Научная статья на тему '"АНТИЧНОСТЬ" В КАБИНЕТЕ ГРАФА С. Г. СТРОГАНОВА: ПРИМЕР РЕКОНСТРУКЦИИ ПО ФОТОГРАФИИ И. БИАНКИ 1865 ГОДА'

"АНТИЧНОСТЬ" В КАБИНЕТЕ ГРАФА С. Г. СТРОГАНОВА: ПРИМЕР РЕКОНСТРУКЦИИ ПО ФОТОГРАФИИ И. БИАНКИ 1865 ГОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО / АНТИЧНЫЕ ПАМЯТНИКИ / АПОЛЛОН БОЭДРОМИОС / ГРАН-ТУР / ВИДОВЫЕ ФОТОГРАФИИ / ИНТЕРЬЕРЫ СТРОГАНОВСКОГО ДВОРЦА / ИТАЛИЯ / КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / КОЛЛЕКЦИИ СТРОГАНОВЫХ / РИМ / РИМСКИЙ ФОРУМ / СТРОГАНОВСКИЙ ДВОРЕЦ / СТРОГАНОВЫ / ФОТОГРАФ И. К. БИАНКИ / ФОТОГРАФ ТОММАЗО КУЧЧОНИ / ФОТОГРАФИЯ / ФОТОРЕПРОДУКЦИИ / ЭРМИТАЖ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенова Юлия Геннадьевна, Терентьева Ирина Олеговна

Художественные коллекции Строгановых, большая часть которых после Октябрьской революции попала в Государственный Эрмитаж, известны своим разнообразием и высоким художественным уровнем. В их состав входят и предметы, приобретенные графом Сергеем Григорьевичем, считавшимся знатоком античных и иных памятников древности. «Антики» из коллекции графа сейчас находятся в Отделе античного мира Государственного Эрмитажа и хорошо изучены специалистами. В статье сделана попытка реконструировать те особенности личности графа, которые характеризуют его как коллекционера, и понять его художественные пристрастия, основываясь на изобразительных источниках, в частности - по фотографиям с интерьерами Строгановского дворца, выполненным И. К. Бианки в 1865 г. и находящимся сейчас в коллекции фотографий в Отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа. Также авторы статьи обращают внимание на фотографические коллекции графа, о которых, в сравнении с другими предметами из собрания Строгановых, известно крайне мало.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Семенова Юлия Геннадьевна, Терентьева Ирина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“CLASSICAL ANTIQUITY” IN SERGEI G. STROGANOFF’S GRAND CABINET: A CASE OF RECONSTRUCTION AFTER THE PHOTO BY GIOVANNI BIANCHI (1865)

The Stroganov family collection of art, the greater part of which entered the Hermitage after the October Revolution, is known both for its diversity and high artistic level. Among its items there are objects acquired by Count Sergei Grigorievich, who was considered to be an expert in Classical antiquity as well as in other ancient works of art. “Antiques” from his collection are now held by the Department of Greek and Roman Antiquities at the State Hermitage Museum, and are well known to specialists. In the article, based on visual sources, an attempt is made to recreate the Count’s personality as a collector and understand his artistic preferences. The authors particularly rely upon the photographs of the interiors at the Stroganov Palace, taken by I. K. Bianchi in 1865, and currently kept in the photographic collection of the Department of the History of Russian Culture at the State Hermitage Museum. The authors also draw attention to Count’s photographic collections of which little is known in comparison with other objects from the Stroganov collection

Текст научной работы на тему «"АНТИЧНОСТЬ" В КАБИНЕТЕ ГРАФА С. Г. СТРОГАНОВА: ПРИМЕР РЕКОНСТРУКЦИИ ПО ФОТОГРАФИИ И. БИАНКИ 1865 ГОДА»

УДК: 77.03(47) «18», 747(47) «18», 721(37) ББК: 85.128 А 43

Б01: 10.18688/аа188-8-71

Ю. Г. Семенова, И. О. Терентьева

«Античность» в кабинете графа С. Г. Строганова: пример реконструкции по фотографии И. Бианки 1865 года

Идея настоящей работы возникла в связи с изучением коллекции итальянской фотографии в собрании Государственного Эрмитажа, в ходе которого наше внимание привлекла хранящаяся в Отделе античного мира большеформатная фотография середины XIX в. с видом Римского форума в исторической раме1 (Илл. 104). Удалось установить, что этот фотоснимок украшал стену кабинета Сергея Григорьевича Строганова во дворце на Мойке. Об этом свидетельствует изображение кабинета, выполненное фотографом Иваном Бианки2 в 1865 г.3 (Илл. 105), входящее в комплект фотографий с интерьерами Строгановского дворца, заказанных Бианки, по всей видимости, после завершения ремонта и отделки комнат Сергея Григорьевича. На снимках с интерьерами представлены и художественные коллекции династии Строгановых, большая часть которых во второй половине 1920-х гг. поступила в Эрмитаж и к настоящему моменту хорошо изучена специалистами. Однако иногда находки, подобные нашей, позволяют взглянуть на уже известные вещи под другим углом и обратить внимание не только на предметы, но и на личность коллекционера.

Исследователь и коллекционер граф Сергей Григорьевич был одним из выдающихся представителей рода Строгановых, он значительно обогатил уже имевшееся собрание. По оценкам современников, граф был человеком широких познаний, разбирался в западноевропейском искусстве, нумизматике, в русских и классических древностях. В разное время Сергей Григорьевич исполнял обязанности куратора Московского университета, основал художественную школу в Москве, участвовал в работе Комиссии по постройке храма Христа Спасителя. Был основателем и председателем Императорской археологической комиссии, в ежегодных отчетах которой нередко публиковались приобретаемые им предметы. Снимок кабинета позволяет не только проникнуть в сферу его научных интересов, но и понять личные пристрастия.

Помимо фотографии Бианки, есть и другие источники, дающие представление

0 том, как выглядел кабинет графа и какие вещи в нем находились. Это опись коллекций

1 До 2017 г. — АФвс-8296 (ОАМ), в мае 2017 г. фотография была передана в Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа, в фонд хранения фотографий.

2 Иван (Джованни) Карлович Бианки (1811-1893) — один из первых петербургских фотографов.

3 ОИРК. ОГФ-5234.

из дворца на Мойке4, портрет графа работы Константина Маковского5, картина Аль-берто Колюччи6. Описание кабинета оставил в своих воспоминаниях Федор Иванович Буслаев7: «Это была очень длинная комната с окнами только по одну сторону; промежутки между окнами и вся противоположная стена заняты шкафами в рост человека с книгами на полках и с разными редкостями в выдвижных ящиках. Тут же находилась и драгоценная коллекция греческих, римских и византийских монет, золотых и серебряных, а частию и медных, наиболее редкостных <...>. На шкафах стояли разные художественные предметы из металла и мрамора <...>. По стенам над шкапами и в других местах были развешаны картины старинной итальянской и голландской живописи, преимущественно XV века, которые в разное время сам граф приобретал за границею» [3, с. 168-169].

И описание кабинета, и иллюстрации говорят как о широте интересов графа, так и об эклектичности его вкусов, что в целом соотносится и с характером фамильных коллекций, и с духом времени. Обращает на себя внимание большое количество мелкой пластики, на первый взгляд кажущейся античной, а вернее, заставляющей вспомнить об античности. Античный, в частности «римский», контекст создает и пейзаж с пинией, висящий на стене, и большая фотография с видом Римского форума. В этом личном пространстве, весьма скупо обставленном, его владелец, как можно предположить, собрал дорогие сердцу вещи.

Портрет, выполненный Константином Маковским в 1882 г., в последний год жизни графа, вновь переносит нас в его кабинет. Как и на фотографии Бианки, мы замечаем здесь, видимо, любимое ампирное кресло и памятники небольших размеров на стеллаже. Собранные в кабинете предметы позволяют нам хотя бы отчасти ответить на вопрос, какую античность и какой Рим создавал вокруг себя граф Сергей Григорьевич Строганов. Скажем несколько слов о наиболее заметных вещах, которые сейчас входят в эрмитажное собрание.

На фотографии Бианки хорошо различима занимающая центральное место на стеллаже бронзовая статуэтка так называемого Аполлона Боэдромиоса. Название было дано скульптуре Лудольфом Стефани, хранителем Отделения древностей Императорского Эрмитажа, в специальной работе, изданной в 1863 г. [14]. История этого памятника, приобретенного Строгановым у князя Юрия Долгорукова в 1848 г., хорошо известна антиковедам. Подобно тому как саркофаг II в. н. э. «Ахилл на Скиросе» был куплен его предком Александром Сергеевичем Строгановым как «гробница Гомера», так и бронзовый Аполлон, признанный в результате многолетней полемики работой Нового времени, был приобретен С. Г. Строгановым как несомненный античный памятник, представляющий оригинальную версию в бронзе Аполлона Бельведерского. И как было указано в пояснениях к выставке «Старинных художественных предметов», проводив-

4 АГЭ. Ф. 1. Оп. 10. Д. 55а.

5 ГРМ. ЖБ-620.

6 ГРМ. № 2739.

7 Ф. И. Буслаев (1818-1897) — фольклорист и историк русской литературы. В течение многих лет был учителем сыновей С. Г. Строганова, дважды сопровождал его в поездках в Италию и разделял его увлечение древностями.

шейся в 1897 г. в Строгановском дворце: «Статуя эта знаменита в археологической литературе тем, что указала, как следовало реставрировать статую Бельведерского Аполлона» [17, с. 117].

На портрете Маковского хорошо различим и «Бюст Зевса на орле»8, приобретенный Строгановым через посредничество генерала Менькова и опубликованный в Отчетах Императорской археологической комиссии за 1875 г. [16, с. 200] как якобы найденный близ Севастополя. Однако и в этом случае мы, по всей вероятности, можем говорить о подделке. Небольшая алебастровая голова бритого мужчины, стоящая на том же стеллаже, относится к так называемому типу портретов Сципиона9, большой группе памятников, значительная часть которых, так же как и строгановский (а теперь эрмитажный), была сделана в Новое время.

Украшают кабинет коллекционера бронзовые копии фигуры Персея работы Чел-лини и микеланджеловского Моисея, статуэтка Нептуна с трезубцем, бронзовая скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья» — позднейшее европейское воспроизведение античной группы из Ватиканских музеев. Были здесь и превосходные археологические вещи, в первую очередь этрусские, купленные при посредничестве В. Гельбига, среди них «пустотелые головы» — крышки от каноп — и эллинистические бронзы, например прекрасная статуэтка актера, которую мы также различаем на снимке Бианки. Сейчас все они находятся в собрании Государственного Эрмитажа.

Такое соединение разнородных вещей: подлинников и скульптур «под антик», копий и подделок — наводит на мысль о том, что для хозяина кабинета вопрос подлинности и «древности» окружавших его вещей не был столь уж важен. Его скорее привлекали либо оригинальный характер и редкость вещи, либо «античные» или «римские» реминисценции. Наверное, мы можем сказать, что, считаясь в свое время знатоком античности, Сергей Григорьевич Строганов не был им в точном смысле этого слова. Вероятно, он видел античность через призму западноевропейского искусства, которое являлось предметом коллекционирования нескольких поколений Строгановых. Особо он выделял предметы из археологических раскопок, которыми был страстно увлечен, как и многие коллекционеры его века, века археологических открытий. Все эти предметы на равных сосуществовали в его кабинете, создавая определенную художественную среду, в которой должно было быть комфортно хозяину, — «мир античности», особенно Рима, который и запечатлел на своем снимке Иван Бианки.

Склонность к коллекционированию граф С. Г. Строганов привил и своим сыновьям. Двое из них, Григорий и Павел, собрали в своих особняках в Риме и Санкт-Петербурге коллекции предметов античного и итальянского искусства. Для нас же, в контексте нашего исследования, представляет интерес выдержка из воспоминаний Ф. И. Буслаева, относящаяся к третьему сыну Строганова, Александру, собиравшему нумизматическую коллекцию: «Иногда мы вдвоем просиживали целые вечера, мечтая о том, как бы мы устроили в России дворцы в роде римских, флорентийских и генуэзских и какими бы картинами и статуями их украсили, взяв эти сокровища из галерей, музеев Западной

8 ОАМ. ГР-9663.

9 ОАМ. ГР-9661.

Европы. При этом ставилось необходимым условием, чтобы эти картины и статуи были немногочисленны и располагались по жилым комнатам, а не в особых залах, назначаемых для публичных галерей и музеев. И вот мы начинали собирать перед собою Аполлона Бельведерского, Лаокоона из Ватикана, знаменитый бюст Юноны из римской виллы Людовизи, Умирающего гладиатора из Капитолийского музея, Точильщика и Венеру Медицейскую из Флорентийской трибуны, пьяного Фавна из Мюнхена и т. д.» [10, с. 189].

Конечно, в реальности это не было достижимо, но фотографии с воспроизведениями предметов искусства давали такую возможность. Все перечисленные в этом отрывке шедевры, за исключением Фавна Барберини, составляли стандартный набор фотокарточек в альбомах, привозимых из путешествий по Европе во второй половине XIX в.

Из описи галереи графа Строганова, составленной в 1884 г.10, известно, что в коллекции Строгановых, помимо картин, фарфора, древностей и других художественных произведений, находилось большое количество фотографий. В описании папок и портфелей из Библиотеки № 1 в равной мере представлены как фоторепродукции знаменитых картин и фресок итальянских художников, так и фотографии с видами российских городов и церквей, а также снимки с предметов искусства, в том числе и античных. Среди них — «статуэтки из Терра-Коты, найденные в Керчи (оригиналы в Эрмитаже)»11, «голова Юпитера, в Эрмитаже, объяснена г. Стефани в 1877 г., копия ее из гипса в галерее»12, «голова Юпитера с орлом из мрамора гр. Г. С. Строганова»13 и фотография Аполлона Бельведерского в черной рамке14 (эту фотографию мы видим на снимке генерал-майора А. Насветевича, сделанном в апреле 1897 г. в галерее Строгановского дворца во время проведения там выставки старинных художественных предметов и картин; фотография выставлена рядом с Аполлоном Боэдромиосом).

В описании же Большого кабинета под одним порядковым номером значатся «две фотографии: Собор св. Марка и развалины»15. Обе фотографии хорошо видны на снимке Бианки16.

Интерес С. Г. Строганова к фотографии может быть объяснен как обширными интересами графа в области искусств, так и тенденциями эпохи. С момента объявления в августе 1839 г. о новом способе получения изображений посредством света прошло чуть более 15 лет, а фотография уже прочно вошла в жизнь общества. Это изобретение сделало доступным обладание известными художественными шедеврами в виде фотографических отпечатков для всех любителей искусства. Постепенное усовершенствование фотографической техники и появление в 1852 г. печати на альбуминовой бумаге со стеклянных негативов позволили получать изображения высокого качества и распечатывать их большим тиражом в короткий срок. Это, в свою очередь, помогло большин-

10 АГЭ. Ф. 1. Оп. 10. Д. 55а.

11 Там же. Л. 70.

12 Там же. Л. 71.

13 Там же. Л. 71.

14 Там же. Л. 63.

15 Там же. Л. 6.

16 Современное местонахождение снимка с собором Святого Марка пока неизвестно.

ству фотографов перейти на коммерческий выпуск фотографий. Отпечатки с видами городов, архитектурными достопримечательностями и памятниками древности выпускались в больших количествах и были доступны широкому кругу покупателей. Хорошей иллюстрацией этому служат некоторые замечания русского художника Александра Андреевича Иванова. В декабре 1852 г. он так писал из Рима московскому предпринимателю и меценату К. Т. Солдатёнкову: «Наконец я вам высылаю фотографии. У каждой подписано, откуда она: из Капитолия, или из Ватикана <...>. Теперь, значит, вы имеете все драгоценности архитектуры и скульптуры, в самых лучших фотографиях» [1, с. 277]. Чуть позже, в январе 1853 г., он написал своему другу, граверу Ф. И. Йордану: «К Сол-датёнкову я недавно послал богатую коллекцию фотографий: виды древних римских строений, в развалинах, и статуи Ватикана и Капитолия. Успехи фотографии чувствительны...» [1, с. 279].

Коллекция фотографий графа С. Г. Строганова отличается тем, что в ней нет отпечатков массового производства. Об этом позволяют судить указанные в описях размеры, превышающие размеры стандартных фотоснимков того времени. Оформленная в золоченую раму со стеклом, фотография с видом Римского форума из кабинета Строганова состоит из трех отдельных отпечатков17. В нижнем поле паспарту стоит фирменный оттиск изготовителя: "Fotografia Cuccioni Roma Via Condotti 19".

Томмазо Куччони был одним из самых искусных фотографов, занимавшихся съемкой ведут в Риме в 50-60-е гг. XIX в. Он прошел традиционный в то время путь, от художника-гравера до фотографа. Увлекшись новым многообещающим направлением, Куччони начал снимать те сюжеты, которые исполнял в гравюре, т. е. виды Рима с античными памятниками. Эти снимки он продавал в своем магазине в центре Рима наряду с гравюрными видами. Большой формат фотоотпечатков оправдывал их высокую цену, сопоставимую с гравюрами такого же формата.

Отметим, что упоминавшийся выше А. А. Иванов именно у Т. Куччони заказывал в 1858 г. съемку и изготовление фотоотпечатков со своей картины «Явление Мессии». Часть изготовленных фотографий продавалась в его же магазине; остальные снимки, как малого, так и большого формата, преподносились А. А. Ивановым в качестве подарков не только друзьям, но и августейшим особам [1, с. 304-306].

На Всемирной выставке 1855 г. в Париже снимки Т. Куччони получили высокую оценку за необычный размер, композицию и качество исполнения. Фотография из коллекции С. Г. Строганова с видом Римского форума является ярким подтверждением мастерства фотографа. Печать фотографий в то время проводилась контактным способом, и размер отпечатков соответствовал размеру негативов. Для того чтобы покрыть стеклянную пластину (негатив) большого размера раствором коллодия, требовалась как определенная сноровка, так и немалая физическая сила (можно предположить, что с пластиной работали сразу несколько человек). Отпечатки идеально подогнаны друг к другу как по оттенку изображения, так и по его рисунку, места их стыковки с трудом различимы. Качество печати также было выполнено на высоком уровне: по прошествии более 100 лет отпечаток имеет достаточно насыщенный оттенок, притом что при жизни

Общий размер отпечатка 56,8x153 см, размер боковых 56,8x50 см, размер в раме 87x176,3x6 см.

владельца фотография висела напротив окон. Изготовление таких снимков носило, скорее всего, эксклюзивный характер, и доступны они были далеко не каждому. Снимок может быть датирован 1857-1858 гг. В этот период изготовление так называемых туристических фотографий еще только начинало набирать популярность, в связи с чем они достаточно редко встречаются в музейных собраниях в сравнении с массовой фотопродукцией последней четверти XIX в. Фотографию с видом Римского форума из кабинета С. Г. Строганова, без преувеличения, можно считать уникальной. Как правило, фотографу удавалось сделать всего лишь несколько отпечатков с негативов подобного размера, так как большие стекла бились и были подвержены различным повреждениям. По всей видимости, и сам граф дорожил этим снимком, так как поместил его на стене своего кабинета среди других любимых им вещей наравне с предметами древности, живописи и скульптуры. Интересно, что, хотя на снимке Бианки мы видим большое количество портретных фотографий, в описи 1884 г. в Большом кабинете упоминаются только три снимка: «Собор св. Марка», «Развалины» и портрет графини Натальи Павловны Строгановой18. Это еще раз свидетельствует об особом отношении С. Г. Строганова к этим снимкам и их месту в его коллекции.

В описях имущества Строгановского дворца на Невском проспекте, составленных уже в 20-е гг. XX в.19, выделяется еще ряд фотографий с изображением архитектурных памятников Италии. Обращают на себя внимание размеры этих отпечатков, некоторые из которых достигают 1 метра в длину и более. Помимо снимка Римского форума на настоящий момент удалось найти и отождествить еще 3 большеформатных отпечатка, чье происхождение из дворца Строгановых подтверждают надписи, содержащиеся на оборотной стороне, и проставленные там же номера, совпадающие с номерами описей. Так, на фотографии с изображением Колизея, хранящейся в Отделе античного мира20, у нижнего края паспарту виден оттиск мастерской Куччони, на оборотной стороне имеется надпись: «вторая от окна». Похожая надпись — «первая от окна» — стоит на обороте фотографии из хранения Отдела истории русской культуры с изображением интерьера базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме21. В описях этот снимок значится как «Внутренний вид собора». Еще одна фотография, с изображением статуи Микелан-джело «Моисей» из собора Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме22, с оттиском мастерской Куччони на паспарту, также хранится в Отделе истории русской культуры.

Можно предположить, что, будучи в Риме, граф приобрел в магазине Куччони целую партию большеформатных снимков. Покупка для своей эпохи достаточно оригинальная: интерьеры в ту пору действительно начали украшать большим количеством фотографий, но, как правило, они были портретными и меньшего формата. Вероятно, причиной покупки стала особая любовь графа к Риму и желание сохранить образ веч-

18 АГЭ. Там же. Л. 6. Особо отметим, что первые два снимка в архивном деле перечислены подряд, под одним порядковым номером.

19 АГЭ. Ф. 1. Оп. 10. Д. 51, 19а, 63.

20 До 2017 г. — АФвс-8297 (ОАМ), в мае 2017 г. фотография была передана в Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа, в фонд хранения фотографий. Общий размер фотографии 73x154,5 см, размер в раме 89x169,5 см.

21 ГЭ. ОГФ-6678. Размер фотографии 55x68 см.

22 ГЭ. ОГФ-6679. Размер фотографии 69x56 см.

ного города в своем петербургском особняке, а документальные качества, присущие фотографии, как нельзя лучше подходили для реализации этого желания. В результате, помимо видов Древнего Рима, сюда попали и изображения более поздних памятников, а заодно и несколько видов Флоренции и собор Сан-Марко в Венеции. Трудно представить помещение, в котором можно было бы разместить десяток фотографий в рамах, некоторые из которых достигали 1,5 метров в длину, поэтому ответить на вопрос, в каких именно интерьерах дворца размещались снимки, затруднительно. Где находятся остальные крупноформатные отпечатки из коллекции Строганова, пока установить не удалось.

На картине А. Колюччи, написанной после смерти графа, видны некоторые перемены в интерьере кабинета: на стеллаже отсутствует статуэтка Аполлона, но появились этрусские канопы; Лаокоона переставили на окно, заменив каминными часами; а место фотографий на стене заняла живописная работа небольшого формата. Мир «римской античности», созданный для себя графом Сергеем Григорьевичем Строгановым, ушел из кабинета вместе с его хозяином.

Литература

1. Боткин М. П. Александр Андреевич Иванов: Его жизнь и переписка. 1806-1858 гг. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1880. — 478 с.

2. Бритова Н. Н., Лосева Н. М., Сидорова Н. А. Римский скульптурный портрет. — М.: Искусство, 1975. — 384 с.

3. Буслаев Ф. И. Мои воспоминания. — М.: В. Г. фон Бооль, 1897. — 387 с.

4. Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура. — Пг.: Брокгауз-Ефрон, 1923. — 172 с.

5. Вальдгауер О. Ф. Римская портретная скульптура в Эрмитаже. — Петроград: Брокгауз-Ефрон, 1923. — 109 с.

6. Вощинина А. И. Римский портрет: Коллекция Государственного Эрмитажа. — Л.: Аврора, 1974. — 214 с.

7. Иван Бианки — первый светописец Петербурга: Каталог выставки. — СПб.: Гос. музей истории Санкт-Петербурга, 2005. — 159 с.

8. Китаев А. Петербург Ивана Бианки. Poste restante. — СПб.: Росток, 2015. — 168 с.

9. Кузнецов С. О. Дворцы и дома Строгановых. Три века истории. — М.; СПб.: Центрполиграф, МиМ-Дельта, 2008 — 319 с.

10. Кузнецов С. О. Строгановы. 500 лет рода. Выше только цари. — М.; СПб.: Центрполиграф, 2012. — 560 с.

11. Кузнецов С. О. Строгоновский дворец: архитектурная история — СПб.: Коло, 2015. — 320 с.

12. Лесницкая М. М. Культ Исиды и римский портрет // Древний Восток и античная цивилизация. — Л.: Изд-во ГЭ, 1989. — 138 с.

13. Санкт-Петербург в светописи 1840-1920-х годов: Каталог выставки. — СПб.: Славия, 2003. — 303 с.

14. Стефани Л. Аполлон Боэдромиос, статуя музея графа С. Г. Строганова. Приложение к III тому Записок Имп. Академии наук № 1. — СПб.: Императорская Академия наук, 1863. — 73 с.

15. Строгановы. Меценаты и коллекционеры: Каталог выставки. — СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2003. — 312 с.

16. Отчет Императорской археологической комиссии за 1875 г. — СПб.: [б. и.], 1878. — 224 с.

17. Указатель выставки старинных художественных предметов и картин в пользу учреждений, состоящих под покровительством Ея Имп. Выс. Великой княгини Марии Павловны. — СПб.: Коммерческая скоропечатня Евгения Тиле, 1897. — 127 с.

18. Encyclopedia of Nineteenth-Century Photography / Ed. J. Hannavy. — New York; London: Routledge, Taylor & Francis Group, LLC, 2008. — 587 p.

19. Kleiner D. E. E. Roman Sculpture. — New Haven; London: Yale University Press, 1992. — 477 p.

20. Nineteenth-Century Photographs and Architecture. Documenting History, Charting Progress, and Exploring the World / Ed. M. Nilsen. — Burlington: Ashgate Publishing Ltd., 2013. — 292 p.

21. Roma 1840-1870. La fotografia, il collezionista e lo storico / Curatori di M. Bonneti, C. DaWOlio, A. Pran-di. — Roma: Peliti Associati, 2008. — 211 p.

22. Scenari della Memoria. Roma nella fotografia 1850-1900 / Curatori di M. E. Tittoni, A. Margiotta. — Milano: Electa, 2002. — 191 p.

23. StrongE. S. Roman Sculpture. From Augustus to Constantine. — London: Duckworth, 1907. — 702 p.

24. Watson W. M. Images of Italy. Photography in the 19th Century. — Mount Holyoke College Art Museum, 1980. — 71 p.

Название статьи. «Античность» в кабинете графа С. Г. Строганова: пример реконструкции по фотографии И. Бианки 1865 года.

Сведения об авторах. Семенова Юлия Геннадьевна — главный хранитель Отдела античного мира. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186. [email protected]

Терентьева Ирина Олеговна — научный сотрудник, хранитель фонда фотографий Отдела истории русской культуры. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186. [email protected]

Аннотация. Художественные коллекции Строгановых, большая часть которых после Октябрьской революции попала в Государственный Эрмитаж, известны своим разнообразием и высоким художественным уровнем. В их состав входят и предметы, приобретенные графом Сергеем Григорьевичем, считавшимся знатоком античных и иных памятников древности. «Антики» из коллекции графа сейчас находятся в Отделе античного мира Государственного Эрмитажа и хорошо изучены специалистами.

В статье сделана попытка реконструировать те особенности личности графа, которые характеризуют его как коллекционера, и понять его художественные пристрастия, основываясь на изобразительных источниках, в частности — по фотографиям с интерьерами Строгановского дворца, выполненным И. К. Бианки в 1865 г. и находящимся сейчас в коллекции фотографий в Отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

Также авторы статьи обращают внимание на фотографические коллекции графа, о которых, в сравнении с другими предметами из собрания Строгановых, известно крайне мало.

Ключевые слова: античное искусство; античные памятники; Аполлон Боэдромиос; Гран-тур; видовые фотографии; интерьеры Строгановского дворца; Италия; коллекционирование; коллекции Строгановых; Рим; Римский форум; Строгановский дворец; Строгановы; фотограф И. К. Бианки; фотограф Томмазо Куччони; фотография; фоторепродукции; Эрмитаж.

Title. "Classical Antiquity" in Sergei G. Stroganoff's Grand Cabinet: A Case of Reconstruction after the Photo by Giovanni Bianchi (1865).

Authors. Semenova, Yuliya Gennadievna — head keeper of the Department of Greek and Roman Antiquities. The State Hermitage Museum, Dvortsovaia nab., 34, 191186 St. Petersburg, Russian Federation. [email protected]

Terentieva, Irina Olegovna — research associate, curator of the photographic collection at the Department of the History of Russian Culture. The State Hermitage Museum, Dvortsovaia nab., 34, 191186 St. Petersburg, Russian Federation. [email protected]

Abstract. The Stroganov family collection of art, the greater part of which entered the Hermitage after the October Revolution, is known both for its diversity and high artistic level. Among its items there are objects acquired by Count Sergei Grigorievich, who was considered to be an expert in Classical antiquity as well as in other ancient works of art. "Antiques" from his collection are now held by the Department of Greek and Roman Antiquities at the State Hermitage Museum, and are well known to specialists.

In the article, based on visual sources, an attempt is made to recreate the Count's personality as a collector and understand his artistic preferences. The authors particularly rely upon the photographs of the interiors at the Stroganov Palace, taken by I. K. Bianchi in 1865, and currently kept in the photographic collection of the Department of the History of Russian Culture at the State Hermitage Museum. The authors also draw attention to Count's photographic collections of which little is known in comparison with other objects from the Stroganov collection.

Keywords: art of Classical antiquity; antique art objects; Apollo, Grand Tour; view photographs; Stroganov Palace's interiors; Italy; collecting; Stroganov collections; Rome; Forum Romanum; Stroganov palaces; the Stro-ganovs; photographer J. C. Bianchi, photographer Tommaso Cuccioni; photography; photo reproductions; The State Hermitage Museum.

References

Bonneti M.; Dall'Olio C.; Prandi A. Roma 1840-1870. La fotografia, il collezionista e lo storico. Roma, Peliti Associati Publ., 2008. 211 p. (in Italian).

Botkin M. P. Aleksandr Aleksandrovich Ivanov. Ego zhizn i perepiska. 1806-1858 (A. A. Ivanov. His Life and Correspondence. 1806-1858). Saint Petersburg, M. M. Stasyulevich Publ., 1880. 478 p. (in Russian).

Britova N. N.; Loseva N. M., Sidorova N. A. Rimskii skulpturnyiportret (The Roman Sculpture Portrait). Moscow, Iskusstvo Publ., 1975. 384 p. (in Russian).

Buslaev F. I. Moi vospominaniia (My Memoirs). Moscow, V. G. von Bool Publ., 1897. 387 p.

Hannavy J. (ed.). Encyclopedia of Nineteenth-Century Photography. New York; London, Routledge, Taylor & Francis Group, LLC Publ., 2008. 587 p.

Ivan Bianki pervyiy svetopisets Peterburga (Ivan Bianchi — the First Light Painter of Petersburg). Catalogue of the Exhibition. Saint Petersburg, Gosudarstvennyii muzei istorii Sankt Peterburga Publ., 2005. 159 p.

Kitaev A. Peterburg Ivana Bianki. Poste restante (Ivan Bianchi's Petersburg. Poste restante) Saint Petersburg, Rostok Publ., 2015. 168 p.

Kleiner D. E. E. Roman Sculpture. New Haven; London, Yale University Press Publ., 1992. 477 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kuznetsov S. O. Dvortsy i doma Strogonovykh. Tri veka istorii (The Strogonoffs' Palaces and Residences. Three Centuries of the History). Moscow; Saint Petersburg, Tsentrpoligraf, MiM-Delta Publ., 2008. 319 p.

Kuznetsov S. O. Strogonovy. 500 let roda. Vyshe tol'ko tsari (The Strogonoffs. 500 Years of the Family. Only Monarchs Are Higher). Moscow; Saint Petersburg, Tsentrpoligraf Publ., 2012. 560 p.

Kuznetsov S. O. Strogonovskii dvorets: arhitekturnaia istoriia (The Strogonoff Palace: Its Architectural History). Saint Petersburg, Kolo Publ., 2015. 320 p.

Lesnitskaya M. M. The Cult of Isida and Roman Portrait. Drevniy Vostok i antichnaya tsivilizatsiya (Ancient East and Civilization of Classical Antiquity). Leningrad, The State Hermitage Museum Publ., 1989. 138 p.

Nilsen M. (ed.). Nineteenth-Century Photographs and Architecture. Documenting History, Charting Progress, and Exploring the World. Burlington, Ashgate Publ., 2013. 292 p.

Otchet Imperatorskoy arheologicheskoy komissii za 1875 g. (The Report of the Imperial Archaeological Committee for the Year 1875). Saint Petersburg, 1878. 224 p.

Sankt Peterburg v svetopisi (Saint Petersburg in Light Painting). Catalogue of the Exhibition. Saint Petersburg, Slavia Publ., 2003. 303 p.

Stefani L. Apollo Boedromios, statuia muzeia grafa S. G. Stroganova. Prilozhenie k III tomu zapisok Imp. Akademii nauk (Apollo Boedromios, the Statue from Count S. G. Stroganoffs Museum. Appendix to the 3rd volume of Papers of the Imperial Academy of Sciences). Saint Petersburg, Imperatorskaia Akademiia nauk Publ., 1863. 73 p.

Stroganovy. Metsenatyi i kollektsionery (The Stroganoffs. Patrons of Art and Collectors). Catalogue of the Exhibition. Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2003. 312 p.

Strong E. S. Roman Sculpture. From Augustus to Constantine. London, Duckworth Publ., 1907. 702 p.

Tittoni M. E.; Margiotta A. Scenari della Memoria. Roma nella fotografia 1850-1900. Milano, Electa, 2002. 191 p. (in Italian).

Ukazatel' vystavki starinnyh hudozhestvennyh predmetov i kartin v pol'zu uchrezhdenii, sostoiashchikh pod pokrovitel'stvom Eia Imp. Vys. Velikoi knyagini Marii Pavlovny (The Guide to the Exhibition of Ancient Art Objects and Paintings in Favour of the Institutions under the Patronage of Her Majesty Grand Duchess Maria Pavlovna). Saint Petersburg, Kommercheskaia skoropechatnia Evgeniia Tile Publ., 1897. 127 p.

Voshchinina A. I. Rimskii portret. Kollektsiia Gosudarstvennogo Ermitazha (Roman Portrait. The Collection of the State Hermitage Museum). Leningrad, Avrora Publ., 1974. 214 p.

Waldhauer O. F. Antichnaya skulptura (Antique Sculpture). Petrograd, Brockhaus & Efron Publ., 1923, 172 p.

Waldhauer O. F. Rimskaia antichnaia skulptura v Ermitazhe (Ancient Roman Sculpture at the Hermitage). Petrograd, Brockhaus & Efron Publ., 1923. 109 p.

Watson W. M. Images of Italy. Photography in the 19th Century. Mount Holyoke College Art Museum Publ., 1980. 71 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.