Научная статья на тему 'Анализ некоторых аспектов обеспечения национальной безопасности России на современном этапе развития'

Анализ некоторых аспектов обеспечения национальной безопасности России на современном этапе развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная политика / военно-политическая обстановка / национальная безопасность / угроза / конфликт / миропорядок / специальная военная операция / дипломатическое урегулирование / state policy / politico-military situation / national security / threat / conflict / world order / special military operation / diplomatic settlement

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Болгов Николай Васильевич, Чичулин Николай Александрович, Шевцов Валерий Михайлович

В исследовании сделаны выводы из анализа некоторых аспектов обеспечения национальной безопасности России на современном этапе развития цивилизаций, а также обозначено их влияние на состояние военно-политической обстановки на региональных стратегических направлениях, являющихся жизненно важными, играющими приоритетную роль в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. Раскрываются причины конфликтов, роль и место России в обеспечении национальной безопасности. По результатам анализа выявлены проблемы организационного и правового регулирования, требующие устранения негативных факторов на государственном уровне. Обозначены пути обеспечения национальной безопасности России, посредством которых можно стабилизировать обострившиеся противоречия с учетом новых угроз. Определение угроз позволит обеспечить стратегическую и внутриполитическую стабильность общества, создающую условия для противостояния коллективному Западу, способствующую построению, функционированию и развитию системы национальной безопасности. Вносятся предложения о совершенствовании системы обеспечения безопасности России и необходимости проведения комплекса мероприятий по ее правовому обеспечению, а также использованию имеющегося потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Болгов Николай Васильевич, Чичулин Николай Александрович, Шевцов Валерий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Some Aspects of Ensuring Russia’s National Security at the Present Stage of Development

The study draws conclusions from the analysis of some aspects of ensuring Russia’s national security at the present stage of civilization development, as well as outlines their impact on the state of the military-political situation in regional strategic areas that are vitally important and play a priority role in ensuring the national security of the Russian Federation. It elucidates the causes of conflicts, Russia’s role and place in ensuring national security. Based on the analysis results, problems of organizational and legal regulation requiring elimination of negative factors at the state level are identified. Ways of ensuring Russia’s national security are outlined, through which the exacerbated contradictions can be stabilized in light of new threats. Identifying threats will enable the strategic and domestic stability of society, creating conditions for countering the collective West, facilitating the construction, functioning, and development of the national security system. Suggestions are made for improving Russia’s security system and the necessity of conducting a set of measures for its legal provision, as well as utilizing the existing potential.

Текст научной работы на тему «Анализ некоторых аспектов обеспечения национальной безопасности России на современном этапе развития»

Научная статья УДК 323.2

https://doi.org/10.24158/pep.2024.6.1

Анализ некоторых аспектов обеспечения национальной безопасности России

на современном этапе развития

Николай Васильевич Болтов1, Николай Александрович Чичулин2, Валерий Михайлович Шевцов3

123Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва, Россия

[email protected]

[email protected]

[email protected]

Аннотация. В исследовании сделаны выводы из анализа некоторых аспектов обеспечения национальной безопасности России на современном этапе развития цивилизаций, а также обозначено их влияние на состояние военно-политической обстановки на региональных стратегических направлениях, являющихся жизненно важными, играющими приоритетную роль в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. Раскрываются причины конфликтов, роль и место России в обеспечении национальной безопасности. По результатам анализа выявлены проблемы организационного и правового регулирования, требующие устранения негативных факторов на государственном уровне. Обозначены пути обеспечения национальной безопасности России, посредством которых можно стабилизировать обострившиеся противоречия с учетом новых угроз. Определение угроз позволит обеспечить стратегическую и внутриполитическую стабильность общества, создающую условия для противостояния коллективному Западу, способствующую построению, функционированию и развитию системы национальной безопасности. Вносятся предложения о совершенствовании системы обеспечения безопасности России и необходимости проведения комплекса мероприятий по ее правовому обеспечению, а также использованию имеющегося потенциала.

Ключевые слова: государственная политика, военно-политическая обстановка, национальная безопасность, угроза, конфликт, миропорядок, специальная военная операция, дипломатическое урегулирование

Финансирование: статья финансируется АНО ВО «Университет мировых цивилизаций им. В.В. Жириновского».

Для цитирования: Болгов Н.В., Чичулин Н.А., Шевцов В.М. Анализ некоторых аспектов обеспечения национальной безопасности России на современном этапе развития // Общество: политика, экономика, право. 2024. № 6. С. 15-22. https://doi.org/10.24158/pep.2024.6.1.

Original article

Analysis of Some Aspects of Ensuring Russia's National Security at the Present Stage of Development

Nikolay V. Bolgov1, Nikolay A. Chichulin2, Valery M. Shevtsov3

123University of World Civilizations named after V.V. Zhirinovsky, Moscow, Russia

[email protected]

[email protected]

3v.m.shevtsov@uwc- i .ru

Abstract. The study draws conclusions from the analysis of some aspects of ensuring Russia's national security at the present stage of civilization development, as well as outlines their impact on the state of the military-political situation in regional strategic areas that are vitally important and play a priority role in ensuring the national security of the Russian Federation. It elucidates the causes of conflicts, Russia's role and place in ensuring national security. Based on the analysis results, problems of organizational and legal regulation requiring elimination of negative factors at the state level are identified. Ways of ensuring Russia's national security are outlined, through which the exacerbated contradictions can be stabilized in light of new threats. Identifying threats will enable the strategic and domestic stability of society, creating conditions for countering the collective West, facilitating the construction, functioning, and development of the national security system. Suggestions are made for improving Russia's security system and the necessity of conducting a set of measures for its legal provision, as well as utilizing the existing potential.

Keywords: state policy, politico-military situation, national security, threat, conflict, world order, special military operation, diplomatic settlement

Funding: The reported study is funded by University of World Civilizations named after V.V. Zhirinovsky.

© Болгов Н.В., Чичулин Н.А., Шевцов В.М., 2024

For citation: Bolgov, N.V., Chichulin, N.A. & Shevtsov, V.M. (2024) Analysis of Some Aspects of Ensuring Russia's National Security at the Present Stage of Development. Society: Politics, Economics, Law. (6), 15-22. Available from: doi:10.24158/pep.2024.6.1 (In Russian).

Введение. В настоящее время происходящие в мировой политике процессы указывают на негативные тенденции по конфронтации России и коллективного Запада, что влияет на обеспечение национальной безопасности. Наблюдается экономическое соперничество держав, которые опираются на военную силу и оказывают влияние на развитие мировых цивилизаций в условиях глобализации. В политике западных стран создается образ России как врага демократических государств и всей западной цивилизации.

Наблюдается тенденция усиления угроз национальной безопасности России в глобальном противостоянии мировых держав, в первую очередь при отстаивании стратегических интересов с приграничными странами бывшего Советского Союза (Баранов, Болгов, 2023). Новые вызовы безопасности свидетельствуют, что совершенствование системы международной политики и государственного управления должно базироваться прежде всего на правовом механизме регулирования политической деятельности (Болгов, 2020).

Между тем политической целью Запада является уничтожение России как суверенного государства для смены политической власти (Горюнова и др., 2023). Это значит, что санкции, ограничения, минимизация торговых отношений и культурных контактов будут продолжены, что усугубляет конфронтацию и может привести к прямому столкновению. Для России становятся актуальными перестройка сложившихся связей в этой системе, а также адаптация экономических отношений внутри страны к санкционной политике в целях обеспечения национальной безопасности, где исключительную роль играют суверенитет и независимость России.

Цель исследования - провести анализ некоторых аспектов обеспечения национальной безопасности России на современном этапе развития цивилизаций. Задачи исследования:

- выявить проблемы организационного и правового регулирования, требующие устранения на государственном уровне;

- определить пути решения вопросов обеспечения национальной безопасности России на современном этапе развития.

Новизна исследования состоит в выявлении некоторых аспектов обеспечения национальной безопасности России на современном этапе развития, внесении предложений по совершенствованию системы обеспечения безопасности России, проведению комплекса мероприятий ее правового обеспечения, а также использованию имеющегося потенциала.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют общенаучные подходы (дедуктивный, комплексный и системный). Диалектический метод в исследовании используется для познания политических явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. Для достоверного изучения вопросов обеспечения национальной безопасности применяется комплексный подход. Системный подход используется для анализа проблемы обоснования и реализации внешней политики государства.

Результаты исследования. 5 октября 2023 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», заявил: «Величие России на сегодняшний день заключается в укреплении суверенитета, а суверенитет основан на самодостаточности в технологиях, финансах, экономике в целом, в сфере обороны и безопасности»1, а также определил приоритетным цивилизационный подход в построении нового миропорядка. В связи с этим необходимо ориентироваться на многополярную систему международной безопасности, которая в настоящее время формируется под увеличивающимся военно-экономическим потенциалом стран глобального Юга и противодействием Запада - стран глобального Севера. Сейчас Российская Федерация стремится заложить основы новой системы международной безопасности, которая будет базироваться на анализе угроз и учитывать интересы всех государств, заинтересованных в ее построении.

Анализ современных угроз Российской Федерации свидетельствует о коренных перекосах мировой системы безопасности. С угасанием политического и экономического влияния Запада жизненно необходимыми для него становятся поиск противоречий и развязывание конфликтов по всему миру в целях навязывания его политической и экономической воли с опорой на военную силу. Запад пытается диктовать мировому сообществу систему культурных ценностей, обусловленных интересами транснациональных компаний, которые поддерживают и финансируют циви-лизационное противостояние. Последнее является характерной чертой внешней политики Запада, чьи политические лидеры пытаются обеспечить таким образом глобальное доминирование

1 Путин рассказал, в чем заключается величие Росси [Электронный ресурс] // РИА «Новости». 2023. 5 окт. URL: https://ria.ru/20231005/suverenitet-1900803352.html?ysclid=lvgj8iwo7x36300682 (дата обращения: 28.03.2024).

над странами глобального Юга. Целью доминирования выступает политическая и экономическая колонизация стран, теряющих свой суверенитет.

После распада Советского Союза и утраты двухполюсной системы обеспечения безопасности в отношении России проводится подрывная политика, основанная на экспансии сфер геополитического влияния и обострении внутриполитической обстановки. Данная политика идет по линии разлома цивилизаций путем формирования цивилизационных противоречий. Учитывая многоконфессиональный состав России и граничащих с ней стран, западные политтехнологи определяют уязвимые места во взаимоотношениях между государствами и этническими группами и разрабатывают долгосрочные программы по зарождению и развитию региональных конфликтов на сопредельных с Россией территориях. Особенностью данных конфликтов является заблаговременное сценарное развитие в целях организации предпосылок смены политических режимов и навязывания условий по формированию политического курса и экономической экспансии сырьевых ресурсов.

Эти события были характерны для России в 90-е гг. прошлого столетия при возникновении межцивилизационного конфликта в Чеченской Республике, основанного на этнических противоречиях и радикальных исламистских течениях. При попустительстве и слабеющей центральной власти проведение двух чеченских кампаний поставило страну на путь развития дальнейшего сепаратизма субъектов Российской Федерации, базирующегося на конфликте западной, православной и мусульманской цивилизаций, который лег в основу распада Советского Союза. Аналогичные события происходили в Таджикистане в 1992 г., также подрывавшие региональную безопасность и безопасность России. Распад Советского Союза стал следствием внешнего воздействия на основы государственного строя и прихода к власти аффилированных Западом руководителей союзных республик - новой политической элиты, чьей целью выступали личные амбиции и обогащение. Политическое руководство новых стран было «обязано» западным кураторам, которые привели его к власти. Под влиянием идей перестройки, разрушающих сложившуюся политическую систему СССР, произошли дезорганизационные процессы распада страны.

Вновь образованная политическая элита была переплетена с экономической, захватившей промышленные и сырьевые предприятия. Раздел социалистической собственности происходил под покровительством западных кураторов, которые определяли ключевые направления развития внутренней и внешней политики. В результате обозначенных событий Россия была поставлена на путь утраты суверенитета и территориальной целостности, наметились негативные тенденции в демографической ситуации, потери исторических и культурных ценностей. Новая элита стала ориентироваться на западные культурно-исторические ценности, пользуясь страной как сырьевым придатком Запада. Данные события закончились после сложения с себя полномочий Президента Российской Федерации Б.Н. Ельциным и избрания В.В. Путина. В дальнейшем неоднократно были предприняты попытки к формированию политического и экономического суверенитета страны и ее безопасности.

Ключевым моментом переоценки внешней политики России в вопросах безопасности стала мюнхенская речь Президента РФ В.В. Путина, произнесенная 10 февраля 2007 г.1 Она носила гуманитарный характер, между тем западный политический истеблишмент воспринял ее как вызов, угрозу сложившейся системе доминирования Запада в решении вопросов устройства однополярного мира. Данная система определяла расширение блока НАТО на восток за счет бывших стран социалистического лагеря, а также выход США из системы международных договоров по безопасности.

Результатом дальнейшего обострения военно-политической обстановки явилась спровоцированная Западом грузинская агрессия в отношении российских миротворцев, находившихся под эгидой ООН в Южной Осетии в 2008 г., а также предоставление Грузии и Украине статуса наблюдателей для членства в НАТО. Антиконституционный переворот в 2014 г. на Украине и уничтожение русскоязычного населения страны стали вызовом для России. Неоднократное нарушение Минских соглашений по отношению к жителям Донбасса, военные преступления против мирного русскоязычного населения страны, а также отклонение Западом требований России по обеспечению общей безопасности послужили предпосылками проведения специальной военной операции на Украине в 2022 г.

В результате проведения специальной военной операции РФ удалось приблизиться к поставленным целям и организовать переговорный процесс по соблюдению условий, выдвинутых Россией. Между тем после подписания предварительных соглашений Украине запретили участ-

1 Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности [Электронный ресурс] // Президент России. 2007. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (дата обращения: 28.03.2024).

вовать в переговорном процессе, обосновывая такое решение неприемлемостью условий. Затягивание специальной военной операции происходит под негативным влиянием Запада, который провоцирует распространение конфликта за рамки регионального. При этом участие в нем стержневых государств и блока НАТО может привести к необратимым последствиям по его эскалации, в том числе применению ядерного оружия одной из сторон конфликта.

Эти факты указывают на то, что конфронтация Запада с Россией будет носить затяжной характер, вне зависимости от итогов специальной военной операции на Украине. Однако дальнейшее развитие событий будет зависеть от ситуации в этой зоне, поскольку в случае успешного российского наступления могут начаться и активные попытки дипломатического урегулирования, где Россия получит более сильные переговорные позиции. В то же время в случае разрешения противоречий между странами Запада определенные преимущества может получить и украинская сторона, что делает геополитическую ситуацию слабо предсказуемой.

США, исходящие из реальности ядерного конфликта, неоднократно заявляли о готовности вести широкий диалог с Россией по проблемам безопасности. Эти заявления продиктованы лицемерием, в связи с чем Россия не видит оснований для проведения переговоров о безопасности. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров отметил на Московской конференции по безопасности: «Западники опасно балансируют на грани прямого военного столкновения ядерных держав, что чревато катастрофическими последствиями»1.

Несмотря на конфронтацию, правительства и государственные деятели большинства стран Запада выразили соболезнования правительству и народу России в связи с терактом в «Крокус Сити Холле». Президент Франции Э. Макрон предложил российским спецслужбам сотрудничество в борьбе с международным терроризмом. Между тем такое взаимодействие на уровне спецслужб вряд ли сможет способствовать снижению напряженности в отношениях с Россией.

Для построения нового миропорядка необходимо опираться на международный политический курс, а также внутриполитическую стабильность, что позволит определить эффективные варианты решения по нейтрализации угроз и формированию перспективных направлений развития политической системы в противостоянии вызовам (Маслакова-Клауберг, 2023). Это требует перестройки системы государственного управления, экономики, мобилизации финансовых средств и направления их на обеспечение безопасности страны: функционирование промышленного производства, сельского хозяйства, решение демографических вопросов, повышение уровня жизни населения, сплочение общества вокруг национальной идеи на обоснованных принципах, которые можно вывести из закономерностей развития человеческого общества.

Основной национальной идеей в настоящее время выступает особенная роль России в мировом историческом процессе, ее уникальное территориально-географическое положение, судьба великого государства, созданного усилиями многих поколений народа, его неисчерпаемые природные и сырьевые ресурсы, его великая культура, которая должна обеспечиваться системой национальной безопасности государства (Булавина, Новосельский, 2022).

Кроме того, угрозой национальной безопасности является низкая рождаемость: в связи со старением населения возникнет риск дефицита молодых людей, призванных обеспечивать военную безопасность, а также рабочей силы, способной создавать экономическую независимость страны (Ткаченко, 2023). Общее сокращение численности и неравномерное расселение по территории страны, сопровождающееся сокращением населения отдельных этнических групп, особенно коренных малочисленных народов, может привести к их полному исчезновению (Андреев, 2018).

Этническая структура населения Российской Федерации очень сложна. Основной народ -русские - составляет более 70 % от общего числа жителей страны. Процентное соотношение других народов в общей численности намного ниже. Так, лишь 36 народов численностью 100 тыс. и более в целом достигают примерно 20 % населения России. Вместе с тем показатели воспроизводства и смертности населения у различных народов России существенно различаются. Можно уверенно говорить о депопуляции титульного народа России - русских, коэффициент рождаемости которых варьирует от 1,2 до 1,4 при общепризнанном стабильном коэффициенте 2,1 (Саломатин и др., 2021). В связи с этим необходимо принимать срочные меры по восстановлению численности населения России, эти меры определены как приоритетные направления обеспечения национальной безопасности2.

Для России становятся актуальными перестройка сложившихся связей в системе обеспечения национальной безопасности, а также адаптация экономических отношений внутри страны

1 Лавров: Запад опасно балансирует на грани прямого военного столкновения ядерных держав [Электронный ресурс] // ТАСС. 2024. 22 апр. Ш1_: 1"1Йр8:/Ла88.ги/ро!Шка/20611441?у8с!1с1=!уд.|Ь1сиеп930919554 (дата обращения: 16.03.2024).

2 О Стратегии национальной безопасности РФ : Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27, ч. II. Ст. 5351.

в целях обеспечения ее безопасности (Дегтярев, 2023). Президент Российской Федерации В.В. Путин раскрыл причину конфликта России с США и Европой, она заключается в навязывании этими странами своих интересов: «Ведь был момент, когда ваш покорный слуга просто высказал предположение: а может быть, нам и в НАТО вступить? Но нет, в НАТО такая страна не нужна. <...> Мы-то считали, что мы уже вот, свои, извините, как у нас в народе говорят, буржуинские. Чего еще? Противостояния идеологического больше нет. В чем проблема? Видимо, проблема в геополитических интересах и надменном отношении к другим»1.

В связи с этим необходимо отметить, что построить устойчивую систему государственного управления на «буржуинских» принципах не получится, необходимо искать государственную идеологию, базирующуюся на национальной справедливости. Западный мир строится на демократии, являющейся крайней формой политики, хотя, говоря о демократических принципах полисов Древнего мира, нельзя забывать о рабстве, лежащем в основе общественного строя, который в современности распространяется на колониальные страны, позволяющие глобальному Северу существовать безбедно, навязывая тем самым демократию глобальному Югу. За величием имперской России стоит крепостное право и бесправие большей части населения страны. Международный авторитет Советского Союза строился на национальной справедливости внутри государства и идеологически распространялся на весь социалистический мир, он даже находит понимание в современности (Полухина, 2022). Тост Президента России на встрече с лидером КНДР - «старый друг лучше новых двух» - говорит об общих интересах в политике стран. Именно политический строй, который определялся государственным контролем над экономикой, средствами производства и распределением материальных благ, способен обеспечить успех в противостоянии глобальному Северу и поиске союзников в международной политике.

Развитие военно-политической обстановки не только усилило существовавшие противоречия, но и высветило ряд новых, ранее не возникавших проблем с учетом палестино-израильского конфликта. Вследствие этого задачи, стоящие перед государством в современных условиях, перерастают в проблемы, которые требуют решения конфликта глобального Севера и глобального Юга, где исторически определяющую роль должна играть Россия. Для анализа стратегических интересов РФ необходимы упорядочение и использование знаний истории, оценка военно-политической обстановки в принятии политических решений, что обеспечит разработку эффективных вариантов нейтрализации угроз и формирование перспективных направлений развития политической системы в противостоянии вызовам глобального Севера.

В настоящее время негативное влияние на безопасность Российской Федерации оказывает нагорнокарабахский конфликт, где действуют миротворческие силы России. Президент Азербайджана И. Алиев критически относится к Армении в решении конфликта. Выступая на заседании 53-го Совета Содружества Независимых Государств, он заявил, что Армения ищет поддержки у стран НАТО в преодолении кризиса. В регионе Нагорного Карабаха проживает большое количество этнических меньшинств, влиявших на продолжение вооруженного противостояния и эскалацию конфликта Армении и Азербайджана с возможным участием стран НАТО для выдавливания России из региона влияния. С 1994 г. Нагорно-Карабахская Республика не контролировалась Азербайджаном и была оккупирована Арменией. 12 декабря 2022 г. Азербайджан заблокировал Лачинский коридор, а 19 сентября 2023 г. провел антитеррористическую операцию в Нагорном Карабахе. В результате вооруженного противостояния с Азербайджаном Армения запросила военную помощь у ОДКБ. Между тем отношения России и Азербайджана развиваются на основе взаимного уважения и территориальной целостности. Азербайджан является членом СНГ, из ОДКБ вышел в 1999 г.

В этих условиях России необходимо уделять внимание развитию отношений со странами ближайшего зарубежья, особенно с Арменией. Премьер-министр Н. Пашинян заявил, что Армения выйдет из ОДКБ, если эта организация не ответит на ее вопросы. Речь в первую очередь идет о том, признает ли ОДКБ территориальную целостность Армении в ее нынешних границах. Именно невнятная позиция ОДКБ по этому вопросу стала причиной отказа от оказания Армении военной помощи в сентябре 2022 г., когда азербайджанские войска вторглись на территорию Сюникской области Армении. Признание нынешних границ со стороны ОДКБ будет означать готовность помочь Армении в случае вторжения Азербайджана в ее пределы, чего Россия хотела бы избежать в интересах своих связей с Азербайджаном и Турцией. Между тем в городе Гюмри находится 102-я российская военная база, Армения является членом ОДКБ и делает особый акцент на выходе из членства, проводя недружественные в отношении России военные учения с США, что неминуемо ведет к ответным действиям со стороны РФ в целях обеспечения ее безопасности.

1 Заседание дискуссионного клуба «Валдай» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. 2023. 5 окт. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/72444 (дата обращения: 08.04.2024).

При этом страны Запада оказывают давление на Ереван с требованием убрать из Конституции республики упоминание о Нагорном Карабахе (Арцахе), внести изменения, направленные на разрыв отношений Россией, а также признать переход нескольких сел под контроль Азербайджана. Власти в Ереване не могут принять такое решение, поскольку оно может вызвать протесты в стране. Поэтому в сфере безопасности Ереван предпочитает сохранять определенный уровень отношений с Россией. Кроме того, правительство Н. Пашиняна опасается разрыва экономических связей с РФ, что может привести к серьезным проблемам в республике.

Прошедший в Бишкеке 13 октября 2023 г. саммит стран - участниц СНГ - Азербайджана, Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана - подтвердил единство позиции по противостоянию новым вызовам, прежде всего по стабилизации вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе, одного из самых трагических на постсоветском пространстве. Поддержка русского языка, борьба с преступностью и транспортные коридоры также стали главными вопросами саммита, которые являются определяющими в обеспечении национальной безопасности России.

Палестино-израильский конфликт, который обострился в настоящее время, является региональным источником угрозы. Его разрастание спровоцировало волну протестных настроений в российских республиках Северного Кавказа, проявивших солидарность в защите мирного населения. Данные события привели к массовым беспорядкам в Дагестане, которые были спровоцированы зарубежными спецслужбами в целях дестабилизации внутриполитической обстановки в России. К пресечению массовых беспорядков в аэропорту Махачкалы 29 октября 2023 г. были привлечены правоохранительные органы. В результате специальных мероприятий было задержано и привлечено к ответственности более 200 человек. Массовые беспорядки были организованы с использованием технологий, разработанных иностранными спецслужбами.

Факты указывают на то, что массовые протестные акции могут возникать под воздействием внутренних и внешних политических сил, а также по религиозному, национальному или иному принципу, что в настоящее время проявляется на Кавказе (Новосельский и др., 2023). В подобных случаях связь между непримиримостью идейных разногласий и конфликта, спровоцированного Западом, должна контролироваться Россией в интересах обеспечения национальной безопасности на кавказском стратегическом направлении1. Начальная фаза любого вооруженного конфликта глобального либо регионального уровня всегда влечет обострение внутриполитической обстановки, т. е. несет угрозу государственной и общественной безопасности.

В настоящее время в России происходит консолидация российского общества, что имеет прямое отношение к влиянию на отечественную внутреннюю и внешнюю политику. Итог выборов Президента России в 2024 г. дает В.В. Путину возможность реализовывать все инициативы в политике. Получение В.В. Путиным сверхвысокого результата на выборах должно показать миру, прежде всего Западу, что специальная военная операция на Украине - это позиция всей России, цели которой будут достигнуты.

В то же время итоги выборов зафиксировали негативные тенденции в молодежной среде. Вновь проявилось различное отношение к власти у молодых и образованных россиян и более возрастных и менее образованных слоев населения. Многие политики не считают указанные факторы значимыми, между тем если результаты негативных тенденций не будут учтены, то возрастание напряженности в молодежной среде может привести к политической нестабильности в стране и возникновению внутренних угроз.

Угрозы связаны с политической нестабильностью, резким ухудшением социально-экономического положения населения, а также вероятностью возникновения приграничных вооруженных конфликтов, когда вооруженные силы центрального правительства ведут боевые действия против формирований во внутреннем вооруженном конфликте, где нарушаются государственная и общественная безопасность. Противодействие данным вызовам должно быть подчинено национальным интересам и обеспечиваться на базе традиционных ценностей решительными мерами государственной власти Российской Федерации.

В результате анализа нами определены некоторые аспекты обеспечения национальной безопасности России на современном этапе развития, влияя на которые, мы можем стабилизировать обострившиеся противоречия с учетом новых угроз. Устранение выявленных угроз позволит обеспечить стратегическую и внутриполитическую стабильность общества, создающую условия для противостояния коллективному Западу, способствующую построению, функционированию и развитию системы национальной безопасности.

Как следует из Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 4002, последовательно про-

1 Белокрылова Е.А., Кологерманская Е.М., Бевзюк Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 дек. 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-информ. системы «Гарант».

2 О Стратегии национальной безопасности ...

водимый курс на укрепление обороноспособности, внутреннего единства и политической стабильности, на модернизацию экономики и развитие промышленного потенциала обеспечил укрепление суверенной государственности России как страны, способной проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, эффективно противостоять попыткам внешнего давления. Рассмотренные аспекты национальной безопасности России на современном этапе развития цивилизаций могут усилить целевую направленность на достижение главного результата -гарантированное обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Заключение. На основании изложенного можно сделать следующие выводы. Меры политического руководства, принимаемые для стабилизации экономической ситуации, возрождения России как самодостаточного государства, проводящего независимую внешнюю и внутреннюю политику, требуют решения прежде всего военно-политических и социально-экономических проблем, которые были определены нами как направления обеспечения национальной безопасности. Между тем национальная безопасность подразумевает отсутствие или недостижение целей субъекта угрозы по отношению к государству или обществу, что должно гарантироваться целенаправленной государственной политикой по обеспечению мира и стабильности.

Проблемы организационного и правового регулирования требуют устранения негативных факторов на государственном уровне. В настоящее время необходимо определить пути обеспечения национальной безопасности России, влияя на которые, возможно стабилизировать обострившиеся противоречия с учетом новых угроз. Выявление угроз позволит достичь стратегической и внутриполитической стабильности общества, создающей условия для противостояния коллективному Западу, способствующей построению, функционированию и развитию системы национальной безопасности.

Список источников:

Андреев В.В. Анализ концепций демографического развития России // Молодежный вестник ИрГТУ. 2018. Т. 8, № 1. С. 160.

Баранов В.П., Болгов Н.В. Противодействие угрозам военной безопасности на современном этапе развития России // Вестник Академии военных наук. 2023. № 3 (84). С. 16-21.

Болгов Н.В. Приоритеты развития государственной политики в сфере деятельности войск национальной гвардии // Стратегическая стабильность. 2020. № 2. С. 25-29.

Булавина М.А., Новосельский С.О. Роль высшего образования в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в условиях кризиса международных отношений // Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации / под общ. ред. А.С. Коржевского. М., 2022. С. 76-83.

Горюнова М.Е., Билюга С.Э., Зинькина Ю.В. Влияние внутриполитических факторов в различных странах на социально-политическую дестабилизацию: опыт количественного анализа // Век глобализации. 2023. № 3 (47). С. 63-77. https://doi.org/10.30884/vglob/2023.03.05.

Дегтярев Н.И. Территориальные закономерности в уровне и качестве жизни населения России // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2023. Т. 9, № 1. С. 350-360.

Маслакова-Клауберг Н.И. Вызовы для мирового порядка в XXI в.: «Большая семерка» и БРИКС // Вопросы политологии. 2023. Т. 13, № 6-2 (94-2). С. 3016-3026. https://doi.org/10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.015.

Новосельский С.О., Моисеева О.А., Филиппова О.А. Коммуникационная политика органов исполнительной власти с населением в социальных сетях // Вопросы политологии. 2023. Т. 13, № 3 (91). С. 1001-1013. https://doi.org/10.35775/PSI.2023.91.3.011.

Полухина К.С. Советская идеология и воспитание молодежи в СССР // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (к 100-летию образования СССР) : материалы XIX Междунар. науч.-теор. конф. : в 2 ч. / под ред. Н.С. Нижник. СПб., 2022. Ч. 2. С. 582-585.

Саломатин А.Ю., Макеева Н.В., Наквакина Е.В., Корякина А.С. Этнический фактор в становлении и развитии федеративных государств : монография. М., 2021. 191 с.

Ткаченко А.А. Задачи пространственного развития России с точки зрения демографических процессов и национальной безопасности // Вестник Российской академии наук. 2023. Т. 93, № 2. С. 112-120. https://doi.org/10.31857/S0869587323020111.

References:

Andreyev, V.V. (2018) Analysis of concepts of demographic development of Russia. ISTU Bulletin of Youth. 8 (1), 160. (In Russian)

Baranov, V.P. & Bolgov, N.V. (2023) Countering threats to military security at the present stage of Russia's development. Vestnik Akademii Voennykh Nauk. (3), 16-21. (In Russian)

Bolgov, N.V. (2020) Priorities for the development of state policy in the field of activity of the National Guard Forces. Strategicheskaya Stabil'nost'. (2), 25-29. (In Russian)

Bulavina, M.A. & Novoselskii, S.O. (2022) The role of higher education in ensuring the national security of the Russian Federation in the crisis of international relations. In: Korzhevskii, A.S. (ed.) Trends in the development of the system of international relations and their impact on the management of national defense of the Russian Federation. Moscow, UMC, 76-83. (In Russian)

Degtyarev, N.I. (2023) Territorial patterns in the level, quality of life of the population of Russia. Geopolitics and Ecogeodynamics of Regions. 9 (1), 350-360. (In Russian)

Goryunova, M.Ye., Bilyuga, S.E. & Zinkina, Yu.V. (2023) Impact of domestic political factors in different countries on socio-political destabilization: Experience of quantitative analysis. Vek Globalizatsii. (3), 63-77. Available from: doi:10.30884/vglob/2023.03.05. (In Russian)

Maslakova-Clauberg, N.I. (2023) Challenges for the world order in the 21st century: G7 and BRICS. Voprosy Politologii. 13 (6-2), 3016-3026. Available from: doi:10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.015. (In Russian)

Novoselskii, S.O., Moiseeva, O.A. & Filippova, O.A. (2023) Communication policy of the executive authorities with the population in social networks. Voprosy Politologii. 13 (3), 1001-1013. Available from: doi:10.35775/PSI.2023.91.3.011. (In Russian)

Polukhina, K.S. (2022) Soviet ideology and education of youth in the USSR. In: Nizhnik, N.S. (ed.) State and Law: evolution, current state, prospects of development (to the 100th anniversary of the formation of the USSR) : proceedings of the XIX International scientific-theoretical conference. Pt 2. Saint Petersburg, Sankt-Peterburgskii Universitet MVD RF, 582-585. (In Russian)

Salomatin, A.Yu., Makeeva, N.V., Nakvakina, E.V. & Koryakina, A.S. (2021) Ethnic factor in the formation and development of federal states. Moscow, RIOR. (In Russian)

Tkachenko, A.A. (2023) Tasks of spatial development of Russia from the point of view of demographic processes and national security. Vestnik Rossijskoj Akademii Nauk. 93 (2), 112-120. Available from: doi:10.31857/S0869587323020111. (In Russian)

Информация об авторах Н.В. Болгов - доктор политических наук, ведущий научный сотрудник, Университет мировых цивилизаций им. В.В. Жириновского, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=277495

Н.А. Чичулин - доктор политических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Университет мировых цивилизаций им. В.В. Жириновского, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=474739

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.М. Шевцов - доктор философских наук, профессор, советник ректора, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=479573

Вклад авторов: Н.В. Болгов - написание исходного текста. Н.А. Чичулин - доработка текста, итоговые выводы. В.М. Шевцов - научное руководство, концепция исследования.

Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors N.V. Bolgov - D.Phil. in Political Science, Leading Research Fellow, University of World Civilizations named after V.V. Zhirinovsky, Moscow, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=277495

N.A. Chichulin - D.Phil. in Political Science, Professor, Leading Research Fellow, University of World Civilizations named after V.V. Zhirinovsky, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=474739

V.M. Shevtsov - D.Phil., Professor, Advisor to the Rector, University of World Civilizations named after V.V. Zhirinovsky, Moscow, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=479573

Contribution of the authors: N.V. Bolgov - writing the source text. N.A. Chichulin - revision of the text, final conclusions. V.M. Shevtsov - academic advising, research concept.

Conflict of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 09.05.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.06.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 18.06.2024.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.