УДК 37.02
МОДЕЛЬ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
© Владимир Николаевич ЗАБАВНИКОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности,
e-mail: grigorev_tmb@list.ru
Представлена педагогическая модель героико-патриотического воспитания курсантов, состоящая из ряда блоков: целевого, организационно-содержательного, функционального и диагностико-ре-зультативного, которая позволяет эффективно осуществлять героико-патриотическое воспитание курсантов военных вузов в процессе деятельности клубных объединений.
Ключевые слова: героико-патриотическое воспитание; курсанты; педагогическая модель.
Героико-патриотическое воспитание
курсантов военных вузов в процессе деятельности клубных объединений представляет собой последовательную смену этапов, направленных на достижение конечной цели. Этапность педагогического процесса позволяет выделить основные блоки модели, особенности их функционирования, решаемые задачи, содержание, специфику и др.
Разработанная нами педагогическая модель рассматривается как целостное образование, состоящее из следующих взаимосвязанных блоков:
- целевой, включающий в себя социальный заказ общества; цель и задачи героико-патриотического воспитания курсантов военных вузов;
- организационно-содержательный, включающий факторы, условия, принципы, содержание и формы героико-патриотического воспитания курсантов военных вузов;
- функциональный, включающий в себя функции героико-патриотического воспитания курсантов военных вузов в клубных объединениях;
- диагностико-результативный, характеризующий критерии, показатели и уровни героико-патриотической воспитанности курсантов военных вузов (рис. 1).
Далее представим характеристику каждого из компонентов модели.
Главным основанием моделирования процесса героико-патриотического воспитания курсантов военных вузов в клубных объ-
единениях выступает социальный заказ общества.
Он отражен в важнейших законодательных актах, документах Правительства РФ, а также в форме федеральных и региональных программ. Их методологические, нормативно-правовые и организационные основания представлены в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.
На рис. 1 целевой блок модели обеспечивает направленность изучаемого процесса, определение стратегических цели и задач.
В качестве цели рассматривалось героико-патриотическое воспитание курсантов военных вузов.
Социальный заказ общества - повышение героико-патриотической воспитанности молодого поколения, в первую очередь, военнослужащих, курсантов, будущих офицеров.
Цель - героико-патриотическое воспитание молодежи в клубных объединениях.
Поставленная цель, ее теоретическая разработка позволили выдвинуть в качестве задач исследования следующие: осознавать необходимость соподчинения личных, общественных и государственных интересов интересам Отечества; разделять своими действиями и поступками интересы и традиции Отечества; формировать готовность свершения выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих государственным и общественным интересам и требующим личного мужества, стойкости и самопожертвования.
Целевой блок модели, как прогнозируемый результат, обусловливает организацию педагогического процесса, функции, критерии, показатели и уровни сформированности необходимых качеств у курсантов военных вузов, т. е. направлен на обеспечение содержательного, функционального, диагностиче-
ского и прогностического блоков педагогического процесса по героико-патриотическому воспитанию курсантов военных вузов в клубных объединениях.
Организационно-содержател ьный блок модели включает используемые и учитываемые в педагогическом процессе основные факторы героико-патриотического воспитания курсантов военных вузов в клубных объединениях; организационно-педагогические условия и принципы педагогической деятельности; содержание, реализуемое в ходе проведения программы «Во имя Отчизны»; формы работы клубных объединений по героикопатриотическому воспитанию курсантов.
Успешная реализация педагогической модели по героико-патриотическому воспитанию курсантов в клубных объединениях возможна только при наличии соответствующих организационно-педагогических
условий, к которым мы относим:
- комплексное целевое воздействие на личность при ее активной включенности в деятельность клубных объединений с целью подготовки воина-гражданина, патриота, обладающего сильным духом, несгибаемой волей, мужеством и храбростью;
- построение воспитательной работы по героико-патриотическому воспитанию курсантов на основе традиций Российских Вооруженных сил, стимулирование мотивации курсантов к получению профессии российского офицера;
- в основу осуществления педагогической деятельности положена авторская модель героико-патриотического воспитания курсантов военных вузов в клубных объединениях;
- построение деятельности на основе эмоционально насыщенного взаимодействия, общих интересов и увлечений участников;
- педагогическая деятельность клубных объединений строится в соответствии с разработанной педагогической программой «Во имя Отчизны», предусматривающей использование различных методов, форм и социально-культурных технологий, позволяющих целенаправленно осуществлять героикопатриотическое воспитание курсантов;
- наличие методического обеспечения воспитательной работы по героико-патриотическому воспитанию курсантов военных вузов;
Социальный заказ: повышение героико-патриотической воспитанности молодого поколения
т
Цель: героико-патриотическое воспитание курсантов в клубных объединениях
Т
Задачи:
осознавать необходимость соподчинения личных интересов интересам Отечества
разделять своими действиями и поступками интересы и традиции Отечества
формировать готовность свершения выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих государственным и общественным интересам и требующим личного мужества, стойкости и самопожертвования
Факто-
ры
Организационнопедагогические условия
Принципы
Содержание
Формы
г
г
I
§
55
Я
г
§
о
Р
а
а-
о
г
к
а
г
р
о
д
е
еП
- комплексное воздействие на личность при ее активной включенности в деятельность клубных объединений;
- построение воспитательной работы на основе традиций;
- в основу положена авторская модель;
- построение деятельности на основе эмоционально насыщенного взаимодействия, общих интересов и увлечений участников;
- педагогическая программа;
- методическое обеспечение процесса;
- критериальный аппарат
- личностнои направленности;
- личностной самоценности;
- дифференцированного подхода;
- активности;
- добровольности;
- доброжелательности;
- интегративности;
- коллективизма;
- творческого развития и др.
- педагогическая
программа
«Во имя Отчизны»
экскурсии, экспедиции, исторические вехи, просмотр фильмов, викторины, конференции, круглый стол, диспуты, создание видео-музея, ролевые игры, защита проектов и др.
т
т
Функции
Познавательно- преобразовательная Ценностно- нормативная Регулятивная Социализирующая Коммуникатив- ная
І Критерии героико-патриотической воспитанности курсантов: когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий, эмоционально-волевой
н
к
_ -а а
ч
а
а-
І
р
Л
'л
¡и
з ®
и ^
н и к я' -
Уровни: низкий, средний, высокий
Результат: повышение уровня героико-патриотической воспитанности курсантов
Рис. 1. Педагогическая модель героико-патриотического воспитания курсантов военных вузов в клубных объединениях
- оценка результативности с помощью разработанного критериального аппарата, позволяющего дать объективную оценку проведенной педагогической работе.
Продуктивность педагогического процесса зависит от факторов. В процессе героико-патриотического воспитания курсантов возникает множество путей взаимодействия между внутренним состоянием личности и внешними условиями. В нашей педагогической работе по героико-патриотическому воспитанию курсантов в клубных объединениях мы будем опираться на учет основных факторов, оказывающих влияние на этот процесс.
К педагогическим факторам мы относим изучение ритуалов и традиций Российской Армии в целях воздействия на сознание и поведение личности военнослужащего; включение курсантов в совместную социально-культурную деятельность в рамках клубного объединения; наличие четко сформулированных целей и др.
К организационным факторам мы относим: эффективные современные способы организации деятельности по героико-патриотическому воспитанию курсантов, и, в первую очередь, клубную деятельность, участие в акциях, направленных на понимание и осознание государственных интересов, формирование готовности свершения выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих государственным и общественным интересам и требующим личного мужества, стойкости и самопожертвования.
Героико-патриотическое воспитание -сложнейший педагогический процесс. Он функционирует на основе комплекса принципов. Принципами педагогического процесса называют определенную систему исходных, основных требований, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач формирования и развития личности.
Принципы в социально-культурной сфере - это исходные фундаментальные положения, правила, в которых отражаются наиболее характерные черты и закономерности социально-культурного процесса.
Нами выделены следующие основные принципы героико-патриотического воспитания в клубных объединениях.
Принцип личностной направленности. Он выступает как один из ведущих принципов. Именно личностная направленность определяет ориентацию на общечеловеческие, героико-патриотические ценности, которые занимают в иерархии жизненных ценностей личности особое место.
Принцип личностной самоценности. Данный принцип, с одной стороны, подчеркивает ценность становления индивидуальности во всех ее проявлениях в культурнообразовательном пространстве современности, ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности, с другой - ориентирует на развитие и формирование личностной целостности.
Принцип дифференцированного подхода осуществляется на основе ряда факторов: выявления индивидуальных, культурных потребностей и интересов каждого курсанта; ориентации на развитие процессов самопознания, самореализации, самосовершенствования и взаимоподдержки.
Принцип активности - предполагает активные формы проведения свободного времени, во время которых курсанты принимают участие в культурной жизни, проводят досуг с целью развития своих способностей и самосовершенствования. Следование принципу активности означает возложение на человека ответственности за реализацию возможности организовать активный процесс самостоятельного, творческого конструирования собственной личности, ее самовоспитания и самосовершенствования.
Принцип добровольности предполагает свободный выбор видов, форм деятельности, предполагающий комфортность и удовлетворение интересов каждой личности.
Принцип доброжелательности предполагает опору на положительное в личности и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического воздействия, т. к. раскрытие положительных резервов личности курсанта становится возможным лишь в атмосфере благожелательности, при наличии тесных эмоциональных контактов между членами клубного объединения.
Принцип интегративности предполагает осуществление целостного воспитательного воздействия, слияние педагогического процесса по героико-патриотическому вос-
питанию курсантов с другими направлениями воспитательной работы.
Принцип коллективизма. Уровень развития личности во многом зависит от уровня развития межличностных отношений группы, в которую она включена. Наиболее благоприятные условия для формирования общечеловеческих ценностных ориентаций личности создает группа высокого уровня развития - коллектив. Для реализации принципа коллективности могут быть использованы групповые формы работы, участие в многообразной общественной жизни, ситуации совместных переживаний по поводу успехов и неудач группы.
Принцип творческого развития. Творчество - универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения и требует учета при осуществлении педагогического процесса по героико-патриотическому воспитанию курсантов военных вузов.
Сложные, противоречивые процессы, происходящие в современном обществе, обусловливают спрос на самостоятельную, компетентную, творческую личность, способную не только освоить опыт старших поколений, но и обогатить его собственными достижениями.
Содержание педагогической деятельности отражено в авторской программе «Во имя Отчизны», направленной на героикопатриотическое воспитание курсантов военных вузов в клубных объединениях.
При разработке модели педагогической деятельности по героико-патриотическому воспитанию курсантов военных вузов в клубных объединениях следует особо назвать формы работы - приемы, способы разъяснения политических идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности.
Среди форм педагогической деятельности по героико-патриотическому воспитанию курсантов военных вузов в клубных объединениях выделяются:
- экскурсии;
- экспедиции, исторические вехи;
- просмотр фильмов, викторины, конференции, «круглые столы»;
- диспуты, создание видео-музея, ролевые игры, проекты и др.
Функциональный блок включает в себя функции героико-патриотического воспитания курсантов.
Познавательно-преобразовательная функция призвана содействовать необходимости соподчинения личных, общественных и государственных интересов, обеспечить возможность всестороннего развития индивида. Эта функция связана с такими общечеловеческими ценностями, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, героизм, человеческое достоинство и т. д.
Ценностно-нормативная функция выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных явлениях и фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, в социальных институтах и т. д.
Анализируемая функция проявляется и тогда, когда изучается оценочное отношение личности к результату, цели действий, направленных на изменение окружающей действительности, к эталонам, образцам поведения, к поведению и деятельности других лиц. Встречаясь с каждой новой ценностью, мы даем ей оценку с позиций уже сложившихся у нас ценностных ориентаций.
Регулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов государства.
Идеалы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать общей консолидации, концентрации на сплочение людей. Благодаря этой функции обеспечивается реализация потребностей, интересов, социальных стремлений и идеалов людей.
Социализирующая функция может быть изучена через призму формирования героико-патриотических качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная работа, активизация процессов самовоспитания личности.
Героико-патриотическое воспитание выполняет и коммуникативную функцию. Конкретное общество не может успешно развиваться без приобщения к другим культурам. В конечном счете, коммуникативная функция обеспечивает идейные связи граждан,
преемственность и совершенствование общества.
В педагогической литературе при выделении критериев результативности какого-либо процесса часто используется уровневый подход, фиксирующий переход, последовательность некоторых этапов, ступеней развития. В нашем исследовании мы выделяем высокий, средний и низкий уровни. Данные уровни можно охарактеризовать количественными и качественными показателями. В этом случае критерии рассматриваются как этапы, ступени перехода от более низких уровней к более высоким, более сложным, что характеризует формирование, развитие какого-либо педагогического явления.
В качестве критериев того или иного педагогического явления выступают качества и свойства изучаемого объекта, которые дают возможность судить о его состоянии и уровне развития, а показатели характеризуют меру сформированности того или иного критерия.
Оценка сформированности героико-патриотической воспитанности курсантов осуществляется на основе ряда критериев.
Когнитивный критерий, предлагаемый нами для оценки героико-патриотической воспитанности курсантов, определяется тем, что членство в клубных объединениях играет важную роль для индивидуума и общества. Оно открывает возможности идентификации, социальных контактов и ресурсов, облегчает доступ к информации.
Когнитивный критерий в героико-патриотическом воспитании курсантов в клубных объединениях предполагает понимание сущности государства и его роли для общества, знание основных традиций и ритуалов, знание основных исторических фактов и пр.
Мотивационно-ценностный критерий
также имеет достаточно четкую связь с содержанием героико-патриотического воспитания курсантов. Мотивационно-ценностный критерий характеризует направленность отношения человека к обществу, к самому себе.
В качестве компонентов мотивационной сферы мы рассматриваем осознание ценности государства и гражданского общества современной России; преобладание мотивации высших категорий в собственной деятельности.
В процессе героико-патриотического воспитания человека большое значение иг-
рают мотивы, связанные с развитием потребности разделить своими действиями интересы государства, традиции; готовность свершения выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих государственным и общественным интересам.
Мотивационно-ценностный критерий
является своего рода энергетическим запасом личности в реализации глубинных стимулов трудовой, профессиональной деятельности, с помощью которого соотносятся внешние и внутренние факторы регуляции поведения в условиях социально-культурной деятельности.
Поведенческий критерий также важен для героико-патриотического воспитания курсантов. Если исходить из структурно-функциональной модели, то поведенческий критерий отражает личностный уровень ее функционирования. Поведенческий критерий демонстрирует степень пассивно-активного отношения человека к своим обязанностям, предрасположенность личности к реальным положительным (или отрицательным) действиям.
Поведенческий критерий характеризует инициативность; результативность в повседневной жизни, в будущей профессиональной деятельности; соподчинение личных, общественных и государственных интересов.
Эмоционально-волевой критерий на-
правлен на способность стыдиться и раскаиваться от собственного неправильного поведения или неправильного поведения других лиц, чувствовать удовлетворение от свершения выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих государственным интересам и требующих личного мужества, стойкости и самопожертвования.
Таким образом, разработанная нами теоретическая модель героико-патриотического воспитания курсантов в клубных объединениях, включающая социальный заказ, цель, задачи, функции, организационно-педагогические условия, принципы, содержание, формы, критерии, показатели, уровни, результат, представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, способных последовательно и максимально эффективно влиять на формирование личности курсантов.
Поступила в редакцию 15.09.2012 г.
UDC 37.02
MODEL OF HEROIC-PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF CLUB UNIONS ACTIVITY
Vladimir Nikolayevich ZABAVNIKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: grigorev_tmb@list.ru
The pedagogical model heroic-patriotic of education of the cadets consisting from a number of blocks is submitted: target, organization-substantial, functional and diagnostic-productive, which allows effectively carrying out heroic-patriotic education of the cadets of military high schools during activity of club associations.
Key words: heroic-patriotic education; cadets; pedagogical model.