Научная статья на тему 'Государственное регулирование службы предпринимательской разведки «Кредит-Бюро» в период нэпа'

Государственное регулирование службы предпринимательской разведки «Кредит-Бюро» в период нэпа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ким К. В.

Формирование рыночных отношений в современной России имеют схожие признаки периода нэпа в СССР в 20-е 30-е годы ХХ в. Переход советской власти от политики «военного коммунизма» к многоукладной рыночной экономике в 1921 г., вызвала проблему организации системы информационно-справочных посредников по обеспечению финансово-экономической безопасности хозяйствующих субъектов из государственного, кооперативного, частного и индивидуального предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование службы предпринимательской разведки «Кредит-Бюро» в период нэпа»

на основе инновационного обновления, способны устоять перед соблазнами мздоимства и реализовать инновационно-стратегическую функцию государства.

В-четвертых, и это главное, новое поколение, поколение 20-х годов XXI в., которое, восприняв тяжелое наследие, оставленное ему поколением 90-х годов XX в., призвано осуществить инновационную трансформацию российской экономики. Важнейший долг ученых и преподавателей, средств массовой информации - помочь новому поколению овладеть стратегическим мышлением, осознать возможности и пути перехода к инновационному пути развития. Некоторые признаки показывают, что инновационное самосознание нового поколения постепенно формируется [2, с. 147].

Они постепенно осознают свою миссию и консолидируются. Однако нельзя не замечать и противодействующих антиинновационных социальных сил. Это прежде всего значительная часть консервативного, непрофессионального и коррумпированного чиновничества во всех его разновидностях и на всех иерархических уровнях. Это большая часть олигархического капитала, вскормленного государством в период приватизации и паразитического первоначального накопления капитала 90-х годов. Это зарубежные ТНК и монополии и представ- ^ ляющие их интересы компрадорские слои, которые установили контроль над значительной ^ частью российской экономики и препятствуют радикальным отечественным инновациям при (□ поддержке ВТО и других международных экономических организаций. Это лидеры мафиозных структур и наркобизнеса, которых устраивает нынешнее состояние дел. Т Столкновение этих двух полярно направленных социальных сил на пространстве России опре- z делит ее судьбу на ближайшие десятилетия. Исход этого противоборства в решающей стадии зависит от того, сумеет ли государство, высшие эшелоны власти ясно осознать альтернативы, выбрать и эффективно реализовать стратегию инновационного прорыва. Но в стороне от ответственнос- о ти за исход этого противоборства не может остаться никто. Каждому сознательному гражданину предстоит принять участие в выборе и реализации стратегии инновационного прорыва. Только так N может быть обеспечено достойное будущее страны в глобальном мире XXI в., в гуманистически-но- q осферном, инновационно-трансформированном постиндустриальном обществе. Ш

О

ЛИТЕРАТУРА

1. Арзамасцев Н.В., Бочаров А.В. Государственная инновационная политика//Наука и про- ^ мышленность России. 2006. № 1. s

2. Арзамасцев Н.В., Захаров Д.И., Харин А.А. Успех в инновационной политике зависит от а уровня подготовки кадров//Наука и промышленность России. 2006. № 1. |

3. Вчерашний Н.П., Попов СВ. Анализ инноваций - ориентир научно-технического развития // Научно-техническая информация. Серия 1. 2006. № 2.

4. Гарипов В.3., Козловский Е.А., Литвинеико В.С. Минерально-сырьевая база топливно-энер-

I

>

0

1

гетического комплекса России. - М.: РАЕН, 2003. 351 с. си

со

5. Инвестиции и инновации в России: проблемы в начале XXI века (макроэкон., социал., ин- £ ституцион. и методол.) Сб. ст. / Отв. ред. Н.А. Новицкий. - М.: Ин-т экономики, Центр инвестиций и инноваций РАН, 2006. 173 с. ^

6. http://www.fxclub.org/tools_info_regtable/ о

0

1_

о о

- со

О

КИМ К.В. О

о.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ РАЗВЕДКИ «КРЕДИТ-БЮРО» В ПЕРИОД НЭПА

Формирование рыночных отношений в современной России имеют схожие признаки периода нэпа в СССР в 20-е - 30-е годы ХХ в. ^ Переход советской власти от политики «военного коммунизма» к многоукладной рыноч- § ной экономике в 1921 г., вызвала проблему организации системы информационно-справоч- ^

ных посредников по обеспечению финансово-экономической безопасности хозяйствующих субъектов из государственного, кооперативного, частного и индивидуального предпринимательства.

Создание механизма институтов и служб экономической безопасности в период нэпа и его государственного регулирования, остается слабоизученной темой. Экономическую безопасность хозяйствующих субъектов рынка в период нэпа оказывал институт «Первое Российское Товарищество по выдаче справок о кредитоспособности Кредит-Бюро», а затем, реорганизованная служба «Государственное акционерное общество Кредит-Бюро».

В «Постановлении Совета Труда и Обороны о порядке открытия и действий справочных бюро о кредитоспособности от 5 января 1922 г. подчеркивалось следующее: «в связи с развитием хозяйственной жизни Республики и ростом внешней торговли и вполне назревшей ввиду этого потребностью в надлежащее постановил: 1. Допустить с предварительного утверждения СТО деятельность «справочных бюро о кредитоспособности» - по типу ^ существовавших в довоенное время - задачи коих является собирание данных о кредитос-_л пособности коммерческой солидности отдельных граждан, промышленных предприятий и

□ торговых фирм, как русских, так и иностранных, а также государственных учреждений, ® хозорганов, кооперативных и общественных организаций и выдача соответствующих справок по запросам заинтересованных учреждений, предприятий и лиц, находящихся в России

^ и заграницей»[ 1, л. 4].

Первое в советской России информационно-справочное бюро по предоставлению своим ^ клиентам конфиденциальных сведений о финансово-экономическом состоянии хозяйствую;> щих субъектов рынка было зарегистрировано 7 декабря 1922 г. В городе Москве на основании специального Положения, утвержденного Председателем Совета Обороны Л.Каменева и заверенном печатью Комиссии по внутренней торговли при СТО, его акционерной секцией. В Постановлении отмечалось: «Разрешается на условиях прилагаемого при сем Товарищеского

□ договора образовать в г. Москве «Первое Российское Товарищество по выдаче справок о кре-^ дитоспособности, сокращенно «Кредит-Бюро», на следующих основаниях: 1. В задачи това-О рищества «Кредит-Бюро» входит: выдача справок о кредитоспособности и производство бух-0 галтерской экспертизы. 2. Товарищество «Кредит-Бюро» для достижения своих целей вправе ш иметь повсеместно в РСФСР и союзных с нею Республиках, а в дальнейшем и заграницей,

0 корреспондентов как физических, так и юридических; устраивать свои конторы, отделения ф и агентства везде, где найдет это нужным; товарищество может входить в сношение с пра-§ вительственными и общественными учреждениями и банками, а также с частными лицами и > организациями по всем видам своей деятельности и, в частности, на предмет получения от

5 них необходимых справочных сведений о торговой кредитоспособности фирм, учреждений

1 и организаций сведения о коих испрашиваются у «Кредит-Бюро» его клиентами. Собранные т сведения у «Кредит-Бюро» обязано хранить в тайне и собирать их только своим клиентам. ££ 3. Товарищество имеет право давать справки о кредитоспособности как частных фирм и лиц, ^ так и кооперативных, общественных и государственных предприятий и объединений, а так-о же учреждений, пользующихся кредитом или претендующих на таковой. 4. Товарищество

2 имеет право давать справки о деловых качествах как частных лиц, так и руководителей и со-2 трудников кооперативных, общественных и государственных предприятий и объединений. ^ 5. Справка дается по добровольному коммерческому разумению на основании имеющихся в о распоряжении «Кредит-Бюро» данных, причем за последствия предпринятых на основании о этих справок решений «Кредит-Бюро» не отвечает. 6. При выдаче справок о кредитоспособ-^ ности «Кредит-Бюро» отвечает в случае искажения фактов, могущих подорвать доверие к | лицу или предприятию, о коем дается справка. 7. Местонахождение Главной конторы - город о Москва, где предъявляются и все иски и претензии к Товариществу независимо от места их

6 нахождения»[1,л.40].

О целях и задачах частного института «Первого Российского Товарищества Кредит-Бюро» о его учредители констатировали: «Основная задача, которую ставит себе «Первое Российское Товарищество по выдаче справок о кредитоспособности Кредит-Бюро» находит полное обос-о нование в условиях развивающегося в стране товарооборота, властно требующего воссозда-о ния кредита и всех сопутствующих уму учреждений. Сильный рост кредитных операций Гос-00 банка, и возникновение за сравнительно короткий промежуток времени ряд общественных

и даже частных кредитных учреждений в достаточной мере свидетельствуют об этом. Но столь необходимых учреждений при кредитных сделках в условиях развитого капитализма, как банк, является и учреждение, дающее возможность всякому заинтересованному лицу получать сведения о кредитоспособности, имущественном положении и деловых качествах своего будущего контрагента. «Кредит-Бюро», ставящее себе целью выдачу справок о кредитоспособности за умеренное вознаграждение, несомненно, облегчит торговый оборот и защитит его от сомнительных элементов» [1, л. 1].

Относительно развития внешнеторговых сделок с зарубежными деловыми партнерами в положении о деятельности института «Первого Российского Товарищества Кредит-Бюро» подчеркивалось следующее: «Уже заключенные РСФСР торговые договоры и занимаемое нашей страной международное положение, несомненно, приведут в итоге к возобновлению массовых торговых сделок с заграницей, которые без справок о кредитоспособности давать в кредит и наличие в стране кредитно-справочного учреждения сильно обеспечит сделки с заграницей» [1, л. 1]. ^

Итак, цели и задачи института «Первого Российского Товарищества Кредит-Бюро» были ^ связаны с общим процессом развития рыночных отношений и необходимостью обеспече- [] ния экономической безопасности предпринимательства в народном хозяйстве СССР в пе- ® риод нэпа.

В условиях нарастания процесса развития товарно-денежных отношений, учредители ^ частного института «Кредит-Бюро» все чаще высказывали предложение о реорганизации И в государственную службу «Кредит-Бюро» для расширения своей деятельности, с исполь- ^ зованием государственных ресурсов. Это способствовало бы повышению эффективности всей системы службы «Кредит-Бюро» для обеспечения экономической безопасности на- о родного хозяйства СССР. Так, например, учредители частного института «Кредит-Бюро» отмечали: «при последующем акционировании предприятии, дающем простор для более гибких форм участия, воздействие государства на деятельность «Кредит-Бюро» может при- □ нять более непосредственный и внутренний характер. Само собой разумеется, что и теперь ^ Товарищество ни в коей мере не уклоняется от контроля и надзора со стороны Государства» О [1, л. 19 (об.)]. с

Государственное регулирование справочными институтами получило свое отражение Ей в Постановлении Совета Труда и Обороны о порядке открытия и деятельности справочных § бюро о кредитоспособности. Так, в ряде положений «Постановления» отмечалось: «Справоч- ^ ные институты о кредитоспособности действуют на территории СССР на основании особых § решений СТО, испрашиваемых в каждом отдельном случае, причем условия деятельности их > рассматриваются предварительно в Комвнуторгом. Примечание: 1) в губернских городах 2 соблюдается этот же порядок открытия местных справочных бюро о кредитоспособности ^ при условиях предварительного согласия на то Губэкосо; 2) действующие справочные бюро $ о кредитоспособности обязаны публичной отчетностью в установленном на сей предмет по- о рядке; 3) для своей информационной деятельности справочные бюро о кредитоспособности о пользуются специальным техническим аппаратом и услугами собственных корреспондентов, как физических, так и юридических лиц в России и заграницей; 4) корреспондирование по 2 вопросам, составляющим компетенцию справочных бюро о кредитоспособности, как в пре- £5 делах СССР, так и заграницей, - является профессиональным занятием, допускаемым лишь ^ по поручениям справочных бюро о кредитоспособности и с соблюдением настоящего пос- § тановления, частное корреспондирование, безусловно, воспрещается; 5) банкам, кредитным о учреждениям, кооперативным объединениям и хозорганам разрешается предусмотренная о-настоящим постановлением информационная деятельность лишь в отношении своих клиен- | тов и других учреждений и лиц, с коими они состоят в деловых отношениях, - только для о своих, внутренних потребностей и совершенно безвозмездно» [1, л. 4]. ®

Государственное регулирование справочных институтов в первые годы нэпа осуществлялось некоторыми «положениями» о деятельности «Кредит-Бюро», принятыми советской о властью. Поэтому учредители института «Кредит-Бюро» были сильно обеспокоены отсутствием законодательной и правовой базы о регулировании справочных институтов на тер- ^ ритории СССР в связи с тем, что отдельные организации, учреждения, банки, биржи, и т.д., § взяли на себя несвойственные им функции информационно-справочной деятельности. Так, (Т)

например, учредители «Первого Российского Товарищества Кредит-Бюро» писали: «Товарищество располагает сведениями, что много безответственных лиц из бывших корреспондентов заграничных справочных институтов для подсобного заработка восстанавливают старые знакомства, шлют запросы и занимаются совершенно частной информацией, без всякого контроля и проверки и без всякой ответственности за возможные в этом деле злоупотребления и преступления. Особенно вредной оказывается такая скрытая информационная деятельность корреспондентов для дела восстановления связей за границей с новой Россией, многие заграничные фирмы, не зная еще о существовании «Кредит-Бюро», обращаются к бывшим корреспондентам в России, такую частную деятельность, конечно, нужно немедленно пресечь» [1, л. 5].

На момент реорганизации института «Кредит-Бюро» в службу «Государственное акционерного общество Кредит-Бюро» на информационно-справочном рынке услуг функционировали следующие справочные службы: 1. Всерокомком. 2. Отдел Московских Справок. 3. ^ «Кооперативное товарищество Налог-Справка» по предоставлению налоговых консультаций _л предпринимателям и населению. 4. Частный институт «Первое Российское Товарищество

□ Кредит-Бюро по выдаче справок о кредитоспособности». 5. Торгово-промышленная палата. ® Между институтами шла конкурентная борьба за лидерство на информационном рынке.

Из всех справочных институтов, советские и партийные органы пользовались услугами «Кре-^ дит-Бюро», в том числе и ЦК РКП(б).

Процесс реорганизации института «Первого Российского Товарищества Кредит-Бюро» в ^ «Объединение государственных справочных контор о кредитоспособности Кредит-Бюро», в ;> службу «Государственное акционерное общество Кредит-Бюро» было завершено в 1924 г. Устав «Кредит-Бюро» был утвержден 28 мая 1924 г.

В Уставе были обозначены основные задачи, поставленные перед «Кредит-Бюро» в целях обеспечения безопасности рыночного хозяйства СССР периода нэпа:

□ 1. Устраивать отделения, конторы, и агентства в пределах СССР, так и за границей, а так-^ же вступать в корреспондентские отношения в пределах СССР и за границей с лицами О физическими и юридическими.

0 2. Иметь осведомителей (решершеров) и корреспондентов повсеместно в пределах ш СССР и за границей в лице собственных служащих торговых, промышленных, тор-

0 гово-промышленных учреждений, организаций, фирм и предприятий государственна ных, общественных и частных.

§ 3. Входить в сношения с государственными, общественными и частными учреждени-> ями и предприятиями и частными лицами по всем видам своей деятельности и, в

5 частности, право получать от всех нотариальных контор сведения о заключенных и

1 расторгнутых договорах и опротестованных векселях.

т 4. Давать справки о кредитоспособности частных лиц и предприятий, а также государс-££ твенных и общественных организаций, пользующихся кредитом или претендующих ^ на таковой, как в СССР, так и за границей.

5. Давать справки о деловых качествах частных лиц, а равно руководителей и сотрудников частных, общественных и государственных предприятий, как в СССР, так и за границей.

6. Производить экспертизу и консультацию по всем вопросам, делопроизводства и на-0 логообложения, а именно: вести текущее счетоводство и отчетность в разного рода о хозяйствах и разрабатывать предложения их ведения, составлять отчеты и прошей водить экспертизу отчетов, балансов и всяких денежных и материальных докумен-^ тов, участвовать в ревизиях и в конкурсных управлениях, а равно при выяснении и | разделе наследственной массы ставить делопроизводство по усовершенствованно-о му способу и наблюдать за его проведением, составлять декларации, заявления об

6 оборотах и жалобы, давать разъяснения и принимать поручения по уплате налогов, устраивать бухгалтерские общества и участвовать в таковых.

о 7. Давать своим клиентам справки и консультации об условиях торгово-промышленной

деятельности в СССР и за границей. о 8. Издавать справочники, списки торгово-промышленных предприятий, систематичес-о кие материалы и другие торгово-промышленные издания в области торговли, про-

00 мышленности.

9. Оказывать своим клиентам содействие при производстве расчетов между собой и с

третьими лицами, а именно:

а) инкассировать долговые документы всех наименований, дубликаты железнодорожных накладных и свидетельства на получение наложенного платежа;

б) заключать мировые соглашения, сделки;

в) производить взыскания в судебном порядке от своего имени и по доверенности клиентов и прочее» [2, л.4].

Итак, показан правовой аспект деятельности «Кредит-Бюро» на основе принятого Устава от 28 мая 1924 года службой «Государственного акционерного общества Кредит-Бюро», который и определял дальнейшее функционировании по обеспечению экономической и предпринимательской безопасности хозяйствующих субъектов рынка в период нэпа.

Вместе с тем, Устав регулировал ответственность и обязанности сторон, а также меру ответственности за разглашение коммерческой тайны клиентами «Кредит-Бюро». В параграфе 3 настоящего Устава подчеркивалось: «Общество обязано собранные сведения о кредитоспо- ^ собности хранить в тайне и сообщать лишь своим клиентам. Клиентам Общество «Кредит- ^ Бюро» выдает «справки о кредитоспособности» по добросовестному коммерческому разуме- [] нию на основании имеющихся в его распоряжений данных, причем за последствия решений, ® принятых вследствие полученных от Общества справок, последнее не отвечает. Общество отвечает только в случае злостного искажения фактов, могущих подорвать доверие к лицу, ^ предприятию или учреждению, о коем дается справка. Примечание: Сообщаемые клиенту И сведения считаются содержащими коммерческую тайну, и за сообщение их другому лицу, ^ о коем справка дана, Общество вправе привлекать клиента к уголовной ответственности за разглашение доверенной ему коммерческой тайны» [1, л. 4]. о

Процесс реорганизации института «Кредит-Бюро» в службу «Государственного акционерного общества Кредит-Бюро» продолжался с 28 мая 1924 г. по 2 декабря 1924 г. В договоре об учреждении «Акционерного общества Кредит-Бюро» закреплялись следующие положе- □ ния: «Москва, 1924 г., 28 мая, Народный комиссариат внутренней торговли СССР, Российский ^ торгово-промышленный банк, Московский городской банк и Бюро Съездов представителей О биржевой торговли СССР, учреждая для продолжения и развития учрежденного «Первым Рос- 0 сийским Товариществом по выдаче справок о кредитоспособности предприятия под наимено- Ей ванием «Кредит-Бюро», акционерное общество под наименованием «Акционерное общество § по выдаче справок о кредитоспособности Кредит-Бюро», сокращенно именуемое «Акционер- ^ ное общество Кредит-Бюро», согласились с нижеследующем: 1. Общество учреждается на ос- § новании прилагаемому к нему договору проекта Устава, причем выпускаемы 600 (шестьсот) > акций общества стоимостью 500 (пятьсот) рублей каждая распределяется в следующем по- 2 рядке: Народному комиссариату внутренней торговли - 220 акций; Российскому торгово- ^ промышленному банку - 70 акций; Московскому городскому банку - 70 акций; Бюро Съездов $ представителей биржевой торговли СССР - 60 акций; распределение по подписке - 180 ак- о ций, а всего 600 акций» [1, л. 1]. о

Согласно пункту 2 настоящего договора, Комиссия по внутренней торговли (Комвнуторг) при СТО брала на себя обязательство в покрытии причитающихся на ее долю акций, передать 2 учреждаемому акционерному предприятие товарищества «Кредит-Бюро» со всем активом и £5 пассивом этого предприятия, приобретенного КВТ при СТО у членов товарищества «Кредит- ^ Бюро» по договору от 28 мая 1924 г., причем учредители обязуются на предварительном и уч- § редительском общих собраниях голосовать за оценку передаваемого предприятия в сто десять о тысяч (110 000 руб.), имея в виду, что из актива этого предприятия выплачено КВТ при СТО - со- о-рок тысяч пятьсот рублей, из коих ГУМу - 15000 руб., Длугачу и Клячкину - 25000 руб., соглас- | но п. 5 упомянутого договора купли-продажи предприятия «Кредит-Бюро» [1, л. 1]. о

Цели и задачи реорганизованного института «Управление объединенными государствен- ® ными справочными конторами по выдаче справок о кредитоспособности Кредит-Бюро» в службу «Государственного акционерного общества Кредит-Бюро» были определены Уставом. о

Таким образом, служба «Акционерного общества Кредит-Бюро», как механизм обеспечения экономической и предпринимательской безопасности народного хозяйства СССР в пери- ^ од нэпа, регулировалась государством. С реорганизацией и принятием Устава «Кредит-Бюро» § входит в систему государственной власти, которая всячески поддерживается высшими орга- ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.