Научная статья УДК 323.39
https://doi.org/10.24158/pep.2024.10.1
Военная сила в международных отношениях как фактор безопасности и суверенитета России на современном этапе ее развития
Николай Васильевич Болгов1, Николай Александрович Чичулин2, Валерий Михайлович Шевцов3
123Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва, Россия
3v.m.shevtsov@uwc- i .ru
Аннотация. В исследовании представлен анализ международных отношений России на современном этапе развития и их влияния на состояние военно-политической обстановки на региональных стратегических направлениях, которые имеют первостепенное значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Авторы отмечают, что в международных отношениях Россия стремится нарастить свои контакты с исламскими странами. Констатируется, что конфликт Израиля и Ирана вновь стал ключевым фактором в глобальной политике. Раскрываются особенности переговорных процессов, роль и место России в них. Стремление разрешить украинский кризис, который сильно вредит мировой экономике и ее основным игрокам, не стало менее выраженным. По результатам анализа выявлены негативные тенденции, требующие устранения факторов на международном уровне на современном этапе развития, влияя на которые, следует стабилизировать обострившиеся противоречия с учетом новых угроз. Выявленные угрозы позволят обеспечить стратегическую стабильность для противостояния коллективному Западу, способствующую построению, функционированию и развитию системы национальной безопасности. Вносятся предложения о новых подходах в решении переговорного процесса и необходимости проведения комплекса мероприятий правового обеспечения, а также использования имеющегося потенциала.
Ключевые слова: государственная политика, военно-политическая обстановка, национальная безопасность, угроза, конфликт
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Болгов Н.В., Чичулин Н.А., Шевцов В.М. Военная сила в международных отношениях как фактор безопасности и суверенитета России на современном этапе ее развития // Общество: политика, экономика, право. 2024. № 10. С. 14-22. https://doi.org/10.24158/pep.2024.10.1.
Original article
Military Force in International Relations as Russia's Security and Sovereignty Factor at the Current Stage of its Development
Nikolay V. Bolgov1, Nikolay A. Chichulin2, Valery M. Shevtsov3
123University of World Civilizations named after V.V. Zhirinovsky, Moscow, Russia
3v.m.shevtsov@uwc- i .ru
Abstract. The study presents an analysis of Russia's international relations at the present stage of development and their impact on the state of the military-political situation in regional strategic areas, which are of paramount importance for ensuring the national security of the Russian Federation. The authors note that Russia aims to strengthen its contacts with Islamic countries in the context of international relations. It is observed that the Israel-Iran conflict has once again become a key factor in global politics. The features of the negotiation processes, the role and place of Russia in them are revealed. The desire to resolve the Ukrainian crisis, which severely affects the global economy and its major players, remains pronounced. According to the results of the analysis, negative trends have been identified that require the elimination of factors at the international level at the current stage of development, influencing which, it is necessary to stabilize the aggravated contradictions taking into account new threats. The identified threats will ensure strategic stability to confront the collective West, contributing to the construction, functioning and development of the national security system. Proposals are being made on new approaches to solving the negotiation process and the need for a set of legal support measures, as well as the use of existing potential.
Keywords: state policy, politico-military situation, national security, threat, conflict
Funding: Independent work.
© Болгов Н.В., Чичулин Н.А., Шевцов В.М., 2024
For citation: Bolgov, N.V., Chichulin, N.A. & Shevtsov, V.M. (2024) Military Force in International Relations as Russia's Security and Sovereignty Factor at the Current Stage of its Development. Society: Politics, Economics, Law. (10), 14-22. Available from: doi:10.24158/pep.2024.10.1 (In Russian).
Введение. В современном мире Российская Федерация столкнулась с вызовами, которые негативно сказываются на ее внешней политике и представляют угрозу для суверенитета и территориальной целостности. Обострение военно-политической обстановки в мире также проявилось в ряде внешнеполитических конфликтов на Ближнем Востоке и Украине - на передний план вышли цивилизационные противоречия между ведущими державами. Борьба за отстаивание геополитических интересов мировых держав, представляющих интересы своих цивилизаций, выходит на новый уровень (Слоботчиков, 2021). Давление, оказываемое на нашу страну гегемоном, направлено в первую очередь на формирование и усиление деструктивных внутренних тенденций, которые, по мнению западных партнеров, должны обеспечить слом существующего политического режима (Новосельский и др., 2023). Оказавшись под влиянием политических элит в спровоцированных конфликтах, стержневые государства пытаются формировать коалиции в решении возникших кризисов (Баранов, Болгов, 2020; Горюнова, Билюга, Зинькина, 2023). Разрешение противоречий и разделение сфер политического и экономического влияния на международных переговорах говорит о выстраивании новой мировой конъюнктуры на ближайшее десятилетие между государствами мировых цивилизаций.
Цель исследования - провести анализ международных отношений России, определить роль военной силы на современном этапе развития.
Задачами исследования являются:
- определить влияние международных отношений России на состояние военно-политической обстановки на региональных стратегических направлениях;
- выявить негативные тенденции, требующие устранения факторов на международном уровне на современном этапе развития;
- дать предложения о новых подходах в решении переговорного процесса и необходимости проведения комплекса мероприятий правового обеспечения с опорой на военную силу.
Новизна исследования состоит в определении аспектов по обеспечению стратегической стабильности для противостояния коллективному Западу, способствующих построению, функционированию и развитию системы национальной безопасности, а также роли и места военной силы в разрешении противоречий.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляет системный подход, который используется для изучения вопросов обеспечения стратегической стабильности страны и развития системы национальной безопасности. Кроме того, применяется системный анализ для исследования факторов, которые влияют на стабилизацию обострившихся новых угроз, включая полномасштабный вооруженный конфликт со странами коллективного Запада.
Результаты исследования. Страны Запада активно распространяют информацию о военной угрозе со стороны России с целью нарастить гонку вооружений и сформировать контуры «европейского военного альянса с ядерной составляющей»1. Взята линия на восстановление численности и боеготовности армий европейских государств, а также перевод военно-промышленных комплексов стран НАТО в режим, соответствующий условиям военного времени. Поставки западного оружия на Украину для России являются угрозой национальной безопасности. После саммита по Украине в Швейцарии Европа вряд ли сможет стать партнером РФ. Россия остается открытой к диалогу с Западом относительно безопасности и стратегической стабильности, но только с учетом интересов обеих сторон (Маслакова-Клауберг, 2023).
Состоявшийся в мае 2024 г. визит в Китай президента Российской Федерации В.В. Путина после переизбрания стал серьезным международным политическим событием. В делегацию вошли также министры, губернаторы и главы российских госкомпаний. Основным вопросом переговоров российско-китайских отношений стал украинский кризис, а также экономические связи двух стран.
В международных отношениях Россия стремится нарастить свои контакты с исламскими странами, в которых видит важных и перспективных деловых партнеров (Бареева, Кремнева, Мас-кутова, 2023). Особая ставка сделана на Египет и Алжир. С этими странами проще вести переговоры, и у них есть потенциал для экономического сотрудничества. Кроме того, развивается военно-техническое сотрудничество, поскольку обе страны являются крупными покупателями российского оружия (Щёкин, 2022).
1 Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова на XXXII Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике, Москва, 18 мая 2024 года // Министерство иностранных дел РФ. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/rso/1951435/ (дата обращения: 08.06.2024).
Исторические события мировой политики происходят на Ближнем Востоке, где известный конфликт вновь начал играть определяющую роль в глобальной политике (Карасова, 2022; Сос-нов и др., 2024). Ракетный удар Израиля по иранскому консульству в Дамаске, приведший к гибели представителей Корпуса стражей исламской революции, спровоцировал ответную реакцию, которую Иран использовал для отстаивания национальных интересов в регионе. Прежде иранское руководство дистанцировалось от силовых операций своих союзников по применению вооруженных сил. После удара по Дамаску Иран нанес массированный удар по Израилю посредством ракет и БПЛА, который был отражен системами ПВО и ПРО, нанеся минимальный ущерб Израилю. Внутри страны это способствовало росту поддержки Б. Нетаньяху, которая в последние месяцы носила неустойчивый характер. Это произошло в том числе из-за того, что израильские военные допустили нападение ХАМАС из сектора Газа на свою территорию.
В международных отношениях после ракетного удара Израиль сумел перевести конфронтацию с Ираном в экономическую плоскость при решении затянувшегося вопроса о военной помощи со стороны США. Атака Ирана на Израиль усилила его позиции в переговорах с США и ускорила решение вопроса о финансовой и военной помощи Израилю, одновременно повысив его вовлеченность в ближневосточный конфликт. США возобновили процесс консультаций с Китаем с целью выработки принципиального решения по украинскому кризису, которое устроило бы все стороны конфликта. Правительство Израиля спровоцировало США и другие западные страны на активные переговоры и увещевания (Булавина, Новосельский, 2023).
Между тем ближневосточный конфликт осложнился ракетными ударами ливанской «Хез-боллы» по территории Израиля. Это было ответом на гибель военного командира Ф. Шукра в результате израильской атаки. Переговоры Израиля и движения ХАМАС на этом фоне продолжились. Российское руководство пригласило президента Палестины М. Аббаса на саммит БРИКС в Казани. При этом посол Палестины в России А.Х. Нофаль заявил о желании властей подать заявку на вступление в БРИКС для укрепления международного статуса Палестины.
Негативный эффект произвела гибель в секторе Газа шести заложников, один из которых имел российское гражданство. В этой связи позиции Б. Нетаньяху стали уязвимыми внутри Израиля, где проходили акции протеста и забастовки с требованиями заключить сделку с ХАМАС и добиться освобождения оставшихся заложников. На фоне напряженных отношений с США израильское правительство стало выстраивать диалог с Россией: в Москве с визитом побывал военный секретарь Израиля. Израиль пытался привлечь РФ в качестве посредника для заключения сделки с ХАМАС и освобождения заложников с целью сделать США более лояльными к позиции Б. Нетаньяху, продемонстрировав готовность использовать Россию как альтернативу в этом вопросе.
Активность России в ближнем зарубежье была также подтверждена телефонным разговором В.В. Путина с президентом Казахстана К.-Ж. Токаевым и встречей курирующего Кавказ вице-премьера А. Новака с президентом Абхазии А. Бжанией на фоне новых ограничений, введенных казахстанскими банками для проведения транзакций с Россией. Поводом для улучшения отношений с Беларусью стало награждение А. Лукашенко высшей государственной наградой России - орденом Андрея Первозванного - в честь его с 70-летия, несмотря на то, что он занимал деструктивную позицию в переговорах между Россией и Украиной. Также были поздравления в адрес Украины с Днём независимости и помилование уже второй с августа группы заключенных, осужденных за участие в протестных акциях.
Российское руководство уделило большое внимание выстраиванию политического баланса в Закавказье. В частности, оно сочло необходимым после визита В. Путина в Баку, обстоятельства которого вызвали недовольство в Армении, вернуться к прямым контактам с этим государством. С этой целью был организован телефонный разговор В. Путина и Н. Пашиняна. Как было заявлено в официальном отчете, обсуждались итоги визита В.В. Путина в Азербайджан и содействие России мирному урегулированию отношений между двумя странами.
Затем В. Путин провел телефонный разговор и с И. Алиевым, стремясь подчеркнуть свою роль международного посредника в отношениях между Арменией и Азербайджаном. Впрочем, реальных результатов в виде укрепления доверия между Москвой и Ереваном не отмечалось. Последовавшая личная встреча В. Путина и Н. Пашиняна положения не изменила.
Также президент России посетил Монголию, ратифицировавшую Римский статут Международного уголовного суда. Власти Монголии обосновали визит экономическими интересами: вступление страны в БРИКС оказалось весьма удачным для повышения фактического международного статуса ВЭФ, куда приехал глава правительства этой страны. Со стороны Китая ВЭФ посетил заместитель председателя КНР Хань Чжэн, формальный заместитель Си Цзиньпина, имеющий слабое политическое влияние и не входящий в политбюро ЦК КПК. Тема БРИКС была использована и в отношениях с Сербией, где приглашение на саммит организации получил сербский президент.
Наряду с этим усилилось санкционное давление, в том числе по линии вторичных санкций, со ссылкой на которые ключевые страны-посредники, такие как ОАЭ, Казахстан, Турция и др., усложнили или свернули финансовые отношения с Россией. США ввели санкции против 400 физических и юридических лиц, связанных с РФ. В список также были включены компании из Китая, ОАЭ, Турции и Швейцарии, которые, по мнению властей США, помогают России обходить санкции. В ответ МИД РФ ввел запрет на въезд в Россию 92 американских граждан. Среди них оказались главные редакторы ряда крупных американских новостных изданий и глава Космического командования вооруженных сил США С. Уайтинг.
Между тем В. Зеленский в День независимости Украины провел телефонный разговор с канцлером ФРГ О. Шольцем. В частности, обсуждались дальнейшая военная помощь для Украины, использование замороженных российских активов для нужд Украины и реализация договоренностей, достигнутых на первом «саммите мира», состоявшемся в июне в Швейцарии. Также в День независимости Украины, 24 августа, Киев посетили союзники из Восточной Европы - президент Польши А. Дуда и премьер-министр Литвы И. Шимоните, заявившие о продолжении активной поддержки Украины.
В условиях конфронтации международное посредничество потеряло свою актуальность, а прежние возможные посредники никем серьезно не рассматривались. Ситуативно нишу переговорщика занял премьер-министр Индии Н. Моди, но он сам весьма сдержанно комментировал перспективы Индии на этом направлении и отрицал намерение стать полноценным посредником.
Состоялся первый в истории визит главы правительства Индии на Украину, в состав делегации которого вошли министр иностранных дел Индии С. Джайшанкар и советник по национальной безопасности А. Довал. Примечательно, что в программу визита вошло посещение мультимедийного проекта «Дети» в Киеве, созданного в 2022 г. и посвященного памяти детей, погибших с начала СВО, что подтвердило намерения Украины привлечь на свою сторону больше стран Глобального Юга.
По итогам визита индийского премьер-министра на Украину было подписано совместное заявление, в котором стороны выразили намерения укреплять двустороннее сотрудничество по разным направлениям, включая политическое, торгово-экономическое, научно-техническое, военное сотрудничество. Было решено повысить уровень отношений от всеобъемлющего до стратегического партнерства. Кроме того, был подписан пакет документов о развитии отношений в гуманитарной, сельскохозяйственной, медицинской и культурной сферах.
Что касается возможного посредничества, то роль Н. Моди осталась неясной. В заявлении по итогам визита было отмечено намерение Индии содействовать урегулированию российско-украинского конфликта посредством диалога и дипломатии, а также готовность страны внести свой вклад всеми возможными способами. Президент Украины В. Зеленский пригласил Н. Моди принять участие в планируемом втором «саммите мира», на который также ранее была приглашена Россия.
Для создания политического баланса спустя несколько дней после визита на Украину Н. Моди провел телефонный разговор с президентом России В.В. Путиным, в ходе которого проинформировал российского коллегу об итогах своей поездки. Н. Моди подтвердил заинтересованность Индии внести вклад в возможное политико-дипломатическое урегулирование конфликта на Украине. Кроме того, обсуждались вопросы двусторонних отношений, в частности, Н. Моди подтвердил свое участие в саммите БРИКС в России. Помимо этого, состоялся телефонный разговор Н. Моди с президентом США Дж. Байденом, в ходе этой беседы также обсуждалась проблема урегулирования российско-украинского конфликта. В целом, в США позитивно отнеслись к визиту Н. Моди в Киев. Тем самым Н. Моди подчеркнул свою способность коммуницировать с различными сторонами конфликта.
В то же время активизация Н. Моди рельефно подчеркнула неспособность Китая, являющегося геополитическим конкурентом Индии, добиться успехов в миротворчестве. Так, В. Зеленский на фоне визита Н. Моди намеренно выступил с критикой китайского мирного плана, подчеркнув, что планом, по сути, он не является. Потенциал Индии тоже ограничен, да и каким-либо планом она не располагает, цель Н. Моди состоит в повышении статуса и престижа Индии на международной арене. Учитывая, в том числе, и внутриполитические проблемы, Н. Моди стремится продемонстрировать успешность своему электорату в условиях роста популярности его оппонентов. В России не отрицают возможную перспективу посредничества Н. Моди, но относятся к ней скептически.
Одновременно ускорилось обсуждение вопроса о военной помощи Украине со стороны США, которое шло в одном пакете с помощью Израилю. После массированного, но контрпродуктивного удара Ирана по Израилю начались активные международные консультации с целью не допустить роста международной напряженности в регионе. Выросла обеспокоенность администрации США, которая опасается и потери статуса ближневосточного миротворца, и роста цен на нефть на мировом рынке. Ожидаемым образом началась проработка антииранских санкций, завершая, вероятно,
тот период, когда Иран осторожно добивался снятия части действующих санкций, причем до выборов президента США и в отношениях с действующей администрацией Дж. Байдена.
Последствием «обмена ударами» между Израилем и Ираном стало ухудшение геополитического положения Ирана, тогда как Израиль начал торг по поводу своей безопасности с США. Вероятность новых масштабных атак и ударов пока остается невысокой, поскольку стороны не испытывают к ним актуального политического интереса. Исключение составляет операция в секторе Газа, которую Израиль теперь намерен завершить.
Примечательной тенденцией стало включение представителей России в ближневосточный конфликт с попыткой играть роль посредника. Российское руководство увидело в происходящих событиях свой шанс на повышение международной роли, которым и решило воспользоваться. Подобно западным странам, Россия стала призывать конфликтующие стороны к сдержанности и высказалась за дипломатическое урегулирование, рассчитывая сыграть в нем свою роль, учитывая известные связи России и Ирана. Важно отметить, что инициатива в проведении серии российско-иранских переговоров исходила от Ирана, который стремился использовать переговоры с Россией для демонстрации всему миру своего нежелания играть на обострение. Тем самым Иран использовал отношения с Россией в качестве публичной площадки для заверения мировой общественности в своей сдержанной позиции. В свою очередь Россия, как и США, призвала Израиль к сдержанности.
Выделение американской помощи Израилю стало менее спорным приоритетом американских властей в сравнении с помощью Украине. Вопрос о западной поддержке Украины является ключевым моментом в переговорном процессе, не позволяя России достигнуть инициативы. Блокирующие помощь Украине американские республиканцы предложили разделить эти два вопроса и соответствующих законопроекта, что вызвало протест со стороны Киева. Более того, в публичном поле обозначена и радикальная позиция части республиканцев, которые в принципе выступают против рассмотрения законопроекта о финансировании Украины.
Напомним, что остается нерешенным и довольно сложным вопрос о помощи Тайваню, увязанный с отношениями Вашингтона и Пекина, которые американская администрация стремится улучшить. В настоящее время конфликт геополитических интересов между американскими партиями делает помощь Израилю бесспорным вопросом. Что касается Украины, то представленный законопроект предлагает ассигнования в размере $61 млрд, в том числе - $23 млрд на пополнение арсеналов США1. Он предполагает представление стратегии США по поддержке Украины в течение 45 дней после его принятия и заключение договоренности между президентом США и властями Украины о возмещении экономической помощи (но 50 % задолженности может быть списано не ранее 15 ноября 2024 г.). Кроме того, законопроект предписывает президенту США предоставить Украине дальнобойные ракеты ATACMS, что вызывает серьезные разногласия.
Предоставление помощи Украине в кредит (а не безвозмездно) выглядит как уже практически консенсусное решение, учитывая, что и Украина вынуждена с этим согласиться. Новый поворот ситуации на Ближнем Востоке стал еще одним вызовом для Украины. Власти Украины ощутили свое второстепенное положение в сравнении с Израилем, что было воспринято достаточно болезненно. В частности, на Украине выразили недовольство прекращением поставок американских систем Patriot и даже пригрозили возобновлением атак на российские НПЗ, против которых выступают в США. Однако западные представители дали понять, что Израиль и Украина -это два разных направления.
На данном этапе Украина ждет военной помощи со стороны США, за которой должно последовать и более активное принятие подобных решений другими союзниками Киева. Германия обещала предоставить по одной системе Patriot и IRIS-T. Перед голосованием в Конгрессе США запланировано заседание совета Украина-НАТО, участники которого настроены на предоставление военной помощи Украине и хотели бы повлиять на позицию США. Трудности Украины усугубляет и ситуация в зоне СВО, где инициатива по-прежнему принадлежит российской стороне.
В преддверии Дня независимости Украины состоялся телефонный разговор президента Украины В. Зеленского с президентом США Дж. Байденом, в ходе которого было анонсировано предоставление нового пакета военной помощи для Украины, в который, в частности, войдут ракеты для ПВО, оборудование для борьбы с БПЛА, противотанковые ракеты и боеприпасы для солдат на передовой. Кандидат в президенты США от Демократической партии К. Харрис заявила о том, что в случае ее победы США продолжат решительно поддерживать Украину. Однако при этом на Западе было негативно воспринято первое крушение поставленного Украине истребителя F-16, которое к тому же посчитали ошибкой пилота.
Внимание мировой политики к Израилю не снимает с повестки дня тему украинского кризиса (Карасова, 2023). Текущий момент состоял лишь в том, что Израилю удалось продвинуть вопрос о
1 Новый законопроект о помощи Вашингтона Киеву предусматривает выделение $61 млрд // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/20576309?ysclid=lwg3q2qqes50481718 (дата обращения: 11.06.2024).
военной помощи, что поставило Украину в еще менее выигрышное положение в ее отношениях с США. Однако стремление разрешить украинский кризис, который сильно вредит мировой экономике и ее основным игрокам, не стало менее выраженным. На данном этапе продолжают складываться предпосылки для договоренностей Китая и США о разрешении конфликта вокруг Украины и способах воздействия на обе стороны, не раз демонстрировавшие свою неуступчивость. Предполагается, что Китай попытается оказать давление на Россию, используя имеющиеся у него многочисленные рычаги, с целью замораживания конфликта.
Наибольшую активность в части консультаций с Китаем и прояснения его позиции проявила Германия. Канцлер О. Шольц провел переговоры с Си Цзиньпином, где лидер КНР высказал идею о проведении мирной конференции с равноправным участием России и Украины1. В целом позиция Си Цзиньпина была связана с поиском мирного и скорейшего разрешения конфликта. Параллельно Китай и Германия решили ряд вопросов своих двусторонних экономических отношений.
Визит Си Цзиньпина во Францию согласовал позиции этих двух стран по украинской проблеме. Однако это не свидетельствует о каких-либо новых подходах в позиции западных стран, на которые хотели бы рассчитывать власти Украины. Поэтому проводимая ими перезагрузка правящей элиты нацелена, среди прочего, на запуск нового этапа активных консультаций по всем ключевым вопросам - как военного характера, так и касающихся отношений с Ес.
Эскалация российско-украинского конфликта ориентировала руководство Украины на удержание позиций в Курской области и поиск возможностей для нанесения все более чувствительных ударов по российским объектам энергетики, логистики и т. п. с параллельной апелляцией к военной поддержке Запада и масштабными ротациями в украинской власти. В России основное внимание уделялось повышению международных контактов в Азии и демонстрации бесполезности решений МУС, так как однозначная ставка на Китай многими представителями российской элиты признавалась слишком рискованной. Для этой цели были использованы очередной Восточный экономический форум во Владивостоке, поездка В.В. Путина в Монголию и переговоры о расширении БРИКС.
Одной из ключевых целей поездки В.В. Путина в Монголию была публичная демонстрация его отношения к решению Международного уголовного суда в Гааге. Монголия давно уже ратифицировала Римский статут МУС, но, как и следовало ожидать, не предприняла никаких действий в связи с ним. Очевидно, что Монголия, находясь между Россией и Китаем и в экономической зависимости от них, не могла предпринять никаких действий против президента В.В. Путина. Негативных последствий для Монголии этот эпизод не имел, скорее породив дискуссию о действенности решений МУС в международном статусе. Нынешние власти Монголии позитивно настроены в отношении политики России по идеологическим основаниям: президент Х. Урэлсух принадлежит к Монгольской народной партии, которая является преемницей Монгольской народно-революционной партии. Удачным символическим поводом для визита стало 85-летие победы СССР и Монголии над Японией на реке Халхин-Гол, где президент России В.В. Путин возложил венок к памятнику Г. Жукову. В свою очередь, В.В. Путин пригласил президента Монголии посетить парад Победы в Москве в 2025 г.
Другая цель визита В.В. Путина в Монголию была связана с решением сложной внешнеэкономической задачи, связанной с продвижением проекта газопровода «Сила Сибири-2», который должен пройти через Монголию транзитом в Китай. Власти Монголии не включили данный проект в свои официальные планы, что вызвало непонимание в России. Однако визит не решил этой проблемы. Российская сторона показала готовность проектной документации по газопроводу и намерение поставлять газ Монголии. Однако потребности Монголии слишком малы для экономического обоснования. В связи с подписанными соглашениями, реалистичный характер обрели другие, более частные проекты - реконструкция ТЭЦ-3 в Улан-Баторе и поставки российских нефтепродуктов.
Текущие тренды в международной торговле создают все больше ограничений для России (Иорданова, Бойко, 2024). Торговля нефтью на этом фоне остается наиболее прибыльным занятием. В то же время экспорт сжиженного природного газа, угля, золота, алмазов, цветных металлов и т. п. сталкивается с трудностями, которые в ряде случаев уже ведут к его сокращению, что особенно заметно по алмазам и золоту.
Очередной удар по российскому экспорту нанесли США, приняв решение о запрете на импорт меди, алюминия и никеля российского происхождения. И дело не только в непосредственных поставках в США, но и в запрете на поставки на ведущие международные биржи - Лондонскую биржу металлов и Чикагскую товарную биржу. Принятое решение бьет по позициям крупной российской олигархии - компаниям «Русал», «Норникель», УГМК и др. В целом они уже во многом
1 Шольц обсудил с Си Цзиньпином ситуацию на Украине // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19194637?ysclid=lwfbn734g6800197511 (дата обращения: 11.06.2024).
переориентировали свои поставки на китайский рынок, но есть и оценка, согласно которой «Русал» потеряет около трети своих экспортных поставок - это около 1,5 млн тонн алюминия в год, что обернется и резким спадом производства1.
Принятое американцами решение еще больше усилит зависимость российской цветной металлургии от поставок в Китай. Вполне вероятно принятие аналогичных решений и другими недружественными государствами: стоит напомнить, что цветные металлы еще не попадали под жесткие санкции, так что процесс только начинается. Китай же использует ситуацию в России, чтобы получить значительные скидки, как это делается с нефтью. И для Китая такое положение дел очень выгодно, учитывая его потребность в стимулировании экономического роста и, следовательно, сокращении издержек.
Заметно нарастание проблем в угольной отрасли, где экспорт в марте упал на 17 % (к марту прошлого года), а за первый квартал в целом - на 13 %2. В основном это вызвано сокращением поставок в Китай, но падают и объемы экспорта в Индию и Турцию. Известные причины вызваны курсовыми экспортными пошлинами, вновь введенными правительством РФ, в сочетании с введением импортных пошлин Китаем. В первую очередь страдает производство менее востребованного на рынках и более дешевого энергетического угля. Согласно прогнозу комиссии Госсовета по энергетике, в этом году убыток российских угольщиков может составить 450 млрд рублей3.
Зависимость российской экономики от Китая постепенно превращается в проблемный политический вопрос, который проявляется и в требованиях скидок, и в ограничениях на российский импорт, и в росте китайского экспорта критически важных товаров. Параллельно выстраивая отношения с Западом, власти Китая дают понять, что они располагают рычагами воздействия на Россию. Одной из проблем стали финансовые проводки - ряд китайских банков стал отказываться принимать платежи из России в юанях, что ставит под вопрос смысл работы с этой валютой и ее накопления в России (упоминаются крупнейший китайский банк ICBC, а также Industrial Bank, Bank of Taizhou и China Citic Bank).
С российской стороны глава ВТБ А.Л. Костин публично признал увеличение числа отказов в платежах банков из дружественных стран, особенно по таким чувствительным товарам, как электроника, компьютеры, высокоточные станки и оборудование. Очевидно, что китайские партнеры опасаются вторичных санкций США, учитывая постоянные вопросы к ним по части товаров двойного назначения, да и просто военной техники.
Выводы. Таким образом, меры политического руководства, принимаемые для стабилизации экономической ситуации, возрождения России как самодостаточного государства, проводящего независимую внешнюю политику, вызывают потребность в решении проблем, которые были определены выше как направления обеспечения национальной безопасности. Движение, в которое пришла мировая политика, пока оказалось наиболее выгодным Израилю, продвигающему свой сценарий разрешения ближневосточного конфликта. Напротив, переговорные позиции Украины сильнее на этом фоне не стали, но, тем не менее, военная помощь ей будет интенсивной в условиях проводимой террористической акции в Курской области.
Тем временем продолжают складываться предпосылки по поводу разрешения украинского конфликта в условиях эскалации, а переговоры по ближневосточному конфликту не привели к каким-либо значимым решениям и грозят мировой войной. Общим итогом стало усиление переговорных позиций Израиля на фоне сравнительной слабости позиций Украины, в то время как Китай и западные страны постепенно приступили к выработке компромиссной позиции по вопросам мирового порядка в целом. Россия при этом сталкивается с растущими ограничениями во внешней торговле, которые становятся все более заметными и в отношениях с Китаем.
В этих условиях происходит трансформация сложившегося миропорядка, основанного на западной гегемонии однополярного мирового господства с подменой культурно-ценностных ориентиров развития мировых цивилизаций, при этом формирование многополярного мирового порядка, основанного на многообразии культурно-исторического наследия наций и этносов, сталкивается с политическим, экономическим и военным насилием со стороны коллективного Запада. Россия отстаивает свое право быть суверенным государством, реализующим независимую национально ориентированную политику, способную противостоять вызовам в сложившихся условиях, при этом защита национальных интересов должна обеспечивать устойчивое развитие экономики страны.
1 «Русал» может потерять 1,5 млн тонн экспорта из-за санкций США и Великобритании // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6649299?ysclid=lwfbteb4an915555612 (дата обращения: 16.06.2024).
2 Российские угольщики снизили поставки за рубеж за I квартал // Ведомости. URL: https://clck.ru/3DsP5t (дата обращения: 16.06.2024).
3 Комиссия Госсовета по энергетике рекомендовала правительству отменить курсовую экспортную пошлину на уголь или ввести цену отсечения // Коммерсантъ. URL: https://clck.ru/3DsP9s (дата обращения: 08.06.2024).
С этой целью для осуществления свободной конкурентной мировой торговли необходимо создать альтернативную платежную систему, аналогичную SWIFT, для взаиморасчетов стран БРИКС и определить цифровую единицу, например, мену (альтернатива доллару). Основой созданной платежной системы должна стать капитализация страны по критериям, определенным искусственным интеллектом, например, по соглашениям на основании ВВП, человеческого капитала, полезных ископаемых, природных ресурсов, территории страны и других.
Созданные альтернативные механизмы развития международной платежной системы позволят реанимировать международные экономические связи и выйти из-под монополии доллара при международных взаиморасчетах. Данные процессы международной экономической интеграции возможны только при четко выверенной дипломатии с опорой на военную силу, которая даст возможность России проводить независимую политику, игнорируя новые санкции в торговой войне, а также преодолеть свое технологическое отставание от ведущих стран мира в основных отраслях промышленности. При этом для достижения высоких показателей во внешнеполитическом курсе, реализации международных проектов с опорой на государственную политику и обеспечения суверенитета необходимо иметь сильную армию.
Внешняя политика России тесно связана с внутренней. Для достижения внешних показателей страны опираются на внутреннюю основу - человеческий капитал, который определяется социальными основами цивилизационного развития общества. При этом, развивая Вооружённые Силы России, нельзя забывать о военнослужащих - основном компоненте военной организации государства. Социальные проблемы военнослужащих являются угрозой безопасности страны, поскольку данная категория граждан ценой своей жизни обеспечивает благополучие всего государства, в том числе бизнеса, который своей основной целью ставит извлечение прибыли, при этом военнослужащие лишены возможности свободно распоряжаться своим трудом. Между тем, пытаясь соответствовать реалиям современности в удовлетворении материальных потребностей, они могут нарушать закон. В качестве негативного примера можно привести деятельность заместителей министра обороны России - Тимура Иванова, Павла Попова, Дмитрия Булгакова, что недопустимо в сложившихся условиях. Развивая Вооружённые Силы и опираясь на военную мощь, Россия сможет проводить независимую государственную политику во всех сферах внешнеполитической деятельности, основанную на суверенитете и территориальной целостности страны, достигая поставленных результатов в социально-экономическом развитии.
Список источников:
Анализ и последствия интеллектуальной эмиграции для экономики страны в условиях кризиса / С.О. Новосельский [и др.] // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2023. Т. 12, № 6 (52). С. 680-692.
Баранов В.П., Болгов Н.В. Противодействие угрозам военной безопасности на современном этапе развития России // Вестник Академии военных наук. 2020. № 2. С. 25-29.
Бареева И.А., Кремнева А.О., Маскутова В.В. Перспективы торгово-экономического сотрудничества России со странами исламского мира // Экономика и предпринимательство. 2023. № 6 (155). С. 323-330. https://doi.org/10.34925/EIP.2023.155.6.054.
Булавина М.А., Новосельский С.О. Перспективы военной безопасности России в существующей геополитической конъюнктуре // Межгосударственное противоборство в условиях глобализации и его влияние на управление национальной обороной Российской Федерации : сб. тр. конф. М., 2023. С. 105-112.
Горюнова М.Е., Билюга С.Э., Зинькина Ю.В. Влияние внутриполитических факторов в различных странах на социально-политическую дестабилизацию: опыт количественного анализа // Век глобализации. 2023. № 3 (47). С. 63-77. https://doi.org/10.30884/vglob/2023.03.05.
Иорданова В.Г., Бойко А.Р. Оценка влияния трансформации мировой экономики на состояние российской товарной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2024. № 2. С. 55-77. https://doi.org/10.24412/2072-8042-2024-2-55-77.
Карасова Т. Региональная политика Израиля и иранская проблема // Свободная мысль. 2022. № 4 (1694). С. 105-118.
Карасова Т.А. Израиль и украинский конфликт // Восточная аналитика. 2023. Т. 14, № 2. С. 117-127. https://doi.org/10.31696/2227-5568-2023-02-117-127.
Маслакова-Клауберг Н.И. Вызовы для мирового порядка в XXI веке: «Большая семерка» и БРИКС // Вопросы политологии. 2023. Т. 13, № 6-2 (94-2). С. 3016-3026. https://doi.org/10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.015.
Незапад на перекрестке истории: ближневосточная динамика / Г.И. Соснов [и др.] // Проблемы национальной стратегии. 2024. № 1 (82). С. 12-41.
Слоботчиков О.Н. Война и мир в эпоху становления цифровой цивилизации : монография. М., 2021. 240 с.
Щёкин А.С. Военно-техническое сотрудничество России со странами ближнего востока как фактор стабильности в регионе // Россия и современный мир. 2022. № 2 (115). С. 6-26. https://doi.org/10.31249/rsm/2022.02.01.
References:
Baranov, V.P. & Bolgov, N.V. (2020) Protivodeystvie ugrozam voennoy bezopasnosti na sovremennom etape razvitiya Rossii [Countering threats to military security at the present stage of Russia's development]. Vestnik Akademii voennykh nauk. (2), 2529. (In Russian)
Bareeva, I.A., Kremneva, A.O. & Maskutova, V.V. (2023) Prospects for trade and economic cooperation between Russia and the countries of the Islamic world. Journal of Economy and Entrepreneurship. (6 (155)), 323-330. Available from: doi:10.34925/EIP.2023.155.6.054. (In Russian)
Bulavina, M.A. & Novoselsky, S.O. (2023) Perspektivy voennoy bezopasnosti Rossii v sushchestvuyushchey geopolitich-eskoy kon"yunkture [Prospects for Russia's military security in the current geopolitical conjuncture]. In: Mezhgosudarstvennoe protivoborstvo v usloviyakh globalizatsii i ego vliyanie na upravlenie natsional'noy oboronoy Rossiyskoy Federatsii [Interstate
confrontation in the context of globalization and its impact on the management of national defense of the Russian Federation]. Moscow, p. 105-112. (In Russian)
Goryunova, M.E., Bilyuga, S.E. & Zinkina, Yu.V. (2023) Impact of domestic political factors in different countries on sociopolitical destabilization: experience of quantitative analysis. Age of Globalization. (3 (47)), 63-77. (In Russian)
lordanova, V.G. & Boyko, A.R. (2024) Assessing the Impact of the Current World Economy Transformation on Russia's Merchandise Trade. Russian Foreign Economic Journal. (2), 55-77. Available from: doi:10.24412/2072-8042-2024-2-55-77. (In Russian) Karasova, T. (2022) Israeli regional policy and Iranian problem. Free Thought. (4 (1694)), 105-118. (In Russian) Karasova, T.A. (2023) Israel and Ukrainian Conflict. Eastern Analytics. 14 (2), 117-127. Available from: doi:10.31696/2227-5568-2023-02-117-127. (In Russian)
Maslakova-Klauberg, N.I. (2023) Challenges for the world order in the 21st century: G7 and BRICS. Voprosy politologii. 13 (6-2 (94-2)), 3016-3026. Available from: doi:10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.015. (In Russian)
Novosel'skiy, S.O., Ksenofontova, K.M., Zolkin, A.L., Soklakov, A.A. & Polyakova, N.V. (2023) Analiz i posledstviya intel-lektual'noy emigratsii dlya ekonomiki strany v usloviyakh krizisa [Analysis and consequences of intellectual emigration for the country's economy in a crisis]. Eurasian Union: Issues of International Relations. 12 (6 (52)), 680-692. (In Russian)
Shchekin, A.S. (2022) Russia's military-technical cooperation with Middle Eastern states as a factor of stability in the region. Russia and the Contemporary World. (2 (115)), 6-26. Available from: doi:10.31249/rsm/2022.02.01. (In Russian)
Slobotchikov, O.N. (2021) Voyna i mir v epokhu stanovleniya tsifrovoy tsivilizatsii [War and peace in the era of the formation of digital civilization]. Moscow. 240 p. (In Russian)
Sosnov, G.I., Bausin, I.L., Bakonina, M.S., Gorbatova, V.V. & Fitin, V.P. (2024) Non-West at the Crossroads of History: the Middle Eastern Dynamics. National Strategy Issues. (1 (82)), 12-41. (In Russian)
Информация об авторах Н.В. Болгов - доктор политических наук, ведущий научный сотрудник, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=277495
Н.А. Чичулин - доктор политических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=474739
В.М. Шевцов - доктор философских наук, профессор, советник ректора, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=479573
Вклад авторов: Н.В. Болгов - написание исходного текста. Н.А. Чичулин - научное руководство, концепция исследования. В.М. Шевцов - доработка текста, итоговые выводы.
Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors N.V. Bolgov - D.Phil. in Political Science, Leading Research Fellow, University of World Civilizations named after V.V. Zhirinovsky, Moscow, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=277495
N.A. Chichulin - D.Phil. in Political Science, Professor, Leading Research Fellow, University of World Civilizations named after V.V. Zhirinovsky, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=474739
V.M. Shevtsov - D.Phil., Professor, Advisor to the Rector, University of World Civilizations named after V.V. Zhirinovsky, Moscow, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=479573
Contribution of the authors: N.V. Bolgov - writing the source text. N.A. Chichulin - academic advising, research concept. V.M. Shevtsov - revision of the text, final conclusions.
Conflict of interests:
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 11.09.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 09.10.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 22.10.2024.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.