УДК 77+930
А. Р. Ихсанов, С. Л. Шевельчинская
Тайна фотографа Ордэна. История самой известной коллекции фотографий Центральной Азии рубежа Х1Х-ХХ веков
В центре внимания настоящей статьи находится, пожалуй, самая цитируемая в современных медиа и академических исследованиях коллекция фотографий по истории Центральной Азии — так называемая коллекция фотографа Ордэна. Ссылки на эту коллекцию можно обнаружить в многочисленных публикациях, правда без конкретизации сведений о жизни и деятельности Ордэна, а также контекста создания фотографий [1, с. 58-68]. Колоссальный тематический охват изображений, выполненных в различных техниках и включенных в состав коллекции, и, кроме того, противоречия, содержащиеся в отдельных описаниях, привели авторов статьи к мысли о необходимости тщательного анализа изображений, приписываемых данной коллекции.
Что же представляет собой «коллекция Ордэна» — собрание оригинальных снимков разностороннего мастера фотографии или компилятивную коллекцию, собранную из работ других фотографов? Можем ли мы определить те связи, которые существуют между «коллекцией Ордэна» и другими знаковыми собраниями изображений из Центральной Азии? Можем ли мы реконструировать весь состав коллекции? Что объединяет столь разноплановые фотографии между собой? Как взаимодействуют фотографии с сопровождающим их текстом? Является ли эта связь столь однозначной и четкой? Кем был сам Ордэн? Какие сведения о его жизни дошли до наших дней?
Начиная приблизительно со второй половины XIX в. в мировой исторической науке наблюдается рост интереса к относительно новому источнику исторических знаний. Наряду с устными и письменными источниками, результатами и анализом археологических поисков, этнографическими и антропологическими исследованиями, появляется новый инструмент визуализации исторической действительности, а именно фотография. Фонды музеев, библиотек, археологических, географических и исторических обществ начинают активно пополняться фотографическими коллекциями, приобретаемыми, полученными в дар или являющимися результатом экспедиционной деятельности [2]. Планируются и осуществляются масштабные проекты государственного уровня, такие как «Туркестанский альбом», «Виды и типы Хивинского ханства», «Типы народностей Средней Азии» [3].
Однако в течение многих лет фотографии, или, правильнее сказать, фотоматериалы, поскольку это были не только фотоотпечатки, но и фотонегативы (на пленке и стекле), диапозитивы и стереопары, являлись преимущественно объектом хранения, а если и использовались, то, как правило, в качестве иллюстраций чисто технического назначения — без указания авторства, места хранения и прочих описательных характеристик, сопровождающих публикации музейных экспонатов и документов. В этом смысле более повезло экспедиционным фотографиям. Их публиковали, правда чрезвычайно малыми тиражами, либо оформляли в виде альбомов в нескольких экземплярах в качестве иллюстративной части отчета о деятельности экспедиций. В качестве примеров можно
привести отчеты об азиатских экспедициях французского востоковеда П. Пельо, немецких исследователей А. фон Ле Кока и А. Грюнведеля, шведского путешественника С. Гедина, а также отчеты российских ученых С. Ольденбурга и В. Бартольда о поездке в Восточный Туркестан и Среднюю Азию, Г. Цыбикова в Тибет.
В начале 90-х гг. XX в. произошел поистине революционный прорыв в этом направлении: по инициативе московского востоковеда Виталия Вячеславовича Наумкина был задуман и осуществлен издательско-выста-вочный проект «Caught in time. Great Photographic Archives» [4]. Предполагалось издание (совместно с британским издательством Garnet) серии альбомов исторических фотографий, тематически связанных с Востоком (Ближним, Средним и Дальним), из коллекций архивов Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН), Русского географического общества (РГО) и Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения Российской академии наук (СПбФ ИВ РАН). Выбор коллекций был обусловлен личными и профессиональными связями руководителя проекта, являвшегося сотрудником московского Института востоковедения, археологом и членом РГО. В этих альбомах впервые в истории российского востоковедения фотографии публиковались не как иллюстрация к тексту, а скорее наоборот — текст был пояснением к фотографиям. Каждый альбом сопровождался предисловием и перечнем фотографий с кратким описанием, включающим фамилию фотографа, название сюжета и приблизительную дату съемки.
Первые три альбома серии были посвящены знаменитым городам Мавераннахра — Бухаре, Хиве и Самарканду. И именно в альбоме «Бухара» наряду с именами таких фотографов, как Надар, Ермаков, Энгель, появляется «известный французский фотограф, создавший множество фотографий различных областей Центральной Азии в 1880-х — начале 1890-х гг., по фамилии Hordet» (пер. С. Шевельчинской) [4, p. 10]. По мнению автора предисловия Галины Вацлавны Длужневской, Hordet создал серию фотографий бухарских «видов и типов», имеющих в поле изображения характерную подпись кириллическими и латинскими буквами — «Ф. Ордэ№>. К сожалению, в тексте не указан источник сведений об «известном французском фотографе», а более поздние публикации по этой теме содержат лишь ссылки на статью Длужневской. Основным недостатком данного издания было почти полное отсутствие ссылок на какие-либо документальные или архивные источники, а также отсутствие информации о месте хранения и поисковых данных (архивных шифров) фотографий. Можно предположить, что версия о французском происхождении фотографа могла появиться из-за подписей на французском языке в нижнем поле некоторых снимков.
После издания альбомов серии «Caught in time», а оно продолжалось более десятка лет, следующей по времени публикацией, связанной с именем Hordet, по крайней мере в российском информационном пространстве, стала монография Валерии Александровны Прищеповой
Ил. 1. Ордэн. Бессарабия. Молдаван. Валах. № 3554. Кавказ и Средняя Азия. 1880-1890. Картон, альбуминовый отпечаток. © Российская национальная библиотека, Отдел эстампов и фотографий
«Иллюстративные коллекции по народам Центральной Азии второй половины XIX — начала XX века в собраниях Кунсткамеры» [1], изданная в 2011 г. Анализируя по сохранившимся документам покупки музеем в 1894 и 1897 гг. «двух коллекций фотографий по разным народам, в том числе Средней Азии (более 300 единиц) (колл. 255, 1403)» у фотографа Ф. Ордера (1894) и некоего Ордэна (1897) [там же, с. 58], автор приходит к выводу, что это части одного собрания фотографий и связаны они с деятельностью одного человека. Его имя, считает исследовательница, — Н. Ордэ, исходя из предположения о том, что подпись на фотографиях «Ф. Ордэ№> может быть расшифрована как «Фотограф (Ф) Ордэ Н. (№)» [там же, с. 58-59]. К этому же собранию В. А. Прищепова относит четырехтомный альбом фотографий Ордэна «Кавказ и Средняя Азия», хранящийся в Отделе эстампов и фотографий Российской национальной библиотеки (РНБ); однако сведения о происхождении данного альбома, к сожалению, утрачены. По мнению В. А. Прищеповой, обе коллекции являются частью огромного фотоархива, созданного выдающимся мастером светописи [там же, с. 60-62].
В 2011 г. также появляется монография Г. В. Длужневской «Археологические исследования в Центральной Азии и Сибири в 1859-1959 гг. (по документам Научного архива Института истории материальной культуры РАН)», в которой впервые дается полный обзор фотодокументов, хранящихся в фотоотделе Научного архива ИИМК РАН. В подразделе «Исследование
памятников в Центральной Азии» она дважды упоминает уже не французского путешественника Hordet, а, видимо основываясь на публикации В. А. Прищеповой, фотографа Н. Ордэ: первый раз — в ряду таких фотомастеров, как Г. А. Панкратьев, В. Ф. Козловский1, И. Введенский, Д. И. Ермаков2, работавших в Туркестане в 1880-1890-е гг., а второй — отдельно, как профессионала, фотографировавшего типы народностей Центральной Азии, создателя галереи снимков, представляющих ценность в этнографическом отношении [5, с. 47, 48].
В 2012 г. испанская исследовательница Кармен Гонсалес в своей монографии «Local Portraiture: Through the Lens of the 19th Century Iranian Photographers» [6], посвященной исследованию иранской фотографии и живописи эпохи Каджаров, упоминает коллекцию фотографий с подписью «Ф. Ордэ№> из собрания Венского этнологического музея (Museum of Ethnology in Vienna), состоящую из 700 фотоснимков, географически привязанных к регионам Средняя Азия, Кавказ, Персия. К коллекции прилагались два письма на немецком языке, оба подписанные «W. Orden», датированные 1896 г. и отправленные из Петербурга, в которых музею предлагалась к приобретению тематическая коллекция фотографий и оговаривались условия ее покупки. Поскольку темой исследования К. Гонсалес являлась иранская фотография, то подробному анализу и изучению подверглась именно персидская часть коллекции. Было отмечено, что сюжеты фотографий включают студийные портреты (часто коллажи из двух, трех или четырех фотографий), археологические и архитектурные памятники, видовые (пейзажные) съемки, жанровые сцены. На каждой фотографии помимо подписи фотографа есть название сюжета на русском языке и номер. Исходя из того, что в коллекции встречаются снимки с номерами более четырех тысяч, исследовательница, как и ранее Прищепова, делает вывод о том, что в собрании Венского музея находится лишь небольшая часть собрания фотографий Ордэна. На момент написания книги автором было выявлено четыре места хранения ордэновских фотографий, а именно: Венский этнологический музей, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) и две частные галереи.
Не совсем понятно, почему К. Гонсалес, ссылаясь в своей книге на публикацию альбомов В. В. Наумкина, не упоминает собрания фотографий Ордэна из архивов ИИМК и СПбФ ИВ РАН (ныне Института восточных рукописей РАН), хотя именно в Архиве востоковедов ИВР РАН хранится, возможно, самая большая часть (847 фотоснимков) «коллекции Ордэна», в процессе работы с которой и возникла гипотеза, опровергающая предположение о том, что в данном случае мы имеем дело с собранием авторских снимков одного фотографа. «Коллекция Ордэна» из ИВР РАН и несколько меньшая по объему, но в целом идентичная ей по составу коллекция из Отдела эстампов и фотографий РНБ наиболее удобны для анализа и изучения, поскольку существуют в виде локальных объектов хранения — альбомов, в отличие от коллекций ИИМК, Кунсткамеры и Российского этнографического музея (РЭМ), где фотографии Ордэна рассредоточены по отделам, региональным коллекциям, в порядке поступления и пр. Именно указанные выше альбомы стали главным источником для настоящего исследования.
Сопоставляя и сравнивая: «коллекция Ордэна» и ее связь с другими авторскими коллекциями фотографий
Так были ли фотографии «коллекции Ордэна» оригинальными, авторскими изображениями? Почему имя «Ордэн» получило такое широкое распространение среди
исследователей визуальных образов различных регионов Азии? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к архивным материалам и попытаться выявить (если это возможно) связи этой коллекции с другими авторскими материалами, посвященными тем же регионам.
В Архиве востоковедов ИВР РАН Ордэн представлен альбомом «Виды и Типы Востока от 1884 по 1892 г.» [7], состоящим из отдельных листов тонкого однослойного картона светло-голубого цвета с наклеенными на него альбуминовыми фотоотпечатками. В зависимости от их размера на одном листе размещается от одной до восьми фотографий. Фотографии пронумерованы, нумерация сквозная. Сохранилась верхняя крышка альбома с названием, выполненным золотым тиснением. Скорее всего, фотографии были наклеены самим владельцем (ненакле-енные фотографии стоили дешевле). Со временем — из-за повышенной скручиваемости альбуминовых отпечатков, которые в профессиональных фотоателье обычно наклеивают на плотный многослойный картон, — поверхность альбомных листов приобрела волнообразный характер. Предположительно, альбом поступил в Азиатский музей из Пушкинского Дома, куда в 1920-е гг. передавали книжные, архивные и мемориальные собрания, таким образом спасая их от уничтожения и распыления в годы революции и последующей Гражданской войны.
После тщательного осмотра и сравнения фотографий коллекций ИВР и РНБ был сделан однозначный вывод о том, что в обоих случаях большая часть снимков является не оригиналами, а весьма непрофессионально выполненными репродукциями с характерными особенностями, присущими этому виду фотосъемки, как то: повышенный контраст и вследствие этого недостаточная проработка деталей в свете и тенях, общая и местная нерезкость, в том числе и из-за плохого прижима по краям, неравномерная освещенность, кадрирование, множественные дефекты и отсутствие профессиональной ретуши. Особенно очевидно это проявляется в фотоколлажах, объединяющих совершенно несочетаемые элементы, и в отпечатках с элементами фотомонтажа, где добавляется еще и довольно забавное нарушение пропорций и несоответствие впечатываемых элементов сюжету снимка. К сожалению, доступ к оригинальным фотографиям Ордэна из собраний Кунсткамеры, Российского этнографического музея и Института истории материальной культуры практически невозможен, а цифровые копии, предлагаемые для просмотра, не всегда позволяют сделать вывод о наличии характерных признаков «контрафакта».
Кто же является истинным автором (или авторами) фотографий, до недавнего времени приписываемых загадочному Ордэну? Частично ответ на этот вопрос удалось получить. И в фотографической части Архива востоковедов ИВР РАН, и в Отделе эстампов и фотографий РНБ хранятся достаточно большие «кавказские» фотоколлекции [8]. В первом случае это подборка фотографий Дмитрия Ивановича Ермакова и Владимира В? Барканова3, попавшая в Азиатский музей, по-видимому, из Пушкинского Дома, а в Пушкинский Дом — из библиотечной коллекции Семевских4. Несколько фотоальбомов грузинских памятников и кавказских древностей были, вероятно, подарены Д. И. Ермаковым известному кавказоведу академику М.-Ф. Броссе5, с которым Ермаков состоял в переписке, и поступили в Азиатском музее вместе с архивом академика. Почти сразу удалось установить тождество нескольких фотографий архитектурных видов грузинских монастырей, содержимого монастырских сокровищниц, а также этнографических типов, использованных Ордэном в основном для создания фотоколлажей. В отделе эстампов и фотографий
РНБ на одной полке с четырехтомным альбомом Ордэна располагается замечательная коллекция грузинских фотографий Ермакова, часть которых также присутствует в ордэновских фотоколлажах. Во включенном в цифровые коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки (New York Public Library) двухтомнике кишиневского фотографа Павла Моисеевича Кондрацкого6 «Виды Кишинева и его окрестностей и сельскохозяйственная выставка 1889 года» нашлись оригиналы бессарабских фотографий «коллекции Ордэна» [9]. Источник фотографических видов города Верного после землетрясения — альбом фотографий А. С. Лейбина7. Больше всего вопросов вызывала самая значительная часть коллекции, а именно среднеазиатская. Некоторые фотографии в оригинале являются фотографиями Н. В. Нехорошева, исполненными им для этнографической части «Туркестанского альбома» [10; 11]. А сравнительно недавно на сайте Госкаталога Музейного фонда РФ в разделе фотоколлекций появились два замечательных фотоальбома Александра Карловича Энгеля8 — альбом фотографий «Типы Средней Азии» из собрания Государственного исторического музея (ГИМ) и 22 листа из серии фотографий «Кавказские виды», входящие в состав собрания Ставропольского государственного музея-заповедника [12].
По информации, полученной от хранителя фотографических коллекций XIX-XX вв. Государственного исторического музея Анастасии Черненковой, альбом «Типы Средней Азии» состоит из 54 фотографий на 27 листах, из них 52 фотографии относятся к Средней Азии, провенанс неизвестен, автор не указан. Ввиду неясного происхождения в книгу поступлений вписан как музейный предмет «из старых поступлений до 1957 года». Атрибутирован на основании известных публикаций как альбом фотографий А. К. Энгеля. Вероятно, составлен из фотоснимков, сделанных А. К. Энгелем во время поездки в Закаспийскую область и соседний Туркестанский край, и почти полностью присутствует в виде фоторепродукций в коллекции фотографий Ордэна в Архиве востоковедов ИВР РАН, Отделе эстампов и фотографий РНБ и в собрании Кунсткамеры. Также репродукции с фотоснимков А. К. Энгеля из альбома «Кавказские виды» есть во всех трех собраниях фотографий Ордэна.
В Научном архиве Русского географического общества также хранятся отдельные листы с фотографиями А. К. Энгеля, но в гораздо меньшем количестве, чем можно было ожидать, исходя из факта его членства в этой организации и того, что в Закаспийскую область он ездил по заданию ИРГО. По сообщению сотрудников архива, основная часть работ А. К. Энгеля первоначально хранилась в региональных отделениях ИРГО — Кавказском и Туркестанском, потом соответственно в республиканских, где и осталась после распада СССР. Некоторые фотографии из архива РГО идентичны фотографиям из альбома «Типы Средней Азии», но наклеены на паспарту с надписью: «Виды и типы Закаспийской области. Фот. А. Энгель на Кавказе», что, с одной стороны, подтверждает авторство Энгеля, а с другой — вызывает недоумение: почему снимки, сделанные в Бухаре и Самарканде, отнесены к Закаспийской области? Те же самые фотографии из альбома «Типы Средней Азии» включены Д. И. Ермаковым в его «Каталог фотографических видов и типов Кавказа, Персии, Европейской и Азиатской Турции» 1901 г., где виды и типы Бухары, Хивы, Самарканда, Коканда также объединены названием «Закаспийская область», и, что любопытно, они в большом количестве присутствуют в собрании Государственного исторического музея, но уже как фотографии Д. Ермакова [13, с. 21-35].
Кроме того, для создания своих альбомов Ордэн использовал фотографии А. С. Роинова9, А. В. Мишона10, Д. Никитина, П. Кривцова, возможно А. Севрюгина11 и, вероятно, многих других, не столь известных фотографов.
В 1892 г. со 2 августа по 18 ноября в Москве проходила Географическая выставка, приуроченная к XI Международному конгрессу по доисторической археологии и антропологии [22]. Ее целью было собрать по возможности все имеющиеся материалы по землеведению России и прилегающих к ней частей Азии, а также Западной Европы и других частей света, полученные как от различных учреждений и лиц в России, так и от некоторых заграничных правительственных и частных институтов.
Выставка располагалась в девяти залах четвертого этажа здания Императорского исторического музея. Помимо карт, планов, графиков, издательской продукции, экспедиционных коллекций, макетов, инструментов, в экспозицию включили большое количество фотографий, предоставленных различными ведомственными организациями, коллекционерами-любителями и профессиональными собирателями (этнографами, путешественниками, военными, издателями, дипломатами), а также самими фотографами. «Масса фотографий была доставлена фотографами: ...Энгелем, Ермаковым, Ордэном и др. (из Тифлиса)» [22, с. IX].
Как следует из подробного описания экспозиции, фотографии Ордэна находились во второй половине первого зала, рядом с фотографиями Надара:
«№ 126
а) Виды и типы Туркестана. 96 фотографий от П. Надара из Парижа.
б) Виды и типы Туркестанской области, Китайского Туркестана, Хивы и Бухары. Фотографии Ф. Ордэна от Н. К. Зейдлица.
с) Типы Туркестанской области и Китайского Туркестана. Фотографии работы Ф. Ордэна — от Н. К. Зейдлица.
А также в шестой зале рядом с фотографиями Ермакова
613. Виды и типы Кавказа от фот. Ермакова в Тифлисе.
614. Виды и типы Кавказа от фот. Ордэна и г. Шантра.
Шесть альбомов видов и типов Кавказа и Средней
Азии от фотографа Энгеля в Тифлисе были выставлены в четвертой зале» [там же, с. 81].
Часть фотографий Ордэна была предоставлена директором Кавказского статистического комитета в Тифлисе Николаем Карловичем Зейдлицем12 и, по всей видимости, происходила из его собственной коллекции. Маловероятно, чтобы он отправил на выставку такого уровня и значения низкокачественные репродукции. Скорее всего, это действительно оригинальные авторские работы Ордэна, сделанные им в Китайском Туркестане (Кульдже и Кашгаре). Вероятно, некоторая часть видовых фотографий Бухары и Хивы, присутствующая в альбомах ИВР и РНБ, тоже принадлежит ему.
Больше всего вопросов и сомнений возникает по поводу видов и типов Кавказа. Почти все кавказские фотографии Ордэна из альбомов ИВР и РНБ являются копиями фотографий Энгеля, Ермакова, Барканова и Роинова. Возможно, существуют другие, не столь известные фотографии Ордэна, снятые им на Кавказе. Или это все-таки снимки других фотографов, предоставленные Ордэном для экспонирования на выставке. Лишь в одном описании каталога упомянуто, что речь идет о фотографиях работы Ордэна.
Кроме того, не совсем понятно, почему в каталоге, так же как в «Справочной книжке фотографа» В. И. Срезневского, имя Ордэна обозначено инициалом Ф.
Единственное объяснение: имя и фамилия автора были определены по подписи на фотографии — «фОрдэЫ», а не взяты из каких-либо других документов. Возможно, организаторы выставки не уделяли должного внимания вопросам авторства предоставляемых фотографий по той причине, что выставка была географической, а не фотографической, а фотографии рассматривались в данном случае скорее как второстепенный тематический иллюстративный материал, нежели как самостоятельные художественные произведения. В настоящее время часть сохранившихся экспонатов выставки находится в экспозиции и хранилищах Музея землеведения МГУ.
Итак, при сравнении и сопоставлении фотографических коллекций становится очевидным, что «коллекция Ордэна» — компилятивное собрание различных визуальных образов азиатских (и не только) провинций Российской империи. По всей видимости, автор создавал копии различных изображений из коллекций работ других фотографов, собрав у себя в итоге целую галерею образов. Сохранение этих образов в составе единой коллекции привело к их атрибуции с его именем.
Тайна имени Ордэна: выявленные материалы по биографии фотографа
Однако кто скрывался за именем Ф. Ордэ№ И зачем ему понадобилось составлять столь обширную коллекцию? Существуют ли оригинальные авторские фотографии Ордэна?
Обратимся в первую очередь к популярному словарю-справочнику А. П. Попова «Российские фотографы (1839-1930)». В нем, со ссылкой на «Справочную книжку фотографа» В. И. Срезневского (СПб., 1883. С. 256), указано, что Ордэн Ф. (Ордэ, Орден) — владелец фотографии в городах Петроалександровск и Самарканд и что он «в 1897 г. провел серию этнографических съемок в Армении, Грузии, Чечне и Карачаево-Черкесии». А также приведено краткое сообщение из журнала «Фотограф-любитель» (1897. № 3. С. 113): «Членами Общества приобретено для музея Одесского Общества истории и древностей от фотографа-любителя Ордена более 1000 снимков видов и типов Кавказа и Средней Азии» [14, с. 119].
В 2011 г. была опубликована статья Алексея Евгеньевича Рогожинского «История одной полузабытой находки и опыт организации охраны археологических памятников Семиречья в конце XIX в. (по архивным источникам)» [15], в которой на основании архивных документов, обнаруженных автором в Центральном Государственном архиве Республики Казахстан, подробно описана история находки в 1884 г. близ города Верного уникального памятника буддийской культуры — жертвенника из красной меди, названного впоследствии Большим Семиреченским алтарем. Вскоре после обнаружения жертвенника было составлено его первое описание, после чего властями Семиреченской области дано поручение сделать снимок с этого памятника на месте его обнаружения. Сохранились фотографии жертвенника, выполненные местным фотографом Ордэном не позднее 31 июля 1884 г. По-видимому, инициатива изготовления фотоснимков принадлежала Н. Н. Пантусову, старшему чиновнику особых поручений при военном губернаторе Семиреченской области, востоковеду, археологу, убежденному стороннику применения новых фотографических технологий в практике документирования археологических памятников. Как следует из расписки фотографа, сохранившейся, правда, лишь в копии, «за 6 экземпляров снимка с металлического стола, найденного у Мало-Алматинской станицы» [16] он получил 6 рублей, которые Пантусов ему заплатил «из
собственности». На фотографии Ордэна Семиреченский алтарь запечатлен во дворе сельского старосты, куда жертвенник был доставлен для временного хранения [15].
Таким образом, обнаружена по крайней мере одна подлинная фотография Ордэна. Нельзя сказать, что это шедевр выдающегося мастера светописи, но с основной задачей археологической фотосъемки — зафиксировать состояние памятника на момент его обнаружения — Ордэн справился. В дальнейшем Пантусов обзавелся собственным фотографическим аппаратом и создал небольшую фотолабораторию. В письме в Археологическую комиссию от 27 июня 1886 г. он обосновывал свое желание самостоятельно фотографировать археологические находки как практической целесообразностью, так и дороговизной расходов на оплату услуг профессиональных фотографов. По другим сведениям, в археологических поездках его сопровождал верненский фотограф Абрам Лейбин, который и является автором всех экспедиционных фотографий Пантусова.
Однако существует еще одна линия, связывающая Пантусова и Ордэна, относящаяся к тому же периоду. В 1885-1886 гг. Пантусов занимался археологическими изысканиями на территории средневекового несториан-ского кладбища в окрестностях г. Пишпека Токмакского уезда, где им были обнаружены надгробные камни с крестами и сирийскими надписями. В альбоме фотографий Ордэна из Архива востоковедов ИВР РАН есть 3 фотографии археологических находок из Токмака. Это фотоколлаж из трех снимков под № 2080 и две отдельные фотографии под № 2076 и 2092. Все три фотографии имеют одинаковое название: «Токмакъ. Семиреченская область. Намогильные христианские памятники несторианского учения в IV веке». По качеству и манере исполнения они выглядят вполне профессионально, надписи прекрасно читаются, хотя фотосъемка такого рода объектов имеет ряд особенностей и требует специальной схемы освещения в студийных условиях или определенного времени суток, когда объект съемки освещается косыми лучами солнца. Можно предположить, что Пантусов еще какое-то время продолжал пользоваться услугами фотографа Ордэна.
Относительно недавно в Государственном архиве Республики Узбекистан в бумагах канцелярии военного губернатора Ферганской области были обнаружены документы, непосредственно связанные с фотографической деятельностью Ордэна в Средней Азии. Это собственноручное прошение военному губернатору Ферганской области фотографа-корреспондента Императорского Русского технического общества Ордэна от 4 сентября 1884 г., копия разрешительного свидетельства бийскому мещанину Василию Ордэну на право открытия фотографических заведений во всех городах Ферганской области от 30 октября 1884 г., прошение военному губернатору Ферганской области жены бийского мещанина Елизаветы Ордэн от 30 августа 1887 г. и копия разрешительного свидетельства жене бийского мещанина Елизавете Ордэн на право открывать временные фотографические заведения по всем городам и селениям Ферганской области.
В 2017 г. в Барнауле были опубликованы материалы личного фонда Евгения Поликарповича Клевакина из Государственного архива Алтайского края [17]. В 1886-1887 гг. Клевакин занимал должность полицейского пристава в поселке Зыряновский рудник. Свои наблюдения над жителями поселка, входящими в круг его служебного и личного общения, он зафиксировал в книге «Описание личностей зыряновских». Описываемых личностей всего 48. Все аккуратно пронумерованы. Под № 33 значится Киселев Гаврило Васильевич, уставщик
Зыряновского рудника, помимо всего прочего имевший «много фотографических карточек, снятых с разных местностей и жителей Средней Азии». А следующая по порядку номеров его супруга — Киселева Лидия Егоровна, «.дочь бывшего здесь купца, который умер, и жена его вышла за приказчика по фамилии Ордэн, который сам стал купцом, а потом проторговался и, выучившись фотографии, отправился путешествовать с ней по Средней Азии, снимая разные достопримечательности городов в Туркестане Русском, Кульдже и китайских владениях. Снимает также отдельные карточки и группы с инородцев, китайцев и проч. У Киселева много фотографий Ордэна, который, судя по имеющимся здесь фотографиям, хорошо изучил это дело» [17, с. 150].
В фотографических альбомах Ордэна из собраний ИВР РАН и Отдела эстампов и фотографий РНБ, а также в коллекциях Кунсткамеры есть несколько десятков фотоснимков видов и типов, снятых в Кульдже (№ 1433, 1437-1440), Чугучаке (№ 1453) и Кашгаре (№ 1405, 1410, 1412-1414, 1417), по-видимому, после 1881 г. Это альбуминовые фотоотпечатки вполне оригинального качества, подходящие под описание Клевакина.
Итак, фотограф Ордэн действительно существовал. По обнаруженным архивным документам за этим именем скрывается бийский мещанин Василий Александрович Ордэн. В начале 1880-х гг. он служил приказчиком в поселке Зыряновский рудник. Его попытка заняться самостоятельной торговой деятельностью закончилась неудачей, и он заинтересовался фотографией, возможно благодаря знакомству с верненским фотографом А. Лейбиным, приезжавшим в поселок на съемки. Он научился фотографировать и стал путешествующим фотографом. Был фотографом-корреспондентом Императорского Русского технического общества (впрочем, для такого членства достаточно было внести небольшой денежный взнос, даже без предоставления работ), а в какой-то момент стал заниматься изготовлением копий с чужих фотографий, подписывая их фамилией Ордэн. Таким образом фотографу удалось создать коллекцию количеством не более полутора тысяч, включающую портреты, пейзажи, жанровые сцены, архитектурную, этнографическую, музейную, археологическую съемку. Фотографии он использовал для изготовления коллажей, в том числе и виньеточных, по различным темам, связанным с Востоком: грузинские цари, народности Кавказа, Туркестанский край, восточные повелители, антропология Туркестанского края, цари армянские, Средняя Азия. Географически коллекция, помимо Средней Азии и Восточного Туркестана, охватывала Кавказ и Закавказье, Персию, Крым, Малороссию, Бессарабию, Малую Азию, Турцию, Россию.
Справедливости ради следует отметить, что так называемое коммерческое использование чужих фотографий в конце XIX в. было весьма распространено. В свой «Каталог фотографических снимков» Д. Ермаков, помимо собственных снимков, включил значительное количество работ других фотографов. По мнению некоторых коллекционеров и историков фотографии, собственно Ермакову принадлежит авторство лишь части фотографий, снятых в Закавказье, Азиатской Турции и Персии. Поэтому относительно многих фотографий, ранее считавшихся безусловно ермаковскими, в последнее время принято с осторожностью говорить как о входящих в состав коллекции Д. Ермакова [7].
Общее количество фотографий в «коллекции Ордэна» не более полутора тысяч, хотя, если верить номерам на фотографиях, их около 5000. Какую-либо закономерность в нумерации фотографий проследить сложно, но иногда
номера идут подряд в рамках одного города, района или страны. Например, сюжеты из Бухары имеют номера начиная с 2700-го, Баку и бакинские нефтепромыслы — 3000-е, Китайский Туркестан — 1400-е и т. д.
Судя по описанным выше документам, с середины 1890-х гг. Ордэн начинает предлагать свою коллекцию к продаже в музеи и библиотеки (Императорскую Публичную библиотеку, Кунсткамеру, Венский этнологический музей, музей Императорского Одесского общества истории и древностей). Рубеж XIX-XX вв. отмечен знаковым всплеском интереса к азиатским провинциям Российской империи, которые требовалось встроить в общие структуры империи [19]. Этот интерес нашел свое выражение в самых разных формах — от гимназических экскурсий по Волге и Каспийскому морю, публикаций открыток и путеводителей до чиновничьих ревизий, академических исследований сообществ, населявших данные регионы, и приглашении представителей этих сообществ на празднование коронации Николая Второго и 300-летия дома Романовых [20]. «Коллекция Ордэна» была успешным маркетинговым ходом, позволявшим приобрести обширную подборку снимков азиатских владений без необходимости договариваться с каждым отдельным фотографом. Тем самым имя «Ордэн» становилось своеобразным обобщающим элементом, объединявшим разрозненные образы в единую коллекцию, вытесняющую из каталогов авторов оригинальных фотографий и упоминания их авторских коллекций.
Структура фотографии: проблема смыслов фотографий из «коллекции Ордэна»
Любая фотография состоит из нескольких элементов: кадрирования (framing), макета, или слоя (layout), изображения (image) и текста (text). Все они находятся во взаимосвязи друг с другом, создавая условия для экспликации смыслов зрителем, предлагая ему варианты интерпретации изображения. В случае с компилятивной «коллекцией Ордэна» возникают вопросы: насколько различными оказываются эти уровни по отношению к оригинальным, авторским снимкам? не способны ли подписи Ордэна и его методы коллажа привести к экспликации смыслов, радикально отличных от первоначально заданных оригинальными произведениями? Для ответа на эти вопросы обратимся к нескольким современным исследованиям, выполненным с опорой на фотографические материалы из «коллекции Ордэна».
Начнем с макета. При атрибуции старинных фотографий довольно много информации можно получить при изучении надписи на лицевой и оборотной стороне бланков-паспарту, где кроме имени фотографа, названия фотоателье и его адреса перечислялись все титулы, заслуги и награды мастера. Известно несколько фотографий ателье Ордэна (Ордена) формата «визит» на его фирменном бланке-паспарту, предлагавшихся к продаже на аукционах. Как правило, это ничем не примечательные портреты обычных людей, по виду принадлежавших к крестьянскому, мещанскому или купеческому сословию. Портреты сняты без особых изысков, с минимальным набором аксессуаров, используемых в портретной студийной съемке. Вместо адреса — надпись: «Въ Сибиръ и степи», характерная для путешествующих фотографов, вензель из инициалов В и О в овале, увенчанный короной, медаль с профилями Ньепса, Тальбота и Дагера, которую размещали на бланке начинающие фотографы, не имеющие других наград.
Существовал еще один вариант оформления фотографий, как правило использовавшийся для создания авторских тематических фотокомплектов,
предназначенных в основном для продажи в виде альбомов-папок или отдельными листами. На таких листах с внешней стороны рамки обычно указывались фамилия фотографа и какая-то географическая привязка, например «в Тифлисе», «на Кавказе» и др., иногда на верхнем или нижнем поле — название альбома. В фотографических собраниях ИИМК и ГИМ есть небольшое количество фотографий, оформленных подобным образом, с надписью: «Фотографiя Ордэнъ». Это, безусловно, оригиналы хорошего качества; возможно, некоторые из них являются авторскими работами Ордэна.
И все же фирменным знаком «коллекции Ордэна» является именно его знаменитая подпись. Примерно таким же образом маркировали некоторые свои выездные, нестудийные фотографии В. Барканов и А. Роинашвили. У В. Барканова это было написанное от руки на свободном поле фотоотпечатка название сюжета, номер и подпись: «Соб. фот. Барканова»; у Роинова (Роинашвили) — название и подпись: «А. Роиновъ». На некоторых фоторепродукциях Ордэна видно, что его текст написан поверх счищенных текстов Барканова, Роинова и Мишона. Данный факт лишний раз подчеркивает компилятивный характер коллекции.
Перейдем к тексту. В академических работах (да и в сетевых публикациях) по умолчанию обычно дублировались надписи, присутствующие на фотоотпечатке вместе с каталожным номером и подписью. Только в последнее время на несоответствие названий начали обращать внимание, и пионерами в этом направлении стали именно этнографы и антропологи. Специализирующийся на изучении истории и культуры ногайцев исследователь Алим Махсутов [21] на примере нескольких фотографий, в том числе и приписываемых Ордэну, убедительно доказывает ошибочность подписей «Ногайки» и «Ногайцы» под изображениями людей в казахских головных уборах.
Довольно странно выглядит подпись «Киргизъ-юмудь Каспийского побережья» на фотографии № 2832 «коллекции Ордэна». Йомуды — одна из этнографических групп туркмен, никак не связанная с киргизами. Однако сравним эту фотографию с оригиналом Энгеля из альбома Государственного исторического музея. На альбомном листе над фотоснимком есть надпись красными чернилами на французском языке: «Kirghis nomade de l'urrond de Krasnovodsky». Возможно, ордэновский иомуд переснимался именно с фотографии из этого альбома, и свою репродукцию Ордэн подписывал в соответствии с этой надписью. Тогда можно предположить, что человек, знакомый с латинским алфавитом, но не владеющий французским, мог прочитать незнакомое слово «nomade» как «иомуд», а понятный топоним Красноводск трансформировать в регион Каспийское побережье.
Еще один пример ошибочной подписи — фотоснимок № 3131 «Перая. Тегеран. Народное кладбище». Это репродукция популярной фотографии А. Мишона «Баку. Древнее мусульманское кладбище».
Немало ошибок в подписях к репродукциям фотографий из альбомов Кондрацкого. Например, фотоснимок № 3554, существующий как часть коллажа из двух фотографий в коллекциях РНБ и Архива востоковедов ИВР и как отдельная фотография в коллекции Кунсткамеры, подписан просто «Молдаванъ», в то время как на оригинале Кондрацкого стоит подпись: «Депутат села Долиняны Хотинского уезда Марко Дикый». Верхняя часть коллажа № 1877 «Кавказ. Виноделiе» на самом деле относится к Бессарабии и называется «Виноделие. Изготовление кошерного вина». Фотоколлаж № 4501 «Руссюя типы» состоит из двух фотографий Кондрацкого — «Точильщик зимой» и «Уличный продавец браги (прохладительный напиток)».
ВИДЫ И ТИПЫ ЗАКАСШЙСКОЙ ОБЛАСТИ
Ил. 2. А. Энгель. Представители эмира Бухарского. Виды и типы Закаспийской области. 1880-1890. Картон, альбуминовый отпечаток. Разр. 112, оп. 1, ед. хр. 2. © Научный архив Русского географического общества
Фотография № 2022 (фотоколлаж из двух фотографий) с названием «Самарканд, из раскопок древнего Мараканда, греко-бактрийская статуя Александра Македонского» — это два снимка крышки древнего согдийского глиняного оссу-ария VI-VII вв. со скульптурным изображением мужской головы (ныне данный артефакт хранится в Отделе Востока Государственного Эрмитажа).
Следующим вопросом является вопрос изображения. Особого упоминания здесь заслуживают виньеточные коллажи № 1870 «Антропология Туркестанского края» и № 1872 «Народности Средней Азии». В обоих использованы фотографии ташкентского фотографа В. Ф. Козловского, снятые им в 1876 г.
Антропологический коллаж составлен из снимков, выполненных Козловским в Маргилане по заказу французского этнографа Шарля Эжена Уйфальви13, посетившего Россию, Сибирь и Центральную Азию с научной экспедицией в 1876-1878 гг. В 1879 г. Уйфальви опубликовал научные результаты экспедиции в шеститомном издании [2]. Снимки, сделанные Козловским, вошли в четвертый том — «Atlas antropologique des peoples du Ferghanah» («Антропологический атлас народов Ферганы»). Это виньетированные овальные фотопортреты 35 человек, снятых в соответствии с инструкциями для антропологических исследований и наблюдений, разработанными основоположником современной антропологии Полем Брока, — в профиль и анфас на нейтральном фоне, обнаженными по пояс [18]. Коллаж Ордэна дополнен несколькими фотографиями, отсутствующими в атласе Уйфальви. Подписи частично совпадают. Но если у Уйфальви в качестве подписей используются категории этнической принадлежности, то Ордэн многих именует по месту проживания (коканцы, хивинцы, бухарцы), хотя эти фотографии никак не связаны с Хивой, Бухарой и Кокандом. Для фотосъемок Уйфальви выбрал Ферганскую долину именно в силу ее изолированного положения, что, как он считал, позволит представить антропологические типы в более чистом виде [2].
Альбом «Типы народностей Средней Азии» был выполнен Козловским по распоряжению и при содействии К. П. Кауфмана к открытию Третьего конгресса ориенталистов в Москве (1876). Фотографии из этого альбома послужили основой для создания этнографического
коллажа Ордэна. Заметим, что альбом Козловского, как и альбомы Кривцова, Лейбина, не говоря уж о «Туркестанском альбоме», «выходили ограниченным тиражом, стоили очень дорого и, вероятнее всего, не поступали в продажу. Они были доступны лишь небольшому кругу лиц, нескольким крупным библиотекам и не могли находиться в частном собрании» [1, с. 45, 46]. Следовательно, маловероятно, чтобы Ордэн имел возможность приобрести эти редкие издания для последующей пересъемки. Скорее всего, фотографии покупались у самих фотографов, хотя условием их участия в таких масштабных проектах был частичный или полный запрет на коммерческое использование снятых ими фотоматериалов [11]. Косвенным подтверждением данного факта служит наличие в альбоме ИВР трех двойных коллажей из антропологической серии Козловского. На них нет номеров и подписей, а главное — это оригинальные фотоснимки, напечатанные в полный кадр, а не в овале, как в издании Уйфальви.
Говоря об изображении и тексте, следует обратиться и к одному из способов использования фотографий. Например, в книге «Образы России и мира в фотоколлекции Д. Н. Анучина» [23], вышедшей в свет в 2020 г., в гл. 2.5 «Путешествие Э. Р. Циммермана в Среднюю Азию 1887 г.» опубликованы 62 фотографии, полученные Анучиным от Эдуарда Романовича Циммермана, популярного в конце XIX в. писателя-путешественника. Из текста следует, что фотографии были сделаны последним «во время его путешествия в Среднюю Азию» [там же, с. 132]. Однако почти все они в виде репродукций присутствуют в альбомах фотографий Ордэна из Архива востоковедов ИВР РАН и Отдела эстампов и фотографий РНБ. Вряд ли местный фотограф приобретал фотографии у путешественника. Скорее наоборот, путешественники довольно активно покупали в местах путешествий фотографии видов и типов, которые потом публиковали в качестве безымянных иллюстраций в своих статьях и книгах, хранили дома или передавали в музейные и библиотечные собрания. В частности, популярная и в наше время книга «Русская Центральная Азия» д-ра Макса Альбрехта [24], немецкого инженера-нефтяника, владельца бакинского нефтеперерабатывающего завода, проиллюстрирована 52 фототипическими изображениями, сделанными в основном с фотографий из
li 4 НП и I. ^
Ил. 3. Ордэн. Кажгар. Манджу. № 1414. Кавказ и Средняя Азия. 1880-1890. Картон, альбуминовый отпечаток. © Российская национальная библиотека, Отдел эстампов и фотографий
коллекции Ордэна. Таким образом, можно предположить, что и Циммерман собрал свою среднеазиатскую коллекцию, покупая фотографии у местных фотографов, в том числе у Ордэна. Кстати, ошибка с авторством фотографий Э. Р. Циммермана далеко не единственная, допущенная авторами при публикации столь важного источника исторической и научной информации, как фотоархив Анучина. Например, в гл. 2.6 «Кавказ и Киргизия в фотографиях экспедиций Григорьева 1894-1895 гг.» среди иллюстраций есть и упоминавшаяся выше фотография А. Энгеля «Киргиз из окрестностей Красноводска» («Киргиз-йомуд» Ордэна), опубликованная с подписью: «[Фото С. Г. Григорьева]» [там же, с. 225, Img0775]. Подводя итоги, необходимо отметить следующие пункты. Визуальные изображения, собранные Ордэном для коммерческого использования, стали активно циркулировать среди туристов, посещавших Центральную Азию. Некоторые фотографии из его коллекции привлекались путешественниками в качестве иллюстративного материала при издании своих травелогов и дневников. При этом сам Ордэн вполне сознательно нарушал структуру оригинальных снимков, нарушая структуру макета и изменяя подписи. Его коллажи также должны были оказывать влияние и на оригинальное кадрирование авторских фотографий. Возможно, он прибегал к данным приемам, стремясь избежать санкций за свои действия.
Спустя без малого сто лет благодаря цифровизации архивных материалов и массовому увлечению исследованиями прошлого «коллекция Ордэна» получила широкое распространение. И исследователи, и простые пользователи, открывшие для себя эту коллекцию, стали воспроизводить
ту структуру фотографии, которую задал Ордэн, вторя его маркетинговым ходам. Тем самым отсутствие критической перспективы и исследования взаимосвязи «коллекции Ордэна» с другими авторскими собраниями изображений приводит к появлению новых смысловых значений, ставящих в тупик профессиональных этнографов, антропологов, археологов и историков. Опасность следования букве источника, даже столь распространенного, как «коллекция Ордэна», становится очевидной.
Заключение
«Коллекция Ордэна» — название, данное компиляции произведений различных фотографов, работавших в азиатских провинциях Российской империи. На волне интереса к этим регионам на рубеже XIX и XX вв. хозяин фотоателье Ордэн сумел объединить в своем собрании самые различные визуальные образы, продаваемые туристам, этнографическим музеям и исследовательским обществам. При этом, стремясь избежать возможных обвинений, он менял структуру фотографий, придавая изображениям новые смысловые оценки. Спустя столетие, не имея обширных биографических сведений об Ордэне, а также не подвергая его коллекцию критическому восприятию, исследователи, историки-любители и простые пользователи оказались в ловушке маркетологической стратегии Ордэна. А наименование его коллекции стало именем нарицательным, стало синонимов визуальных образов прошлого Центральной Азии, Кавказа и Синьцзяна. Очевидно, что в такой ситуации «коллекция Ордэна» является источником для новых смыслов, весьма далеких от изначально вложенных в них авторами оригинальных фотографий. Работа по изучению и анализу «коллекции Ордэна» находится пока на самой начальной стадии и, по нашему мнению, обязательно должна быть продолжена. В первую очередь, безусловно, необходимо вести поиск информации в архивах и музеях Сибири и Алтайского края, Казахстана и Узбекистана. Параллельно нужно заниматься созданием единого сводного иллюстрированного каталога коллекции, включающего подробное описание каждого снимка, информацию о месте его хранения, источнике (если это репродукция), что в дальнейшем позволит критически подойти к тому влиянию, которое «коллекция Ордэна» оказала на наши представления о прошлом.
Литература
1. Прищепова В. А. Иллюстративные коллекции по народам Центральной Азии второй половины XIX — начала XX века в собраниях Кунсткамеры. СПб.: Наука, 2011. 452 с.
2. Montety, F. de. Picturing the Other, mapping the Self: Charles-Eugène de Ujfalvy's anthropological and ethnographie photography in Russian Turkestan (1876-1881) // Photographing Central Asia: From the Periphery of the Russian Empire to Global Presence / eds S. Gorshenina, S. Abashin, B. de Cordier, T. Saburova De Gruyter, 2022. P. 39-63.
3. Абашин С Н Верещагин без колониализма: как постсоветская Россия не отмечает 150-летие завоевания Средней Азии // Новое литературное обозрение. 2020. № 1 (160).
4. Bukhara / series editor V. Naumkin, comp. by A. G. Nedvetsky, introd. by D. Y. Arapov. Reading, UK: Garnet Publishing Limited, 1993. 159 p. (Caught in Time: Great Photographic Archives).
5. Длужневская Г. В. Археологические исследования в Центральной Азии и Сибири в 1859-1959 гг. (по документам Научного архива Института истории материальной культуры РАН). СПб.: ЭлекСис, 2011. 293 с.
6. Perez Gonzales, C. Local Portraiture: Through the lens of the 19th Century Iranian Photographers. Leiden University Press, 2012. 330 p.
7. Архив востоковедов ИВР РАН. ФАВ С-2.
8. Архив востоковедов ИВР РАН, ФАВ В-156, В-169, В-171, В-174, В-191.
9. Vidy Kishineva i ego okrestnostei // The New-York Public Library: Digital collections. URL: https://digitalcollections.nypl.org/ items/510d47db-a6c2-a3d9-e040-e00a18064a99 (accessed: 10.07.2023).
10. Morrison, A. The Conquest of Central Asia through the Turkestan Album // VOICES on Central Asia: [website]. URL: https:// voicesoncentralasia.org/the-conquest-of-central-asia-through-the-turkestan-album/ (accessed: 10.07.2023).
11. Kouteinikova, I. Photographing, Exploring and Exhibiting Russian Turkestan: Central Asia on Display. Routledge, 2022.
12. ГОСКАТАЛОГ.РФ: [интернет-портал]. URL: https://goskatalog. ru/portal/#/collections?q=%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B%20 D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B9%20 % D 0 % B 0 % D 0 % B 7 % D 0 % B 8 % D 0 % B 8 % 2 0 %D1%8D%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1-%8C&museumIds=239&imageExists=null&typologyId=17 (дата обращения: 10.07.2023).
13. Каталог фотографических видов и типов Кавказа, Персии, Европейской и Азиатской Турции. Фотографии Д. И. Ермакова. Продолжение каталога 1896 года. Тифлис: Паровая фотография Штаба Кавказского военного округа, 1901.
14. Попов А. П. Российские фотографы (1839-1930): словарь-справочник: в 3 т. Коломна: Музей органической культуры, 2013. Т. 2. 815 с.
15. Рогожинский А. Е. История одной полузабытой находки и опыт организации охраны археологических памятников Семиречья в конце XIX в. (по архивным источникам) // Известия НАН РК Серия общественных наук. 2011. № 3 (282). С. 184-195.
16. Центральный государственный архив Республики Казахстан. Ф. И-44. Оп. 1. Д. 39328. Л. 9.
17. Клевакин Е. П. Записки провинциального чиновника второй половины XIX века: Воспоминания и рассказы о жизни и службе на Урале и Алтае: сб. док.: в 2 т. / изд. подгот. П. А. Афанасьев. Барнаул: АлтГПУ, 2017. С. 149-150.
18. Elias, L. Der ethnografisch-anthropologische Blick: Die Kasachen der Inneren Horde in den Fotografien Aleksej Charuzins // Fotogeschichte. 2015. Nr. 136. S. 5-14.
19. Mozokhina, N. Pre-revolutionary postcards with views of Turkestan // Photographing Central Asia: From the Periphery of the Russian Empire to Global Presence / eds S. Gorshenina, S. Abashin, B. de Cordier, T. Saburova. Berlin: De Gruyter, 2022. P. 217-249.
20. Holzberger, H. National in front of the Camera, Soviet behind it: Central Asia in Press Photography, 1925-1937 // Journal of Modern European History, 2018. No 16 (4). P 487-508.
21. Махсутов А К. Анализ некоторых фотоисточников, ошибочно относимых к ногайцам // История, археология и этнография Кавказа. 2022. Т. 18, № 4. С. 1087-1100.
22. Географическая выставка (1892; Москва). Каталог выставки. М.: Тип. Д. И. Иноземцева, 1892.
23. Образы России и мира в фотоколлекции Д. Н. Анучина. Этнографический альбом / отв. ред. М. Б. Лейбов. М.: Буки Веди, 2020. 220 с.
24. Albrecht, M. Russisch Centralasien. Reiserbilder aus Transkaspien, Buchara und Turkestan (mit 52 Abbildungen). Hamburg: Verlagsanstalt und Druckerei A.-G. (vormals J. F. Richter), 1896. 249 S.
1 Козловский В? Ф? — ташкентский фотограф, офицер русской армии.
2 Ермаков Дмитрий Иванович (1845-1916) — фотограф, востоковед, этнограф, археолог. Выпускник Тифлисской военно-топографической школы. Владелец фотоателье в Тифлисе. Военный фотограф при штабе Кавказского фронта в Русско-турецкую войну 1887-1888 гг. Придворный фотограф шаха Персии, почетный гражданин Тифлиса. Участник и обладатель наград российских и международных выставок. Автор многочисленных альбомов снимков грузинских памятников, видов и типов Кавказа, видов и типов Тифлиса и окрестностей. Собрал огромную коллекцию фотоснимков, составил и издал ее каталог.
3 Барканов Владимир В? (1826-1892) — владелец фотоателье в Тифлисе и Кутаиси. Автор коллекции кавказских видов и типов. В качестве военного фотографа принимал участие в Русско-турецкой войне 1887-1888 гг. (Кавказский фронт). Придворный фотограф кавказского наместника великого князя Михаила Николаевича. Член Тифлисского отделения ИРГО.
4 Библиотечной коллекция Семевских — книжное собрание известного историка, журналиста, библиофила М. И. Семевского; часть этого собрания унаследовали его жена и дочь.
5 Броссе Мари-Фелисите (1802-1880) — выдающийся русский ориенталист, академик Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге, основоположник российской научной школы кавказоведения и арменистики.
6 Кондрацкий Павел Моисеевич — владелец фотоателье в г. Кишинев с 1883 г. Действительный член Русского фотографического общества с 1896 г.
7 Лейбин Абрам Соломонович (1850-1920) — в 1873 г. основал фотоателье в г. Верном. Фотографировал в г. Верном и Семиреченской области.
8 Энгель Александр Карлович (1848-1918) — сын прусского подданного, по образованию художник. Владелец фотоателье в Пятигорске, Кисловодске, Минеральных Водах, Владикавказе, Ашхабаде, Тифлисе. Награжден малой бронзовой медалью ИРГО «За полезные труды». Побывав по заданию ИРГО в экспедиции в Закаспийскую область, создал альбомы «Виды и типы Закаспийской области» и «Закаспийская военная железная дорога».
9 Роинов (Роинашвили) Александр Соломонович (1846-1898) — грузинский фотограф, этнограф и коллекционер. Оставил обширное фотографическое наследие, запечатлевшее современников, архитектуру и повседневный быт Грузии и Кавказа второй половины XIX в. Член Императорского Археологического общества. Свои мастерские, архив и коллекцию завещал Обществу по распространению грамотности среди грузин. В 1905 г его фотоархив был приобретен Д. Ермаковым.
10 Мишон Александр Михайлович (1858-1921) — российский фотограф и кинематографист, журналист и издатель. Основатель Бакинского фотографического кружка. Член-фотограф Парижской национальной академии. Издавал журнал «Кавказ и Средняя Азия». Автор высокопрофессиональных фотоснимков Баку и его окрестностей.
11 Севрюгин Антон Васильевич (1830Р) — 1933) — выдающийся фотограф, уроженец Тегерана. Владелец одного из самых успешных фотоателье в Персии. Занимался как студийной, так и документальной фотосъемкой. Придворный фотограф Насреддин-шаха Каджара. Его работы хранятся в крупнейших европейских этнологических музеях, библиотеках и архивах.
12 Зейдлиц Николай Карлович (1831-1907) — российский натуралист, статистик и этнограф. Действительный член Кавказского отдела ИРГО.
13 Уйфальви де Мезоковезд, Шарль Эжен (1842-1904) — французский антрополог и этнограф. Действительный член Академии наук Венгрии. В 1877 г. избран членом-корреспондентом ИРГО.