УДК 37.02
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В КЛУБНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
© Владимир Николаевич ЗАБАВНИКОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: zab_vn@rambler.ru
Представлено описание хода и результатов опытно-экспериментальной работы по героикопатриотическому воспитанию курсантов военных вузов в клубных объединениях. Рассмотрены констатирующий, формирующий и контрольный этапы экспериментальной работы, изложена педагогическая программа по героико-патриотическому воспитанию курсантов.
Ключевые слова: героико-патриотическое воспитание; курсанты военных вузов.
Сегодня российское общество переживает очень сложный период в своей истории, который ученые уже назвали цивилизационным сдвигом. Наблюдается снижение трудоспособности населения, ухудшение здоровья практически всех возрастных групп, падение нравственности.
В обществе происходит снижение престижа военного образования, увольнение в запас большого числа курсантов и молодых офицеров, что как никогда актуализирует проблему патриотического воспитания военнослужащих. Патриотизм как социальнонравственная ценность выражает единство человеческого рода, общность его исторических судеб, и в этом отношении позволяет возвыситься над социальной и этнической разобщенностью людей, сохраняя при этом национальные особенности каждого народа [1].
Историко-философский аспект патриотизма предполагает рассмотрение его как общественно-исторического явления, обусловленного социально-политическими, экономическими, этнокультурными и другими характеристиками конкретного общества [2].
Составной частью патриотического воспитания является героико-патриотическое воспитание военнослужащих, воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества.
В исследовании В.И. Лесняка верно представлены причины неудовлетворительного состояния процессов, связанных с героико-патриотическим воспитанием: соци-
ально-экономическое расслоение; асоциальные методы первоначального накопления капитала, вызвавшие массовый обман населения, рэкет, рост бедности и безработицы, обнищание основной массы населения, появление массового слоя деклассированных элементов: бомжей, воров, наркоманов, алкоголиков; рост несправедливо нажитого богатства; изменение элементов культурной инфраструктуры [3].
Задача героико-патриотического воспитания военнослужащих находится сегодня в числе приоритетных. Хотя героизм и патриотизм как личностные качества должны быть присущи всем гражданам, но военнослужащим, тем не менее, эти качества необходимы больше, чем представителям других слоев населения и профессий, т. к. в современных условиях их деятельность объективно связана с усилением меры ответственности за судьбу страны.
В основу настоящего исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что героико-патриотическое воспитание курсантов военных вузов будет эффективным при следующих организационно-педагогических условиях:
- построение воспитательной работы по героико-патриотическому воспитанию курсантов на основе традиций Российских Вооруженных сил, стимулирование мотивации курсантов к получению профессии российского офицера;
- комплексное целевое воздействие на личность при ее активной включенности в деятельность клубных объединений с целью
подготовки воина-гражданина, патриота, обладающего сильным духом, несгибаемой волей, мужеством и храбростью;
- построение деятельности на основе эмоционально насыщенного взаимодействия, общих интересов и увлечений участников;
- организация педагогической деятельности клубных объединений в соответствии с разработанной педагогической программой «Во имя Отчизны», предусматривающей использование различных методов, форм и социально-культурных технологий, позволяющих целенаправленно осуществлять героикопатриотическое воспитание курсантов;
- наличие методического обеспечения педагогической работы по героико-патриотическому воспитанию курсантов военных вузов, в т. ч. критериального аппарата, позволяющего проводить объективную оценку педагогической работы.
Опытно-экспериментальная работа была посвящена изучению сформированности героико-патриотических качеств курсантов, а также апробированию разработанных организационно-педагогических условий героико-патриотического воспитания будущих офицеров.
В констатирующем эксперименте приняли участие 176 курсантов 1-2 курсов Военного учебно-научного центра ВВС «Военновоздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) (62 человека составили эксперимен-
тальную группу, 114 человек - контрольную).
Для решения поставленных задач нами использовалось анкетирование, а также математическая обработка полученных данных. Курсантам предлагалось анонимно ответить на 32 вопроса разработанной анкеты. За каждый ответ испытуемый мог получить от 1 до 4 баллов. Таким образом, в сумме каждый участник эксперимента мог набрать от 32 до 96 баллов
В соответствии с выделенными уровнями курсанты были условно распределены по группам в соответствии с набранными баллами (рис. 1).
Сравнив результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах, мы пришли к выводу: данные, полученные в результате анкетирования в обеих группах (контрольной и экспериментальной) отличаются незначительно. В обеих группах уровень сформированности героико-патриотических качеств недостаточно невысок.
Решение проблемы, на наш взгляд, оказывается возможным с помощью развертывания целенаправленной педагогической работы по героико-патриотическому воспитанию курсантов.
В формирующем эксперименте принимали участие 184 человека: преподаватели и командиры - 8 человек, 176 курсантов 1-2 курсов (те же, которые принимали участие в констатирующем эксперименте).
■ Низкий уровень
■ Средний уровень
■ Высокий уровень
18%
13%
Низкий
уровень
Средний
уровень
Высокий
уровень
69%
Контрольная группа Экспериментальная группа
Рис. 1. Условное распределение курсантов, вошедших в контрольную и экспериментальную группы, в соответствии с выявленными уровнями сформированности героико-патриотических качеств (констатирующий эксперимент)
В ходе формирующего эксперимента, прежде всего, была разработана педагогическая программа «Во имя Отчизны», позволяющая осуществлять героико-патриотическое воспитание курсантов в клубной деятельности.
Программа была разработана с учетом полученных в констатирующем эксперименте результатов и направлена на решение следующих задач: понимание курсантами задач, стоящих перед страной, своего патриотического долга; обогащение знаний об истории своей Родины, традициях, обычаях; актуализацию любви к Родине, к родным местам, родному языку, родной природе; воспитание уважения к армии, силовым структурам государства, готовности защищать Родину и служить ее интересам; воспитание уважения к героическому прошлому страны, к своему народу, его традициям и обычаям; воспитание национальной гордости за ее достижения, верности Отечеству; формирование нетерпимости к расовой и национальной неприязни, воспитание уважения к другим народам, их обычаям и культуре; активное и сознательное участие в деятельности по укреплению чести и достоинства Родины, умножению достоинств своей страны; преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных сил РФ, воинской части и коллектива, добросовестный труд на благо Отечества; стремление ставить интересы страны выше личных; усиление и осознание собственных способностей и возможностей в плане свершения выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих государственным и общественным интересам, требующим личного мужества, стойкости и готовности к самопожертвованию.
Программа была рассчитана на 10 месяцев и реализовывалась в клубном объединении «Защитники Отчизны».
В процессе работы по различным направлениям использовались массовые, групповые и индивидуальные формы работы. Среди форм массовой и групповой работы использовались следующие: экскурсии, исторические вехи, просмотр фильмов, викторины, конференции, «круглые столы», диспуты, создание видео-музея, ролевые игры, защита проектов, конкурсы, спортивные праздники, состязания, комбинированные эстафеты, выставки работ и др. В индивиду-
альной работе преобладали консультирование и беседа.
Целенаправленное использование актуальных материалов, характеризующих основные стороны жизни и деятельности, проблемы и тенденции развития российского общества, его военной организации позволило активизировать проявления интеллектуальных возможностей и социально значимых качеств личности. В процессе этой деятельности происходило развитие творческого мышления, актуализировалась социальнонравственная направленность позиции личности курсанта, происходило осознание необходимости обеспечения безопасности и стабильности РФ посредством эффективной реализации функции защиты Отечества. Осуществление данной задачи предусматривало постоянный анализ важнейших тенденций развития российского общества и его военной организации, отечественного и зарубежного опыта; прогнозирование перспектив возможного развития социальных и военно-политических противоречий, разработку методологического подхода к их решению, поиск оптимальных путей; обобщение результатов этой деятельности; разработку на основе полученной аналитической информации методики создания различных вариантов проблемных ситуаций, предполагающих поиск и выявление существующих противоречий, путей и способов их разрешения; моделирование с будущими офицерами конкретных проблемных социальных и военно-политических ситуаций, предполагающих их активную оценку и принятие решения для осознания своего воинского долга по защите Отечества.
После осуществления целенаправленной педагогической деятельности с курсантами по разработанной нами программе «Во имя Отчизны» мы провели повторное анкетирование курсантов.
Контрольный эксперимент заключался в сравнительном анализе результатов констатирующего и формирующего экспериментов.
Результаты сравнительного анализа показали, что у курсантов, с которыми проводилась педагогическая деятельность в соответствии с разработанной нами программой «Во имя Отчизны», наблюдается четкая положительная динамика в отношении сфор-
мированности героико-патриотических качеств (рис. 3).
Далее, мы провели сравнительный анализ данных, полученных в экспериментальной и контрольной группах (рис. 4).
Сравнительный анализ полученных результатов в экспериментальной и контрольной группах показал значительные отличия.
В экспериментальной группе курсанты продемонстрировали более высокие результаты, чем курсанты, вошедшие в контрольную группу.
Нами также был проведен анализ данных, полученных в контрольной группе на начало и конец эксперимента (рис. 5).
24 % 5 %
71 %
■ Низкий уровень
■ Средний уровень
■ Высокий уровень
42 % 0 %
58%
■ Низкий уровень
■ Средний уровень
■ Высокий уровень
Контрольная группа Экспериментальная группа
Рис. 2. Условное распределение курсантов, вошедших в контрольную и экспериментальную группы, в соответствии с выявленными уровнями сформированности героико-патриотических качеств (формирующий эксперимент)
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Л о 0/„
Высокий уровень Средний уровень
□ Экспериментальная группа -констатирующий этап эксперимента
□ Экспериментальная группа -формирующий этап эксперимента
Низкий уровень
Рис. 3. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая динамику сформированности героико-патриотических качеств у курсантов, вошедших в экспериментальную группу (контрольный эксперимент)
□ Экспериментальная группа -контрольный эксперимент
□Контрольная группа -контрольный эксперимент
Рис. 4. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая условное распределение курсантов, вошедших в экспериментальную и контрольную группы, в соответствии с выявленными уровнями сформированно-сти героико-патриотических качеств (данные контрольного эксперимента)
80%
70%
б0%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Высокий
уровень Средний
уровень
□Контрольная группа -констатирующий эксперимент
□Контрольная группа -формирующий эксперимент
Низкий
уровень
Рис. 5. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая динамику сформированности героико-патриотических качеств у курсантов, вошедших в контрольную группу (контрольный эксперимент)
Мы убедились, что несмотря на изменения, произошедшие за изучаемый период в отношении сформированности героико-патриотических качеств курсантов, они незначительны.
Все вышеизложенное подтверждает эффективность педагогической работы по про-
грамме «Во имя Отчизны», направленной на героико-патриотическое воспитание курсантов в клубных объединениях, и эффективность разработанных нами организационнопедагогических условий, что полностью подтверждает гипотезу исследования.
1. Левина Н.А. Типологические особенности развития чувства патриотизма у младших школьников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2004.
2. Ильин Н.И. Формирование патриотических отношений у студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2003.
3. Лесняк В.И. Педагогическая система героикопатриотического воспитания личности в условиях становления гражданского общества: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2006.
Поступила в редакцию 4.10.2012 г.
UDC 37.02
SKILLED-EXPERIMENTAL JOB ON HEROICALLY-PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS OF MILITARY HIGH SCHOOLS IN CLUB ASSOCIATIONS
Vladimir Nikolayevich ZABAVNIKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: zab_vn@rambler.ru
The description of a course and results of skilled-experimental job on heroically-patriotic education of the cadets of military high schools in club associations is submitted. The forming and control stages of experimental job are considered ascertaining; the pedagogical program on heroically-domestic to education of the cadets is stated.
Key words: heroically-patriotic education; cadets of military high schools.