Научная статья на тему 'Формирование готовности курсантов к противопожарной профилактике среди учащихся школ'

Формирование готовности курсантов к противопожарной профилактике среди учащихся школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / КУРСАНТЫ / ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / READINESS / CADETS / FIRE PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пельтихина С. В., Баженова Л. М.

В статье рассматривается формирование готовности курсантов к противопожарной профилактике среди учащихся школ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пельтихина С. В., Баженова Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS READY TO FIRE PREVENTION AMONG STUDENTS OF SCHOOLS

The paper discusses the formation of readiness of cadets to fire prevention in schools

Текст научной работы на тему «Формирование готовности курсантов к противопожарной профилактике среди учащихся школ»

УДК 371 (G75)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ

С.В. Пельтихина, Л.М. Баженова

В статье рассматривается формирование готовности курсантов к противопожарной профилактике среди учащихся школ

Ключевые слова: готовность, курсанты, противопожарная профилактика

'Участившиеся в последние годы случаи возникновения пожаров в местах с массовым скоплением людей, особо остро актуализируется вопрос пропаганды и профилактики пожарной безопасности среди населения. Особое место в этой работе отводится обучению детей и подростков мерам пожарной безопасности и привитию им противопожарной культуры.

Причиной возникновения пожаров, зачастую с трагическим исходом, является неосторожное обращение с огнем, нарушение правил устройства и эксплуатации бытовых электроприборов, незнание правил пожарной безопасности, шалости детей с огнем.

Все это актуализирует проблему готовности курсантов, обучающихся в институтах Г осударственной

противопожарной службы МСЧ России к проведению пожарно-профилактической

работы среди населения в целом, и учащихся образовательных школ, в частности.

Разработка модели формирования готовности курсантов к противопожарной профилактике среди учащихся школ основывается на ряде методологических подходов, которые позволят её видоизменяться и совершенствоваться. Учитывая системный характер проблемы готовности курсантов к противопожарной профилактике среди учащихся, целесообразно проведение ее всестороннего, системного исследования с применением разнообразных научных знаний.

Основным направлением нашего исследования является системный подход, который означает изучение совокупности элементов системы, находящихся в связях друг с другом и образующих определенную

Пельтихина Светлана Валерьевна - ВИГПС МЧС России, канд. пед. наук, доцент, e-mail: bazenova1969@rambler. ru

Баженова Людмила Митрофановна - ВИВТ, доцент e-mail: [email protected]

целостность, единство. Системный подход -это метод раскрытия всеобщих характеристик объекта: системы, структуры, функций [1].

В качестве общих характеристик

системы выделяют: целостность,

структурность, взаимосвязь со средой, иерархичность, множественность описания и т.д. Понимание требований системного подхода предопределяет методологию и стратегию педагогического исследования.

Системный подход предполагает

«...изучение педагогического процесса или его элементов как целостной системы,

относительно обособленной от внешней среды ив то же время связанной с ней. ... Между элементами системы существуют сложные связи и зависимости, совокупность которых составляет структуру данной системы. Система в целом и ее элементы выполняют различные функции, определенным образом связанные с ее структурой и внешним миром». Необходимо отметить, что изучение структуры и функций системы предполагает определенное упрощение реального объекта, но, в то же время, позволяет выявлять его существенные внутренние связи и отношения [1]. Системный подход позволяет выявить

основные структурные компоненты

противопожарной профилактики среди учащихся школ и проанализировать

существующие между ними взаимосвязи (организацию). Это дает возможность

выстроить систему педагогической

профилактики формирования готовности

курсанта к профессиональной деятельности и определить основные аспекты учебновоспитательной деятельности сотрудников

МЧС России.

Концептуальной основой разработки модели формирования готовности курсантов к противопожарной профилактике среди учащихся следует считать контекстный подход, позволяющий рассматривать

формирование инновационных качеств

обучающихся как целостную систему, содержащую множество взаимосвязанных элементов: цель, учебно-воспитательную

информацию, средства педагогической коммуникации учащихся и курсантов, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебной, воспитательной и другими видами деятельности и поведения учащихся. Системообразующими понятиями процесса формирования инновационных знаний, умений, навыков и качеств выступают цель обучения, деятельность преподавателя

(преподавание), деятельность обучающихся во внеучебной работе и результат. Переменными составляющими процесса формирования готовности курсантов к противопожарной профилактике среди учащихся выступают содержание, формы, методы организации

воспитательного процесса: самоуправление, гражданские акции, игры, тренинги и др.

Контекстный подход определяет выбор технологии профессионального развития

учащегося с учетом «канвы данной профессиональной деятельности» [31].

Внедрение контекстного подхода не только меняет результативно-целевую основу воспитательного процесса, образуясь с которой можно задавать его цели, критерии и процедуры диагностического уровня их реального достижения, но меняет и сам тип воспитания с иными, адекватными этим целям, критериям и процедурам, содержанием, методами, средствами, организацией соответствующей образовательной среды и деятельности в ней обучающих и обучающихся.

Связь и взаимообусловленность средств воспитания как переменных компонентов с постоянными

смыслообразующими компонентами зависят от цели и его конечного результата. Они образуют устойчивое единство, которое обладает интегративными свойствами и закономерностями. Процесс воспитания как целостность может быть рассмотрен с позиции

системного подхода, который позволяет

увидеть в нем прежде всего педагогическую систему.

Современный уровень общественного развития включает динамику рынка труда, непрерывную смену профессиональных технологий, интеллектуализацию сфер жизнедеятельности, преобладание

общетеоретических знаний над специальными, тенденции создания единого мирового

информационного пространства, динамику изменения структуры и содержания

информационного ресурса, необходимого для успешной учебно-воспитательной

деятельности.

Методологическим основанием

построения модели формирования готовности курсантов к противопожарной профилактике среди учащихся явились положения профессиографического, личностно

ориентированного, деятельностного,

системного, контекстного подходов, гуманистической парадигмы [3]. На основе профессиографического подхода были разработаны целевые, структурно-

содержательные компоненты организации учебно-воспитательного процесса, уровни и их критерии. Положения деятельностного подхода [7] позволили спроектировать адекватные цели, оптимальные содержание и средства воспитательного процесса. На основе системного подхода была раскрыта сущность и разработано программное обеспечение учебно-воспитательного процесса курсантов [18, 80]. Личностно ориентированный подход предполагает учет закономерностей, факторов и условий формирования социальной компетентности, где ориентиром выступает высокий профессионализм, потребность курсантов в непрерывном профессиональном росте [86,142], который способствует организации воспитательного процесса.

При разработке модели

формирования готовности курсантов к противопожарной профилактике среди

учащихся учитывались следующие положения акмеологического характера: социальное

становление настоящего профессионала (в любой области) всегда связано с личностнопрофессиональным развитием - развитием личности ( в широком понимании), ориентированном на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений, осуществляемый с помощью воспитания, обучения и саморазвития; важным содержанием личностного развития курсантов должна стать прогрессивная самореализация личности.

Ориентация на личностно

ориентированный подход в процессе формирования их готовности к противопожарной профилактике среди

учащихся имеет ряд отличительных черт, к числу которых можно отнести осуществление совместной деятельности курсантов и учащихся, особый тип взаимодействия и взаимоотношений между ними, создающийся на основе единства смысла и целей этой деятельности, выступающей в качестве

важнейшей предпосылки развития личностных показателей и уровня интеллекта.

Личностный подход проявляется в обобщении и описании различных качественно-количественных характеристик личности курсанта, в педагогической диагностике личности и ее поведении, в исследовании и формировании отдельных качеств личности курсантов.

Деятельностный подход реализуется в исследовании для изучения структуры, содержания деятельности и функциональных обязанностей курсантов, для педагогического обоснования этих обязанностей и педагогической оптимизации различных видов деятельности. В психологии и педагогике «деятельностный подход рассматривает деятельность как важнейшую движущую силу, с помощью которой реализуется процесс перехода системы из одного состояния в другое. Этот подход ориентирован на изучение процесса изменения и развития социальных объектов, управление их развитием, прогнозирование результатов деятельности.

Данные подходы позволили нам определить принципы формирования готовности курсантов к противопожарной профилактике: активности и

самостоятельности, индивидуализации,

сотрудничества, вариативности содержания материала, интегративности, принцип безопасности жизни и здоровья детей.

Литература

1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М.: ИПО, 1995. -336 с.

2. Вербицкий, А. А.. Категория «контекст» в психологии и педагогике: монография / А.А. Вербицкий, В.Г. Калашников. - М.: Логос, 2010.

3. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина. Л.: ЛГУ,1980. - 140 с.

4. Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование / В.В. Сериков // Педагогика. - 1994. -№ 5. - С. 16-20.

5. Статистика пожаров, пожар, пожарная безопасность. [Электронный ресурс: http://www.statp.ru/].

6. Федеральный государственный

образовательный стандарт третьего поколения 280705

«Пожарная безопасность» (квалификация (степень) «специалист») [Электронный ресурс: http://www.edu.rU/db/mo/Data/d 11/ргт12-1 .р>!1П.

7. Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность /Э.Г. Юдин. — М.: УРСС, 1997. — 444 с.

8. Комарова, Э. П. Психолого-педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы [Текст] / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Т. 8. № 10. 2. - С. 25-27.

9. Комарова, Э.П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально-нравственного развития личности [Текст] / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. № 3.2. - С. 160-163.

Воронежский институт Г осударственной противопожарной службы МЧС России Воронежский институт высоких технологий

FORMATION OF STUDENTS READY TO FIRE PREVENTION AMONG STUDENTS OF

SCHOOLS

S.V. Peltihina, L.M. Bazhenov

The paper discusses the formation of readiness of cadets to fire prevention in schools Key words: readiness, cadets, fire prevention

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.