УДК 378.046.4
Сериков Сергей Геннадьевич
Доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе Уральского государственного университета физической культуры, [email protected], Челябинск
Сериков Геннадий Николаевич
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики профессионального образования Южно-Уральского государственного университета, [email protected], Челябинск
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ В АСПЕКТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В статье с позиции проблемы обеспечения качества образования анализируется понятие здоровьесберегающего образовательного процесса и готовность педагога к его осуществлению. Подробно раскрывается структурно-содержательная сторона авторской программы повышения квалификации кадров в аспекте педагогического обеспечения здоровьесбережения учащихся, характеризуются формы и методы ее реализации в системе дополнительного образования учителей.
Ключевые слова: качество, здоровьесбережение, образованность, повышение квалификации
Serikov Sergey Gennadyevich
Doctor ofpedagogical sciences, professor, vice-rector for academic affairs an research of the Ural state university of physical culture, [email protected], Chelyabinsk
Serikov Gennadiy Nikolaevich
Doctor ofpedagogical sciences, professor of the department for pedagogic ofprofessional education of the South-Urals state university, [email protected], Chelyabinsk
DIDACTIC PRECONDITIONS OF TEACHERS’ PROFESSIONAL SKILLS IMPROVEMENT WITHIN THE ASPECT OF REALIZING HEALTH IMPROVING EDUCATIONAL PROCESS
The notion of health preserving educational process and teachers’ role in its realizing, viewed from the position of the problem of ensuring educational quality is analyzed in the article. The structural-substantive side of the author’s programme of teachers’ professional skills improvement within the aspect of pedagogical ensuring students’ health improvement is viewed in details here. Forms and methods of its realization within the system of teachers’ extended education are also characterized in the article.
Keywords: Quality, health improvement, education, professional skills improvement
Повышающиеся требования со стороны государства к Российской системе образования влекут за собой необходимость дальнейшего совершенствования подготовки специалистов. Актуальность обеспечения роста качества подготовки по различным профилям профессионального педагогического образования обусловливается и необходимостью соответствия общеевропейским стандартам. Все это обусловливает значимость мер по повышению качества и в системе дополнительного профессио-
нального образования педагогических работников.
Специфика проблемы повышения качества дополнительного профессионального педагогического образования в системе повышения квалификации учителей заключается в том, что качество подготовки педаго-га-практика должно оцениваться, в первую очередь, по показателям качества образования его учеников, воспитанников. Вышеуказанное обусловливает высокую значимость усиления профессиональной подготовки
работников образования, выведения уровня системы повышения квалификации педагогов на качественно новые рубежи, соответствующие международным стандартам качества.
В современных научных трудах достаточно много внимания уделяется проблемам качества образования. В то же время критерии качества образовательного процесса разработаны не до конца. Известно, что понятие «качество» означает соответствие определенным нормативам, стандартам [4]. Поэтому в узком понимании качество образования учащихся можно трактовать как соответствие требованиям государственного образовательного стандарта. Если же подходить к проблеме более широко, то под качеством образования необходимо понимать и достижение высокого уровня материальнотехнических, социально-бытовых, организационно-педагогических и других условий.
Исходя из этого, среди критериев качества образования целесообразно рассматривать не только соответствие уровня образованности учащихся требованиям государственного образовательного стандарта, но и соответствие создаваемых в образовательном процессе условий требованиям комфортности для ребенка. В физиологическом аспекте это предполагает предотвращение переутомления от учебных нагрузок [2]. С точки зрения психологической составляющей данной проблемы, речь должна идти о достижении ситуаций успеха, формировании положительной мотивации к учению [3]. В социальном же аспекте обеспечение комфортных условий для обучающегося связано с созданием атмосферы сотрудничества, благоприятного социального климата в ученическом коллективе [1]. С этой стороны в качестве интегративного критерия качества образования целесообразно рассматривать состояние здоровья учащихся, которое в соответствие с уставом Всемирной организации здравоохранения как раз и объединяет в себе физическое, психологическое и социальное состояние человека.
Таким образом, в системе ведущих показателей качества образования целесообразно опираться на уровень образованности учащихся и состояние их здоровья. При этом критерием качества образовательного процесса является достижение паритета
образованности и здоровья детей [6]. В настоящее время нами разрабатывается научно-исследовательская тема «Управление качеством образования по критерию паритета образованности и здоровья обучающихся», включенная в план работ по программе «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» реализуемой Уральским отделением Российской академии образования. В рамках проводимых исследований нами обосновывается подход, согласно которому здоровьесберегающее образование следует понимать именно как образовательный процесс, ориентированный на обеспечение паритета образованности и здоровья учащихся. А для того, чтобы достичь соответствующего паритета в практике образования, необходимо уделять серьезное внимание повышению квалификации педагогических работников в аспекте осуществления здоровьесберегающего образовательного процесса. В этом по нашему глубокому убеждению проявляется одно из важных направлений совершенствования качества системы дополнительного профессионального педагогического образования.
Таким образом, важнейшим условием эффективной педагогической деятельности, направленной на обеспечение паритета образованности и здоровья учащихся, является готовность учителя к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса. Последняя включает в качестве составляющих: компетентность, нравственность, инициативность, профессиональное (педагогическое) мастерство [5].
Относительно готовности к здоровьесбе-режению компетентность означает наличие у педагога необходимых знаний, в объем которых входят: сведения о здоровье вообще, здоровье учащегося и его составляющих; представления об образованности, ее составляющих и уровнях; представления о соотношении здоровья и образованности; представления о функциях работника образования в условиях здоровьесберегающего образовательного процесса; представления о здоровьесберегающем образовательном процессе, его характеристиках и особенностях; знания в области педагогики, психологии, валеологии, здорового образа жизни, частной методики, теории управления; сведения о средствах, используемых в рамках
здоровьесбережения, в том числе в преподаваемой дисциплине.
Нравственность педагога проявляется в его отношениях к другим субъектам образовательных процессов, к результатам своего и их труда. Инициативность педагога означает, что он активно включается в здоровьесберегающую деятельность, выражает желание участвовать в здоровьесберегающем образовательном процессе. Активность в созидании, освоении и внедрении здоровьес-бережения является характерным признаком инициативности педагога. Вследствие этого инициативность работника образования находит следующие проявления: направленность личности педагога на постановку проблемы здоровьесбережения учащихся; потребность совершенствовать образовательный процесс в русле здоровьесбережения; наличие организационно-управленческих способностей, способностей спроектировать и организовать выполнение собственной здоровьесберегающей деятельности.
Мастерство проявляется в хорошей сфор-мированности умений и навыков, которая имеет следствием высокую результативность и качество здоровьесберегающего образовательного процесса. Главными характеристиками мастерства педагога будем считать: наличие опыта в области реализации здоровьесберегающих технологий; способность выбирать и грамотно применять наиболее эффективные, адекватные технологии; способность создания и внедрения своей собственной здоровьесберегающей технологии.
В целях формирования соответствующих показателей готовности учителей школ нами разработана программа повышения квалификации кадров в аспекте педагогического обеспечения здоровьесбережения учащихся, которая в настоящее время апробируется в рамках методической работы отдельных общеобразовательных учреждений Челябинской области. Характеризуя содержание соответствующей программы в общем виде, следует отметить, что оно базируется на традиционных методологических основаниях, концептуальных положениях, подходах к проектированию образовательных систем.
В частности, в данной программе отражены такие аспекты, значимые с точки зрения подготовки кадров к осуществлению здоро-
вьесбережения школьников, как педагогические понятия образованности и здоровья учащихся, основные элементы, определяющие состав данных категорий, структура элементов, входящих в их состав, функциональные назначения каждой из выделяемых составляющих и рассматриваемых понятий в целом с точки зрения повышения эффективности участия в образовании, генетические закономерности в функционировании образованности и здоровья учащихся. Рассмотрены ведущие взаимосвязи между данными феноменами, проявляющиеся в образовательном процессе, обоснована их взаимообусловленность с точки зрения повышения качества образования в целом.
Рассмотрены особенности деятельности учащихся, направленных на выполнение функций учения и самообразования, закономерности возникновения умственного утомления и переутомления в процессе исполнения данных функций, показана роль двигательной активности в предотвращении соответствующих нежелательных эффектов, возможности использования средств физической культуры в целях сохранения и укрепления здоровья учащихся, повышения их умственной работоспособности. Охарактеризовано влияние возрастных особенностей физического, психического и социального развития школьника на выполнение им умственной и физической деятельностей, направленных на развитие образованности и сбережение здоровья.
В содержание программы повышения квалификации кадров включены также основные понятия системного подхода к осуществлению образовательного процесса, общие положения применения данного подхода к обеспечению паритета между развитием образованности и сбережением здоровья учащихся. Отражены концептуальные положения осуществления здоровьесбереже-ния в образовательном процессе, такие как направленность взаимодействий участников образования на сотрудничество, сочетание умственных и физических нагрузок учащихся в образовательном процессе, системность педагогических средств реализации здоровьесберегающего образования и др.
В частности, уделено внимание вопросам взаимной поддержки педагогов и учащихся с целью повышения эффективности про-
цесса усвоения образованности и сохранения здоровья, поддержания благоприятного психологического и эмоционального фона в их совместной деятельности в образовании. Рассмотрены зависимости образованности и здоровья учащихся от личных качеств педагога, его способностей к поддержанию сотруднических отношений с детьми. Характеризуется содержание взаимодействия учителей и учащихся в здоровьесберегающем образовательном процессе. Включены элементы, раскрывающие возможности преодоления межличностных противоречий в отношениях педагогических работников и их подопечных. Также находят свое отражение аспекты, связанные с обеспечением гуманизации взаимоотношений участников образования, учетом их индивидуальных особенностей, обеспечением педагогического содействия развитию у школьников ответственного отношения к своему здоровью и к образованию.
Как уже было сказано выше, в разработанной программе повышения квалификации работников образования охарактеризованы концептуальные подходы к реализации сочетания умственных и физических нагрузок учащихся в образовательном процессе. Предполагается изучение психофизиологических механизмов, действующих в процессе выполнения умственных и физических нагрузок, источников их возникновения в условиях выполняемой школьниками в образовании деятельности. Обосновывается значение чередования данных видов деятельности с точки зрения снижения утомляемости, повышения работоспособности и, соответственно, увеличения эффективности в освоении образованности и сбережении здоровья детей. Раскрываются возможности компенсирования недостатка физических нагрузок в практике образования с целью достижения паритета умственного и физического аспектов деятельности учащихся.
В содержание программы включены также концептуальные вопросы, касающиеся системной интерпретации педагогических средств реализации здоровьесберегающего образовательного процесса. Охарактеризованы основные положения системного трактования понятий здоровьесберегающих методик и технологий. Даны сведения об искусственных образовательных системах, к
коим относятся соответствующие методики и технологии. Отражены общие подходы к определению оснований их систематизации, учету морфологического, структурного, функционального и генетического аспектов при проектировании методик и технологий осуществления здоровьесбережения учащихся в образовательном процессе.
Важное место в описываемой программе занимают элементы, связанные с проектированием здоровьесберегающих методик и технологий. Сюда, в частности, входит состав педагогических средств, способствующих развитию образованности и укреплению здоровья учащихся в образовательном процессе. В связи с этим, характеризуются возможности регулирования объемов учебных заданий, рациональной организации учебного труда, осуществления индивидуализации графиков усвоения материала и выполнения заданий, установления индивидуальных графиков сочетания умственной и физической деятельности в образовательном процессе. Включен материал по использованию материально-технических средств здоровьесбережения школьников, созданию соответствующих санитарно-гигиенических условий, благоприятного с точки зрения развития образованности и сохранения здоровья психологического климата, организации информационного обеспечения здоровьесберегающего образовательного процесса.
Отражены практические подходы к структурированию соответствующих педагогических средств здоровьесбережения по основанию достигнутых успехов в образовании и состояния здоровья учащихся. Показаны приоритеты в реализации этих средств в работе с различными категориями школьников. Предложены методики педагогического диагностирования текущих состояний образованности и здоровья детей. Рассмотрены различные варианты структурирования элементов здоровьесберегающих методик и технологий в зависимости от особенностей здоровья и образованности учащихся.
Существенное внимание уделяется также вопросам распределения функций между педагогами и учащимися при проектировании и реализации здоровьесберегающих методик и технологий в образовательном процессе. Даются рекомендации к проведению консилиумов по разграничению обязанностей,
связанных с пользованием теми или иными средствами, способствующими развитию образованности учащихся и укреплению их здоровья, между управленческими кадрами, преподавательским составом, школьниками и их родителями, а также рекомендации к составлению по результатам консилиума соответствующих циклограмм. Рассмотрены возможности реализации функций педагогического управления и ученического самоуправления в аспектах организации (самоорганизации), побуждения (самости-мулирования), контроля (самоконтроля) здоровьесберегающей деятельности в образовании в зависимости от текущих показателей образованности и здоровья школьников.
Охарактеризованное выше содержание изучаемого материала структурировано на три основных блока. Первый из них - инвариантный, общий для всех категорий педагогических работников. Он направлен на развитие общеметодологической подготовленности, освоение физиологических, психологических и педагогических основ здоровьесберегающего образования. Второй блок - вариативный. Его содержание различно для разных категорий слушателей -представителей школьной администрации, классных руководителей, учителей-предмет-ников. Данный блок ориентирован на учет особенностей частных методик, изучение возможностей реализации педагогических средств здоровьесбережения учащихся в процессе преподавания отдельных образовательных дисциплин. Третий блок - индивидуально-ориентированный. Он предполагает учет исходного уровня подготовленности каждого слушателя в аспекте осуществления здоровьесберегающего образования, мотивации того или иного педагога к проектированию и реализации здоровьесберегающих образовательных технологий, интересов и потребностей учителей в освоении дополнительной информации, значимой с точки зрения обеспечения паритета образованности и здоровья учащихся в практике образования.
В процессе реализации первого блока содержания представленной программы могут быть использованы такие формы и методы работы, как педагогические советы, психолого-педагогические семинары, научно-практические конференции, цикловые методобъединения, педагогические чтения
и др. Второй блок базируется на работе методических объединений специалистов, семинарах-практикумах, творческих отчетах рабочих групп, создании малых творческих групп и др. В работе по третьему блоку отдается предпочтение индивидуальным заданиям, творческим отчетам, практикумам, семинарам, шефству и т.д. [7].
В процессе проводимой в настоящий момент апробации охарактеризованной программы повышения квалификации педагогических работников в аспекте осуществления здоровьесберегающего образовательного процесса возможно уточнение некоторых позиций, касающихся содержания отобранного материала, методов и форм его реализации в работе с учителями. По итогам данной апробации мы планируем отслеживать изменения уровня готовности педагогов к применению здоровьесберегающих образовательных технологий. На основе полученных результатов можно будет делать выводы о целесообразности более широкого внедрения рассматриваемой программы в систему дополнительного профессио-нального педагогического образования либо о ее дальнейшем совершен-ствовании.
Библиографический список
1. Амонашвили Ш. А. Размышление о гуманной педагогике. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 494 с.
2. Антропова М. В., Манке М. А. Обучение с учетом психофизических особенностей подростков // Педагогика. - 1993. - № 6. - С. 9-13.
3. Белкин А. С. Ситуация успеха. Кн. для учителя. - Екатеринбург: УГППУ, 1997. - 185 с.
4. Коротков Э. М. Управление качеством образования. - М.: Академический проект; Мир, 2006. - 320 с.
5. Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.
6. Сериков С. Г., Клестова О. А., Коржова М. Е. Концептуальные подходы к обеспечению сочетания умственных и физических нагрузок учащихся в здоровьесберегающем образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 202-208.
7. Сериков С. Г., Клестова О. А. Подготовка педагогов к осуществлению здоровьесберегающего образования: теоретические предпосылки и реализация в практике образовательных учреждений. - Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2005. - 64 с.