УДК 373.037
ББК 4421.354+4421.4
О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕДРЕНИЯ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ШКОЛ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О.А. Кпестова Уральский государственный университет физической культуры
THE RESULTS OF INTRODUCING THE MODEL OF FORMATION OF PEDAGOGICAL READINESS FOR HEALTH PRESERVATION ACTIVITY AT SCHOOL INTO THE PRACTICE OF EDUCATIONAL PROCESS
0.4. Klestova Ural State University of Physical Education
Обоснована актуальность проблемы повышения уровня готовности педагогов школ к здоровьесберегающей деятельности. Раскрыты компоненты готовности, представлены результаты внедрения в практику модели формирования соответствующего уровня готовности средствами методической работы педагога.
Ключевые слова: здоровьесберегающий образовательный процесс, методическая работа, результаты формирующего эксперимента.
The problem of increasing the level of teachers’ readiness for health preservation activity is considered in the article. The author shows the components of the readiness. The results of putting into practice a model of a certain level of readiness formation by means of teacher’s methodological work are displayed.
Keywords: health preservation educational process, methodological work, results of the generating experiment.
Одной из характерных особенностей современного образования является процесс гуманизации, который подразумевает ориентацию образовательного процесса на сотрудничество учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление здоровья, на развитие потенциала личности. В то же время в практике образования предпринимаются различные меры для развития образованности учащихся, соответствующей Государственному образовательному стандарту. В связи с тем, что гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности, но и сохранение, а по возможности и укрепление, здоровья, встает вопрос о значимости здоровьесберегающей деятельности в практике образования.
Анализируя теоретические подходы к сохранению и укреплению здоровья учащихся, обеспечению их здорового образа жизни [2],
следует отметить, что серьезное внимание уделяется вопросам содержательного аспекта здоровья и здорового образа жизни, принципам и методам формирования у учащихся потребности ведения здорового образа жизни, проблеме здоровьесбережения в образовании. Достаточно подробно изучены вопросы, касающиеся понятия профессиональной педагогической готовности, условий ее формирования у работников образования. В то же время проблемам организации методической работы учителей с направленностью на подготовку их к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса в школе не уделяется достаточного внимания. Таким образом, на основании анализа теории и практики образования нами выявлены противоречия между: а) социально обусловленной необходимостью сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе и недостаточным уров-
Теория и методика профессионального образования
нем готовности педагогов школ к осуществлению здоровьесберегающего образования;
б) существующими научными предпосылками здоровьесбережения учащихся и недостаточной разработанностью подходов к формированию готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса.
В связи с этим необходимо выделить особенности здоровьесберегающего образовательного процесса:
- решение образовательных задач с учетом состояния здоровья и с целью его сохранения;
- соблюдение паритета образованности и здоровья учащихся;
- ориентация образовательного процесса на сотрудничество педагогов и учащихся;
- сочетание умственной и двигательной активности на основе диагностики образовательных потребностей, уровня образованности и состояния здоровья учащихся;
- дифференцированный подход к осуществлению образовательного процесса в зависимости от состояния здоровья и уровня образованности учащихся;
- использование модульного подхода при проектировании содержания учебного материала;
- проектирование образовательных технологий на основе системного пользования доступными педагогу средствами сохранения здоровья учащихся [1].
Исследуя проблему здоровьесбережения в практике образования, необходимо уделить отдельное внимание подготовке учителей в рассматриваемом аспекте. Осуществление всякой профессиональной деятельности предполагает, что существуют требования к работнику, достаточные для выполнения соответствующих функций. Поскольку здоровье-сбережение является атрибутом современного образования, то закономерно считать здоровьесберегающую деятельность аспектом про-фессионально-педагогической. Для реализации здоровьесберегающей деятельности необходимы специфические сведения, умения, определенные качества. Назовем их «готовность к здоровьесбережению».
Соотнося элементы готовности с характеристиками здоровьесберегающего образовательного процесса в соответствующей деятельности педагогов, можно выделить следующие показатели готовности педагогов к здоровьесбережению учащихся: компетент-
ность, нравственность, инициативность, педагогическое мастерство.
Компетентность предполагает наличие у педагога необходимых знаний, используемых в рамках здоровьесбережения, в том числе в преподаваемой дисциплине. Профессиональная нравственность характеризуется приоритетом сохранения здоровья и обеспечения социально востребованного уровня образованности учащихся. Инициативность базируется на проявлении стремления организовать свою деятельность, чтобы обеспечить паритет здоровья и образованности учащихся. Педагогические мастерство определяется наличием профессионального опыта, достаточного для того, чтобы грамотно подобрать средства для конкретного предмета, темы, условий образовательного процесса, четко определять функции всех этих средств таким образом, чтобы они в максимальной степени соответствовали задачам сохранения здоровья и развития образованности учащихся.
Формирование готовности педагога к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса происходит в процессе его профессиональной деятельности. На наш взгляд, наиболее полно требованиям формирования данного вида готовности отвечает методическая работа как одна из наиболее существенных составляющих профессиональной подготовки, становления и развития педагога.
Методическая работа, направленная на формирование у педагогов готовности к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса, должна включать в себя следующие элементы:
1) планирование, где педагог определяет круг вопросов в содержании своего предмета, которые могут способствовать самосовершенствованию компетентности и педагогического мастерства в аспекте здоровьесбережения;
2) реализация (организация), когда педагог определяет содержание, формы, методы и средства методической работы, направленной на повышение уровня готовности учителя к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса;
3) контроль результатов предполагает выявление педагогом изменений своей компетентности и педагогического мастерства;
4) анализ результатов, в процессе которого педагог должен определить для себя моменты, которые требуют корректировки, доработки или создания и использования чего-то нового, ранее не задействованного, но
имеющего своей целью помочь ему достичь требуемого уровня данного вида готовности;
5) корректирование - педагог вносит целесообразные изменения в проводимые им мероприятия в рамках методической работы по проблемам здоровьесбережения.
Эффективность предложенной нами трактовки формирования готовности педагогов к здоровьесберегающей деятельности необходимо было проверить и подтвердить в процессе практической апробации. В соответствии с этим была разработана и реализована в практике образования модель построения методической работы в школе с направленностью на формирование готовности учителей к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса [1].
Она построена с учетом принципов системного подхода, подчинена одной цели: повышению уровня готовности учителей к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса. Достижение данной цели в условиях общеобразовательного учреждения возможно посредством методической работы, которая включает в себя следующие элементы: содержание, формы, методы, средства. В свою очередь, содержание состоит из трех частей:
а) инвариантной (совершенствование пси-холого-педагогической и методической работы, направленной на решение образовательных задач с учетом состояния здоровья учащихся, на сотрудничество педагогов и учащихся);
6) вариативной (совершенствование методической и специальной подготовки, направленной на соблюдение паритета образованности и здоровья учащихся; использование модульного подхода в рамках преподаваемой дисциплины);
в) индивидуальной методической работы (самосовершенствование педагогом своих компетентности и педагогического мастерства в плане здоровьесбережения: использование дифференцированного подхода к учащимся, использование, разработка и внедрение технологий на основе системного использования средств сохранения здоровья учащихся и т.д.).
Для обеспечения содержательной составляющей используются разнообразные формы методической работы как коллективные, так и индивидуальные: педагогические советы, психолого-педагогические семинары, научно-практические конференции, методические объединения, семинары-практикумы, творческие отчеты рабочих групп, индивидуальная работа, шефство и др.
Особенностью модели является то, что для каждой части содержания методической работы определены свои формы, а также методы (метод экспертных оценок, анкетирования, диагностики, мозгового штурма, проблемных ситуаций, индивидуального планирования, самоанализа, самооценки и т.д.) и средства (программа методической работы по здоровье-сбережению учащихся, учебные планы и программы, учебные пособия, методические рекомендации, доклада, сообщения и др.).
В разработанной нами модели (для ее реализации) определены управленческие условия, способствующие формированию готовности учителей к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса: организация, стимулирование и контроль.
Организация включает программу, регламент, обеспечение литературой, обеспечение материальной базы, а также межшкольные и внутришкольные взаимодействия в русле здоровьесбережения учащихся.
Стимулирование предполагает определенные льготы по нагрузке, выявление системы ценностей и потребностей учителей в рамках здоровьесбережения и удовлетворение их по мере возможности, а также побуждение, убеждение, воспитание.
Контроль обеспечивает постоянное отслеживание готовности педагогов к осуществлению здоровьесбережения и внесение корректив в содержание, формы, методы и средства методической работы.
Модель построения методической работы в школе с направленностью на формирование готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса опирается на имеющийся (выявленный) уровень готовности к здоровьесбережению. Поэтому сначала необходимо выявить реальный уровень готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса. Для этого нами был разработан необходимый педагогический инструментарий.
В связи с тем, что готовность к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса мы рассматриваем в четырех аспектах, считаем целесообразным каждый из выделенных показателей исследовать отдельно. Причем каждый из них будет рассматриваться по трем уровням: высокий, средний, низкий.
С целью диагностирования компетентности как одной из составляющих готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса нами ис-
Теория и методика профессионального образования
пользуется метод опроса. Уровень компетентности педагога оценивается по его результатам и зависит от степени ясности, четкости, полноты и содержательности полученных ответов.
Для диагностики инициативности и нравственности нами используется метод анкетирования. Разработанная анкета состоит из двух взаимосвязанных частей, каждая из которых дает возможность выявить определенный уровень соответствующего показателя готовности педагога к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса, для чего нами используется метод шкалирования. В разработанной анкете каждый ответ несет в себе определенное выражение в баллах, которое в сумме дает нам представление об уровне инициативности и нравственности педагога.
Для выявления уровня профессионального мастерства используется метод педагогической экспертизы. При составлении формализованной шкалы, определяющей степень соответствия оцениваемых качеств выбранным критериям, мы используем три уровня оценки: критерий выполняется; критерий выполняется частично; критерий не выполняется. С учетом этого была составлена анкета для экспертизы.
К опытно-экспериментальной работе в качестве испытуемых были привлечены учителя школ № 53, 112 г. Челябинска и школы № 2 г. Чебаркуля. Обследования проводились на однородном контингенте.
С целью реализации системы методической работы, ориентированной на формирование готовности педагогов к осуществлению
здоровьесберегающего образовательного процесса, нами был проведен нулевой срез, выявивший исходный уровень соответствующего вида готовности педагогов. Полученные результаты проведенного среза дают нам основание говорить о недостаточно высокой компетентности педагогов в области здоровьесберегающего образования, в то же время отмечаются высокие показатели нравственной составляющей готовности к здоровьесбереже-нию учащихся, но недостаточно применимые в практике образовательного процесса, что отражается в невысоких показателях инициативности. Сложнее обстоит ситуация с мастерством, которое отражает воплощение первых трех показателей в деятельности педагога.
Эффективность предложенной модели проверялась в формирующем эксперименте. Различие в осуществлении методической работы между контрольной и экспериментальной группами состояло в следующем: в экспериментальной группе была реализована программа подготовки управленческих и педагогических кадров к проектированию и реализации здоровьесберегающих образовательных процессов, а в контрольной группе работа велась по стандартной программе методической работы учителей с использованием традиционных методик. В табл. 1-4 приведены результаты в процентном отношении к численности группы для каждого уровня готовности (низкого, среднего, высокого) на начало и конец эксперимента.
На протяжении формирующего эксперимента мы фиксировали динамику формирования готовности педагогов к осуществлению
Таблица 1
Состояние готовности педагогов в контрольной группе на начало эксперимента (%)
Уровень Показатели готовности
компетентность инициативность нравственность педагогическое мастерство
Высокий 50 11,4 0 59,1
Средний 43,2 72,7 34,1 40,9
Низкий 6,8 15,9 65,9 0
Таблица 2
Состояние готовности педагогов в экспериментальной группе на начало эксперимента (%)
Уровень Показатели готовности
компетентность инициативность нравственность педагогическое мастерство
Высокий 38,6 11,4 0 56,8
Средний 54,5 70,5 31,8 43,2
Низкий 6,9 18,1 68,2 0
Таблица 3
Состояние готовности педагогов в контрольной группе на конец эксперимента (%)
Показатели готовности
Уровень компетентность инициативность нравственность педагогическое мастерство
Высокий 45,5 9,1 0 56,8
Средний 47,7 75 27,3 43,2
Низкий 6,8 15,9 72,7 0
Таблица 4
Состояние готовности педагогов в экспериментальной группе на конец эксперимента (%)
Показатели готовности
Уровень компетентность инициативность нравственность педагогическое мастерство
Высокий 11,4 0 0 22,73
Средний 61,4 65,9 13,6 54,54
Низкий 27,2 34,1 86,4 22,73
здоровьесберегающего образовательного процесса с целью получения информации об изменениях уровня данной готовности. Результаты использовались в ходе эксперимента
Результаты опытно-экспериментальной работы показали правомерность выдвинутой нами гипотезы и подтвердили эффективность разработанной модели построения методической ра-
2?5
2
1,5
1
0,$
О
1 начало эксперимента і конец эксперимента
ЭГ
КГ
Гистограмма изменения коэффициента уровня готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса в ходе эксперимента
и вносились коррективы в процесс методической работы педагогов.
Изменение коэффициента уровня готовности педагогов в ходе эксперимента представлено на рисунке.
Таким образом, в ходе исследования статистически было подтверждено наше предположение о том, что под влиянием внедрения в практику образования разработанной нами системы методической работы, ориентированной на подготовку педагогических и управленческих кадров в аспекте здоровьесбережения, в экспериментальной группе уровень данного вида готовности существенно превышает аналогичные показатели контрольной группы.
боты в школе с направленностью на формирование готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса.
Литература
1. Клестова, О.А. Направленность методической работы на формирование готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса в школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.А. Клестова. - Челябинск, 2006. - 24 с.
2. Сериков, С.Г. Здоровьесбережение учащихся в образовательных процессах: монография / С.Г. Сериков. - Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2001. - 320 с.
Поступила в редакцию 30 июля 2009 г.