УДК 77
М. Ю. Козлова
Коллекция фотографий В. Г. Дружинина в Научной библиотеке Российской академии художеств
Редкая коллекция фотографий, имеющая отношение к Уральскому региону, обнаружена в обменном фонде Научной библиотеки Российской академии художеств. Коллекция содержит 265 фотоотпечатков, уложенных в несколько папок из картона, обклеенного одинаковой мраморной бумагой зеленого цвета. Фотоотпечатки на бумажной основе, наклеены на картон или бланки, несколько снимков вставлены в паспарту. Разнообразны техники изготовления отпечатков: на альбуминовой бумаге, желатиновые и коллодионные отпечатки. Заметно, что отдельные снимки распечатывались в нескольких экземплярах, на разных бумагах, с применением ретуши по негативу. Бланки в коллекции представлены в основном двух видов: из картона светло-серого цвета с тиснением и из мелованного темно-зеленого картона изумрудного оттенка. На оборотах значительной части фотографий сделаны подписи от руки карандашом или чернилами.
Длительная работа по атрибуции фотографий позволила определить многие объекты съемок: заводы и различные сооружения в Кыштыме, Нязепетровске,
Ил. 1. В. Г. Дружинин. Озеро Иртяш между Касли и Кыштымом. Кыштым. [1890-е]. Коллодионный отпечаток, картон. 27,7 * 21,6; 48 * 33,9. Ф № 4043. © Научная библиотека РАХ
Катав-Ивановске, Златоусте, Иртяшский и Бакальский рудники. В основном же коллекция включает снимки Кыштыма, ближайших окрестностей, строительства железнодорожного моста в Кыштыме, одной из товарных платформ. Фотографии окрестностей отличает особенный, художественный подход к выбору объекта и композиции кадра. Съемки можно назвать любительскими, но выполнены они на высоком техническом уровне. Собрание включает также семейные фотографии, изображения неизвестных лиц.
Фотографии пролежали в обменном фонде достаточно продолжительное время, что сказалось на их состоянии: при осмотре стала очевидной высокая степень загрязнения материалов. Сотрудниками Российской национальной библиотеки проведено обследование части предметов из собрания Научной библиотеки РАХ, в том числе 79 листов из данной коллекции [1, с. 70, 72]. Для реставрации был отобран 71 фотодокумент. Реставрационные мероприятия проводились в мастерских Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО.
На оборотах фотографий есть пометы — подписи от руки, сделанные карандашом или черными чернилами; некоторые содержат порядковый номер, название объекта, дату съемки. В нескольких случаях подписи нанесены на этикетку из белой бумаги, приклеенную позже на оборот картона. Порядковый номер снимка часто зачеркнут или исправлен, похоже, что владелец намеревался привести материалы в порядок. Благодаря подписям можно определить даты и объекты съемки. Часть фотографий сделана в период между 1892 и 1898 г.
На паспарту шести снимков, на обороте, есть подписи с фамилией и инициалами: «В. Г. Дружинин». У этих снимков с названиями: «Спруда на реке Кыштым» (два экземпляра, оба подписаны, Ф № 3990, Ф № 3984); «Кыштымский завод. Интерьер теплицы на Ближней даче» (Ф № 3985); [Вид на реку 2] (Ф № 4072); [Вид на берег с деревянными постройками]; «Плотина на реке Кыштым» (Ф № 4002, Ф № 4003) — есть своя нумерация — № 11, 9, 6, 8, 1. На одном из снимков — дом Дружининых в Кыштыме (Ф № 3913).
В ходе работы с коллекцией стало очевидно, что объектами съемки являются собственный дом, Ближняя и Дальняя дачи в Кыштыме, а также заводы, плотины, рудники, принадлежавшие семье Дружининых.
Имя Василия Григорьевича Дружинина (18591936) широко известно в научной среде: историк, специалист по старообрядчеству, археограф, коллекционер предметов искусства, книг и рукописных памятников. Доказательством этого служат многочисленные публикации, в их числе — сборник материалов научных чтений, опубликованный Библиотекой Российской академии наук в 2010 г. [2]. В нем представлены: деятельность Дружинина в Императорской Археологической комиссии, состав и значение его личной коллекции рукописей, сегодня находящейся в Библиотеке, данные исследователей по
выявлению книг и предметов из его коллекции в других учреждениях и музейных фондах, биографические сведения о Дружинине и членах его семьи.
Мать Василия Григорьевича, Ольга Петровна Дружинина (1831-1902; урожденная Харитонова), была наследницей Расторгуевых-Харитоновых, владельцев заводов и рудников в Кыштымском округе. Отец, Григорий Васильевич Дружинин (1819-1889), по ее доверенности исполнял обязанности управляющего; после его смерти обязанности по управлению перешли к одному из младших детей — Василию Григорьевичу Дружинину.
Многие исследователи отмечали, что доходы семьи позволили Дружинину собрать крупную библиотеку и коллекцию рукописей [3, с. 472] и, возможно, заняться фотографией в качестве любителя.
Сведений о том, что он освоил искусство фотографии, мало. А. П. Попов, называя Дружинина фотографом-любителем, указывает на его участие в двух выставках — 4-й фотографической выставке V отдела ИРТО (1894) и Всемирной выставке в Париже (1900) [4, с. 435]. Большая часть упоминаний о том, что он умел фотографировать, связана с его деятельностью в Императорской Археологической комиссии. Известно, что в 1889 г. Дружинин был назначен внештатным сотрудником ИАК, а с 5 января 1891 г. — на должность члена комиссии с содержанием.
Исследователь Е. Г. Попова-Яцкевич упомянула о деятельности Дружинина в области фотографии в Императорской Археологической комиссии: «...упорядочил научный каталог и ввел обязательное фотографирование предметов материальной культуры. разработал методику фотографирования и обучил будущего фотографа Комиссии И. Ф. Чистякова». Также она отметила, что и в Императорской Археографической комиссии «по инициативе В. Г. Дружинина было налажено фотографирование наиболее ценных рукописей архивного собрания» [5, с. 128, 129].
В конце жизни Дружинин работал над рукописью своих воспоминаний, сегодня известной как «Воспоминания о литературных встречах и знакомствах». П. Г. Гайдуков, рассматривая материалы этой рукописи как источник по истории Императорской Археологической комиссии, в своей статье обращает внимание на умение Дружинина фотографировать, а также на его деятельность по введению практики фотографирования поступающих в Археологическую комиссию предметов: «До меня зарисовывал их простой рисовальщик, и эти рисунки вшивались в дело. Я сам был хороший фотограф и доказал, что фотография пригодней ручной зарисовки. Потом я научил фотографировать сторожа Комиссии [И. Ф.] Чистякова, который стал прекрасно исполнять эти работы. В Эрмитаже не было фотографии, и все, кому были нужны снимки с предметов, хранящихся в Эрмитаже, обращались к Чистякову, а он хорошо на этом зарабатывал» (цит. по: [6]). Т. Г. Смирнова в своей статье о жизни и научной деятельности Дружинина также ссылается на «Воспоминания о литературных встречах и знакомствах», когда пишет о работе Дружинина в Археографической комиссии: «С целью изготовления фотокопий наиболее ценных рукописей архивного собрания В. Г. Дружинин приобрел фотографическую технику и научил ею пользоваться сторожа комиссии И. Ю. Гомоюрова» (цит. по: [3, с. 476]). Там же отмечается, что Дружинин в студенческие годы посещал все лекции Д. И. Менделеева [3, с. 470].
Сведения о деятельности Дружинина в качестве фотографа приведены в автореферате диссертации Г. В. Длужневской: «Съемка археологических находок до
Ил. 2. В. Г. Дружинин. Портрет Н. Д. Чечулина. Кыштым. [1890-е]. Коллодионный отпечаток, картон. 28,8 * 21,8; 48,6 * 34,3. Ф № 3899. © Научная библиотека РАХ
1891 г. производилась фотографом М. Е. Романовичем, в 18911895 гг. — членом ИАК В. Г. Дружининым, разработавшим методику „археологического фотографирования"» [7, с. 14].
Фотографическая деятельность Дружинина была отмечена Дмитрием Ивановичем Менделеевым, который ознакомился с его фотографиями во время своей поездки по Уральскому региону в 1899 г. Приехав в Кыштым в соответствии со своими планами, Менделеев посетил усадьбу Дружининых, Ближнюю дачу, склад отливок Каслинского завода. Он ознакомился с коллекцией фотографий Дружинина: «Между особенностями пребывания в Кыштыме считаю необходимым упомянуть о массе виденных там превосходнейших фотографий окрестных видов, мастерски снятых Василием Григорьевичем Дружининым, во время его ежегодных посещений этих мест. Места так искусно выбраны и снимки так воспроизведены, что мне очень жаль, что я получил возможность поместить их только тогда, когда вся книга была почти готова. Но и те немногие, которые успели здесь вставить в цинкографическом воспроизведении, могли бы украсить любое издание» [8, с. 460]. К сожалению, сведений о том, когда и где Дружинин обучился искусству фотографии, пока не обнаружено. Очевидно только то, что занятия фотографией начались до появления Дружинина в Археологической комиссии в качестве сотрудника, а именно в годы обучения в университете (1879-1883) или подготовки магистерской диссертации (1883-1889).
Среди фотографий есть несколько, о которых можно с уверенностью сказать, что их изготовил Дружинин. Это снимки, опубликованные в отчете Д. И. Менделеева,
V .V
Ил. 3. В. Г. Дружинин. С. Ф. Платонов, С. М. Середонин, Н. Д. Чечулин, В. Г. Дружинин. Кыштым. [1880-1890-е]. Коллодионный отпечаток, картон. 22 * 26,5; 34 * 47,6. Ф № 3897. © Научная библиотека РАХ
побывавшего в регионе в 1899 г. В отчете всего 8 фотографий Дружинина: «Озеро Иртяш между Касли и Кыштымом», «Река Кыштымка около завода», «Иртяшский железный рудник у Кыштыма», «Кыштымская дача у заводского пруда», «Госпиталь Кыштымского завода на берегу запруды», «Река Кыштым», «Кыштымский завод», «Селение Кыштымского завода» [8, с. 148, 177, 178, 211, 446, 457, 460].
В коллекции библиотеки находятся оригиналы четырех из опубликованных восьми фотографий: «Кыштымская дача у заводского пруда» (Ф № 4011, Ф № 4012, Ф № 4054, Ф № 4062, четыре отпечатка с одного негатива), «Озеро Иртяш между Касли и Кыштымом» (ил. 1) (Ф 4043), «Иртяшский железный рудник у Кыштыма» (Ф 3741, Ф 3996, два отпечатка на разных бумагах с одного негатива), «Река Кыштымка около завода» (Ф 3992, опубликованная фотография обрезана).
Дальнейшая работа с коллекцией позволила соотнести известные портреты Дружинина и лиц из его окружения с теми, что присутствуют на фотографиях. Ни одной подписи на фотографиях с изображением людей не оказалось. Эту работу необходимо было начать с поисков изображений лиц из ближайшего окружения Дружинина, его семьи, коллег, друзей по университету. Таким образом удалось установить, что на фотографиях встречаются Сергей Федорович Платонов, Николай Дмитриевич Чечулин, Сергей Михайлович Середонин. В процессе атрибуции выявлено два портрета Н. Д. Чечулина (ил. 2) (Ф № 3981, Ф № 3899); групповые портреты, где вместе с Дружининым фотографировались С. М. Середонин, Н. Д. Чечулин, С. Ф. Платонов (ил. 3) (Ф № 3895, 3897, 3900, 3901); портреты Дружининых — отца, Григория
Васильевича, и матери, Ольги Петровны, брата, Михаила Григорьевича, управляющих заводами Павла Михайловича Карпинского и Валериана Петровича Иваницкого в групповых фотографиях. Также расширились временные рамки: некоторые снимки можно датировать «до 1889». Вариант группового снимка, где присутствуют П. М. Карпинский, О. П. Дружинина, ее сын — М. Г. Дружинин (ил. 4), есть в коллекции Кыштымского историко-революционного музея [9].
В Отделе рукописей РНБ в фонде С. Ф. Платонова обнаружены пять фотографий. Четыре фотографии небольшого формата атрибутированы как изображения двух историков — С. Ф. Платонова и С. М. Середонина — на прогулке [10], а в описи обозначены как любительские съемки. Каждая из четырех фотографий наклеена на отдельный бланк из белого картона с виньеткой. Они полностью идентичны (сняты с одного негатива) фотографиям из коллекции библиотеки РАХ за одним исключением: приклеены они на один лист зеленого картона. Пятая фотография — портрет четырех членов «Кружка русских историков» (В. Г. Дружинин, С. М. Середонин, Н. Д. Чечулин, С. Ф. Платонов.) [11] — отпечатана с того же негатива, что и портрет из коллекции Научной библиотеки (Ф № 4048), и наклеена на точно такой же картон темно-зеленого цвета. Кроме того, в коллекции есть отпечатки с вариантами этой композиции: вертикальные и горизонтальные, с небольшими различиями. Помещение, в котором делались эти портреты, несколько раз попадало в объектив камеры при снятии групповых портретов других лиц. Удалось найти снимок из коллекции Кыштымского историко-революционного музея «Фельдшера Кыштымской городской больницы Скляренко Георгий Никонович, Новиков Аполлинарий Васильевич и Кедров» [12]. Трое сфотографированы в том же помещении, с теми же занавесками, а один из фельдшеров вместе с Н. Д. Чечулиным запечатлен на групповом портрете мужчин, играющих в карты (Ф № 3896). Можно предположить, что съемки производились в кыштымском доме или на даче Дружининых.
Известно, что в 1891-1895 гг. В. Г. Дружинин производил раскопки в Екатерининском, Красноуфимском, Шадринском уездах Пермской губернии, в Бирском уезде Уфимской губернии [13, с. 35, 38, 41, 45, 48]. В 18911893 гг. он производил пробные раскопки в окрестностях Кыштыма: раскопки городищ на озере Нанога и на озере Иртяш [14, с. 11, 14, 20]. Два снимка из коллекции библиотеки обозначены как «Озеро Нанога. Городище» (Ф № 4080, Ф № 3894). В фотоотделе научного архива Института истории материальной культуры Российской академии наук удалось просмотреть часть коллекции фотоотпечатков и негативов, которая имеет отношение к раскопкам Дружинина, и обнаружить такой же отпечаток, сделанный с одного негатива [15]. Однако название архивного отпечатка не совпадает с названием библиотечного: в архиве местность обозначена как «Пермской губ. Верхотурье». Прояснить это противоречие пока не удалось. В коллекции есть еще один снимок, относящийся к раскопкам (Ф № 3980); по надписи на негативе можно установить, что раскопки, вещи из которых представлены на снимке, производились в 1889 или 1891 г.
36 снимков являются результатом пересъемки серии фотографий, сделанных в процессе постройки Самаро-Златоустовской железной дороги в 1885-1890 гг. [16]. В левом нижнем углу на 13 фотографиях из этой серии заметен сфотографированный штамп-тиснение с фамилией: «Васильевъ». Возможно, автором негативов
был Алексей Порфирьевич Васильев, самарский фотограф [4, с. 241-242]. Альбомы были подносными, состояли из 50 видов и пояснительного литографированного листа, в котором указаны характеристики сооружения: даты постройки, особенности строительства железнодорожного полотна, количество построенных искусственных сооружений и другие сведения [17].
В коллекции много фотографий без подписей, среди них удалось опознать фотографии других мастеров — В. Л. Метенкова и И. Н. Арсентьева. Их работы наклеены на однотипный картон, а значит, можно предположить, что они подбирались для коллекции специально. Большое число фотографий, сделанных Дружининым и другими фотографами, наклеены на картон темно-зеленого цвета или вставлены в паспарту из такого же картона, что подчеркивает единство коллекции.
Так как коллекция содержит в основном виды Кыштымского округа, можно предположить, что именно там Дружинин учился фотографии. В связи с этим предположением необходимо выяснить, кто из фотографов работал в 1880-1890-х гг. на Урале, а особенно в Екатеринбурге, где находилась усадьба Харитоновых, принадлежавшая частично матери В. Г. Дружинина. В это время там работал Николай Акинфиевич Терехов (1853-1913), брат первого уральского фотографа Ивана Акинфиевича Терехова (1835-1880), учредитель Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), участник российских и международных выставок, в том числе Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки, прошедшей в Екатеринбурге в 1887 г.
С 1882 г. в Екатеринбурге жил и работал Вениамин Леонтьевич Метенков (1857-1933), член Императорского Русского технического общества, член УОЛЕ, участник российских и международных выставок, в частности Сибирско-Уральской выставки, где имел свой стенд. Метенков был автором альбома фотографий «Виды Сибирско-Уральской промышленной выставки 1887» (общие виды выставки, виды павильонов, интерьеры с витринами участников). Он содержал также магазин по продаже фотографического оборудования и принадежно-стей. В коллекции Дружинина 10 фотографий Метенкова: виды Екатеринбурга, виды горы Таганай, вид Златоуста и Березовского завода, вид на «каменные палатки» в окрестностях Екатеринбурга. Все они были опубликованы в виде альбомов или открыток самим автором в начале XX в.
Фотограф Андрей Николаевич Арсентьев (1854-1903) работал в Златоусте. Снимки А. Н. Арсентьева воспроизводятся в отчете Д. И. Менделеева 1899 г. В журнале «Нива» воспроизведена фотография Арсентьева под названием «Тяжелый железный рудник № 2» [18, с. 52]. В коллекции Дружинина есть отпечаток (с такого же негатива) под названием «Бакальский рудник». Оба названия верны, это один из рудников Бакальской группы месторождений в Саткинской области Южного Урала.
В 1887 г. состоялась Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка, предоставившая возможность владельцам предприятий Кыштымского горного округа показать свою продукцию. Подготовка проходила под руководством П. Карпинского, только что приглашенного наследниками Харитоновых — О. П. Дружининой и управляющим ее заводами Г. В. Дружининым. В процессе подготовки выставки брат В. Г. Дружинина, М. Г. Дружинин, был принят в члены УОЛЕ, которое инициировало это событие. Перед выставкой семья Дружининых заказала у фотографа Метенкова «каталог» — серию фотографий с изделий художественного
литья Каслинского завода. Этот каталог упоминает И. Т. Тарасов в очерке о выставке: «Между изделиями частных заводов общее и вполне заслуженное внимание обращали на себя безукоризненные и замечательно дешевые литые чугунные вещи, изготовляемые Каслинским заводом по моделям Либериха, Лансере, барона Клодта и других художников-скульпторов... Замечательно, что даже в каталоге выставки ничего не сказано было об этих изделиях, фотографические снимки с которых образуют целый огромный альбом, наполненный изящными картинами» [19, с. 17, 18]. Действительно, в каталоге выставки есть только краткие сведения о заводах, входящих в состав Кыштымских, имена владельцев, управляющего, а также сведения производственного плана: о количестве рабочих, машин, станков и прочего оборудования [20]. Кыштымские заводы получили большую серебряную медаль Горного департамента Министерства государственного имущества «за очень хорошее доменное и литейное производство и обширную выделку железа» [21, с. 144]. Фотографы В. Л. Метенков и Н. А. Терехов также были удостоены наград — малых серебряных медалей. Метенков — за художественность исполнения и перспективу в фотографических работах, Терехов — за хорошее исполнение фотографических работ [21, с. 147, 148]. Оба они входили в особую комиссию по изданию альбомов с видами выставки, Екатеринбурга, местностей Урала. Изготовление последующих каталогов также поручалось Метенкову.
Таким образом, можно предположить, что В. Г. Дружинин был знаком и с творчеством патриархов уральской документальной фотографии, и, вероятно, с ними лично. Творчество самого Дружинина в области пейзажной фотографии доказывает то, что он многому у них научился.
Поиск книг и рукописей из собрания Дружинина продолжается и сегодня. Исследование коллекции фотографий из Научной библиотеки РАХ не окончено: важно не только установить, кто изображен на некоторых снимках, но и продолжить работу по поиску сведений о том, когда и где Дружинин освоил искусство фотографии, самостоятельной была эта работа или обучение происходило под чьим-либо руководством. Почерк помет на оборотах листов очень схож с почерком в дневнике В. Г. Дружинина, лист из которого был опубликован П. Г. Гайдуковым [6], а также с почерком оригиналов писем, обнаруженных в Отделе рукописей РНБ. На одном листе коллекции (на обороте) был обнаружен штамп синими чернилами библиотеки В. Г. Дружинина: «ИЗЪ БИБЛ1ОТЕКИ В. Г. Дружинина». Известно, что он ставил штампы редко и не на все экземпляры. Таким образом, можно заключить, что ранее неизвестная коллекция, обнаруженная в Научной библиотеке РАХ, безусловно, относится к личным материалам из его библиотеки, которая оказалась разрозненной в 1920-х гг. Фотодокументы позволяют в большей степени ознакомиться с частной жизнью ученого, жизнью его семьи и ближайших соратников по университету.
Литература
1. Козлова М. Ю, Мамаева Н. Ю, Подгорная Н. И., Волгушкина Н. С., Цитович В. М. Оценка сохранности фотодокументов, выявленных в фондах научной библиотеки Российской академии художеств // «Фотография. Изображение. Документ»: материалы VI Всероссийской конференции «Экспертиза и фотография». 2016. № 7 (7). С. 68-74.
Ил. 4. В. Г. Дружинин. Групповой портрет на фоне природы (в центре сидят: М. Г. Дружинин, О. Г. Дружинина, П. М. Карпинский). Кыштым. [1890-е]. Коллодионный отпечаток, картон. 22,6 * 28; 34 * 47,8. Ф № 3908. © Научная библиотека РАХ
2. Памяти Василия Григорьевича Дружинина (1869-1936): материалы научных чтений 10 августа 2010 г. / отв. ред. И. М. Беляева. СПб.: БАН, 2010. 184 с.
3. Смирнова Т. Г. О творчестве и жизни В. Г. Дружинина (к биографии ученого) // Деятели русской науки XIX-XX веков. СПб., 2008. Вып. 4. С. 476. URL: https://ru.djvu.online/ file/kqaJEngAQspw2 (дата обращения: 02.11.2021).
4. Попов А.П. Российские фотографы (1839-1930). Словарь-справочник: в з т. Коломна: Музей органической культуры. 2013. Т. 1 (А-М). 816 с.
5. Попова-Яцкевич Е. Г. Василий Григорьевич Дружинин, его предки и родственное окружение // Памяти Василия Григорьевича Дружинина (1869-1936)... С. 121-135.
6. Гайдуков П. Г. Воспоминания В. Г. Дружинина как источник по истории Императорской Археологической комиссии // Российская археология. 2010. № 4. С. 136-142. URL: http:// www.russianchange.narod.ru/lib/druzhinin.html (дата обращения 02.11.2021).
7. Длужневская Г. В. Историко-археологическое наследие азиатской России в фотодокументах второй половины XIX — первой половины XX в. (по фондам Научного архива Института истории материальной культуры Российской академии наук): автореф. дис. . д-ра ист. наук. СПб., 2008. 47 с.
8. Уральская железная промышленность в 1899 г., по отчетам о поездке, совершенной с высочайшего соизволения: С. Вуколовым, К. Егоровым, П. Земятченским и Д. Менделеевым, по поручению г-на министра финансов, статс-секретаря С. Ю. Витте / ред. Д. Менделеев. СПб.: Министерство финансов по департаменту торговли и мануфактур, 1900. 866 с. URL: http://elib.uraic.ru/ handle/123456789/39982 (дата обращения: 01.12.2021).
9. КИРМ. КП-2742. Ф-446. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/ collections?id=11488906 (дата обращения: 29.03.2023).
10. ОР РНБ. Ф. 585. Оп. 1. №. 5282. Л. 5-8.
11. Там же. Оп. 2. № 10. Л. 1.
12. КИРМ. КП-349. Ф-43. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/ collections?id=8520951 (дата обращения: 29.03.2023).
13. Императорское Археологическое общество (18591917): У истоков отечественной археологии и охраны культурного наследия приложение: К 150-летию со дня основания / Российская акад. наук, Ин-т истории материальной культуры; науч. ред.-сост. А. Е. Мусин; под общ. ред. Е. Н. Носова. СПб.: Дмитрий Буланин, 2009. 1192 с.
14. Прошлое Урала в фотографиях. Каталог фотоархива Института истории материальной культуры РАН / Ин-т истории мат. культуры РАН; УрГУ и др.; отв. ред. Б. Б. Овчинникова; сост. Г. В. Длужневская и др. Екатеринбург: Виролл ЛТД, 1993. 197 с.
15. ФО НА ИИМК РАН, отп. Q 400-18.
16. Альбом фотографий «Самаро-Златоустовская железная дорога 1888-1890». URL: http://andcvet.narod.ru/DR/19/sam. html (дата обращения: 29.11.2022).
17. Самаро-Златоустовская железная дорога 18851890. Фотоальбом. URL: https://www.rusbibliophile.ru/ Book/Samaro-Zlatoustovskaya_zheleznaya (дата обращения: 29.03.2023).
18. Сокровищница России: Очерк Южного Урала // Нива: иллюстрированный журнал литературы, политики и современной жизни, 1903. № 3. С. 48-53.
ig. Тарасов И. Т. Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка 1887 г., в Екатеринбурге. СПб.: тип. «Сев. Телегр. агентства», 1888. URL: https://rusneb. ru/catalog/000199_000009_003622999 (дата обращения: 19.05.2022).
20. Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки. [Екатеринбург], 1887. 361 с.
21. Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка 1887 г. в г. Екатеринбурге: [приложение к «Екатеринбургской неделе», 1887 г., Неделя № 31]. URL: http://elib.uraic.ru/handle/123456789/16372 (дата обращения: 23.05.22).