ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА И ИХ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ Болгов Н.В., Чичулин Н.А., Шевцов В.М. -
5.5.2 Политические институты, процессы и технологии
(политические науки)
Political Institutions, Processes and Technologies
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-4-89-96 УДК: 328 ГРНТИ: 11.15 EDN:OTVPPT
Этнические меньшинства и их роль в обеспечении этнополитической безопасности в России
Н.В. Болгова ©, Н.А. Чичулинь ©, В.М. Шевцовc ©
Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, г. Москва, Российская Федерация
a E-mail: [email protected] ь E-mail: [email protected] c E-mail: [email protected]
Аннотация. Представленная научная работа посвящена рассмотрению места и роли этнических меньшинств в обеспечении этнополитической безопасности в России. Авторы отмечают, что в настоящее время ни у практиков, ни у научной общественности не вызывает сомнений, что современное общество сталкивается с вызовами, связанными с этническими, культурными и религиозными различиями, и это все вместе взятое подчеркивает важность изучения влияния этнических меньшинств на устойчивость политической и социальной системы. В данной работе проведен краткий анализ роли этнических меньшинств в обеспечении этнополитической безопасности в России. Для более глубокого понимания роли и места этнических меньшинств в обеспечении этнополитической безопасности в России необходимо, в первую очередь, определить ключевые понятия, а также, по мере возможного, провести обзор существующих точек зрения по теме. Даже краткий анализ точек зрения ряда ученых и практиков дает основание утверждать, что этнические меньшинства представляют собой социокультурные группы, которые населяют определенную территорию и имеют общие идентичности, отличающие их от доминирующего этноса в данном регионе. Россия - многонациональное государство, где проживает множество этнических меньшинств, каждое из которых имеет свою историю, культуру и традиции.
Ключевые слова: этнические меньшинства, этнополитическая безопасность, многонациональное государство, этническое многообразие, конфликты, социокультурные группы, угроза национальной безопасности, обеспечение этнополитической безопасности России
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-4-89-96
Ethnic Minorities and Their Role in Ensuring Ethnopolitical Security in Russia
N.V. Bolgov3 ©, N.A. Chichulinb ©, V.M. Shevtsovc ©
Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow, Russian Federation
a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected] c E-mail: [email protected]
Abstract. The presented scientific work is devoted to the consideration of the place and role of ethnic minorities in ensuring ethnopolitical security in Russia. The authors note that at present, neither practitioners nor the scientific community have any doubts that modern society is facing challenges related to ethnic, cultural and religious differences, and all this together underlines the importance of studying the influence of ethnic minorities on the stability of the political and social system. In this paper, a brief analysis of the role of ethnic minorities in ensuring ethnopolitical security in Russia is carried out. For a deeper understanding of the role and place of ethnic minorities in ensuring ethnopolitical security in Russia, it is necessary, first of all, to identify key concepts, and, as far as possible, to review existing points of view on the topic. Even a brief analysis of the points of view of a number of scientists and practitioners gives reason to assert that ethnic minorities are socio-cultural groups that inhabit a certain territory and have common identities that distinguish them from the dominant ethnic group in a given region. Russia is a multinational state, home to many ethnic minorities, each of which has its own history, culture and traditions.
Key words: ethnic minorities, ethnopolitical security, multinational state, ethnic diversity, conflicts, socio-cultural groups, threat to national security, ensuring the ethnopolitical security of Russia
FOR CITATION: Bolgov N.V., Chichulin N.A., Shevtsov V.M. Ethnic Minorities and Their Role in Ensuring Ethnopolitical Security in Russia. Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 4. Pp. 89-96. (In Rus.). DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-4-89-96. EDN:OTVPPT
V_/
ВВЕДЕНИЕ
Перед тем как приступить к рассмотрению места и роли этнического меньшинства в обеспечении этно-политической безопасности в России, кратко остановимся на том, что Россия в своей основе представляет многонациональное государство, в истории которого сложился уникальный этнический мозаичный образ. Формирование этнического многообразия началось задолго до образования Российской империи и продолжается в современной эпохе. Уже в княжеский период на территории России существовали различные этнические сообщества, взаимодействие между которыми определяло дальнейшую историю страны.
С течением времени, начиная с периода формирования этнического многообразия, происходила интеграция новых этнических групп, систематически видоизменялись миграционные потоки и переселения, что способствовало разнообразию этнической культуры и традиций на территории России [4].
Цель исследования - определить значимость этнических меньшинств в обеспечении этнополитической безопасности в России.
Задачи исследования: • выявить роль этнических меньшинств в обеспечении этнополитической безопасности в России;
• определить пути решения обеспечения этнополитической безопасности в России.
Новизна исследования состоит в определении роли этнических меньшинств в обеспечении этнополитической безопасности в России на современном этапе развития и внесение предложений о совершенствовании системы обеспечения этнополитической безопасности в России.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют комплексный и системный подходы. Комплексный подход применяется для достоверного исследования обеспечения этнополитической безопасности. Для исследования проблемы обоснования и реализации внешней политики государства. Системный подход используется для исследования влияния государственной политики на обеспечение этнополитической безопасности.
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ
Российская империя и СССР внесли также свой вклад в формирование этнического состава страны, привлекая к себе различные этнические группы и обеспечивая им определенные права и свободы. Политика государства в отношении этнических меньшинств
Болгов Н.В., Чичулин Н.А., Шевцов В.М. -
эволюционировала от интеграционных мер к политике культурного разнообразия и защиты этнической идентичности [12].
Важно отметить, что роль этнических меньшинств в обществе России не ограничивается только их численным представительством. Этнические меньшинства играют значительную роль в различных сферах жизни страны, включая экономику, культуру, образование и политику [2]. В этом контексте изучение вклада этнических меньшинств в обеспечение этнополитической безопасности становится важной задачей для исследователей.
Этническое разнообразие в России, как уже указывалось выше, сформировалось под влиянием множества исторических, политических и социокультурных факторов. Среди главных исторических процессов, формирующих многообразие этнических групп в стране, можно выделить, как уже говорилось ранее, миграционные потоки, завоевания территорий, колонизацию, политические реформы и т.д. [13]. В результате этих процессов в России сложились многонациональные общества, где каждая этническая группа внесла свой вклад в формирование культурного и социального ландшафта.
Сформировавшаяся Российская империя приняла политику территориального управления национальными ресурсами и этническими группами, что в некоторых случаях привело к усилению культурного плюрализма. Советский период, как уже указывалось выше, также оказал значительное влияние на этническую структуру страны, проводя политику национального самоопределения и развития национальных культур. Этот период свидетельствовал о непрерывном формировании автономных республик и областей на основе этнического принципа [9].
Продолжает развивать свою этническую политику, и современная Российская Федерация, стремясь обеспечить равенство прав и возможностей для всех этнических групп, сохранение культурного и языкового многообразия. Это подразумевает учет этнических особенностей при разработке и реализации государственных программ, законодательной защите прав этнических меньшинств, а также поощрение межэтнического взаимодействия.
Понятие этнополитической безопасности, по мнению ряда ученых, охватывает широкий спектр аспектов, включая, в первую очередь, политическую стабильность, межэтнические отношения, национальную безопасность и другие факторы [13].
РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Кратко остановимся на характеристике указанных выше аспектов, и, в первую очередь, остановимся на рассмотрении такого аспекта, как роль политической стабильности в обеспечении этнополитической безопасности, так как основным фундаментом для обеспечения этнополитической безопасности в любом государстве, включая Россию, как раз и является политическая стабильность.
Стабильная политическая система позволяет эффективно управлять межэтническими отношениями и предотвращать конфликты. В условиях политической стабильности государственные институты могут более успешно разрабатывать и внедрять законодательные меры, направленные на защиту прав этнических меньшинств и продвижение их интересов.
Политическая стабильность также способствует укреплению доверия между различными этническими группами и государством, что является необходимым условием для создания мирного и справедливого общества. Без устойчивого политического фундамента любые усилия по обеспечению этнополитической безопасности могут быть подорваны внутренними и внешними угрозами [11].
Далее остановимся на рассмотрении роли межэтнических отношений в обеспечении этнополитической безопасности. Здесь уместно заметить, что межэтнические отношения играют одну из основных ролей в обеспечении этнополитической безопасности, так как они определяют уровень социальной гармонии и согласия в многонациональном обществе.
Гармоничные межэтнические отношения способствуют укреплению единства и сотрудничества между различными этническими группами, что, в свою очередь, снижает вероятность возникновения этнических конфликтов. Важная роль в формировании сбалансированных межэтнических отношений принадлежит системе образования, которая должна обеспечить мягкую интеграцию отдельных этнических групп в уже существующее общество [1].
Не менее важным аспектом в политической стабильности является создание платформ для межэтнического диалога, где представители различных этнических групп могут открыто обсуждать свои проблемы и находить совместные решения. Это способствует повышению уровня взаимного понимания и толерантности. Государственная политика, направленная на поддержку таких инициатив, играет важную роль в укреплении межэтнических отношений и, следовательно, в обеспечении этнополитической безопасности [2].
И конечно же нельзя не сказать несколько слов о таком аспекте, который в спектре понятий об этнополитической безопасности, является далеко не второстепенным, это роль национальной безопасности в обеспечении этнополитической безопасности, так как национальная безопасность включает в себя комплекс мер, направленных на защиту государства от внутренних и внешних угроз, что напрямую влияет на уровень этнополитической безопасности.
В условиях угроз национальной безопасности, таких как терроризм, сепаратизм или иностранное вмешательство, возрастает риск обострения межэтнических конфликтов и дестабилизации общества. Обеспечение национальной безопасности требует проведения сбалансированной политики, которая учитывает интересы всех этнических групп и предотвращает дискриминацию и маргинализацию. Актуальность данной проблемы нарастает в условиях интенсификации миграционных процессов [5].
Эффективная национальная безопасность способствует укреплению доверия между различными этническими группами и государством, что является
основой для долгосрочной стабильности и мира в многонациональном обществе [4].
Не менее важным, и даже можно сказать, одним из ключевых факторов, влияющим на этнополитиче-скую безопасность, является уровень удовлетворенности этнических меньшинств своим положением в обществе и степень уважения, со стороны государства, их прав и свобод [10].
Факторы, определяющие этнополитическую безопасность, могут включать в себя экономическое развитие, доступ к образованию и здравоохранению, соблюдение прав человека, реализацию культурных и языковых прав и т.д. Важно учитывать также роль государственной политики и эффективного регулирования в этой области.
РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИГРАЕТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Значительную роль в обеспечении этнополитиче-ской безопасности играет социально-экономический аспект. Неравенство в распределении социально-экономических ресурсов, доступ к образованию, трудовым рынкам и другим социально-экономическим возможностям может привести к недовольству и конфликтам между этническими группами [9]. Поэтому важно стремиться к созданию условий для равного доступа к указанным ресурсам и возможностям на их сбалансированное распределение для всех этнических групп.
Приступая к характеристике роли социально-экономического аспекта в обеспечении этнополитической безопасности, здесь уместно заметить, что социально-экономический аспект играет значительную роль в обеспечении этнополитической безопасности, так как он непосредственно влияет на уровень социальной справедливости, стабильности и гармонии в многонациональном обществе.
Неравенство в распределении социально-экономических ресурсов, доступ к образованию, трудовым рынкам и другим социально-экономическим возможностям может привести к недовольству и конфликтам между этническими группами. Рассмотрим несколько ключевых аспектов этого влияния.
Так, например, во-первых, это равный доступ к образованию. И, вообще, образование для всех слоев населения России является фундаментом для личностного и профессионального развития, и равный доступ к качественному образованию является важным фактором в обеспечении этнополитической безопасности.
В условиях, когда одна этническая группа имеет значительно больше возможностей для получения образования, чем другие, возникает социальное неравенство, которое может перерасти в межэтнические конфликты. С учетом изложенного государственная политика и должна быть направлена на обеспечение равного доступа к образовательным ресурсам для всех этнических групп, включая создание условий для изучения родных языков, поддержки образовательных программ, учитывающих культурные особенности различных этнических групп [2].
Во-вторых, следующим аспектом, который может оказать существенное влияние на обеспечение этнополитической безопасности, это рынок труда и экономические возможности.
Доступ к трудовым рынкам и экономическим возможностям также играет не менее важную роль в обеспечении этнополитической безопасности. В условиях экономического неравенства, когда одни этнические группы имеют ограниченный доступ к высокооплачиваемым и престижным рабочим местам, это может стать причиной социальной напряженности.
Равные возможности в трудоустройстве, доступ к профессиональному обучению и поддержка предпринимательской активности среди этнических меньшинств способствуют экономической стабильности и снижают риск межэтнических конфликтов. Государственные программы, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса в регионах с многонациональным населением, могут существенно улучшить экономическое положение этнических меньшинств [6].
В-третьих, нельзя обойти стороной и такой аспект, как социальные услуги и инфраструктура. Доступ к социальным услугам и инфраструктуре, таким как здравоохранение, жилье и социальное обеспечение, также имеет ключевое значение для этнополитической безопасности. Неравномерное распределение этих ресурсов может привести к маргинализации этнических меньшинств и росту социальной напряженности.
Государственные меры, направленные на улучшение доступа к социальным услугам для всех этнических групп, играют важную роль в укреплении социальной справедливости и стабильности. Особое внимание должно уделяться улучшению условий жизни в регионах с компактным проживанием этнических меньшинств, обеспечению доступности медицинских услуг и социальной поддержки.
И, в-четвертых, если говорить о роли социально-экономического аспекта в обеспечении этнополитической безопасности, то здесь более подробно следует остановиться на такой составляющей указанного выше аспекта как борьба с дискриминацией и обеспечение равенства всех этнических групп, так как борьба с дискриминацией и обеспечение равных прав и возможностей для всех этнических групп является неотъемлемой частью социально-экономической политики, направленной на обеспечение этнополитической безопасности.
Государство должно принимать активные меры по предотвращению дискриминации в сфере трудоустройства, образования и доступа к социальным услугам. Законодательные инициативы, направленные на защиту прав этнических меньшинств, и создание специализированных органов, занимающихся вопросами дискриминации, способствуют созданию более справедливого и инклюзивного общества [8].
И в заключение, если говорить о роли социально-экономического аспекта в обеспечении этнополитической безопасности, следует подчеркнуть о том, что социально-экономический аспект является ключевым элементом в обеспечении этнополитической безопасности.
Равный доступ к образовательным, экономическим и социальным ресурсам для всех этнических групп
Болгов Н.В., Чичулин Н.А., Шевцов В.М. -
способствует снижению социальной напряженности, укреплению доверия и гармонии в обществе. Государственная политика, направленная на создание условий для равного доступа и справедливого распределения этих ресурсов, играет важную роль в построении стабильного и мирного многонационального государства.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ
Во-первых, хотелось бы отметить, что этнополи-тическая безопасность представляет собой сложный и многогранный концепт, который охватывает различные аспекты политической и социальной жизни общества. Также она включает в себя не только уровень стабильности политической системы, но и качество межэтнических отношений, соблюдение прав и свобод всех этнических групп, и кроме того, защиту национальных интересов и безопасности.
Этнические меньшинства, являясь неотъемлемой частью общества, вносят свой вклад в обеспечение социальной стабильности. Их активное участие в жизни общества, включая трудовую деятельность, участие в политической и общественной жизни, способствует снижению напряженности и конфликтов в обществе [8].
Во-вторых, одним из важных компонентов этнополитической безопасности является экономическое развитие. Равные возможности для всех этнических групп в области трудоустройства, предпринимательства и доступа к ресурсам способствуют укреплению социальной стабильности этнических меньшинств и снижению вероятности зарождения конфликтов между ними. Экономическая стабильность в регионах с многонациональным населением является ключевым фактором для поддержания мирных отношений.
Представители этнических меньшинств активно участвуют в экономической жизни страны, вкладывая свои силы и знания в различные отрасли экономики. Их предпринимательская активность и участие в создании рабочих мест способствуют развитию экономики и снижению социальных неравенств [6].
В-третьих, не менее, важным аспектом этнополитической безопасности является культурное и языковое многообразие. Государственная политика, направленная на поддержку и развитие культурных традиций и языков всех этнических групп, способствует укреплению национальной идентичности и созданию условий для мирного сосуществования [13].
В-четвертых, важным элементом этнополитической безопасности является соблюдение прав человека. Гарантии равенства перед законом, свободы слова, собраний и ассоциаций для всех этнических групп создают основу для справедливого и устойчивого общества.
И, как нам представляется, одним из важных компонентов этнополитической безопасности является также гарантирование политической стабильности и законности. Развитие демократических институтов и обеспечение равенства перед законом для всех граждан, независимо от их этнической принадлежности, являются основополагающими принципами в обеспечении этнополитической стабильности.
Этнические меньшинства выступают защитниками прав и интересов своих сообществ. Они активно участвуют в общественных движениях, защищающих культурные и языковые права, борются за равные возможности и справедливое обращение со стороны государства и общества [10].
В-пятых, важным аспектом этнополитической безопасности является также защита культурных и языковых прав этнических меньшинств. Государственная политика в этой сфере должна направляться на сохранение и развитие культурного наследия всех этнических групп, обеспечение доступа к образованию и средствам массовой информации на родном языке, а также на поощрение культурного обмена и сотрудничества [13].
В-шестых, говоря об этнополитической безопасности и ее компонентах, уместно сказать о том, что не менее важным компонентом этнополитической безопасности является рассмотрение места межэтнического диалога и сотрудничества. Здесь следует отметить, что этнические меньшинства могут выступать в качестве посредников и инициаторов межэтнического диалога и сотрудничества. Их представители часто обладают уникальными знаниями о культуре и традициях своих этнических групп, что способствует взаимопониманию и укреплению взаимоотношений между различными этническими сообществами [5].
Таким образом, обеспечение этнополитической безопасности требует комплексного подхода, который включает в себя не только политические и экономические меры, но и культурные и правовые и другие аспекты, роль которых при обеспечении этнополитической безопасности буде рассмотрена в следующих работах.
Роль этнических меньшинств в обеспечении этнополитической безопасности в России неоспорима и многогранна. Их участие в различных сферах общественной жизни способствует укреплению государственной стабильности, развитию мультикультурного общества и поддержанию мирных межнациональных отношений.
Здесь уместно остановиться на краткой характеристике основных составляющих роли этнических меньшинств в обеспечении этнополитической безопасности в России.
Если говорить о социально-культурном вкладе, то ни у практиков, ни у теоретиков нет разногласий в том, что этнические меньшинства вносят значительный вклад в культурное разнообразие России, обогащая общество своими традициями, языками и обычаями. Это культурное разнообразие способствует формированию толерантного и инклюзивного общества, где ценится и уважает многообразие.
Сохранение и развитие культурного наследия этнических меньшинств играет важную роль в укреплении национальной идентичности и культурного единства страны. Государственная поддержка культурных инициатив этнических меньшинств, таких как фестивали, выставки, образовательные программы и медиапроек-ты, способствует межкультурному диалогу и взаимопониманию [9].
Да, и если говорить о политическом представительстве, то и здесь нет оснований для сомнений в том, что этнические меньшинства играют важную роль
в политической жизни России, обеспечивая представительство интересов своих сообществ на различных уровнях государственной власти.
Их участие в парламенте, региональных и местных органах власти позволяет учитывать разнообразные мнения и потребности этнических групп при принятии политических решений. Политическое представительство этнических меньшинств способствует развитию демократических процессов и укреплению доверия между государством и гражданами. Государственная поддержка политического участия этнических меньшинств, включая программы обучения и повышения квалификации, способствует их интеграции в политическую систему и повышению их влияния на процесс принятия решений [6].
Не вызывает сомнений и то утверждение, что этнические меньшинства вносят значительный вклад и в экономическое развитие России. Их активное участие в различных отраслях экономики, таких как сельское хозяйство, производство, торговля и сфера услуг, способствует созданию новых рабочих мест, стимулированию инноваций и улучшению экономического положения регионов.
Этнические меньшинства также играют важную роль и в развитии малого и среднего бизнеса, что способствует диверсификации экономики и повышению ее устойчивости. Государственная поддержка предпринимательской активности этнических меньшинств, включая предоставление грантов, субсидий и образовательных программ, способствует их экономической интеграции и снижению уровня безработицы и бедности среди этнических сообществ.
Этнические меньшинства играют также ключевую роль и в содействии межэтническому диалогу и взаимопониманию. Их участие в общественных и культурных инициативах способствует развитию мирных отношений и преодолению этнических стереотипов и пред-взятостей. Межэтнический диалог является важным инструментом для предотвращения конфликтов и обеспечения стабильности в многонациональном обществе. Государственная поддержка инициатив, направленных на развитие межэтнического диалога, таких как форумы, конференции, культурные обмены и образовательные программы, способствует укреплению взаимного уважения и толерантности среди этнических групп.
Если говорить о роли этнических меньшинств при обеспечении этнополитической безопасности в направлении защиты прав и интересов, то здесь, по мнению и ученых и практиков, следует подчеркнуть, что этнические меньшинства активно борются за защиту своих прав и интересов, способствуя развитию правового государства и укреплению социальных институтов. Их активизм направлен на предотвращение дискриминации, обеспечение равных возможностей и справедливого обращения.
Государственная политика, направленная на защиту прав этнических меньшинств, включает принятие законодательных мер, создание специализированных органов и программ, направленных на предотвращение дискриминации и поддержку этнических меньшинств. Это способствует созданию справедливого и инклюзивного общества, где каждый гражданин чувствует себя защищенным и уважаемым.
Таким образом, этнические меньшинства играют ключевую роль в обеспечении этнополитической безопасности в России. Их вклад в социокультурную, политическую, экономическую сферы, а также в развитие межэтнического диалога и защиту прав и интересов своих сообществ, способствует созданию стабильного, справедливого и гармоничного многонационального общества.
Далее несколько слов уделим рассмотрению роли государственной политики в отношении этнических меньшинств. Российское государство в своей политике отношения к этническим меньшинствам основывается на принципах конституционного равенства всех граждан независимо от их этнической принадлежности.
Гарантия прав и свобод каждого человека, вне зависимости от его этнической принадлежности, является фундаментом государственной политики в этой области. Это положение обусловлено несколькими ключевыми факторами.
Так, если говорить о защите прав и свобод, как основе демократического общества, то здесь следует сказать о том, что гарантии прав и свобод всех граждан, включая этнические меньшинства, являются основополагающим принципом демократического общества.
В демократическом государстве «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»1, а защита этих прав становится приоритетной задачей государственных институтов. Уважение прав и свобод каждого человека способствует созданию справедливого общества, где все граждане имеют равные возможности для личностного и профессионального развития, что в свою очередь укрепляет социальную и политическую стабильность [7].
Приступая к рассмотрению такого фактора, как укрепление межэтнического доверия и сотрудничества, уместно отметить, что обеспечение прав и свобод этнических меньшинств способствует укреплению доверия между различными этническими группами и государством. Когда этнические меньшинства чувствуют, что их права защищены и уважаются, это способствует развитию межэтнического сотрудничества и гармонии. В условиях взаимного доверия и уважения значительно снижается вероятность возникновения межэтнических конфликтов, что играет важную роль в поддержании этнополитической безопасности.
СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Гарантия прав и свобод этнических меньшинств способствует их социальной и экономической интеграции. Доступ к качественному образованию, справедливым условиям труда, социальным услугам и правовой защите создает условия для полноценного участия этнических меньшинств в жизни общества. Экономическая и социальная интеграция этнических меньшинств способствует снижению уровня бедности и безработицы среди этих групп, что в свою очередь укрепляет социальную стабильность и экономическое развитие страны.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с изменениями на 4 октября 2022 года) // Официальный интернет-портал правовой инфор-мациишшш.ргауо^оу.ги, 06.10.2022, № 0001202210060013.
Болгов Н.В., Чичулин Н.А., Шевцов В.М. -
Если же говорить о соблюдение международных стандартов, то здесь следует подчеркнуть, что гарантия прав и свобод этнических меньшинств является обязательством государства в соответствии с международными стандартами и обязательствами.
Россия, как член международного сообщества, придерживается принципов, закрепленных в международных правовых актах, таких как Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Декларация прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Соблюдение этих стандартов способствует укреплению международного имиджа России как государства, уважающего права человека и принципы правового государства [3].
Ну и в завершении, при рассмотрении государственной политики в отношении этнических меньшинств, нельзя не остановиться на рассмотрении такого фактора, как предотвращение дискриминации и конфликтов. Обеспечение прав и свобод этнических меньшинств является эффективным средством предотвращения дискриминации и межэтнических конфликтов.
Государственная политика, направленная на защиту прав этнических меньшинств, включает в себя разработку и внедрение антидискриминационных законов, создание специализированных органов и программ, направленных на защиту прав этнических меньшинств и борьбу с дискриминацией. Эти меры способствуют созданию более справедливого и инклюзивного общества, где каждый гражданин чувствует себя защищенным и уважаемым [8].
Таким образом, гарантии прав и свобод этнических меньшинств являются фундаментом государственной политики в отношении этнических меньшинств, обеспечивая стабильность, доверие, интеграцию и соблюдение международных стандартов. Эти меры способствуют созданию гармоничного и справедливого общества, где все граждане, независимо от их этнической принадлежности, имеют равные возможности для развития и процветания.
Кратко остановимся на характеристике основных элементов государственной политики в отношении этнических меньшинств.
Так, например, если говорить о законодательстве, то в этом отношении Российская Федерация принимает законы и нормативные акты, направленные на защиту прав этнических меньшинств. Важной составляющей является законодательство, регулирующее обеспече-
ЛИТЕРАТУРА
1. Булавина М.А., Новосельский С.О. Роль высшего образования в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в условиях кризиса международных отношений // Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации. М., 2023. С. 76-83.
2. Ерохина Е.А. Этническое многообразие в динамике развития российской цивилизации // Идеи и идеалы. 2017. Т. 2. № 1 (31). С. 25-34.
3. Гантамиров Т.Т. Межэтнический и межконфессиональный диалог в современной России: проблемы и перспективы Ц Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 3-2 (71). С. 127-129.
ние культурных, языковых и религиозных прав этнических меньшинств, а также предотвращение дискриминации на этнической почве.
ВЫВОДЫ
Следует сделать выводы, что в области международных отношений государство осуществляет политику по укреплению межэтнического согласия и доверия, проводя различные мероприятия по поддержке межнационального диалога, развитию культурного и образовательного обмена между этническими группами [11].
Если говорить об экономической поддержке, то здесь государство оказывает поддержку предпринимательской и социальной активности представителей этнических меньшинств, осуществляя программы льготного кредитования, обучения и поддержки социальных проектов в местах компактного проживания меньшинств.
В области образования и культуры важным направлением государственной политики является развитие образования и культуры национальных меньшинств. Государство поддерживает создание и функционирование национальных школ, культурных центров, издательств и СМИ на языках национальных меньшинств [4].
В области поддержки общественных инициатив государство активно поддерживает инициативы и организации, работающие в сфере защиты прав этнических меньшинств и их участия в общественно-политической жизни. Финансирование и поддержка таких инициатив способствует укреплению гражданского общества и развитию демократических институтов.
В области межэтнического диалога и консультаций государство намерено осуществлять организацию межэтнического диалога и консультаций с представителями этнических меньшинств является неотъемлемой частью политики государства. Регулярные встречи, конференции и круглые столы способствуют выявлению проблем и потребностей этнических меньшинств и разработке соответствующих мер и программ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, вышеуказанные, меры, и инструменты в области обеспечения этнополитической безопасности в России направлены на обеспечение участия всех этнических меньшинств в политической жизни России и создание условий для их активного вклада в общественно-политические процессы.
REFERENCES
1. Bulavina М.А., Novoselsky S.O. The role of higher education in ensuring the national security of the Russian Federation in the context of the crisis of international relations. In: Trends in the development of the system of international relations and their influence on the management of the national defense of the Russian Federation: Collection of articles. Moscow, 2023. Pp. 76-83.
2. Erokhina E.A. Ethnic diversity in the dynamics of the development of Russian civilization. Ideas and Ideáis. 2017. Vol. 2. No. 1 (31). Pp. 25-34. (In Rus.)
3. Gantamirov T.T. Interethnic and interfaith dialogue in modern Russia: Problems and prospects. New Science: Experience, Traditions,Innovations. 2016. No. 3-2(71).Pp. 127-129. (InRus.)
4. Лопарев A.B., Яценко И.А. Этнополитические процессы в России и проблема глобальной диаспоризации мира // Власть. 2011. № 3. С. 119-123.
5. Новосельский С.О., Ксенофонтова К.М., Золкин А.Л. и др. Анализ и последствия интеллектуальной эмиграции для экономики страны в условиях кризиса // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2023. Т. 12. №6 (52). С. 680-692.
6. Рожина Е.А., Васильева Р.И. Этническое разнообразие и экономическая диверсификация: анализ регионов России // Народонаселение. 2024. Т. 27. №1. С. 82-94.
7. Соловьева В.В. Права человека в условиях глобализации // Вестник. Государство и право. 2023. № 2 (37). С. 57-63.
8. Суханов К.А. Национальные меньшинства российской федерации - кто они? // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2022. Т. 17. № 4. С. 205-227.
9. Теплоухова М.В. Этно-национальная политика в российской империиXIX - начала XX в.// Ойкумена. Регионовед-ческие исследования. 2011. № 2 (17). С. 139-144.
10. Юшманов П.Н. защита прав национальных меньшинств в Российской Федерации: проблемы и пути решения // Социология и право. 2016. № 2 (32). С. 112-116.
11. Rodan G. The politics of nation building and citizenship in Singapore Ц The Journal of Asian Studies. 1997. Vol. 56. No. 1. Pp. 254-256.
12. Smith A.D. The ethnic origins of nations. Oxford, 1986. 312 p.
13. Tishkov V. ethnicity, nationalism and conflict in and after the Soviet Union. L.: Sage, 1997. Pp. 299-318.
4. Loparev A.V., Yatsenko I.A. Ethnopolitical processes in Russia and the problem of global diasporization of the world. Vlast. 2011. No. 3. Pp. 119-123. (In Rus.)
5. Novoselsky S.O., Ksenofontova K.M., Zolkin A.L. et al. Analysis and consequences of intellectual emigration for the country's economy in times of crisis. Eurasian Union: Issues of International Relations. 2023. Vol. 12. No. 6 (52). Pp. 680-692. (In Rus.)
6. Rozhina E.A., Vasilyeva R.I. Ethnic diversity and economic diversification: An analysis of the regions of Russia. Narodonaselenie. 2024. Vol. 27. No. 1. Pp. 82-94. (In Rus.)
7. Solovyova V.V. Human rights in the context of globalization. Vestnik. State and Law. 2023. No. 2 (37). Pp. 57-63. (In Rus.)
8. Sukhanov K.A. National minorities of the Russian Federation -who are they? Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2022.Vol. 17. No. 4. Pp. 205227. (In Rus.)
9. Teploukhova M.V. Ethno-national policy in the Russian Empire of the XIX - early XX centuries. Oikumena. Regional Studies. 2011. No. 2(17). Pp. 139-144. (In Rus.)
10. YushmanovP.N. Protection of the rights of national minorities in the Russian Federation: Problems and solutions. Sociology andLaw. 2016. No. 2(32). Pp. 112-116. (In Rus.)
11. Rodan G. The politics of nation building and citizenship in Singapore. The Journal ofAsian Studies. 1997. Vol. 56. No. 1. Pp. 254-256.
12. Smith A.D. The ethnic origins of nations. Oxford, 1986. 312 p.
13. Tishkov V. ethnicity, nationalism and conflict in and after the Soviet Union. L.: Sage, 1997. Pp. 299-318.
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 93,37%
Рецензент: Копылов А.В., доктор политических наук; ведущий научный сотрудник; Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского
Рецензент: Подосинников ЕЮ., кандидат политических наук, доцент; руководитель; Курское отделение Российского общества политологов; заместитель начальника, отдел функционирования контрактной системы; Управление федерального казначейства по Курской области
Статья поступила в редакцию 27.06.2024, принята к публикации 20.07.2024 The article was received on 27.06.2024, accepted for publication 20.07.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Болгов Николай Васильевич, доктор политических наук; ведущий научный сотрудник; Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского; г. Москва, Российская Федерация. Author ID: 277495; SPIN-код: 1882-8592; E-mail: [email protected]
Чичулин Николай Александрович, доктор политических наук, профессор; ведущий научный сотрудник; Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского; г. Москва, Российская Федерация. Author ID: 474739; SPIN-код: 1798-9099; E-mail: nikolay.chichulin@ yandex.ru
Шевцов Валерий Михайлович, доктор философских наук, профессор; советник ректора; Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского; г. Москва, Российская Федерация. Author ID: 479573; SPIN-код: 1904-5409; E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Nikolay V. Bolgov, Dr. Sci. (Polit.); leading researcher; Zhirinovsky University of World Civilizations; Moscow, Russian Federation. Author ID: 277495; SPIN-koa: 18828592; E-mail: [email protected]
Nikolay A. Chichulin, Dr. Sci. (Polit.), Professor; leading researcher; Zhirinovsky University of World Civilizations; Moscow, Russian Federation. Author ID: 474739; SPIN-kofl: 1798-9099; E-mail: [email protected]
Valery M. Shevtsov, Dr. Sci. (Philos.), Professor; advisor to the rector; Zhirinovsky University of World Civilizations; Moscow, Russian Federation. Author ID: 479573; SPIN-KOfl: 1904-5409; E-mail:[email protected]