2024;9(3):296-308
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)
БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Обзорная статья УДК 614.84 EDN: HJQOWW
DOI: 10.21285/2500-1582-2024-9-3-296-308
Прикладные и экспертные исследования пожарной и промышленной безопасности магистральных трубопроводов
Д.М. Рожков^, И.Д. Раевская
Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Россия
Аннотация. Статья посвящена аналитической оценке последствий нарушений правил промышленной и пожарной безопасности при производстве ремонтных работ на примере магистральных нефтепроводов. Актуальность проблемы, связанной со взрывами и последующими пожарами, а также травмированием персонала, ставит перед необходимостью анализа и оценки причин их возникновения и повышения надежности при проведении ремонтных работ на опасных производственных объектах Иркутской области. Фактологической базой исследования являлись данные о происшествиях, связанных с подготовкой персонала и мест проведения ремонтных работ, со взрывами (хлопками) при их производстве, динамикой развития аварийной ситуации и последствиях для персонала и экономики. Результаты исследований позволяют сделать вывод, что функционирование системы обеспечения промышленной и пожарной безопасности при проведении ремонтных и иных работ на опасных производственных объектах не получила должного развития с точки зрения организационно-управленческого аспекта, направленного на исключение взрывов и пожаров, и минимизации их последствий.
Ключевые слова: опасный производственный объект, нефтепровод, ремонтные работы, взрыв, пожар, промышленная безопасность
Для цитирования: Рожков Д.М., Раевская И.Д. Прикладные и экспертные исследования пожарной и промышленной безопасности магистральных трубопроводов // XXI век. Техносферная безопасность. 2024. Т. 9. № 3. С. 296-308. https://doi.org/10.21285/2500-1582-2024-9-3-296-308. EDN: HJQOWW.
EMERGENCY SAFETY
Review article
Applied and expert research on fire and industrial safety of main
pipelines
Dmitrii M. Rozhkov^1, Irina D. Raevskaya
Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia
Abstract. The article provides an analytical assessment of the consequences of violations of industrial and fire safety rules during repair work on the example of main oil pipelines. The issue is urgent due to explosions and fires, as well as staff injuries, which requires an analysis and assessment of the causes of their occurrence and reliability improvement during repair work at hazardous production facilities in Irkutsk region. The factual basis of the study is data on incidents related to the personnel training and repair sites, explosions (pops), the
© Рожков Д.М., Раевская И.Д., 2024
н
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
Рожков Д.М., Раевская И.Д. Прикладные и экспертные исследования пожарной и... Rozhkov D.M., Raevskaya I.D.. Applied and expert research on fire and industrial safety-
dynamics of the emergency situation and consequences for personnel and the economy. The study concludes that in terms of eliminating explosions and fires and minimizing their consequences, the industrial and fire safety system has not been properly developed for repair and other works at hazardous production facilities.
Keywords: hazardous production facility, oil pipeline, repair work, explosion, fire, industrial safety.
For citation: Rozhkov D.M., Raevskaya I.D.. Applied and expert research on fire and industrial safety of main pipelines. XXI Century. TechnosphereSafety. 2024;9(3):296-308. (In Russ.). https://doi.org/10.21285/2500-1582-2024-9-3-296-308. EDN: HJQOWW.
ВВЕДЕНИЕ
Иркутская область является одной из наиболее значимых в России территорий, где сосредоточены стратегические запасы полезных ископаемых рудного и нерудного происхождения. За более чем двухсотлетнюю историю горного промысла в Иркутской области создана одна из лучших региональных минерально-сырьевых баз страны. Здесь открыты и разведаны месторождения ископаемого угля, каменной и калийной солей, углеводородного сырья, огнеупорных глин, широкого спектра сырья для производства строительных материалов, железных руд, гидроминерального сырья, горно-химического сырья: талька, цементных известняков, облицовочного камня, кам-не-самоцветного сырья, нерудного сырья для металлургии и многого другого.
Все эти месторождения осваиваются при участии выпускников Иркутского национального исследовательского технического университета, которые обучены не только технологиям разведки и добычи полезных ископаемых, но и обеспечению безопасности при ведении технологических процессов. Вопросами обеспечения безопасности кафедра промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, среди которых наиболее значимыми для горных предприятий являются вопросы промышленной и пожарной безопасности, занимается с момента образования. С 21 декабря 1949 года на кафедре специальных дисциплин преподавались такие дисциплины,
как «Техника безопасности, противопожарная техника и спасательное дело», «Подземные пожары». Преподаватели решали прикладные задачи по предотвращению пожароопасных ситуаций на угольных шахтах, а с начала освоения углеводородных ресурсов региона - вопросы пожарной безопасности при добыче и транспортировке нефти и нефтепродуктов [1]. Начиная с 2002 года на кафедре ведется подготовка специалистов в сфере безопасности технологических процессов и производств (бакалавриат), а также пожарной безопасности (магистратура). Выпускники кафедры обеспечивают пожарную и промышленную безопасность производственных объектов региона.
Преподаватели кафедры сегодня не только учат студентов, но и выполняют большой объем экспертных исследований, будучи сертифицированными экспертами по промышленной, пожарной и экологической безопасности. Экспертные исследования выполняются по заказу судебных органов: от районных судов до арбитражного, следственных органов, администраций разного уровня, а также проектных организаций и т.д.
За последние пять лет выполнено более 30 экспертных исследований по выяснению причин гибели людей в условиях производства, причин возникновения пожаров, негативного воздействия на окружающую среду, а также аудит пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, нефтепроводной системы и т.д. [2, 3]
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
Ш
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)
2024;9(3):296-308 xxi CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)
В настоящее время в России эксплуатируется одна из самых разветвленных сетей нефтегазового трубопроводного транспорта в мире. Общая протяженность линейной части нефтегазовых магистральных трубопроводов в 2022 году составляла более 266,3 тыс. км, из которых (рисунок): магистральные газопроводы - 185,3 тыс. км, магистральные нефтепроводы - 56 тыс. км, магистральные продуктопроводы 25 тыс. км, в том числе: аммиакопроводы -1,4 тыс. км, трубопроводы широкой фракции легких углеводородов - 8,8 тыс. км, нефте-продуктопроводы - 14,8 тыс. км. В Сибири действуют нефтепроводы: Усть-Балык -Омск, восточный участок нефтепровода Туймазы - Уфа - Омск - Анжеро-Судженск -Красноярск - Ангарск, Александровское -Анжеро-Судженск, Омск - Павлодар - Чимкент
(оба - Казахстан), ВСТО (Восточная Сибирь -Тихий океан, 2009-2012 гг.) по маршруту Тайшет - Сковородино - бухта Козьмино (в составе морского порта Восточный) с ответвлением в Дацин (Китай), участок Сковородино - Мохэ (Китай) сдан в эксплуатацию в 2010 году, а в 2019 году - нефтепровод - ответвление от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре, Самотлор - Пурпе (2011 год; в 2017 году продлен от Пурпе через Тарко-Сале до Новозаполярного), Куюмба - Тайшет (2017 год)1.
Внештатные аварийные ситуации на этих объектах, в том числе при производстве плановых работ по устранению выявленных дефектов линейной части, приводят к остановке всей технологической цепочки, продлению сроков выполнения работ, человеческим и финансовым потерям. В 2020 году
Сеть магистральных нефтепроводов по состоянию на 1 октября 2022 года [4] The network of main oil pipelines as of October 1, 2022 [4]
1 Россия. География транспорта. Трубопроводный транспорт. Режим доступа: ЬИр$://Ыдепс.ги/с/го$$иа-деодгаА]а-transporta-truboprovodnyi-transport-aa4fea?ysclid=m0nq1d10ko679466462 (дата обращения: 01.09.2024)
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
Рожков Д.М., Раевская И.Д. Прикладные и экспертные исследования пожарной и... Rozhkov D.M., Raevskaya I.D.. Applied and expert research on fire and industrial safety...
на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта произошло 11 аварий, в 2021 году - 6 аварий, в 2022 году - 7. Экономический ущерб от произошедших аварий в 2020 году составил 489 800 тыс. руб., в 2021 году - 171 593 тыс. руб., в 2022 году - 365 521,9 тыс. руб.2
В 2022 году на объектах магистрального трубопроводного транспорта был зафиксирован один групповой несчастный случай. Авария 20 декабря 2022 года на опасном производственном объекте «Участок магистрального газопровода Заволжского ЛПУМГ», эксплуатируемом ООО «Газпромтрансгаз Нижний Новгород», при выполнении огневых работ по замене негерметичного по затвору байпасного крана, в результате которой были травмированы 4 человека, из них 3 - со смертельным исходом.
Аварийные ситуации, обусловленные нарушениями при производстве ремонтных работ на линейной части трубопроводного транспорта, достаточно часто возникают на протяженных участках магистральных нефтегазовых трубопроводов Иркутской области [3, 4] и сопровождаются взрывами и пожарами. При этом в открытые обзоры включаются в основном аварии со смертельными травмами персонала, участвующего в работах.
Таким образом, всестороннее углубленное исследование условий организации, подготовки и проведения ремонтных работ на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов необходимо для разработки управленческих решений, совершенствования технологий, снижения количества аварийных ситуаций и минимизации их последствий.
Целью работы является исследование причин и закономерностей нарушений
2 Ежегодные отчеты о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Режим доступа: http://www.gosnadzor.ru/osnovnaya_deyatelnost_otchety. (дата обращения: 01.09.2024)
при организации проведения ремонтных работ, приводящих к пожарам, взрывам и травмированию работников организаций, производящих ремонт, с учетом мнения экспертов, которые расследуют инциденты на магистральных нефтепроводах.
ОБЪЕКТЫ, МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования были аварии со взрывами и пожарами при проведении ремонтных работ на магистральных нефтепроводах в Иркутской области, предметом исследования - причины и последствия данных аварий с учетом травмирования работников без летального исхода. Исследования выполнены на основании экспертных заключений и результатов расследования причин аварийной ситуации при замене части дефектного нефтепровода и статистической информации по техническим и организационным причинам аварий на магистральных нефтегазопроводах, а также результатов проверок надзорных органов за исполнением обязательных требований промышленной безопасности предприятий трубопроводного транспорта. Основные методы исследования - обобщение литературных данных, анализ статистики и материалов экспертных заключений. В основу исследования положены выводы экспертных организаций.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Развитие современной науки, техники и технологий в области проектирования, строительства, эксплуатации и ремонта трубопроводного транспорта не позволяет полностью исключить на магистральных нефтепроводах в Иркутской области аварии, в результате которых происходят взрывы,
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
Ш
'29е. л
Г
2024;9(3):296-308
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)
пожары, разрушение оборудования, травмирование и гибель людей и причиняется значительный экономический ущерб [5, 6]. При этом значительным остается влияние человеческого фактора на возникновение аварийной ситуации при организации, подготовке и проведении ремонтных работ. Анализ научных статей и открытых источников позволяет сделать вывод о том, что этому вопросу уделяется недостаточное внимание. Наряду с этим в открытом доступе для исследования и обобщения отсутствует информация экспертного сообщества о расследованиях аварийных ситуаций и их результатах, в которых человеческий фактор рассматривается одновременно с техническими и управленческими причинами.
Перечень вопросов, которые ставятся на разрешение экспертов в ходе расследования причин аварии, возникшей при проведении ремонтных работ на магистральных нефтепроводах, и оценки действий персонала, следующий:
- какова техническая причина взрыва, произошедшего на ремонтном участке;
- имелись ли в действиях должностных лиц либо иных лиц, на которых возложены обязанности по соблюдению требований охраны труда, нарушения правил охраны труда и правил безопасности при проведении сварочных работ на нефтепроводе;
- если имелись, то какие именно требования безопасности и охраны труда были нарушены, кем именно были допущены нарушения и состояли ли данные нарушения в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями в виде получения сотрудниками травм;
3 Сукало Г.М. Промышленная безопасность объектов трубопроводного транспорта. М.: ООО «Директ-Медиа», 2023. 284 с.
4 Самко Н.А. Техническое расследование причин аварии на нефтепроводе с использованием цифровых технологий // Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин: сборник кейсов и практических заданий по развитию цифровых компетенций обучающихся среднего профессионального и высшего образования: учебное пособие. Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Логос-Пресс», 2023. С. 296-299.
- допущены ли конкретными сотрудниками нарушения правил охраны труда и требований промышленной безопасности, повлекшие взрыв и пожар газовоздушной среды на ремонтном участке3.
В ответе на каждый поставленный вопрос эксперт всесторонне рассматривает причинно-следственные связи между возникновением, развитием и последствиями аварии, в том числе с учетом человеческого фактора, осуществляет оценку уровня соблюдения правил охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, поскольку на каждом этапе проектирования, создания, эксплуатации, ремонта и утилизации любой технической системы, в рассматриваемом случае - магистральный нефтепровод, участвует человек, и именно работники закладывают показатели надежности в указанную систему4.
Технические причины взрыва и пожара, произошедших во время проведения ремонтных работ, в основном направлены на понимание механизма появления в зоне проведения работ горючих паров нефти или нефтепродуктов и путей последующего распространяющегося фронта пламени (детонационное -для взрыва, дефлаграционное - для пожара) с выделением энергии и продуктов взрыва (пожара), а также степени участия работников (действие или бездействие, в том числе и третьих лиц). Режим и параметры распространения взрыва (пожара) зависят от соотношения горючего и окислителя, внешних условий среды (температуры, влажности, давления, скорости воздухообмена), условий теплообмена, энергии источника зажигания и возможных путей распространения взрыва
В
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
Рожков Д.М., Раевская И.Д. Прикладные и экспертные исследования пожарной и... Rozhkov D.M., Raevskaya I.D.. Applied and expert research on fire and industrial safety...
(пожара), а также характера рельефа местности, наличия приямков и котлованов в месте проведения работ [7].
Зачастую наличие источника зажигания обусловлено необходимыми технологическими операциями при ремонте трубопроводов и запорной арматуры: искры при резке и сверлении, электрической дуги при сварочных работах, открытого пламени при гидроизоляционных работах, нагретых поверхностях до температуры самовоспламенения горючих паров и газов. В редких случаях при ремонтных работах для исключения возможного источника зажигания достаточно применение искробезопасного оборудования или инструмента, взрывобе-зопасного оборудования и средств связи [8].
Как правило, на ремонтном участке выполняется одновременно несколько видов огневых работ. Это обуславливает выдвижение нескольких версий и наиболее вероятного сценария инициирования и распространения взрыва или пожара, для которых стало возможным сочетание всех трех факторов: наличия горючего (горючих газов, паров углеводородов), окислителя (кислород воздуха) и источника зажигания.
Одним из подтверждений факта появления топливовоздушной смеси могут являться данные с индивидуальных газосигнализаторов работников, непосредственно выполняющих определенные технологические операции, которые регистрируют изменение концентрации паров углеводородов непосредственно перед взрывом или пожаром [9]. Это напрямую свидетельствует о выходе горючих газов и паров углеводородов в открытое пространство из ремонтируемого трубопровода. Дополнительным фактом является совпадение времени изменения концентрации углеводородов на газоанализаторе работника и времени начала развития аварийной ситуации.
Сравнение расположения оборудования на месте проведения работ в соответствии с планом производства работ [10] и повреждений непосредственно части магистрального трубопровода (гофра, раздутие) вблизи места работ до аварии и после взрыва (пожара), а также определение характера повреждения их ударной волной или пламенем в определенной степени позволяет оценить нахождение места начального инициирования процесса горения (взрыва) и наименование оборудования, послужившего причиной выхода горючей среды в зону проведения ремонтных работ. Появление деформаций трубопровода (гофр) возможно при повышении давления в трубопроводе до 5-10 МПа [11]. Достижение таких значений давления возможно при переходных процессах в ходе ускорения распространяющегося по трубе фронта взрыва (пламени). Для возникновения данных явлений процесс детонационного горения должен распространиться от места возникновения на некоторое расстояние, ускоряясь и постепенно поджимая исходную смесь, при этом гофра может появиться на заметном расстоянии от места инициирования взрыва.
Например, сравнение начального и конечного расположения в трубопроводе резиновых герметизаторов, обеспечивающих изоляцию пространства проведения работ от поступления в нее паров нефти и нефтепродуктов, характерных повреждений герметизаторов и их фрагментов [12]. Причину разрушения герметизатора достоверно не всегда можно установить вследствие возможных значительных повреждений резинокордной оболочки герметизаторов, многочисленных рваных разрывов и полной потери первоначальной формы, а также установления реальных условий производства, транспортировки и хранения герметизирующего оборудования для временного перекрытия внутренней
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
Ш
1Н?оТ
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)
2024;9(3):296-308 xxi CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)
полости магистральных и технологических нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Однако именно на этом этапе можно учесть влияние человеческого фактора на условия и причины аварийной ситуации, в случае если указанное выше герметизирующее оборудование стало причиной взрыва или пожара.
Влияние человеческого фактора на возникновение и развитие аварии производится через оценку действий должностных лиц, на которых возложены обязанности по соблюдению правил промышленной и пожарной безопасности, требований охраны труда и правил безопасности при проведении работ на опасных производственных объектах [13]. Приказом по эксплуатирующей организации за безопасное и своевременное проведение плановых ремонтных работ назначаются ответственные лица, в том числе лица из числа руководства организации и руководителей подразделений, имеющие соответствующую квалификацию и необходимое обучение в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности:
- организации производства работ, координации действий ответственных лиц, качественное и своевременное выполнение работ;
- организации и безопасного производства работ, проверки наличия видимого разрыва электрических цепей на отсекающих задвижках, сохранности действующих линий связи, дополнительной проверки мест сверления технологических и контрольных отверстий при работах [14];
- проведении работ (откачка нефти, проведение земляных работ, вырезка катушек, зачистка и пропарка котлованов, герметизация трубопровода, монтаж и сварка катушек, сварочные работы по приварке переходных колец, зачистка сварных швов смонтированной катушки, дефектоскопия сварных швов, изоляция трубопровода) [15].
Все участники производства работ, в том
числе пострадавшие лица и лица, ответственные за безопасную организацию производства работ, знакомятся под подпись с приказом и планом производства работ. С формальной точки зрения порядок подготовки к проведению ремонтных работ в большинстве случаев соблюдается. Преобладающее большинство привлекаемых руководителей и работников имеют значительный опыт по организации и выполнению ремонтных работ и определенных технологических операций, при этом, полагаясь на опыт, сотрудники способны допускать ошибки, приводящие к аварии и способствующие ее развитию. Не все ответственные за безопасное производство ремонтных работ непосредственно находятся на месте на разных этапах вследствие объективных и субъективных причин. Выявить и оценить конкретную ошибку (действие или бездействие), приведшую к инциденту, зачастую не представляется возможным, потому что инициация аварии и тяжесть ее последствий в значительной степени определяется наложением ошибок нескольких ответственных лиц и работников.
Определение обстановки на месте проведения ремонтных работ и оценка действий персонала на момент аварии производится средствами объективного контроля (видеофиксация), а также опросом свидетелей и потерпевших.
Данные, полученные путем опроса очевидцев аварии, не всегда являются объективными вследствие различных человеческих факторов:
- родственных отношений;
- дружеских отношений в коллективах;
- избавления от ответственности (оправдания) руководителей умышленно или под давлением;
- отказа свидетельствовать против себя и др.
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
Рожков Д.М., Раевская И.Д. Прикладные и экспертные исследования пожарной и... Rozhkov D.M., Raevskaya I.D.. Applied and expert research on fire and industrial safety....
Видеофиксация предусмотрена не для всех видов ремонтных работ. При проведении земляных работ в охранной зоне линейной части магистральных нефтепроводов экскаваторы/ бульдозеры оснащаются приборами видеофиксации, при этом не предусмотрена видеофиксация огневых, газоопасных и других работ [16]. Это в первую очередь связано с отсутствием сертифицированного взрыво-защитного оборудования и особенностями условий эксплуатации видеозаписывающей аппаратуры. Очевидно, что этого недостаточно, так как в современных условиях развития технологий каждый участок и технологическая операция должны быть обеспечены средствами видеоконтроля и фиксации, особенно на опасных производственных объектах.
Множество сценариев возникновения и развития аварии при одновременном проведении различных ремонтных технологических операций, особенно связанных с появлением источников зажигания (сварочные работы, зачистка сварных швов, огневые работы по изоляции трубопровода) и горючей среды, обеспечивается нахождением значительного количества работников и ответственных руководителей в зоне возможного поражения опасными факторами взрыва или пожара, что в свою очередь ведет к увеличению количества травмированных и тяжести последствий.
Особое влияние на возможность травмирования персонала при аварийной ситуации на месте проведения работ оказывают качество, состояние и соответствие требованиям к средствам индивидуальной защиты, специальной одежды, обуви и другого (СИЗ). Загрязнение нефтью и нефтепродуктами, несвоевременная замена, недостаточный контроль за состоянием СИЗ со стороны ответственных лиц способно при аварии со взрывом приводить к ожогам тела и другим
травмам работников вследствие возгорания и разрушения СИЗ [17].
Своевременные и квалифицированные действия персонала по оказанию первой помощи и ограничению воздействия опасных факторов в первые минуты после взрыва или пожара напрямую влияют на жизнь, здоровье, восстановление пострадавших работников, а значит, и на тяжесть физических и экономических последствий. Так как ремонтные работы могут проводиться вдалеке от крупных населенных пунктов и труднопроходимой местности, наличие и готовность медицинского персонала, пожарных подразделений, умение руководителей и работников принимать обоснованные решения в экстренной ситуации, а также наличие подготовленного и оборудованного специального транспорта минимизируют ущерб и сокращают время доставки пострадавших в медицинские учреждения для оказания помощи.
Силами подразделения ведомственной пожарной охраны осуществляется дежурство на всем протяжении выполнения ремонтных работ, что обеспечивает локализацию возгораний после взрыва и ликвидацию открытого горения на месте аварии в кратчайшие сроки.
Таким образом, в любой аварийной ситуации на магистральном трубопроводе при выполнении ремонтных работ при наличии пострадавших или их отсутствии усматривается влияние человеческого фактора в нарушении правил промышленной и пожарной безопасности, требований охраны труда. Избыточность в нормировании и администрировании технологических процессов ремонта линейной части магистральных трубопроводов, изучении обзоров об авариях и происшествиях, большое количество инструктажей, а также самоуверенность персонала приводят к ослаблению внимания в процессе технологического
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
ш
^0Г
2024;9(3):296-308
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)
ремонта на нефтепроводах и снижению контроля за ходом работ. При этом исключается возможность сочетания одновременно трех факторов возникновения пожара и взрыва: наличия горючего, окислителя и источника зажигания.
Все технологические операции при ремонтных работах на объектах трубопроводного транспорта как на опасном производственном объекте строго регламентированы. К ним относятся федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и правила Ростехнадзора, правила охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, отраслевые стандарты и так далее. Многие требования в этих нормах дублируются, а иногда противоречат друг другу. Иногда по результатам технических экспертиз не удается достоверно установить причину разрушения оборудования, приведшего к аварии (вследствие значительных и многочисленных его повреждений огнем, полной потери первоначальной формы и целостности материала, из которого оно изготовлено), тем самым не представляется возможным установить лиц, ответственных за допущенные нарушения законодательных и иных нормативных правовых и локальных нормативных актов, явившихся причиной аварии и несчастного случая в виде получения персоналом травм. Наряду с этим при определении нормативных документов, пункты которых непосредственно нарушены, достаточно знать ответственных лиц из числа руководителей и работников, закрепленных за производством определенного вида работ или технологической операции, на которых возложены обязанности по соблюдению требований охраны труда, а также обязанности за устранение нарушений правил охраны труда и правил безопасности при проведении работ на магистральном трубопроводе.
В общем виде для руководителей проведения ремонтных работ в соответствии с закрепленными технологическими операциями нарушения определяются как:
- необеспечение организации и безопасного проведения работ в соответствии с требованиями правил и норм безопасности, выразившееся в заключении: «Им нарушены пункты...»;
- ослабление контроля за проведением работ по Плану производства работ и наряду-допуску, выразившееся в заключении: «Им нарушены.»;
- недостаточная организация производственного контроля за безопасным производством работ, выразившаяся в заключении: «Им нарушены.».
При этом допущенные нарушения ответственными за организацию и безопасное проведение работ могут не являться прямой причиной возникновения взрыва и наступивших последствий аварии в виде получения персоналом травм различной степени тяжести.
Наряду с этим работники, пострадавшие в результате аварии и непосредственно выполняющие работы в момент инициирования взрыва и пожара, должны соответствовать следующим требованиям:
- иметь в наличии квалификационные удостоверения по занимаемым профессиям;
- должны пройти обязательные медицинский осмотр и психиатрическое обследование в установленные сроки;
- пройти необходимые инструктажи, обучение, проверку знаний по охране труда в установленном порядке и установленные сроки;
- быть обеспеченными в полном объеме соответствующей специальной одеждой, специальной обувью и другими полагающимися СИЗ, а также в момент несчастного случая находиться в специальной одежде, специальной обуви и других полагающихся СИЗ.
В
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
Рожков Д.М., Раевская И.Д. Прикладные и экспертные исследования пожарной и... Rozhkov D.M., Raevskaya I.D.. Applied and expert research on fire and industrial safety....
При соблюдении работниками, непосредственно выполнявшими ремонтные работы в момент аварии, всех вышеуказанных положений норм охраны труда, правил проведения работ не могут быть инициированы взрыв газовоздушной среды и аварийная ситуация.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В любой аварийной ситуации на магистральном трубопроводе при выполнении ремонтных работ при наличии пострадавших или их отсутствии оценку уровня соблюдения правил промышленной и пожарной безопасности при производстве ремонтных работ, требований охраны труда и последствий их нарушений производить с учетом влияния человеческого фактора. Избыточное нормирование и администрирование технологических процессов ремонта линейной части магистральных трубопроводов, чрезмерное инструктирование, изучение обзоров об авариях и происшествиях, самоуверенность персонала приводят к ослаблению внимания в процессе технологического ремонта на нефтепроводах и снижению контроля за ходом работ.
2. С целью объективной оценки обстановки с соблюдением норм производства ремонтных работ необходимо для всех видов ремонтных работ предусмотреть видеофиксацию огневых, газоопасных работ и других работ с применением сертифицированного взрывозащитного оборудования с учетом особенностей эксплуатации видеозаписы-вающей аппаратуры.
3. Для минимизации последствий возможных нарушений требований и правил пожарной безопасности исключить одновременное проведение различных ремонтных технологических операций в месте проведения работ, особенно связанных с появлением источников зажигания (сварочные работы, зачистка сварных швов, огневые работы по изоляции трубопровода) и горючей среды, с целью снижения количества работников и ответственных лиц в зоне возможного поражения опасными факторами взрыва или пожара, что в свою очередь ведет к снижению количества травмированных и увеличению тяжести последствий.
Список источников
1. Тимофеева С.С. История и современность техносферной безопасности через призму кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности Иркутского государственного технического университета // Безопасность-2019: материалы докл. XXIVВсеросс. студ. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Проблемы экологической и промышленной безопасности современного мира» (г. Иркутск, 16-19 апреля 2019 г.). Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2019. С. 5-16. ЕРЫ: К1МШС1.
2. Кустов О.М. Обеспечение безопасности при эксплуатации электрических сетей // XXI век. Технос-ферная безопасность. 2021. Т. 6. № 1. С. 64-74. https://doi.org/10.21285/2500-1582-2021-1-64-74. ЕРЫ: Ш1ЫБН.
3. Полякова С.А., Ильичёв С.С. Анализ аварийности на объектах нефтегазовой отрасли России // Молодой ученый. 2022. № 16. С. 115-117. ЕРЫ: ОРРОРО.
4. Соковикова А.А., Свинцова Н.Ф. Анализ причин возникновения аварий на магистральных нефтепроводах // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам СХИ междунар. науч. практ. конф, (г. Москва, 11 ноября 2019 г.). М.: Изд-во ООО «Интернаука», 2019. Т. 41. С. 142-146. ЕРЫ: Х1_МУАБ.
5. Поникаров С.И., Алексеев В.А., Вилохина П.В., Маннанова А.Ф. Анализ причин возникновения аварий на магистральных нефтепроводах // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 23. С. 365-368. ЕРЫ: ТССХРР.
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
В
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)
2024;9(3):296-308 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)
6. Слепнёв В.Н., Максименко А.Ф. Оценка риска возникновения аварий и прогнозирование их последствий на объектах магистрального трубопроводного транспорта методом экспертных оценок // Трубопроводный транспорт-2019: тезисы докл. XIV Междунар. учеб.-науч.-практ. конф. (г. Уфа, 23-24 мая 2019 г.). Уфа: Изд-во УГНТУ, 2019. С. 124-125. EDN: AILCJP.
7. Файрузова Е.Р. О производственных опасностях на опасных нефтяных производственных объектах // Вестник науки. 2021. Т. 4. № 10. С.170-177. EDN: SAIIEZ.
8. Голубь В.А. Анализ возможных источников зажигания при эксплуатации технологического оборудования процесса переработки нефти // Вестник магистратуры. 2016. № 11-2. С. 12-14. EDN: XIBXJP.
9. Ермишин К.А. Газоанализаторы в газовой и нефтяной промышленности // Студенческий форум. 2019. № 41-1. С. 62-63. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41602585 (дата обращения: 03.09.2024). EDN: KFDGGQ.
10. Шапошникова А.И., Маскаева Ю.В. Автоматизированная система поддержки принятия решений при планировании работ по планово-предупредительному ремонту на линейной части нефтепровода // Транспорт и хранение углеводородов: тезисы докл. III Междунар. науч.-техн. конф. молодых ученых (г. Омск, 21 апреля 2022 г.). Омск: Изд-во ОмГТУ, 2022. С. 108-110. EDN: YMQYNG.
11. Велиюлин И.И., Городниченко В.И., Митрохин М.Ю., Александров В.А., Сытов В.П., Лопатин А.С. Исследования опасности вмятин и гофров на магистральных газопроводах // Оборудование и технологии для нефтегазового комплекса. 2023. № 5. С. 66-69. https://doi.org/10.33285/1999-6934-2023-5(137)-66-69. EDN: OBUTON.
12. Павлова А.Д., Азметов Х.А., Абдрахманов Н.Х. Выбор способов ремонта труб магистральных нефтепроводов // Наукоемкие технологии в решении проблем нефтегазового комплекса в год экологии в России: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Уфа, 28-29 ноября 2017 г.). Уфа: Изд-во БашГУ, 2017. С. 65-67. EDN: YRLDLZ.
13. Долгих Л.В., Шингаркина О.В. Анализ роли человеческого фактора в повышении безопасности объектов добычи // Аллея науки. 2021. Т. 1. № 12. С. 66-70. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=48359594 (дата обращения: 03.09.2024). EDN: WZDHOK.
14. Ищенко С.И. Ремонт магистральных нефтепроводов // Актуальные проблемы нефтегазовой отрасли Северо-Кавказского федерального округа: материалы VI ежегод. науч.-практ. конф. Северо-Кавказского федерального университета (г. Ставрополь, 12 апреля 2018 г.). Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018. С. 173-176. EDN: XPDOIX.
15. Timashev S.A. Integrity and risk control of pipelines using multi-step optimal cessation (MAST) procedure // American society of mechanical engineers, pressure vessels and piping division (publication) PVP: Computer Technology-1999 (The ASME Pressure Vessels and Piping Conference). (Boston, 01-05 August 1999). Boston: American Society of Mechanical Engineers, 1999. Vol. 385. P. 83-100. EDN: MQVZHN.
16. Матаев Д.Н., Шаповалова Е.А. Внедрение системы индивидуальной видеофиксации при выполнении работ повышенной опасности на примере предприятия ПАО «Транснефть» // Нефть и газ: технологии и инновации: материалы Национальн. науч.-практ. конф. (г. Тюмень, 07-08 ноября 2019 г.). Тюмень: Изд-во ТИУ, 2019. Т. 2. С. 30-32. EDN: IZTERZ.
17. Антропов А.А. Исследование факторов, влияющих на безопасность проведения работ на разгерметизированном трубопроводе // StudNet. 2021. Т. 4. № 5. С. 201. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=45760850 (дата обращения: 03.09.2024). EDN: AZLAIV.
В
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
Рожков Д.М., Раевская И.Д. Прикладные и экспертные исследования пожарной и... Rozhkov D.M., Raevskaya I.D.. Applied and expert research on fire and industrial safety....
References
1. Timofeeva S.S. History and modernity of technosphere safety through the prism of the Department of Industrial Ecology and Life Safety of Irkutsk State Technical University. In: Bezopasnost'-2019: materialy dokl. XXIV Vseross. stud. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem "Problemy ekologicheskoi ipromyshlennoi bezopasnosti sovremennogo mira" = Safety-2019: reports of the XXIV All-Russian student scientific-practical conference with international participation "Problems of environmental and industrial safety of the modern world", 16-19 April 2019, Irkutsk. Irkutsk: Irkutsk National Research Technical University; 2019. p. 5-16. EDN: KIMWCJ. (In Russ.).
2. Kustov O.M. Ensuring safety of electric networks. XXI century. Technosphere Safety. 2021;6(1):64-74. (In Russ.). https://doi.org/10.21285/2500-1582-2021-1-64-74. EDN: UJINBH.
3. Polyakova S.A., Il'ichev S.S. Analysis of accident rates at Russian oil and gas industry facilities. Molodoi uchenyi. 2022;16:115-117. (In Russ.). EDN: ORPOPO.
4. Sokovikova A.A., Svintsova N.F. Analysis of the causes of accidents at main oil pipelines. In: Molodoi issle-dovatel': vyzovy iperspektivy: sb. st. po materialam CXLI mezhdunar. nauch. prakt. konf, = Young Researcher: Challenges and Prospects: Collection of Articles of the CXLI International Scientific and Practical Conference. Moscow: Internauka. 11 November 2019, Moscow. Moscow; 2019, vol. 41, p. 142-146. (In Russ.). EDN: XLMVAS.
5. Ponikarov S.I., Alekseev V.A., Vilokhina P.V., Mannanova A.F. Analysis of the causes of accidents at main oil pipelines. VestnikKazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 2014;17(23)365-368. (In Russ.). EDN: TCCXDF.
6. Slepnev V.N., Maksimenko A.F. Risk assessment and forecasting accident consequences at main pipeline transport facilities using expert assessments. In: Truboprovodnyitransport-2019: tezisydokl.XIVMezhdunar. ucheb.-nauch.-prakt. konf. = Pipeline Transport-2019: Abstracts of the XIV International Educational, Scientific and Practical Conference. 23-24 May 2019, Ufa. Ufa: Ufa State Petroleum Technical University; 2019, p. 124-125. (In Russ.). EDN: AILCJP.
7. Fayruzova E.R. Features of the legal status of the state as a participant in civil law relations. Vestnik nauki. 2021;4(10):170-177. (In Russ.). EDN: SAIIEZ.
8. Golub V.A. Analysis of possible ignition sources during operation of technological equipment of the oil refining process. VestnikMagistratury. 2016;11-2:12-14. (In Russ.). EDN: XIBXJP.
9. Ermishin K. Gas analyzers in the oil and gas industry. Studencheskii forum 2019;41-1:62-63. Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41602585 [Accessed 3th September 2024]. (In Russ.). EDN: KFDGGQ.
10. Shaposhnikova A.I., Maskaeva Yu.V. Automated decision support system for planning scheduled preventive maintenance on the linear section of an oil pipeline. In: Transport i khranenie uglevodorodov: tezisy dokl. III Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. molodykh uchenykh = Transport and storage of hydrocarbons; abstracts of reports of the III International scientific and technical conference of young scientists. 21 April 2022, Omsk. Omsk: Omsk State Technical University; 2022, p. 108-110. (In Russ.). EDN: YMQYNG.
11. Veliyulin I.I., Gorodnichenko V.I., Mitrokhin M.Yu., Aleksandrov V.A., Sytov V.P., Lopatin A.S. The studies of the danger of main gas pipelines deformations by dents and corrugations. Equipment and technologies for oil and gas complex. 2023;5:66-69. (In Russ.). https://doi.org/10.33285/1999-6934-2023-5(137)-66-69. EDN: OBUTON.
12. Pavlova A.D., Azmetov Kh.A., Abdrakhmanov N.Kh. Selection of methods for repairing main oil pipelines. In: Naukoemkie tekhnologii v reshenii problem neftegazovogo kompleksa v god ekologii v Rossii: materialy VII Mezhdunar. nauch. konf. = High-tech technologies in solving the problems of the oil and gas industry in the year of ecology in Russia: materials of the VII International scientific conference. 28-29 November 2017, Ufa. Ufa: Bashkir State University; 2017. p. 65-67. (In Russ.). EDN: YRLDLZ.
13. Dolgikh L.V., Shingarkina O.V. Analysis of the role of the human factor in improving the safety of oil production facilities. Alleya nauki. 2021;1(12):66-70. Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48359594 [Accessed 3th September 2024]. (In Russ.). EDN: WZDHOK.
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/
Ш
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)
2024;9(3):296-308 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)
14. Ishchenko S.I. Repair of main oil pipelines. In: Aktual'nye problemy neftegazovoi otrasli Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga: materialy VI ezhegod. nauch.-prakt. konf. Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta = Current issues of the oil and gas industry of the North Caucasus Federal District: materials of the VI annual scientific and practical conference of the North Caucasus Federal University. 12 April 2018, Stavropol. Stavropol: North Caucasus Federal University; 2018, p. 173-176. (In Russ.). EDN: XPDOIX.
15. Timashev S.A. Integrity and risk control of pipelines using multi-step optimal cessation (MAST) procedure. In: American society of mechanical engineers, pressure vessels and piping division (publication) PVP: Computer Technology-1999 (The ASME Pressure Vessels and Piping Conference). 01-05 August 1999. Boston. Boston: American Society of Mechanical Engineers; 1999. vol. 385. p. 83-100. EDN: MQVZHN.
16. Mataev D.N., Shapovalova E.A. Implementation of an individual video recording system when performing high-risk work (on the example of the enterprise PJSC Transneft). Neft' i gaz: tekhnologii i innovatsii: materialy Natsional'n. nauch.-prakt. konf. = Oil and Gas: Technologies and Innovations: Proceedings of the National Scientific and Practical Conference. 07-08 November 2019, Tyumen. Tyumen: Tyumen Industrial University; 2019, vol. 2, p. 30-32. (In Russ.). EDN: IZTERZ.
17. Antropov A.A. Investigation of factors affecting the safety of work on a depressurized pipeline. StudNet. 2021;4(5):201. Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45760850 [Accessed 3th September 2024]. (In Russ.). EDN: AZLAIV.
Информация об авторах
Рожков Дмитрий Михайлович,
к.т.н., доцент кафедры промышленной экологии
и безопасности жизнедеятельности,
Иркутский национальный исследовательский
технический университет,
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, Россия,
Раевская Ирина Дмитриевна,
магистрант,
Иркутский национальный исследовательский
технический университет,
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, Россия,
Вклад авторов Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Конфликт интересов Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Информация о статье
Поступила в редакцию 06.09.2024. Одобрена после рецензирования 10.09.2024. Принята к публикации 15.09.2024.
Information about the authors
Dmitrii M. Rozhkov,
Cand. Sci. (Eng.), Associate Professor
at the Industrial Ecology and Personnel Safety
Department,
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia, [email protected]
Irina D. Raevskaya,
Master's degree student,
Irkutsk National Research Technical University,
83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia,
Contribution of the authors
The authors contributed equally to this article.
Conflict interests
The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.
The final manuscript has been read and approved by all the co-authors.
Information about the article
The article was submitted 06.09.2024. Approved after reviewing 10.09.2024. Accepted for publication 15.09.2024.
M,
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/