УДК 77.03+772.131.1
А. В. Голубева
«Альбом видов города Тобольска» фотографа Иосифа Савельевича Шустера из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга: экспертное исследование
Собрание Государственного музея истории Санкт-Петербурга насчитывает свыше одного миллиона художественных, бытовых и технических предметов, иллюстрирующих различные аспекты истории не только Санкт-Петербурга, но и других российских и зарубежных городов. Значительную часть этого собрания — больше 230 тысяч единиц хранения — составляют фотографии: фотохимические и фотомеханические отпечатки, негативы и диапозитивы, созданные в период с 1840-х гг. по настоящее время.
Фотографическая коллекция Государственного музея истории Санкт-Петербурга начала формироваться в 19071908 гг., когда с одной стороны при Петербургском обществе архитекторов-художников на базе комиссии по изучению и описанию старого Петербурга был создан Музей старого Петербурга, а с другой стороны, годом позже, при статистическом отделении Петербургской городской управы начал формироваться Петербургский городской музей. В задачи первого музея входило изучение, фотографирование, описание и охрана архитектурных и художественных памятников Петербурга. Основатели второго музея ставили перед собой цель собирать предметы, иллюстрирующие не только историю Петербурга, но и современную общественную и хозяйственную жизнь города, применяя опыт городских музеев Парижа, Вены, Брюсселя и Берлина. После Октябрьской революции 1917 г. оба музея оказались не у дел. Но спустя год, в октябре — декабре 1918 г., на базе их коллекций в Аничковом дворце был создан новый музей — Музей города, впоследствии ставший
Государственным музеем истории Санкт-Петербурга. Его концепция заключалась в изучении и популяризации истории мировой урбанистики и городской культуры без территориальных и временных границ. Созданный в послереволюционном Петрограде Музей города аккумулировал в своих коллекциях «все, касающееся как жизни и истории развития данного родного города, так и аналогичные экспонаты других городов... которые служили бы для сравнительного изучения» [1, л. 26]. Поэтому в музей поступали материалы, в том числе и фотографии, связанные с историей многих городов России и мира.
Среди почти 25 тысяч фотографий с видами российских городов в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга более 100 лет хранится «Альбом видов города Тобольска», снятых фотографом Шустером.
Альбом имеет размеры 26,2 х 36,4 х 3,5 см и представляет собой блок из 24 паспарту, с мраморным обрезом и с прямоугольной рамкой золотистого цвета с виньетками по углам, скрепленных двумя переплетными винтами из латуни с переплетом из толстого картона, оклеенного коричневым коленкором. На внешней стороне верхней крышки переплета золотым тиснением выполнены надписи: «АЛЬБОМЪ / видовъ / г. Тобольска» (в правой части) и «Фотогр. Шустеръ» (внизу слева), декоративные элементы под названием альбома и в правом нижнем углу и три изображения птиц, а также вытеснены черной краской архитектурный пейзаж в круглой рамке на фоне цветов в украшенном орнаментальными линиями левом верхнем углу и диагональная орнаментальная полоса
Ил. 1. И. С. Шустер. [Россия. Тобольск.] Присутственные места, собор, [архиерейский дом, Богоявленская церковь] и часть подгорной Базарной площади. 1891-1896 Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком © Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Ил. 2. И. С. Шустер. [Россия. Тобольск Большая Пятницкая улица.] 1891-1896 Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком © Государственный музей истории Санкт-Петербурга
в правом нижнем углу. На нижней крышке — бесцветная тисненая рамка с виньетками в углах. Форзац и нахзац альбома выполнены из бумаги с растительным орнаментом в светло-коричневых тонах. При этом правая часть форзаца была утрачена еще до поступления альбома в музей, о чем свидетельствует след чернильного штампа с левой части форзаца на первом паспарту. Левая часть нахзаца также пострадала за долгую историю бытования предмета: она оторвана и вложена в альбом.
Все маркеры музейной истории альбома сосредоточены на левой стороне форзаца. И самым первым и важным является чернильный штамп темно-розового цвета, представляющий собой две перекрещенные по диагонали линии, между которыми помещены следующие надписи: «КНП» вверху, «МУ» слева, «ЗЕЙ» справа и «ГОРОДА» внизу. То есть «КНП МУЗЕЙ ГОРОДА». Сочетание букв «КНП» являлось аббревиатурой Комиссариата народного просвещения, или, что более привычно, Народного комиссариата
просвещения (Наркомпроса), в ведении которого музей находился с момента своего основания 4 октября 1918 г. и до 1 июля, а фактически — до сентября 1920 г., когда Музей города был передан по акту Совету коммунального хозяйства (Совкомхозу).
В связи с этим можно утверждать, что «Альбом видов города Тобольска», снятых фотографом Шустером, поступил в Музей города в 1918-1920 гг. К сожалению, выяснить более точную дату, как и источник поступления предметов, промаркированных чернильным штампом «КНП МУЗЕЙ ГОРОДА», невозможно, поскольку самая ранняя из дошедших до нас книг регистрации поступлений предметов в музей была начата лишь 1 января 1921 г., когда Музей города уже находился в ведении Совкомхоза.
Поступивший альбом был определен в архитектурно-строительный отдел, который в первые годы работы Музея города лично возглавлял его первый директор Лев Александрович Ильин (1879-1942). Этот отдел освещал «ход
Ил. 3. И. С. Шустер. [Россия. Тобольск.] Вид подгорной [и нагорной] части с Панина бугра. 1891-1896. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком © Государственный музей истории Санкт-Петербурга
развития концепции материального оформления города, выражающегося в его плане и внешнем облике, в разных странах и условиях культуры, а также те пути, по которым направляется градостроительство современности» [2, с. 61].
Не исключено, что в 1920-е гг. альбом находился в экспозиции Музея города в одном из залов Аничкова дворца, посвященных архитектуре городов мира.
После начала Великой Отечественной войны 19411945 гг. собрание Музея города, называвшегося уже Музеем истории и развития Ленинграда, было экстренно подготовлено к эвакуации в Сарапул, ставший убежищем для коллекций многих отечественных музеев на время войны. Первая отправка музейных ценностей в Сарапул состоялась 5 июля 1941 г., следующая — спустя полтора месяца, 20 августа 1941 г. Именно в эвакуацию второй очереди и попал альбом фотографа Шустера в ящике № 436/36 среди других альбомов сектора архитектуры и планировки Музея истории и развития Ленинграда. Об этом свидетельствует акт № 36 передачи музейных предметов на временное хранение от 20 августа 1941 г. и опись ящика № 436/36 в приемо-сдаточных документах по эвакуации музейных материалов (дело № II, эвакуация II очереди).
После окончания войны эвакуированные предметы вернулись к сентябрю 1945 г. в музей, и началась тотальная сверка, которая была завершена в 1948 г. О прохождении альбомом Шустера послевоенной сверки свидетельствует чернильный штамп «ПРОВЕРЕНО» в левом нижнем углу левой части форзаца.
В ходе проверки материалов музея, вернувшихся из эвакуации, все предметы, не связанные непосредственно с историей Петербурга — Петрограда — Ленинграда, были объединены в фонд отдела градостроительства и оставались невостребованными вплоть до конца 1970-х гг., поскольку после Великой Отечественной войны музей истории мирового градостроительства сменил свой профиль на музей истории одного конкретного города — Петербурга — Петрограда — Ленинграда. Среди подвергнутых забвению предметов оказался и «Альбом видов города Тобольска», снятых фотографом Шустером.
Новый виток истории начался в 1990 г., когда альбом в числе сорока с лишним тысяч фотохимических и фотомеханических отпечатков из отдела градостроительства был перемещен в новый фонд музея — фонд фотографий городов мира.
Вплоть до настоящего времени альбом оставался до конца не исследован.
В альбоме 24 фотографии размером приблизительно 17 см в высоту и 23 см в ширину. Все фотографии выполнены в единой технике и наклеены по одной на лицевую сторону паспарту в центре печатной прямоугольной рамки золотистого цвета с виньетками по углам.
Изучение фотографий при 40-кратном увеличении позволило установить, что все фотографии напечатаны на альбуминовой бумаге, поскольку бумажные волокна видны под фотоэмульсионным слоем.
Этот фотографический процесс был открыт в 1850 г. во Франции и, как и предыдущие процессы, сразу получил широкое распространение. Фотографии на альбуминовой бумаге были стабильнее, меньше выцветали, были резче и передавали больше полутонов, чем предшествовавшие им отпечатки на соленой бумаге.
Техника альбуминовой печати оставалась популярной до начала XX в.
Готовые альбуминовые отпечатки наклеивали на паспарту. Для альбуминовых отпечатков это почти обязательное условие: ведь бумага для них использовалась настолько тонкая, что без подложки она сворачивалась в трубочку.
Напечатанные на альбуминовой бумаге фотографии из альбома Шустера были вирированы золотом, поскольку имеют оттенок, близкий к фиолетово-коричневому. Однако более тщательное изучение этих фотографий с помощью микроскопа показало, что фотоэмульсию от поверхности отделяет дополнительный слой — прозрачный слой натурального лака. Чаще всего фотографы использовали в качестве финального покрытия желатиновый лак. Он виден невооруженным глазом, поскольку ложится плотным слоем поверх альбуминовой фотоэмульсии и придает поверхности отпечатка ни с чем не сравнимый глянец, а со временем может начать отслаиваться в виде тонкой пленки, что в некоторых случаях помогает его идентифицировать.
Ил. 4. И. С. Шустер. [Россия. Тобольск.] Общий вид нагорной части. 1890-е Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком © Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Ил. 5. И. С. Шустер. [Россия. Тобольск.] Общий вид подгорной части. 18911896. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком © Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Коллодионное покрытие, если оно нанесено тонким слоем, как это было сделано фотографом Шустером, на альбуминовых отпечатках практически незаметно. Оно делает альбуминовые отпечатки немного более похожими на коллодионные. Несмотря на то что широкое распространение коллодионных бумаг приходилось как раз на 1890-е гг., еще задолго до этого в лаборатории большинства фотографов коллодион был в наличии — для изготовления мокроколлодионных негативов. То есть всегда имелся под рукой. Толстый слой коллодиона на отпечатке также придавал фотографии глянцевитость. А вот тонкий слой почти невозможно различить. Разве что под микроскопом он делает менее явными бумажные волокна и трещины фотоэмульсии. И иногда при изучении фотографии под разными углами падения света можно заметить характерную для коллодиона радужную поверхность.
Утверждается, что ряд авторов XIX в. настоятельно рекомендовали покрывать альбуминовые отпечатки коллодионным лаком, чтобы уберечь их от загрязнений, содержащихся во влажном воздухе, и от случайных механических повреждений [3, с. 31-32].
Таким образом, точное определение техники печати фотографий из исследуемого альбома позволило сузить время изготовления отпечатков до конца XIX — самого начала XX в.
Фотографии в альбоме Шустера из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб) не имеют подписей. Поэтому изначально об этом альбоме было известно только то, что помещенные в него виды дореволюционного Тобольска снял фотограф Шустер.
В конце XIX в. в Тобольске было два фотографа с такой фамилией — Монс Шевелевич и Йосель Шевелевич (или Иосиф Савельевич), сыновья Шевеля Маласовича Шустера, тобольского парикмахера [4]. Монс, старший из братьев Шустеров, открыл фотоателье в Тобольске не позднее 1891 г. Однако вскоре, в 1892 г., ради уникальных фотографий и освоения новых пространств вдали от конкурентов, он отправился в Восточную Сибирь и оставил фотоателье младшему брату Йоселю (Иосифу) [4].
Йосель Шевелевич (Иосиф Савельевич) Шустер родился в 1867 г. и получил только начальное образование. Вслед за старшим братом увлекся фотографией.
Однако в 1892 г. никак не мог принять от Монса фотоателье, поскольку, по утверждению Игоря Евгеньевича Варкина (краеведа, исследователя творчества этого фотографа, председателя совета региональной еврейской национальной культурной автономии «Адар», раввина тюменской синагоги), в то время служил в Тобольском резервном батальоне. Чтобы спасти тобольское фотоателье Шустеров от исчезновения, свидетельство на открытие фотографического салона в 1892 г. получила новоиспеченная супруга Иосифа Савельевича — Асна Пейсаховна Шустер, урожденная Левина [4]. Так появилось заведение «Художественная фотография А. Шустер».
В 1895 г. тюремные власти Тобольска пригласили Шустера фотографировать заключенных Тобольского тюремного замка для формирования личных дел. Что он и делал с 1895 по 1903 г. на добровольных началах [4].
В 1899 г. Шустер приготовил для поднесения государю-императору Николаю II альбом фотографий «Types et vues de la ville de Tobolsk» («Типы и виды города Тобольска»), о чем сообщалось в заметке «Городская хроника», опубликованной в газете «Сибирский листок» за 7 ноября 1899 г. [5, с. 2]. Исходя из того, что в это время в Тобольске работал фотографом только один из Шустеров — Иосиф Савельевич, речь шла именно о нем.
20 января 1902 г. также в «Сибирском листке» сообщалось, что «...на днях только что окончены фотографические снимки г. Шустером всех мастерских тобольских тюрем, с находящимися в них изделиями для всероссийской кустарно-промышленной выставки в г. Петербурге, имеющей открыться 1 марта н. г.» [6, с. 2].
Конечно, Иосиф Савельевич снимал в Тобольске не только городские виды и заключенных Тобольского тюремного замка. В его фотоателье приходили горожане ради художественных портретов, как рассказывает И. Е. Варкин в историко-документальном фильме «Лестница Шустера» (2019, реж. В. Дровален, по сценарию И. Варкина).
В 1906 г. Шустеры переехали из Тобольска в стремительно развивавшуюся Тюмень. И на этом тобольский период творчества Иосифа Савельевича завершился.
В Тюмени в 1907 г. Шустер сфотографировал один из этапов первого мирового автомобильного пробега Пекин — Париж, открыл несколько кинотеатров, первым
Ил. 6. И. С. Шустер. [Россия. Тобольск Большая Никольская улица.] 18911896. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком © Государственный музей истории Санкт-Петербурга
начал снимать кинохронику и незадолго до смерти, в 1927 г., создал альбом к 10-летию советской власти в этом городе [4].
Основная часть «Альбома видов г. Тобольска» фотографа Шустера — это 17 фотографий с видами города и его окрестностей. Завершают альбом 2 снимка с жанровыми портретами местных жителей и 5 фотографий с заключенными Тобольского тюремного замка. Это позволяет сопоставить альбом из собрания ГМИ СПб с указанными в газете «Сибирский листок» за 1899 и 1902 гг. фотографическими работами Иосифа Савельевича.
На первой фотографии1 из «Альбома видов г. Тобольска» фотографа Шустера в собрании ГМИ СПб запечатлен белокаменный православный пятиглавый храм кубической формы с двумя ярусами окон, декорированных наличниками, с фасадами из простенков-прясел, разграниченных лопатками, с куполами сложной формы, с перехватами и подкрестными фонариками. Это
Софийско-Успенский кафедральный собор, древнейший храм в Сибири и первое каменное здание в Тобольске, построенное в 1683-1686 гг. на месте предшествовавших ему деревянных храмов [7]. Собор снят с северо-запада: со стороны западного фасада с крытой теплой папертью и северного фасада с пристроенным к нему в начале 1750-х гг. приделом во имя Иоанна Златоуста. Иосиф Савельевич выбрал для съемки собора общий план. Однако основание собора и кресты на главках упираются в границы кадра, что нередко встречается в архитектурных фотографиях XIX в. Это могло быть обусловлено ограниченным выбором и фотографической оптики, и подходящих мест съемки.
В ранее упоминавшейся заметке «Городская хроника», опубликованной в газете «Сибирский листок» за 7 ноября 1899 г., среди перечисленных видов, вошедших в альбом Шустера для поднесения Николаю II, указан кафедральный собор [5, с. 2]. Это позволяет установить 1899 г. как
Ил. 7. И. С. Шустер. [Россия. Тобольск Здание Тобольского городского банка, украшенное по случаю коронации Николая II и Александры Федоровны.] 1896. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком © Государственный музей истории Санкт-Петербурга
нижнюю границу датировки фотографии. Верхняя граница менее точна. Но в соответствии с биографией фотографа и техникой, в которой исполнены все работы в альбоме Шустера, целесообразно было бы ограничить время создания первой фотографии 1890-ми гг. Эта датировка — 1890-е гг. — может быть применима ко всем фотографиям альбома, которые удалось сопоставить с перечисленными в «Сибирском листке» 1899 г. видами Тобольска.
На второй фотографии2 мы видим общий вид памятника Ермаку Тимофеевичу (1532-1585), казачьему атаману, покорителю Сибири. Памятник выполнен по проекту Александра Павловича Брюллова (1798-1877) из мрамора, в форме обелиска на высоком прямоугольном постаменте, установленном на квадратном в плане гранитном подножии. Шустер сфотографировал его с обращенной на запад, к России, лицевой стороны, на которой расположена надпись в три строки: «ПОКОРИТЕЛЮ СИБИРИ, ЕРМАКУ». Памятник был установлен в 1839 г. на мысе Чукман, возвышающемся над речкой Курдюмкой, рядом с Тобольским кремлем (хотя первоначально его место планировалось напротив мыса Чукман — на Панином бугре, откуда он был бы виден со всех частей города) [8, с. 14]. Этот вид в «Сибирском листке» 1899 г. упоминается как «памятник Ермаку». В качестве точки съемки фотограф выбрал фронтальный нижний ракурс, добавляющий величественности мраморному обелиску, рассекающему переэкспонированное и потому абсолютно белое небо без единого облака.
На третьей фотографии3 изображен общий вид одноэтажного здания Тобольского губернского музея, с треугольными фронтонами, полуциркульными окнами, крыльцом в центре главного и бокового фасадов и расположенными в верхней части угловых ризалитов главного фасада надписями: «1587» (год основания Тобольска) слева и «1887» (год закладки фундамента нового здания музея, основанного в 1870 г.) справа [9]. Несмотря на то что фронтальный вид главного фасада представил бы здание более выгодно, фотограф, как уже ранее в кадре с собором, избрал ракурс в три четверти — так, чтобы максимально подробно показать объект съемки в контексте окружающего пространства, с учетом главного и бокового фасадов.
Эта фотография в «Сибирском листке» 1899 г. подписана как «Музей». Также она опубликована в труде под редакцией Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907) «Уральская железная промышленность в 1899 году» [10, с. 432]. В 1899 г. Менделеев возглавил Уральскую экспедицию по изучению металлургической, горнодобывающей и лесной промышленности и прогнозированию развития края, маршрут которой проходил через его родной город Тобольск. Музей в Тобольске Дмитрий Иванович описывал как «прекрасно устроенный, содержащий чрезвычайно поучительное собрание местных — до севера включительно — вещей и предметов торга и промышленности» [10, с. 432].
На фотографии с изображением музея впервые в альбоме появляется бело-желто-черный флаг императорского дома Романовых. В качестве официального государственного флага он перестал использоваться в 1883 г., уступив место бело-сине-красному флагу, и поднимался лишь по случаю торжеств. В 1890-е гг. было только два масштабных всероссийских торжества, на которых в Тобольске — столице Сибири — могли быть подняты династические флаги Романовых. Первое из них приходилось на 1891 г., когда, возвращаясь из Восточного путешествия в Петербург, цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II, посетил город Тобольск (см. подробнее: [11, с. 1-26; 12, с. 1-22]). Правда, как уже сказано выше,
по мнению И. Е. Варкина, в это время И. С. Шустер служил в Тобольском резервном батальоне и никак не мог фотографировать Тобольск, украшенный по случаю проезда цесаревича Николая Александровича по Тобольской губернии. Однако полностью исключать такую возможность не стоит.
Следующим поводом для украшения города династическими флагами Романовых стала коронация императора Николая II и императрицы Александры Федоровны в 1896 г. В честь этого события бело-желто-черными флагами были украшены все города Российской империи, в том числе и Тобольск.
Таким образом, для фотографий с изображением династических флагов Романовых можно сузить датировку до 1891-1896 гг. И первой из таких фотографий стал вид губернского музея в Тобольске.
На четвертой фотографии4 (см. ил. 1) изображена подгорная Базарная площадь с открытыми конными повозками, украшенная бело-желто-черными флагами. На заднем плане между торговыми зданиями — Богоявленская церковь, известная также как Богородицкая или храм в честь Богоявления Господня в городе Тобольске [13]. Это неоднократно перестраивавшаяся из-за пожаров двухэтажная каменная церковь в форме перекрытого огромной приплюснутой луковицей восьмерика на четверике, с шатровой колокольней. Здание церкви закрывает от зрителя расположенный на склоне Троицкого мыса Прямской, или Софийский, взвоз, ведущий снизу от Базарной площади к кремлю в нагорной части города. Над Прямским взвозом на Троицком мысу — колокольня и Софийско-Успенский собор Тобольского кремля. Справа за деревьями в нагорной части города виден архиерейский дом. А слева расположены украшенные династическими флагами Романовых трехэтажное здание присутственных мест с гербом в тимпане треугольного фронтона (бывший дворец наместника) и, справа от него, здание губернской судебной управы, украшенное в торце монограммой в виде буквы «А», расположенной внутри буквы «Н». Такая монограмма могла бы сузить время создания фотографии до конкретного года — 1891-го или 1896-го. Но, к сожалению, эта монограмма именно в таком виде использовалась для украшения городов, торжественных подношений, памятных жетонов и многого другого и в 1891 г., обозначая инициалы цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II, и в 1896 г., обозначая первые буквы имен коронованной четы Николая II и Александры Федоровны. Поэтому для данной фотографии также целесообразно определить датировку с 1891 по 1896 г. В «Сибирском листке» 1899 г. есть упоминание о похожей фотографии, однако точка съемки, видимо, была иной, поскольку в тот кадр вошли не только кафедральный собор и присутственные места, но и тюремный замок, о котором на фотографии в альбоме из собрания ГМИ СПб можно лишь догадываться. Еще одна похожая фотография Шустера была обнаружена на сайте аукционного дома «Империя», подписанная, предположительно, рукой автора: «Часть г. Тобольска — Присутственные места, собор. и часть подгорной базарной площади» [14]. Ввиду отсутствия художественного образования Шустер сделал этот кадр небрежно, поскольку в композиции нет смыслового центра, за который можно было бы принять открытую конную повозку с возницей, если бы она была крупнее и ближе к зрителю. Также эта фотография не дает полного представления о Базарной площади, присутствующей в кадре лишь частично. Однако позволяет
понять расположение площади и Богоявленской церкви относительно зданий нагорной части города, что говорит больше о топографическом, чем о художественном значении этой работы Шустера.
На пятой фотографии5 (см. ил. 2) запечатлена перспектива вымощенной досками Большой Пятницкой улицы, поименованной по названию Пятницкой церкви (во имя Параскевы Пятницы), известной также как Сретенская церковь (во имя Сретения Господня). На фотографии церковь расположена вдалеке справа. Отличительной особенностью архитектурного оформления этой церкви были треугольные пофронтонные завершения основного четверика и поперечно ориентированный притвор, над которым возвышалась увенчанная шпилем колокольня [15]. Однако ни церковь, ни строения по сторонам улицы не были в центре внимания фотографа. Задачей Шустера в этом кадре являлась демонстрация мощения одной из центральных улиц Тобольска в преддверии торжества, имеющего прямое отношение к императорскому дому Романовых, — значительную часть кадра занимает перспектива мостовой с не до конца уложенными досками. Поскольку на этой фотографии присутствуют династические флаги Романовых, ее изготовление также можно отнести к периоду с 1891 по 1896 г.
На шестом снимке6 (см. ил. 3) показан вид Верхнего и Нижнего посадов. Если сопоставить данное изображение с перечнем видов в «Сибирском листке» 1899 г. и остальными фотографиями в альбоме Шустера, то можно предположить, что авторское название данного вида звучит как «Вид подгорной части с Панина бугра». Он, действительно, снят с Панина бугра. И в пару к нему есть также «Вид нагорной части с Панина бугра», под которым идентифицируется девятая фотография7 альбома с изображением памятника Ермаку на мысе Чукман и фрагмента Никольской церкви на Троицком мысу. Однако на шестой фотографии подгорная часть не является центром кадра, и для современного зрителя наличие в кадре здания присутственных мест и губернской судебной управы в кремле на Троицком мысу, украшенных точно так же, как на четвертой фотографии, может вызвать сомнение в верности названия. Тем не менее для фотографий XIX в. подобное смещение акцентов и появление дополнительных объектов, перетягивающих на себя внимание зрителя, было частым явлением. Датировка для шестой и девятой фотографий определена как 1891-1896 гг., в соответствии с наличием в обоих кадрах флагов императорского дома Романовых.
На седьмой фотографии8 открывается перспектива Никольского взвоза от моста через реку Курдюмку до подъема на Троицкий мыс. Свое название этот взвоз получил от Никольской церкви, построенной, как и Богоявленская церковь в Нижнем посаде, в форме перекрытого огромной приплюснутой луковицей восьмерика на четверике. Церковь во имя святителя Николая Чудотворца «стояла сразу за стенами Софийского двора, на горе, у Никольского взвоза и замыкала своим объемом Троицкий мыс» [16]. На фотографии она расположена слева на заднем плане. Справа от Никольского взвоза — мыс Чукман с беседкой в саду Ермака. Этот вид Тобольска перечислен в «Сибирском листке» 1899 г. Поскольку Никольский взвоз украшен флагами, можно предположить, что время создания этой фотографии также относится к 1891-1896 гг. Данный кадр снят Шустером в жанре документальной фотографии и должен был продемонстрировать оживление горожан по случаю торжества: на всем протяжении Никольского взвоза — люди и конные повозки в процессе
движения. Иосиф Савельевич мог бы использовать менее светочувствительные материалы, чтобы при длительном экспонировании кадра движущиеся фигуры растворились и не отвлекали от городского пейзажа. Однако именно горожане на этой фотографии оказались в центре внимания фотографа.
На восьмой фотографии9 (см. ил. 4) — вид с реки Иртыш на пристань, подгорная Базарная площадь и нагорная часть города. Подгорная часть едва различима. Дело в том, что фотоматериалы XIX в. обладали недостаточным диапазоном яркости, и фотограф не мог в одном кадре одинаково показать хорошо освещенную верхнюю и оказавшуюся в тени нижнюю части города. В этом кадре он сделал выбор в пользу Тобольского кремля на Троицком мысу, а потому пристань и Базарная площадь были недо-экспонированы и оказались слишком темными.
В пару к этому снимку в альбоме есть десятая фотография10 (см. ил. 5) с тем же видом, но здесь Шустер экспонировал негатив по подгорной части, находившейся в момент съемки в тени, и потому в кадре она хорошо различима, а нагорная часть с кремлем оказалась пересвечена и почти слилась с небом. На заднем плане справа видна церковь Захарии и Елизаветы.
Среди перечисленных в «Сибирском листке» 1899 г. видов есть два названия, подходящие под эти кадры. Это «общий вид нагорной части» и «общий вид подгорной части». На фотографии с видом нагорной части нет флагов или каких-либо иных украшений города, но поскольку в 1899 г. о ней упоминается в газетной заметке, то датировать ее можно 1890-ми гг. Вид подгорной части снят во время молебна на Иртыше — в левой части кадра возле Базарной площади у пристани Ширкова виден павильон на бревенчатом дебаркадере. Он украшен полукруглыми деревянными плашками с живописью на библейские темы и декором из молодых деревьев. Справа от павильона — икона большого размера. Наиболее вероятными поводами для молебна могли быть визит цесаревича Николая Александровича или священное коронование императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Следовательно, время создания этой фотографии можно отнести к тем же 1891-1896 гг. На одиннадцатой фотографии11 (см. ил. 6) — перспектива украшенной флагами Большой Никольской улицы. В XVIII в. она носила название Воскресенской, а также Большой Ильинской, по названию одного из приделов (во имя пророка Илии) расположенной на ней Богородицерождественской (Ильинской) церкви (на фотографии — слева). Но в середине XIX в. улица была переименована и получила название по другому приделу этой церкви — во имя Николая Чудотворца [17, с. 100-101]. Справа в кадре — пожарная каланча и епархиальное управление. Несмотря на то что эта фотография снята абсолютно так же, с того же ракурса и с тем же фокусным расстоянием, как и пятая фотография в альбоме с изображением перспективы Большой Пятницкой улицы, архитектурные объекты здесь оказались более грамотно вписаны фотографом в общую композицию — каждый из них отчетливо виден в кадре и не перекрывает соседние строения. Время создания одиннадцатой фотографии датируется также 1891-1896 гг.
На двенадцатой фотографии12 (см. ил. 7) запечатлены жители Тобольска возле украшенного двухэтажного здания Тобольского городского банка, которое располагалось на Базарной площади вблизи моста через реку Курдюмку и начала Богоявленской (Богородской) улицы. В праздничном декоре здания присутствуют парный портрет Николая II и Александры Федоровны в форме сердца
Ил. 8. И. С. Шустер. [Россия. Тобольск Туляцкая улица.] 1892-1899 Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком © Государственный музей истории Санкт-Петербурга
и монограммы из первых букв имен императорской четы, а также надпись «Боже, царя храни». Эти детали позволяют датировать фотографию 1896 г., когда проходило священное коронование императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Данный кадр сделан Шустером в стилистике архитектурной фотографии — общий план позволил запечатлеть здание Тобольского городского банка целиком, а ракурс в три четверти показал одновременно и главный и боковой фасады. Горожане, сыгравшие в кадре, безусловно, важную роль — как чествовавшие императорскую чету, тем не менее заняли наименьшую площадь кадра. Это объясняется тем, что в 1896 г. Иосиф Савельевич, очевидно, еще не успел освоить навыки репортажной фотосъемки, появившейся в России в 1880-х гг., — навыки, которые он позднее, в 1907 г., продемонстрировал на съемке одного из этапов первого мирового автомобильного пробега Пекин — Париж.
Тринадцатая фотография13 (см. ил. 8) представляет перспективу вымощенной досками Туляцкой улицы от моста через речку Малую Архангельскую в сторону мыса Чукман с памятником Ермаку. Атрибутировать эту фотографию помогло новое трехэтажное здание Тобольской мужской гимназии с центральным ризалитом и портиком с треугольным фронтоном, построенное в 1892-1893 гг. на Богоявленской улице, расположенной слева от Туляцкой. Данную фотографию можно датировать 1892-1899 гг. Для этого кадра Иосиф Савельевич выбрал не традиционное для конца XIX в. художественное решение с прямой перспективой улицы в центре кадра, как это было сделано на фотографиях с изображением Большой Пятницкой и Большой Никольской улиц и Никольского взвоза. Разместив камеру в центре моста и повернув ее немного влево, а также используя оптику с относительно широким фокусным расстоянием, фотограф изогнул перспективу дощатой мостовой на переднем плане и увел прямую перспективу Туляцкой улицы в крайнюю правую часть кадра. Чтобы уравновесить композицию и вернуть взгляд зрителя по диагонали влево, почти к началу кадра, Шустер добавил симметричные акценты по сторонам на заднем плане в виде колоколен немецкой кирхи и Софийско-Успенского собора.
На четырнадцатой фотографии14 (см. ил. д) изображена колокольня и часть двухэтажного корпуса Знаменского монастыря, в котором располагалась духовная семинария. Семинария была перемещена из архиерейского дома, в котором находилась с момента основания, в Знаменский монастырь в 1770 г. Этот вид, перечисленный в «Сибирском листке» 1899 г., И. С. Шустер снял с Абрамовского моста в период весеннего разлива реки Абрамовки, что позволило ему сделать живописный кадр с подступающей к монастырским стенам водной гладью.
На пятнадцатой фотографии15 — упомянутый в «Сибирском листке» 1899 г. Подчувашинский мыс в изгибе реки Иртыш вблизи Тобольска. Этот мыс известен также как Чувашский, Чуваший, Подчуваший мыс или Потчеваш. Здесь находился татарский городок Чуваш-Тура, при котором в 1582 г. произошла решающая битва войск Ермака и хана Кучума, окончившаяся падением Сибирского ханства и расширением границ Российской империи. Поскольку фотография в 1899 г. уже была известна, датировать ее можно 1890-ми гг. Композиция кадра имеет диагональную симметрию, благодаря которой уходящая с переднего плана в левый верхний угол темная масса берега реки Иртыш и Подчувашинского мыса уравновешена переэкспонированным белым небом и его отражением в воде справа. Для оживления этого довольно угрюмого кадра Шустер в духе жанровой фотографии разместил на среднем плане сидящих на берегу реки людей.
На шестнадцатой фотографии16 изображена также упомянутая в «Сибирском листке» 1899 г. паромная пристань на реке Иртыш в Подчувашинском предместье, с сидящим на бревенчатом пирсе мужчиной, группой рабочих, перемещающих бревна, и одноэтажными деревянными домами на берегу. Причем в попытке сравнять по яркости поверхность воды и берег с людьми и деревянными постройками Иосиф Савельевич немного недоэкспонировал кадр, из-за чего фигуры людей получились темными и недостаточно хорошо различимыми.
На семнадцатой фотографии17 — снятый с Троицкого мыса вид Нижнего посада с пристанями, деревянными постройками на Базарной площади в прибрежной части города, фрагментом реки Иртыш и впадающей в нее реки Курдюмки. Похожая фотография И. С. Шустера,
Ил. 9. И. С. Шустер. [Россия. Тобольск.] Духовная семинария. 1890-е Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком © Государственный музей истории Санкт-Петербурга
предположительно подписанная автором, была размещена на сайте аукционного дома «Литфонд» в 2018 г. [18]. Для этого кадра Шустер избрал ракурс, позволивший запечатлеть Нижний посад в форме треугольника, двум сторонам которого вторят диагонали рек и противоположных берегов. Выбранное композиционное решение сделало кадр графичным и геометричным, что отличает его от многих современных ему панорамных видов.
На восемнадцатой фотографии18 мы видим группу местных жителей в теплой одежде возле дымящегося костра. На заднем плане можно различить носовую часть корабля с мачтами, украшенными флагами, и людей, поднимающихся по трапу на борт. Из чего можно сделать вывод, что эта фотография была снята на берегу Иртыша возле пассажирской пристани. Несмотря на то что сопоставить этот вид со списком, опубликованным в «Сибирском листке» 1899 г., оказалось невозможным, фотография, скорее всего, была сделана в 1890-е гг., поскольку по своим визуальным характеристикам она ближе к предыдущим фотографиям в альбоме, чем к тем, что были сделаны в 1899-1901 гг. Однако этот кадр уже значительно более репортажный, чем двенадцатая фотография альбома с горожанами и портретом коронованной императорской четы возле Тобольского городского банка. Здесь, несмотря на то что часть героев кадра смотрит в объектив фотокамеры, есть и те, кто просто греется у костра или общается друг с другом, не обращая внимания на фотографа. Очевидно, что Шустер специально не выстраивал ни сам кадр, ни людей в кадре и снял его как бы ненароком, поскольку задний план оказался совершенно не проработан. Тем не менее это придало фотографии эффект присутствия, характерный для репортажного жанра.
Девятнадцатая фотография19 показывает большую семью остяков вместе с детьми на фоне завешанного рыболовными снастями бревенчатого дома. В «Сибирском листке» 1899 г. есть упоминание о фотографии «Остяки близ Сургута», однако неизвестно, насколько соответствует ей кадр из собрания ГМИ СПб. Этот групповой портрет остяцких мужчин, женщин и детей снят немного небрежно. Детали переднего плана пересекают фигуры сидящих на траве детей. Вся группа фотографируемых смещена влево и упирается в границу кадра. Однако
с помощью рыболовных снастей, клетчатых покрывал на головах женщин и девушек и традиционных предметов остяцкого быта в руках некоторых героев кадра Шустер создал жанровый этнографический портрет, ранее не встречавшийся в его творчестве.
Завершают альбом пять фотографий с заключенными Тобольского тюремного замка, снятых в фотожурналистском ключе, или, как говорили в конце XIX — начале XX в., в социально-публицистическом жанре. Они демонстрируют повседневную жизнь арестантов, а именно: работу на тюремной фабрике, прогулку в тюремном дворе и поверку. Иосиф Савельевич делал эти кадры для Всероссийской кустарно-промышленной выставки 1902 г. в Петербурге. Поскольку в «Сибирском листке» за 1899 г. тюремные фотографии Шустера еще не упоминались, то можно предположить, что сделаны они были не ранее 1899 г.
Первые три фотографии Шустер снимал на суконной фабрике в каторжной тюрьме Тобольска. На них запечатлены заключенные за работой в прядильном20, мотальном21 и ткацком22 отделениях. Это первые фотографии в альбоме, снятые внутри помещения. На каждом снимке использован композиционный прием с уходящей в глубь кадра перспективой помещения и направляющими взгляд линиями, по которым расположены станки и арестанты за работой. Освещение на данных фотографиях сбалансировано ровно настолько, насколько это было возможно. Если на двадцатой частично и на двадцать второй фотографии полностью окна в кадр не вошли, благодаря чему освещение получилось относительно ровное, то двадцать первая фотография была снята в бьющем из окон контровом свете. Однако и в этом случае Шустеру удалось проработать большую часть деталей кадра, что свидетельствует о совершенствовании им профессиональных фотографических навыков к 1899-1901 гг.
На двадцать третьей фотографии23 (см. ил. 10) запечатлены заключенные в демисезонной одежде, стоящие и сидящие во дворе арестантского корпуса № 1 Тобольского тюремного замка. Атрибутировать фотографию помогли два высоких стрельчатых окна в левой части кадра, которые находились в тюремной церкви Александра Невского в корпусе № 1. Этот корпус в 1882 г. был разделен на два отделения: арестантское и каторжное. На фотографии
Ил. 10. И. С. Шустер. [Россия. Тобольск Во дворе арестантского корпуса № 1 Тобольского тюремного замка.] 18991901. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком © Государственный музей истории Санкт-Петербурга
заключенные распределены на несколько групп, расположенных на разном удалении от фотокамеры в созданном двумя тюремными стенами углу, что добавляет кадру глубину и перспективу.
На двадцать четвертой фотографии24 — выстроенные перед тюремным корпусом на поверку заключенные Тобольского тюремного замка. Эта фотография аналогична подписанной И. С. Шустером фотографии, любезно предоставленной для атрибуции И. Е. Варкиным. В данном кадре Шустер использовал композицию с диагональной перспективой, что сообщило динамику фигурам стоящих неподвижно вдоль стены арестантов.
Поскольку на двух последних фотографиях заключенные запечатлены в демисезонной одежде, а заметка об этих фотографиях в «Сибирском листке» вышла в январе 1902 г., следует предположить, что данные фотографии были сделаны не позднее 1901 г. Таким образом, датировать пять последних фотографий в альбоме можно периодом с 1899 по 1901 г., а сам альбом, включающий в себя фотографии и 1890-х гг., и 1899-1901 гг., следует датировать 1899-1902 гг.
«Альбом видов города Тобольска» Иосифа Савельевича Шустера из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга представляет ретроспективу творчества этого фотографа в Тобольске, демонстрирующую не только вовлеченность автора в городские и общероссийские события, но и совершенствование его фотографического мастерства и прекрасное владение различными фотографическими жанрами — от городских пейзажей до тюремной фотожурналистики. Несмотря на то что ни одна фотография в этом альбоме не была подписана автором, для большинства из них удалось установить изначальные авторские названия и конкретизировать время создания, что может быть важно не только для изучения творчества И. С. Шустера, но и для изучения и восстановления исторических видов Тобольска и отдельных зданий этого города.
В заключение автор от лица Государственного музея истории Санкт-Петербурга выражает благодарность Игорю Евгеньевичу Варкину за предоставленную информацию, которая помогла в атрибутировании фотографий в «Альбоме видов города Тобольска» Иосифа Савельевича Шустера из собрания ГМИ СПб.
Литература
1. ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-72. Оп. l. Д. 2. 79 л.
2. Музей города: К октябрю l927: Очерк Музея и путеводитель. Л.: Музей города, l928. l39 с.
3. The Atlas of Analytical Signatures of Photographic Processes. Albumen. Los Angeles: The Getty Conservation Institute, 20l3. 44 p.
4. Дубовская Е. Вверх по лестнице // Тюменская правда. URL: http://tyum-pravda.ru/cultura-main/3l666-vverkh-po-lestnitse (дата обращения: 6.05.2022).
5. Городская хроника // Сибирский листок. l899. № 88. С. 2.
6. Там же. l902. № 6. С. 2.
7. Софийско-Успенский собор // Тобольская митрополия: официальный сайт. URL: http://tobolsk-eparhia.ru/p/pages. php?id=t06_2 (дата обращения: 6.05.2022).
8. Спасский Г. И. О памятнике покорителю Сибири Ермаку // Временник Московского общества истории и древностей российских. Кн. 3, разд. III. Смесь. М.: Университетская типография, l849. С. l3-l4.
9. Основан Тобольский музей-заповедник // Президентская библиотека. URL: https://www.prlib.ru/history/l296564 (дата обращения: 6.05.2022).
10. Уральская железная промышленность в l899 г., по отчетам о поездке, совершенной с высочайшего соизволения: С. Вуколовым, К. Егоровым, П. Земятченским и Д. Менделеевым, по поручению г-на министра финансов, статс-секретаря С. Ю. Витте / ред. Д. Менделеев. СПб.: Мин-во финансов по Деп. торговли и мануфактур, l900. 866 с.
11. Тройницкий В. А., Холкин Т. Проезд Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича и великого князя Николая Александровича по Тобольской губернии в июле l89l г. Изд. 2-е. Тобольск: Тип. Губернского правления, l89l. 26 с.
12. Крылов А. Наследник цесаревич Николай Александрович в Тобольске. Тобольск: Тип. Тобольского губернского правления, l89l. 22 с.
13. Тобольский Богоявленский храм // Древо: открытая православная энциклопедия. URL: https://drevo-info.ru/ articles/2l688.html (дата обращения: 6.05.2022).
14. Аукционы букинистики. Аукцион № 25 (23.02.2013). Лот 549 // Аукционный дом «Империя». URL: http://www.auction-imperia. ru/wdate.php?t=booklot&i=i87i5 (дата обращения: 6.05.2022).
15. Тобольский Сретенский храм // Древо: открытая православная энциклопедия. URL: https://drevo-info.ru/ articles/22i2i.html/ (дата обращения: 6.05.2022).
16. Не сохранившиеся храмы Тобольска. Никольская церковь // Тобольская митрополия: официальный сайт. URL: http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/blag/php/place. php?id=tob&idi=2&id2=5 (дата обращения: 6.05.2022).
17. Данилов П. Г., Турова Н. П. Церковь Рождества Богородицы (Ильинская) в Тобольске: утраченное наследие // Баландинские чтения. Т. XII: сб. ст. науч. чтений памяти С. Н. Баландина / отв. ред. Д. Д. Гаркуша. Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т архитектуры, дизайна и искусств, 2017. С. 99-105.
18. Аукцион № 111. 28 июня 2018 года. Редкие книги, рукописи, автографы, фотографии, плакаты и открытки. Лот № 122 // Аукционный дом «Литфонд». URL: https://www. litfund.ru/auction/111/122/ (дата обращения: 6.05.2022).
1 Фотография № 1: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск. Кремль. Софийско-Успенский] кафедральный собор. 1890-е. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
2 Фотография № 2: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск.] Памятник Ермаку. 1890-е. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
3 Фотография № 3: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск. Губернский] музей. 1891-1896. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
4 Фотография № 4: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск.] Присутственные места, собор, [архиерейский дом, Богоявленская церковь] и часть подгорной Базарной площади. 1891-1896. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
5 Фотография № 5: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск. Большая Пятницкая улица.] 1891-1896. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
6 Фотография № 6: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск.] Вид подгорной [и нагорной] части с Панина бугра. 1891-1896. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
7 Фотография № 9: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск.] Вид нагорной части с Панина бугра. [Памятник Ермаку на мысе Чукман.] 1891-1896. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
8 Фотография № 7: И. С. Шустер. [Россия.] Тобольск. Никольский взвоз. 1891-1896. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
9 Фотография № 8: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск.] Общий вид нагорной части. 1890-е. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
10 Фотография № 10: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск.] Общий вид подгорной части. 1891-1896. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
11 Фотография № 11: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск. Большая Никольская улица.] 1891-1896. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
12 Фотография № 12: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск. Здание Тобольского городского банка, украшенное по случаю коронации Николая II и Александры Федоровны.] 1896. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
13 Фотография № 13: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск. Туляцкая улица.] 1892-1899. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
14 Фотография № 14: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск.] Духовная семинария. 1890-е. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
15 Фотография № 15: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск. Подчувашинское предместье.] Подчувашинский мыс. 1890-е. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
16 Фотография № 16: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск.] Паромная пристань на реке Иртыше в Подчувашинском предместье. 1890-е. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
17 Фотография № 17: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск.] Набережная часть города. 1890-е. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
18 Фотография № 18: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск. Группа людей на берегу у пристани.] 1890-е. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
19 Фотография № 19: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск. Семья остяков.] 1890-е. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
20 Фотография № 20: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск. Каторжная тюрьма. Суконная фабрика. Прядильное отделение.] 1899-1901. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
21 Фотография № 21: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск. Каторжная тюрьма. Суконная фабрика. Мотальное отделение.] 1899-1901. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
22 Фотография № 22: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск.] Каторжная тюрьма. Суконная фабрика. Ткацкое отделение. 1899-1901. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
23 Фотография № 23: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск. Во дворе арестантского корпуса № 1 Тобольского тюремного замка.] 1899-1901. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.
24 Фотография № 24: И. С. Шустер. [Россия. Тобольск.] Каторжная тюрьма. Поверка. 1899-1901. Отпечаток на альбуминовой бумаге, покрытый коллодионным лаком. © ГМИ СПб.