ББК 474.204
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
О,А. Кпестова УралГУФК
Рассматривается проблема методической работы учителя общеобразова тельной школы, направленной на повышение готовности к здоровьесбере гаюшей деятельности, а также разграничение функций администрации учреждения и педагогов в рамках данного вида работы.
Современное реформирование образования обусловлено рядом широкомасштабных проблем общества. Провозглашенные ценности демократизации и гуманизации воспринимаются как массовые процессы, в которых усваиваются не только идеи, но и способ деятельности, соответствующий им. Востребована огромная тренировочная площадка, на которой специалисты обеспечивали бы усвоение новых моделей отношений. Такой площадкой является система образования. Чтобы реализовать реформирование на уровне конкретного ученика и учителя, последнему необходимо реформировать свою деятельность путем уважительного отношения к ее технологичности, освоить инновационные педагогические технологии. Одной из таких технологий является здоровьесберегающая.
В настоящее время образование, несущее социокультурную функцию, сформировалось однобоко: преобладает материалистическая составляющая, не реализуется гармония позиций личность - индивид, не решается задача формирования экологической культуры в ее истинном смысле как обеспечение чистоты, порядка, красоты, гармонии организма и др., без чего недостижима главная ценность - здоровье.
Гуманизм и экологическая культура должны стать составляющими каждого конкретного образовательного процесса в общеобразовательной школе. Немалая роль в этих процессах отводится учителю. Находясь в центре общественного внимания, педагоги тиражируют свой уровень духовности, свою внутреннюю культуру, свою цивилизованность и экологическую культуру, распространяя их на учеников как пример высокой нормы, как критерий действий. И потому ответ-
ственность педагога перед обществом очень высока. Чтобы устранить противоречия между старым и новым, сегодня необходима массовая переориентация педагогов школ в своей позиции (понимание собственных функций, профессиональные убеждения), в выборе моделей и технологий [2].
Именно этому отвечает здоровьесберегающий образовательный процесс, построенный на основе гуманистической парадигмы и экологической культуры. В связи с тем, что через педагогическую подготовку педагога реализуются демократические ориентации в сознании учащихся, учитель должен быть готов к обеспечению данного здоровьесберегающего процесса.
Формирование чего-либо, какого-либо свойства или качества человека происходит в процессе его деятельности. Формирование профессиональных качеств и характеристик происходит в ходе профессиональной деятельности человека. Основной деятельностью учителя является его преподавательская деятельность в общеобразовательном учреждении, следовательно, формирование готовности к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса должно происходить в процессе его профессиональной деятельности.
Профессиональная подготовка учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического
опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.
Практика показывает, что знания, полученные учителями при специально организованном обучении, нуждаются в практической доводке, в осмыслении и апробации в школе [6, с. 498-499].
На наш взгляд, наиболее широкие возможности для формирования готовности к здоровьесбережению предоставляет методическая работа как одна из наиболее существенных составляющих профессиональной подготовки, становления и развития педагога.
Методическая работа непосредственно в школе обладает немалыми преимуществами.
Во-первых, методическая работа в школе носит относительно непрерывный, постоянный, повседневный характер.
Во-вторых, повышение квалификации и мастерства учителей непосредственно в школе позволяет теснейшим образом связывать содержание и характер методической работы с педагогическими проблемами в целом и результатами реального учебно-воспитательного процесса, изменениями в качестве знаний, умений и навыков учащихся, в уровне их воспитанности и развитости.
В-третьих, организаторы методической работы в школе имеют возможность глубоко, в течение длительного времени изучать деятельность и личностные качества конкретных учителей и классных руководителей, выявлять недостатки и затруднения в их деятельности, а также прогрессивные тенденции, ростки передового новаторства, что позволяет сделать процесс роста педагогического мастерства педагогов более управляемым.
В-четвертых, методическая работа в школе проходит в живом, конкретном, развивающемся педагогическом коллективе, единство и сплоченность которого создают особенно благоприятные условия для постановки методической работы (а последняя, в свою очередь, закономерно приводит к дальнейшему творческому развитию педагогического коллектива) [4].
Рассматривая сущность методической работы в школе, ряд авторов считает, что она
должна осуществляться в соответствии с важнейшими принципиальными требованиями. В качестве основных требований, выступающих как принципы методической работы, выделяют следующие [4].
1. Связь с жизнью, с практикой реализации перестройки школы, актуальность. Этот принцип требует учета в процессе осуществления методической работы не только глобальных проблем современности, но и проблем, близких данному коллективу учителей.
2. Научность. Это принцип нацеливает руководителей методической работы на достижение соответствия между всей системой повышения квалификации учителей и современным уровнем науки.
3. Системность. Этот принцип требует подхода к методической работе как к целостной системе, оптимальность которой зависит, прежде всего, от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с учителями, от направленности на высокие конечные результаты. Поскольку социальным системам органически присуще управление, принцип системности подразумевает управляемость, планомерность всей методической работы.
4. Комплексный характер. Этот принцип предусматривает единство и взаимосвязь всех сторон и направлений повышения квалификации учителей (по вопросам частной методики, дидактики и теории воспитания, психологии и физиологии, педагогической этики, развития общей культуры и т. п.).
5. Систематичность, последовательность, преемственность, непрерывность. Данные принципы предусматривают охват учителей разными формами методической работы в течение всего учебного года, превращение методической работы в часть системы непрерывного образования.
6. Творческий характер, максимальная активизация учителей. Этот принцип предполагает творческий характер методической работы с учителями, обеспечивающей действенное стимулирование творческих поисков учителей.
7. Конкретность: учет особенностей конкретной школы, учителя, дифференцированный подход к учителям.
8. Единство теории и практики при всей практической направленности методической работы.
9. Оперативность, гибкость, мобильность.
10. Создание благоприятных условий для эффективных творческих поисков учителей.
Таким образом, в процессе определения содержания методической работы учителей, направленной на формирование готовности к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса, необходимо учитывать данные принципы и строить содержание методической работы таким образом, чтобы оно в целом соответствовало перечисленным выше требованиям.
Учет такого рода принципов требует определенной их конкретизации. Другими словами, необходимо определиться с механизмами реализации данных принципов. Такие механизмы мо1ут быть выражены посредством установления определенных функций, которые присущи системе методической работы.
Необходимо отметить, что функции и содержание методической работы в исследованиях охарактеризованы достаточно обобщенно, недостаточно внимания уделено взаимоотношениям субъектов данного вида деятельности. Проблемами взаимоотношений между субъектами в какой-либо деятельности и разграничения их функций и полномочий занимается менеджмент.
Функции менеджмента - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности. В отношении нашего исследования речь идет о педагогическом менеджменте и, прежде всего, о распределении функций между администрацией и педагогами в процессе осуществления методической работы в школе.
Нас интересуют функции и тех и других: педагогов - с точки зрения формирования готовности к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса; администрации - с точки зрения управленческого содействия формированию у учителей такого рода готовности.
В науке и практике выделяют пять основных функций менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация и контроль [1, 3, 5].
Функции управления имеют специфический характер, особое содержание, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Иными словами, функции управления методической работой в школе предстают перед нами как виды управленческого труда администрации и самого педаго-
га по организации данной сферы жизнедеятельности общеобразовательного учреждения и самого учителя.
Планирование - это один из способов обеспечения направления усилий к достижению поставленных целей. По своей сути функция планирования позволяет принять решение о том, какими должны быть цели методической работы и что должно быть сделано для их достижения.
Организация - обеспечивает упорядочение всех сторон деятельности администрации и педагога в методической работе. Организация как функция является средством достижения целей методической работы. Это процесс, посредством которого создается и сохраняется структура методической работы в общеобразовательном учреждении.
Относительно нашего исследования это означает, что методическая работа в своем содержании имеет три части - инвариантную, вариативную и индивидуальную, каждая из которых использует свои формы, методы и средства для достижения поставленных задач.
В ходе организации как процесса возникает необходимость корректирования работы, координирования усилий, обеспечивая последовательность выполнения поставленных задач. В процессе текущего контроля выявляются те моменты методической работы педагога, которые требуют корректировки и доработки. В этой связи координация также является функцией управления.
Рассматривая методическую работу в общеобразовательном учреждении, мы постоянно сталкиваемся с различным отношением людей к своему делу: разная интенсивность работы, инициативность, старание или работа «от и до». Возникает необходимость в следующей функции. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленных целей.
Контроль - это процесс обеспечения достижения своих целей, процесс соизмерения запланированных и достигнутых результатов. Другими словами, это процесс сопоставления запланированного объема методической работы и тех результатов, которые будут получены по достижении цели и выполнении всех поставленных задач.
На основании вышеизложенного можно провести разграничение функций управления методической работой со стороны администрации общеобразовательного учреждения и самого учителя.
Таким образом, самостоятельная деятельность педагогов в области методической работы предполагает выполнение ими следующих функций:
а) определение плана мероприятий в рамках методической работы;
б) реализацию данных мероприятий в профессиональной деятельности;
в) постоянный поэтапный контроль результатов их реализации;
г) анализ получаемых при этом данных с целью определения их соответствия плану;
д) внесение необходимых корректив в разработанные мероприятия на основе результатов проведенного анализа.
С учетом существующих в педагогической теории взглядов на содержание методической работы в школе и функции педагогов в осуществлении такого рода деятельности, можно охарактеризовать методическую работу учителей, способствующую формированию готовности к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса.
Методическая работа учителей, направленная на формирование у педагогов готовности к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса, на наш взгляд, должна включать в себя следующие элементы.
1. Планирование. Педагог определяет для себя круг вопросов в содержании своего предмета, которые могут способствовать самосовершенствованию компетентности и педагогического мастерства в аспекте здоровь-есбережения. Подбор теоретического материала, отражающего вопросы здоровьесбере-жения. Определение методов самосовершенствования в указанном направлении, а также методов преподавания своей дисциплины, способствующих сохранению паритета образованности и здоровья учащихся и самого педагога. Подбирает или создает новые средства реализации данных аспектов содержания своего предмета. Планирует перечень мероприятий в рамках методической работы, направленных на формирование или повышение уровня готовности к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса.
2. Реализация (организация). На данном этапе педагог определяет содержание, формы, методы и средства методической работы, направленной на повышение уровня готовности учителя к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса.
Следует отметить, что характерной особенностью нашей модели является то, что со-
держание методической работы состоит из трех взаимосвязанных и взаимообусловленных частей (инвариантной, вариативной и индивидуальной), для каждой из которых педагог подбирает свои формы работы, методы и средства достижения нужного результата.
3. Контроль результатов предполагает выявление учителем изменений своей компетентности и педагогического мастерства, при этом могут привлекаться другие учителя, а также администрация общеобразовательного учреждения. Для этих целей необходимы разработка и применение специальных тестов, контрольных заданий, анкет, а также других методов и средств, в том числе и проведение открытых уроков, позволяющих проследить, насколько педагог овладел проблемами здо-ровьесбережения и готов к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса.
4. Анализ результатов. Здесь педагогу необходимо проинтерпретировать выявленные на предыдущем этапе изменения, определить свои сильные и слабые стороны в аспекте готовности к здоровьесбережению, выраженной нами в четырех показателях (компетентность, нравственность, инициативность и педагогическое мастерство).
В процессе анализа результатов учитель должен определить для себя те моменты, которые требуют корректировки, доработки или создания и использования чего-то нового, ранее не задействованного, но имеющего своей целью помочь педагогу достичь требуемого уровня данного вида готовности. Определяются наиболее эффективные методы и средства достижения поставленных задач методической работы в аспекте здоровьесбережения, наиболее оптимальные формы работы.
5. Корректирование. На данном этапе педагог вносит целесообразные изменения в проводимые им мероприятия в рамках методической работы по проблемам здоровьесбережения. Он отбрасывает или преобразует малоэффективные средства, методы, аспекты содержания теоретической и практической подготовки, подбирает или проектирует новые, основываясь при этом на результатах анализа, проведенного на предыдущем этапе.
Этап корректирования по своей сути схож с этапом планирования, т.е. с первоначальным этапом методической работы учителя. Это обусловлено цикличностью данного процесса. Другими словами, после этапа корректирова-
ния следует этап реализации уже скорректированных мероприятий, затем контроль результатов данной реализации и т.д.
Таким образом, весь этот процесс идет как бы по спирали: этапы повторяются, однако мероприятия внутри них совершенствуются от витка к витку. Заканчивается данная деятельность только при условии достижения необходимого нам результата: сформированное™ у педагога проектируемого (по возможности высокого) уровня готовности учителя к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса.
Как отмечалось выше, в рамках методической работы в общеобразовательном учреждении идет разграничение функций между педагогами и администрацией. Исходя из этого, целесообразно рассмотреть функции административного аппарата школы, выполняемые им в рамках содействия и организации методической работы учителей в аспекте здоровьесбережения, а также формирования у учителей проектируемого уровня готовности к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса. Выполняемые администрацией функции образуют управленческие условия, способствующие формированию у учителей требуемого вида готовности, и включают в себя организацию, стимулирование и контроль.
В рассматриваемом нами аспекте организация представляет собой единение функций планирования, организации, а также, частично, координации и включает в себя следующие мероприятия:
-постановка цели и задач методической работы в аспекте здоровьесбережения;
-подготовка программы методической работы школы на учебный год (либо на несколько лет) в рамках рассматриваемой проблемы;
-становление регламента;
-обеспечение учебно-методической и научной литературой, формирование библиотечного фонда методического кабинета в аспекте изучаемой проблематики;
-обеспечение материальной и технической базы школы, способствующей решению проблем здоровьесбережения субъектов образовательного процесса;
-организация и обеспечение меж-школьных и внутришкольных взаимодействий в русле здоровьесбережения учащихся;
-организация и проведение методических семинаров, совещаний, научно-практических и методических конференций и т.д.
Для достижения поставленной цели методической работы и решения выявленных задач педагогическим коллективом школы со стороны административного аппарата должны быть использованы все методы и средства, способствующие наиболее оптимальной и эффективной работе. В этих целях используется функция стимулирования (мотивации). Она включает следующие мероприятия:
-предоставление льгот по нагрузке, разгрузка педагогов;
-выявление системы ценностей учителей в рамках здоровьесбережения и удовлетворение их по мере возможностей;
-побуждение к занятиям методической работой (научно-методической работой) в рамках проблемы здоровьесбережения;
-убеждение педагогов в необходимости решения задач здоровьесберегающего образовательного процесса;
-воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью воспитанников;
-мотивирование на повышение квалификации в рамках здоровьесбережения и т.д.
В целях достижения поставленных задач, а также эффективной организации и протекания процесса методической работы со стороны администрации также необходим контроль, который будет способствовать более оптимальной методической работе каждого отдельно взятого учителя. Контроль, проводимый административным аппаратом общеобразовательного учреждения, подразделяется на три вида: предварительный, текущий и заключительный [1,5].
Предварительный контроль проводится на первом этапе организации методической работы и позволяет выявить состояние проблемы, а также грамотно провести планирование и организацию всех мероприятий в рамках методической работы по проблемам здоровьесбережения. На данном этапе выявляются те моменты, которым будет уделено больше времени, внимания и сил со стороны педагогов.
Текущий контроль проводится в течение всей работы в виде контрольных срезов, опроса, бесед с учителями, посещения уроков и внеклассных мероприятий представителями администрации школы, а также проведения педагогических советов, отчетов о работе за
определенный период, контроля за состоянием здоровья и образованности учащихся, выступлений на семинарах и конференциях и т.д. По итогам этого контроля вносятся необходимые коррективы в работу методических объединений школы и работу отдельных педагогов.
Заключительный контроль проводится на момент окончания учебного года или завершения разработанной программы методической работы школы. На основании результатов этого контроля проводятся корректировочные и координационные мероприятия, вырабатываются планы и разрабатываются программы дальнейшей работы в рамках здоровьесбережения в образовательном учреждении.
Таким образом, методическая работа, направленная на формирование готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности или повышение уровня данного вида готовности, будет эффективной при условии разграничения ее функций в рамках педагогического менеджмента.
Литература
1. Вшанский, О.С. Менеджмен: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Граники, 2002. - 522 с.
2. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.
3. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хе-доури. - М. : Дело, 2000. - 704 с.
4. Моисеев, А.М. Сущность и задачи методической работы в школе в условиях перестройки школы / А.М. Моисеев // Методическая работа в школе: организация и управление. - М..: МГПИ, 1991. - С. 9-22.
5. Основы менеджмента: учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др.; под ред. Д.Д. Вачугова. - М.: Высш. школа, 2001. - 367 с.
6. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 512 с.