Научная статья на тему 'Состояние и тенденции развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Тамбовской области'

Состояние и тенденции развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
960
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / INFRASTRUCTURE OF SUPPORT OF SMALL BUSINESS / BUSINESS INCUBATOR / PUBLIC ORGANIZATIONS AND ASSOCIATIONS OF BUSINESSMEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козодаева Ольга Николаевна, Ефимов Юрий Михайлович

В статье рассмотрены организации, образующие инфраструктуру поддержки малого бизнеса Тамбовской области, такие как: Тамбовский инновационный бизнес-инкубатор Регионального Центра управления и культуры, Тамбовская областная торгово-промышленная палата, Тамбовское региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и др. В результате исследования авторами выявлены проблемы неразвитости инфраструктуры малого бизнеса в регионе, для решения которых предложены следующие меры: государственная поддержка, направленная на развитие системы нормативно-правового обеспечения малого бизнеса региона; финансово-кредитная поддержка в сочетании с мерами прямой и косвенной поддержки; налаживание работы по информационному обеспечению малого бизнеса, например, создание информационного портала, который позволил бы предпринимателям получать информацию об услугах по кредитованию и лизингу, о мерах государственной поддержки, потенциальных инвесторах, новых технологиях, оборудовании и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITION AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE OF SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN THE TAMBOV REGION

In article authors considered such organizations forming infrastructure of support of small business of the Tambov region, as: Tambov innovative business incubator of Regional Control center and culture, Tambov regional Chamber of Commerce and Industry, Tambov regional office of the all-Russian public organization of small and medium business «Opora Rossiy», etc. At the end of research authors revealed problems of backwardness of infrastructure of small business in the region for decision of which the following measures are offered: the state support aimed at the development of system of standard legal support of small business of the region; financial and credit support in a combination with measures of direct and indirect support; adjustment of work on information support of small business, for example, creation of information portal which would allow businessmen to receive information on services on crediting and leasing, about measures of the state support, potential investors, new technologies, equipment, etc.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Тамбовской области»

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О. Н. КОЗОДАЕВА, Ю. М. ЕФИМОВ

В статье рассмотрены организации, образующие инфраструктуру поддержки малого бизнеса Тамбовской области, такие как: Тамбовский инновационный бизнес-инкубатор Регионального Центра управления и культуры, Тамбовская областная торгово-промышленная палата, Тамбовское региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и др. В результате исследования авторами выявлены проблемы неразвитости инфраструктуры малого бизнеса в регионе, для решения которых предложены следующие меры: государственная поддержка, направленная на развитие системы нормативно-правового обеспечения малого бизнеса региона; финансово-кредитная поддержка в сочетании с мерами прямой и косвенной поддержки; налаживание работы по информационному обеспечению малого бизнеса, например, создание информационного портала, который позволил бы предпринимателям получать информацию об услугах по кредитованию и лизингу, о мерах государственной поддержки, потенциальных инвесторах, новых технологиях, оборудовании и др.

Ключевые слова: инфраструктура поддержки малого бизнеса, бизнес-инкубатор, общественные организации и объединения предпринимателей.

Малый бизнес - один из наиболее динамично развивающихся сегментов социально-экономической жизни Тамбовской области. Совершенствование законодательства, создающее цивилизованное правовое поле для деятельности малого бизнеса, предпринятые действия по нормализации финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства привели к росту основных показателей функционирования малого бизнеса на территории области.

За период с 2009 г. по 2013 г. наблюдается положительная тенденция роста количества малых предприятий. В 2013 г. число малых предприятий достигло 8,6 тысяч единиц, что привело к увеличению числа малых предприятий на 1000 чел. населения области до 8,1 единицы (по стране -14,0 предприятия).

Наиболее активно функционируют малые предприятия в сфере оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. Число малых предприятий в этих сферах деятельности составляют 25 % от общего числа, на них трудится около 20 % работающих на малых предприятиях.

Неплохие показатели малый бизнес имеет в сфере обрабатывающих производств - 15,2 % малых предприятий работают в промышленном

комплексе области, задействовав 15,1 % работающих на малых предприятиях.

Более 14 % предприятий организовано в сфере строительства, число работающих на этих предприятиях составляет 16,8 % занятых на малых предприятиях.

Рост количественных показателей малого бизнеса приводит к увеличению финансовых показателей этой формы деятельности. Оборот малых предприятий вырос в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 14,7 % [4].

Следует выделить основные проблемы развития малого бизнеса в Тамбовской области:

1. Несовершенство нормативно-правовой базы малого бизнеса.

2. Недостаточное финансово-кредитное обеспечение малого бизнеса.

3. Неразвитость информационной поддержки малого бизнеса. Широкому кругу предпринимателей малодоступна информация о мерах государственной поддержки, об услугах по кредитованию (в том числе - льготному) и лизингу, о потенциальных инвесторах, о новых технологиях и оборудовании.

Указанные выше проблемы являются причинами неразвитости инфраструктуры поддержки малого бизнеса в регионе. В нашем понимании инфраструктура поддержки малого бизнеса - это

совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг. К объектам инфраструктуры поддержки малого бизнеса можно отнести: - бизнес-инкубаторы;

- технопарки;

- фонды поддержки малого и среднего бизнеса;

- сельскохозяйственные кредитные кооперативы;

- региональные венчурные фонды;

- службы занятости [2].

В Тамбовской области инфраструктуру поддержки малого бизнеса можно представить следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Организации, составляющие инфраструктуру малого бизнеса Тамбовской области

Наименование организации Направление деятельности

Тамбовская областная ассоциация промышленников и предпринимателей - представление и защита прав предприятий и предпринимателей; - консультирование; - предоставление бизнес-услуг

Тамбовское региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» - представление и защита прав и интересов субъектов МБ; - консультирование, правовые услуги

Союз предпринимателей Тамбовской области представление и защита прав и интересов субъектов МБ

Тамбовская областная торгово-промышленная палата - представление и защита прав и интересов субъектов МБ; - участие в электронных торгах; - бизнес-планирование; - информационные услуги; - третейский суд; - штрих-кодирование; - экспертиза и сертификация; - издательские услуги; - содействие в межрегиональной и международной деятельности

Ассоциация рыбопромышленников Тамбовской области - представление и защита прав и интересов; - содействие в развитии производства

Тамбовская местная общественная организация пчеловодов содействие в развитии пчеловодства

Тамбовский региональный общественный фонд Содействия бизнесу «Собиз Инвест» содействие развитию МиСБ

Тамбовское областное государственное унитарное предприятие «Фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тамбовской области» залоговое обеспечение под кредиты МиСБ

Тамбовский инновационный бизнес-инкубатор Регионального Центра управления и культуры - промо-акции; - информация и реклама услуг; - консультации; - обучение и трудоустройство; - организация выставок

Комитет государственного заказа Тамбовской области подготовка залогового имущества под кредит МиСБ

В таблице представлен не весь перечень организаций в Тамбовской области, составляющих инфраструктуру поддержки малого бизнеса. Рассмотрим более подробно самые распространенные объекты инфраструктуры.

Одним из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития предпринимательства на местном уровне является бизнес-инкубатор - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления этим фирмам материальных, информационных, консультационных и других необходимых услуг. Наиболее значимая услуга - это предоставление нежилых помещений в аренду. К другим услугам бизнес-инкубатора можно отнести: оказание консультационной помощи по экономическим, правовым и технологическим вопросам, проведение семинаров, тренингов, конкурсов, помощь в разработке бизнес-планов, обоснований для инвестиций и поиска инвесторов, анализ финансовой деятельности компании, т. е. бизнес-инкубатор дает возможность, во-первых, заложить основы новой генерации малого бизнеса, во-вторых, поддержать уже действующих предпринимателей и, в-третьих, решить многие социальные и экономические проблемы региона.

В Тамбовской области бизнес-инкубатор был создан в 1999 г. базе негосударственного образовательного учреждения «Региональный центр управления и культуры» (РЦУК) в целях расширения в регионе сети организаций поддержки малого и среднего бизнеса, а в 2003 г. заключен государственный контракт с МАП России на выполнение проекта «Создание информационно-ресурсного центра поддержки малого и среднего бизнеса Тамбовской области».

Необходимо отметить, что в 2010 г. управляющая компания Тамбовского инновационного бизнес-инкубатора НОУ «Региональный центр управления и культуры» стала победителем международного конкурса среди бизнес-инкубаторов в номинации «Лучший развивающийся бизнес-инкубатор, организующий работу на базе знаний». Итоги были подведены на 1Х-ой ежегодной конференции по инкубированию, прошедшей в Ливерпуле, Великобритания. Данный конкурс проводится на протяжении девяти лет, ежегодно несколько бизнес-инкубаторов из России принимают в нем участие. Но одержать победу России удалось впервые.

Тамбовская областная торгово-промышленная палата - это наиболее крупная структура, представляющая интересы малого бизнеса, которая насчи-

тывает в своих рядах около 150 субъектов малого бизнеса.

К объектам инфраструктуры относятся и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или косвенно представляют и лоббируют интересы предпринимателей, либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем. Ассоциации, союзы, объединения, лиги и прочие образования зарегистрированы и действуют практически в каждом регионе РФ.

В городах и районах Тамбовской области создано 14 общественных объединений предпринимателей и некоммерческих организаций, имеющих своей целью защиту интересов малого бизнеса. Следует отметить, что на сегодняшний день их уровень развития недостаточен. Членский состав объединений малого бизнеса чрезвычайно мал, учредительные документы, как правило, не соответствуют требованиям, определенным ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (действующая редакция от 28.12.2013) [1] и, следовательно, признать их общественными объединениями можно лишь условно, скорее это инициативные группы предпринимателей, собирающиеся лишь для решения сиюминутных задач. Налицо непонимание большей части предпринимателей необходимости в объединении для защиты собственных интересов, нежелание нести определенные обязанности перед своими объединениями. Администрацией области проводится активная разъяснительная работа о необходимости создания массовых общественных объединений малого бизнеса, оказывается всемерная поддержка Тамбовской областной торгово-промышленной палате в проводимой ею работе по защите интересов малого бизнеса.

Таким образом, можно говорить о том, что инфраструктура малого бизнеса еще не стала самостоятельным объектом государственного регулирования. Хотя то обстоятельство, что именно инфраструктурное обеспечение сдерживает развитие малого бизнеса, не вызывает сомнений ни в научном сообществе, ни у органов регионального управления и местного самоуправления, ни, наконец, среди самих предпринимателей. На региональном уровне система регулирования малого бизнеса представляет собой двухуровневую структуру - уровень субъекта Федерации и муниципальный. Причем, на каждом уровне действуют как властные структуры, так и структуры, сформированные на неформальной основе (советы по предпринимательству, отделения профессиональных и общественных ассоциаций и пр.), которые, как правило, образуются при соответствующих органах власти (региональных и муни-

ципальных). Казалось бы, все достаточно логично: программные документы разрабатываются для конкретных административно-территориальных единиц. Однако не все задачи, имеющие отношение к развитию малого бизнеса, могут быть решены в рамках административно-территориальных образований, особенно когда речь идет об инфраструктуре малого бизнеса - формировании бизнес-инкубаторов, технопарков, обучающих центров и т. п., именно здесь и необходима поддержка со стороны государства.

На сегодняшний день, государственная поддержка малого бизнеса Тамбовской области, осуществляется на основании программ развития и поддержки структур малого бизнеса, что обеспечивает устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства области.

В период 2009-2011 гг. осуществлялась реализация Программы развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области, в рамках которой реализовывались различные мероприятия, такие как: предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства, созданными безработными гражданами, работниками, находящимися под угрозой массового увольнения, военнослужащими, уволенными в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил; субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой авансовых лизинговых платежей по договорам лизинга оборудования; предоставление грантов малым и средним предприятиям, созданным в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) не ранее 01 августа 2009 г. (ИнГранты); субсидирование части затрат малых и средних предприятий, действующих на момент принятия решения о предоставлении субсидии более 1 года, производящих инновационные товары, работы и оказывающих инновационные услуги, а также осуществляющих затраты на технологические инновации (ИнСубсидии) и др. На реализацию мероприятий Программы было направлено порядка 469,2 млн руб., в том числе средств областного бюджета более 98,1 млн руб., средств федерального бюджета, привлеченных путем участия в конкурсах Минэкономразвития России на получение государственной поддержки - 371,1 млн руб.

Программа развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 20122014 гг. предусматривает продолжение реализации

всех эффективных и востребованных мероприятий поддержки. Включены в нее и новые мероприятия, предусматривающие предоставление образовательных услуг субъектам малого бизнеса и молодежи (школа молодежного предпринимательства). Всего на реализацию мероприятий программы выделено 360,9 млн руб. [3].

Характерной чертой существующей системы регулирования малого бизнеса является попытка решения долгосрочных и стратегических задач, таких как формирование инфраструктуры малого бизнеса и задач оперативного свойства, в рамках одной программы, выделив при этом несколько продпрограмм, а также разработка и реализация программных мероприятий, имеющих различную природу, стали воплощаться в рамках одной организационной структуры. К примеру, в период с 2014 по 2020 гг. в Тамбовской области будет реа-лизовываться новая государственная программа -«Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная согласно Постановления администрации Тамбовской области от 24 сентября 2013 г. № 1057 [5]. Одной из подпрограмм данной государственной программы будет - «Развитие малого и среднего предпринимательства» с объемом финансирования из средств областного бюджета - 238 млн руб., из средств федерального бюджета - 929,6 млн руб. В подпрограмме должна быть решена одна из основных задач - это развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Тамбовской области путем развития системы консультационной, учебно-методологической поддержки субъектов малого бизнеса, что позволит не только задействовать функционирующие в области объекты инфраструктуры поддержки малого бизнеса, но и создать новые. Также в пределах региональной политики необходимо создание благоприятной среды для деятельности малого бизнеса как основы региональной экономики, а для дальнейшего устойчивого развития этой сферы в регионе целесообразно разработать и осуществить комплекс дополнительных мер по созданию благоприятных правовых и социально-экономических условий формирования целостной системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса на всех уровнях. Комплекс мер должен конкретизироваться по следующим основным направлениям:

- формирование стабильной нормативно-законодательной базы поддержки малого бизнеса в регионе;

- активизация работы по подготовке и принятию программ поддержки и развития малого бизнеса, представляющих собой взаимоувязанный по ре-

сурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, производственных, информационных и иных мероприятий;

- усиление мер финансово-кредитной и инвестиционной поддержки предприятий малого бизнеса;

- продолжение формирования региональной инфраструктуры поддержки малого бизнеса (создание бизнес-инкубаторов, бизнес центров, лизинговых компаний и др.).

Таким образом, выявленные нами проблемы в развитии инфраструктуры поддержки малого бизнеса Тамбовской области возможно решить следующим образом:

Во-первых, поддержка государственными органами должна быть направлена на дальнейшее развитие системы нормативно-правового обеспечения малого бизнеса, отражение в законодательных и нормативных актах РФ и региона, региональных программах развития интересов малого бизнеса, т. е. отражение в правовых актах особенностей субъектов малого бизнеса с целью устранения их менее благоприятного конкурентного положения в экономике по сравнению с более крупными предприятиями, содействие развитию и проявлению их социально-экономических преимуществ.

Во-вторых, финансово-кредитная поддержка должна сочетать оптимизацию налоговых льгот. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых малых предприятий и преодолению негативной тенденции их ухода от налогообложения.

В-третьих, наладить работу по информационному обеспечению малого бизнеса, например, создать информационный портал, который позволил бы предпринимателям получать информацию об услугах по кредитованию и лизингу, о мерах государственной поддержки, потенциальных инвесторах, новых технологиях, оборудовании и др.

И, наконец, в результате выполнения всех мероприятий по формированию инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса в регионе станет возможным соединение отдельных звеньев и элементов инфраструктуры в систему, включающую разветвленную сеть инфраструктурных

объектов (центры и агентства поддержки малого бизнеса, бизнес-инкубаторы, лизинговые компании и т. д.). Практическая реализация этих предложений может оказать положительное влияние на развитие и совершенствование форм предпринимательства в регионе, что обеспечит стабилизацию экономических процессов и структурные изменения в малом бизнесе.

Литература

1. Об общественных объединениях: федер. закон Рос. Федерации от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.). URL: http://www.consultant.ru

2. Проблемы и перспективы развития молодежного малого и среднего предпринимательства в сельской местности: мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф. / ТОГБОУ СПО «Тамбовский бизнес-колледж». Тамбов, 2012.

3. URL: http://pmp.tmbreg.ru

4. URL: http://tmb.gks.ru

5. URL: http://www.garant.ru

* * *

CONDITION AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE OF SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN THE TAMBOV REGION

O. N. Kozodayeva, Yu. M. Yefimov

In article authors considered such organizations forming infrastructure of support of small business of the Tambov region, as: Tambov innovative business incubator of Regional Control center and culture, Tambov regional Chamber of Commerce and Industry, Tambov regional office of the all-Russian public organization of small and medium business «Opora Rossiy», etc. At the end of research authors revealed problems of backwardness of infrastructure of small business in the region for decision of which the following measures are offered: the state support aimed at the development of system of standard legal support of small business of the region; financial and credit support in a combination with measures of direct and indirect support; adjustment of work on information support of small business, for example, creation of information portal which would allow businessmen to receive information on services on crediting and leasing, about measures of the state support, potential investors, new technologies, equipment, etc.

Key words: infrastructure of support of small business, business incubator, public organizations and associations of businessmen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.