УДК 355с5 ББК 68.4(2)39
М.И. Банников
модель патриотического воспитания курсантов в социообразовательной среде учебно-научного центра
В статье показана актуальность проблемы патриотического воспитания курсантов в социообразовательной среде военного учебно-научного центра, обосновывается характер изменений процесса воспитания, анализируется сущность понятия «патриотизм» как результат патриотического воспитания, позиции ученых по данной проблеме. Модель патриотического воспитания курсантов в социообразовательной среде учебно-научного центра представлена нормативно-целевым, содержательным, деятельностным и оценочно-результативным блоками.
Ключевые слова: патриотизм, ценности, патриотическое воспитание, моделирование, модель, патриотическое воспитание курсантов.
M.I. Bannikov
model of patriotic education of cadets in the social educational environment of the military educational scientific center
The article shows the relevance of cadets' patriotic education in the socio-educational environment of the military educational and scientific center, substantiates the nature of the changes in the upbringing process, analyzes the concept of "patriotism" as a result of patriotic education, and shows the position of scientists regarding this matter. The model of cadets' patriotic education in the socio-educational environment of the educational and scientific center is represented by normative-purposeful, content-related, activity-oriented, and evaluation-productive blocks.
Key words: patriotism, values, patriotic upbringing, modeling, model, cadets' patriotic education.
Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с патриотическим воспитанием личности, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни, а также переоценки многих фундаментальных ценностей. Процесс смены ценностей затронул и сферу обеспечения национальной безопасности. Идея национальной безопасности, воспитания патриотизма, гражданственности и нравственности становится государственной. Вооруженные силы являются одним из основных институтов го-
сй ^
° сударства, влияющей на статус державы
1 на международной арене.
га История развития педагогической
^ практики и теории показывает, что со-
2 держание и методика патриотического
воспитания постоянно менялись. Такие ценности, как воинская честь и долг, достоинство, принадлежность к Вооруженным силам, патриотизм, гражданственность утрачивают личностную значимость. Связаны эти изменения с культурно-историческими предпосылками, с событиями, которые происходили в нашей стране.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется нормативно-правовыми документами РФ в сфере патриотического воспитания и противодействия экстремистской деятельности. Патриотическое воспитание - приоритетное направление образовательной политики, что нашло отражение в нормативно-правовых документах. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граж-
дан Российской Федерации на 20162020 годы» указано, что «патриотическое воспитание выступает основополагающим социальным фактором укрепления российской государственности, консолидации российского общества, обеспечения национальной безопасности, достижения российской гражданской идентичности населением страны, что определяет стратегию инновационного развития России» [6].
В современном обществе реализация задачи формирования у курсантов опыта служения Отечеству и, прежде всего, готовности к его защите не может обойтись без воспитания патриотизма, гражданственности, привития общечеловеческих и культурных ценностей, подготовки курсантов к выполнению профессионального долга.
В современной социально-экономической обстановке, в атмосфере экстремистских действий, ситуации террористических угроз возникает необходимость в подготовке соответствующих военных кадров, где одним из важнейших компонентов становится воспитание патриотизма будущего офицера. Поэтому особую значимость приобретает проблема патриотической воспитанности курсантов, которым в силу специфики профессиональной деятельности предстоит защищать Отечество от посягательств на ее независимость.
К настоящему времени в различных областях современной науки имеется обширная теоретическая база по смежным аспектам рассматриваемого процесса. Исследования Е.Ю. Баландиной, Е.В. Белоусовой, И.Ш. Валеева, Н.В. Ермоленко, Д.М. Нуждина, В.И. Лесняк, Г.Х. Мухамедовой, Д.Ю. Мордвинцева, М.В. Циулиной и многих других посвящены педагогическим системам и технологиям патриотического воспитания. Результатом вышеуказанных исследований являются концепции, программы, системы модели патриотического воспитания, технологии и др. За рубежом проблема патриотического воспитания, безопасности личности освещается в работах Т. Белсэйр, В. Бреннера, Д. Грин-филда и др.
Военная педагогика уделяет огромное внимание патриотическому воспитанию курсантов (Д.И. Аминов, К.В. Бе-дарев, Ю.Н. Зеленов, Д.Н. Зяблов, Е.В. Чернова, Г.Н. Чусавитина, Г.А. Ша-рипова и др.); формированию ценностей у курсантов (А.Д. Брагина, Л.М. Ва-нюшкина, Л.П. Гадзакова, Г.П. Михеева, К.А. Пащенко, И.В. Сыромятников и др.).
Однако вышеперечисленные труды рассматривают лишь отдельные аспекты патриотического воспитания. Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена необходимостью системно представить педагогическое обеспечение процесса патриотического воспитания, выявить педагогические условия и разработать методику патриотического воспитания курсантов в социообразовательной среде учебно-научного центра.
К понятийному аппарату нашего исследования мы относим понятия: «Отечество», «патриотизм», «патриотическое воспитание», «патриотическое воспитание курсантов в социообразова-тельной среде военного учебно-научного центра». Охарактеризуем указанные понятия и связи между ними.
Базовым структурным элементом в рассматриваемой системе является понятие «патриотизм» как ценность, результат патриотического воспитания. Мы согласны с мнением Н.А. Савотиной, которая справедливо утверждает, что содержание патриотизма нельзя ограничивать только формированием чувств [7, с. 7].
По мнению Н.Б. Лузик «советский патриотизм коренным образом отличается от всех других типов патриотизма. Это отличие состоит прежде всего в том, что он неразделим, един для всех классов и наций. Он характеризуется однонаправленностью, многогранностью, высокой сознательностью, всесторонностью, целенаправленностью, идеологической оформленностью и активностью» [4]. Ученый рассматривает патриотизм как социокультурный феномен. Анализ сущности патриотизма в значительной мере предопределяет и пути патриотического воспитания. Несколько иной подход у Н.Д. Нуждина, который трактует государ-
о
X
-О ^
си I-го ш о
п
го ^
ю о
о ^
о о
ей о
IX
го о
X
го
I-
го
IX
ф
£ *
о
m о
S X X
го
LO
ственный патриотизм как «сознательно и добровольно принимаемую позицию граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и развития гражданского общества» [5].
Труды ученых Г.Я. Гревцевой [1; 2], Н.В. Ермоленко [3], Ш.Ш. Хайруллина [8], М.В. Циулиной [9; 10] и др. посвящены гражданственности как результату развития гражданского общества, научно-теоретическим и практическим аспектам социализации в процессе патриотического воспитания, социообра-зовательной среде как условию воспитания патриотизма, патриотическому воспитанию курсантов и т.д.
Считаем, что воспитание патриотизма связано с гражданственностью, которая означает способность и готовность выступить в роли полноправного гражданина.
Своеобразие патриотического воспитания в военном вузе предопределяется особенностями социообразовательной среды, а также спецификой нравственного развития личности.
Патриотическое воспитание все более культивируется в таких формах, как военно-патриотическое, героико-патриотическое, оборонно-спортивное и др., однобоко представляющих суть патриотизма, пишет Н.А. Савотина. Мы согласны с данной позицией. Необходимо формировать защитника Отечества, что отвечает стратегическим государственным интересам, но это не решает всех проблем в пространстве патриотического воспитания.
Мы трактуем патриотическое воспитание курсантов в социообразователь-ной среде военного учебно-научного центра как фактор национальной безопасности - целенапрвленный, динамично развивающийся процесс, который, интегрируя в себе когнитивно-целевой, процессуально-рефлексивный и аксиологический компоненты, обеспечивает ему освоение ценностей военной службы, адекватную оценку ситуации и выбор поведения при выполнении профессионального долга.
Моделирование процесса патриотического воспитания курсантов в со-циообразовательной среде военного учебно-научного центра (далее - ВУНЦ), учитывающее особенности военного учебно-научного центра, осуществлялось с использованием системного, интегративно-деятельностного, аксиологического и средового подходов. Таким образом, системный подход обеспечит выявление конструктивных особенностей модели, интегративно-деятельностный подход обоснует вовлечение в вариативные виды деятельности ВУНЦ и ее содержательное наполнение, аксиологический подход обеспечит присвоение ценностей военной службы, средовый подход обоснует ее наличие в социообразовательной среде.
Ценности входят в систему патриотического воспитания курсантов. Терминальные патриотические ценности: Родина, ее безопасность; природа родного края, история своего народа, история других народов, традиции, обычаи, культура, человек. Инструментальные патриотические ценности: любовь к Родине, общественно-полезный труд, забота о сохранении окружающей среды, познание истории, культуры, традиций, миролюбие.
Предлагаемая нами модель представлена нормативно-целевым, содержательным, деятельностным и оценочно-результативным блоками.
Нормативно-целевой компонент модели включает в себя цель, задачи и принципы патриотического воспитания курсантов. Цель патриотического воспитания курсанта - развитие у него качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности.
Основные задачи патриотического воспитания: 1) изучение истории Отечества, армии, патриотических традиций; 2) формирование патриотического сознания, чувства воинского долга, офицерской чести и достоинства; 3) формирование профессионально важных качеств, общей культуры и высоких морально-нравственных качеств, воспитание потребности в освоении ценностей воен-
ной культуры, в физической культуре и спорте, дисциплинированности, ответственности и др.
Цели и задачи позволили определить содержание патриотического воспитания курсантов. Содержательный компонент модели включает в себя находящиеся во взаимосвязи направления воспитательной работы, методы, формы и средства профессиональной деятельности. Информационным ядром данного компонента является авторская программа «Офицер XXI века». Основные направления реализации программы: использование воспитательного потенциала отечественной военной истории; организация и проведение Дней воинской славы; включения курсантов в учебную, служебную, боевую и т.д. виды профессиональной деятельности.
Данный компонент обеспечивает развитие у курсантов личностных качеств, задатков; ориентацию на ценности военной службы, владение знаниями и умениями в сфере правовой культуры; выполняет организационную, познавательную и воспитательную функции.
Дятельностный компонент модели характеризует дидактические процедуры, в ходе реализации которых у курсантов формируются: знания, умения, личностно-значимые качества и ценностные ориентации. Выбор форм, методов, приемов и средств определяется содержанием программы патриотического воспитания курсантов в социообразова-тельной среде военного учебно-научного центра.
Технологии познавательной, просветительной, оздоровительной деятельности и др. позволяют охватить основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов, универсальные способы профессиональной деятельности.
Формами патриотического воспитания являются:
• массовые (правовое и военно-техническое информирование по темам: «Уставные правила взаимоотношений между военнослужащими - важнейшее условие сплочённости и боевой слаженности воинского коллектива», «На по-
лигонах мира», «Арктика - регион столкновения национальных интересов зарубежных стран», «Оружие России: мощь, технология, интеллект», «Обстановка в Афганистане и тенденции ее развития» и т.д.);
• групповые (беседы: «Равнение на женщин в погонах», «Важнейшие битвы и операции Великой Отечественной войны 1942 года», «Государственные награды Российской Федерации», «Психологические состояния военнослужащих в условиях ведения боевых действий», «Пути формирования моральной готовности и психологической способности военнослужащих к боевым действиям» просмотр и прослушивание радиотелевизионных программ, круглые столы, диспуты, дискуссии и т.д.);
• индивидуальные (тематические беседы, психологические тренинги, тестирование, информирование (разъяснение нормативных документов, требований военной присяги и т.д.).
Методами и приемами патриотического воспитания являются: психологические приемы достижения авторитета «Имя собственное», «Личная жизнь», военно-спортивные игры и соревнования; убеждение, поощрение, инструктаж и др.
Нами используются также приемы воспитательного воздействия: опора на положительное, ситуация успеха, «Я»-сообщение», «Ты»-сообщение», контакт глаз, оставление наедине и другие.
В процессе патриотического воспитания используются устные, наглядные, печатные, технические, психолого-педагогические средства, а также искусство и самодеятельное творчество. Данный компонент выполняет практико-ориентационную и социализирующую функции.
Оценочно-результативный компонент модели содержит в себе критерии оценки сформированности патриотизма и результат, к которому предположительно должен прийти каждый из них. Данный компонент модели ориентирован на анализ полученных результатов, оценку, разработку коррекционных действий по совершенствованию процесса для достиже-
о
X .0
■
н га ш о
п
го ^
ю о
о ^
о о
ей о
IX
го о
го н
X
■
м ¡«8
£ * р
^ о
ния целей патриотического воспитания курсантов. Основу данного компонента составляет педагогическая диагностика и коррекция.
Оценочно-результативный компонент связан с методикой патриотического воспитания курсантов, оценкой и самооценкой, коррекцией и самокоррекцией. Данный компонент выполняет оценочную, корректирующую и рефлексивную функции.
Для понимания требований, которым должна удовлетворять разработанная модель, были выделены принципы ее реализации. Общепедагогические принципы: культуросообразности, научности, связи воспитания с жизнью, воспитания в деятельности, целенаправленной ориентированности на ценностные отношения, воспитания в коллективе и др.
Специфические принципы: гражданственности, коммуникативности, рефлексии, гуманистической направленности, положительной ориентации, коллективности, активного участия, согласованности деятельности всех субъектов воспитания, целостности, уважительного отношения, диагностичности.
Вышеперечисленные общие и специфические принципы обуславливают успешность патриотического воспитания курсантов в социообразовательной среде военного учебно-научного центра. Разработанная нами модель обладает рядом универсальных свойств: целенаправленности, сложности, непрерывности, динамичности, изменчивости, подвижности и др.
К специфическим свойствам модели относим: актуализацию профессиональной компетенции, включающую ориентацию на ценности военной службы; открытость; интегративность.
Успешное функционирование модели обеспечивается комплексом педагогических условий (создание ценностно-смысловой среды по формированию государственно-патриотического сознания будущих офицеров; формирование рефлексивной позиции будущих офицеров при анализе ситуаций и выполнении заданий; использование социально-культурных технологий, обеспечивающих участие курсантов в общественно-значимых проектах военно-патриотическойнаправленности; организацию педагогического сопровождения процесса патриотического воспитания).
Педагогическое обеспечение процесса патриотического воспитания направлена на реализацию специфических функций будущего офицера (воспитательные и административные) и ценностей военной службы. Патриотизм как результат патриотического воспитания является интегративным свойством личности курсанта, вбирающим в себя все элементы государственно-патриотического сознания, чувство воинского долга, офицерской чести и достоинства и поведения. Эффективность управления системой воспитания в военном учебно-научном центре достигается морально-психологическим, информационным, правовым, военно-социальным, культурно-досуговым, материально-техническим, кадровым обеспечением.
Библиографический список
1. Гревцева, Г.Я. Гражданственность и гражданская культура - результат становления гражданского общества [Текст] / Г.Я. Гревцева // Вестник Челябинского государственного университета. -2012. - № 18 (272). - С. 55-57.
2. Гревцева, Г.Я. Патриотическое воспитание и гражданская социализация: научно-теоретические и практические аспекты [Текст] / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 11. - С. 80-89.
0 3. Ермоленко, Н.В. Патриотическое воспитание курсантов в процессе обучения военно-
1 специальным дисциплинам в высшем военном учебном заведении [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Еромоленко. - Челябинск, 2006. - 187 с.
^ 4. Лузик, Н.П. Патриотизм как социо-культурный феномен [Текст]: дис. ... канд. филос. наук /
^ Н.П. Лузик. - СПб., 2007. - 161 с.
5. Нуждин, Д.М. Педагогические условия патриотического воспитания курсантов военного вуза [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Д.М. Лузик. - Екатеринбург, 2004. - 208 с.
6. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
7. Савотина, Н.А. Приоритеты развития гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Н.А. Савотина // Педагогика. - № 6. - 2016. - С. 3-16.
8. Хайрулин, Ш.Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Ш.Ш. Хайрулин. - Челябинск, 1996. - 186 с.
9. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социообразователь-ной среды [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / М.В. Циулина. - Челябинск, 2012. - 217 с.
10. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание учащихся в общеобразовательной школе: организационно-содержательный аспект [Текст] / М.В. Циулина // Вестник Орловского государственного университета. - Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2011. - № 1(15). -С. 329-333.
referents
1. Grevtseva G.Ya. Citizenship and civil culture as a result of the formation of civil society. Vestnik Chelyabinskogogosudarstvennogo universiteta, 2012. № 18 (272). P. 55-57. [in Russian].
2. Grevtseva G.Ya. Tsiulina M.V. Patriotic education and civic socialization: scientific, theoretical and practical aspects. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2013. № 11. P. 80-89. [in Russian].
3. Ermolenko N.V. Patriotic education of cadets in the process of training specialized military courses in the higher military educational institution.. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2006. P. 187. [in Russian].
4. Luzik N.P. Patriotism as a socio-cultural phenomenon. Dis. ... cand. of sciences (Philosophy). Saint Petersburg, 2007. P. 161. [in Russian].
5. Nuzhdin D.M. Pedagogical conditions of patriotic education of cadets in military education. Dis. . cand. of sciences (Education). Ekaterinburg, 2004. P. 208. [in Russian].
6. The Decree of the Government of the Russian Federation of December 30, 2015 N1493 "About the state program" Patriotic education ofcitizens of the Russian Federation for 2016-2020years."
7. Savotina N.A. Priorities for the development of civil and patriotic education. Pedagogika, 2016. № 6. P. 3-16. [in Russian].
8. Khayrulin Sh.Sh. Patriotic education of cadets in a military high school in conditions of optimization of the educational process. Chelyabinsk, 1996. P. 186. [in Russian].
9. Tsiulina M.V. Patriotic education of schoolchildren through the possibilities of the socio-educational environment. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2012. P. 217. [in Russian].
10. Tsiulina M.V. Patriotic education of students in general-education schools: the organizational and content aspect. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta, Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya, 2013. № 3 (131). P. 140-145. [in Russian].
сведения об авторе: Банников Максим игоревич,
аспирант кафедры педагогики и психологии, Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ: fora9780@mail.ru
Information about the authors: Bannikov Maxim igorevich,
Postgraduate student,
Department of Pedagogy and Psychology
Chelyabinsk State Institute of Culture,
Chelyabinsk, Russia.
Email: fora9780@mail.ru
о
X .0
tu H ra ca o
n
го
Œ
ю о о s J о о
CÛ
о
IX
го о
го
H
X
ф
J
m ичр
£ *
аЗ « р
S о