Финансово-экономическая
безопасность
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЯХ» и ОПЫТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ «КРЕДИТ-БЮРО»
(исторический аспект)
К.В. КИМ,
кандидат исторических наук, доцент Дальневосточный государственныйрыбохозяйственный университет
На современном этапе становления и развития рынка услуг предпринимательской безопасности России одно из важных направлений его государственного регулирования связано с организацией служб «Кредитных бюро» по контролю, производству и хранению банка данных о «кредитных историях» юридических и физических лиц.
Регулирующим законодательным механизмом институтов «Кредитных бюро» по производству и аккумуляции информационно-аналитических сведений о финансово-экономическом состоянии хозяйствующих субъектов рынка и создания центра для хранения таких конфиденциальных справок для дальнейшего их использования является Федеральный закон «О кредитных историях», который вступил в силу 30 декабря 2004 г.1 после его подписания Президентом Российской Федерации В. В. Путиным.
Временные функции центрального института «Кредитных бюро» в настоящее время выполняет «Национальное бюро кредитных историй» под эгидой Ассоциации российских банков (АРБ) и он претендует на роль такого основного центра. Кандидатуры на роль исполнения централизованного учреждения «Кредитных историй» также выдвигают Центральный банк России, Федеральная служба финансовых рынков и ряд других организаций и учреждений.
Согласно положению Федерального закона «О кредитных историях» на финансовом рынке функции «кредитных бюро» могут исполнять организованные департаменты для производства «кредитных исто-
1 Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».
рий» в отдельных банках и финансово-кредитных институтах, а также в крупных компаниях и предприятиях государственного, коллективного и частного секторов рыночной экономики.
Вместе с тем деятельность настоящих и вновь создаваемых институтов «Кредитных бюро» не получила должного законодательного, правового, организационно-управленческого и производственного регулирования, что является довольно сложным испытанием для становления еще одного нового института для рынка услуг предпринимательской безопасности, доступного для юридических и физических лиц из делового мира2.
Безусловно, предстоит интенсивная работа законодательных органов всех уровней, исполнительных ветвей власти, специалистов и экспертов по совершенствованию и устранению причин, сдерживающих процесс развития институтов «Кредитных бюро» для производства «кредитных историй» организационно-управленческого характера, способов хранения и условий предоставления соответствующей информации для клиентов и посторонних на рынке услуг предпринимательской безопасности. Нерешенные проблемы регистрации институтов «Кредитных историй», методического и методологического характера их деятельности и т. д.
В этой связи нельзя обойти без внимания опыт и практику становления и развития рынка услуг предпринимательской безопасности в разные периоды рыночного хозяйства дореволюционной России и в СССР в период нэпа.
2 Российская газета. 2005. 13 июля.
Если обратиться к опыту и практике государственного регулирования рынка услуг предпринимательской безопасности в период нэпа, то советское руководство непосредственно принимало участие в становлении и развитии информационно-справочных институтов страны в различных секторах экономики.
Однако в начальный период нэпа этой проблеме не уделялось достаточного внимания, что и стало причиной, тормозящей общий процесс создания условий для развития цивилизованного рыночного хозяйства.
В процессе развития рыночных отношений в годы нэпа проблема обеспечения финансово-экономической безопасности предпринимательства в различных секторах экономики: государственной, кооперативной и частной — стала актуальной. Поэтому государство активно вмешивалось для создания эффективного рыночного механизма по регулированию экономической безопасности народного хозяйства страны.
Государственному регулированию рынка услуг предпринимательской безопасности и созданию благоприятных условий для развития рыночной инфраструктуры в период нэпа послужил ряд постановлений и положений советского правительства:
1. Постановление Совета труда и обороны от 5 января 1922 г. «О порядке открытия и действия Справочных бюро о кредитоспособности».
2. Положение Совета труда и обороны, Комиссии по внутренней торговле при СТО, Акционерной секции «О деятельности Первого российского товарищества «Кредит-бюро» по выдаче справок о кредитоспособности», «О регистрации Первого российского товарищества «Кредит-бюро» по выдаче справок о кредитоспособности» при СТО от 7 декабря 1922 г. 3.
На рынке предпринимательской безопасности периода нэпа функционировали следующие, наиболее крупные, информационно-справочные, службы-посредники в различных секторах рыночной экономики:
1. Всерокомком «Бюро справок» юридического обслуживания населения.
2.Отдел Московских справочных контор.
3. Кооперативное товарищество «Налог — справка» по предоставлению налоговых консультаций предпринимателям и населению.
4. Частное «Первое российское товарищество «Кредит-бюро» по выдаче справок о кредитоспособности.
5.Торгово-промышленская палата4.
3 Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 7624.Оп. 1.Д. 2.Л. 4; Д. 2. Л. Л. 40, 40(об); Д. 7.Л. 1.
4 РГАЭ. Ф. 7624.Оп. 1.Д. 19.Л. 178.
Из всех вышеперечисленных информационно-справочных институтов особое место на рынке услуг предпринимательской безопасности советские и партийные органы выделяли частное Первое российское товарищество «Кредит-бюро» по выдаче справок о кредитоспособности. Лидирующее положение на рынке услуг предпринимательской безопасности частного Первого российского товарищества «Кредит-бюро» объясняется тем, что его учредителями была создана более универсальная и эффективная система службы предпринимательской разведки, чем ее аналогичные структуры. Частное Первое российское товарищество «Кредит-бюро» по выдаче справок о кредитоспособности имело уже достаточный опыт и практику российской школы ведения экономической разведки не только в России, но и за границей.
Поэтому советское руководство предприняло ряд организационно-управленческих, реорганизационных мероприятий для привлечения системы экономической разведки Первого российского товарищества «Кредит-бюро» по выдаче справок о кредитоспособности на службу советского государства в период становления и развития СССР.
Первое российское товарищество Кредит-бюро» 30 мая 1924 г. было реорганизовано и передано в государственное управление в системе Народного Комиссариата внутренней торговли и переименовано в Объединение государственных контор о кредитоспособности «Кредит-бюро» как акционерное общество.
В новых условиях функционирования государством были определены и более широкие цели и задачи службы экономической разведки «Кредит-бюро» на рынке услуг предпринимательской безопасности в период нэпа, в частности:
1. Входить в отношения с государственными, кооперативными, частными, общественными учреждениями, предприятиями, частными лицами для получения от них справочных сведений о кредитоспособности лиц, фирм, учреждений и т. д.
2. Давать справки по запросам своих клиентов о кредитоспособности частных лиц, фирм, а также государственных, кооперативных, общественных предприятий, пользующихся кредитом или претендующих на него.
3.Сообщать своим клиентам об условиях торгово-промышленной деятельности в СССР и за границей, издавать разные справочники в области торговли и промышленности, в том числе конъюнктурные обзоры рынка.
4. Принимать от клиентов документы о взыскании сумм по векселям, железнодорожным документам, исполнительным листам и другим документам5, и т. д.
5 РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 1.Д. 90. Л. Л. 147-149.
Для эффективного и качественного выполнения поставленных задач были усилены организационно-управленческая и оперативная службы экономической разведки Акционерного объединения государственных контор о кредитоспособности «Кредит-бюро».
Организационно-управленческая структура объединения состояла из следующих отделов:
1) канцелярия;
2) бухгалтерия;
3) секретарский отдел;
4) хозяйственный отдел.
Были созданы и усилены следующие оперативно-агентурные отделы:
1) справочный отдел с пятью столами и подотделами;
2) отдел железнодорожных претензий для проверки тарифных ставок, условий перевозки грузов и его хранения, и сопровождения и т. д.;
3) полисный или страховой отдел;
4) отдел бухгалтерской экспертизы;
5) отдел взысканий по долговым обязательствам (в дальнейшем был упразднен, так как 1 октября 1925 г. был создан Государственный институт бухгалтерской экспертизы при Рабочее-крестьянской инспекции (РКИ) — единый орган, контролирующий бухгалтерскую отчетность на предприятиях всех форм собственности на территории СССР);
6) отдел по изучению частного рынка с изданием конъюнктурных обзоров, который был открыт в декабре 1927 г.6.
Итак, с реорганизацией частного Первого российского товарищества «Кредит-бюро» по выдаче справок о кредитоспособности» и перешедшего в государственное управление Акционерное объединение государственных контор о кредитоспособности «Кредит-бюро» его статус как общегосударственной службы экономической разведки укрепляется и активно поддерживается высшими правительственными органами на всех административных, исполнительных и хозяйственных уровнях Советской России.
Так, например, 7 октября 1924 г., ВСНХ направил в Наркомвнешторг тов. Аванесову специальный циркуляр следующего содержания: «Подведомственным им промышленным и торговым предприятиям, Кредит-бюро, как справочная организация всесоюзного масштаба, стоит на страже охраны государственного кредита и предоставляется ему широкая возможность ознакомления со всеми материалами и постановкой дела означенных торговых
6 РГАЭ. Ф. 7624.Оп. 1.Д. 23.Л.. Л. 31,31(об).
и промышленных органов»7, — подчеркивалось в документе.
Для работы Кредит-бюро за границей и обслуживания зарубежныхделовых клиентов заместитель председателя особой комиссии Кредит-бюро Розенштейн просил о содействии в работе своей службы Внуторг ВСНХ и направить в Народный комиссариат внешней торговли циркулярного распоряжения по торгпредствам о том, чтобы последние в случае обращения к ним иностранных фирм рекомендовали Кредит-бюро,как заслуживающий доверия Справочный институт Всесоюзного масштаба»8, — сообщалось в письме.
Следующим мероприятием государственного регулирования службы экономической разведки Объединения государственных контор о кредитоспособности «Кредит-бюро» стала задача советского руководства по установлению деловых отношений с банками и финансово-кредитными институтами страны на финансовом рынке.
На имя члена Правления Госбанка РСФСР Д. Д. Михельсона было направлено от учредителя товарищества «Кредит-бюро» господина Клячкина письмо следующего содержания: «В «Отдел инспекции» Правления, который находится в Вашем ведении, поступает из провинциальных контор и отделений Госбанка много сведений, касающихся кредитоспособности и имущественного положения провинциальных предприятий и фирм. В частности, туда поступают все дела о так называемых сверхлимитных кредитах. Сведения эти представляют для Кредит-бюро контрольный источник величайшей ценности. Основываясь на наших взаимоотношениях с Госбанком и на Вашей благожелательности в отношении Кредит-бюро, мы просим Вас сделать распоряжение о допущении ответственных представителей Кредит-бюро к обозрению, в отдельных случаях, материала об интересующих Кредит-бюро фирмах и учреждениях»9. В ответ на письмо от 6 октября 1923 г. Правлением Кредит-бюро, Госбанком РСФСР был дан ответ, в котором подчеркивалось: «Ответственные представители Кредит-бюро, снабженные надлежащими документами, будут нами допускаться к обозрению материалов подведомственного «Отдела инспекции» об интересующих кредитах Кредит-бюро фирмах и учреждениях, без выдачи, однако, им никаких официальных справок и без нашей ответственности за гласность сведений, имеющихся в материалах, с действительным положением дел этих фирм и учреждений»10.
7 РГАЭ. Ф. 7624.Оп. 1.Д. 23. Л. Л. 31(об), 91.
8 РГАЭ. Ф. 7624.Оп. 1.Д. 16.Л. 12.
9 РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 1.Д. 12. Л. 47.
10 РГАЭ. Ф. 7624.Оп. 1.Д. 12. Л. 48.
Некоторые отделения Госбанка не выполняли распоряжений и указаний Правления Госбанка и это приводило к нарушению оперативной работы по производству справок о кредитоспособности по заказу клиентов Кредит-бюро. Так, например, Нижегородское отделение Акционерного общества «Кредит-бюро» по выдаче справок о кредитоспособности» сообщало в Правление Госбанка: «Циркуляр № 1 Правления Госбанка был издан для оказания Кредит-бюро всевозможного содействия в его работе. В целях установления твердого механизма и порядка совместной работы Госбанка с «Кредит-Бюро», Правлением Госбанка был создан циркуляр № 172. Ввиду получаемых нами сведений с мест о непонимании конторами и отделениями Госбанка указанного циркуляра, в частности, в Нижнем Новгороде нам чинятся препятствия в сообщении нашему Ярмарочному отделению размеров открытых кредитов, Кредит-бюро просит Вашего распоряжения с разъяснением Нижегородскому Отделению Госбанка, что циркуляр № 1 остается в полной силе, и указать на то, чтобы впредь нужные Кредит-бюро сведения выдавались Нижегородским отделением Госбанка беспрепятственно»11.
Итак, отделения Госбанка на замечания своего Правления старались исправлять допущенные нарушения в договорных обязательствах и аккуратно выполнять на практике изданные к производству циркуляров, приказов, должностных писем и распоряжений. Необходимые банковские и финансово-экономические документы отделения банков теперь без задержек выдавали для ознакомления представителям Кредит-бюро для производства справок о кредитоспособности.
Одним из важных мероприятий по государственному регулированию деятельности службы экономической разведки Акционерного общества «Кредит-бюро» по выдаче справок о кредитоспособности» было предпринято Главным управлением при ВСНХ СССР. Подготовленный циркуляр к исполнению для государственного сектора экономики, подписанный Председателем ВСНХ СССР Ф. Э. Дзержинским и Народным Комиссаром внутренней торговли СССР А. М. Лежавой, предписывал: «Всем синдикатам, трестам и другим хозорга-нам, подведомственным ВСНХ СССР, их торговым представителям и акционерным обществам от 29 июня 1924 г. «Договор от 28 мая 1924 г., изданный по инициативе группы специалистов справочного дела Института «Кредит-бюро», перешел на ходу в ведение Наркомвнуторга, продолжая свои операции по выдаче справок о кредитоспособности, бухгалтерской экспертизы и инкассированию кредитор-
11 РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 1.Д. 12. Л. 44.
ских требований по опротестованным векселям и прочих в качестве госучреждений на хозрасчете. Пользоваться услугами Кредит-бюро во всем объеме его работы является необходимым условием нормальной коммерческой деятельности каждого переведенного на хозрасчет предприятия»12.
Президиум ВСНХ СССР и Народный Комиссариат внутренней торговли СССР важное место в предпринимательской деятельности государственных хозрасчетных предприятий отводили службе экономической разведки Акционерного общества «Кредит-бюро» по производству справок о кредитоспособности и настоятельно рекомендовали согласно циркуляру:
1.Вступать с Кредит-бюро в абонентские отношения по получению от него справок о кредитоспособности.
2. Ввести в качестве обязательной систему запросов о кредитоспособности при кредитных сделках, как первичных, так и повторных, независимо от правового характера контрагента — частное, кооперативное, государственное предприятие.
3. Запрашивать о кредитоспособности, коммерческих и деловых качествах соискателей на объявленные торги, причем предпочтительно, чтобы справки делались за счет соискателей.
4. Сообщать Кредит-бюро о всех случаях неаккуратного и недобросовестного выполнения контрагентами своих обязательств — протестов, проволочек платежей и пр.
5. Знакомить с положением своих дел в случаях запроса со стороны Кредит-бюро, оказывая ему содействие в проверке полученных данных.
6. Кредит-бюро предложено в новых условиях работы расширить сеть своих учреждений, для того чтобы хозорганы на периферии и филиалы центральных хозорганов имели возможность без затруднений пользоваться услугами Кредит-бюро»13.
В заключительной части настоящего циркуляра предписывалось на случай дальнейшей реорганизации Объединения государственных контор о кредитоспособности Кредит-бюро» в Акционерное общество «Кредит-бюро» по выдаче справок о кредитоспособности: «Настоящий циркуляр остается в силе при реорганизации Кредит-бюро в акционерное общество с участием государственных учреждений, что предложено к осуществлению в ближайшем будущем. ВСНХ союзных республик принять настоящий циркуляр к руководству и сделать соответствующее распоряжение по подведомственным им учреждениям»14.
12 РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 1.Д. 17. Л. 2.
13 Там же. Л. 2.
14 То же.
Таким образом, государственным механизмом регулирования службы экономической разведки Объединения государственных контор о кредитоспособности Кредит-бюро в 1923 — 1924 гг. послужили циркулярные распоряжения за подписью основателя военной и политической разведки СССР, Председателя ВСНХ СССР Ф. Э. Дзержинского и Народного Комиссара внутренней торговли СССР А. М. Лежавы. Эти циркуляры дополнительно регламентировали деятельность рынка услуг предпринимательской безопасности в государственном секторе народного хозяйства страны в период нэпа.
Государственное регулирование службы экономической разведки Государственного объединения справочных контор о кредитоспособности «Кредит-бюро» на финансовом рынке страны осуществлялось ВСНХ СССР посредством циркулярных постановлений.
Так, например, о содействии и взаимодействии в деятельности Первого российского товарищества «Кредит-бюро» по выдаче справок о кредитоспособности» было подготовлено для исполнения циркулярное письмо ВСНХ СССР от 5 июля 1924 г. № 57394, Российскому торгово-промышленному банку, в котором сообщалось следующее: «Российскому торгово-промышленному банку надлежит для исполнения настоящего циркулярного письма принимать активное содействие в работе Первого российского товарищества «Кредит-бюро» на территории страны, где функционируют их конторы, филиалы, отделения, агентства»15.
В свою очередь, Российский торгово-промышленный банк направил всем своим филиалам и отделениям полученный циркуляр от 5 июля 1924 г. со своими предписаниями следующего содержания: «Бывшее Первое российское товарищество по выдаче справок о кредитоспособности «Кредит-бюро» перешло с 28 мая 1924 года в ведение Комвнуторга и в ближайшем будущем предполагается реорганизовать упомянутое товарищество в акционерное общество с участием исключительно государственного капитала. Одним из акционеров-учредителей Кредит-бюро предполагает быть Правление нашего Банка». Учитывая прежнюю практику банков, при получении справок мы полагаем, что между «Кредит-Бюро» и учреждениями нашего банка должна установиться тесная связь и что нашим банкам будет широко использована вся сеть агентуры Кредит-бюро для получения необходимых справок о кредитоспособности клиентуры»16.
15 РГАЭ. Ф. 7624.Оп. 1.Д. 17.Л. 1; ЦГАНО. Ф. 379.Оп. 1.Д. 1.Л. 10
16 РГАЭ. Ф. 7624.Оп. 1.Д. 17.Л. 1.; ЦГАНО. Ф. 379.Оп. 1.Д. 1.Л. 10
Российским торгово-промышленным банком предписывалось своим филиалам и отделениям в деле содействия работе Кредит-бюро:
1. Давать по запросам Кредит-бюро все справки о кредитоспособности вашей клиентуры, не нарушая, конечно, Устава нашего банка, в части, касающейся сохранения коммерческой тайны.
2. Уведомлять по телеграфу главную контору Кредит-бюро о всех протестах, имевших место в вашем учреждении, а равно и в других известных вам протестах векселей. Расходы по этим телеграммам относить на счет Правления Кредит-бюро.
3. Уведомлять контору Кредит-бюро в Москве о неаккуратности расчетов по обязательствам вашей клиентуры, если таковая неаккуратность носит систематический характер.
4. Рекомендовать Кредит-бюро всей клиентуре как солидное и заслуживающее доверия учреждение»17.
Циркуляры и предписания к ним о содействии в деятельности службы предпринимательской разведки Первого российского товарищества «Кредит-бюро» были направлены в Бюро городских и коммунальных банков СССР, а последние, для их исполнения всем городским и коммунальным банкам на местах с комментариями и предписаниями для производства на финансовых рынках страны. Так, 25 февраля 1925 г. были направлены циркуляры всем городским и коммунальным банкам страны следующего содержания: «В Москве более двух лет существует справочное учреждение о кредитоспособности, ныне организованное в Акционерное общество «Кредит-бюро», учредителями которого являются Наркомвнуторг СССР, Промбанк, Мос-горбанк. Акционерное общество «Кредит-бюро» за время своего существования развило свою работу в масштабе всего Союза и имеет целый ряд иногородних филиалов и большую корреспондентскую сеть. Основной целью деятельности Общества является охрана государственного кредита путем дачи своевременно информационных справок о кредитоспособности как государственных, кооперативных, так и частных организаций. Со своей стороны, Кредит-бюро отмечает, что цели и задачи, поставленные перед данным Обществом, имеют большое значение для всех кредитных учреждений и хозорганов. Бюро надеется, что при ознакомлении с содержанием циркулярного письма вы вступаете в приемлемые для вас корреспондентские отношения с Акционерным обществом «Кредит-бюро»18.
Аналогичный циркуляр ВСНХ СССР от 6 марта 1925 г. о содействии и взаимодействии с Акционер-
17 ЦГАНО. Ф. 379.Оп. 1.Д. 1. Л. Л. 4,6.
18 ЦГАНО. Ф. 379.Оп. 1.Д. 1.Л. 4
ным обществом «Кредит-бюро» был направлен в Правление Центрального сельскохозяйственного банка (ЦСХБ), Общество сельскохозяйственного кредита СССР и Всекобанк, в котором подчеркивалось: «Кредит-бюро дает объективные справки о хозяйственно-финансовом положении госпредприятий, кооперативных организаций, частных фирм и лиц, позволяющие его клиентуре правильно ориентироваться в кредитоспособности и платежеспособности интересующих его предприятий. Кроме того, Кредит-бюро» располагает большой корреспондентской сетью по всему Союзу и имеет ряд филиалов: в Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Саратове, Свердловске, Ташкенте, Минске, Тифлисе, а в ближайшем будущем предполагается открыть филиалы в Сибири и на Дальнем Востоке. Учитывая значение такого справочного института для кредитных учреждений, Правление Центрального сельскохозяйственного банка рекомендует в своих учреждениях обращаться в случае необходимости за справками в Кредит-бюро и оказывать ему возможное содействие в получении интересующих его сведений»19.
Итак, государственное регулирование по обеспечению безопасности финансового рынка и содействие работе службы Первого российского товарищества по выдаче справок о кредитоспособности «Кредит-бюро» получило свое развитие к исполнению циркуляров для банков и финансово-кредитных институтов в период с 1923 — 1924 гг.
Страховой рынок в период нэпа также получил государственное регулирование по обеспечению его безопасности. Советским руководством предписывалось в изданных для исполнения документах наладить самое тесное сотрудничество страховых компаний со службой экономической разведки Первого российского товарищества «Кредит-бюро».
Так, например, Главное правление государственного страхования СССР направило 18 декабря 1924г. уполномоченным Госстраха, всем управлениям, облс-трахам и губстрахам секретный циркуляр, в котором отмечалось: Акционерное общество «Кредит-бюро» обратилось к нам с просьбой об оказании ему содействия в наведении справок о кредитоспособности торговых и торгово-промышленных предприятий и учреждений путем вовлечения в корреспондентскую работу с конторами Кредит-бюро сотрудников местных учреждений Госстраха, наиболее осведомленных в экономической жизни своего региона. Предлагается выслать в Правление Кредит-бюро списки оперативных работников по страхованию (страховых агентов), наиболее осведомленных в местной торго-
19 ЦГАНО. Ф. 379.Оп. 1.Д. 1. Л. 3.
вой и торгово-промышленной жизни, выразивших желание вступить в переписку с конторами и представительствами Кредит-бюро»20, — констатировалось в секретном документе.
О проблеме сотрудничества Правления Государственной службы страхования СССР с Акционерным обществом «Кредит-бюро» по выдаче справок о кредитоспособности» в секретном циркуляре предписывалось следующее: «Учитывая возможность задач, возложенных на Акционерное общество «Кредит-бюро», как учреждение способствующее правильности товарооборота в стране и оздоровлению кредитных сделок, и признавая выше нецелесообразным поддержания его деятельности нашими финансами. Правление Госстраха предлагает поручить заведующим операционными и огневыми отделами областных и губернских контор Госстраха высылать по запросам Кредит-бюро сведения о кредитоспособном положении фирм, которые имеются в их распоряжении и могут быть получены в процессе страховой деятельности»21.
Таким образом, правление Акционерного государственного объединения справочных контор по выдаче справок о кредитоспособности Кредит-бюро привлекало штатных и нештатных сотрудников Госстраха для своей работы и оставляло за ними право работать на прежнем месте и только заниматься корреспондентской работой.
В свою очередь, система службы Государственного страхования СССР, имея обширные деловые отношения с хозяйствующими субъектами и финансово-экономическую информацию из различных секторов народного хозяйства страны, была привлечена к сотрудничеству со службой экономической разведки Акционерного общества «Кредит-бюро» на взаимовыгодной основе.
Государственное управление по привлечению биржевой торговли в деятельности службы Акционерного общества «Кредит-бюро» и взаимовыгодному сотрудничеству по обеспечению финансово-экономической безопасности в торговом секторе экономики страны регулировалось циркуляром ВСНХ СССР, изданным в конце декабря 1925 г.
Правление Всесоюзного совета съездов биржевой торговли 30 декабря 1925 г. издало положение № 25/ 9895 и направило этот документ представителям местной биржевой торговли, в котором еще раз подчеркивалось следующее: «Акционерным обществом «Кредит-бюро» и некоторыми биржами вновь поднят вопрос о необходимости более тесной увязки бирж с Кредит-бюро и выработки
20 Там же. Л. 3.
21 ЦГАНО. Ф. 379. Оп. 1.Д. 1.Л. 2.
более тесных, определенных их взаимоотношений и положений согласно принятым представителями местных бирж постановлениям на расширенном Пленуме в июле 1925 года»22. На расширенном пленуме Советом съездов биржевой торговли были приняты следующие постановления:
1. Принять во внимание, что Кредит-бюро призвано служить целям оздоровления рыночных отношений, а также облегчению деятельности Союза. Биржам предстоит и надлежит установить самую тесную связь с местными отделениями бирж, всемерно использовать имеющиеся в их распоряжении материалы о кредитоспособности торговых предприятий, как местных, так и в особенности, иногородних.
2. В условиях рынка для организации работы местных отделений биржевой торговли и агентов Кредит-бюро должно занимать важное место в вопросе подбора кандидатур руководящего персонала.
3. Совет съездов считает абсолютно нецелесообразным и вредным выполнение биржами таких функций, присущих Кредит-бюро, как выдача справок о кредитоспособности, выдаче им всяких аттестаций о коммерческой деятельности и т. д.
4. Биржевые комитеты могут рекомендовать отдельных сотрудников биржи в качестве кандидатов в корреспонденты Кредит-бюро. Следует воздержаться от выдвижения тех ответственных работников, которые фактически руководят оперативной деятельностью биржи, чтобы это негативно не отразилось на взаимоотношениях биржи с торгующими организациями.
5. В целях развития и обеспечения реализации межбиржевых сделок Биржевым комитетом надлежит разъяснять маклерам, совершающим эти операции, необходимость возможно полного использования Кредит-бюро при условии кредитоспособности и коммерческой солидности контрагентов, вступающих в межбиржевые сделки»23.
Итак, согласно изданному в декабре 1925 г. циркуляру ВСНХ СССР и для его исполнения Всероссийским советом съездов биржевой торговли предписывалось содействовать в подборе сотрудников из системы биржевой торговли для работы в службе Акционерного общества «Кредит-бюро», предоставлять необходимую финансово-экономическую информацию о торговых клиентах и т. д. Вместе с тем строго запрещалось системе биржевой торговли выполнять не свойственные ей функции по предоставлению справок о кредитоспособности и других услуг на рынке предпринимательской безопасности, характерные
22 Там же. Л. 2.
23 Там же. Л. 2.
только для Акционерного общества «Кредит-бюро» по выдаче справок о кредитоспособности.
Таким образом, усиление государственного регулирования рынка услуг экономической безопасности в России и достижение эффективности рыночного хозяйства стали назревшей проблемой дальнейшего прогресса российского предпринимательства как на внутреннем, так и на зарубежных рынках мира.
Одним из эффективных государственных механизмов регулирующих рынок услуг предпринимательской безопасности стал принятый Федеральный закон «О кредитных историях». Этот закон является регулирующим механизмом рынка предпринимательской безопасности, а иституты Кредит-бюро должны функционировать как службы информационно-аналитического надзора, контроля, предупреждения и хранения информации за предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов в государственном, частом и кооперативном секторах экономики страны. Однако практическая реализация этого закона, к сожалению, не получила своего развития. Остаются проблемы защиты конфиденциальной информации о клиентах, хозяйствующих субъектах рынка в государственных, частных и кооперативных организациях, учреждениях, специальных службах безопасности, банках, финансово-кредитных учреждениях и т. д. Недостаточно эффективно функционирует система защиты и ответственности персонала за утечку конфиденциальной информации в системе современных институтов Кредитных бюро. Для профилактики и борьбы с утечкой информации в современных институтах «Кредит-Бюро» следует совершенствовать систему подбора кадров в такие информационные службы и установить более жесткие права и обязанности к кандидатам и сотрудникам служб. Важным представляется создание специальных учебных заведений по подготовке специалистов в области экономической и предпринимательской разведки, в том числе для служб «Кредитных бюро».
Положительным в решении проблем дальнейшего становления и развития рынка услуг предпринимательской безопасности может послужить опыт и практика служб информационно-справочных институтов, получивших специализацию в области экономической разведки СССР в 1920 - 1930-е гг.
Поэтому принципы и методы деятельности службы Государственного акционерного общества «Кредит-бюро» по выдаче справок о кредитоспособности» в СССР периода нэпа как никогда актуальны для успешной реализации Федерального закона «О кредитных историях». Все это позволит совершенствовать дальнейшее становление и развитие рынка услуг предпринимательской безопасности современной России.