ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 1 2 Романцов М.Г. , Мельникова И.Ю.
1Романцов Михаил Григорьевич - доктор медицинских наук, кандидат педагогических наук,
профессор;
2Мельникова Ирина Юрьевна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой, кафедра педиатрии и детской кардиологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассмотрены трактовки определения здоровья, представлены педагогические условия и модель для проектирования здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении. Описана деятельность педагогов по внедрению в практику работы организационно -содержательной модели здоровьесберегающей среды. Ключевые слова: образование, сохраняющее здоровье.
УДК 373.3 + 614
Современное состояние общества предъявляет новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Возрастает значимость и ценность здорового образа жизни индивидуума при формировании культуры здоровья [3, 7].
Важность проблемы обосновывается основными нормативными документами, где улучшение и укрепление здоровья молодежи, формирование здорового образа жизни, борьба с курением, алкоголизмом и профилактика употребления психотропных веществ выдвинуты как особо важные задачи развития общества и личности. Противоречие общественно-государственной потребности в формировании здорового поколения и современных условий труда и жизни указывает на необходимость ориентации системы образования на сохранение и развитие здоровья, установки на здоровый образ жизни школьников. Это отмечено и в статьях 41и 42 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации». Все это выдвигает перед системой образования требования реализовать в ходе учебно-воспитательного процесса не только основные положения наук о здоровье, но и обеспечить воспитание у молодежи ценностного отношения к здоровому образу жизни и навыков культуры здоровья.
Государственная программа развития здравоохранения до 2020 года (постановление Правительства РФ 0т 24.12.2012г. № 2511-р) в качестве первоочередной задачи отмечает необходимость здоровых людей и лиц с хроническими заболеваниями вне обострения обеспечить профилактической помощью шаговой доступности.
Направленность негативных воздействий Воздействие факторов риска
Факторы риска Органы-мишени Группа факторов риска Болезни
Курение Сердце Кровеносные сосуды Органы дыхания Полость рта Органы желудочно-кишечного тракта Мочевыводящей системы Кости Первичные факторы риска Мужской пол Курение Стрессы, неумение им противостоять Гиподинамия Избыточное питание Наследственная предрасположенность Вторичные факторы риска Артериальная гипертензия Ожирение Сахарный диабет Заболевания сердечнососудистой системы
Стрессы Центральная нервная система Сердце, сосуды Желудок Эндокринные железы Первичные факторы риска: Курение Гиподинамия Наследственная предрасположенность Болезни бронхо-легочной системы
Нарушение питания Гиподинамия Сердце, сосуды, желудочно-кишечный тракт Курение, стрессы, избыточное питание, наследственная предрасположенность Новообразования различной локализации
Злоупотребление алкоголем и употребление наркотических средств Печень, центральная нервная система Курение, стресс, питание, алкоголь, наследственное предрасположение Заболевания органов пищеварения, болезни эндокринной системы
Необходима разработка креативных образовательных программ с учетом тех проблем, которые указаны в национальной стратегии действий в интересах детей и в законе РФ «Об образовании» по здоровье сберегающей педагогике с привлечением смежных специалистов по модулю: «Здоровьесохраняющее образование как интегральная педагогическая оздоровительная система». Здоровье как основа жизнедеятельности человека представляет собой сложный многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический, социальный и педагогический аспекты [13, 14].
Непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе, является психическое здоровье. Ранняя профилактика как первичное условие решения проблем здоровья - это современный интегративный подход, объединяющий концептуальные стратегии профилактической медицины в новой отрасли знаний - психологии здоровья. Психология здоровья представляет собой синтез психологии и валеологии - науки об индивидуальном здоровье. Психология здоровья выступает в качестве опоры, фундамента валеологии, придерживаясь принципа «человек - познай и сотвори себя». Психология здоровья -это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения. Главной целью психологии здоровья является всестороннее совершенствование человека, процесс, который не имеет окончательной завершенности. Психология здоровья стремится выстроить психосоматическое
развитие человека в процесс преобразования себя и окружающей действительности, самого себя и системы взаимоотношений с этой действительностью, т.е. креативный процесс приведения человека к полному здоровью [6, 9].
Здоровье - это состояние равновесия (баланс) между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) организма и постоянно меняющимися условиями среды. Объектом психологии здоровья является, с известной доли условности, здоровая, а не больная личность, из этого следует, что в ее задачу входит, как делать не больных людей здоровыми. Следует отметить фундаментальную роль психологии здоровья в научной парадигме валеологии - современной междисциплинарной науки об индивидуальном здоровье. Выделим направления исследований в области психологии здоровья: роль психологических факторов в сохранении и укреплении здоровья; внутренняя картина здоровья; методы психологического воздействия в укреплении и развитии здоровой личности и обучение здоровью. Таким образом, психология здоровья представляет базу первичной и вторичной профилактики [6, 9, 10].
Объективным показателем состояния здоровья является его физическое развитие. Это комплекс морфологических и функциональных характеристик организма: размеры, форма, гармоничность развития, запас физических сил. Выделяют составляющие здоровья, к которым следует отнести: физическую составляющую (состояние органов и систем, обеспечивающих жизнедеятельность человека); психо-эмоциональное здоровье -способность адекватно оценивать свои чувства и ощущения; интеллектуальное развитие включает уровень созидательной активности в областях научной и творческой деятельности. Социальная составляющая здоровья личности определяется местом человека в социуме. Профессиональная составляющая определяется трудовой деятельностью. Духовное развитие определяет жизненные ценности человека [13].
Социология здоровья относительно новое понятие. В 80-е годы прошлого столетия не признавалось существование самостоятельной социологии здоровья. В 90-е годы обозначилась другая позиция, попытка выделения индивидуального и общественного здоровья в качестве объекта, включая факторы, влияющие на них.
Социология здоровья - это наука о связи физического, психосоциокультурного здоровья человека со средой его обитания. Вводится понятие «здоровый образ жизни» как центральное для социологии здоровья и определяет ее « как дисциплину, изучающую причинно-следственный комплекс формирования и утверждения здорового образа жизни». Основными в социологии здоровья являются понятия собственно здоровья, и связанные с ним категории «образ жизни», «продвижение здорового образа жизни», «качество жизни». Под «здоровьем» следует понимать такую форму жизнедеятельности, которая обеспечивает необходимое качество жизни и достаточную ее продолжительность» [2].
По данным исследователей состояние здоровья детей и подростков за последние годы ухудшается. Среди основных, причин и наследственные факторы, и влияние окружающей сред и условий обитания, как в семье, так и в образовательных учреждениях, переуплотненность классов, недостаточное освещение рабочих мест, дополнительные занятия, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, интенсификация образования. Поэтому здоровье надо ввести в систему ценностей человека на всех уровнях. Если человек осознает, что самое ценное - жизнь и здоровье, то сможет найти пути оздоровления. Эффективная деятельность по формированию здорового поколения будет возможна при условии направления усилий на совершенствование и развитие психологических и функциональных резервов организма школьников. Сегодня необходимо осуществлять образование в здоровье сберегающей парадигме. В данных условиях формируется в педагогике новое направление - здоровье сберегающее образование. В основе - идея приоритетности здоровья субъектов образовательного процесса. Здоровьесохраняющее образование возможно при создании в образовательных учреждениях благоприятной здоровье сберегающей среды,
51
обеспечивающей сохранение и развитие здоровья школьников. Значимыми признаками такой среды являются социально-медицинские, психо-физиологические и педагогические условия. Единство этих условий позволяет относиться к сохранению и развитию здоровья школьников как целостному медико-психолого-педагогическому явлению, используя педагогические средства, такие как применение в школе личностно-ориентированных здоровье сберегающих педагогических технологий [1, 8].
Проектирование здоровье сберегающего пространства школы предусматривает выполнение следующих педагогических условий: формирование цели и задач и программы здоровье сберегающей работы; проведение мониторинга здоровья учащихся; выявление сформированности культуры здоровья навыков здорового образа жизни, создание системы по профилактике здорового образа жизни, повышение профессиональной компетентности педагогов и социальных работников в вопросах здоровье сбережения. Главным условием создания здоровье сберегающего пространства школы является оздоровительная инфраструктура, включающая медицинский кабинет, кабинет психолога, релаксации, спортивный зал, школьный стадион и по возможности зимний сад. Модель здоровье образовательного пространства школы включает несколько компонентов (табл. 2). Которые взаимосвязаны и подчинены единой цели - создания здоровье сберегающего пространства, формирования гармонично развитой личности [8, 11, 12].
Таблица 2. Компоненты модели здоровьесберегающего образовательного пространства
школы [8]
Компонент Реализуемые задачи
Рациональная организация учебного и воспитательного процесса Обеспечение здоровье сберегающих условий образовательного процесса, устранение трех факторов угрозы: гигиенических, организационно-педагогических, психолого-педагогических. Компонент реализуется по трем направлениям: организация уроков и воспитательных мероприятий, построение расписания учебных занятий, обеспечение санитарно-гигиенических условий учебно-воспитательного процесса.
Образование в области здоровья и здорового образа жизни Формирование непрерывной целостной последовательной системы культуры здорового образа жизни и физического, психического, эмоционального и социального аспектов здоровья.
Физическая культура и спорт Формирование необходимых физических умений и навыков, посредством комплексной школьной программы физического воспитания и за счет занятий в физкультурно-оздоровительном комплексе, реализуемый школой во внеурочное время.
Здоровьесберегающее взаимодействие Создание системы сетевого взаимодействия с образовательными, медицинскими, культурными учреждениями, вовлечением родителей и общественности.
Мониторинг Мониторинг качества результатов реализации здоровье сберегающих технологий и качества процесса реализации здоровье сбережения
Профессиональная компетентность Формирование ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности в области здоровье сбережения у педагогического персонала школы, реализация проводится на курсах повышения квалификации и учебно-методических семинарах.
Медицинский компонент Совершенствование медицинского обслуживания по 2-м направлениям - педиатрическому и стоматологическому.
Адаптивный компонент Повышение адаптации учащихся к учебной деятельности (мероприятия по психологической адаптации).
Компонент здорового питания Обеспечение учащихся питанием в условиях учебной деятельности. Разнообразная, вкусная, полезная пища.
Здоровье сбережение персонала школы Созданий условий здоровье сбережения для персонала школы. Профилактические медицинские осмотры, физкультурно-оздоровительный досуг, пропаганда здорового образа жизни, организация здоровье сберегающих условий труда.
Исследуя проблему здоровье сбережения в практике образования необходимо уделить внимание подготовке учителей в рассматриваемом аспекте. Поскольку здоровье сбережение является атрибутом современного образования, то закономерно считать здоровье сберегающую деятельность аспектом профессионально-педагогической. Для реализации этой деятельности необходимы специфические сведения, умения, определенные качества, правильно их назвать - «готовностью к здоровьесбережению» [1, 13, 14].
Компетентность предполагает наличие у педагога необходимых знаний в рамках здоровье сбережения, в том числе в преподаваемой дисциплине. Профессиональная нравственность характеризуется приоритетом сохранения здоровья и обеспечение социально-востребованного уровня образованности учащихся. Инициативность базируется на стремлении организовать свою деятельность, чтобы обеспечить паритет здоровья и образованности учащихся. Педагогическое мастерство определяется наличием профессионального опыта, достаточного для реализации образовательного процесса. Методическая работа, направленная на формирование у педагогов готовности к осуществлению здоровье сберегающего образовательного процесса включает в себя:
1. Планирование. Педагог определяет круг вопросов в содержании своего предмета, которые могут способствовать самосовершенствованию компетентности в аспекте здоровье сбережения.
2. Реализация (организация). Педагог определяет содержание, формы, методы и средства методической работы, направленной на повышение к осуществлению здоровье сберегающего образовательного процесса.
3. Контроль результатов предполагает выявление педагогом своей компетентности.
4. Анализ результатов. Педагог должен в процессе анализа определить моменты, требующие корректировки.
5. Корректирование. Педагог вносит целесообразные изменения в проводимые им мероприятия в рамках методической работы по проблемам здоровье сбережения [4, 5].
Модель построения методической работы в школе с направленностью на формирование готовности учителей к осуществлению здоровье сберегающего образовательного процесса подчинена одной цели: повышению готовности учителей к осуществлению здоровье сберегающего образовательного процесса. Достижение цели возможно посредством методической работы, которая включает содержание, формы, методы и средства.
Содержание состоит из трех частей: инвариантной (совершенствование психолого-педагогической и методической работы), направленной на решение образовательных задач с учетом состояния здоровья учащихся.
Вариативной (совершенствование методической и специальной подготовки), направленной на соблюдение паритета образованности и здоровья учащихся с использованием модульного подхода в рамках преподаваемой дисциплины.
Индивидуальной методической работы (самосовершенствование своей компетентности), в плане здоровье сбережения с использованием технологий, направленных на сохранение здоровья учащихся.
В предлагаемой модели определены управленческие условия, способствующие формированию готовности учителей к осуществлению здоровье сберегающего образовательного процесса; стимулирование и контроль. Организация включает программу, регламент, обеспечение литературой, обеспечение материальной базы, межшкольное и внутришкольное взаимодействие в рамках здоровье сбережения учащихся.
Стимулирование предполагает определенные льготы по нагрузке, а также убеждение и воспитание. Контроль обеспечивает постоянное отслеживание
готовности педагогов к осуществлению здоровье сбережения и внесение корректив в содержание методической работы.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность разработанной модели построения методической работы в школе с направленностью на формирование готовности учителей к осуществлению здоровье сберегающего образовательного процесса [4].
Список литературы
1. Басенцян С.И., Барановская Н.Н. Формирование здоровье сберегающей среды школы // Эксперимент и инновации в школе, 2014. С. 6. С. 52-57.
2. Дмитриева Е.В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникативные программы. Москва. Издательство ЦЕНТР, 2002. С. 79-131.
3. Ильин Е.П. Физическая культура как составная часть здорового образа жизни / Под ред. Г.С. Никифорова // Психология здоровья. Санкт-Петербург. Изд-во СПбГУ, 2000. С. 337-360.
4. Клестова О.А. О результатах внедрения в практику образования модели формирования готовности педагогов школ к здоровьесберегающей деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета, 2009. 38 с.
5. Клестова О.А. Направленность методической работы на формирование готовности педагогов к осуществлению здоровье сберегающего образовательного процесса в школе // Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 2006. 24 с.
6. Никифоров Г.С. Здоровье как системное понятие / Под ред. Г.С. Никифорова // Психология здоровья. Санкт-Петербург. Изд-во СПбГУ, 2000. С. 128-189.
7. Основы формирования здоровья детей / под ред. В.А. Шашель. Ростов/дону. Феникс. С. 105-208.
8. Петрова Н.Ф. Создание здоровье сохраняющего пространства в современной школе // Мир науки, культуры, образования, 2014. С. 3. С. 34-36.
9. Психология здоровья: школьный возраст / под ред. Г.С. Никифорова. Санкт-Петербург. Изд-во СПбГУ, 2008. С. 6-34.
10. Романцов М.Г., Силаев А.А., Мельникова И.Ю. Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста // Проблемы современной науки и образования, 2016. 12 (54). С. 137-143.
11. Романцов М.Г. Часто болеющие дети: медико-психологическое сопровождение, оздоровление и адаптация к образовательному учреждению // Вестник науки и образования, 2016. 8 (20). С. 74-80.
12. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю. Часто болеющие дети: не только медицинская, но и психолого-педагогическая проблема // Проблемы педагогики, 2016. 9 (20). С. 5-11.
13. Романцов М.Г., Лисовская Н.И. Здоровье как проблема гуманитарного знания. Калининград. Издательство Калининградского государственного университета, 2004. С. 3-54. С. 155-175.
14. Романцов М.Г., Поднебесных Е.Л. Здоровье сберегающее образование -стратегическая линия развития системы Российского образования // Проблемы педагогики, 2016. С. 3. С. 38-44.