ББК 74.202:51.1 УДК 37.02:61
НАПРАВЛЕННОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОЦЕССА
Клестова О.А.
УралГУФК
Статья посвящена решению проблемы повышения квалификации педагогов в аспекте здоровьесбережения. Средством повышения является методическая работа, способствующая формированию необходимого уровня готовности педагога.
В современном российском обществе существует ряд проблем, которые получили статус социально значимых и затрагивают сферу национальной безопасности. Одной из таких проблем является проблема здоровья подрастающего поколения. В настоящее время существуют ярко выраженные тенденции к ухудшению здоровья школьников, причем его существенное снижение происходит именно в период обучения детей в учреждениях общего образования [1,2]. Между тем, здоровье представляет собой важнейшую ценность не только для самого человека, но и для общества в целом. Поэтому оно весьма заинтересовано в сохранении здоровья подрастающего поколения, то есть, безусловно, существует социальный заказ на воспитание здорового человека.
Путем, способным в определенной мере обеспечить решение проблемы здоровья населения России, и в том числе детей, может быть, на наш взгляд, целенаправленное повсеместное формирование у людей положительной установки на активное поддержание своего здоровья в течение всей жизни. Решение данной глобальной задачи возможно при наличии специального общественного института, через который, во-первых, проходил бы в своей жизни каждый человек и в котором, во-вторых, осуществлялось бы целенаправленное просвещение в области здоровья.
На современном этапе развития общества таким институтом может стать общеобразовательная школа. Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию ответственности за личное благополучие, необходи-
мых навыков, позволяющих эту ответственность реализовывать, является задача формирования культуры здоровья и обучения навыкам здорового образа жизни.
Проблема воспитания здорового ребенка, создания здоровых условий в школе рассматривалась многими представителями педагогической науки с древних времен. Соответствующие аспекты можно найти в трудах Аристотеля, Платона, Д. Локка, Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега и др. Среди классиков отечественной педагогической науки, уделявших внимание в своих работах проблеме здоровья учащихся, следует отметить П.П. Блонского, К.Д. Ушинского, П.Ф. Капте-рева, П.Ф. Лесгафта, В.А. Сухомлинского и др.
Проанализировав научные работы и нормативно-программные документы, можно сделать вывод, что в целом охрана здоровья понимается как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического, психического и духовно-нравственного здоровья каждого человека.
Здоровье учащихся, наряду с их образованностью имеет смысл рассматривать в качестве основных результатов образовательного процесса. Из этого следует, что образовательный процесс должен быть здоровьесберегающим, направленным на сохранение паритета здоровья и образованности [6].
В связи с этим имеет смысл говорить о некоторых особенностях этого процесса, состоящих в следующих аспектах:
1) решение образовательных задач с учетом состояния здоровья и с целью его сохранения;
2) соблюдение паритета образованности и здоровья учащихся;
3) ориентация образовательного процесса на сотрудничество педагогов и учащихся;
4) сочетание умственной и двигательной активности на основе диагностики образовательных потребностей, уровня образованности и состояния здоровья учащихся;
5) дифференцированный подход к осуществлению образовательного процесса в зависимости от состояния здоровья и уровня образованности учащихся;
6) использование модульного подхода при проектировании содержания учебного материала;
7) проектирование образовательных технологий на основе системного пользования доступными педагогу средствами сохранения здоровья учащихся.
Характеризуя состояние здоровьесбере-жения в практике образования, необходимо уделить отдельное внимание выявлению слабых мест в подготовке учителей в рассматриваемом аспекте. Педагоги, играющие одну из ведущих ролей в воспитании навыков сохранения и укрепления здоровья ребенка, сами обладают недостаточным уровнем готовности к осуществлению здоровьесбережения учащихся. Решение проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения возможно только через повышение уровня готовности педагогических работников к здоровьесбере-жению в образовательных процессах.
Осуществление всякой профессиональной деятельности предполагает, что существуют требования к работнику, достаточные для выполнения соответствующих функций. Для реализации здоровьесберегающей деятельности необходимы специфические сведения, умения, определенные качества. Хотя они в реальности неотделимы от целостной характеристики квалификации работника образования, теоретически целесообразно вычленить ее в качестве отдельной составляющей этого интегративного качества педагога. Назовем ее «готовность к здоровьесбережению». Ее признаками являются: компетентность, нравственность, инициативность, профессиональное (педагогическое) мастерство [4, 5].
Формирование профессиональных качеств и характеристик происходит в ходе профессиональной деятельности человека.
Основной деятельностью педагога является его преподавательская деятельность в образовательном учреждении, следовательно, формирование готовности к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса должно происходить в процессе его профессиональной деятельности.
Профессиональная подготовка учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск. Практика показывает, что знания, полученные учителями при специально организованном обра-зованиии, нуждаются в практической доводке, в осмыслении и апробации в школе. На наш взгляд, наиболее полно требованиям формирования готовности к здоровьесбережению отвечает методическая работа как одна из наиболее существенных составляющих профессиональной подготовки, становления и развития педагога.
Методическая работа непосредственно в образовательном учреждении обладает немалыми преимуществами.
Во-первых, она носит относительно непрерывный, постоянный, повседневный характер, в отличие от курсовой переподготовки в соответствующих учреждениях или на курсах, которая, как известно, проводится один раз в несколько лет. Должно стать непреложным правилом, чтобы каждый педагогический работник определенную часть времени в течение дня, недели, месяца и года посвящал повышению квалификации, овладению современными достижениями в сфере здоровьесберегающего образования.
Во-вторых, повышение квалификации учителей непосредственно в образовательном учреждении позволяет теснейшим образом связывать содержание и характер методиче-
Педагогика гуманно ориентированного образования
ской работы с педагогическими проблемами в целом и результатами реального образовательного процесса, изменениями в качестве знаний, умений и навыков учащихся, в уровне их воспитанности и развитости.
В-третьих, организаторы методической работы имеют возможность глубоко, в течение длительного времени изучать деятельность и личностные качества педагогов, выявлять недостатки и затруднения в их деятельности, а также прогрессивные тенденции, ростки передового новаторства, что позволяет сделать процесс роста педагогического мастерства педагогов более управляемым.
В-четвертых, методическая работа в образовательном учреждении проходит в живом, конкретном, развивающемся педагогическом коллективе, единство и сплоченность которого создают особенно благоприятные условия для постановки методической работы (а последняя, в свою очередь, закономерно приводит к дальнейшему творческому развитию педагогического коллектива).
Таким образом, в процессе определения содержания методической работы педагогов, направленной на формирование готовности к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса, необходимо учитывать данные моменты. Это может быть осуществлено посредством установления определенных функций, которые присущи системе методической работы.
В отношении нашего исследования речь идет, прежде всего, о распределении компетенций между администрацией и педагогами в процессе осуществления методической работы в образовательном учреждении. Нас интересуют функции и тех, и других: педагогов - с точки зрения формирования готовности к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса; администрации - с точки зрения управленческого содействия формированию у педагогов такого рода готовности.
С учетом существующих в педагогической теории взглядов относительно содержания методической работы в образовательном учреждении и функций педагогов в осуществлении такого рода деятельное™, можно охарактеризовать методическую работу педагогов, способствующую формированию готовности к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса. Иными словами, методическая работа учителей единого образовательного пространства, направленная на формирование у педагогов готовности к осуществлению здоровьесбере-
гающего образовательного процесса, предполагает осуществление педагогами следующих компетенций. Педагог:
- определяет для себя круг вопросов в содержании своего предмета, которые могут способствовать самосовершенствованию компетентности и педагогического мастерства в аспекте здо-ровьесбережения;
- организует содержание, формы, методы и средства методической работы, направленной на повышение уровня готовности учителя к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса;
- выявляет изменения своей компетентности и педагогического мастерства, при этом могут привлекаться другие педагоги, а также администрация общеобразовательного учреждения;
- интерпретирует выявленные на предыдущем этапе изменения, определяет свои «сильные» и «слабые» стороны в аспекте готовности к здоровьесбережению, выраженной нами в четырех показателях (компетентность, нравственность, инициативность и педагогическое мастерство);
- вносит целесообразные изменения в проводимые им мероприятия в рамках методической работы по проблемам здоровьесбереже-ния.
Для достижения поставленной цели методической работы и решения выявленных задач педагогическим коллективом со стороны административного аппарата должны быть использованы все методы и средства, способствующие наиболее оптимальной и эффективной работе. В этих целях реализуются функции организации и стимулирования (мотивации). В целях достижения поставленных задач, а также эффективной организации и протекания процесса методической работы со стороны администрации также необходим контроль, который будет способствовать более оптимальной методической работе каждого отдельно взятого учителя. Контроль, проводимый административным аппаратом общеобразовательного учреждения, подразделяется на три вида: предварительный, текущий и заключительный.
Методическая работа, направленная на формирование готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса или повышения уровня данного вида готовности, будет эффективна и достигнет максимального результата только при условии разграничения ее функций меж-
ду педагогами и администрацией общеобразовательного учреждения.
Такая организация методической работы по здоровьесбережению является значимым фактором повышения качества образования, поскольку это позволит педагогам разрабатывать и внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии и методики, что приведет к неухудшению здоровья учащихся.
Эффективность модели формирования готовности педагогов к здоровьесберегающему образованию проверялась в опытноэкспериментальной работе.
Среди педагогов были выделены две группы (экспериментальная и контрольная), имеющие примерно одинаковый уровень готовности к осуществлению здоровьесберегающей деятельности, вне зависимости от того, в каком общеобразовательном учреждении они работают.
В экспериментальной группе была реализована программа подготовки управленческих и педагогических кадров к проектированию и реализации здоровьесберегающих образовательных процессов, а в контрольной группе работа велась по стандартной программе методической работы учителей с использованием традиционных методик.
На протяжении формирующего эксперимента мы фиксировали динамику формирования готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса с целью получения информации об изменениях уровня данной готовности. Результаты использовались в ходе эксперимента, и вносились коррективы в процесс методической работы педагогов.
Достоверность результатов эксперимента определялась на основании критерия согласия X2 (хи-квадрат). ^4*^=7,81 - критическое значение статистики для числа категорий (уровней) п=3 [3]. Вычислено наблюдаемое значение х2набл=0,035.
0,035<7,81, т.е. Х2набп<' 5С крит •
Иными словами, в ходе исследования статистически было подтверждено наше предположение о том, что под влиянием внедрения в практику образования разработанной нами программы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров в аспекте здоровьесбережения в экспериментальной группе уровень данного вида готовности существенно отличается от контрольной группы.
Эти выводы показали правомерность выдвинутой нами гипотезы и подтвердили эффективность разработанной модели формирования готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающего образовательного процесса.
Литература
1. Богдан, Н.В. Особенности здоровья участников образования в инновационных процессах / Н. В. Богдан // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: межвузов. сб. науч. трудов. - Вып. 1. -Челябинск, 2001. - С. 77-82.
2. Вишневский, В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии) /В.А. Вишневский. - М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2002. -270 с.
3. Ефимова, М.Р. Общая теория статистики: учебник /М.Р. Ефимова, Е.В. Петрова, В.Н. Румянцев. -М.: ИНФРА-М, 1998. - 416с.
4. Котлярова, И. О. Соотнесение инноваций в образовательном учреждении с развитием профессионально-педагогической квалификации: монография / И.О. Котлярова / под. ред. Г.Н. Серикова. - Челябинск: Изд-во ЧПГУ «Факел», 1998. -169 с.
5. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения /Г.Н. Сериков. - Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. - 464 с.
6. Сериков, С.Г. Здоровьесбережение учащихся в образовательных процессах: монография / С.Г. Сериков. - Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2001. - 320 с.