References
1. Bozhovich L.I. Lichnost'i ee formirovanie v detskom vozraste. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.
2. Leont'ev A.N. Psihologicheskie osnovy razvitiya rebenka iobucheniya. Pod red. D.A. Leont'eva, A.A. Leont'eva. Moskva: Smysl, 2009.
3. Zareckij V.K., Zareckij Yu.V. Sub'ektnaya poziciya rebenka v preodolenii uchebnyh trudnostej (sluchaj iz praktiki). Konsul'tativnaya psihologiya ipsihoterapiya. 2012; 2: 110 - 133.
Статья поступила в редакцию 06.09.16
УДК-37.035.6
Kornilova M.Yu., senior teacher, Department of English Language, Branch of Admiral Ushakov Maritime State University in Sevastopol (Sevastopol, Russia), E-mail: look311atme@gmail.com
THE PATRIOTISM FORMATION FOR CADETS OF THE MARITIME UNIVERSITY IN CONDITIONS OF A HERO-CITY: RESULTS OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT. The article considers a problem of formation of patriotism among cadets of a maritime university in the hero-city. The work proves an idea that culture, history, combat and labor traditions of a hero-city has great educational and patriotic potential, pedagogically correct, active and purposeful use of which will significantly increase the interest of modern youth to patriotic ideas, the heroic past of the country and of his native city, which has a positive impact on the performance of the educational and patriotic activities, raising the level of patriotism among students at a maritime university. The author to increase interest, level of knowledge about the nature of patriotism, history and traditions of the hero-city, the active participation of students in patriotic activities, has designed a target program of "Patriot of Sevastopol and Russia". The obtained results and their statistical processing indicate a positive completion of the formative experiment and the feasibility of the received results in practice of educational work at maritime universities of the country.
Key words: hero-city, education, student, patriotism, patriotic education, pedagogical experiment, motherland, tradition, purpose, formation.
М.Ю. Корнилова, ст. преп. каф. английского языка, филиал Государственного морского университета
имени Ф.Ф. Ушакова, г. Севастополь, E-mail: look311atme@gmail.com
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ГОРОДА-ГЕРОЯ: ИТОГИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
В статье рассматривается проблема формирования патриотизма у курсантов морского вуза в условиях города-героя. Обосновывается идея о том, что культура, история, боевые и трудовые традиции города-героя обладают колоссальным потенциалом для патриотического воспитания молодежи. На основе анализа различных подходов к воспитанию выявлены возможности существенного повышения интереса современной молодежи к героическому прошлому страны, родного города и патриотической идеи. В статье представлена концепция патриотического воспитания в условиях города-героя курсантов-моряков. В этом аспекте проведена аргументация и статистическое подтверждение гипотезы: использование исторического материала города-героя повышает уровень патриотизма у учащихся морского вуза, а его умелое, педагогически верное, активное и целенаправленное воспитательно-патриотическое применение, положительно сказывается на результативности воспитательно-патриотической деятельности в целом.
Автором в интересах повышения уровня знаний о сущности патриотизма, истории и традиций города-героя, активного участия курсантов в патриотической деятельности спроектирована целевая программа «Патриот Севастополя и России», по которой в течение учебного года в вузе был организован воспитательно-патриотический процесс.
Полученные результаты и их статистическая обработка позволяют судить о положительном завершении формирующего эксперимента и целесообразности полученных результатов в практику воспитательной работы морских вузов страны.
Ключевые слова: город-герой, воспитание, курсант, патриотизм, патриотическое воспитание, педагогический эксперимент, Отечество, традиции, цель, формирование.
В современных условиях в России патриотизм вновь занял свое достойное место в сокровищнице воспитания подрастающего поколения. Пройдя через многолетние испытания, попытки забвения, клеветы и очернения, патриотизм усилиями лучших людей России удостоен статуса «общенациональной идеи» [1] и заслуженно возвращён в активнодействующий педагогический арсенал.
Президент Российской Федерации В.В. Путин [1; 2] в своих выступлениях неоднократно говорил о важной роли патриотизма для нашего движения вперёд и сохранения и развития России, видя в нём «фундамент нашего общества», «священный долг россиян», «нравственный ориентир» для молодёжи. По мнению В.В. Путина [2], основу патриотизма составляют «уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России». Воспитание патриотов требует эффективной работы в этом направлении, - отмечал он, - о патриотизме нужно говорить постоянно и на всех уровнях».
Указания Президента России, требования закона РФ «Об образовании», Концепции и Государственных программы патриотического воспитания граждан РФ положены в основу деятельности руководства профессорско-преподавательского состава морского вуза, расположенного в городе-герое Севастополе. На это сориентирована система учебно-воспитательной работы, действующая информационно-образо-
вательная среда, внутривузовские общественные организации.
В целом существующая система патриотического воспитания курсантов-моряков позволяет решать поставленные цели. Диагностика уровня патриотизма курсантов выпускного курса, проведённая по авторской методике С.Н. Томилиной [3] (в январь 2014 г.), позволила установить у курсантов следующие уровни патриотизма: высокий - 42%; средний - 36%; низкий - 22%. Вместе с тем, в ходе опроса и проведённых бесед выявлено, что 78% курсантов не читают художественную патриотическую литературу; 53% - не смотрят кинофильмы на военно-патриотическую тематику; 47 % - посещали Панораму и Диораму всего один раз, а 29% - не интересуются историей родного города.
Полученные результаты убедительно доказали острую необходимость организовать целенаправленный воспитательно-патриотический процесс, активизировать использование культурно-воспитательных возможностей не только морского вуза, но и прославленного города-героя Севастополь, для чего был организовано и проведено педагогическое исследование на тему: «Патриотическое воспитание курсантов морского вуза в условиях города-героя», в рамках которого осуществлен педагогический эксперимент.
Под термином «педагогический эксперимент» понимается «преднамеренное внесение изменений в педагогический процесс, глубокий качественный анализ и количественное измерение результатов изменения процесса» [4, с. 58]. Эксперимент
включал две обязательные составные части: констатирующую и формирующую.
Для более углубленного исследования изучаемой проблемы был подобран диагностический инструментарий, включающий: Методику выявления уровня понимания студентами сущности патриотизма, позволяющую оценить патриотическое сознание респондентов (М.В. Агапова); Модифицированную методику диагностики социализированности студентов (М.И. Рожков) - Методика «Сформированность патриотических убеждений», позволяющая оценить уровень патриотического сознания курсантов; Методика выявления уровня активности студентов в патриотической деятельности (Н.В. Адаева), позволяющая оценить патриотическое степень участия в патриотической деятельности и поведение курсантов; Методика выявления ценностных ориен-таций личности - Модифицированная методика ранжирования ценностей (М. Рокич, В. Ядов), позволяющая оценить патриотическую направленность личности курсанта.
В интересах исследования была разработана авторская анкета «Интерес к изучению славной истории города-героя Севастополь».
Проведённый констатирующий эксперимент позволил установить:
- позиция курсантов морского вуза к проблеме патриотизма неоднозначна. У большей части респондентов - курсантов первого и второго курсов (53%) выявлен низкий уровень патриотизма;
- более 60% курсантов не знают и не интересуются историей и славными традициями города-героя Севастополь, не используют культурно-исторический потенциал города для развития и совершенствования своего уровня патриотизма;
- в то же время у большинства курсантов-моряков проявляется высокий уровень интереса к информации о героической истории и традициях города-героя Севастополь, что может стать основой для формирования патриотического сознания, вовлечения в активную патриотическуЩД^ятельность и соответственного повышения их уровня патриотизма.
Пслучтнные данныесталиистодными длсподготывкуи прои ведения формирующего эксперимента.
Педагогической науке свойственен концептуальный подход к ортантзации вослиттееыьногтвоздейснвиына коспитуимогм, подразумевающий научную организацию воспитательного про-цеспн.Мналитопыта А.Н. Вырщлковн.М.С. Куммарцева, О.Е.Ча-ленко, А.И. Мурзина, С.Н. Томилиной и др. позволили выбрать длянсовтдисого ипсцыдоваонявкычвстви иатснос фмрмыт концептуальные основы, как наиболее соответствующие для осуынстФlяимтй,нeтвeлы^ocтт.
По мнению А.И. Мурзина [5], под концептуальными основами следует понимать систему теоретико-методологических идей, подходов и прин^сов.мсляющится оритннитам,сьнвоспитпне-лей при организации и проведении инновационной деятельности черси^лс^^^н^^ зaмыceлнccмпдттмoйныoЬлтмцl, Смнуктдра концептуальных основ патриотического воспитания курсантов должмаыилючлть«ко нфетизсиовттные циш,yтoнкe ннысзтда-чи, принципы, функции, направления деятельности, а также единую сиснемси мeминиммсl пенсизмции» [6, с. ■н9].
С учётом обозначенных требований были разработаны и утверждены Концептуальные основы, определяющие цель патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях города-героя - формирование у каждого учащегося высокого
уровня патриотизма путем ознакомления флотской молодежи с историей, героическим прошлым и настоящим города-героя Севастополь, его защитниками и созидателями, осознания значимости межпоколенных связей, сутью героических и трудовых традиций, путями их сохранения и совершенствования, вовлечения в социально преобразующую и патриотическую деятельность и на этой основе сформировать патриотическую позицию, всесторонне подготовить к последующей результативной профессиональной деятельности на судах морского транспорта.
В соответствии с разработанной программой исследования, концептуальными основами была спроектирована и утверждена авторская целевая программа «Патриот Севастополя и России», ставшая дорожной картой организации воспитательно-патриотического процесса с курсантами (рис. 1).
На реализацию Целевой программы было выделено 200 часов, что вполне достаточно для эффективной организации процесса патриотического воспитания курсантов-моряков. В период с сентября 2015 по июнь 2016 гг. было организовано последовательное изучение целевой программы с курсантами-судоводителями, входящими в экспериментальную группу. Тематика программы предусматривала проведение: теоретических занятий (лекции, доклады, групповые беседы); патриотическую деятельность (поисковые мероприятия, приведение в порядок братских и индивидуальных могил защитников города; посещение ветеранов войны на дому для оказания помощи, их поздравление с праздниками); экскурсии в музеи и походы по местам боёв; культурно-массовые мероприятия: тематические вечера, встречи с ветеранами войны, уроки мужества; обмен опытом с курсантами морских вузов Москвы, Новороссийска, Санкт-Петербурга, Астрахани в ходе Интернет-бесед, круглых столов, обмена делегациями; спортивные мероприятия: проведение олимпиады в честь 9 мая - Дня Победы, спортивных состязаний и соревнований и др.
Анализ предлагаемой целевой программы патриотического псспитания кунтантос-мтпякав подвoлтнттыдeмвеь ствдующие её характерные особенности:
- вси Глюки целeвнйдpoгpaмдыl сотржанцтствуочно широкий спектр вопросов, используемых в теории и практике патриотической работы;
-федлоыткные сесв.уамфтге блока,логинвскнзнакомят курсантов с историей, боевыми и трудовыми традициями горо-даигсиоя Севаттополь;
- полученные знания в ходе изучения целевой программы пoмсoдтют пфopмивoвт■гь у аумсантомнуроИстютссысму знаний, составляющую основу патриотических мировоззрения и убежде-мий,кaк0aзыlиxгюзиьии патриотов;
- знакомство с героической историей, боевыми и трудовыми традициями эффективно способствуют развитию патриотизма к^сантпв, вы°абмтатв т-аждогпсв нимгoтцннoютьcлeдoвать им в жизни;
-униоенее ь^м^^^сн пpoгpтммы, натяду cдpмгимс видами воспитания осуществляемого в ходе учёбы в вузе, позволяет каж,помн ктпcантммтвoдннтвдьнo пoмичитьтлaжeивyю систему знаний необходимых и соответствующих характеру будущей про-фе ссиональной деятельности.
В интересах качественного проведения опытно-экспериментальной работы, всестороннего анализа и интерпретации результатов выполненной экспериментальной работы приведена полная аргументация эффективности целевой программы «Патриот
Установочный
Кугьт Орионе торн чесюш
Деятельное тный
Целевая программа «Патриот Севастополя и России»
I
Y— Взаимодействия и
сотрудничества
Кугьт >рео- досуго вый
Споргивн о-массовый
Т\рн стко- зкс клрс ион н ый
Рис. 1. Модули целевой программы «Патриот Севастополя и России»
Таблица 1
Оценочные методики по показателям компонентов патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях
города-героя
№ Компоненты Показатели Оценочные мето- Методика оценки статистической
(ключевые) дики достоверности и значимости
«Понимание и осознание сущ- Методика Н.В. Ага- и-критерия Манна-Уитни
ности патриотизма» повой
Когнитивный «Сформированность патриоти- Методика М.И. Рож- Критерий Фишера,
1 ческих убеждений» кова ф-критерий Колмагорова-Смирнова
«Интерес к изучению славной истории города-героя Севасто- Авторское анкетирование и-критерия Манна-Уитни
поль»
«Патриотическая направленность: ценностная ориентация Методика М. Рокича и В. Ядова Корреляция Спирмена, Т-критерий Вилкоксона
2 Потребностно-моти- личности»
вационный «Интерес к изучению славной истории города-героя Севасто- Авторское анкетирование и-критерия Манна-Уитни
поль»
«Активность в патриотической Методика Н.В. Ага- -критерий Стьюдента и ф-критерия
деятельности» повой
3 Деятельностностный
«Интерес к изучению славной Авторское анкетиро- и-критерия
истории города-героя Севасто- вание Манна-Уитни
поль»
Севастополя и России» и модели патриотического воспитания, Результаты эмпирических данных, основанные на тща-
предусматривающей применение кластера оценочных методик тельно выверенной статистической достоверности и статисти-
уровня патриотического воспитания в морском вузе по ключевым ческой значимости эффективности положительной динамики
компонентам (табл. 1). повышения уровней развития исследуемых признаков каждого
Таблица 2
Итоговые результаты респондентов отдельно по каждому компоненту ПВ на начало и конец эксперимента
Вид группы и этап эксперимента Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Нулевой уровень Кол-во респондентов
(%) (%) (%) (%)
№ -1- -2- -3- -4- -5- -6-
Когнитивный компонент ПВ
-1- -2- -3- -4- -5- -6-
Констатирующий эксперимент 27,8 39,2 10,2 0 91
2. ВСЕ 61,2 34 2,1 0 89
Формирующий эксперимент КГ 31,1 60,2 3,2 0 42
ЭГ 88,6 10,7 0,7 0 47
Потребностно-мотивационный компонент ПВ
-1- -2- -3- -4- -5- -6-
Констатирующий эксперимент 46,2 39,6 14,3 0 91
3. ВСЕ 68 26,4 5,6 0 89
Формирующий эксперимент КГ 57,5 35,3 7,3 0 42
ЭГ 78,1 18,3 3,7 0 47
Деятельностный компонент ПВ
-1- -2- -3- -4- -5- -6-
Констатирующий эксперимент 28,6 44 19,8 7,7 91
4. ВСЕ 57,9 39,9 2,3 0 89
Формирующий эксперимент КГ 27,4 67,9 14,8 0 42
ЭГ 85,2 14,8 0 0 47
компонента патриотического воспитания у курсантов экспериментальной группы компактно представлены в табл. 2, анализ которой позволяет утверждать о положительных изменениях по каждому компоненту процесса патриотического воспитания при оценки ответов респондентов во время проведенного эксперимента.
В итоге количество респондентов, получивших высокий уровень сформированности патриотизма, увеличилось на 26,6%, при этом число респондентов, оказавшихся на нулевом уровне, уменьшилось на 15 %. Сравнивая результаты ответов курсантов на формирующем этапе эксперимента, отмечаем разницу в 40%, в пользу экспериментальной группы курсантов (рис. 2).
ние проводить лекции и экскурсии по городу-герою для друзей и учащихся других вузов.
Результаты, заслуживающие особый интерес, были получены в процессе авторского анкетирования. Качество патриотического воспитания повысилось более чем на 11%, по позиции «высокий уровень», а по позиции «низкий уровень» уменьшилось на 22%, составив на конец года 18,8% .
Кластер оценочных методик позволил провести исследования и по ранжированию курсантами вопросов, предлагающихся в анкетах и тестах, что позволяет преподавателям регулировать воспитательный процесс. Например, более чем у 17% респондентов проявился интерес к знанию военных песен; более 14% приравнивают звание патриота города-героя к званию патрио-
Рис. 2. Сра внительные результаты патриотического воспитания экспериментальной и контрольной групп
на формирующем этапе эксперимента
Покомпонентное исследование результатов показало, что уровень, например, такого показателякогнитивного компонента как «понимание сущности патриотизма», повысился за счёт повышения показателя «интерес к истории города-героя» на 87%, а показателя «патриотические убеждения» - более чем на 40%. Повешлнипуавння потребнолтнквмопиваци-онного компонента в экспериментальной группе произошло за счакплвышенеяикавняиетлрвса мистлрии еоледа-гвпоя на 30% и повышения уровня ценностной ориентации на 25%.
Деяиелсноитныйкоспонанппитриотичмского вокиктания в условиях города-героя рассматривался с позиции необходимости уаасеиякуапинтов ажазнивазаигсеодп-гмроп. Ккпнцмэкс-перимента курсанты в своем большинстве выражали готовность не толлкаапlты-aсанвнымлалушктемями, но и изъявляъижила-
та Российской Федерации; более 12% убеждены в значимости информации об истории улиц города-героя; более 18% респондентов переосмыслили своё отношение не только к традициям города-героя, но и осознали важность продолжать дело старших поколений по сохранению и приумножению истории, культуры города-героя; более 88% выразили готовность пожертвовать своей жизнью ради победы над врагом в случае необходимости, как за роднойгород-герой,так изаОтечество.
Таким образом, положительная динамика и результаты статистической обработки по применённым методикам, убеждают в эффективности выбранного автором направления работы по патриотическому воспитанию курсантов-моряков с опорой на региональный, местный фактор и востребованности полученных научных результатов выполненного исследования для педагоги-ческойтеорииипрактики.
Библиографическийсписок
1. Путин В. В. Выступление на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. Available at:http://baldin.ru/article/a-218.html
2. Путин В.В. Патриотизм - это и есть национальная идея. Available at: http://tass.ru/politika/2636647
3. Томилина С.Н. Методика оценки сформированности патриотизма у курсантов морского вуза. Проблемы эксплуатации водного транспорта и подготовки кадров на юге России: материалы XI-ой региональной научно-технической конференции. Новороссийск: ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2014: 93 - 95.
4. Педагогика: учебник.Л.П.Крившенкои др.ПодредакциейЛ.П. Крившенко.Москва:Проспект,2012.
5. Мурзин А.И. Концептуальные основы российского патриотизма: понятие и сущность. Аналитика культурологии. Электронное на-учноеиздание. 2006; 2 (6). Availableat:http://www.analiculturolog.ru
6. Томилина С.Н. О Концепции государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза. Человек и образование. 2015; 2: 48 - 52.
References
1. Putin V. V. Vystuplenie na vstreche s predstavitelyami obschestvennosti po voprosam patrioticheskogo vospitaniya molodezhi. Available at: http://baldin.ru/article/a-218.html
2. Putin V.V. Patriotizm - 'eto i est' nacional'naya ideya. Available at: http://tass.ru/politika/2636647
3. Tomilina S.N. Metodika ocenki sformirovannosti patriotizma u kursantov morskogo vuza. Problemy 'ekspluatacii vodnogo transporta i podgotovki kadrov na yuge Rossii: materialy Xl-oj regional'noj nauchno-tehnicheskoj konferencii. Novorossijsk: GMU imeni admirala F.F. Ushakova, 2014: 93 - 95.
4. Pedagogika: uchebnik. L.P. Krivshenko i dr. Pod redakciej L.P. Krivshenko. Moskva: Prospekt, 2012.
5. Murzin A.l. Konceptual'nye osnovy rossijskogo patriotizma: ponyatie i suschnost'. Analitika kul'turologii. 'Elektronnoe nauchnoe izdanie. 2006; 2 (6). Available at: http://www.analiculturolog.ru
6. Tomilina S.N. O Koncepcii gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya kursantov morskogo vuza. Chelovekiobrazovanie. 2015; 2: 48 - 52.
Статья поступила в редакцию 15.08.16
УДК 378:316.77
Martynova Ye.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russia),
E-mail: Lizaveta.martynova@mail.ru
Shcherbinin A.A., senior teacher, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: guestador@mail.ru
MANAGING MODALITY OF STATEMENTS IN RUSSIAN AND ENGLISH PROFESSIONALLY-ORIENTED DIALOGUES (A CASE STUDY OF LIBRARY AND BOOK BUSINESS TEXTS). The article highlights many years of research and teaching experience in the formation of professionally-oriented speech communicative competence in Training Direction 51.03.06 "Library information Activities." The speech activity is seen in the Russian and English languages in the process of dialogical communication. The authors describe a method of managing modality of statements in professionally-oriented situations. The technique helps to solve a number of practical problems: overcoming the barriers to understanding; compliance with rules of speech etiquette; promoting a constructive dialogue; marking the credibility of statements; demonstrating confidence in professionalism; appealing to professionalism and education of the audience and establishing a trusting relationship with it; emphasizing common community values. Referring to the authentic educational and methodological materials created in the linguodidactical aspect, the authors show a possibility of professionally-oriented texts to build dialogical statements on the necessary and sufficient imperative level.
Key words: communicative competence, categorical statements, dialogical texts.
Е.В. Мартынова, канд. пед. наук, доц. Кемеровского государственного института культуры, г. Кемерово,
E-mail: Lizaveta.martynova@mail.ru
А.А. Щербинин, ст. преп. Кемеровского государственного института культуры, г. Кемерово,
E-mail: guestador@mail.ru
УПРАВЛЕНИЕ КАТЕГОРИЧНОСТЬЮ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ДИАЛОГАХ НА РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ
(НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ПО БИБЛИОТЕЧНОМУ И КНИЖНОМУ ДЕЛУ)
В статье освещается многолетний научно-педагогический опыт по формированию профессионально-ориентированной речевой коммуникативной компетенции по направлению подготовки 51.03.06 - «Библиотечно-информационная деятельность» в Кемеровском государственном институте культуры. Речевая деятельность рассматривается на русском и английском языках в процессе диалогического общения. Авторы описывают методику управления категоричностью высказываний в профессионально-ориентированных ситуациях. Методика способствует решению ряда практических задач: преодоление барьеров во взаимопонимании; соблюдение правил речевого этикета, способствующих конструктивному общению; обозначение авторитетности высказываний; демонстрации уверенности в профессионализме; апеллирование к профессионализму аудитории и в то же время её просвещение; установление с аудиторией доверительных отношений на основе подчёркивания принадлежности к одному и тому же сообществу. Ссылки на авторский учебно-методический материал, созданный в лингво-дидактическом аспекте, показывают возможность авторам профессионально-ориентированных диалогических текстов строить высказывания на необходимом и достаточном уровне категоричности.
Ключевые слова: коммуникативные компетенции, категоричность высказываний, диалогические тексты.
Под категоричным высказыванием понимаются фразы, для которых характерны решительность; уверенность в высказывании; формулировки суждений, не допускающие возражений и иных толкований [1].
Категоричное высказывание передает прямолинейность, однозначность и полную уверенность говорящего. В некоторых речевых ситуациях оно может выступать результатом несдержанности в выражении оценок, невежливости, пренебрежения к мнению собеседника, что может привести к конфликтам в общении. С другой стороны, недостаточная категоричность может создать впечатление неуверенности, растерянности, слабости позиции собеседника.
Можно утверждать, что управление категоричностью высказываний является одним из условий для организации эффективной коммуникации как среди представителей профессионального сообщества одной культуры, так и на уровне межкультурной коммуникации.
Оправданное употребление категоричных высказываний относят к научным текстам. Здесь они рассматриваются как от-
ражение полной уверенности говорящего в правоте своего высказывания, а также как средство эффективного воздействия на слушателя, его убеждение без последующего конфликта.
Английской речи свойственна некатегоричность в выражении мнений и оценок. Это следует иметь в виду в профессионально-ориентированных диалогах с иностранными партнерами.
Учитывая перечисленные обстоятельства, представляется необходимым рассматривать не только способы необходимого и достаточного обозначения категоричности высказываний, но и способы её усиления или смягчения в различных профессионально-ориентированных диалогических ситуациях. Решение этих задач находит отражение в преподавании учебных курсов «Аналитика текста» и «Иностранный язык (английский)» по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» в Кемеровском государственном институте культуры.
Внимание к практическому решению проблемы управления категоричностью высказываний, проявляемое в учебном процессе, обусловлено, в первую очередь необходимостью преду-