Научная статья на тему 'Концептуальная основа формирования профессиональных компетенций у обучающихся по направлению подготовки «Пожарная безопасность»'

Концептуальная основа формирования профессиональных компетенций у обучающихся по направлению подготовки «Пожарная безопасность» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальная основа формирования профессиональных компетенций у обучающихся по направлению подготовки «Пожарная безопасность»»

подход позволяет усилить гуманистические начала в воспитании, не «подгонять» развивающегося молодого человека - курсанта ведомственного вуза под стандарты обозначенной модели «совершенной» личности сотрудника МЧС России, обладающего всеми заданными морально-нравственными качествами, а способствовать осознанному принятию каждым курсантом той системы ценностей, которая должна быть сформирована в процессе духовно-нравственного воспитания.

Кроме того, комплементарный подход позволяет построить систему духовно-нравственного воспитания курсантов ведомственного вуза с учетом специфики предстоящей им профессиональной деятельности в качестве специалистов МЧС России. Ведь результатом духовно-нравственного воспитания курсантов должно стать не только формирование тех морально-нравственных качеств, которыми они должны обладать в соответствии с общественными требованиями, но и те качества, которые необходимы им для эффективного решения задач в той области профессиональной деятельности, с которой она будет непосредственно связана.

В свою очередь, дополненность образовательной деятельности духовно-нравственным воспитанием, включенным в учебно-воспитательный процесс, будет позитивно воздействовать на формирование системы профессионально-значимых качеств курсантов ведомственного вуза, ускорять и углублять профессионально-личностное становление будущего специалиста МЧС России.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

С.В. Пельтихина, доцент, к.п.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Л.М. Баженова, доцент Воронежский институт высоких технологий, г. Воронеж

Образовательный процесс в современном вузе ориентирован на активное участие обучающихся в процессе профессионального становления. Социальная политика диктует вузам подготовку квалифицированных, конкурентоспособных, ответственных, мобильных, творческих и компетентных специалистов, обладающих способностью к саморазвитию и готовых к постоянному профессиональному росту, к поиску рациональных форм организации своей деятельности.

Формировать - значит придавать чему-нибудь определенную форму, законченность. Термином «формирование» обозначают не любой процесс

развития, а только такой, который направлен к тому, чтобы достичь определенного целостного облика [1].

Стоящая перед профессорско-преподавательским коллективом вуза проблема формирования у обучающихся требуемого профессионального уровня, определяется характеристиками будущей деятельности специалистов.

Говоря о специалистах в области пожарной безопасности, можно выделить несколько задач, которые предстоит решать сотруднику Государственной противопожарной службы в профессиональной деятельности:

- проработка проектов специальных технических условий, технических заданий, стандартов и нормативных документов в области пожарной безопасности;

- научное сопровождение экспертизы соответствия новых проектных решений и разработок, требованиям обеспечения пожарной безопасности, участие в разработке разделов технических регламентов и их нормативно-правовом сопровождении;

- организация и осуществление лицензирования и подтверждения соответствия в области пожарной безопасности.

Возможность решать перечисленные выше профессиональные задачи формируется на протяжении всего периода обучения в вузе, и каждый учебный цикл, с входящими в него дисциплинами, представленный в образовательном стандарте третьего поколения принимают в этом непосредственное участие.

В результате освоения дисциплины профессионального цикла -«Метрология, стандартизация и сертификация», обучающиеся должны знать:

- методы, средства измерений основных физических величин и систему технического регулирования;

- физические величины, погрешности, методы измерения, средства измерений и основы технического регулирования;

- применять методы обработки результатов технических измерений.

Уметь применять нормативно-правовые и нормативно-технические акты,

регламентирующие пожарную безопасность зданий, сооружений, предприятий и населенных пунктов, а также деятельность пожарной охраны.

Владеть навыками работы с нормативными документами в области метрологии и технического регулирования.

Формируя содержание рабочей программы и учебного материала дисциплины профессионального цикла, соблюдается некая иерархия в его проектировании: уровень общего теоретического представления, уровень владения профессиональными терминами и методами обработки результатов технических измерений, уровень сформированности умений разрабатывать нормативные документы в области пожарной безопасности.

Наполняемость содержания дисциплины главным образом складывается из дидактически преобразованного материала в рамках соответствующей науки. Для четкости восприятия учебной дисциплины возникла необходимость использования контекстного образования с его «заданием сюжетной канвы

моделируемой профессиональной деятельности и создании возможности интеграции знаний разных дисциплин, для решения ... ситуаций» [2].

Моделируя деятельность специалиста путем воссоздания предметно-технологических, социальных и должностных функций, проблем и задач, которые он должен компетентно решать с использованием системы теоретических знаний, преподаватель призван преобразовывать образовательный процесс из традиционного в интерактивный [3].

Список использованной литературы

1. Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю.К. Бабанского. - М.: Педагогика,

1984.

2. Вербицкий А.А. Преподаватель вуза в контексте реформы образования // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. - Т. 9. - №5.2, - С. 4-11.

3. Пельтихина, С.В. Формирование готовности курсантов к профилактике пожаров как психолого-педагогическая проблема /Э.П. Комарова // Перспективы науки. 2011 - №7 (09). -Тамбов. - С. 47-52.

ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ К.Д. УШИНСКОГО

Ю.В. Попова

Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж,

г. Воронеж

Мудрые мысли умных людей, пересекая века, остаются кладезем знаний человечества. В ряду таких личностей стоит и гений педагогической мысли Константин Дмитриевич Ушинский. Это великий русский педагог, основоположник научной педагогики в России. К.Д. Ушинский стал одним из самых знаменитых и значимых личностей, внесших бесценный вклад в русскую педагогическую науку. Как отмечали современники Ушинского, «его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике» [1].

С именем Ушинского в истории отечественного образования связано выделение педагогики из общественной мысли, формирование ее как самостоятельной отрасли научного знания - создание первой педагогической системы. Мировоззрение Ушинского формировалось как сложный синтез философских и научных идей в процессе критического изучения колоссального материала первоисточников - духовного опыта европейских народов, отечественной общественной и научной мысли. В своем трактате «О душе» он усматривает в «делении» философских теорий на идеалистические и материалистические два взгляда на мир, каждый из которых страдает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.