Страницы истории
из опыта обеспечения экономической безопасности иностранных предпринимателей институтом «кредит-бюро» в период нэпа
к.в. ким,
кандидат экономических наук, доцент волгоградский государственный университет
В период нэпа в советской России западные деловые партнеры ищут выходы на российский рынок для установления взаимовыгодных экспортно-импортных связей с российскими предпринимателями. В связи с этим обе стороны делового мира вынуждены предпринимать шаги по обеспечению финансово-экономической безопасности во внешнеторговой деятельности, так как найти делового партнера, отвечающего критериям, для развития двусторонних деловых связей весьма сложно.
При этом необходимо было иметь надежного и авторитетного не только в деловом мире, но и в лице государственных органов посредника на рынке услуг предпринимательской безопасности, который отвечал бы требованиям как российских, так и зарубежных деловых партнеров.
Главное звено в деловых отношениях между предпринимателями — это деловая информация и способность использовать эти сведения для обеспечения своей финансово-экономической безопасности, а затем уже получения прибыли.
Таким информационно-справочным механизмом в рыночных отношениях и выступил частный институт информационно-экономической безопасности Первое российское товарищество «Кредит-Бюро». В 1923 г. назрела необходимость расширить организационно-управленческую и оперативно-агентурную службу товарищества «Кредит-Бюро» и открыть Отдел помощи иностранцам.
В деле «Материалы об организации Отдела помощи иностранцам при «Кредит-Бюро»» (протоколы совещания при «Кредит-Бюро») докладная записка и переписка с Народным комиссариатом внешней торговли от 5 сентября 1923 г. по 3 октября
1923 г.» имеются сведения о необходимости открытия такого отдела.
Так, в сентябре 1923 г. в «Первое российское товарищество по выдаче справок о кредитоспособности «Кредит-Бюро»» была направлена «Докладная записка» юрисконсульта акционерного общества «Кожсырье» С.М. Ограновского. В «Докладной записке» сообщалось следующее: «1) в настоящее время в Москве наблюдается значительное количество иностранцев, интересующихся условиями торгово-промышленной деятельности в России. Главными затруднениями для иностранцев являются вопросы валюты, осложненные наличием у нас нескольких валют, налоговые и ряд юридических вопросов, концессии, смешанные общества и т. д. Справочных бюро, могущих удовлетворить иностранцев в указанном отношении, в Москве не существует, иностранцы нередко получают недобросовестную информацию. В особенно трудном положении состоят американцы, владеющие большей частью английским языком; 2) по изложенным соображениям представляется своевременным организовать справочное бюро для иностранцев, где последние могли бы пользоваться следующими услугами: получением сведений по валютным и налоговым и вообще коммерческим вопросам с юридической и хозяйственной стороны, где иностранцам составлялись бы справки и давались объяснения на трех новых языках, составлялись бы деловые бумаги и др.»1.
Планы организации отдельного справочного бюро для иностранцев при некоторых государс-
1 РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 1. Д. 7. Л. 7.
финансы и кредит
81
твенных органах обсуждались неоднократно, но в конечном итоге отвергались.
Вот что говорилось в «Докладной записке»: «Указанный план выдвигался мною (С. М. Ог-рановским) при некоторых правительственных учреждениях, ведающих делами иностранцев, и признается этими учреждениями правильным, однако неудобным к осуществлению при государственном учреждении, так как в предпринимательской деятельности в России для иностранца государственные органы являются почти всегда его контрагентами» 2, а не как партнеры в западных странах. Иностранным предпринимателям нужна была такая справочно-информационная служба, которая могла бы найти и предложить надежных в деловом отношении партнеров, кредитоспособных в финансово-экономическом отношении предпринимателей, а также с высокими морально-нравственными качествами. «Докладная записка» юрисконсульта акционерного общества «Кожсырье» С. М. Ограновского в Правление товарищества «Кредит-Бюро» от 5 сентября 1923 г. сыграла важную роль в деле организации Отдела помощи иностранцам при «Кредит-Бюро».
Уже 10 сентября 1923 г. Правлением частного «Первого российского товарищества по выдаче справок о кредитоспособности «Кредит-Бюро»» за подписями его учредителей С. С. Клячкина и М. Д. Гольдштейна было направлено в Комиссию по внутренней торговле при Совете Труда и Обороны СССР «Заявление», в котором были изложены в самой сжатой форме цели и задачи, деятельность за истекший срок, место и роль «Кредит-Бюро» в системе институтов коммерческой информации, а также имеющиеся ресурсы для обслуживания иностранных деловых партнеров при условии поддержки государством и изменения некоторых статей в Уставе товарищества «Кредит-Бюро» и т. д.
Так, в «Заявлении» было отмечено: «Товарищество за короткий сравнительный период деятельности охватило своей работой большинство государственных, кооперативных промышленных и торговых предприятий и кредитных учреждений как через главную контору в Москве, так и при посредничестве филиалов в Петербурге, в Харькове и других городах СССР. В процессе своей деятельности Товариществу все чаще и чаще приходится встречаться с запросами, которые несколько расширяют предусмотренные Положением задачи «Кредит-Бюро», но вполне соответствуют характеру работы и функциям институтов коммерческой
2 Там же. Л. 10.
информации. В связи с усилением торговых сношений и проникновением в СССР иностранного торгового и финансового капитала иностранцы, прибывающие в пределы Республики все в большем числе, все чаще обращаются в «Кредит-Бюро» за справками, носящими характер широкого коммерческого осведомления об условиях хозяйственной жизни СССР и отдельных групп промышленности и торговли»3.
О деятельности «Кредит-Бюро» в предоставлении коммерческих справок иностранным деловым кругам, прибывающим в СССР для поиска партнеров для совместного бизнеса, и проблемах, которые их преследуют в России, говорилось в «Заявлении» и особо подчеркивалось Правлением товарищества «Кредит-Бюро»: «Представители иностранных кругов, приезжающие в СССР с совершенно превратными о нем мнениями, нуждаются в компетентном руководстве; они затрудняются наводить справки подобного рода в государственных органах, допуская пристрастность ответов и вынуждены питаться случайными сведениями, далеко не всегда правильными. Единый в СССР Справочный институт, который существует в лице «Кредит-Бюро», куда они обращаются, вынужден ссылаться на то, что по подобным вопросам, которые, несомненно, должны относиться к его компетенции, он в настоящее время осведомлять клиента не может. Полагаем, согласно вышеизложенному, что выдача справок носит характер широкого коммерческого осведомления, вполне соответствует задачам Справочного института и подобная коммерческая информация частных лиц, а в особенности иностранцев, будет для них особенно авторитетна, если она будет исходить именно из источников частно-общественных «Кредит-Бюро»»4, — подчеркивалось в «Заявлении». Исходя из такого положения «Кредит-Бюро», его учредители просили в «Заявлении» Комвнуторг о содействии и ходатайстве в Совете Труда и Обороны об изменении и дополнении некоторых положений о «Первом российском товариществе «Кредит-Бюро»», который регулировал бы работу с иностранными клиентами. «Кредит-Бюро» просит Комвнуторг при согласии с вышеприведенными доводами войти в Совет Труда и Обороны СССР с ходатайством об изменении ст. 1 и 2 Положения о «Кредит-Бюро», утвержденного СТО 7 декабря 1922 г. (Собр. указ и распоряжений правительства № 19 от 30 декабря 1922 г., отд. 11, ст. 58) об изложении их в следующей редакции:
3 РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 1. Д. 7. Л. 4.
4 Там же. Л. 4 (об).
«Ст. 1. В задачи товарищества «Кредит-Бюро» входят: выдача справок о кредитоспособности, производство бухгалтерской экспертизы, а равно широкая коммерческая информация для своих клиентов по вопросам, касающимся торговли и промышленности как в СССР, так и за рубежом, в том числе обслуживание иностранцев, консультация их об условиях хозяйственной деятельности заграничных фирм в СССР»5.
В отношении новой редакции ст. 2 в «Заявлении» учредителями была высказана просьба дополнить следующими положениями: «Для достижения своих целей товарищество «Кредит-Бюро» вправе иметь повсеместно в СССР и за границей корреспондентов, как лиц физических, так и юридических, устраивать свои конторы, отделения, агентства всюду, где найдет это нужным, как в СССР, так и за границей, входить в сношения с правительственными, общественными и кредитными учреждениями, в частности на предмет получения от них необходимых справочных сведений для сообщения их своим клиентам. Товарищество «Кредит-Бюро» имеет право с соблюдением существующих узаконений и правил выдавать справки, списки торгово-промышленных предприятий, систематические материалы и прочие издания в области торговли и промышленности»6.
Таким образом, «Первое российское товарищество «Кредит-Бюро»» в новой редакции ст. 1 и 2 и дополнении просило советское руководство предоставить ему весьма широкие дополнительные полномочия в своей информационно-справочной работе на всех уровнях власти; в различных секторах экономики; иметь своих корреспондентов не только на территории СССР, но и за границей; открывать свои представительства там, где «Кредит-Бюро» посчитает нужным открыть. Все это давало широкие возможности товариществу «Кредит-Бюро» развернуть свою работу не только на территории СССР, но и в зарубежных странах. Фактически «Первое российское товарищество «Кредит-Бюро»» претендовало своим «Заявлением» на роль центра информационно-экономической безопасности СССР в период нэпа.
В заключении «Заявления» Правление «Кредит-Бюро» убедительно просило Комиссию по внутренней торговле при Совете Труда и Обороны СССР не затягивать с решением назревших проблем. Ввиду того, что «разрешение этого вопроса не терпит отлагательства, так как обращения
5 Там же.
6 РКАЭ. Ф. 7624. Оп. 1. Д. 7. Л. 4 (об.).
иностранцев в «Кредит-Бюро» по вышеуказанным вопросам увеличиваются с каждым днем, Товарищество просит Комвнуторг не откладывать, а в срочном порядке провести его через законодательные органы»7, — подчеркивало Правление «Кредит-Бюро» в своем «Заявлении».
Вот почему Правление «Первого российского товарищества «Кредит-Бюро»» предприняло шаги по устранению такого негативного положения и просило советское руководство изменить и дополнить ст. 1 и 2 положения о «Кредит-Бюро» и расширить полномочия своей информационно-справочной деятельности при государственной поддержке в условиях активизации внешнеторговых связей СССР с зарубежными странами начиная с 1923 г. Следующий шаг, который предприняло товарищество «Кредит-Бюро», это подготовленная и отправленная докладная записка Народному комиссару внешней торговли Фрумкину.
В «Докладной записке» Фрумкину сообщалось: «В связи с возбужденным Товариществом «Кредит-Бюро» перед Комвнуторгом ходатайством относительно расширения функций товарищества Правление «Кредит-Бюро» считает необходимым представить НКВТ следующие дополнительные объяснения по настоящему делу. По действующему ныне «Положению» о «Кредит-Бюро»» (Собр. указ. 1922 г., отд. 2, ст. 58) Товарищество вправе выдавать справки о кредитоспособности, т. е. о положении дел отдельных предприятий. В настоящее время является потребность в такого рода справках, касающихся целых отраслей промышленности и торговли СССР, что, собственно, не вносит ничего принципиально нового в нынешней деятельности «Кредит-Бюро»»8, — отмечалось в «Докладной записке» НКВТ Фрумкину.
В отношении работы с иностранными клиентами учредители «Первого российского товарищества «Кредит-Бюро»» подчеркивали в докладной записке: «Сношения с иностранцами указаны уже в действительном Положении «Кредит-Бюро» правом иметь корреспондентов за границей, по понятиям иностранных коммерсантов и промышленников является естественным получение разносторонних сведений о хозяйственной жизни страны именно через подобные «Кредит-Бюро», Справочные институты, как это имеет место обычно на Западе» 9, — констатировалось в «Докладной записке». Значение и роль «Кредит-Бюро» по
7 Там же.
8 РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 1. Д. 7. Л. 1.
9 Там же.
финансы и кредит
83
привлечению иностранного капитала в Россию посредством своей информационно-справочной работы по выдаче аналитических финансово-экономических справок о кредитоспособности иностранным клиентам было весьма перспективным и реальным. Это было акцентировано в поданной «Докладной записке» в НКВТ: «Рассчитывая таким образом, при посредстве правильной организации, располагающей весьма разносторонними сведениями и при участии специалистов, частью привлеченных из ведомств, привлекать постоянно интерес иностранцев к помещению своих капиталов в Россию, товарищество «Кредит-Бюро», вместе с тем при выдаче этого рода справок, предполагает установить необходимую связь с Народным комиссариатом внешней торговли по вопросам, касающимся внешней торговли»10, — отмечалось в «Докладной записке» Правлением Товарищества «Кредит-Бюро».
В заключительной части «Записки» Правление «Кредит-Бюро» выражало свою просьбу и надежду на то, что НКВТ будет способствовать утверждению положения о работе с иностранцами и открытию его отдела в Товариществе. «Препровождая изложенные соображения на Ваше одобрение, Правление Товарищества просит, если таковое одобрение последует, сообщить Вашу точку зрения в Акционерную секцию Комвнуторга. Дело назначено к слушанию в Комвнуторге в четверг 25 октября 1923 г.»11, — подчеркивалось в «Докладной записке».
Работа «Первого российского товарищества «Кредит-Бюро»» как частно-общественного справочного института в секторах смешанной экономики России периода нэпа и института по выдаче справок о кредитоспособности своим клиентам состояла, в частности, из сбора следующих сведений. Во-первых, сведений из источника по самоотзыву. Во-вторых, из сведений, полученных «Кредит-Бюро» от решершеров (агентов) конторы о запрашиваемом субъекте хозяйственной деятельности в том или ином районе страны. В-третьих, сведений, полученных «Кредит-Бюро» из посланных конкуренту бланков о самоотзыве референтами, в котором содержались отзывы о клиенте конторы, который запросил справку о кредитоспособности на ту или иную фирму, предприятие, организа-
10 Там же.
11 Там же.
цию, банк или финансово-кредитное учреждение и т.д. В-четвертых, сведений о запрашиваемом хозяйствующем субъекте самой конторы. В-пятых, данные отдела экспертизы. В-шестых, сведений на основе данных повторного запроса. В-седьмых, сведений после оценки качества поступивших данных о запрашиваемом объекте хозяйственной деятельности. В-восьмых, на базе предварительных сведений при срочных сделках. В-девятых, на основе информации, полученной из Центрального архива «Кредит-Бюро». В-десятых, материалов, полученных из дополнений на ту или иную хозяйственную единицу, содержащихся в архиве.
Итак, производство справки о кредитоспособности как конфиденциальной финансово-экономической информации об экономическом состоянии запрашиваемого хозяйствующего субъекта предполагало использовать десять источников данных, которые были отмечены выше. Поступившие сведения подвергались тщательному анализу. Таким образом, опыт формирования системы экономической безопасности и поддержки иностранных предпринимателей в период нэпа представляет интерес для современной России в истории развития международной торговли.
Важными предпосылками создания благоприятных условий для отечественных и иностранных предпринимателей, как показала практика периода нэпа в системе «Кредит — Бюро», является:
1) необходимость государственной поддержки для развития государственных и негосударственных служб информационно-экономической безопасности для отечественных и иностранных предпринимателей;
2) необходимость государственной поддержки рынка услуг и информационно-экономической безопасности для привлечения иностранных бизнесменов;
3) эффективное законодательное и правовое регулирование безопасности личности и предпринимательства для иностранных и отечественных бизнесменов и др. Мероприятия по обеспечению комплексной
системы безопасности предпринимательства могут сыграть позитивную роль для привлечения иностранного капитала и развития международного бизнеса в целом.