Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И РОЛЬ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИИ'

ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И РОЛЬ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
44
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная безопасность / войска национальной гвардии / военная безопасность / угроза / national security / national guard troops / security / threat

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Н В. Болгов, Д А. Сулименко, А И. Легошин

В исследовании сделаны выводы из анализа некоторых аспектов обеспечения военной безопасности России на современном этапе развития цивилизаций. Определены особенности военной безопасности и роль войск Национальной гвардии Российской Федерации в ее обеспечении при цивилизационном противостоянии, а также их влияние на состояние военно-политической обстановки на региональных стратегических направлениях, являющихся жизненно важными, играющими приоритетную роль в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. Раскрываются причины конфликтов, роль и место России в обеспечении национальной безопасности. По результатам анализа выявлены проблемы организационного и правового регулирования, требующие устранения негативных факторов на государственном уровне. Определены пути обеспечения военной безопасности России на современном этапе развития, влияя на которые, мы можем стабилизировать обострившиеся противоречия с учетом новых угроз. Россия не воспринимает западную цивилизацию как врага и не ставит вопрос об антагонистическом противостоянии, между тем политическая элита Запада в цивилизационном развитии определяет Россию и православную цивилизацию как врага, тем самым создавая потенциальные угрозы. Возможности подрыва страны изнутри определяются основными угрозами внутриполитической стабильности и защиты конституционного строя. Противодействие выявленным угрозам позволит обеспечить стратегическую стабильность и внутриполитическую стабильность общества, создающую условия для противостояния коллективному Западу, способствующую построению, функционированию и развитию системы национальной безопасности включая военную. Вносятся предложения о совершенствовании системы обеспечения безопасности России и необходимости проведения комплекса мероприятий ее правового обеспечения, а также использования имеющегося потенциала. На современном этапе взаимодействия западной и российской цивилизаций очевидна тенденция к обострению их отношений и нарастанию угрозы агрессии со сторонами коллективного Запада. Для обеспечения безопасности российской цивилизации, в первую очередь военной, публичными органами власти принимаются все необходимые меры, в том числе подготовка и содержание инструментов обеспечения безопасности в готовности к её обеспечению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Н В. Болгов, Д А. Сулименко, А И. Легошин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MILITARY SECURITY AND THE ROLE OF THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF ITS PROVISION

The study draws conclusions from the analysis of some aspects of ensuring Russia’s national security at the present stage of civilization development. The features of national security and the role of the Russian National Guard troops in ensuring it during civilizational confrontation are determined, as well as their influence on the state of the military-political situation in regional strategic areas that are vital and play a priority role in ensuring the national security of the Russian Federation. The causes of conflicts, the role and place of Russia in ensuring national security are revealed. Based on the analysis, problems of organizational and legal regulation that require the elimination of negative factors at the state level are identified. The ways of solving the problem of ensuring Russia’s national security at the present stage of development are determined, by influencing which we can stabilize the aggravated contradictions taking into account new threats. Russia does not perceive Western civilization as an enemy and does not raise the issue of antagonistic confrontation, meanwhile, the political elite of the West in civilizational development defines Russia and the Orthodox civilization as an enemy, thereby creating potential threats. The possibilities of undermining the country from within are determined by the main threats to domestic political stability and the protection of the constitutional order. Countering the identified threats will ensure strategic stability and domestic political stability of society, creating conditions for confronting the collective West, contributing to the construction, functioning and development of the national security system. Proposals are made to improve the system of ensuring Russia’s security and the need to carry out a set of measures for its legal support, as well as the use of the existing potential. At the current stage of development of inter-civilization interactions between Western and Russian civilizations, there is an obvious tendency for them to worsen and the threat of aggression from the parties of the collective West to increase. In order to ensure the security of Russian civilization, primarily military, public authorities are taking all necessary measures, including the preparation and maintenance of security instruments in readiness to ensure it.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И РОЛЬ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИИ»

УДК 323.39

Н.В. Болгов

доктор политических наук, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва

ДА. Сулименко

кандидат военных наук, докторант, ВАГШ ВС России, Москва А.И. Легошин

аспирант,

Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва

ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И РОЛЬ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИИ

N.V. Bolgov

Doctor of Political Science, V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow

E-mail: [email protected] DA. Sulimenko PhD in Military Science, Doctoral candidate,

Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of Russia, Moscow

E-mail: [email protected] A.I. Legoshin Postgraduate student, V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow

E-mail: [email protected]

FEATURES OF MILITARY SECURITY AND THE ROLE OF THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

IN THE SYSTEM OF ITS PROVISION

Аннотация. В исследовании сделаны выводы из анализа некоторых аспектов обеспечения военной безопасности России на современном этапе развития цивилизаций. Определены особенности военной безопасности и роль войск Национальной гвардии Российской Федерации в ее обеспечении при цивилизационном противостоянии, а также их влияние на состояние военно-политической обстановки на региональных стратегических направлениях, являющихся жизненно важными, играющими приоритетную роль в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. Раскрываются причины конфликтов, роль и место России в обеспечении национальной безопасности. По результатам анализа выявлены проблемы организационного и правового регулирования, требующие устранения негативных факторов на государственном уровне.

Определены пути обеспечения военной безопасности России на современном этапе развития, влияя на которые, мы можем стабилизировать обострившиеся противоречия с учетом новых угроз. Россия не воспринимает западную цивилизацию как врага и не ставит вопрос об антагонистическом противостоянии, между тем политическая элита Запада в цивилизационном развитии определяет Россию и православную цивилизацию как врага, тем самым создавая потенциальные угрозы. Возможности подрыва страны изнутри определяются основными угрозами внутриполитической стабильности и защиты конституционного строя.

Противодействие выявленным угрозам позволит обеспечить стратегическую стабильность и внутриполитическую стабильность общества, создающую условия для противостояния кол-

лективному Западу, способствующую построению, функционированию и развитию системы национальной безопасности включая военную. Вносятся предложения о совершенствовании системы обеспечения безопасности России и необходимости проведения комплекса мероприятий ее правового обеспечения, а также использования имеющегося потенциала.

На современном этапе взаимодействия западной и российской цивилизаций очевидна тенденция к обострению их отношений и нарастанию угрозы агрессии со сторонами коллективного Запада. Для обеспечения безопасности российской цивилизации, в первую очередь военной, публичными органами власти принимаются все необходимые меры, в том числе подготовка и содержание инструментов обеспечения безопасности в готовности к её обеспечению.

Ключевые слова: национальная безопасность, войска национальной гвардии, военная безопасность, угроза.

Abstract. The study draws conclusions from the analysis of some aspects of ensuring Russia's national security at the present stage of civilization development. The features of national security and the role of the Russian National Guard troops in ensuring it during civilizational confrontation are determined, as well as their influence on the state of the military-political situation in regional strategic areas that are vital and play a priority role in ensuring the national security of the Russian Federation. The causes of conflicts, the role and place of Russia in ensuring national security are revealed. Based on the analysis, problems of organizational and legal regulation that require the elimination of negative factors at the state level are identified.

The ways of solving the problem of ensuring Russia's national security at the present stage of development are determined, by influencing which we can stabilize the aggravated contradictions taking into account new threats. Russia does not perceive Western civilization as an enemy and does not raise the issue of antagonistic confrontation, meanwhile, the political elite of the West in civilizational development defines Russia and the Orthodox civilization as an enemy, thereby creating potential threats. The possibilities of undermining the country from within are determined by the main threats to domestic political stability and the protection of the constitutional order.

Countering the identified threats will ensure strategic stability and domestic political stability of society, creating conditions for confronting the collective West, contributing to the construction, functioning and development of the national security system. Proposals are made to improve the system of ensuring Russia's security and the need to carry out a set of measures for its legal support, as well as the use of the existing potential.

At the current stage of development of inter-civilization interactions between Western and Russian civilizations, there is an obvious tendency for them to worsen and the threat of aggression from the parties of the collective West to increase. In order to ensure the security of Russian civilization, primarily military, public authorities are taking all necessary measures, including the preparation and maintenance of security instruments in readiness to ensure it.

Key words: national security, national guard troops, security, threat.

В настоящее время происходящие в мировой политике процессы указывают на негативные тенденции по конфронтации России и коллективного Запада, что влияет на обеспечение национальной безопасности. Нарастает экономическое соперничество держав, которое опирается на военную силу и оказывает влияние на развитие мировых цивилизаций в условиях глобализации. На фоне проведения специальной военной операции на Украине отмечается усиление давления коллективного Запада на Россию, в политике западных государств создается образ России как

врага демократических государств и всей западной цивилизации.

Наблюдается развитие угроз национальной безопасности России в глобальном противостоянии мировых держав. Анализ событий, произошедших с начала XXI века показывает кардинальные изменения в мировом балансе сил, вместо мироустройства, складывавшегося на протяжении всего XX века, формируется новая модель мирового порядка.

Первое десятилетие текущего века, в течение которого западноевропейская цивилизация [5], во главе с США, заканчи-

вала освоение результатов и достижений поверженного социалистического лагеря [17], привело к формированию многополярной модели мирового порядка, значительно более сложной чем биполярная модель, обкатанная цивилизационным сообществом в XX веке. В ней уже не два центра силы, во многом определявших существование и развитие мира (как в целом, так и в регионах, как в общем, так и в частностях), а гораздо больше, несмотря на предпринимаемые США (считающими себя лидером западной цивилизации) гигантские усилия, направленные на создание однополярной конструкции мира — Рах Americana [13].

Появились новые и с большей силой стали проявляться находившиеся в тени региональные центры силы (Китай, Турция, Иран, Франция, Германия, Индия, Япония и др.), заметно повысился уровень их самостоятельности и независимости. В свою очередь, меняется отношение к ним других участников мировой игры, как меняются и сами правила игры. Образно говоря, биполярная палитра мира, «расколовшись» и «рассыпавшись» на многоцветную мозаику, меняется и приобретает насыщенность цветов и тонов.

Данное состояние мироустройства не принесло человечеству мира и стабильности. Более того, число конфликтов, в частности, региональных и, особенно, локальных — увеличилось. Появились новые вызовы и опасности, природа которых постоянно видоизменяется (мутирует) (мягкая сила, цветная революция, информационно-психологическая война, прок-си-война, гибридная война [1], мировая пандемия и т.д.). По ним продолжается выработка соответствующих мер противодействия и отпора, локализации и нейтрализации. Прежде всего, это относится к обострению межрелигиозных, межнациональных, межэтнических, межконфессиональных и, в целом, межцивилиза-ционных противоречий, к участившимся на этой основе конфликтам, в том числе вооруженным.

В формирующейся модели миропорядка со все более заметной силой проявляют-

1 Указ Президента Российской Федерации от ции внешней политики Российской Федерации».

ся действия других исторических механизмов. В период вакуума «идеологического» противостояния, мировые политические взаимоотношения наполняются противостоянием в других формах, в частности ци-вилизационных.

В реальном времени можно наблюдать значительный рост национального и ци-вилизационного сознания в ряде регионов планеты. Цивилизационный фактор в мировых взаимодействиях ощущается все более остро. Складывается тенденция расширения на этой почве конфликтообразу-ющей основы, которая может стать предпосылкой серьезного столкновения. Мировая общественность уже успела убедиться в том, что в наиболее острые, переломные периоды в истории народов, цивилизаци-онно-культурные чувства и проявления могут доминировать над соображениями мира и стабильности (Югославия, штаты Джамму и Кашмир, Ирак, Сирия, Донецкая, Луганская народные республики, Украина, Израиль, Ливан и др.). Количество столкновений, сторонами в которых являются представители различных цивилизаций, неуклонно возрастает.

Применяемое в статье к Российской Федерации, другим государствам и союзам государств понятие цивилизация рассматривается и переосмысливается в научных кругах уже долгое время. Концептуальные подходы к осмыслению понятия цивилизация разрабатывались такими крупными учёными как Николай Яковлевич Данилевский [6], Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер [17], Питирим Александрович Сорокин [15], Арнольд Джозеф Тойнби [16] и рассматриваются многими современными учёными, такими как Киселев Сергей Георгиевич [8], Клисторин Владимир Ильич [9], Зюзев Николай Федосеевич [7].

Понятие государство цивилизация в официальный оборот было введено в Концепции внешней политики Российской Федерации1 и обсуждалось на площадке международного дискуссионного клуба «Валдай» [11] 18 мая 2023 года.

Основываясь на проведенных исследованиях и результатах обсуждений, под понятием «цивилизация» будем понимать

31 марта 2023 г. № 229 «Об утверждении Концеп-

историко-культурную целостность общности людей, обладающих своей историей, системой ценностей, религией, традициями, обычаями, менталитетом, образом жизни и в целом культурой отличающихся от других общностей.

Если переходить от общемировых тенденций цивилизационных столкновений к взаимодействиям русской (российской) цивилизации с западноевропейской цивилизацией (коллективный Запад), то наглядно можно видеть продолжающийся конфликт, который временно (с развалом СССР) снизил уровень своей активности. Однако после мюнхенского доклада 10 февраля 2007 года Президента России В. Путина конфликт стал развиваться с новой силой.

На протяжении всей истории коллективный Запад постоянно угрожает всем другим цивилизациям, пытаясь их подчинить. Российская цивилизация в данном случае не представляет исключения. Взаимодействие западноевропейской и российской цивилизаций на протяжении всей истории их контактов было напряженным и часто конфликтным, что выражалось в продолжительной череде войн [16].

В потоке исторических событий, начиная с VIII века, когда начался процесс разделения христианской церкви на католическую и православную, когда практически образовались две цивилизации — западно-христианская и восточно-христианская православная — между ними шла постоянная вражда.

Эта вражда во многом питалась взаимным отчуждением западной и праславян-ской культур. Необходимо отметить, что противоречия между этими цивилизациями сохранились и на сегодняшний день, перейдя в латентную форму. В рамках этой борьбы, России как субцивилизации православной цивилизации, приходилось в течение столетий противостоять экспансии западной цивилизации, испытывать с ее стороны постоянное цивилизационное давление [16].

И сегодня западная цивилизация оказывает на российскую мощное давление, её официальные представители не скрывают, что намерены достигать политических целей не только классическими методами,

но и активизацией «гибридного» противоборства, обостряя внутренние противоречия.

Оказывая давление, западная цивилизация активно осуществляет экономическую, культурную, торговую и другие виды экспансии, при этом военную силу использует опосредованно — руками братского, для российской цивилизации, народа Украины. Инструментом западной экспансии можно считать Североатлантический альянс. А так называемое расширение НАТО на Восток есть практическое проявление западноевропейской экспансии.

Обобщая рассмотрение комплекса предпринимаемых в отношении российской цивилизации мер, можно сделать вывод о том, что лидерами западноевропейской цивилизации выбрана политика непрямых действий, целью которой является подрыв страны изнутри в различных сферах её жизнедеятельности с последующим принуждением к принятию выгодных для коллективного Запада решений во внутренней и внешней политике.

Преимущественное использование несиловых способов воздействия на противника с целью достижения военно-политических целей в военных кругах НАТО называется «гибридной войной», основной целью которой является дестабилизация внутриполитической обстановки, подчинение противника своей воле, смена военно-политического руководства с последующим лишением противоборствующей стороны суверенитета без захвата территории государства, так как необходимость в этом отсутствует.

Гибридная война несет в себе гибридные угрозы, реализуемые посредством гибридных действий. Так, в «Концепции двойного стратегического командования НАТО» «гибридные угрозы» определяются как угрозы, создаваемые противником, который способен одновременно использовать традиционные и нетрадиционные средства для достижения политических целей, к которым относятся: кибервойна; асимметричные конфликты низкой интенсивности; терроризм; пиратство; незаконная миграция; коррупция; этнические и религиозные конфликты; безопасность ре-

сурсов; демографические вызовы; транснациональная организованная преступность; проблемы глобализации; распространение оружия массового уничтожения [18].

Следует отметить, что особенностью гибридных угроз является их строго целенаправленный, адаптивный по отношению к российской цивилизации характер.

Гибридные угрозы целесообразно рассматривать как многоуровневое сочетание экономических санкций, информационных и кибернетических атак, обычных и иррегулярных сил, террористических и криминальных элементов, националистических и псевдорелигиозных организаций, которые используются по единому замыслу для достижения политических целей.

Военные специалисты западной цивилизации выработали устойчивые взгляды на ведение гибридной войны (гибридных действий).

К основным формам и способам ведения гибридных действий относятся:

— информационные операции, проводимые в целях воздействия на органы государственного и военного управления противника для введения его в заблуждение, нарушения обмена данными и провоцирования на принятие невыгодных решений;

— психологические операции, направленные на подавление морально-психологического состояния населения и боевого духа личного состава вооруженных сил противника, создание в обществе атмосферы недоверия и формирование мотивации к деструктивным действиям;

— кибернетические атаки на государственную и коммерческую инфраструктуру с целью выведения из строя или затруднения работы критически важных объектов противника, а также получения несанкционированного доступа к необходимой закрытой информации;

— экономическое эмбарго, прекращение инвестиций, прерывание поставок энергоносителей, блокирование товарооборота в отношении государств, создающих препятствия для достижения целей гибридных операций;

— протестные акции оппозиционных движений, деструктивные действия «агентов влияния», внедренных в структуры государственной и местной власти и поддерживающих курс на самоопределение территории;

— вооруженные нападения и диверсионные действия, осуществляемые сепаратистскими силами и террористическими структурами, а также специальными воинскими формированиями без опознавательных знаков их государственной принадлежности [12].

Основные принципы ведения гибридных действий — своевременность, внезапность и скрытность. Их сущность заключается в том, что в гибридной войне «невозможно зафиксировать дату начала и окончания, фронт и тыл, статус бойца, побежденного и победителя... трудно провести разграничение военных (и террористических) действий, угроз, переговоров, свойственное классическому пониманию войны. Не менее сложно определить и противника» [4, с. 20].

Этапы гибридной войны

Начальный этап гибридной войны: главные усилия направляются на идеологическое разложение населения страны с помощью информационных технологий, а также на системное ослабление экономики государства. Особое внимание в ходе воздействия на военно-политическую и общественно-политическую обстановку уделяется ослаблению военной безопасности государства. Начальный этап гибридной войны завершается так называемой цветной революцией. В условиях обострения внутриполитической обстановки под видом миротворческих подразделений могут перебрасываются агенты или специальные подразделения с задачей взять под контроль ключевые объекты органов управления и информационно-коммуникационной инфраструктуры. Одновременно с этим, в рамках плановых и внеплановых учебно-боевых мероприятий, осуществляется демонстрация возможности крупномасштабного военного вмешательства.

Основной этап гибридной войны: образование зоны конфликта с постепенным её

расширением в районы размещения центров принятия политических, экономических и военных решений. В зонах конфликтов предполагается организация и ведение боевых действий незаконными вооруженными формированиями, наемниками, частными военными компаниями. Поддержание по возможности всех конфликтующих сторон кадрами, оружием и финансами в сочетании с наращиванием масштабов пропагандистской деятельности и организации противоборства в киберпространстве.

Заключительный этап гибридной войны:

— введение миротворческих (вооружённых) сил и взятие под контроль части территории или ключевых объектов;

— проведение мероприятий по законодательному закреплению нового статуса подконтрольной территории, изменению политического устройства, а при необходимости — размещение на постоянной основе частей и подразделений регулярных вооруженных сил [4, с. 20].

Главным преимуществом гибридной войны военными специалистами западной цивилизации признается способность организующей и осуществляющей действия стороны опровергать свою причастность к происходящим событиям и достигать поставленных целей без опасности каких-либо ответных действий военного характера.

В настоящее время в России к условиям и факторам, которые могут представлять опасность и использоваться как гибридные угрозы, относятся:

— проведение резонансных противоправных акций в местах массового пребывания людей;

— укрепление оппозиционных сообществ, формируемых на основе различных социальных платформ и посягающих на основы конституционного строя и безопасность государства;

— возрастание проблем в миграционной сфере, увеличение количества преступлений, совершённых мигрантами;

— снижение доверия населения к органам государственной власти;

— формирование устойчивых групп населения, не имеющих социальных перспектив;

— развитие движений, связанных с подростковой агрессией и неприятием общественных отношений;

— неравномерность социально-экономического развития регионов Российской Федерации;

— высокая степень расслоения по уровню доходов и высокий уровень населения с доходами ниже прожиточного минимума;

— усиление критических по отношению к органам власти и управления настроений среди молодежи;

— повышение социального запроса на реформирование системы государственного управления;

— неблагоприятная экологическая обстановка, вызываемая в том числе и объективными факторами изменения климата;

— возрастающая протестная активность населения против миграционной политики государства.

К сферам, в которых к российской цивилизации применяются меры гибридного воздействия, можно отнести:

— политическую — попытки политической изоляции, принуждения подрыва имиджа на международной арене;

— экономическую — меры экономического принуждения и ослабления (санкции);

— военную — использование прокси-сил на территории Украины и других государств Содружества Независимых Государств;

— информационную — ведение информационной войны.

Наибольшее влияние на развитие общественно-политической обстановки оказывают специальная военная операция и террористическая активность на территории российской цивилизации.

Проявляющаяся на территории российской цивилизации террористическая активность может быть охарактеризована следующим образом:

— в подавляющем большинстве случаев, заказчиками выступали спецслужбы Украины (Главное управ-

ление разведки Министерства обороны Украины, служба безопасности Украины), вооружённые силы Украины, Легион «Свобода России» (признан террористической организацией по решению Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2023 г. № АКПИ23-101С);

— коммуникации и обучение осуществлялись дистанционно по сети Интернет (закрытые каналы в Те-леграм, например, публичный ТГ-канал Легион «Свобода России»);

— основными направлениями привлечения к совершению террористических актов выступали денежное вознаграждение (в большинстве случаев) и идеологические взгляды;

— продолжается активная работа силовыми структурами Украины по вербовке в ряды ВСУ и Легиона «Свобода России» и др.;

— средний возраст исполнителей составляет примерно 17-18 лет.

Основные формы проявления террористической активности:

— массовые убийства, поджоги, взрывы административных зданий, телекоммуникационные сооружения, коммуникации на транспорте и попытки их совершения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— ложные сообщения о минировании;

— изготовление самодельных взрывных устройств;

— сбор данных о размещении объектов, передвижении и дислокации военной техники и передача фото- и видеоматериалов, их координат, а также «видеоотчётов» о выполнении заданий с помощью сети Интернет.

Совершенные теракты на первый взгляд были направлены на мирное население, критически важные объекты, а также на средства массовой информации. Однако, помимо нанесения ущерба, не менее значимым аспектом является получение информационного эффекта в рамках ведения информационной войны, который рассчитан на:

— запугивание населения;

— формирование общественного мнения, направленного на подрыв авторитета действующей власти;

— создание негативного эмоционального фона — попытка вызвать у людей негативные эмоции;

— смещение фокуса внимания украинской аудитории от проблем в государстве на постоянное получение информации про «перемоги» над русскими;

— создание негативного фона в информационной среде и его перенасыщения информацией различного характера.

Необходимо отметить и усиление опасных тенденций, связанных с миграционными процессами в российской цивилизации.

Основные негативные проявления миграционных факторов:

— нежелание культурной ассимиляции со стороны мигрантов, более того навязывание своих культурных традиций, обычаев, норм поведения для определенной группы населения (микрорайона, округа);

— несоответствие социальных гарантий, предоставляемых гражданам и мигрантам, в основном незаконно пребывающих и осуществляющих свою деятельность, повышающих уровень социальной несправедливости;

— активная деятельность (борьба) мигрантов как представителей, как правило, другой цивилизации за признание своих культурных, социальных и политических прав и цивилизационных взглядов;

— целенаправленное социальное взаимодействие мигрантов, имеющих явную поляризацию с коренным населением принимающей страны, может быть использовано для достижения внутренних политических целей в краткосрочной перспективе (например, голосование на выборах);

— неконтролируемые принимающей стороной миграционные потоки способны спровоцировать рост межнациональной и социальной напряжённости, разжигание этнической и религиозной вражды и ненависти, увеличение количества этнических преступных групп;

— масштабные миграционные процессы могут привести к изменению этноконфессионального состава российской цивилизации и, как следствие, к демографическому кризису.

Таким образом, совокупность рассмотренных угроз и факторов способна создать прямую или косвенную возможность причинения ущерба объективно значимым потребностям личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии российской цивилизации2.

Для противодействия угрозам национальной безопасности российской цивилизации создана и постоянно совершенствуется система обеспечения национальной безопасности, представляющая собой совокупность органов публичной власти, реализующих государственную политику в сфере обеспечения национальной безопасности, и находящихся в их распоряжении инструментов.

В рамках рассмотрения функционирующей в российской цивилизации системы обеспечения национальной безопасности следует отметить и взгляды современных учёных в сфере права Р.Н. Лапидуса [10] и А.М. Воронова [3] на структуру самой системы, в которой законодательно статуиро-вана негосударственная субъектная часть системы обеспечения национальной безопасности. По их обоснованному мнению, негосударственная субъектная часть системы обеспечения национальной безопасности, представлена институтами гражданского общества, общественными организациями и объединениями правоохранительной направленности, которые оказывают содействие на безвозмездной основе правоохранительным органам в рассматриваемой сфере.

Очевидно, что на сегодняшний день в распоряжении органов публичной власти находятся инструменты обеспечения национальной безопасности как непосредственно подчинённые (федеральные органы исполнительной власти)3 так и субъектные, опосредованно «подчинённые» (институты

гражданского общества и организации). А исходя из принятого понятия «цивилизация», при должном использовании инструментов, происходит взаимопроникновение системы ценностей и культуры между ними на уровне как отдельного человека, так и их групп, организаций и объединений на ментальном уровне, что значительно повышает эффективность реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности.

Рассмотрим более подробно инструменты государственной политики, находящиеся в распоряжении органов публичной власти, а именно войска Национальной гвардии Российской Федерации.

В соответствии с положениями Стратегии на основании Федерального закона «О войсках Национальной гвардии Российской Федерации»4 войска Национальной гвардии как инструмент органов публичной власти применяются для обеспечения национальной безопасности путём достижения целей и решения задач, предусмотренных стратегическими национальными приоритетами в рамках исполнения документов стратегического планирования, программ и проектов в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, а также их необходимого ресурсного обеспечения.

Органы публичной власти применяют войска Национальной гвардии, как инструмент реализации государственной политики в системе обеспечения национальной безопасности, основываясь на положениях действующего законодательства в области военной безопасности [2].

Положениями Военной доктрины, как системы официально принятых органами публичной власти взглядов на обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации, определены основные задачи войск Национальной гвардии как в мирное время, так и в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время. Все

2 Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

3 Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 2024 г. № 326 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

4 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках Национальной гвардии Российской Федерации».

основные задачи, определённые для войск Национальной гвардии, в том или ином виде находят своё отражение в законах и нормативных правовых актах органов публичной власти, касающихся обеспечения обороны и безопасности России, с различной степенью детализации.

Более детально, с раскрытием осуществляемых полномочий, эти задачи раскрыты в Федеральном законе «О войсках Национальной гвардии Российской Федерации».

Участие войск Национальной гвардии в столкновении цивилизаций заключается в обеспечении безопасности российской цивилизации от внутренних военных опасностей и угроз, в том числе на каждом этапе противодействия гибридной войне. На первом этапе:

— охрана и оборона важных государственных объектов, объектов на коммуникациях и специальных грузов;

— участие в борьбе с терроризмом;

— подготовка к проведению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне;

— участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;

— участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— участие в обеспечении режима чрезвычайного положения.

В ходе основного этапа:

— участие в обеспечении режима военного положения;

— осуществление мероприятий по территориальной обороне, а также выполнение в установленном порядке мероприятий по гражданской обороне.

На заключительном этапе гибридной войны:

— участие в отражение агрессии против российской цивилизации, нанесении поражения силам (войскам) агрессора, принуждении его к прекращению военных действий.

Заключение

Таким образом, на современном этапе развития взаимодействий западной и российской цивилизаций очевидна тенден-

ция к их обострению и нарастанию угрозы агрессии со стороны коллективного Запада. Для обеспечения национальной безопасности России, в первую очередь военной, публичными органами власти принимаются все необходимые меры, в том числе подготовка и содержание инструментов обеспечения безопасности в готовности к её обеспечению. Можно утверждать, что в условиях геополитической обстановки силы коллективного Запада направлены на удержание своих позиций в экономической, политической и других сферах, «гибридная война» как вид противостояния становится все более опасной для России. В таких условиях необходима не только консолидация всех сил общества, но и активная государственная политика по предупреждению и выявлению негативных факторов, способных подорвать суверенитет и территориальную целостность государства.

Список литературы

1. Бартош АА. Вопросы теории гибридной войны. — М.: Горячая линия — Телеком, 2022.

2. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. № Пр-2976).

3. ВороновА.М. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 2021: анализ правовых новаций // Научный портал МВД России. — 2022. — № 1. — С. 29-35.

4. «Гибридные войны» в хаотизирующемся мире XXI века / под ред. П.А. Цыганкова. — М.: Изд-во МГУ, 2015.

5. Григер М.В., Дусаева Э.М. История европейской цивилизации: учебное пособие. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017.

6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. / сост. и комм. А.В. Белова; отв. ред. О.А. Платонов. — 2-е изд. — М.: Институт русской цивилизации; Благословение, 2011. — 816 с.

7. Зюзев Н.Ф. Философия Питирима Сорокина: дис. ... д-ра философ. наук. — 2004. — https:// www.dissercat. com/content/filisofiya-pitirims-sorokina.

8. Киселев С.Г. Н.Я. Данилевский о войне и конфликтах цивилизаций // Философские науки. — 2021. — № 6. — С. 109-123.

9. Клисторин В.И. К столетию падения Запада и заката Европы // ЭКО. — Новосибирск, 2017. — № 7. — С. 162-177.

10. Лапидус Р.Н. Роль и место институтов гражданского общества в оказании содействия по противодействию угрозам и вызовам зональной безопасности // Правовая политика и правовая жизнь. — 2020. — № 2. — С. 163-172.

11. Материалы Дискуссионного клуба «Валдай» от 18 мая 2023 г. // https://ru.valdaiclub. com/a/highlights/gosudarstvo-tsivilizatsiya-i-politicheskaya-teoriya.

12. Основы аналитической работы и военно-научных исследований. Научно-справочный труд / В.Л. Махнин; ВАГШ ВС РФ. — 2019. — С. 9293.

13. Соколов Н.Н., Шебалкина И.Е. Анализ парадоксов политики Pax Americana в исторической ретроспективе (дискуссии в «мозговых центрах» США) // Вестник Томского государ-

ственного университета. — 2017. — № 424. — С.133-135.

14. Сорокин ПА. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992. — 543 с.

15. ТойнбиА. Постижение истории. — М.: Прогресс, 1991. — 730 с.; Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад: [пер. с англ.] / Арнольд Дж. Тойнби. — М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. — 318 с.

16. Фурсов А.И. Мировая борьба. Англосаксы против планеты // Книжный мир. — М., 2017. — С. 531.

17. Шпенглер О. Закат Западного мира. Очерки морфологии мировой истории. — СПб.: Азбука, 2023. — 1152 с.

18. NATO's Bi-Strategic Command Capstone Concept. — 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.