Научная статья на тему 'Коллекция фотографий В. Г. Дружинина в Научной библиотеке Российской академии художеств'

Коллекция фотографий В. Г. Дружинина в Научной библиотеке Российской академии художеств Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Библиотека академии художеств / В. Г. Дружинин / Дружинины / русская фотография / Урал / Кыштым / материалы к биографии / промышленность и железные дороги / glass negatives / Andrey Bodisko / eight collections / Khabarovsk / the Amur Region / authentic image

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлова Майя Юрьевна

В статье представлены сведения о коллекции фотографий Уральского региона, поступившая в фонд фотографии Научной библиотеки Российской академии художеств в 2019–2020 гг. Произведена частичная атрибуция коллекции: датировка, названия объектов и местностей, идентификация некоторых лиц, изображенных на фотографиях. Описание и частичная атрибуция коллекции позволит исследователям жизни и научной деятельности В. Г. Дружинина добавить к уже выявленным экземплярам его собрания (книгам, рукописям, негативам) новый документальный материал — семейные фотографии ученого, а также фотографии местностей, связанных с его пребыванием в Уральском регионе. Все материалы публикуются впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Козлова Майя Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collection of Glass Negatives by Andrey Bodisko from the Nikolai Grodekov Khabarovsk Regional Museum

The Nikolai Grodekov Khabarovsk Regional Museum was founded in 1894. The museum’s photo negative collection consists of two parts: film (black-and-white and color) negatives and glass negatives. The selection of glass negatives contains 285 pieces of the main collection and 198 pieces of auxiliary scientific collection, 483 items in total. The glass plates depict cities and towns of the Russian Far East and its residents of different social classes and ranks, important events in the regional economic, social and political life of the late 19th — early 20th centuries. Eight photo selections totaling 87 items are a part of the collection of Andrey Bodisko (1863–1922), a colonel, an official for special missions for the Amur GovernorGeneral Nikolai Gondatti, an amateur photographer and the author of the book Life Stories of Khabarovsk. Among Bodisko’s works are the photographs depicting the pavilions of the 1913 Amur Exhibition (35 items), the art pieces of the museum’s exposition, the students of the Bikin station school, the ice drift on the Amur River, the towns and villages of the Amur Region. The pictures taken by Bodisko were used in the new edition of his book about Khabarovsk. One of the exhibitions at the Khabarovsk Regional Museum was titled The First Blogger of the Amur Region and was dedicated to Andrey Bodisko.

Текст научной работы на тему «Коллекция фотографий В. Г. Дружинина в Научной библиотеке Российской академии художеств»

УДК 77

М. Ю. Козлова

Коллекция фотографий В. Г. Дружинина в Научной библиотеке Российской академии художеств

Редкая коллекция фотографий, имеющая отношение к Уральскому региону, обнаружена в обменном фонде Научной библиотеки Российской академии художеств. Коллекция содержит 265 фотоотпечатков, уложенных в несколько папок из картона, обклеенного одинаковой мраморной бумагой зеленого цвета. Фотоотпечатки на бумажной основе, наклеены на картон или бланки, несколько снимков вставлены в паспарту. Разнообразны техники изготовления отпечатков: на альбуминовой бумаге, желатиновые и коллодионные отпечатки. Заметно, что отдельные снимки распечатывались в нескольких экземплярах, на разных бумагах, с применением ретуши по негативу. Бланки в коллекции представлены в основном двух видов: из картона светло-серого цвета с тиснением и из мелованного темно-зеленого картона изумрудного оттенка. На оборотах значительной части фотографий сделаны подписи от руки карандашом или чернилами.

Длительная работа по атрибуции фотографий позволила определить многие объекты съемок: заводы и различные сооружения в Кыштыме, Нязепетровске,

Ил. 1. В. Г. Дружинин. Озеро Иртяш между Касли и Кыштымом. Кыштым. [1890-е]. Коллодионный отпечаток, картон. 27,7 * 21,6; 48 * 33,9. Ф № 4043. © Научная библиотека РАХ

Катав-Ивановске, Златоусте, Иртяшский и Бакальский рудники. В основном же коллекция включает снимки Кыштыма, ближайших окрестностей, строительства железнодорожного моста в Кыштыме, одной из товарных платформ. Фотографии окрестностей отличает особенный, художественный подход к выбору объекта и композиции кадра. Съемки можно назвать любительскими, но выполнены они на высоком техническом уровне. Собрание включает также семейные фотографии, изображения неизвестных лиц.

Фотографии пролежали в обменном фонде достаточно продолжительное время, что сказалось на их состоянии: при осмотре стала очевидной высокая степень загрязнения материалов. Сотрудниками Российской национальной библиотеки проведено обследование части предметов из собрания Научной библиотеки РАХ, в том числе 79 листов из данной коллекции [1, с. 70, 72]. Для реставрации был отобран 71 фотодокумент. Реставрационные мероприятия проводились в мастерских Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО.

На оборотах фотографий есть пометы — подписи от руки, сделанные карандашом или черными чернилами; некоторые содержат порядковый номер, название объекта, дату съемки. В нескольких случаях подписи нанесены на этикетку из белой бумаги, приклеенную позже на оборот картона. Порядковый номер снимка часто зачеркнут или исправлен, похоже, что владелец намеревался привести материалы в порядок. Благодаря подписям можно определить даты и объекты съемки. Часть фотографий сделана в период между 1892 и 1898 г.

На паспарту шести снимков, на обороте, есть подписи с фамилией и инициалами: «В. Г. Дружинин». У этих снимков с названиями: «Спруда на реке Кыштым» (два экземпляра, оба подписаны, Ф № 3990, Ф № 3984); «Кыштымский завод. Интерьер теплицы на Ближней даче» (Ф № 3985); [Вид на реку 2] (Ф № 4072); [Вид на берег с деревянными постройками]; «Плотина на реке Кыштым» (Ф № 4002, Ф № 4003) — есть своя нумерация — № 11, 9, 6, 8, 1. На одном из снимков — дом Дружининых в Кыштыме (Ф № 3913).

В ходе работы с коллекцией стало очевидно, что объектами съемки являются собственный дом, Ближняя и Дальняя дачи в Кыштыме, а также заводы, плотины, рудники, принадлежавшие семье Дружининых.

Имя Василия Григорьевича Дружинина (18591936) широко известно в научной среде: историк, специалист по старообрядчеству, археограф, коллекционер предметов искусства, книг и рукописных памятников. Доказательством этого служат многочисленные публикации, в их числе — сборник материалов научных чтений, опубликованный Библиотекой Российской академии наук в 2010 г. [2]. В нем представлены: деятельность Дружинина в Императорской Археологической комиссии, состав и значение его личной коллекции рукописей, сегодня находящейся в Библиотеке, данные исследователей по

выявлению книг и предметов из его коллекции в других учреждениях и музейных фондах, биографические сведения о Дружинине и членах его семьи.

Мать Василия Григорьевича, Ольга Петровна Дружинина (1831-1902; урожденная Харитонова), была наследницей Расторгуевых-Харитоновых, владельцев заводов и рудников в Кыштымском округе. Отец, Григорий Васильевич Дружинин (1819-1889), по ее доверенности исполнял обязанности управляющего; после его смерти обязанности по управлению перешли к одному из младших детей — Василию Григорьевичу Дружинину.

Многие исследователи отмечали, что доходы семьи позволили Дружинину собрать крупную библиотеку и коллекцию рукописей [3, с. 472] и, возможно, заняться фотографией в качестве любителя.

Сведений о том, что он освоил искусство фотографии, мало. А. П. Попов, называя Дружинина фотографом-любителем, указывает на его участие в двух выставках — 4-й фотографической выставке V отдела ИРТО (1894) и Всемирной выставке в Париже (1900) [4, с. 435]. Большая часть упоминаний о том, что он умел фотографировать, связана с его деятельностью в Императорской Археологической комиссии. Известно, что в 1889 г. Дружинин был назначен внештатным сотрудником ИАК, а с 5 января 1891 г. — на должность члена комиссии с содержанием.

Исследователь Е. Г. Попова-Яцкевич упомянула о деятельности Дружинина в области фотографии в Императорской Археологической комиссии: «...упорядочил научный каталог и ввел обязательное фотографирование предметов материальной культуры. разработал методику фотографирования и обучил будущего фотографа Комиссии И. Ф. Чистякова». Также она отметила, что и в Императорской Археографической комиссии «по инициативе В. Г. Дружинина было налажено фотографирование наиболее ценных рукописей архивного собрания» [5, с. 128, 129].

В конце жизни Дружинин работал над рукописью своих воспоминаний, сегодня известной как «Воспоминания о литературных встречах и знакомствах». П. Г. Гайдуков, рассматривая материалы этой рукописи как источник по истории Императорской Археологической комиссии, в своей статье обращает внимание на умение Дружинина фотографировать, а также на его деятельность по введению практики фотографирования поступающих в Археологическую комиссию предметов: «До меня зарисовывал их простой рисовальщик, и эти рисунки вшивались в дело. Я сам был хороший фотограф и доказал, что фотография пригодней ручной зарисовки. Потом я научил фотографировать сторожа Комиссии [И. Ф.] Чистякова, который стал прекрасно исполнять эти работы. В Эрмитаже не было фотографии, и все, кому были нужны снимки с предметов, хранящихся в Эрмитаже, обращались к Чистякову, а он хорошо на этом зарабатывал» (цит. по: [6]). Т. Г. Смирнова в своей статье о жизни и научной деятельности Дружинина также ссылается на «Воспоминания о литературных встречах и знакомствах», когда пишет о работе Дружинина в Археографической комиссии: «С целью изготовления фотокопий наиболее ценных рукописей архивного собрания В. Г. Дружинин приобрел фотографическую технику и научил ею пользоваться сторожа комиссии И. Ю. Гомоюрова» (цит. по: [3, с. 476]). Там же отмечается, что Дружинин в студенческие годы посещал все лекции Д. И. Менделеева [3, с. 470].

Сведения о деятельности Дружинина в качестве фотографа приведены в автореферате диссертации Г. В. Длужневской: «Съемка археологических находок до

Ил. 2. В. Г. Дружинин. Портрет Н. Д. Чечулина. Кыштым. [1890-е]. Коллодионный отпечаток, картон. 28,8 * 21,8; 48,6 * 34,3. Ф № 3899. © Научная библиотека РАХ

1891 г. производилась фотографом М. Е. Романовичем, в 18911895 гг. — членом ИАК В. Г. Дружининым, разработавшим методику „археологического фотографирования"» [7, с. 14].

Фотографическая деятельность Дружинина была отмечена Дмитрием Ивановичем Менделеевым, который ознакомился с его фотографиями во время своей поездки по Уральскому региону в 1899 г. Приехав в Кыштым в соответствии со своими планами, Менделеев посетил усадьбу Дружининых, Ближнюю дачу, склад отливок Каслинского завода. Он ознакомился с коллекцией фотографий Дружинина: «Между особенностями пребывания в Кыштыме считаю необходимым упомянуть о массе виденных там превосходнейших фотографий окрестных видов, мастерски снятых Василием Григорьевичем Дружининым, во время его ежегодных посещений этих мест. Места так искусно выбраны и снимки так воспроизведены, что мне очень жаль, что я получил возможность поместить их только тогда, когда вся книга была почти готова. Но и те немногие, которые успели здесь вставить в цинкографическом воспроизведении, могли бы украсить любое издание» [8, с. 460]. К сожалению, сведений о том, когда и где Дружинин обучился искусству фотографии, пока не обнаружено. Очевидно только то, что занятия фотографией начались до появления Дружинина в Археологической комиссии в качестве сотрудника, а именно в годы обучения в университете (1879-1883) или подготовки магистерской диссертации (1883-1889).

Среди фотографий есть несколько, о которых можно с уверенностью сказать, что их изготовил Дружинин. Это снимки, опубликованные в отчете Д. И. Менделеева,

V .V

Ил. 3. В. Г. Дружинин. С. Ф. Платонов, С. М. Середонин, Н. Д. Чечулин, В. Г. Дружинин. Кыштым. [1880-1890-е]. Коллодионный отпечаток, картон. 22 * 26,5; 34 * 47,6. Ф № 3897. © Научная библиотека РАХ

побывавшего в регионе в 1899 г. В отчете всего 8 фотографий Дружинина: «Озеро Иртяш между Касли и Кыштымом», «Река Кыштымка около завода», «Иртяшский железный рудник у Кыштыма», «Кыштымская дача у заводского пруда», «Госпиталь Кыштымского завода на берегу запруды», «Река Кыштым», «Кыштымский завод», «Селение Кыштымского завода» [8, с. 148, 177, 178, 211, 446, 457, 460].

В коллекции библиотеки находятся оригиналы четырех из опубликованных восьми фотографий: «Кыштымская дача у заводского пруда» (Ф № 4011, Ф № 4012, Ф № 4054, Ф № 4062, четыре отпечатка с одного негатива), «Озеро Иртяш между Касли и Кыштымом» (ил. 1) (Ф 4043), «Иртяшский железный рудник у Кыштыма» (Ф 3741, Ф 3996, два отпечатка на разных бумагах с одного негатива), «Река Кыштымка около завода» (Ф 3992, опубликованная фотография обрезана).

Дальнейшая работа с коллекцией позволила соотнести известные портреты Дружинина и лиц из его окружения с теми, что присутствуют на фотографиях. Ни одной подписи на фотографиях с изображением людей не оказалось. Эту работу необходимо было начать с поисков изображений лиц из ближайшего окружения Дружинина, его семьи, коллег, друзей по университету. Таким образом удалось установить, что на фотографиях встречаются Сергей Федорович Платонов, Николай Дмитриевич Чечулин, Сергей Михайлович Середонин. В процессе атрибуции выявлено два портрета Н. Д. Чечулина (ил. 2) (Ф № 3981, Ф № 3899); групповые портреты, где вместе с Дружининым фотографировались С. М. Середонин, Н. Д. Чечулин, С. Ф. Платонов (ил. 3) (Ф № 3895, 3897, 3900, 3901); портреты Дружининых — отца, Григория

Васильевича, и матери, Ольги Петровны, брата, Михаила Григорьевича, управляющих заводами Павла Михайловича Карпинского и Валериана Петровича Иваницкого в групповых фотографиях. Также расширились временные рамки: некоторые снимки можно датировать «до 1889». Вариант группового снимка, где присутствуют П. М. Карпинский, О. П. Дружинина, ее сын — М. Г. Дружинин (ил. 4), есть в коллекции Кыштымского историко-революционного музея [9].

В Отделе рукописей РНБ в фонде С. Ф. Платонова обнаружены пять фотографий. Четыре фотографии небольшого формата атрибутированы как изображения двух историков — С. Ф. Платонова и С. М. Середонина — на прогулке [10], а в описи обозначены как любительские съемки. Каждая из четырех фотографий наклеена на отдельный бланк из белого картона с виньеткой. Они полностью идентичны (сняты с одного негатива) фотографиям из коллекции библиотеки РАХ за одним исключением: приклеены они на один лист зеленого картона. Пятая фотография — портрет четырех членов «Кружка русских историков» (В. Г. Дружинин, С. М. Середонин, Н. Д. Чечулин, С. Ф. Платонов.) [11] — отпечатана с того же негатива, что и портрет из коллекции Научной библиотеки (Ф № 4048), и наклеена на точно такой же картон темно-зеленого цвета. Кроме того, в коллекции есть отпечатки с вариантами этой композиции: вертикальные и горизонтальные, с небольшими различиями. Помещение, в котором делались эти портреты, несколько раз попадало в объектив камеры при снятии групповых портретов других лиц. Удалось найти снимок из коллекции Кыштымского историко-революционного музея «Фельдшера Кыштымской городской больницы Скляренко Георгий Никонович, Новиков Аполлинарий Васильевич и Кедров» [12]. Трое сфотографированы в том же помещении, с теми же занавесками, а один из фельдшеров вместе с Н. Д. Чечулиным запечатлен на групповом портрете мужчин, играющих в карты (Ф № 3896). Можно предположить, что съемки производились в кыштымском доме или на даче Дружининых.

Известно, что в 1891-1895 гг. В. Г. Дружинин производил раскопки в Екатерининском, Красноуфимском, Шадринском уездах Пермской губернии, в Бирском уезде Уфимской губернии [13, с. 35, 38, 41, 45, 48]. В 18911893 гг. он производил пробные раскопки в окрестностях Кыштыма: раскопки городищ на озере Нанога и на озере Иртяш [14, с. 11, 14, 20]. Два снимка из коллекции библиотеки обозначены как «Озеро Нанога. Городище» (Ф № 4080, Ф № 3894). В фотоотделе научного архива Института истории материальной культуры Российской академии наук удалось просмотреть часть коллекции фотоотпечатков и негативов, которая имеет отношение к раскопкам Дружинина, и обнаружить такой же отпечаток, сделанный с одного негатива [15]. Однако название архивного отпечатка не совпадает с названием библиотечного: в архиве местность обозначена как «Пермской губ. Верхотурье». Прояснить это противоречие пока не удалось. В коллекции есть еще один снимок, относящийся к раскопкам (Ф № 3980); по надписи на негативе можно установить, что раскопки, вещи из которых представлены на снимке, производились в 1889 или 1891 г.

36 снимков являются результатом пересъемки серии фотографий, сделанных в процессе постройки Самаро-Златоустовской железной дороги в 1885-1890 гг. [16]. В левом нижнем углу на 13 фотографиях из этой серии заметен сфотографированный штамп-тиснение с фамилией: «Васильевъ». Возможно, автором негативов

был Алексей Порфирьевич Васильев, самарский фотограф [4, с. 241-242]. Альбомы были подносными, состояли из 50 видов и пояснительного литографированного листа, в котором указаны характеристики сооружения: даты постройки, особенности строительства железнодорожного полотна, количество построенных искусственных сооружений и другие сведения [17].

В коллекции много фотографий без подписей, среди них удалось опознать фотографии других мастеров — В. Л. Метенкова и И. Н. Арсентьева. Их работы наклеены на однотипный картон, а значит, можно предположить, что они подбирались для коллекции специально. Большое число фотографий, сделанных Дружининым и другими фотографами, наклеены на картон темно-зеленого цвета или вставлены в паспарту из такого же картона, что подчеркивает единство коллекции.

Так как коллекция содержит в основном виды Кыштымского округа, можно предположить, что именно там Дружинин учился фотографии. В связи с этим предположением необходимо выяснить, кто из фотографов работал в 1880-1890-х гг. на Урале, а особенно в Екатеринбурге, где находилась усадьба Харитоновых, принадлежавшая частично матери В. Г. Дружинина. В это время там работал Николай Акинфиевич Терехов (1853-1913), брат первого уральского фотографа Ивана Акинфиевича Терехова (1835-1880), учредитель Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), участник российских и международных выставок, в том числе Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки, прошедшей в Екатеринбурге в 1887 г.

С 1882 г. в Екатеринбурге жил и работал Вениамин Леонтьевич Метенков (1857-1933), член Императорского Русского технического общества, член УОЛЕ, участник российских и международных выставок, в частности Сибирско-Уральской выставки, где имел свой стенд. Метенков был автором альбома фотографий «Виды Сибирско-Уральской промышленной выставки 1887» (общие виды выставки, виды павильонов, интерьеры с витринами участников). Он содержал также магазин по продаже фотографического оборудования и принадежно-стей. В коллекции Дружинина 10 фотографий Метенкова: виды Екатеринбурга, виды горы Таганай, вид Златоуста и Березовского завода, вид на «каменные палатки» в окрестностях Екатеринбурга. Все они были опубликованы в виде альбомов или открыток самим автором в начале XX в.

Фотограф Андрей Николаевич Арсентьев (1854-1903) работал в Златоусте. Снимки А. Н. Арсентьева воспроизводятся в отчете Д. И. Менделеева 1899 г. В журнале «Нива» воспроизведена фотография Арсентьева под названием «Тяжелый железный рудник № 2» [18, с. 52]. В коллекции Дружинина есть отпечаток (с такого же негатива) под названием «Бакальский рудник». Оба названия верны, это один из рудников Бакальской группы месторождений в Саткинской области Южного Урала.

В 1887 г. состоялась Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка, предоставившая возможность владельцам предприятий Кыштымского горного округа показать свою продукцию. Подготовка проходила под руководством П. Карпинского, только что приглашенного наследниками Харитоновых — О. П. Дружининой и управляющим ее заводами Г. В. Дружининым. В процессе подготовки выставки брат В. Г. Дружинина, М. Г. Дружинин, был принят в члены УОЛЕ, которое инициировало это событие. Перед выставкой семья Дружининых заказала у фотографа Метенкова «каталог» — серию фотографий с изделий художественного

литья Каслинского завода. Этот каталог упоминает И. Т. Тарасов в очерке о выставке: «Между изделиями частных заводов общее и вполне заслуженное внимание обращали на себя безукоризненные и замечательно дешевые литые чугунные вещи, изготовляемые Каслинским заводом по моделям Либериха, Лансере, барона Клодта и других художников-скульпторов... Замечательно, что даже в каталоге выставки ничего не сказано было об этих изделиях, фотографические снимки с которых образуют целый огромный альбом, наполненный изящными картинами» [19, с. 17, 18]. Действительно, в каталоге выставки есть только краткие сведения о заводах, входящих в состав Кыштымских, имена владельцев, управляющего, а также сведения производственного плана: о количестве рабочих, машин, станков и прочего оборудования [20]. Кыштымские заводы получили большую серебряную медаль Горного департамента Министерства государственного имущества «за очень хорошее доменное и литейное производство и обширную выделку железа» [21, с. 144]. Фотографы В. Л. Метенков и Н. А. Терехов также были удостоены наград — малых серебряных медалей. Метенков — за художественность исполнения и перспективу в фотографических работах, Терехов — за хорошее исполнение фотографических работ [21, с. 147, 148]. Оба они входили в особую комиссию по изданию альбомов с видами выставки, Екатеринбурга, местностей Урала. Изготовление последующих каталогов также поручалось Метенкову.

Таким образом, можно предположить, что В. Г. Дружинин был знаком и с творчеством патриархов уральской документальной фотографии, и, вероятно, с ними лично. Творчество самого Дружинина в области пейзажной фотографии доказывает то, что он многому у них научился.

Поиск книг и рукописей из собрания Дружинина продолжается и сегодня. Исследование коллекции фотографий из Научной библиотеки РАХ не окончено: важно не только установить, кто изображен на некоторых снимках, но и продолжить работу по поиску сведений о том, когда и где Дружинин освоил искусство фотографии, самостоятельной была эта работа или обучение происходило под чьим-либо руководством. Почерк помет на оборотах листов очень схож с почерком в дневнике В. Г. Дружинина, лист из которого был опубликован П. Г. Гайдуковым [6], а также с почерком оригиналов писем, обнаруженных в Отделе рукописей РНБ. На одном листе коллекции (на обороте) был обнаружен штамп синими чернилами библиотеки В. Г. Дружинина: «ИЗЪ БИБЛ1ОТЕКИ В. Г. Дружинина». Известно, что он ставил штампы редко и не на все экземпляры. Таким образом, можно заключить, что ранее неизвестная коллекция, обнаруженная в Научной библиотеке РАХ, безусловно, относится к личным материалам из его библиотеки, которая оказалась разрозненной в 1920-х гг. Фотодокументы позволяют в большей степени ознакомиться с частной жизнью ученого, жизнью его семьи и ближайших соратников по университету.

Литература

1. Козлова М. Ю, Мамаева Н. Ю, Подгорная Н. И., Волгушкина Н. С., Цитович В. М. Оценка сохранности фотодокументов, выявленных в фондах научной библиотеки Российской академии художеств // «Фотография. Изображение. Документ»: материалы VI Всероссийской конференции «Экспертиза и фотография». 2016. № 7 (7). С. 68-74.

Ил. 4. В. Г. Дружинин. Групповой портрет на фоне природы (в центре сидят: М. Г. Дружинин, О. Г. Дружинина, П. М. Карпинский). Кыштым. [1890-е]. Коллодионный отпечаток, картон. 22,6 * 28; 34 * 47,8. Ф № 3908. © Научная библиотека РАХ

2. Памяти Василия Григорьевича Дружинина (1869-1936): материалы научных чтений 10 августа 2010 г. / отв. ред. И. М. Беляева. СПб.: БАН, 2010. 184 с.

3. Смирнова Т. Г. О творчестве и жизни В. Г. Дружинина (к биографии ученого) // Деятели русской науки XIX-XX веков. СПб., 2008. Вып. 4. С. 476. URL: https://ru.djvu.online/ file/kqaJEngAQspw2 (дата обращения: 02.11.2021).

4. Попов А.П. Российские фотографы (1839-1930). Словарь-справочник: в з т. Коломна: Музей органической культуры. 2013. Т. 1 (А-М). 816 с.

5. Попова-Яцкевич Е. Г. Василий Григорьевич Дружинин, его предки и родственное окружение // Памяти Василия Григорьевича Дружинина (1869-1936)... С. 121-135.

6. Гайдуков П. Г. Воспоминания В. Г. Дружинина как источник по истории Императорской Археологической комиссии // Российская археология. 2010. № 4. С. 136-142. URL: http:// www.russianchange.narod.ru/lib/druzhinin.html (дата обращения 02.11.2021).

7. Длужневская Г. В. Историко-археологическое наследие азиатской России в фотодокументах второй половины XIX — первой половины XX в. (по фондам Научного архива Института истории материальной культуры Российской академии наук): автореф. дис. . д-ра ист. наук. СПб., 2008. 47 с.

8. Уральская железная промышленность в 1899 г., по отчетам о поездке, совершенной с высочайшего соизволения: С. Вуколовым, К. Егоровым, П. Земятченским и Д. Менделеевым, по поручению г-на министра финансов, статс-секретаря С. Ю. Витте / ред. Д. Менделеев. СПб.: Министерство финансов по департаменту торговли и мануфактур, 1900. 866 с. URL: http://elib.uraic.ru/ handle/123456789/39982 (дата обращения: 01.12.2021).

9. КИРМ. КП-2742. Ф-446. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/ collections?id=11488906 (дата обращения: 29.03.2023).

10. ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. №. 5282. Л. 5-8.

11. Там же. Оп. 2. № 10. Л. 1.

12. КИРМ. КП-349. Ф-43. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/ collections?id=8520951 (дата обращения: 29.03.2023).

13. Императорское Археологическое общество (18591917): У истоков отечественной археологии и охраны культурного наследия приложение: К 150-летию со дня основания / Российская акад. наук, Ин-т истории материальной культуры; науч. ред.-сост. А. Е. Мусин; под общ. ред. Е. Н. Носова. СПб.: Дмитрий Буланин, 2009. 1192 с.

14. Прошлое Урала в фотографиях. Каталог фотоархива Института истории материальной культуры РАН / Ин-т истории мат. культуры РАН; УрГУ и др.; отв. ред. Б. Б. Овчинникова; сост. Г. В. Длужневская и др. Екатеринбург: Виролл ЛТД, 1993. 197 с.

15. ФО НА ИИМК РАН, отп. Q 400-18.

16. Альбом фотографий «Самаро-Златоустовская железная дорога 1888-1890». URL: http://andcvet.narod.ru/DR/19/sam. html (дата обращения: 29.11.2022).

17. Самаро-Златоустовская железная дорога 18851890. Фотоальбом. URL: https://www.rusbibliophile.ru/ Book/Samaro-Zlatoustovskaya_zheleznaya (дата обращения: 29.03.2023).

18. Сокровищница России: Очерк Южного Урала // Нива: иллюстрированный журнал литературы, политики и современной жизни, 1903. № 3. С. 48-53.

ig. Тарасов И. Т. Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка 1887 г., в Екатеринбурге. СПб.: тип. «Сев. Телегр. агентства», 1888. URL: https://rusneb. ru/catalog/000199_000009_003622999 (дата обращения: 19.05.2022).

20. Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки. [Екатеринбург], 1887. 361 с.

21. Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка 1887 г. в г. Екатеринбурге: [приложение к «Екатеринбургской неделе», 1887 г., Неделя № 31]. URL: http://elib.uraic.ru/handle/123456789/16372 (дата обращения: 23.05.22).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.