Научная статья на тему 'Сущность и специфика героико-патриотического воспитания курсантов военных вузов в клубных объединениях'

Сущность и специфика героико-патриотического воспитания курсантов военных вузов в клубных объединениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КЛУБНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / КУРСАНТЫ ВОЕННЫХ ВУЗОВ / HEROICALLY PATRIOTIC EDUCATION / CLUB ASSOCIATIONS / CADETS OF MILITARY HIGH SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забавников Владимир Николаевич

Составной частью патриотического воспитания является героико-патриотическое воспитание, воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества. Представлены сущность и специфика героико-пат-риотического воспитания курсантов военных вузов в клубных объединениях, а также организационно-педагогические условия осуществления этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забавников Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND SPECIFICITY OF HEROICALLY PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS OF MILITARY HIGH SCHOOLS IN CLUB ASSOCIATIONS

Component part of patriotic education is heroically patriotic education, education of readiness to worthy and self-denying service to society and state, to performance of duties on protection of Motherland. Essence and specificity of heroically patriotic education of the cadets of military high schools in club associations, and also organization-pedagogical conditions of realization of this process are submitted.

Текст научной работы на тему «Сущность и специфика героико-патриотического воспитания курсантов военных вузов в клубных объединениях»

УДК 37.02

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В КЛУБНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

© Владимир Николаевич ЗАБАВНИКОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности,

e-mail: grigorev_tmb@list.ru

Составной частью патриотического воспитания является героико-патриотическое воспитание, воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества. Представлены сущность и специфика героико-патриотического воспитания курсантов военных вузов в клубных объединениях, а также организационно-педагогические условия осуществления этого процесса.

Ключевые слова: героико-патриотическое воспитание; клубные объединения; курсанты военных вузов.

Актуальность исследования проблемы героико-патриотического воспитания личности гражданина современной России обусловливается неизменностью функций государства, касающихся сохранения и укрепления внутренней и внешней безопасности и целостности страны в условиях динамичного

действия совокупности политических и социально-экономических факторов.

Сложности современной политической и социально-экономической ситуации во многом обусловлены переходом России к рыночным отношениям, а в эпоху информатизации и глобализации, расширения и углубления процессов интернационализации, меж-

государственной, региональной и планетарной интеграции приводят к неправильному пониманию ситуации некоторыми гражданами: к пониманию «единства человеческого рода» вне связи с обострением терроризма на международной арене, без учета не изжитых из сознания антигуманных парадигм мирового развития и т. д.

Сегодня российское общество переживает очень сложный период в своей истории, который ученые уже назвали цивилизационным сдвигом. Наблюдается снижение трудоспособности населения, ухудшение здоровья практически всех возрастных групп: преждевременное старение, рост смертности, в т. ч. насильственной и т. д. В обществе происходит падение нравственности - от уничтожения национальных устоев до нередко встречающихся случаев девиантного поведения (наркомания, алкоголизм и т. д.).

В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации.

Несмотря на некоторые позитивные успехи, следует отметить, что в обществе происходит снижение престижа военного образования, увольнение в запас большого числа курсантов и молодых офицеров, что как никогда актуализирует проблему патриотического воспитания военнослужащих.

Составной частью патриотического воспитания является героико-патриотическое воспитание военнослужащих, воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества.

Реализация этой идеи требует возвышения в сознании военнослужащих роли государства как механизма реализации своих внутренних и внешних функций и страны как обособленной территории постоянного проживания многих десятков миллионов соотечественников, имеющей свою неповторимую и великую историю.

Задача героико-патриотического воспитания военнослужащих находится сегодня в числе приоритетных. Хотя героизм и патриотизм как личностные качества должны быть присущи не только военнослужащим, но им,

тем не менее, эти качества необходимы гораздо более, чем представителям других слоев населения и профессий еще и потому, что в современных условиях их деятельность объективно связана с усилением меры ответственности за судьбу страны.

В важнейших законодательных актах, документах Правительства РФ, принятых в последние годы, четко и лаконично сформулированы основные задачи военно-патриотического воспитания молодежи, в совокупности своей характеризующие сущность, содержание процесса подготовки истинных патриотов Родины, готовых к защите Отечества.

Приоритеты в военном образовании определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (2000 г.), в Приказе Министра обороны Российской Федерации 2005 г. № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации», в Директиве Министра обороны Российской Федерации 1993 г. № Д-64 «Об организации культурнодосуговой работы в Вооруженных силах Российской Федерации», где на первый план выдвигается задача организации воспитательного процесса в военном училище, в котором каждый из обучаемых должен стать субъектом самовоспитания, находиться в поиске и построении тех видов деятельности, в которых полнее всего могут проявляться и развиваться уникальные возможности конкретной личности будущего офицера. В высших военных учебных заведениях должна создаваться основа для решения многих задач воспитания, а их характер способствует реальному переходу военного образования на личностно-ориентированную основу.

Все вышеизложенное обусловливает необходимость поиска средств, форм и методов героико-патриотического воспитания курсантов военных вузов как первостепенного приоритета их подготовки, который должен обеспечить формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, любви к Родине и преданности Отечеству.

Одной из эффективных форм воспитательной работы с курсантами военных вузов является клубная форма как одно из важных средств воспитания и обучения. Особого

внимания в контексте рассматриваемой проблемы приобретают личностно-ориентированные формы клубной деятельности: социальные клубы, клубы развития и т. д.

В настоящее время клубные формы как одно из важных средств воспитания и обучения нового поколения переживают период своеобразного возрождения. Широкое рассмотрение приобретают личностно-ориентированные формы клубной деятельности: педагогические и социальные клубы, клубы развития и т. д.

Однако в настоящее время ресурсы клубной сферы вузов и, в частности, военных для развития личности курсантов, самовыражения и самореализации используются недостаточно полно и эффективно, личностно-развивающий и воспитательный потенциал клубных объединений в героико-патриотическом воспитании курсантов изучен недостаточно.

С учетом вышеизложенного нами был выявлен ряд противоречий между:

- необходимостью духовного и культурного оздоровления и развития современного общества и недостаточностью использования различных подходов к решению проблемы;

- необходимостью создания благопри-

ятных условий для интересного и содержательного досуга курсантов военных вузов и недостаточной научной разработкой конкретных организационно-педагогических

условий его организации;

- имеющимся личностно-развивающим потенциалом клубных объединений в героико-патриотическом воспитании будущих офицеров и недостаточным их использованием в воспитательной работе военных вузов;

- необходимостью реализации культурно-воспитательных задач в целях героикопатриотического воспитания курсантов в клубных объединениях и неразработанностью теоретико-методологических и практикоориентированных предпосылок их решения.

Воспитание героико-патриотических качеств особенно актуально для курсантов военных учебных заведений - будущих офицеров, профессионально призванных стоять на страже Отечества.

Патриотический долг с главным предназначением армии олицетворял И.А. Ильин, а патриотизм он связывал с идеей наиболее

самоотверженного и последовательного служения великой России. И.А. Ильин писал: «...русская армия всегда была школой патриотической верности», она выступала как «. наша сила, наша надежда, основа нашего национального существования. Армия невозможна без патриотизма и жертвенности. Ее лозунг - «Жить для России и умереть за Россию» [1]. Этическую сторону патриотизма отмечал В.С. Соловьев. Истинный патриотизм находит у него выражение в чувстве долга перед Родиной, а наивысшим проявлением этого долга - военная служба: «Издревле, - отмечал В.С. Соловьев, - всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему, благородному, почетному, которому всегда служили самые лучшие, первейшие люди, вожди народов, герои. Это дело всегда прославлялось всеобщею молвою, освещалось и возвеличивалось в церквах» [2, с. 378].

Из общей цели героико-патриотического воспитания вытекают задачи, выполнение которых способствует значительному повышению уровня социальной активности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству курсантов:

- формирование национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;

- приобщение военнослужащих к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;

- формирование у военнослужащих нравственных и социальных ценностей, социально значимых качеств, способности проявить их в созидательном процессе в интересах российского общества.

Героико-патриотическое воспитание

курсантов представляет собой систему взаимосвязанных мер, реализуемых непосредственно в сфере деятельности патриотического воспитания граждан в определенные сроки, осуществляемых соответствующими исполнителями, располагающими необходимыми возможностями и ресурсами.

Направления героико-патриотического

воспитания подразделяются на две основные

группы. В первую включены мероприятия, призванные поднять эффективность деятельности по патриотическому воспитанию на более высокий уровень, решить накопившиеся проблемы, создать лучшие условия для ее осуществления, новые, оптимальные возможности для формирования личности гражданина - патриота России. Мероприятия, предназначенные для выполнения этих задач, систематизированы по следующим основным направлениям: информационно -аналити-

ческое, нормативно-правовое, организационно-методическое, обеспечение взаимодействия и координации, подготовка и повышение квалификации кадров, финансово-экономическое обеспечение.

Вторая группа направлений героикопатриотического воспитания включает системные мероприятия самой этой деятельности. Важнейшими из них являются: историкопатриотическое, социально-патриотическое, культурно-патриотическое, спортивно-патриотическое, гражданско-патриотическое,

военно -патриотическое.

Основное содержание деятельности, осуществляемой по этим направлениям, сфокусировано на формировании у курсантов исторической памяти, уважения к героической и драматичной истории страны, высокой культуры, духовности, любви к России, на конкретном наполнении героико-патриотической идеи, особенно на основе ценностей и интересов общества, государства, личности, гражданской ответственности, готовности к достойному служению Отечеству и защите, в случае необходимости, суверенитета, государственной целостности и национальных интересов Российской Федерации.

На основе вышеизложенного нами была определена сущность героико-патриотического воспитания курсантов военных вузов в клубных объединениях, которая представляет собой целенаправленный педагогический процесс, направленный на осознание индивидом необходимости соподчинения личных, общественных и государственных интересов, проявляющаяся в преданности Отечеству, потребности разделить своими действиями его интересы, традиции; в готовности свершения выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих государственным и общественным

интересам и требующим личного мужества, стойкости и самопожертвования.

Специфика организации педагогической работы по героико-патриотическому воспитанию курсантов военных вузов в клубных объединениях определяется особым потенциалом и возможностями досуговой деятельности, в процессе которой на основе свободного выбора, общих интересов и увлечений происходит воздействие на сознание и эмоциональную сферу будущих офицеров, ориентированное на подготовку воина-гражда-нина, патриота, обладающего сильным духом, несгибаемой волей, мужеством и храбростью.

Кроме того, нами были выявлены организационно-педагогические условия героико-патриотического воспитания курсантов военных вузов в клубных объединениях:

- комплексное целевое воздействие на личность при ее активной включенности в деятельность клубных объединений с целью подготовки воина-гражданина, патриота, обладающего сильным духом, несгибаемой волей, мужеством и храбростью;

- построение воспитательной работы по героико-патриотическому воспитанию курсантов на основе традиций Российских Вооруженных сил, стимулирование мотивации курсантов к получению профессии российского офицера;

- в основу осуществления педагогической деятельности положена авторская модель героико-патриотического воспитания курсантов военных вузов в клубных объединениях;

- построение деятельности на основе эмоционально насыщенного взаимодействия, общих интересов и увлечений участников;

- педагогическая деятельность клубных объединений строится в соответствии с разработанной педагогической программой «Подвиг во имя Отчизны», предусматривающей использование различных методов, форм и социально-культурных технологий, позволяющих целенаправленно осуществлять героико-патриотическое воспитание курсантов;

- наличие методического обеспечения воспитательной работы по героико-патриотическому воспитанию курсантов военных вузов;

- оценка результативности с помощью разработанного критериального аппарата, позволяющего дать объективную оценку проведенной педагогической работе.

На наш взгляд, реализация данных организационно-педагогических условий позволит более активно решать проблему героико-

патриотического воспитания курсантов военных вузов в клубных объединениях.

1. Ильин И.А. Спутник русского христианского националиста. Женева, 1937.

2. Соловьев В.С. Оправдание добра. Сочинения: в 2 т. М., 1988. Т. 1.

Поступила в редакцию 11.08.2012 г.

UDC 37.02

ESSENCE AND SPECIFICITY OF HEROICALLY PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS OF MILITARY HIGH SCHOOLS IN CLUB ASSOCIATIONS

Vladimir Nikolayevich ZABAVNIKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

Component part of patriotic education is heroically patriotic education, education of readiness to worthy and self-denying service to society and state, to performance of duties on protection of Motherland. Essence and specificity of heroically patriotic education of the cadets of military high schools in club associations, and also organization-pedagogical conditions of realization of this process are submitted.

Key words: heroically patriotic education; club associations; cadets of military high schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.