мых им не только в их профессиональной деятельности, но и в жизненных ситуациях в целом. Профессиональные действия судей по бадминтону, их чутье и гибкость в управлении игрой и кропотливая воспитательная работа способствуют большей зре-
Библиографический список
лищности, красоте и популяризации игровых видов спорта. А также содействуют росту мастерства игроков, поднятию у широких масс интереса к этому динамичному и красивому виду спорта и его популяризации.
1. Баскетбол. Подготовка судей: учебное пособие. Под редакцией С.В. Чернова Москва: Физическая культура, 2009.
2. Васильева В.С., Пунич С.В. «Проблемы судейства в спорте на современном этапе развития общества» Символ Науки. 2016; 3: 36 - 38.
3. Долгова О.Ю., Агеева Г.Ф. «Анализ подготовки судей по бадминтону в республике Татарстан» IX Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум». 2017.
4. Зуев В.Н. Спортивный арбитр: учебное пособие. Москва: Советский спорт, 2004.
5. Кадетова Н.В. Значение психологического воздействия на учебно-тренировочный процесс студентов, занимающихся бадминтоном. Инновационное развитие. 2017; 5: 120 - 122.
6. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте Москва: Физкультура и спорт, 1980.
References
1. Basketbol. Podgotovka sudej: uchebnoe posobie. Pod redakciej S.V. Chernova Moskva: Fizicheskaya kul'tura, 2009.
2. Vasil'eva V.S., Punich S.V. «Problemy sudejstva v sporte na sovremennom 'etape razvitiya obschestva» Simvol Nauki. 2016; 3: 36 - 38.
3. Dolgova O.Yu., Ageeva G.F. «Analiz podgotovki sudej po badmintonu v respublike Tatarstan» IX Mezhdunarodnaya studencheskaya nauchnaya konferenciya «Studencheskij nauchnyj forum». 2017.
4. Zuev V.N. Sportivnyj arbitr: uchebnoe posobie. Moskva: Sovetskij sport, 2004.
5. Kadetova N.V. Znachenie psihologicheskogo vozdejstviya na uchebno-trenirovochnyj process studentov, zanimayuschihsya badmintonom. Innovacionnoe razvitie. 2017; 5: 120 - 122.
6. Hanin Yu.L. Psihologiya obscheniya vsporte Moskva: Fizkul'tura i sport, 1980.
Статья поступила в редакцию 05.03.18
УДК 37.035.6
Kalekin A.A., soldier (Anapa, Russia), E-mail: volk2388@mail.ru
TO THE QUESTION OF PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS OF MILITARY HIGH SCHOOL: RESULTS OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT. Education of future officers of Russian law enforcement agencies as true citizens and patriots of the fatherland, military professionals and reliable defenders is the most important task of the state. The analysis of the educational and patriotic practice shows that the process of education of patriots, carried out according to the traditional model, requires its renewal and improvement, the search for new approaches, new modern forms and methods of work, reliance on domestic culture, history and traditions. In this regard, according to the author, the cultural environment as a key factor of patriotic education of cadets of military higher education institution has a huge potential. The conducted pedagogical research confirms expediency and efficiency of application of opportunities of cultural environment for education of the real patriots of the fatherland.
Key words: military university, results, cultural environment, cadet, patriot, patriotism, patriotic education, pedagogical experiment, fatherland, formation.
А.А. Калекин, военнослужащий, г. Анапа, E-mail: volk2388@mail.ru
К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА: ИТОГИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Воспитание будущих офицеров силовых структур России как подлинных настоящих граждан и патриотов Отечества, военных профессионалов и надежных защитников - важнейшая государственная задача.
Анализ воспитательно-патриотической практики показывает, что процесс воспитания патриотов, осуществляемой по традиционной модели требует своего обновления и совершенствования, поиска новых подходов, новых современных форм и методов работы, опоры на отечественную культуру, историю и традиции.
В этом плане, по мнению автора, огромным потенциалом обладает культурологическая среда как ключевой фактор патриотического воспитания курсантов военного вуза. Проведённое педагогическое исследование подтверждает целесообразность и эффективность применения возможностей культурологической среды для воспитания настоящих патриотов Отечества.
Ключевые слова: военный вуз, итоги, культурологическая среда, курсант, патриот, патриотизм, патриотическое воспитание, педагогический эксперимент, Отечество, формирование..
Согласно ФГОС ВПО [1], каждый выпускник военного вуза должен быть культурным, высокоразвитым человеком, профессионально компетентным специалистом, подлинным патриотом и гражданином Отечества.
С целью повышения уровня патриотизма военных курсантов в течение 2014 - 2017 гг. проведено педагогическое исследование, стержневым элементом которого было формирование культурологической среды, предусматривающей развитие куль-турно-знаниевого, мативационно-личностного и деятельност-но-практического компонентов патриотизма курсантов военного вуза [2].
Патриотизм курсанта военного вуза, основанный на культурологическом подходе, рассматривается как интегративное качество личности будущего офицера, содержащее систему патриотических мотивов, установок, направленности, позиции, отношений молодого человека к Отечеству и социуму, российской культуре, истории и традициям, и включающее в себя три
основных компонента: мировоззренческий, познавательный и деятельностный. Патриотическое воспитание курсантов в процессе обучения в военном вузе становится определяющим фактором профессионально-нравственного становления военного специалиста, критерием зрелости личности со сформированной патриотической позицией, проявляющейся в их последующей военно-профессиональной деятельности по защите Отечества в мирное и военное время [3].
Опытно-экспериментальная работа включала две последовательные части: констатирующую и формирующую, участниками которого стали курсанты второго-четвертого курсов. Общий анализ качественной характеристики участников эксперимента показал, что все курсанты являются примерно одного возраста, приблизительно одного уровня образования и культуры.
Центральной частью констатирующего эксперимента стало проведение диагностики исходного уровня патриотизма курсантов второго курса. Для этого были отобраны соответствующие
Таблица 1
Диагностический инструментарий исследования патриотизма курсантов военного вуза
№ п/п Критерии и показатели патриотизма Методы и методики исследования
1. КОГНИТИВНО-КУЛЬТУРНЫИ КРИТЕРИИ
1.1 Общекультурный аспект знаний о патриотизме и патриотических ценностях - методы анкетирования; наблюдения, бесед; - тест оценки знаний «История, традиции, культура и достижения России» (автор: С.И. Федорова); - модифицированная методика «Сформированность патриотических убеждений» (автор М.И. Рожков).
1.2 Понимание сущности патриотизма, наличие патриотических убеждений
1.3 Потребность в самовоспитании и самосовершенствовании
2. МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КРИТЕРИИ
2.1 Устойчивый интерес к культуре, истории и традициям Отечества - методы анкетирования, беседы и наблюдения, изучения продуктов курсантского творчества; - методика М. Рокича «Ценностные ориентации».
2.2 Сформированность патриотических ценностных ориен-таций
2.3 Сформированность патриотической позиции, её аргументация
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КРИТЕРИЙ
3.1 Мотивация к активному участию в патриотической деятельности - методика «Оценка трудолюбия и работоспособности» (В.И. Андреев); - методика «Патриотическая деятельность студентов» (автор: Н.В. Адаева); - самооценка патриотических качеств.
3.2 Готовность к патриотической деятельности
3.3 Осуществление патриотической деятельности
анкеты, тесты и методики, а также разработана авторская анкета «Особенности патриотического воспитания курсантов военного вуза» состоящая из трёх блоков (когнитивный блок - оценка знаний и представлений курсантов о культуре, патриотизме и особенностях его формирования; мотивационно-потребност-ный блок - «Оценка интерес к изучению теории патриотизма курсантами военного вуза»; блок рефлексии - «Оценка курсантами процесса и результата фиксирования состояния своего патриотического развития, саморазвития и причин этого»). Анкета содержит 18 вопросов. Диагностический инструментарий исследования показан на табл. 1. [4, 5].
Анализ полученных исходных данных тестирования по выбранным методиками и тестам (табл. 1) позволяет заключить:
1) проблема патриотизма близка и актуальна для всех курсантов военного вуза (100%) и воспринимается ими как несомненный атрибут профессионализма военных кадров, как одно из ведущих личностных и профессиональных качеств, необходимого как для своей жизнедеятельности, так и для успешной реализации функционально-служебных обязанностей по патриотическому воспитанию подчиненного личного состава;
2) большая часть курсантов (78%) абсолютно считают себя патриотами и полагают, что морально они готовы к достойному служению Отечеству в качестве профессиональных военнослужащих в любом географическом месте и на любой должности, на которое их назначит командование. При этом курсанты, признают, что у них не в полной мере сформированы патриотические качества и полностью выработана государственно-патриотическая позиция;
3) основная часть респондентов (82%) отмечает, что не обладает навыками самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования уровня своего патриотизма и своих патриотических качеств;
4) выявлен повышенный спрос у более 78% курсантов к получению более полных и стройных знаний о сущности патриотизма, отечественной культуре, традициях Отечества и Вооруженных Сил, что позволит сформировать патриотические качества и государственно-патриотическую позицию курсантов.
Таким образом, можно говорить о необходимости организовать целенаправленный педагогический процесс по расширению патриотических знаний курсантов на основе культурологического подхода.
Произведенные выводы стали основой для организации и проведения формирующего эксперимента с курсантами военного вуза, в процессе которого было организовано изучение авторской целевой программы «Культура и патриотизм» состоящей из четырех модулей: установочный (установки на формирование высокого уровня патриотизма, повышение мотивации к изучению отечественной культуры, истории и традиций, активное освоение целевой программы, участие в патриотических мероприятиях),
культурно-теоретический (приобретение курсантами новых знаний: теоретических основ отечественной культуры, уяснения сути её величественности, связи культуры с историей России и её традициями, уяснения смысла воспитатально-патриотиче-ского воздействия на личность), культурно-деятельностный (вовлечение в патриотическую деятельность способствующую воспитанию чувства патриотизма и гордости за своё Отечество и народ, культуру, историю и традиции), культурно-досуговый (участие в культурно-досуговых мероприятиях патриотической направленности).
На завершающем этапе формирующего эксперимента было проведено итоговое тестирование участников эксперимента, являющимися уже курсантами четвертого курса. Были получены эмпирические данные тестирования по базовым модифицированным методикам и авторской анкете. Достоверность положительной динамики по каждому исследуемому показателю и качеству патриотизма у респондентов экспериментальной группы по сравнению с результатами контрольной группы аргументировалась результатами статистических расчетов эмпирических коэффициентов ^-критерия Стьюдента; х2 - критерия Пирсона, ранговой корреляции Спирмена, сравнение среднестатистических показателей) и проверки их попадания в зону значимости, создаваемую табличными критическими статистическими коэффициентами. Для получения наглядных показателей эффективности авторской модели и авторской Программы воспитания патриотизма курсантов использовались сравнительные гистограммы, представленные в табл. 2.
В таблице 2 представлены подробные математические расчёты эмпирических результатов, полученных на формирующем этапе эксперимента, благодаря которым разработана система рекомендаций по активизации воспитательной работы, направленной на формирование устойчивой патриотической позиции курсантов военного вуза, и подтверждена гипотеза проведенного исследования.
Так, например, более 20% респондентов удалось повысить уровень знаний и занять высокую позицию: количество курсантов в процентном отношении с 11,39% увеличилось до 32,91%, при этом 18,99% курсантов за время проведения эксперимента получили достаточно широкий диапазон информированности по истории развития родины, что позволила им подняться с низкого уровня развития патриотического воспитания на более высокий.
Кроме того, курсанты с уверенностью отмечают эффективность прослушанного курса по авторской Программе, связывая с тем, что на конец участия в эксперименте они осознают свою причастность к судьбе и истории Российской Федерации, как к стране своего проживания, в которой патриотичность должна проявляться в уважительном отношении к культуре, истории и традициям не только своего народа, но и культуре, вере и тради-
Таблица 2
Гистограммы уровней приоритетных показателей и качеств проявления патриотизма за время проведения эксперимента (в динамике)
Исследуемое качество и статистические коэффициенты
Знания истории, традиции, культуры и достижений России
(»К,
L = 11,2
Эмп '
: 2,61) - при сравнении КЭиФЭ;
X2 Эмпир= 8,121 (Х2крит= 7,815 -при сравнении Эг и Кг на ФЭ
Патриотические убеждения
t Э = 10,5
Эмпирич '
^ Крит = 2,61) - при сравнении КЭиФЭ;
tЭ = 8,7
Эмпирич '
■■ 2,61) - при сравнении Эг и Кг на ФЭ
Трудолюбие и работоспособность
(гКр = 0,68) - при сравнении КЭиФЭ;
ГЭ = 0,871
Эмп
(гКр = 0,68) - при сравнении Эг и Кг на ФЭ
Патриотическая деятельность
г = 0,347
эмп '
(гКрит = 0,33) - при сравнении Крит КЭиФЭ;
г = 0,26
эмп
(гКрит = 0,23) - при сравнении Эг и Кг на ФЭ
Патриотические качества
»Э = 29
Эмп
(»Крит = 2,6) - при сравнении КЭиФЭ;
t
14,2
^Крит = 2,58) - при сравнении Эг и Кг на ФЭ
Гистограммы
(t
ГЭ = 0,692
Эмп
Рис. 1. Сравнительнаягистограммапоказателяуровняпатриотическоговоспитанияреспондентовэкспериментальной
и контрольной групп на формирующем этапе
циям россиян других национальностей. Более 80% респондентов гордятся тем, что постоянно ощущают единство с народом России и Русского мира. 98,7% респондентов сумели достичь высокого уровня сформированности патриотических убеждений, что значительно улучшило общие образовательные и культурологические показатели курсантов более чем на 50%. Курсанты, после участия вэксперименте,утверждают,чтоосознают величие и славу России, ее роль мировой истории, чтут национальную кувьтррт,традиции,кбычаи рготпвы пжстоянноизучаэри уважать политику своего государства. Многие респонденты откровенно гордятся национальной культурой, успехами и дости-жениямиут л^ших представителе^ р0,2% курсаттан заннти позицию шестого уровня работоспособности - это на 20% больше чем в наталеэксееримпнтл, 17% ктрсантукиксиертметтактных групп остановились на очень высокой позиции по оценке своей работрептпобнпсти, чтите 5%пжевыситопх н^м^^люкь^^^й ур овмнь, Респонденты не ограничились мероприятиями, повышающими професутонадэтую диктельнордь , оуиихотротчтствомжлэ в выборах органов власти. Среди респондентов имеются и курсанты, которые охотно привлекались к работе в партии Единой России и ОбщeнтвыпнплHктoдномФ^тти^екато^е из висмптуртан-тов (12,5%), принимающих участие в эксперименте, самостоя-тельнэ пидуомкэ мееюпдиятиипэраэрроетранетиюе сатраик-нию национальной культуры.
Сдптнитая стеднкнунифметические втмэчинж! рсехиокпеан телей проявления патриотизма у респондентов в процессе всего эксперимента, урнарижетроэт уртвнл пттpкптизмаы которому способствовали данные, полученные при тестировании в экспериментальных группах.
Сэеднин ^дом№ паериори месуого вoыситтлия в контрольных группах достиг 70%, однако высокий уровень патриотического воспитания в эжспеитменоольныт гэупнлх путРли°имсякДМ%, что значительно превысило высокий уровень патриотизма в кон-трольгпlxгуоппax(cм.тыc,1).
Библиографический список
Таким образом, по результатам педагогического эксперимента уже 66,9 % курсантов лучше воспринимают информацию о культуре, славной истории и героических традициях Отечества из лекций на исторические темы, сообщений и рассказов экскурсоводов сопровождающиеся демонстрацией подлинных документов и раритетных экспонатов.
Есть качественные изменения и по позиции систематизированного получения знаний о богатстве культуры, героической истории и традициям Отечества - о чем поведали 56,1% курсантов. Более чем в 2 раза возросло количество курсантов (до 47,7%) утверждающих, что они активно участвуют в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий патриотической направленности. Значимым является тот факт, что 69,2% высоко оценивают проводимые в военном вузе мероприятия патриотической направленности, которые, по их мнению, всегда соответствуют российской культуре, отражают славную героическую историю и традиции Отечества, и доблестных Вооруженных Сил. Из опрошенных курсантов 50% хотят знакомиться и делиться опытом патриотической работы с курсантами и студентами других вузов России.
Выполненное исследование подтверждает возможность формирования высокого уровня патриотизма у военных курсантов с позиции культурологического подхода и в условиях сконструированной культурологической среды.
На основе полученных эмпирических результатов достоверно доказано, что культурологическая среда и культурологический подход к процессу формирования патриотизма у курсантов военного вуза являются действенными и продуктивными. Центральная идея создания культурологической среды и применения культурологического подхода к патриотическому воспитанию курсантов заключается в придании отечественным общекультурным ценностям приоритетности в процессе формирования патриотического самосознания, государственно-патриотической позиции ипатриотическихориентаций.
1. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования 26.05.04 Применение и эксплуатация тех-ническихсистемнадводныхкораблей иподводныхлодок. Availableat:https://moeobrazovanie.ru/specialities_vuz/
2. Томилин А.Н., Корнилова М.Ю. Теоретико-методологические подходы к патриотическому воспитанию курсантов. Современный мир: опыт, проблемы и перспективы развития: Сборник статей I Международной научно-практической конференции. Ставрополь: Ло-гос,2016;Ч.1:70-75.
3. Томилин А.Н., Алиев Т.И. Патриотизм современной молодежи: сущность и определение. Наука в современном обществе: материалы VII Международной научной конференции. Ставрополь: Логос, 2015: 58 - 63.
4. Томилина С.Н. Методика оценки сформированности патриотизма у курсантов морского вуза. Материалы XI-ой региональной научно-технической конференции «Проблемы эксплуатации водного транспорта и подготовки кадров на юге России». Новороссийск: ГМУимениадмиралаФ.Ф.Ушакова,2014:93- 95.
5. Энциклопедия психологических тестов. Москва: Издательство «ТЕРРА-Книжный клуб», 1999.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya 26.05.04 Primenenie i 'ekspluataciya tehnicheskih sistem nadvodnyh korablej ipodvodnyh lodok. Available at: https://moeobrazovanie.ru/specialities_vuz/
2. Tomilin A.N., Kornilova M.Yu. Teoretiko-metodologicheskie podhody k patrioticheskomu vospitaniyu kursantov. Sovremennyj mir: opyt, problemy iperspektivy razvitiya: Sbornik statej I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol': Logos, 2016; Ch. 1: 70 - 75.
3. Tomilin A.N., Aliev T.I. Patriotizm sovremennoj molodezhi: suschnost' i opredelenie. Nauka v sovremennom obschestve: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Stavropol': Logos, 2015: 58 - 63.
4. Tomilina S.N. Metodika ocenki sformirovannosti patriotizma u kursantov morskogo vuza. Materialy XI-oj regional'noj nauchno-tehnicheskoj konferencii «Problemy 'ekspluatacii vodnogo transporta i podgotovki kadrov na yuge Rossii». Novorossijsk: GMU imeni admirala F.F. Ushakova, 2014: 93 - 95.
5. Enciklopediya psihologicheskih testov. Moskva: Izdatel'stvo «TERRA-Knizhnyj klub», 1999.
Статья поступила в редакцию 21.02.18
УДК: 372.893:338.12.017
Kostina L.A., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Head of Department of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State
Medical University (Astrakhan, Russia), E-mail: kostina_agma@mail.ru
Milyaeva L.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Continuing Education, Astrakhan
State University (Astrakhan, Russia), E-mail: asmila_50 @ mail.ru
FORMATION OF TECHNOLOGICAL READINESS OF TEACHERS OF MEDICAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION TO INNOVATION. In the article the basics of the concept of innovation are revealed. The research highlights its features and structural components. The paper presents experience of Astrakhan Medical University on forming technological readiness of teachers to innovate in terms of realization of the program "High School Teacher". The authors prove the efficiency of the formation of the technological readiness of teachers of medical institutions of higher education through the use of innovative technologies, including listeners in an active position. The work presents findings about the levels of technological innovation readiness of teachers of medical institutions of higher education, made on the basis of self-evaluation of listeners. Mastering innovative technologies lecturers promote transition institution in innovative development mode.
Key words: lecturer, innovation, innovation lecturer, technological readiness for innovation, innovative educational technology.
Л.А. Костина, канд. мед. наук, доц., зав. каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный
медицинский университет», г. Астрахань, E-mail: kostina_agma@mail.ru
Л.М. Миляева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и непрерывного профессионального образования,
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, E-mail: asmila_50@ mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрывается сущность понятия «инновационная деятельность преподавателя вуза», выделены его особенности и структурные компоненты. Представлен опыт работы Астраханского медицинского университета по формированию технологической готовности преподавателей к инновационной деятельности в условиях реализации программы «Преподаватель высшей школы». Доказывается эффективность формирования технологической готовности преподавателей медицинского вуза за счёт использования инновационных технологий, включающих слушателей в активную позицию. Представлены выводы об уровнях технологической готовности к инновационной деятельности преподавателей медицинского вуза, сделанные на основе самооценки слушателей. Освоение преподавателями вуза инновационных технологий способствует переходу учебного заведения в инновационный режим развития.
Ключевые слова: преподаватель вуза, инновационная деятельность, инновационная деятельность преподавателя вуза, технологическая готовность к инновационной деятельности, инновационные образовательные технологии.
Требования, предъявляемые сегодня к высшей школе, обуславливают отказ от известных штампов и стереотипов в обучении студентов, выход за рамки действующих нормативов в деятельности преподавателя. Широкое распространение получили инновационные процессы, которые в корне меняют парадигму высшего образования. Инновационная деятельность преподавателей вузов в этом направлении - это начало научного и профессионального поиска, залог ценных находок в определении будущей подготовки специалистов, обладающих коммуникабельностью, профессиональной мобильностью, креативностью, способностью к самообразованию и саморазвитию и др.
Понятие «инновационная деятельность» достаточно широко изучено отечественными учеными (М.В. Кларин, И.В. Никишина, Л.С. Подымова, М.П. Пригожин, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Н.Р Юсуфбекова и др.).
Согласно теории В.А. Сластенина и Л.С. Подымовой, инновационная педагогическая деятельность направлена на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств его реализации [1, с. 61]. Это творческая деятельность тесным образом связанная с внедрением инноваций. Как мы указывали ранее в своих работах, инновационная деятельность имеет следующие структурные компоненты: моти-вационный, креативный, технологический и рефлексивный, лежащие в основе формирования готовности преподавателя к инновационной деятельности.
Основными характеристиками инновационной деятельности преподавателя вуза являются:
- сформированность положительного отношения к инновациям, потребность их внедрения в образовательный процесс;
- овладение новыми формами и технологиями обучения студентов, использование их в своей педагогической практике;
- рефлексивная способность педагога давать оценку своей деятельности с точки зрения инновационных преобразований [2].
При этом необходимым условием инновационной деятельности преподавателя вуза является изменение характера отношений между участниками процесса: ориентация на взаимное уважение, признание прав и свобод обучающихся, становление их активной позиции, помощь в самореализации посредством деятельности и общения. Оппозиция традиционной парадигме профессионального образования в вузе представлена континуумом мнений, в котором радикально негативную позицию занимает американский психолог Карл Роджерс, считая ее несостоятельной и наносящей вред учащемуся. В качестве альтернативы Роджерс предлагает гуманистическую человекцентрированную концепцию обучения, в которой учащийся является не просто равноправным субъектом учебного процесса, но и ведущей фигурой, а учитель, отступая на второй план, выполняет функцию фасилиатора, помогающего ученику учиться совершенно самостоятельно [3].
Для этого, безусловно, должны быть определенные предпосылки, в том числе в усвоение преподавателями и студентами вузов важнейших психологических навыков и умение применять их на практике. Своеобразие психологического познания заключается в «проникновении» во внутренний мир личности как объекта познания посредством диалога. И определяющая роль