УДК 378.011.31-051 ББК 4481.00 + 4481.42
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
О.А. Кпестова УралГУФК
READINESS OF LECTURERS FOR REALIZATION OF THE HEALTH SAVING EDUCATIONAL PROCESS AS THE INDEX OF QUALITY OF THE EDUCATION
O.A. Klestova Ural State University of Physical Training
Обоснована необходимость рассмотрения готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса как показателя качества образования. Выявлены возможности использования методической работы в формировании соответствующего вида готовности.
Ключевые слова: здоровьесберегающий образовательный процесс, готовность педагогов к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса, качество образования, методическая работа.
The need of examining the readiness of lecturers for the realization of the health saving educational process as the index of quality of education is subs-tantiated. The possibilities of using the systematic work in the forming of the corresponding form of readiness are revealed.
Keywords: health savig educational process, readiness of lecturers for realization of the health saving educational process, quality of education, systematic work.
Современная российская цивилизация в своем развитии в настоящее время достигла стадии интеграции с другими цивилизациями. Являясь самобытной, с особенностями, которые складывались веками, на современном этапе своего развития она стала открытой и подвержена влиянию со стороны других цивилизаций. Для того чтобы не утратить в будущем позиций на международной арене, России необходимо активно включаться в интеграционные процессы, одновременно оказывая на них сильнейшее влияние со стороны своих цивилизационных процессов, сохраняя то самобытное, что характеризует ее как уникальную цивилизацию. Одним из таких направлений должно стать российское образование.
На сегодняшний день главной задачей российской образовательной политики является обеспечение высокого уровня качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и
перспективным потребностям личности, общества и государства.
В практике образования иногда большее внимание уделяется развитию образованности обучающихся. Во многих образовательных учреждениях осуществляется расширенная подготовка учащихся по отдельным дисциплинам и программам, что обусловлено наличием социального заказа со стороны обучающихся и их родителей. Однако в современном понимании развития человека доминирует представление о человеке как о гармонично развитой личности. Необходимо оптимальное сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального и духовного элементов в жизни. Гуманно ориентированный подход к образованию предполагает не только достижение педагогами высокого уровня образованности, но и сохранение, а по возможности и укрепление здоровья, встает вопрос о значимости здоровьесберегающей деятельности в практике образования.
Клестова О.А.
Необходимость ориентации образовательных процессов на сохранение и укрепление здоровья участников образования отражена в соответствующих документах государственного масштаба. Это подтверждает социальную актуальность вопросов, связанных со здоровьесбережением в образовании и качеством образования.
Здоровье наряду с образованностью имеет смысл рассматривать в качестве основных результатов образовательного процесса. Из этого следует, что образовательный процесс должен быть здоровьесберегающим, направленным на обеспечение паритета здоровья и образованности. Следовательно, остро встает необходимость поиска компромисса между обязательностью решения образовательных задач, которые связаны с достижением требуемого уровня образованности, и необходимостью сохранения при этом здоровья участников образования [1]. В связи с этим имеет смысл говорить о некоторых особенностях здоровьесберегающего образовательного процесса, состоящих в следующем:
1) решение образовательных задач с учетом состояния здоровья обучающихся с целью его сохранения;
2) соблюдение паритета образованности и здоровья обучающихся;
3) ориентация образовательного процесса на сотрудничество педагогов и обучающихся;
4) сочетание умственной и двигательной активности на основе диагностики образовательных потребностей, уровня образованности и состояния здоровья обучающихся;
5) дифференцированный подход к осуществлению образовательного процесса в зависимости от состояния здоровья и уровня образованности обучающихся;
6) использование модульного подхода при проектировании содержания учебного материала;
7) проектирование образовательных технологий на основе системного пользования доступными педагогу средствами сохранения здоровья обучающихся.
Исследуя проблему здоровьесбережения в практике образования, необходимо отметить тот факт, что данной проблемой как составляющей качества в образовательном пространстве должны заниматься педагоги. Поэтому следует уделить особое внимание подготовке педагогов в рассматриваемом аспекте.
Осуществление всякой профессиональной деятельности предполагает, что существуют
требования к работнику, достаточные для выполнения соответствующих функций. Поскольку здоровьесбережение является атрибутом современного образования, то закономерно считать здоровьесберегающую деятельность аспектом профессиональнопедагогической. Для реализации здоровьесберегающей деятельности необходимы специфические сведения, умения, определенные качества. Назовем их «готовность к здоровь-есбережению».
Характеризуя готовность педагогов к осуществлению здоровьесбережения обучающихся, мы опираемся на имеющиеся исследования по проблеме готовности к деятельности вообще и профессиональной готовности в частности. Соотнося элементы готовности с характеристиками здоровьесберегающего образовательного процесса в соответствующей деятельности педагогов, можно выделить следующие показатели готовности педагогов к здоровьесбережению обучающихся: компетентность, нравственность, инициативность, педагогическое мастерство [1].
Компетентность предполагает наличие у педагога необходимых знаний, в объем которых входят сведения о здоровье обучающегося и его составляющих, представления об образованности, ее составляющих и уровнях, представления о соотношении здоровья и образованности, представления о функциях работника образования в условиях здоровьесберегающего образовательного процесса и его характеристиках, сведения о средствах, используемых в рамках здоровьесбережения, в том числе в преподаваемой дисциплине и т.д.
Профессиональная нравственность характеризуется приоритетом сохранения здоровья и обеспечения социально востребованного уровня образованности обучающихся, осознанием необходимости принимать меры по здоровьесбережению обучающихся в своей деятельности, «чутким» отношением к особенностям обучающихся в плане учета состояния их здоровья, уровня образованности, образовательных потребностей, проявлением заботы о том, чтобы не навредить психике, не причинить ущерба физическому здоровью, способствовать их социализации и др.
Инициативность базируется на проявлении стремления организовать свою деятельность, чтобы обеспечить паритет здоровья и образованности обучающихся, активизации деятельности по подбору и реализации наиболее эффективных средств здоровьесбереже-
Теория и методика профессионального образования
ния, разработке на их основе здоровьесберегающих технологий, на проявлении новаторства в плане здоровьесбережения:
• попытке разработать свои технологии в аспекте сохранения здоровья обучающихся и обеспечения достаточного уровня образованности;
• проектировании и апробации их в образовательном процессе;
• внесении корректив в разработанные технологии.
Педагогическое мастерство определяется наличием профессионального опыта, достаточного для того, чтобы грамотно подобрать средства для конкретного предмета, темы, условий образовательного процесса, умением грамотно структурировать средства (определять взаимосвязь между элементами), четко определять функции всех этих средств таким образом, чтобы они в максимальной степени соответствовали задачам сохранения здоровья и развития образованности обучающихся, способности создания и внедрения своей собственной здоровьесберегающей технологии, умением выстраивать эти технологии, осуществлять оперативную диагностику, моментально учитывать ее результаты, оперативно внося коррективы по ходу занятий.___________
На наш взгляд, наиболее полно проявляется готовность в методической работе как в одной из существенных составляющих профессиональной деятельности педагога. Методическая работа непосредственно в образовательном учреждении обладает немалыми преимуществами [2].
С учетом существующих в педагогической теории взглядов относительно содержания методической работы в образовательном учреждении и функций педагогов в осуществлении такого рода деятельности, можно охарактеризовать методическую работу педагогов, способствующую формированию готовности к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса. Иными словами, методическая работа педагогов, направленная на формирование у них готовности к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса как одного из показателей качества образовательного процесса, на наш взгляд, должна включать в себя следующие элементы.
1. Планирование. Педагог определяет для себя круг вопросов в содержании своего предмета, которые могут способствовать раз-
витию компетентности и педагогического мастерства в аспекте здоровьесбережения.
2. Реализация (организация). На данном этапе педагог определяет содержание, формы, методы и средства методической работы, направленной на повышение уровня готовности педагога к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса.
3. Контроль результатов предполагает выявление педагогом изменений своей компетентности и педагогического мастерства, при этом в контроле могут участвовать другие педагоги, а также администрация общеобразовательного учреждения.
4. Анализ результатов. Здесь педагогу необходимо проинтерпретировать выявленные на предыдущем этапе изменения, определить свои «сильные» и «слабые» стороны в аспекте готовности к здоровьесбережению, выраженной нами в четырех показателях (компетентность, нравственность, инициативность и педагогическое мастерство). В процессе анализа результатов педагог должен определить для себя те моменты, которые требуют корректировки, доработки или создания и использования чего-то нового, ранее не задействованного, но имеющего своей целью помочь педаго-гу достичь требуемого уровня данного вида готовности.
5. Корректирование. На данном этапе педагог вносит целесообразные изменения в проводимые им мероприятия в рамках методической работы по проблемам здоровьесбережения. Он отбрасывает или преобразует малоэффективные средства, методы, аспекты содержания теоретической и практической подготовки, подбирает или проектирует новые, основываясь при этом на результатах анализа, проведенного на предыдущем этапе. Этап корректирования по своей сути схож с этапом планирования, т.е. с первоначальным этапом методической работы педагога. Это обусловлено цикличностью данного процесса. Другими словами, после этапа корректирования следует этап реализации уже скорректированных мероприятий, затем контроль результатов данной реализации и т.д. Таким образом, весь этот процесс идет по спирали: этапы повторяются, однако мероприятия внутри них совершенствуются от витка к витку. Заканчивается данная деятельность только при условии достижения необходимого нам результата: сформированное™ у педагога проектируемого (по возможности высокого)
Клестова О.А.
уровня готовности к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса.
Организованная таким образом методическая работа будет способствовать актуализации готовности педагогов к здоровьесбереже-нию и повышению их квалификации. Это позволит педагогам, обладающим соответствующей готовностью, разрабатывать и внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии и методики, что приведет к неухудшению здоровья обучающихся, в то же время повысив уровень их образованности. В этом смысле готовность педагогов к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса является одним из показателей качества образования.
Литература
1. Клестова, О.А. Направленность методической работы на формирование готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса в школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук/O.A. Клестова. — Челябинск, 2006. - 24 с.
2. Моисеев, А.М. Сущность и задачи методической работы в школе в условиях перестройки школы / А.М. Моисеев // Методическая работа в школе: организация и управление. - М.: МГПИ, 1991. - С. 9-22.
3. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в
гуманном образовании: монография
/Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Екатеринбург-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.
Поступила в редакцию 9 января 2009 г.