фотография. изображение. документ. вып. 6(6)
Н. А. СТАНУЛЕВИЧ
атрибуция императорских фотографий из коллекции музея академии художеств
Основой фотографической коллекции Научно-исследовательского музея Российской академии художеств (ним рах) являются архитектурные фотографии, а также репродукции произведений искусства. Намного реже встречаются фотографии, запечатлевшие те или иные исторические события. Они стали частью музейной коллекции, скорее всего, из-за внимания к архитектурным сооружениям, попавшим в кадр при этих съемках. Одиночные и групповые портреты представляют самую незначительную часть коллекции и тем самым привлекают наибольшее внимание исследователей1.
В ходе научной обработки фонда фотонегатеки музея, начавшейся в 2011 г., возникла необходимость проведения атрибуции некоторых фотографий, в том числе поступивших в коллекцию до начала Великой Отечественной войны.
Наше внимание привлекла папка с надписью «Фотографии из семейных альбомов», содержавшая 6 групповых фотографий. Из музейной описи фотографий следовало, что в коллекции отсутствуют какие-либо семейные архивы, а, значит, необходимо было обратить внимание на указанную папку, ввиду ее нехарактерного содержания. При первичном осмотре снимков
ФРЖ
Илл. 1. © ним рах, Инв. № Ф-9184
Илл. 2. © НИМ РАХ, Инв. № Ф-9154
из этой папки было установлено, что все они выполнены иностранными фотоателье из качественных материалов и находятся в хорошей сохранности.
Снимок с тремя детьми на лошадях (илл. 1) был снят в фотоателье Гарри Филипса (Harry F. Phillips). На фотографическом бланке имеются подписи: «Zia», «Michael», «Nada», выполненные черными чернилами. В результате внимательного изучения этих надписей возникло предположение, что они были сделаны разными людьми, возможно, самими портретируемыми. С помощью поисковых систем в сети Интернет мы обнаружили примеры фотографических портретов, выполненных Г. Филипсом. Его работы хранятся, например, в британской Национальной портретной галерее2. Согласно сделанному недавно устному сообщению кн. Кати Голицыной, на фотографии из коллекции ним рах изображены дети вел. кн. Михаила Михайловича (1861-1909) — Анастасия, Надежда и Михаил.
Другой любопытной фотографией (илл. 2) из упомянутой папки является снимок, выполненный Альфредом Коллином (Alfred Theodor Collin, 1849-1922) [6]. Как и на предыдущей фотографии, группа лиц позирует верхом. Фотография имеет оттиск с именем фотографа и адресом датского фотоателье.
В инвентарных книгах музея обе фотографии имеют одинаковое название — «Фасад неизвестного здания» (!). Это наименование совершенно не адекватно содержанию снимков, поскольку очевидно, что объектами съёмки выступали люди, а не здания, фрагменты которых попали на второй план
фотографий. Из-за недостатка информации и материалов для портретной идентификации, работа с этими снимками в 2011 г. была приостановлена.
Весной 2015 г. началась научная обработка фотографий небольших форматов. В поле нашего внимания оказался конверт с надписью «Вид со зданием. С.-Петербург. Фонтанка (?)», содержавший снимок формата cartës-dë-vvsitë5 (илл. 3). Альбуминовый отпечаток наклеен на плотный глянцевый картон коричневого оттенка с золотым обрезом. На переднем плане снимка изображен человек крупного телосложения, катающийся на льду, на заднем плане — ограда с воротами, оформленными архитектурным декором, а также фасады зданий. При первом же знакомстве с фотографией нами было выдвинуто предположение, что на нем кем-то из близких был запечатлен император Александр ш на катке Аничкова дворца. Приведем основные аргументы в пользу нашего предположения.
Из мемуаров С. Д. Шереметьева известно, что «в саду Аничкова дворца устроены были ледяные горы и каток, то же и в Гатчине. Сюда собирались его [Александра III — Н. С.] дети с приглашенными товарищами, и государь охотно с ними возился и играл» [Цит. по: 1, с. 190]. Члены императорской семьи увлекались фотографией; в качестве примера можно привести альбомы фрейлины Анны Вырубовой4, которые представляют собой крупное собрание любительских фотографий семьи Николая II, и хранятся в библиотеке Йельского университета5. Оцифрованные листы альбомов позволяют
Илл. 3. © НИМ РАХ, Инв. № Ф-1712
Илл. 4. © ним рах, Инв. № Ф-9154. Фрагмент
получить представление о том, как выглядели любительские снимки императорской фамилии. Рассматриваемая фотография из коллекции ним рах по организации кадра относится как раз к любительской: фигура человека получилась «размытой», хотя именно она является центральной в композиции кадра. При этом отпечаток оформлен нетипично богато для обычной любительской фотографии.
Затем было проведено сканирование отпечатка с разрешением 2400 dpi с целью обработки изображения и получения дополнительной информации о зафиксированных на снимках объектах. На данном этапе изучением изображенного на фотографии лица любезно согласилась заняться кандидат искусствоведения О. А. Хорошилова. После компьютерной обработки снимка, по элементам одежды было установлено, что на отпечатке под названием «Вид со зданием. С.-Петербург. Фонтанка (?)» действительно изображен Александр iii на катке Аничкова дворца.
Работа с музейной документацией позволила определить общую историю бытования трех рассмотренных выше снимков (см. илл. 1,2,3): все эти экспонаты имеют общий номер по музейной Книге поступлений, а также близкие значения номеров6, присвоенных им в Музейном фонде до 1937 г. Факт одновременного поступления данных фотографий в коллекцию ним рах заставил вернуться к атрибуции датского снимка из папки «Фотографии из семейных альбомов».
Прежде всего, нас интересовала центральная фигура — самого старшего из изображенных мужчин, так как возможность его идентификация представлялась наиболее вероятной. Предположение о том, что на фотографии запечатлены венценосные особы из Дании, подкреплялась и тем, что вместе с рассматриваемой фотографией в 1937 г. в музей поступили фотографии королевского замка во Фреденсборге7, также имевшие номера Музейного фонда. Исследование иконографии членов Датской королевской семьи позволило за короткий промежуток времени выявить целый ряд групповых снимков королевской семьи, которые датируются второй половиной
Илл. 5. © K0benhavns Museum, 1937:122x4192
xix — началом хх в. Среди фотографий разных форматов и ком- на альбуминовой бумаге, наклеенный на белый глянцевый
позиций были найдены характерные портреты датского короля картон с золотым обрезом. В документах музейного учета
Кристиана Х8. После сравнительного анализа фрагмента фото- фотография называется «Дания. Фреденсборг. Королевский
графии из коллекции ним рах (илл. 4) и фотографии из собрания замок». На фотографии изображен приезд членов правящих
Музея Копенгагена (илл. 5), можно с уверенностью говорить домов Европы во Фреденсборг. Идентификация столь боль-
о том, что на групповой фотографии из фотоателье Альфреда шого числа лиц требует дополнительной работы с архивными
Коллина (см. илл. 2) изображен датский король Кристиан Х, воз- документами, но уже сейчас с высокой долей вероятности
можно, до своего вступления на престол в 1912 г. можно предполагать присутствие на данном снимке импе-
Среди десятка фотографий с изображением королев- ратрицы Марии Федоровны (илл. 7) и ее сестры — принцессы
ского замка Фреденсборг, которые, в основном, представляют Александры Датской, императора Александра iii и юного
собой отпечатки формата cartes-de-visite, особое внимание при- цесаревича Николая Александровича — будущего импера-
влекает фотография кабинетного формата9 (илл. 6) — отпечаток тора Николая ii.
Для исследования истории бытования описанных выше фотографий нами была проведена работа по изучения материалов Государственного музейного фонда, хранящихся в Отделе рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа (ОРиДФ ГЭ). Было решено ограничить поиск теми фотографиями, которые передавались в Музейный фонд из императорских дворцов, имевших непосредственное отношение к семье Александра iii.
К сожалению, на сегодняшний день в документах Музейного фонда10 не удалось найти списки экспонатов, нумерация которых соответствовала бы номерам, обнаруженным на фотографиях. Описи предметов в архивных делах 1917-1930-х гг. не отличаются полнотой; все встретившиеся нам подробные описания вещей, к сожалению, не имели отношения к перемещению ценностей из Музейного фонда в Музей Академии художеств. Тем не менее, по архивным документам удалось установить, что из Аничкова дворца через Ленинградское отделение Музейного фонда в Музей Академии художеств действительно поступали отдельные фотографии. Так, 31 июля 1928 г. был передан фотографический портрет Александра iii в рост в черной раме с позолотой (размер рамы 1,43 х 1,1 м)11. Среди имущества, поступавшего в Академию художеств из Аничкова дворца после 21 августа 1928 г., хотя и упоминаются отдельные снимки и листы из альбомов12, в документах их описание уже не приводится.
Данное исследование не имело бы положительных результатов без применения современных технологий: для выявления характерных деталей портретов было использовано сканирование с высоким разрешением. Выявлению снимков императорской семьи во многом способствовали атрибутированные ранее и выложенные в Интернет фотографии из различных отечественных и зарубежных коллекций или аукционных каталогов.
Судьба фотографий венценосных особ в российских собраниях в полной мере отражает те события, которые происходили с предметами искусства в нашей стране на протяжении последних ста лет. После Октябрьской революции часть фотоальбомов была вывезена из страны их владельцами, часть была национализирована и попала в музеи, а часть была уничтожена по идеологическим причинам. Долгое время публикация изображений императорской фамилии состояла под запретом, что, несомненно, откладывало процесс их атрибуции. Надеемся, что в дальнейшем у нас будет достаточно ресурсов для адекватного представления этой интереснейшей части фотографического наследия.
7 Королевский дворец Фреденсборг (Fredensborg Slot) был построен в годы правления короля Фридриха iv (1671-1730) архитектором Й. Кригером J. C. Krieger). В конце xix в. семья короля Кристиана IX (1818-1906) и королевы Луизы (1817-1898) сделала дворец своей резиденцией [8].
8 Кристиан Х (Christian Carl Frederik Albert Alexander Vilhelm, 1870-1947) — король Дании с 1912 г. [3, с. 61].
9 фгбук ним рах. Инв. № Ф-914.
10 ОРиДФ ГЭ. Ф. 4. Оп. 1-2.
11 ОРиДФ ГЭ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 299. Л. 37.
12 ОРиДФ ГЭ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 299. Л. 77-80.
ЛИТЕРАТУРА И РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ
1. Зимин И.В. Повседневная жизнь Российского императорского двора. Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение. — М.: Центрполиграф, 2010. — 571 с.
2. Идентификация, хранение и консервация фотоотпечатков, выполненных в различных техниках. — СПб.: росфото, 2013. — 47 с.
3. Кристиан X // Большая Российская энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2010. Т. 16. — С. 61.
4. Станулевич Н.А. Фотографическая коллекция Музея Академии художеств // Фотография в музее: сб. докладов международной конференции (Санкт-Петербург, 2-4 октября 2012). — СПб.: росфото, 2012. — С. 77-80.
5. Станулевич Н. А. Фотографические альбомы из собрания Научно-исследовательского музея Российской академии художеств // Фотография в музее: сб. докладов международной конференции (Санкт-Петербург, 15-18 апреля 2014). — СПб.: росфото, 2014. — С. 93-95.
6. Ann Vibeke Kudsen. Alfred Theodor Collin (1849-1922) // History of photography: [Эл. ресурс]. — url: http://www.fotohistorie.com/ collin-ath-kbh.html (дата обращения 25.03.2015).
7. Jane Morris // National Portrait Gallery: [Офиц. сайт]. — url: http:// www.npg.org.uk (дата обращения 02.03.2015).
8. Palaces and the Royal Yacht // Danish monarchy: [Эл. ресурс]. — url: http://kongehuset.dk/en/palaces/fredensborg-palace (дата обращения 05.10.2015).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Подробнее о фотографической коллекции фгбук ним рах см. [4; 5].
2 Два платинотипных фотографических портрета Джейн Моррис (Jane Morris, 1839-1914), датированных 1900-ми гг. По информации сайта Национальной портретной галереи в Лондоне, Джейн Моррис, являвшаяся натурщицей Братства прерафаэлитов, послужила моделью для 30 портретов [7].
3 Иначе — формат «карт-де-визит» [2, с. 20-21].
4 Анна Александровна Вырубова (1884-1964, урожд. Танеева) — штатная фрейлина (1905) императрицы Александры Федоровны и ее ближайшая подруга. В 1920 г. бежала из Петрограда в Финляндию. Умерла в 1964 г. в Хельсинки [1, с. 371-395].
5 Beinecke Rare Book & Manuscript Library, Yale University Library.
6 Илл.2—Кн.п. 1467-110 1012/1б11,илл. 3 — Кп.н.1467-110 1589/1611.