XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)
2024;9(3):267-279 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА
Обзорная статья УДК 378.14.015.62 EDN: ITQRLX
DOI: 10.21285/2500-1582-2024-9-3-267-279
«Охота за рисками» как ресурс компетентности при подготовке
специалистов по охране труда
С.С. Тимофеев^, О.И. Никитина, К.П. Черепанова
Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Россия
Аннотация. В статье рассмотрено применение проектного обучения в реализации образовательного процесса при подготовке специалистов по направлению «Техносферная безопасность», в частности, специалистов по безопасности и охране труда. Для таких специалистов основной компетенцией является получение знаний по оценке условий труда, выявление опасностей и определение профессиональных рисков для разработки и внедрения мероприятий по их устранению. Приведены результаты выполнения проекта «Охота за рисками»: карты оценки профессиональных рисков, реестры опасностей, проекты мероприятий по снижению профессиональных рисков, смотр-конкурс по охране труда, презентация ко Дню охраны труда, тренинг для руководителей структурных подразделений Иркутского национального исследовательского технического университета. Авторы выделяют два типа образовательного результата: приобретение или развитие компетенций, необходимых для реализации себя в качестве специалиста по охране труда, и развитие навыков самоорганизации и самообразования. Проектное обучение направлено на решение конкретно поставленных задач и получение профессионального опыта, который должен развиваться и совершенствоваться.
Ключевые слова: проектное обучение, компетенции обучающихся, образовательный результат, специалист по охране труда, опасность, профессиональный риск
Для цитирования:Тимофеев С.С., Никитина О.И., Черепанова К.П. «Охота за рисками» как ресурс компетентности при подготовке специалистов по охране труда // XXI век. Техносферная безопасность. 2024. Т. 9. № 3. С. 267-279. https://doi.org/10.21285/2500-1582-2024-9-3-267-279. EDN: ITQRLX.
LABOR SAFETY
Review article
"Risk Hunting" as a competence resource in the training of occupational safety professionals
Semen S. Timofeev®, Olga I. Nikitina, Kristina P. Cherepanova
Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia
Abstract. The article discusses the use of project-based learning in the training of experts in Technosphere Safety, particularly occupational safety and health professionals. For these categories, the main competence is obtaining knowledge of assessing working conditions, identifying hazards and occupational risks for the development and implementation of measures aimed to eliminate them. The article presents the results of the
© Тимофеев С.С., Никитина О.И., Черепанова К.П., 2024
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
EH
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)
2024;9(3):267-279 xxi CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)
"Risk Hunting" project, including occupational risk assessment cards, hazard registers, projects of occupational risk reduction measures, labor protection competitions, the Occupational Safety Day presentation, and the training for Irkutsk National Research Technical University department heads. The article distinguishes between two types of educational results: development of competencies required for labor protection professionals and gaining experience in self-organization and self-education. Project-based learning is aimed at solving specific tasks and gaining professional experience, which needs to be developed and improved.
Keywords: project-based learning, student competencies, educational result, occupational safety specialist, danger, occupational risk
For citation: Timofeev S.S., Nikitina O.I., Cherepanova K.P. "Risk Hunting" as a competence resource in the training of occupational safety professionals. XXI Century. TechnosphereSafety. 2024;9(3):267-279. (In Russ.). https://doi. org/10.21285/2500-1582-2024-9-3-267-279. EDN: ITQRLX.
ВВЕДЕНИЕ
Идея внедрения проектного обучения в образовательный процесс возникла, когда стало понятно, что теоретические знания получаемые студентами первого и второго курсов, не подкрепляются практическими навыками. Чтобы сократить разрыв между теорией и практикой, появился проект «Всемирная инициатива СйЮ», содержащий предложения по включению студентов в систему такого образования, которое выстраивается в контексте жизненного цикла реальных систем, процессов и продуктов «Задумай -Спроектируй - Реализуй - Управляй» [1, 2]. Практика СОЮ нашла отражение в международном движении ШогИБкШБ и широко используется за рубежом [3-5]. Сегодня в систему высшего образования повсеместно вводится проектное обучение [6-11]1.
При подготовке специалистов в ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» (ИРНИТУ) также введено проектное обучение, которое помогает сформировать у обучающихся компетенции, предусмотренные профессиональными стандартами. Специалист по охране труда должен обладать набором профессиональных качеств, которые можно
развить у студентов бакалавриата, обучающихся по профилю «Безопасность технологических процессов и производств». Проектное обучение, введенное в 2021 году в ИРНИТУ в учебный план бакалавриата, направлено на мобилизацию и развитие критического мышления, организационных и коммуникативных навыков, заставляет обучающихся проявлять самостоятельность, ответственность, а самое главное - развивает умение работать в команде. Получив конкретное задание, будущие специалисты по охране труда учатся применять теоретические знания на практике, а также находить нестандартные решения, активно общаться в команде, распределять роли, организовывать и планировать выполнение проекта. Студенты генерируют идеи на основе имеющихся теоретических знаний и самостоятельно осуществляют поиск недостающей информации в разных источниках.
Техносферная безопасность - особый раздел системы научных знаний, не являющийся отдельной фундаментальной наукой, как, например: физика, математика, химия2. При этом данное направление подготовки представлено во всех сферах человеческой жизни и имеет междисциплинарный
1 Павлова И.В., Шагеева Ф.Т., Хацринова О.Ю., Сангер Ф.А., Сунцова М.С.. Применение проектного метода обучения в инженерном вузе: учебное пособие. Казань: РИЦ «Школа», 2019. 223 с.
2 Тимофеева С.С. Проектная деятельность в сфере техносферной безопасности: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2022. 164 с.
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
Тимофеев С.С., Никитина О.И., Черепанова К.П. «Охота за рисками» как ресурс... TimofeevS.S., Nikitina O.I., Cherepanova K.P. "Risk Hunting" as a competence resource in...
характер. Существует множество определений понятия «безопасность» в зависимости от природы - экономическая, промышленная, экологическая, в чрезвычайных ситуациях, информационная и т.д. Безопасность - это состояние объекта, выраженное в его способности противостоять опасности. В свою очередь, опасность - это вероятность возникновения совокупности факторов, которые при воздействии на человечество в целом или отдельного человека могут оказать негативное воздействие3.
Человечество подвергается как глобальным опасностям, так и опасностям в своей повседневной трудовой деятельности. Опасность - это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности4. Задача государства заключается в устранении или сведении к минимуму профессиональных опасностей, а в случаях, когда это технически невозможно, - в компенсации ущерба работнику. Функции управления опасностями и профессиональными рисками возложены государством на работодателя в лице специалистов по охране труда, одной из обязательных компетенций которых является умение распознавать и идентифицировать опасности, которым подвергаются работники предприятий, а также умение оценивать профессиональные риски, разрабатывать ивнедрять мероприятия по устранению или минимизации рисков. Этому можно научиться только в результате проектной деятельности.
Оценка профессиональных рисков является обязательной процедурой для всех работодателей без исключения, так как она
способствует уменьшению травматизма и обеспечению безопасности в организации5.
На кафедре промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности ИРНИТУ в рамках образовательной программы «Безопасность технологических процессов и производств» преподается дисциплина «Основы проектной деятельности», включающая в себя четыре проектных задания. К настоящему времени студенческими командами реализуются проекты: «Профессиональные риски в структурных подразделениях ИРНИТУ. «Охота на риски», «Культура безопасности как элемент снижения профессиональных рисков», «Эргодизайн рабочих помещений», «Разработка и апробация композитных сорбентов на основе растительных и промышленных отходов».
В настоящей статье подведены итоги реализации проектов по оценке профессиональных рисков и созданию культуры безопасности в подразделениях ИРНИТУ.
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектами исследований для студенческих команд являлись структурные подразделения университета, рабочие места и производственные помещения издательства и типографии ИРНИТУ, другие зоны ответственности работодателя по обеспечению безопасности: территория ИРНИТУ, лестницы и пешеходные дорожки, коридоры, холлы и вестибюль главного корпуса.
Перед студенческими командами была поставлена задача провести «охоту за рисками» и предложить конкретные решения по их устранению. Процедура «охоты за рисками» включала в себя:
1) детальное изучение актуального на момент исследования законодательства
3 Ветошкин А.Г. Обеспечение надежности и безопасности в техносфере: учеб. пособие. М.: Лань, 2017. 617 с.
4 Карнаух Н.Н. Охрана труда: учебник для прикладного бакалавриата. М.: Изд-во Юрайт, 2019. 380 с.
5 Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года). Режим доступа: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_34683/529c419d42c16421163c6da4dff2c8da9c9241b1/ (дата обращения: 30.08.2024).
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
ш
'26е. л
Г
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)
2024;9(3):267-279 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)
Российской Федерации по распознаванию и идентификации опасностей;
2) составление актуального перечня рабочих мест, создание карт-схем размещения оборудования и изучение их характеристик с точки зрения обеспечения безопасности и генерации вредных и опасных производственных факторов;
3) обследование рабочих мест, интервью с персоналом и измерение параметров производственной среды с использованием приборов испытательной лаборатории по условиям труда Восточно-Сибирского центра коллективного пользования ИРНИТУ;
4) выявление опасностей и составление реестра опасностей;
5) выбор и обоснование методики количественной оценки риска;
6) оценка рисков и создание реестра рисков;
7) разработка и корректировка инструкций по охране труда для студентов и сотрудников ИРНИТУ;
8) разработка проектов мероприятий по устранению рисков или снижению уровня рисков;
9) экономическое обоснование предложенных мероприятий.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исследования выполнялись студенческими командами, состоящими из 10 человек. Распределение роли и функционала в командах обучающиеся определяли самостоятельно.
Студенты установили, что в типографии ИРНИТУ помещением, представляющим наибольшую степень риска, является мастерская, разделенная на две равные части железобетонной перегородкой, в которой имеется дверной проем. В первой половине помещения выполняются различные ремонтные
работы: от ремонта электрических цепей до работ на сверлильном станке, во второй части - производится работа, связанная с эксплуатацией машины «МБО-С» для заточки ножей. Мастерская подключена к системе центрального отопления. Присутствует система принудительной вытяжной вентиляции.
Общий осмотр помещения показал, что предметы труда, приспособления и другие объекты производственной деятельности располагаются в нем неупорядоченно и представляют собой потенциальную опасность для рабочего персонала. В табл. 1 приведен реестр опасностей, выявленных студентами, и мероприятия по их устранению.
Установлено, что в помещении, где располагается машина для заточки ножей, сложены деревянные заготовки, бумага, другие горючие материалы, в результате чего создается пожарная нагрузка (рис. 1), а имеющийся огнетушитель не соответствует нормативным требованиям обеспечения пожарной безопасности. Требуется замена огнетушителя6.
На рис. 2 представлены результаты, подтверждающие факты превышения уровня шума, а также факт отсутствия средств индивидуальной защиты (СИЗ) слуха и кожи при работе на заточной машине.
В табл. 2 приведен реестр рисков, выявленных в издательстве студентами - «охотниками за рисками», на которые служба охраны труда не обращала внимание, и сформулированы конкретные, вполне экономически обоснованные предложения по их устранению.
Мероприятия касаются прежде всего устранения механических опасностей - падения из-за потери равновесия при спотыкании, источниками которой является лестничный
6 Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_363263/ (дата обращения: 30.08.2024).
И
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
Тимофеев С.С., Никитина О.И., Черепанова К.П. «Охота за рисками» как ресурс... TimofeevS.S., Nikitina O.I., Cherepanova K.P. "Risk Hunting" as a competence resource in..
Таблица 1. Реестр потенциальных опасностей высокой категории Table 1. The register of potential high hazards
№ п/п Опасность Мероприятие по снижению категории риска
Механические опасности
1 Опасность удара плохо закрепленными элементами, деталями или заготовками вследствие отрыва 1. Установка систем экранирования и сигнализации в случае некорректно закрепленного элемента конструкции; 2. Обеспечение оперативного контроля за соблюдением расписания регламентированного ремонта производственного оборудования.
2 Опасность попадания в глаза стружки, мелких осколков 1. Обеспечение работника СИЗ органов зрения; 2. Обеспечение регулярного надзора за фактом ношения СИЗ работником мастерской.
Опасности, связанные с воздействием шума
3 Опасность повышенного уровня и других неблагоприятных характеристик шума 1. Обеспечение работника СИЗ органов слуха. 2. Установка средств экранирования шума и шумоподавления.
Опасности, связанные с применением СИЗ
4 Опасность, связанная с применением несоответствующих выполняемой работе СИЗ или их отсутствием 1.Обеспечение рабочего персонала СИЗ (органов слуха, зрения, дыхания, кожи); 2. Обеспечение регулярного надзора за фактом ношения СИЗ работником мастерской.
Опасности, связанные с эвакуацией
5 Опасность падения в процессе эвакуации из-за внезапного появления на пути следования персонала большого перепада высот Установка сигнальных лент для обозначения большого перепада высот на пути следования персонала.
6 Опасность, связанная с захламленностью эвакуационного выхода Обеспечение периодического контроля за соблюдением наведения и поддержания порядка рабочей среды.
Рис. 1. Пожарные риски мастерской и средство пожаротушения Fig. 1. Fire risks and the fire extinguishing agent in the workshop
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
Ш
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)
2024;9(3):267-279 xxi CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)
Рис. 2. Превышение нормируемых величин уровней постоянного шума. Факт отсутствия СИЗ у работника
Fig. 2. Exceeding the normalized values of constant noise levels. The fact of missing personal protective equipment in the employee
марш/порог, и включают установку противоскользящих поверхностей на опору лестницы и ступени, наклонные конструкции для безопасного перехода через порог, сигнальную разметку (рис. 3).
Для снижения уровня риска падения из-за потери равновесия при поскальзы-вании, передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам, источниками
которой является покрытие пола (линолеум) или мокрый пол, рекомендуется установка противоскользящих поверхностей (противоскользящая лента), напольного указателя, информирующего о мокрой, скользкой поверхности пола (рис. 4).
Для устранения риска опасности получения травмы в результате воздействия движущихся частей механизмов резака
Рис. 3. Мероприятия по исключению механических опасностей: а - сигнальная разметка; b - противоскользящие поверхности на опору лестницы и ступени; c - наклонные конструкции для безопасного перехода через порог
Fig. 2. Measures to eliminate mechanical hazards: a - signal markings; b - anti-slip surfaces on the support of stairs and steps; c - inclined structures for safe crossing of the threshold
И
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
Тимофеев С.С., Никитина О.И., Черепанова К.П. «Охота за рисками» как ресурс... TimofeevS.S., Nikitina O.I., Cherepanova K.P. "Risk Hunting" as a competence resource in...
Таблица 2. Реестр рисков, выявленных в подразделениях типографии ИРНИТУ
Table 2. The register of risks identified in the printing departments of Irkutsk National Research Technical University
Опасности Категория риска
Механические:
Опасность падения из-за потери равновесия при спотыкании Опасность падения из-за потери равновесия при поскальзывании, передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам Опасность получения травмы в результате воздействия движущихся режущих частей механизмов, машин Опасность пореза частей тела, в том числе кромкой листа бумаги, канцелярским ножом, ножницами, острыми кромками металлической стружки (при механической обработке металлических заготовок и деталей) Опасность удара плохо закрепленными элементами, деталями или заготовками вследствие их отрыва Умеренный Умеренный Умеренный Умеренный Малый
Электрические опасности:
Опасность, связанная с отсутствием предупреждающих знаков по электробезопасности Умеренный
Опасности, связанные с воздействием аэрозолей преимущественно фиброгенного действия:
Опасность повреждения органов дыхания частицами пыли Умеренный
Опасности, связанные с воздействием тяжести и напряженности трудового процесса
Опасность физических перегрузок при стереотипных рабочих движениях Опасность физических перегрузок при неудобной рабочей позе Умеренный
Опасности, связанные с воздействием световой среды:
Опасность, связанная с недостатком естественного света Умеренный
Опасности пожара:
Опасность от вдыхания дыма, паров вредных газов и пыли при пожаре Опасность воспламенения Умеренный Умеренный
Опасности, связанные с применением СИЗ:
Опасность, связанная с применением несоответствующих выполняемой работе СИЗ Умеренный
Опасности, связанные с эвакуацией:
Опасность, связанная с недостаточной высотой дверного проема на пути следования персонала в процессе эвакуации Умеренный
гильотинного «IDEAL-7228-06LT», машины для заточки ножей «БРОНКО», гидравлической бумагорезальной машины «Shenveida Б07К 1150 М5» студенты рекомендуют переработать инструкции по охране труда и включить пункты о безопасной работе с оборудованием; всех вновь поступающих на работу знакомить с картами оценки рисков и установить регулярный контроль исправности оборудования и использования СИЗ.
Для повышения уровня освещенности
f' Л
b
Рис. 4. Мероприятия по исключению опасностей падения: а - противоскользящая лента; b - напольный указатель, информирующий о мокрой, скользкой поверхности пола
Fig. 4. Measures to eliminate the danger of falling: a - anti-slip tape; b - floor indicator informing about wet, slippery floor surface
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
2024;9(3):267-279
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)
предложены новые типы светильников, выполнены светотехнические расчеты, для защиты от шума - применение наушников, в качестве организационных мероприятий разработан регламент организации работ и перерывы в работе.
Студенты обратили внимание на возможные риски, обусловленные падением снега и сосулек, и предложили простое организационное решение: изменение схемы движения по территории университета (рис. 5).
Предложенные мероприятия по устранению профессиональных рисков экономически обоснованы студентами. В ходе проектной деятельности обнаружено, что затраты на устранение выявленных рисков составили около 500-700 тыс. рублей, что некритично для университета.
Объектами оценки рисков были выбраны: территория ИРНИТУ, лестницы и пешеходные дорожки, коридоры, холлы и вестибюль главного корпуса. Для выполнения поставленной задачи и выявления опасностей на выбранных объектах проектные группы провели собрание и распределили обязанности между участниками. Затем было проведено детальное обследование объектов оценки рисков, проведена видео-и фотофиксация нарушений, предложены мероприятия по их устранению, результаты представлены в отдел охраны труда.
В результате проведенной работы был составлен реестр опасностей и нарушений, в том числе со стороны студентов.
В процессе анализа полученных результатов проекта «охота за рисками» участники проектных команд для снижения роли чело-
Рис. 5. Пути безопасного перемещения работников Fig. 5. Ways for safe movement of workers
ШМ
lÄI
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
Тимофеев С.С., Никитина О.И., Черепанова К.П. «Охота за рисками» как ресурс... TimofeevS.S., Nikitina O.I., Cherepanova K.P. "Risk Hunting" as a competence resource in...
веческого фактора в реализации опасностей предложили провести тренинг по безопасности для сотрудников ИРНИТУ. Опробовали это мероприятие сначала на кафедре промэ-кологии и безопасности жизнедеятельности, а позже провели тренинг для руководителей структурных подразделений ИРНИТУ.
Мероприятия организовала и провела участница проектной команды - студентка группы БЖТбз-19-1 Павлычева Юлия.
В качестве результата проектной деятельности обучающихся можно назвать проведение смотра-конкурса по охране труда. Его подготовили и провели студенты в рамках проекта «Культура безопасности». Был разработан проект «Положения о смотре-конкурсе по охране труда ИРНИТУ», подготовлены конкурсные задания и оценочные критерии.
Конкурсные задания включали в себя:
1) составление реестра опасностей на рабочем месте;
2) создание плаката на тему «Культура безопасности и профессиональные риски»;
3) создание видеоролика на тему «Культура безопасности и профессиональные риски»;
4) решение ситуационных задач на тему «Культура безопасности и профессиональные риски»;
5) заполнение чек-листа по оценке риска на рабочих местах.
Смотр-конкурс как экспериментальный проект проводился на кафедре физической культуры, сотрудники которой с энтузиазмом и заинтересованностью участвовали в этом мероприятии, победители были отмечены благодарностью ректора ИРНИТУ.
Всемирный день охраны труда отмечается ежегодно 28 апреля. К этому дню участники проектных команд по заданию службы охраны труда ИРНИТУ подготовили презентацию «ИРНИТУ - территория без-
опасности», которая транслировалась на центральных экранах в вестибюле.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе приведены результаты проектной деятельности студентов, которые решали конкретную задачу - проведение независимой оценки условий труда и профессиональных рисков в одном из подразделений ИРНИТУ. Обучающиеся представили конечный продукт, полученный в ходе проектной деятельности, администрации университета на заседании кафедры с участием службы охраны труда. Предложения студентов обсуждены и приняты к исполнению. При такой организации проектной деятельности достигались сразу два типа образовательных результата:
- приобретение компетенции идентификации опасностей и оценки рисков на рабочих местах, необходимой в профессиональной деятельности специалиста по охране труда;
- приобретение опыта самоорганизации и саморазвития.
В командах были участники с разным уровнем подготовки. Руководители проекта оценивали вклад каждого студента в конечный продукт по ряду критериев, таких как самостоятельность, включенность в командную работу, объем приобретенных знаний, умений и навыков, владение методиками оценки условий труда, оригинальность предлагаемых решений и их экономическая оценка, умение презентовать результаты в виде устного доклада, отчета или реального документа (инструкции по охране труда), творческий подход при подготовке презентации, социальная и прикладная значимость результатов проекта.
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
Ш
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)
2024;9(3):267-279 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)
Список источников
1. Crawley E.F., Brodeur D.R., Soderholm D.H. The education of future aeronautical Engineers: conceiving, designing, Implementing and operating, Massachusetts Institute of Technology, Department of Aeronautics and Astronautics // 25th International congress of the aeronautical sciences. Cambridge, 2006. Available from: https://www.icas.org/ICAS_ARCHIVE/ICAS2006/PAPERS/804.PDF [Accessed 26th August 2024].
2. Трещёв А.М. Бенчмаркинг как инструмент управления университетом // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 5-6. С. 244-249. EDN: WSPIUP.
3. Barot C., Lourdeaux D., Burkhardt J.-M., Amokrane K., Lenne D. V3S: A Virtual Environment for Risk-Management Training Based on Human-Activity Models // Presence:Teleoperators and Virtual Environments. 2013. Vol. 22. Iss. 1. P. 1-19. https://doi.org/10.1162/PRES_a_00134.
4. Betz F. Managing Technological Innovation: Competitive Advantage from Change. Hoboken: John Wiley & Sons, 2011. 362 p. https://doi.org/10.1002/9780470927564.
5. Bourque Claude Julie, Bourdon Sylvain. Multidisciplinary graduate training in social research methodology and computer-assisted qualitative data analysis: a hands-on/hands-off course design // Journal of Further and Higher Education. 2017. Vol. 41. Iss. 4. P. 475-491. https://doi.org/10.1080/0309877X.2015.1135882.
6. Данчук И.И. Роль проектного обучения в подготовке выпускников современного вуза // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5А. С. 101-108. EDN: JTMALS.
7. Рыбина И.Р., Попова И.Ю. Проектное обучение как элемент организации учебной деятельности в контексте современного образования // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4. С. 299-302. EDN: TMQAYD.
8. Муратова И.А. Проектное обучение студентов как основное условие их готовности к профессиональной деятельности // Современное педагогическое образование. 2022. № 9. С. 171-176. EDN: CBHZEW.
9. Куклина М.В., Труфанов А.И., Уразова Н.Г., Бондарева А.В. Анализ внедрения проектного обучения в российских вузах // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 62. Режим доступа: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=47670010 (дата обращения: 03.02.2024). https://doi.org/10.17513/spno.31320. EDN: AZRXPT.
10. Проектное обучение. Практики внедрения в университетах / под ред. Л.А. Евстратовой, Н.В. Исаевой, О.В. Лешукова. М., 2018. 154 с. Режим доступа: https://publications.hse.ru/books/226732698 (дата обращения: 03.09.2024).
11. Нагорный Д.О., Щербаков С.М. Проектная деятельность в вузе: особенности, проблемы, технологии управления // Информатизация в цифровой экономике. 2021. Т. 2. № 4. С. 167-180. https://doi.org/10.18334/ ide.2.4.113393. EDN: LCTQFG.
12. Федорец А.Г. Формирование терминологической системы понятия «безопасность» (в техносфере) // Безопасность в техносфере. 2015. Т. 4. № 5. С. 49-61. https://doi.org/10.12737/16964. EDN: VKAYSV.
13. Белов П.Г. Методологические аспекты производственно-экологической безопасности // Вопросы безопасности. 2019. № 1. С. 28-39. Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28712 (дата обращения: 03.02.2024). https://doi.org/10.25136/2409-7543.2019.1.28712. EDN: ZARHJJ.
14. Тимофеева С.С. Современные методы оценки профессиональных рисков и их значение в системе управления охраной труда // XXI век. Техносферная безопасность. 2016 . Т. 1. № 1. С. 14-24. EDN: XIJZXV.
15. Сычёва С.М., Арзуманова Р.А. Проектное обучение - ключ к подготовке успешного специалиста // Вестник университета. 2019. № 6. С. 32-37. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-6-32-37. EDN: ILDFKY.
16. Казун А.П., Пастухова Л.С. Практики применения проектного метода обучения. Опыт разных стран // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 2. С. 32-59. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-32-59. EDN: YRHOEM.
И
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
Тимофеев С.С., Никитина О.И., Черепанова К.П. «Охота за рисками»как ресурс... TimofeevS.S., Nikitina O.I., Cherepanova K.P. "Risk Hunting" as a competence resource in...
17. Трищенко Д.А. Опыт проектного обучения: попытка объективного анализа достижений и проблем. Образование и наука. 2018. Т. 20. № 4. С. 132-152. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-4-132-152. ЕРЫ: ХМРРШ.
18. Маркевич В.М. Проектный метод обучения в учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 2. С. 72-89. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-2-72-89. ЕРЫ: 11КС1Ми.
19. Летавин Д.А. Варианты реализации проектного обучения // Международный журнал экспериментального образования. 2023. № 5. С. 10-14. https://doi.org/10.17513/mjeo.12159. ЕРЫ: ШВ7ЕУ0.
References
1. Crawley E.F., Brodeur D.R., Soderholm D.H. The education of future aeronautical Engineers: conceiving, designing, Implementing and operating, Massachusetts Institute of Technology, Department of Aeronautics and Astronautics. In: 25th International congress of the aeronautical sciences. Cambridge; 2006. Available from: https://www.icas.org/ICAS_ARCHIVE/ICAS2006/PAPERS/804.PDF [Accessed 26th August 2024].
2. Treshchyov A.M. Benchmarking as university management tool. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2011;17(5-6):244-249. (In Russ.). EDN: WSPIUP.
3. Barot C., Lourdeaux D., Burkhardt J.-M., Amokrane K., Lenne D. V3S: A Virtual Environment for Risk-Management Training Based on Human-Activity Models. Presence:Teleoperators and Virtual Environments. 2013;22(1):1-19. https://doi.org/10.1162/PRES_a_00134.
4. Betz F. Managing Technological Innovation: Competitive Advantage from Change. Hoboken: John Wiley & Sons; 2011, 362 p. https://doi.org/10.1002/9780470927564.
5. Bourque Claude Julie, Bourdon Sylvain. Multidisciplinary graduate training in social research methodology and computer-assisted qualitative data analysis: a hands-on/hands-off course design. Journal of Further and Higher Education. 2017;41(4):475-491. https://doi.org/10.1080/0309877X.2015.1135882.
6. Danchuk I.I. The role of project training in the preparation of graduates of a modern university. Pedagog-icheskiizhurnal. 2018;8(5A):101-108. (In Russ.). EDN: JTMALS.
7. Rybina I.R., Popova I.Y. The project teaching as an element of the organization of the studying activity in the context of the modern education. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: gumanitarnyeisotsial'nyenauki. 2014;4:299-302. (In Russ.). EDN: TMQAYD.
8. Muratova I.A. Project based learning of students as the main condition of their readiness for professional activities. Modern Pedagogical Education. 2022;9:171-176. (In Russ.). EDN: CBHZEW.
9. Kuklina M.V., Trufanov A.I., Urazova N.G., Bondareva A.V. Analysis of the implementation of project-based learning in Russian universities. Modern Problems of Science and Education. 2021;6:62. Available from: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=47670010 [Accessed 3th February 2024]. (In Russ.). https://doi.org/10.17513/ spno.31320. EDN: AZRXPT.
10. Project-based learning. Implementation practices in universities. In: Evstratova L.A., Isaeva N.V., Leshukov O.V. (ed). Moscow; 2018. 154 p. Available from: https://publications.hse.ru/books/226732698 [Accessed 3th September 2024]. (In Russ.).
11. Nagornyy D.O., Shcherbakov S.M. Project activity at the university: features, problems and management techniques. Informatization in the Digital Economy. 2021;2(4):167-180. (In Russ.). https://doi.org/10.18334/ ide.2.4.113393. EDN: LCTQFG.
12. Fedorets A. Formation of "safety" terminology (technosphere). Safety in Technosphere. 2015;4(5):49-61. (In Russ.). https://doi.org/10.12737/16964. EDN: VKAYSV.
13. Belov P.G. Methodological aspects of industrial and environmental safety. Security Issues. 2019;1:28-39.
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
Ш
iJTf
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)
2024;9(3):267-279 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)
Available from: https://nbpublish.com/library_read_article.php7ick28712 [Accessed 3th February 2024]. (In Russ.). https://doi.org/10.25136/2409-7543.2019.1.28712. EDN: ZARHJJ.
14. Timofeeva S. Modern professional risk assessment methods and their role in labor protection management system. XXI Century. TechnosphereSafety. 2016. T. 1. № 1. C. 14-24. (In Russ.). EDN: XIJZXV.
15. Sycheva S., Arzumanova R. Project education is the key to the training of a successful specialist. Vestnik universiteta. 2019;6:32-37. (In Russ.). https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-6-32-37. EDN: ILDFKY.
16. Kazun A.P., Pastukhova L.S. The practices of project-based learning technique application: experience of different countries The Education and Science Journal. 2018;20(2):32-59. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-32-59. EDN: YRHOEM.
17. Trishchenko D.A. Experience of project-based learning: an attempt at objective analysis of results and problems. The Education and Science Journal. 2018;20(4):132-152. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-4-132-152. EDN: XMRPRJ.
18. Markevich V.M. Project method of learning in students' training and research activities. INSIGHT. 2023;2:72-89. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-2-72-89. EDN: UKCJMU.
19. Letavin D.A. Options for the implementation of project learning. International Journal of Experimental Education. 2023;5:10-14. https://doi.org/10.17513/mjeo.12159. EDN: WBZEUQ.
Информация об авторах
Тимофеев Семен Сергеевич,
старший преподаватель,
кафедра промышленной экологии
и безопасности жизнедеятельности,
Иркутский национальный исследовательский
технический университет,
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83,
Россия,
Никитина Ольга Иннокентьевна,
старший преподаватель,
кафедра промышленной экологии
и безопасности жизнедеятельности,
Иркутский национальный исследовательский
технический университет,
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83,
Россия,
Черепанова Кристина Павловна,
магистрант,
Институт недропользования,
Иркутский национальный исследовательский
технический университет,
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83,
Россия,
Information about the authors
Semen S. Timofeev,
Senior Lecturer,
Department of Industrial Ecology
and at the Industrial Ecology
and Personnel Safety Department,
Irkutsk National Research Technical University,
83 Lermontov St., Irkutsk, 664074,
Russia,
Ol'ga I. Nikitina,
Senior Lecturer,
Department of Industrial Ecology
and at the Industrial Ecology
and Personnel Safety Department,
Irkutsk National Research Technical University,
83 Lermontov St., Irkutsk, 664074,
Russia,
Kristina P.Cherepanova,
Master's degree student,
Institute of Subsoil Use,
Irkutsk National Research Technical University,
83 Lermontov St., Irkutsk, 664074,
Russia,
TpL
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
Тимофеев С.С., Никитина О.И., Черепанова К.П. «Охота за рисками»как ресурс... TimofeevS.S., Nikitina O.I., Cherepanova K.P. "Risk Hunting" as a competence resource in...
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Информация о статье
Поступила в редакцию 05.08.2024. Одобрена после рецензирования 16.08.2024. Принята к публикации 02.09.2024.
Contribution of the authors
The authors contributed equally to this article.
Conflict interests
The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.
The final manuscript has been read and approved by all the co-authors.
Information about the article
The article was submitted 05.08.2024. Approved after reviewing 16.08.2024. Accepted for publication 02.09.2024.
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
W
'27'
m^m
t