Научная статья на тему 'Комплементарность в формировании профессионально-значимых качеств у курсантов ведомственных вузов'

Комплементарность в формировании профессионально-значимых качеств у курсантов ведомственных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплементарность в формировании профессионально-значимых качеств у курсантов ведомственных вузов»

КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ

ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ

И.С. Панферкина, к.пед.н., преподаватель Воронежский институт МВД России, г. Воронеж

Перед ведомственными вузами на современном этапе развития нашей страны встают все более сложные задачи подготовки специалистов, обладающих не только сформированными на должном уровне профессионально-значимыми качествами, но и готовностью их результативно применять в процессе несения службы. Изменяющаяся образовательная парадигма, противоречивый переход к стандартам новых поколений, поиск новых эффективных систем и технологий обучения требуют от преподавателей ведомственных вузов глубокого понимания теоретико-методологических основ образовательной деятельности, развития способностей разрабатывать и использовать в процессе обучения курсантов инновационные формы, методы и средства.

Новые возможности открываются перед ведомственным образование в связи с использование комплементарного подхода к формированию профессионально-значимых качеств у курсантов в процессе их подготовки в качестве специалистов силовых структур. Анализ исследований в самых разных областях позволяет с уверенностью утверждать, что в современном научном знании термин «комплементарность» (от лат. complementum - дополнение) находит широкое применение в социологии (Т. Лири, С.Г. Кирдина и др.), культурологии (В.С. Библер, B.M. Межуев и др.), этнологии (Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин, и др.), психологии (Л.Я. Балонов, А.И. Уткин и др.). Что касается фундаментальных педагогических исследований, то здесь комплементарный подход еще не получил должного применения. В то же время с его помощью можно искать и находить рациональные способы разрешения многих противоречий, возникающих в процессе профессиональной подготовки специалистов в ведомственных вузах. При этом, следуя принципам комплементарности в образовательной деятельности, можно обеспечить разрешение противоречий не посредством их снятия, а на основе сочетания и взаимного дополнения противоположностей, их компромисса.

Процесс формирования профессионально-значимых качеств будущих специалистов в образовательной среде ведомственного вуза сложен и противоречив, он испытывает влияние как внешних факторов, так и создаваемых для него в ведомственном вузе условий. Системный характер присущ и профессионально-значимым качествам, и влиянию на их формирование со стороны образовательной среды ведомственного вуза. А взаимодействие элементов в сложных системах зачастую отличается противоречивостью, следствием которой становится борьба

противоположностей, негативно сказывающаяся на результатах подготовки специалистов в ведомственных вузах. Предупреждать обострение противоречий при рациональном его использовании позволяет комплементарный подход.

В контексте проводимого нами исследования мы определяем профессионально-значимые качества специалиста как определенную совокупность качеств личности, обеспечивающих способность оптимального решения профессиональных задач по всем установленным направлениям деятельности специалиста, а также способность личности развиваться и саморазвиваться в избранной профессии. Профессионально-значимые качества проявляются в профессиональной компетенции специалиста, которые образуют систему взаимосвязанных элементов. Применительно к профессиональной компетенции специалиста МЧС России, мы определяем профессиональную компетентность как явление, представленное единством личностного и профессионального элементов, где личностный - это личностные качества специалиста МЧС России, присущие ему как профессионалу (гражданская зрелость, профессиональная и психологическая культура; высокий уровень нравственного сознания и гуманность; самостоятельность, коммуникативность, стремление к саморазвитию и др.), а профессиональный - это совокупность его знаний об общечеловеческих ценностях, основных положениях обеспечения безопасности среды обитания, методов оценки и способов снижения рисков, защиты человека и среды обитания от опасностей, методов, средств и сил спасения человека при чрезвычайных ситуациях, а также стремление, готовность и способность применять их в профессиональной деятельности по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Использование комплементарного подхода рассмотрим на примере дополнения, направленного на гуманизацию подготовки специалистов посредством духовно-нравственного воспитания в образовательной среде вуза МЧС России. как известно, духовно-нравственное воспитание курсантов -будущих специалистов в период их обучения в ведомственном вузе направлено на формирование тех личностных и профессионально-значимых качеств, которые соответствуют, прежде всего, потребностям общества, государства. В этой связи процесс духовно-нравственного воспитания зачастую представляет собой жестко регламентированную и выстроенную на использовании устоявшихся методов и средств деятельность командного и профессорско-преподавательского состава ведомственного вуза по целенаправленному, беспрерывному, прямому или опосредованному, связанному в единую систему педагогическому воздействию на сознание, чувства и волю курсантов. Такой воспитательной деятельностью обеспечивается перевод объективных общественных морально-нравственных требований в требования курсанта -будущего специалиста к самому себе, к своему образу жизни, своему поведению в различных ситуациях, как связанных с несением службы, так и возникающих в различных сферах жизнедеятельности. Компелементарный

подход позволяет усилить гуманистические начала в воспитании, не «подгонять» развивающегося молодого человека - курсанта ведомственного вуза под стандарты обозначенной модели «совершенной» личности сотрудника МЧС России, обладающего всеми заданными морально-нравственными качествами, а способствовать осознанному принятию каждым курсантом той системы ценностей, которая должна быть сформирована в процессе духовно-нравственного воспитания.

Кроме того, комплементарный подход позволяет построить систему духовно-нравственного воспитания курсантов ведомственного вуза с учетом специфики предстоящей им профессиональной деятельности в качестве специалистов МЧС России. Ведь результатом духовно-нравственного воспитания курсантов должно стать не только формирование тех морально-нравственных качеств, которыми они должны обладать в соответствии с общественными требованиями, но и те качества, которые необходимы им для эффективного решения задач в той области профессиональной деятельности, с которой она будет непосредственно связана.

В свою очередь, дополненность образовательной деятельности духовно-нравственным воспитанием, включенным в учебно-воспитательный процесс, будет позитивно воздействовать на формирование системы профессионально-значимых качеств курсантов ведомственного вуза, ускорять и углублять профессионально-личностное становление будущего специалиста МЧС России.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

С.В. Пельтихина, доцент, к.п.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Л.М. Баженова, доцент Воронежский институт высоких технологий, г. Воронеж

Образовательный процесс в современном вузе ориентирован на активное участие обучающихся в процессе профессионального становления. Социальная политика диктует вузам подготовку квалифицированных, конкурентоспособных, ответственных, мобильных, творческих и компетентных специалистов, обладающих способностью к саморазвитию и готовых к постоянному профессиональному росту, к поиску рациональных форм организации своей деятельности.

Формировать - значит придавать чему-нибудь определенную форму, законченность. Термином «формирование» обозначают не любой процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.