8 (29) - 2008
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
ФОРМИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ «КРЕДИТ-БЮРО» РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (1920-1930 гг. ХХ в.)
К. В. КИМ,
кандидат экономических наук, профессор Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет
Становление и развитие процесса многоукладной рыночной экономики в период нэпа, образование в декабре 1922 г. СССР объективно способствовали формированию службы экономической разведки в союзных республиках, автономных национальных образованиях для обеспечения безопасности субъектов народного хозяйства и предпринимательской безопасности в масштабах всей страны.
Актуальность темы исследования заключается в том, что после распада СССР и создания Содружества Независимых Государств (СНГ) проблема экономической безопасности в новых странах бывшего союза, с переходом к рыночным отношениям, борьбы с терроризмом и экстремизмом и активного участия в процессе глобализации мирового хозяйства, становится приоритетным направлением государственной экономической политики.
Поэтому опыт и практика функционирования институтов и службы экономической разведки в разные периоды существования бывших союзных республик СССР, в том числе Республике Беларусь, весьма важны для совершенствования и модернизации современных структур экономической безопасности в целях достижения эффективности.
До настоящего времени исследование процесса формирования и деятельности республиканских институтов и служб экономической безопасности в общей системе экономической безопасности СССР было невозможно из-за закрытого доступа к архи-
вным материалам. С демократизацией общественно-политической жизни после распада бывшего СССР доступ к архивным материалам стал возможен, что пролило свет на формирование и деятельность институтов и служб «Государственного акционерного общества по выдаче справок о кредитоспособности «Кредит-Бюро» в период нэпа.
В архивных материалах сохранились некоторые сведения о формировании и деятельности службы экономической разведки и обеспечения предпринимательской безопасности «Кредит-Бюро» в Республике Беларусь в 1920 — 1930 гг. ХХ в.
Так, например, в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) в деле: «Постановление (копии) Совета Народных Комиссаров БССР, докладная записка «Кредит-Бюро» Народному Комиссариату Внутренней Торговли Закавказских республик и Белорусской Республики об открытии отделений и контор «Кредит-Бюро» за июнь — декабрь 1924 г.», имеются архивные документы, проливающие свет на процесс формирования службы Белорусской конторы «Кредит-Бюро» в городе Минске.
Официальный документ Управления торговой политики и Народного Комиссара Внутренней Торговли СССР за подписью Л. М. Лежавы, содержащий предложение Белорусскому Народному Комиссариату Внутренней Торговли об открытии республиканского отделения «Кредит-Бюро», был получен в Минске 20 октября 1924 г.
В ответ на вышеназванное предложение НКВТ СССР, Белнаркомвнуторгом уже 30 октября 1924 г.
был отправлен документ за подписью Народного Комиссара Внешней Торговли БССР О. Консона и консультанта по финансовым вопросам Белнар-комвнуторга Громова, где отмечалось, в частности: «Белнаркомвнуторг полагает необходимым организовать отделение «Кредит-Бюро» в целях обслуживания Госторгпредприятий и промышленности Белоруссии по вопросам кредитоспособности тех или иных организаций. Просьба предложить «Кредит-Бюро» выслать нам схему организации отделения в масштабе Белоруссии, одновременно предложить Уполномоченному по Белоруссии связаться с Белнаркомвнуторгом» ^
Этот документ был передан Л. М. Лежаве, который поставил следующую резолюцию: «Товарищу Длугачу. Очень хорошо. Нужно ответить, что мы согласны послать наших сотрудников. Кроме того, отпустить все, что они просят. Лежава» 2.
Государственное регулирование, контроль и ответственность в становлении, развитии системы экономической и предпринимательской безопасности, а также республиканской службы «Кредит-Бюро» получило правовое обеспечение согласно «Положению», принятому правительством БССР. Так, Советом Народных Комиссаров БССР от 28 декабря 1924 г. было принято постановление «Об учреждении Справочного Бюро о Кредитоспособности при Наркомвнуторге Б. ССР (Кредит-Бюро)» 3.
В указанном постановлении особо подчеркивалось, что «...Ввиду необходимости для нормальной коммерческой деятельности состоящих на хозрасчете торговых и промышленных предприятий располагать сведениями о коммерческой кредитоспособности своих клиентов (контрагентов), Совет Народных Комиссаров БССР постановляет: «Учредить при Наркомвнуторге БССР «Кредит-Бюро», действующее на нижеположенных основаниях: «1. «Кредит-Бюро» организуется: а) для собирания и выдачи справок о кредитоспособности государственных, кооперативных и частных промышленных и торговых предприятий; б) для производства бухгалтерской экспертизы; в) для инкассирования кредитных требований (по представленным векселям). 2. «Кредит-Бюро» является Государственным учреждением, состоящим на хозрасчете. 3. Для составления справок о кредитоспособности, коммерческих и деловых качествах предприятий «Кредит-Бюро» систематически собирает о них необходимые сведения путем письменных запросов и лично через своих уполномоченных
1 Российский государственный архив экономики (Р1АЭ). Ф. 7624. Оп. 1.Д. 37.Л. 31.
2 Там же. Л. 31.
3 Там же. Л. 34.
агентов (решершеров и корреспондентов). 4. Все государственные учреждения, в том числе органы Наркомфина, конторы и отделения Банков, нотариальные конторы и другие, а также промышленные и торговые предприятия, независимо от их правового характера обязаны по требованию «Кредит-Бюро» и уполномоченных им лиц давать все сведения, относящиеся к предметам ведения «Кредит-Бюро», под ответственность за точность сведений по ст. 118 и 226 Уголовного кодекса» 4.
Далее в постановлении о деятельности службы экономической разведки «Кредит-Бюро» в БССР констатировалось следующее: «5. «Кредит-Бюро» выдает справки о кредитоспособности исключительно своим клиентам (абонентам), которые имеют права сообщать таковые другим лицам. 6. Все государственные предприятия, синдикаты, тресты и их торговые представительства, а также акционерные общества состоят обязательными абонентами «Кредит-Бюро»». 7. Поименованные в п. 6 учреждения и организации обязаны при заключении кредитных сделок, независимо от правового характера контрагентов, получать от «Кредит-Бюро» «справки о кредитоспособности» 5.
Технология производства «справок о кредитоспособности» по заказам клиентов и других услугах службы «Кредит-Бюро» регулировалась в принятом постановлении следующими положениями: «Справки о кредитоспособности выдаются «Кредит-Бюро» в письменной форме трех (родов) форм: а) простые в виде «краткой справки» о данном предприятии; б) специальные с данными из балансов и отчетов предприятия; в) заказные — по особым абонентным запросам абонентов. 9. Ежегодная абонентская плата для абонентов, а также тарифы за справки каждого рода (ст. 18) определяются Наркомвнуторгом БССР и утверждается Экономическим совещанием БССР. 10. Бухгалтерская экспертиза производится «Кредит-Бюро» по поручению своих абонентов: а) в случаях, вызывающих сомнение в правильности постановки бухгалтерии, счетоводства и отчетности в торговле и промышленных предприятиях; б) в случае невозможности своими силами предоставить установленную отчетность; в) при смене руководителей предприятия, связанной с полной приемкой дел и отчетности, а также при объединении или ликвидации отдельных предприятий. 11. Оплата бухгалтерской экспертизы, в зависимости от объема ее производится по согласованию предпринимателей с «Кредит-Бюро». 12. В отношении инкассовых поручений «Кредит-
4 Там же. Л. 34.
5 Там же. Л. 34.
Бюро» принимает на себя: а) напоминание о долге устно или письменно; б) преподание советов по взысканию долгов; в) ведение судебных процессов по взысканию долгов. 15. Оплата услуг «Кредит-Бюро», предусмотренных в ст. 12, производится по согласованию с препоручителем» 6.
Кадровый вопрос также регулировался на основании принятого постановления следующими правовыми положениями: «14. Утверждение и изменение штата «Кредит-Бюро» и персональные назначения и увольнения сотрудников предоставляется Наркому по Внутренней Торговле. 15. Наркомвну-торгу поручается издать инструкцию в развитии и по применению настоящего положения» 7.
Следует отметить, что процесс формирования республиканского отделения службы «Кредит-Бюро» проходил далеко не просто. Порой представители белорусской стороны на переговорах об организации республиканского отделения службы «Кредит-Бюро» в городе Минске придерживалась и противоположной точки зрения по принципиальным вопросам. В частности, предлагалось создать независимую «Справочную контору «Кредит-Бюро» Белоруссии. Эта позиция противоречила тактике и стратегии институтов и службы «Государственного акционерного общества по выдаче справок о кредитоспособности «Кредит-Бюро» в системе информационно-экономической безопасности СССР в 1920-1930 гг. ХХ в. Во-первых, произошла административно-территориальная реформа СССР, наметилась народнохозяйственная специализация — отраслевая, межотраслевая на уровне республик, краев, областей. Во-вторых, активизировалась внешнеторговая деятельность государственного, кооперативного, частного секторов экономики страны на уровне республик, краев, областей. В-третьих, активизировалась банковская, биржевая, страховая деятельность на территории СССР и за границей. В-четвертых, предприятия различных форм собственности испытывали потребность в создании единого и централизованного механизма службы экономической безопасности в масштабах СССР и за границей для развития цивилизованного бизнеса по примеру других стран мира.
В этой связи, Народный Комиссар Внутренней Торговли СССР Л. М. Лежава и Председатель Особой Коллегии службы «Кредит-Бюро» Розенштейн подготовили документ, в котором указали конкретные причины, по которым позиция Белоруссии не может быть принята Правительством СССР и Правлением «Кредит-Бюро».
Руководству Белнаркомвнуторга 8 декабря 1924 г. было отправлено письмо, где отмечалось: «Мы усмотрели в ходе переговоров «Кредит-Бюро» с Вами, что Вы полагаете более целесообразным открыть в Минске независимую от «Кредит-Бюро» справочную контору для обслуживания Белоруссии. По этому поводу мы считаем нужным указать Вам на следующее: 1. Техника выдачи справок о кредитоспособности требует централизации аппарата; у «Кредит-Бюро» имеется уже Архив, охватывающий около 25 000 предприятий на протяжении всего СССР; благодаря этому, оно на 60-70 запросов из 100 может сейчас же дать ответ. Начать в нынешних условиях Справочное дело, не имея Архива, это наверняка оттолкнуть клиентуру; создание же своего Архива потребуется немало денег» 8.
На высказанные опасения о потере самостоятельности республиканского отделения службы «Кредит-Бюро» приводились и другие аргументы: «2. Считаясь с мотивами, в силу которых автономные области стремятся к созданию своих самостоятельных, независимых от Центра, краевых институтов, мы полагаем, что в данном случае эти мотивы отпадают, так как согласно практике «Кредит-Бюро», даже губернского масштаба, Конторы пользуются известной автономностью; не приходится поэтому говорить, Конторы в масштабе Союзной Республики будет иметь максимальную, с точки зрения дела, самостоятельность» 9.
Для предметного доказательства о придании максимальной самостоятельности республиканского отделения службы «Кредит-Бюро» в Белоруссии в документе подчеркивалось: «3. «Кредит-Бюро» чутко относится к местным интересам и особенностям местных условий, что видно из того, что оно предоставляет право местом выдвигать кандидата на пост заведующего, а в лице Контрольно-Наблюдательного Комитета местные административно-хозяйственные органы имеют орган надзора и контроля, определяющую политическую линию Конторы в соответствии с местными интересами и условиями» 10.
В ходе возникшей дискуссии приводились уместные ссылки на государственные регулирующие документы по организации и деятельности службы «Кредит-Бюро» и опыт некоторых информационно-справочных институтов, которые пытались работать без учета объективных условий социально-экономического и политического развития в СССР. В документе напоминалось всем организаторам и сторонникам независимых ин-
6 Там же. Л. 34(об.)
7 Там же. Л. 34 (об).
8 Там же. Л. 43.
9 Там же. Л. 43.
10 Там же. Л. 43.
формационно-справочных институтов и контор на территории СССР: «5. Кстати, надлежит принять еще во внимание два следующих формальных обстоятельства: 1. Постановление СТО СССР от 31 /УШ — 1923 г., пункт 1 коего гласит: Учреждение по собиранию и выдаче справок о кредитоспособности в какой бы форме они не возникали, могут открывать свою деятельность не иначе, как с разрешения Совета Труда и Обороны. 2. Наименование «Кредит-Бюро» присвоено лишь Московскому учреждению, вследствие чего возникшие независимо от него справочные организации не могут присваивать себе то же наименование. В силу изложенного, мы считаем нецелесообразным открытие самостоятельной Белорусской справочной конторы и рекомендуем Вам договориться с «Кредит-Бюро» на предмет открытия в Минске его Отделения» 11.
Продолжая полемику о нецелесообразности образования самостоятельных справочных контор, в письме приводились примеры несостоятельности подобных действий со стороны некоторых учреждений и предпринимательских организаций на территории СССР: «Опыт показал, что все предпринятые попытки к созданию самостоятельных, местного масштаба, справочных контор, немедленно кончались неудачей; таковы попытки Северо-Западной Торговой Палаты в Ленинграде, Киевской и Екате-ринославской Биржи. Все эти организации кончили тем, что, понеся убытки и создав задолженность, переходили в состав Кредит-Бюро» 12.
В итоге белорусское ведомство согласилось с Народным Комиссариатом Внутренней Торговли и службой «Кредит-Бюро» и приняло за основу формирования республиканского отделения службы «Кредит-Бюро» предложенный вариант. На междуведомственном совете при Белнаркомнуторге 24 января 1925 г. был заслушан доклад представителя службы «Государственного акционерного общества Кредит-Бюро» тов. Сорокина по вопросу об организации Отделения «Кредит-Бюро» в БССР. В документе отмечено, что «на совещании присутствовали: от Бел-наркомвнуторга—т. Громов; «Белкопсоюза» — т. Ба-нин; Госбанка — т. Конанович; Г. П. У. — т. Мулявко; Мясторга и ЦРК—т. Фишер; Биржи — т. Лозинский; Белпатйторг — т. Каган; Сахаротрест — т. Любович; Госторг — т. Гуревич; Продасиликат — т. Гольдберг; Кожсиндикат—т. Белец; Промбанк — т. Каплан; Бе-лавтопроторг — т. Дулитин; Хлебопродукт — т. Кра-сиопеков; Председателем совещания был избран — т. Громов, Секретарь — т. Фишер» 13.
11 Там же Л. 43.
12 Там же. Л. 43.
13 Там же. Д. 51.Л. 26.
После доклада Междуведомственное совещание при Балнаркомвнуторге постановило: «1. Признать необходимым организации в БССР Отделения «Кредит-Бюро»; 2. Предложить всем местным хозяйственным и административным органам содействовать созданию материальной базы Отделения, принимая соответствующие меры для внедрения в коммерческий обиход хозяйственных и торговых организаций и предприятий справок «Кредит-Бюро», стремясь обеспечить Отделение максимальным выпуском таковых; 3. Вопрос о необходимости распределения акций Акционерного общества передать на обсуждение Контрольно-Наблюдательного Совета; 4. Оказать денежную субсидию Отделению в размере 1 000 руб. на организационные расходы, разверстав эту сумму среди участников организации, считая, что данная ссуда является обязательством со стороны органов в покрытии убытков Отделения; 5. Установление политической линии Отделения в согласии с местными условиями осуществляется Контрольно-Наблюдательным Советом, организуемым из представителей заинтересованных органов, на каковой возлагается наблюдение организации Отделения и подбора аппарата; 6. Белорусское Отделение подчиняется Центру «Кредит-Бюро» на общих основаниях» 14. Принятый протокол за № 7 подписали председатель Междуведомственного совещания при Белнаркомвнуторга т. Громов и секретарь Фишер, протокол был скреплен печатью Народного Комиссариата Внутренней Торговли Белорусской ССР. Протокол закрепил положение о подчинении Белорусского Отделения «Кредит-Бюро» Главной Московской конторе «Кредит-Бюро».
Опыт и практика формирования институтов и служб экономической и предпринимательской безопасности «Кредит-Бюро» в Белоруссии 19201930 гг. ХХ в. актуальны для современных структур Республики Беларусь. Практика показала, что только совместными усилиями стран СНГ можно добиться эффективности в обеспечении экономической безопасности каждого в отдельности союзного государства.
О деятельности Белорусского отделения «Кредит-Бюро» в обеспечении экономической и предпринимательской безопасности хозяйствующих субъектов рынка в архивных материалах рассказывается весьма скупо. Очевидно, необходима интенсивная работа для сбора материалов о работе отделения «Кредит-Бюро» в исследуемый период деятельности.
4 Там же. Д. 51а. Л. 26.
Архивный источник, отчасти проливающий свет на финансово-экономическую деятельность Белорусского отделения «Кредит-Бюро», представляет собой «Сводный балансовый отчет на 1 июля 1926 г. «Государственного акционерного общества Кредит-Бюро». Результаты работы филиалов».
В указанном сводном балансовом отчете представлены финансовые отчеты о прибыльных филиалах и отделениях, которые имели на момент балансового отчета убытки и их размеры. Так, например, Московская контора получила прибыль от своей деятельности 51 753 руб. 07 коп., СевероЗападная контора — 18 093 руб. 42 коп., Украинская контора — 538 руб. 45 коп. Убыточными филиалами стали: Киевское отделение — 123 руб. 05 коп., Ека-теринославское — 699 руб. 37 коп., Самарское — 6 184 руб. 77 коп., Закавказское — 812 руб. 78 коп., Азербайджанское — 4 713 руб. 91 коп., Всебело-
русское — 1 683 руб. 31 коп., Сибирская контора — 13 140 руб. 04 коп. 15.
Отметим, что на основании материалов Сводного балансового отчета нельзя делать однозначных выводов об общем положении деятельности Белорусской конторы «Кредит-Бюро». Нам представляется, что Белорусская контора «Кредит-Бюро» находилась в состоянии становления, опыт и эффективность в работе приходят со временем. Важно, что служба экономической разведки Белорусского отделения «Кредит-Бюро» заняла соответствующее место в общей системе информационно-экономической безопасности СССР, что накопленный опыт можно будет творчески использовать и сегодня, в новых экономических условиях современными структурами экономической безопасности Республики Беларусь.
15 РГАЭ. (Народный Комиссариат Внешней Торговли). Ф. 5240. Оп. 18. Д. 463. Л. Л. 8., 8(об.), 20, 25, 26 (об.).