менее 500 бизнес-инкубаторов;
2) наличие в каждом субъекте РФ:
- гарантийного фонда объемом не менее 100 млн руб.;
- муниципальной инфраструктуры микрофинансирования;
- фонда прямых инвестиций в средние компании (с количеством занятых до 250 чел.) [3].
Инструментом Правительства Российской Федерации для создания указанных механизмов поддержки выступит субсидирование региональных программ поддержки малого предпринимательства.
Основной задачей является финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и создание эффективно действующего финансового механизма для реализации государственной поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства [4]. Опираясь на анализ научной литературы и ряд ключевых нормативно-правовых актов в сфере малого бизнеса в современных российских реалиях, весь спектр возможных механизмов государственной поддержки малого предпринимательства можно условно разделить на следующие группы:
1. Механизмы нормативно-правового регулирования.
Основным нормативным актом является ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В законе наиболее значимая роль отводится региональным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, сам же закон, по оценке экспертов, в большей степени является «рамочным» [5].
2. Механизмы финансовой поддержки.
В целом финансовая структура малых предприятий отличается следующими особенностями: недостаток собственных
средств; ограниченный доступ к кредитам в отличие от крупных фирм; нерегулярность финансирования. Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». Средства федерального бюджета предоставляются Минэкономразвития РФ на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов РФ при условии софинансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов. Оказание прямой финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства находится в компетенции субъекта РФ. Структурно-государственная финансовая
поддержка малого предпринимательства может быть представлена в следующем виде:
- субвенции и субсидии;
- бюджетные кредиты, займы, ссуды;
- государственные и муниципальные гарантии;
- особый режим налогообложения.
3. Механизмы имущественной поддержки.
Имущественная поддержка оказывается
органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение или пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов и т.д.: на возмездной основе, на безвозмездной основе, на льготных условиях. В настоящее время к числу основных проблем в области имущественной поддержки относятся: высокая стоимость аренды объектов недвижимости, краткосрочные договоры аренды, недоступность участия малых компаний-арендаторов в конкурсах при приватизации, дефицит офисов экономического класса и промышленных площадок [6].
4. Механизмы предоставления инфраструктурных услуг.
Инфраструктура поддержки малого предпринимательства подразумевает следующее:
- формирование системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность в качестве поставщиков в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных и иных программ развития малого предпринимательства;
- создание центров и агентств по развитию малого предпринимательства, фондов содействия кредитованию, привлекающих инвести-
ции для субъектов малого предпринимательства. Ключевые объекты инфраструктуры объектов малого бизнеса формируют бизнес-инкубаторы, центры развития предпринимательства , консультационно-информационные центры.
В целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Алтайском крае в 2015 г. Администрацией края реализуются соответствующий План первоочередных мероприятий, план мероприятий («дорожная карта») по содействию импорто-замещению, действует Государственная программа Алтайского края «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2014-2020 годы», продолжают работу Общественный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при губернаторе Алтайского края и межведомственная комиссия Администрации края по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства, реализуются меры государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. По итогам 2014 г. в рамках государственной программы Алтайского края «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2014-2020 годы» (далее — Программа) реализован комплекс мероприятий по предоставлению государственной финансовой поддержки субъектам предпринимательства в виде грантов для начинающих субъектов малого бизнеса, субсидий, микрозаймов, поручительств некоммерческой организации «Алтайский гарантийный фонд».
В прошлом году государственная финансовая поддержка оказана 1336 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 794,1 млн руб. Реализуемые мероприятия по оказанию государственной финансовой поддержки позволили субъектам предпринимательства обеспечить создание 2421 новых рабочих мест и сохранение 11907 имеющихся рабочих мест, приобрести 250 ед. техники и оборудования на общую сумму 778 млн руб.
Бюджетная эффективность реализации мер государственной финансовой поддержки составила 1/6 (на каждый рубль финансовой поддержки, направленной субъектам бизнеса в указанный период, в виде налоговых поступлений в бюджеты различных уровней вернулось 6 руб.).
Всего по итогам 2014 г. общий объем государственной поддержки, реализованной всеми органами исполнительной власти края, составил около 3,5 млрд руб.; получателями стали около 8400 субъектов малого и среднего предпринимательства.
В 2015 г. бюджетные вложения в сферу предпринимательства в рамках целевой реги-
ональной программы будут не только сохранены, но и увеличены за счет средств федерального бюджета: лимит федеральных средств установлен на уровне 280 млн руб., а уровень софинансирования изменен на соотношение 5/95 вместо 20/80. Кроме того, Алтайский край в числе 20 субъектов страны получил право на приоритетное привлечение средств из федерального бюджета сверх установленного лимита на реализацию программных мероприятий.
Единую информационную систему поддержки и развития бизнеса представляют краевой Центр поддержки предпринимательства (ЦПП) и информационно-консультационные центры поддержки предпринимательства (ИКЦ), действующие в каждом муниципальном районе (городском округе) Алтайского края.
В рамках деятельности ЦПП в 2014 г. субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлено 1635 услуг. ЦПП организовано 60 мероприятий для СМСП, в которых приняли участие 2000 чел.
По состоянию на 01.01.2015 в КГБУ АБИ размещено 17 малых компаний, в МБУ ББИ — 15. На системной основе осуществлялось сопровождение их бизнес-проектов. В 2014 г. резидентами КГБУ АБИ реализовано товаров и услуг на сумму 38,9 млн руб., создано 90 рабочих мест, в бюджеты всех уровней уплачено налогов в объеме 4,5 млн руб.
В 2014 г. в рамках региональной программы поддержки и развития малого и среднего бизнеса 1275 субъектов предпринимательства получили более 790 млн руб., около 300 млн руб. привлечено из федерального бюджета.
Таким образом, в Алтайском крае с каждым годом усиливается государственная поддержка развития сектора малого предпринимательства: финансовая, имущественная, консультационная, инфраструктурная.
Заключение
Расширение масштабов деятельности малых предприятий, увеличение их вклада в экономику и формирование стабильности требуют системной и комплексной поддержки развития малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
Кроме этого в настоящее время предпринимательство характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, финансовой неустойчивостью и другими показателями, определяющими его экономическую нестабильность.
Органы государственной власти и местного самоуправления должны координировать
работу различных структур в области малого предпринимательства, разрабатывать предложения по содействию малым предприятиям, проводить анализ и оценку программ развития данной сферы, организовывать и изучать новые формы предпринимательства, разрабатывать рекомендации по привлечению инвестиций [7].
Опыт реализации муниципальных программ поддержки предпринимательства в районе показал, что эффективными могут быть только меры комплексной поддержки и взаимодействия органов местного самоуправления и предпринимательства.
Библиографический список
1. Гайсин Р.С. Основные направления и механизмы государственной поддержки спроса и производства продовольствия (зарубежный опыт и уроки для России) // Достижения науки и техники АПК. — 2013. — № 4. - С. 7-19.
2. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» Федеральные Государственные Образовательные Стандарты — Режим доступа: http://standart.edu.ru/ (дата обращения 29.10.2015).
3. Агаларова Е.Г., Аливанова С.В. Маркетинговые принципы в парадигме управления социально-экономическим развитием сельских территорий // Вестник СевероКавказского гос. техн. ун-та. — 2014. — № 4.
4. Холопов В.А. Государственное и муниципальное управление. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 368 с.
5. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление в России. — Ростов н/Д: МарТ; Феникс, 2013. — 384 с.
6. Боткин О.И. и др. Направления и формы государственного регулирования рыночной экономики. — Ижевск, 2002. — 393 с.
7. Дармограй О.В. Методика оценки социально-экономического развития сельских муниципальных образований // АПК: Экономика, управление. — 2014. — № 6.
References
1. Gaisin R.S. Osnovnye napravleniya i mek-hanizmy gosudarstvennoi podderzhki sprosa i proizvodstva prodovol'stviya (zarubezhnyi opyt i uroki dlya Rossii) // Dostizheniya nauki i tekhniki APK. — 2013. — № 4. — S. 7-19.
2. «Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii» Federal'nye Gosudarstvennye Obrazovatel'nye Standarty. — Rezhim dostupa: http://standart.edu.ru (data obrashcheniya 29.10.2015).
3. Agalarova E.G., Alivanova S.V. Market-ingovye printsipy v paradigme upravleniya sot-sial'no-ekonomicheskim razvitiem sel'skikh terri-
torii // Vestnik Severo-Kavkazskogo gosudar-stvennogo tekhnicheskogo universiteta. — 2014. - № 4.
4. Kholopov V.A. Gosudarstvennoe i muni-tsipal'noe upravlenie. — Rostov n/D.: Feniks, 2012. — 368 c.
5. Ignatov V.G. Gosudarstvennoe i munitsi-pal'noe upravlenie v Rossii. — Rostov n/D.: MarT, Feniks, 2013. — 384 c.
+
6. Botkin O.I. i dr. Napravleniya i formy gosudarstvennogo regulirovaniya rynochnoi ekonomiki. — Izhevsk, 2002. — 393 s.
7. Darmograi O.V. Metodika otsenki sotsi-al'no-ekonomicheskogo razvitiya sel'skikh muni-tsipal'nykh obrazovanii // APK: Ekonomika,
upravlenie. — 2014. — № 6. +
УДК 351.84.001:337:338:186
Л.А. Лазутина L.A. Lazutina
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ УКРАИНЫ
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF FINANCIAL SUPPORT OF SOCIAL DEVELOPMENT OF RURAL AREAS OF UKRAINE
Ключевые слова: бюджет, бюджетное финансирование, социальная сфера, финансовая децентрализация, финансовое обеспечение, объединенные общины, делегированные полномочия, сельские территории.
В условиях экономического и политического кризиса, который охватил экономику Украины, существует неотложная потребность создания более эффективной системы финансового обеспечения социальной сферы сельских территорий, которая позволит сбалансировать функции и полномочия органов местного самоуправления с их ресурсными возможностями. ННЦ «Институт аграрной экономики» при участии других ведомств и профильного министерства разработана Концепция Государственной программы развития сельских территорий до 2020 г., стратегической целью которой является формирование социально-ориентированной экономики, выравнивание пропорций экономического и социального развития сельских территорий, сосредоточенность на интересах крестьян (создание в каждом сельском поселении достойных условий труда, отдыха и проживания). Методологические подходы к проблеме финансового обеспечения развития сельских территорий упираются в необходимость определения границ термина и оценки эффективности финансового обеспечения, что, в свою очередь, требует использования комплекса мероприятий, наиболее полно характеризирующих этот процесс на всех уровнях управления. Приоритетное значение в создании эффективного механизма финансового обеспечения принадлежит рациональности бюджетных отношений, формированию стабильной доходной базы, разграничению полномочий, функциональной градацией региональных расходов, преференциями, развития малого и среднего бизнеса, организации рыночной инфраструктуры. Методология формирования финансового обеспечения должна предусматривать: достижение оптимального уровня распределения
ресурсов между государственным и местными бюджетами; упорядочение полномочий по осуществлению расходов между государственными и местными бюджетами, с целью делегирования органам местного самоуправления соответствующего уровня полномочий по предоставлению базовых услуг; применение новой методики составления проектов местных бюджетов на плановый бюджетный год и разработки программ развития сельских территорий с целевым использованием бюджетных средств; надлежащее ресурсное обеспечение местного самоуправления, для обеспечения финансовой самостоятельности местных бюджетов на основе децентрализации. В дальнейшем основными направлениями улучшения финансирования развития сельских территорий должны стать: влияние органов власти на ставки основных налогов, а также на предоставление льгот при уплате; совершенствование взимания налога на имущество, поскольку размер поступлений будет стабильным; предоставление полномочий местным органам власти на выход на национальный финансовый рынок для привлечения дополнительных финансовых ресурсов (инвестиций, кредитов); для развития территорий все налоги должны платиться по месту жительства; разработка программ развития территорий, для повышения инвестиционной привлекательности; привлечение общественности к составлению расходной части бюджета.
Keywords: budget, government funding, social services, fiscal decentralization, financial support, united communities, delegated authority, rural are-
In the context of the current economic and political crisis in Ukraine, there is an urgent need to create an effective system of financial support of social services in rural areas. This system will balance the functions and powers of local governments to their resource potential. The National Research Center