Болгов Н.В., Чичулин Н.А., Шевцов В.М. -
5.5.2 Политические институты, процессы и технологии
(политические науки)
Political Institutions, Processes and Technologies
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-3-33-38 УДК: 323.39 ГРНТИ: 11.15 EDN: IHLXES
Некоторые аспекты
обеспечения внутренней безопасности России на современном этапе развития цивилизаций
Н.В. Болгова ©, Н.А. Чичулинь ©, В.М. Шевцовc ©
Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, г. Москва, Российская Федерация
a E-mail: [email protected] ь E-mail: [email protected] c E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты обеспечения внутренней безопасности России на современном этапе развития цивилизаций. Целью исследования является выявление влияния внутренних угроз, в том числе террористических, на национальную безопасность страны. Это необходимо для кардинального пересмотра государственной политики, научного аппарата и уточнения основополагающих концептуальных документов по обеспечению безопасности от внутренних угроз. Выводы. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что в настоящее время нарастание угроз, исходящих со стороны отдельных стран и влияющих на безопасность Российской Федерации, не снижается, а продолжает нарастать. В отношении России активно используются средства экономического, политического, дипломатического, информационного давления для обострения межцивилизационного конфликта для ее делегитимизации в рамках мирового сообщества и дестабилизации политическую обстановки внутри страны, что может привести к утрате идентичности и культурно-исторического наследия. Социальные противоречия, возникающие в обществе, приводят к возникновению протестной активности граждан, которую необходимо контролировать государственными и общественными институтами обеспечения безопасности. Делается акцент на необходимости своевременного изменения правовой базы, регламентирующей антитеррористическую деятельность. По результатам анализа выявлены проблемы организационного и правового регулирования, требующие на государственном уровне устранения негативных факторов. Вносятся предложения о совершенствовании антитеррористической деятельности в России и необходимости проведения комплекса мероприятий ее правового обеспечения, а также использования имеющегося потенциала.
Ключевые слова: государственная политика, безопасность, угроза, террористический акт, массовые беспорядки, экстремистская деятельность, терроризм
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Болгов Н.В., Чичулин Н.А., Шевцов В.М. Некоторые аспекты обеспечения внутренней безопасности России на современном этапе развития цивилизаций // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 3. С. 33-38. DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-3-33-38. EDN: ^ХЕБ
V_/
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-3-33-38
Some Aspects of Ensuring Internal Security of Russia at the Present Stage of Development of Civilizations
N.V. Bolgov3 ©, N.A. Chichulinb ©, V.M. Shevtsovc ©
Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow, Russian Federation
a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected] c E-mail: [email protected]
Abstract. The article examines some aspects of ensuring Russia's internal security at the present stage of the development of civilizations. The purpose of the study is to identify the impact of internal threats, including terrorist ones, on the national security of the country. This is necessary for a fundamental revision of state policy, scientific apparatus and clarification of the fundamental conceptual documents on ensuring security from internal threats. Conclusions. As a result of the conducted research, the authors conclude that at present, the increase in threats emanating from individual countries and affecting the security of the Russian Federation is not decreasing but continues to increase. Means of economic, political, diplomatic, and informational pressure are actively used against Russia to exacerbate the inter-civilizational conflict, delegitimize it within the international community and destabilize the political situation inside the country, which can lead to the loss of identity and cultural and historical heritage. The social contradictions that arise in society lead to the emergence of protest activity of citizens, which must be controlled by state and public security institutions. The emphasis is placed on the need for timely changes in the legal framework governing anti-terrorist activities. Based on the results of the analysis, problems of organizational and legal regulation have been identified that require the elimination of negative factors at the state level. Proposals are being made to improve anti-terrorist activities in Russia and the need for a set of measures to ensure its legal support, as well as the use of existing potential.
Key words: public policy, security, threat, terrorist attack, riots, extremist activity, terrorism
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современных цивилизаций характеризуется мировыми социально-экономическими процессами, обусловленными глобализацией, в результате чего возникают противоречия между исторически сложившимися культурными ценностями и современными тенденциями ухода от них, которые используются глобалистами для достижения политических целей. Геополитические процессы глобализации, происходящие в мире в целом и в различных его регионах в частности, заставляют по-новому рассматривать проблему обеспечения безопасности [5].
В процессе обострения политической обстановки провоцируются конфликты между соседними государствами, принадлежащими к различным цивилизациям, а также культивируются противоречия внутри государства между группами, принадлежащими к различным цивилизациям [12]. Цивилизации имеют свои формы государственного правления и порядок организации власти, включающий систему обеспечения безопасности, которая должна своевременно парировать возникающие угрозы [13].
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Существенное изменение характера угроз безопасности настоящего времени показывает, что давление на Российскую Федерацию на международной арене со стороны отдельных стран не снижается, а продолжает нарастать. Геополитические оппоненты, определяющие себя прогрессивной западной цивилизацией, не скрывают, что собираются достигать политических целей не только дипломатическими методами, но и проводить подрывную деятельность по разрушению страны изнутри. Они готовятся к ведению гибридных войн при активизации информационного противоборства, обостряя внутренние опасности, что определяет характер угроз. В отношении России активно используются средства экономического, политического, дипломатического, информационного давления для обострения меж-цивилизационного конфликта. Санкционное давление, попытки обвинить Россию в нарушении норм международного права имеют цель делегитимизировать страну в рамках мирового сообщества и дестабилизировать политическую обстановку внутри страны [2].
Болгов Н.В., Чичулин Н.А., Шевцов В.М. -
Смена политических режимов суверенных государств путем проведения «цветных революций» показала уязвимость институтов государственных органов власти многих стран мира. Так, на реставрацию фактически фашистского режима на Украине и «майдан» в 2014 г. США потратили свыше 5 млрд долларов1. В современных условиях обеспечения безопасности, при сохранении военных опасностей, наметилась тенденция смещения их спектра угроз во внутреннюю сферу, которые обрели ярко выраженный внутренний характер [2]. Социальные противоречия, возникающие в обществе, приводят к возникновению протестной активности граждан, которую необходимо контролировать государственными и общественными институтами обеспечения безопасности. Функционирование институтов обеспечения безопасности обусловлено развитием взвешенной и научно обоснованной государственной политикой.
В последнее время массовые нарушения общественного порядка возникают чаще всего во время несанкционированных митингов, демонстраций, уличных шествий. Если массовые беспорядки не пресекать, то они могут перерождаться во внутренний вооруженный конфликт. Анализ понятия «массовые беспорядки» свидетельствует, что этим термином обозначаются противоправные действия большой группы людей с применением средств вооруженной борьбы. Об организованном характере массовых беспорядков свидетельствуют результаты анализа причин и условий, способствовавших возникновению массовых беспорядков. Факты указывают на то, что массовые протестные акции могут возникать под воздействием внутренних и внешних политических сил, также по религиозному, национальному или иному принципу [8].
Негативное влияние на развитие общественно-политической обстановки оказывает высокий протест-ный потенциал населения. Наибольшая протестная активность населения отмечается в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах. Основными причинами возникновения протестных настроений населения являются недовольство деятельностью власти в решении вопросов социально-экономического и экологического характера, организацией и проведением выборов [4]. При этом сама протестная деятельность находится под технологическим, информационным сопровождением и при финансовой поддержке спецслужб иностранных государств и координируется через несистемную оппозицию и некоммерческие организации.
Использование западными странами политики непрямых действий служит целью для дестабилизации общественно-политической обстановки, где при сохранении тенденции ухудшения социально-экономического положения населения могут сложиться кризисные условия в стране [9]. Данные обстоятельства требуют совершенствования военной организации, правоохранительной системы, научно-технологического комплекса и экономики страны. Защищенность связана, прежде всего, с научно-обоснованным политическим решени-
1 США потратили 5 миллиардов долларов на «украинскую демократию». URL: https://rg.ru/2014/04/22/demokratia-site-anons. html?ysclid=lvaq36di2n714595043
ем по вопросам обеспечения безопасности от внутренних угроз социальной безопасности [7].
На основании изложенного представляется возможным сделать следующие выводы: угрозы безопасности России должны парироваться целенаправленной деятельностью органов государственной власти, и прежде всего правового регулирования вопросов внутренней безопасности. В этих целях возрастает необходимость научного обоснования деятельности органов государственной власти в интересах обеспечения безопасности государства, которые обусловлены преобразованиями в области социально-экономической и политической жизни российского общества.
ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В СТРАНЕ
В настоящее время внутриполитическая обстановка в Российской Федерации характеризуется террористическими и экстремистскими проявлениями, а также высокой протестной активностью граждан, вызванной нерешенными социально-экономическими проблемами. Между тем террористические и экстремистские тенденции негативно проявляются в исламской цивилизации, террористами вынашиваются планы перемещения в Россию боевиков, принимавших участие в боевых действиях на Украине, Ближнем Востоке, из числа российских граждан, а также выходцев из государств Закавказья, Центральной Азии и Украины. Особую тревогу вызывает тенденция активизации деятельности членов «спящих» террористических ячеек, прежде всего, на территории Северо-Кавказского, Центрального, Приволжского и Уральского федеральных округов.
Мигранты являются основной средой, где пропагандируется радикальный ислам. В местах их пребывания создаются условия для формирования ячеек террористических организаций. На территории России может находиться более миллиона мигрантов, большая часть которых сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской и Свердловской областях. В текущем году на территории нашего государства значительно выросло количество преступлений, совершенных гражданами СНГ. На этом фоне отмечается рост социальной напряженности в обществе, способствующий возникновению ксенофобии, национальной, расовой и религиозной розни, а также увеличению количества этнических организованных преступных групп.
Разрушающие и смертоносные итоги террористических актов стали для террористов стимулом в их дальнейших действиях. Так, в 1999 г. террористы банды Хаттаба-Басаева вторглись в Дагестан, «буден-новский» сценарий снова был приведен в действие. Федеральные власти не учли в полной мере предыдущий печальный опыт Буденновска, что привело к террористическим актам по всей России. Только в результате взрывов жилых домов в Москве на улице Гурьянова и на Каширском шоссе, а также в Волгодонске осенью 1999 г. погибло 340 человек и 466 граждан получили ранения [1]
23 октября 2002 г. в центре Москвы свыше 40 вооруженных террористов, захватив в заложники более 800 зрителей спектакля «Норд-Ост» в театральном центре на Дубровке, потребовали от российских властей
немедленного прекращения всех силовых действий федеральных войск России в Чечне [1]. Большинством этих акций руководили лидеры исламистских террористических группировок и организаций. Результат подобного «неоднозначного восприятия» террористической деятельности на России достаточно высок. Подтверждением этому стали события в «Крокус Сити Холле», развернувшиеся 22 марта 2024 г., где погибло 144 человека, а пострадало более 550 человек. По числу жертв теракт в «Крокус Сити Холле» превысил число погибших в «Норд-Осте» в октябре 2002 г. Организация террористической атаки и масштаб разрушения говорят о заблаговременно спланированной акции, направленной на устрашение и дезорганизацию общества. Ответственность за теракт взяла на себя террористическая группировка Вилаят Хорасан, являющаяся самостоятельным подразделением ИГИЛ2 и находящаяся в Афганистане. При этом другие известные исламистские организации, признанные рядом стран экстремистскими и террористическими (Хамас, Хезболла, Талибан2), осудили теракт в «Крокус Сити Холле». Между тем в ходе расследования официальные представители Следственного комитета Российской Федерации подтвердили версию о причастности Украины к организации этого преступления и участии в ней спецслужб США и Великобритании.
Масштабная террористическая атака в подмосковном Красногорске выявила ряд проблем, требующих незамедлительного решения. Остается вопрос, почему правоохранительные органы не смогли предотвратить теракт. Между тем власти США и Великобритании выступили с официальным предостережением о возможности и даже неминуемости терактов в Москве в местах большого скопления людей. На этом основании правительства многих стран Запада рекомендовали своим гражданам покинуть российскую столицу.
После трагедии 22 марта 2024 г. правоохранительные органы признали, что получали соответствующее предупреждение от спецслужб США, но оно носило общий характер. Между тем при совершении террористического акта различные информационные источники передавали сообщения о стрельбе в горящем здании «Крокус Сити Холла», в то время как спецподразделения по борьбе с террором прибыли на место уже после атаки, а местные подразделения охранных структур, находившиеся в «Крокус Сити Холле», устранились от пресечения теракта. Террористы не выдвигали политических требований и были без профессиональной подготовки.
Обстоятельства совершенных террористических актов указывают на то, что в них участвуют хорошо подготовленные люди, которые сражаются идейно до последнего [11]. Между тем преступники, совершившие террористический акт 22 марта 2024 г. в «Крокус Сити Холле», были простыми мигрантами и осуществили столь смертоносную террористическую атаку, тем более что они не проходили обучение в лагерях террористов за рубежом. Очевидно, что террористический акт окажет влияние на систему обеспечения внутренней безопасности страны, приведет к обоснованному на-
2 Входит в «Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими» (http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm).
учному подходу в решении проблемы внутренней безопасности Российской Федерации.
Также необходимо отметить, что в настоящее время обострилась деятельность деструктивных сил в Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, республиках Дагестан и Северная Осетия - Алания, направленная на разжигание противоречий внутри конфессий, а также на развязывание межнациональных конфликтов и территориальных притязаний. Аналогичная ситуация складывалась на границе Чеченской Республики и Республики Дагестан, - здесь противоречия спровоцированы заявлениями отдельных руководителей об избранности некоторых государственных служащих и нераспространении на них действующего законодательства. Данные обстоятельства, безусловно, приведут к проблеме в перспективном будущем, так как закон для всех един и требует беспрекословного исполнения.
Важная роль в стабилизации внутренней безопасности станы играет система образования, которая должна, во-первых, повышать уровень интеллектуального развития масс в целях противостояния гибридным угрозам, и, во-вторых, способствовать интеграции представителей других государств в российское общество [3]. Для снижения градуса внутренней социальной напряженности в обществе органы государственной власти, особенно местного уровня, должны выстраивать и активно поддерживать устойчивые коммуникации с населением в социальных сетях по принципу обратной связи [10].
Особое значение в развитии государственной политики в интересах обеспечения безопасности государства от внутренних угроз является анализ внутренних угроз безопасности, учет требований окружающей военно-политической и общественно-политической обстановки, теории и практики строительства военной и правоохранительной организации государства. Важным условием является ее опережающий характер парирования угроз в международной и внутриполитической обстановке [6].
Сегодня внутриполитическая ситуация характеризуется появлением новых вызовов, способных привести к возникновению внутренних угроз, которые осуществляются геополитическими оппонентами для дестабилизации общественно-политической обстановки. Нередко понятие «угроза» употребляют в том же значении, что и «опасность». Специалисты все чаще под угрозой понимают крайнюю степень опасности, а под опасностью - возможную угрозу. Хотя общими в их содержании является возможность причинить ущерб безопасности. Можно выделить ряд отличий между данными понятиями:
1) по субъектно-объектному составу:
• угроза имеет субъект - явный источник угрозы и объект - на кого направлены действия по нанесению ущерба;
• опасность не имеет явно выраженного источника угрозы и объекта своего воздействия;
2) по наличию намерений и возможностей:
• при угрозе существуют явные намерения;
• опасность ограничивается наличием только одного из этих компонентов: либо намерениями без возможностей, либо возможностями без намерений;
Болгов Н.В., Чичулин Н.А., Шевцов В.М. -
3) понанесениюущерба:
• при угрозе - реальная вероятность нанесения ущерба;
• при опасности - гипотетическая вероятность нанесения ущерба.
ВЫВОДЫ
На основании проведенного анализа современных угроз безопасности Российской Федерации можно сделать вывод: в результате цивилизационного конфликта между западной и православной цивилизациями происходит активизация западных спецслужб, деятельность которых направлена на дестабилизацию внутриполитической обстановки путем провоцирования массовых беспорядков, экстремистской деятельности и международного терроризма, а также внутрицивили-зационного конфликта, который может привести к утрате идентичности и культурно-исторического наследия. Следует отметить, что угроза безопасности в настоящее время проявляется в посягательствах на единство России и основы конституционного строя, а также в форме экономического давления и применения незаконных экономических санкций. Внутренние угрозы, обострившиеся в последнее время, используются нашими геополитическими противниками для ослабления Российской Федерации. Политика непрямых действий, как новый вид противостояния между государствами, предостав-
ляет противникам России новые эффективные инструменты стратегического сдерживания. В этих условиях обновленная государственная политика Российской Федерации является необходимым условием по предотвращению войн и вооруженных конфликтов, упрочению стратегической и региональной стабильности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реальность внутренних угроз, в том числе террористических, требует кардинального пересмотра государственной политики, научного аппарата и уточнения основополагающих концептуальных документов по обеспечению безопасности от внутренних угроз. Безусловно, решение этой задачи во многом зависит от развития науки. Отсутствие в настоящее время и в ближайшей перспективе реальной возможности прогнозирования массовых беспорядков, экстремистской и террористической деятельности говорит о необходимости проведения комплекса мер, направленных на развитие науки и ревизии всего государственного аппарата, отвечающего за внутреннюю безопасность. Также необходимо выстраивание качественно нового диалога с дружественными странами для совместной работы специальных служб в обмене информацией и положительным опытом по обеспечению внутренней безопасности страны и разрешению межцивилиза-ционных конфликтов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белая Е.В. Феномен терроризма в современном обществе: дис.... канд. социол. наук. М., 2005. С. 34.
2. Болгов Н.В., Бааль Н.Б. Политический экстремизм на постсоветском пространстве и в России как угроза ее военной безопасности // Военная мысль. 2021. № 1. С. 22-33.
3. Булавина МА., Новосельский С.О. Роль высшего образования в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в условиях кризиса международных отношений // Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации. М., 2023. С. 76-83.
4. Дудин М.Н. Протестные настроения и уровень жизни населения России: краткий эмпирический анализ // Власть.
2022. Т. 30. № 1. С. 9-16.
5. Ермакова Л.И., Горбунов А.П., Чагилов В.Р. Геополитика в системе международных отношений // Вестник Пятигорского государственного университета. 2021. № 4. С. 62-64.
6. Клевцов К.К. Понятие и правовая сущность международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства // Мировой судья. 2023. № 4. С. 8-12.
7. Кокошин АА. Стратегическое управление: теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России. М.:МГИМО, 2003.528 с.
8. Максимов Н.Р. Некоторые особенности возникновения и протекания массовых беспорядков и акций гражданского неповиновения в современных условиях // Правопорядок в России: проблемы совершенствования: сб. науч. трудов XVII Всерос. науч.-практ. конф. М., 2023. С. 222-225.
9. Морозов Ю.В. Гибридная война США против России и Китая Ц Морозов Ю.В., Батюк В.И. Стратегический треугольник США-КНР-РФ: вызовы и перспективы безопасности России. М., 2022. С. 260-277.
10. Новосельский С.О., Моисеева О.А., Филиппова ОА. Коммуникационная политика органов исполнительной власти с населением в социальных сетях//Вопросы политологии.
2023. Т. 13. № 3 (91). С. 1001-1013.
REFERENCES
1. Belaya E.V. The phenomenon of terrorism in modern society. Dis... of Cand. Sci. (Sociol.). Moscow, 2005. P. 34.
2. Bolgov N.V., Baal N.B. Political extremism in the post-Soviet space and in Russia as a threat to its military security. Military Thought. 2021. No. 1. Pp. 22-33. (In Rus.)
3. Bulavina MA., Novoselsky S.O. The role of higher education in ensuring the national security of the Russian Federation in the context of the crisis of international relations. In: Trends in the development of the system of international relations and their influence on the management of the national defense of the Russian Federation. Moscow, 2023. P. 76-83.
4. Dudin M.N. Protest sentiments and the standard of living of the Russian population: A brief empirical analysis. Power.
2022. Vol. 30. No. 1. Pp. 9-16. (In Rus.)
5. Ermakova L.I., Gorbunov A.P., Chagilov V.R. Geopolitics in the system of international relations. Bulletin of Pyatigorsk State University. 2021. No. 4. Pp. 62-64. (In Rus.)
6. Klevtsov K.K. The concept and legal essence of international cooperation in the field of criminal justice. Justice ofthe Peace.
2023. No. 4. Pp. 8-12. (In Rus.)
7. Kokoshin A.A. Strategic management: theory, historical experience, comparative analysis, tasks for Russia. Moscow: MGIMO, 2003. 528 p.
8. Maximov N.R. Some features of the emergence and course of mass riots and civil disobedience actions in modern conditions. In: Law and order in Russia: Problems of improvement. Collection of scientific papers of the XVII All-Russian Scientific and practical conference. Moscow, 2023. Pp. 222-225.
9. Morozov Yu.V. Hybrid war of the USA against Russia and China. In: The strategic Triangle of the USA-China-Russia: Challenges and prospects for Russia's security. Moscow, 2022. Pp. 260-277.
10. Novoselsky S.O., Moiseeva O.A., Filippova O.A. Communication policy of executive authorities with the population in social networks. Questions of Political Science. 2023. Vol. 13. No. 3 (91). Pp. 1001-1013. (In Rus.)
11. Погребняк K.B., Галимович В.А., Малашевская О.В. Угроза террористических актов // Обеспечение безопасности жизнедеятельности на современном этапе развития общества: матер, республ. студ. науч.-практ. конф. / В.Н. Босак (гл. редактор). Горки, 2022. С. 84-85.
12. Прохоров А.Е. Влияние внутриполитических интересов на геополитическое и глобальное пространство // Per aspera ad astra - Через тернии к звездам: сб. науч. статей междунар. науч. студенческих слушаний «Право. Экономика. Управление». Ставрополь, 2021. С. 134-137.
13. Шукшин B.C., Суворов В.Л. Политика непрямых действий как угроза безопасности России в условиях новой холодной войны: монография. М.: ИПО У Никитских ворот, 2017. 175 с.
11. Pogrebnyak K.V., Galimovich VA., Malashevskaya O.V. The threat of terrorist acts. In: Ensuring the safety of life at the present stage of society development. Materials of the Republican student scientific and practical conference. V.N. Bosak (chiefed.). Gorki, 2022. Pp. 84-85.
12. Prokhorov A.E. The influence of domestic political interests on the geopolitical and global space. In: Per aspera ad astra -Through thorns to the stars. Collection of scientific articles of international scientific student hearings "Law. Economy. Management". Stavropol, 2021. Pp. 134-137.
13. Shukshin V.S., Suvorov V.L. The policy of indirect actions as a threat to Russia's security in the conditions of the new Cold War: Monograph. Moscow: IPO atthe Nikitsky Gate, 2017. 175 p.
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 94,62%
Рецензент: Бурда М.А., доцент, кафедра политологии и политического управления, факультет политических исследований; Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Статья поступила в редакцию 02.04.2024, принята к публикации 26.04.2024 The article was received on 02.04.2024, accepted for publication 26.04.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Болгов Николай Васильевич, доктор политических наук, кандидат экономических наук; ведущий научный сотрудник; Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского; г. Москва, Российская Федерация; Author ID: 277495; SPIN-код: 1882-8592; E-mail: [email protected]
Чичулин Николай Александрович, доктор политических наук, профессор; ведущий научный сотрудник; Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского; г. Москва, Российская Федерация; Author ID: 474739; SPIN-код: 1798-9099; E-mail: [email protected]
Шевцов Валерий Михайлович, доктор философских наук, профессор; советник ректора; Университет мировых цивилизаций имени В.В.Жириновского; г. Москва, Российская Федерация; Author ID: 479573; SPIN-код: 1904-5409; E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Nicolay V. Bolgov, Dr. Sci. (Polit.), Cand. Sci. (Econ.); leading researcher; Zhirinovsky University of World Civilizations; Moscow, Russian Federation; Author ID: 277495; SPIN-code: 1882-8592; E-mail:[email protected]
Nikolay A. Chichulin, Dr. Sci. (Polit.); leading researcher; Zhirinovsky University of World Civilizations; Moscow, Russian Federation; Author ID: 474739; SPIN-code: 17989099; E-mail: [email protected]
Valery M. Shevtsov, Dr. Sci. (Philos.), Professor; advisor to the Rector; Zhirinovsky University of World Civilizations; Moscow, Russian Federation; Author ID: 479573; SPINcode: 1904-5409; E-mail:[email protected]