Научная статья на тему 'Главная московская контора экономической разведки «Кредит-Бюро»'

Главная московская контора экономической разведки «Кредит-Бюро» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ким К. В.

Проблема обеспечения эффективного управления для современных государственных и негосударственных служб экономической и предпринимательской безопасности в условиях трансформации рыночной экономики России является одной из самых актуальных проблем. Эффективная деятельность службы экономической разведки, предполагает концентрацию и использование всех имеющихся ресурсов и механизмов для достижения поставленных целей и выполнение задач всеми отделами и подразделениями структуры безопасности. Отсутствие единого центра управления современной системы предпринимательской безопасности России, так называемого «мозгового центра», на наш взгляд, негативно отражается на эффективной деятельности всех служб экономической безопасности. Очевидно, что подобная ситуация уже возникала в ходе развития нашей страны. Если обратиться к экономической истории СССР 1920-х 1930-х гг. ХХ века, то мы столкнемся с уникальными опытом и практикой становления и развития экономической разведки «Государственного акционерного общества «Кредит-Бюро» и его «мозгового центра» в лице «Главной Московской конторы «Кредит-Бюро»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Главная московская контора экономической разведки «Кредит-Бюро»»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

6 (27) - 2008

главная московская контора экономической разведки «кредит-бюро»

К. В. ким,

кандидат экономических наук, профессор Волгоградский государственный университет

Проблема обеспечения эффективного управления для современных государственных и негосударственных служб экономической и предпринимательской безопасности в условиях трансформации рыночной экономики России является одной из самых актуальных проблем. Эффективная деятельность службы экономической разведки предполагает концентрацию и использование всех имеющихся ресурсов и механизмов для достижения поставленных целей и выполнение задач всеми отделами и подразделениями структуры безопасности.

Формирование единого централизованного управления государственными и негосударственными службами предпринимательской безопасности страны также стало проблемой. Отсутствие единого центра управления современной системы предпринимательской безопасности России, так называемого «мозгового центра», на наш взгляд, негативно отражается на эффективной деятельности всех служб экономической безопасности. Часто используется неэффективная практика частных служб предпринимательской безопасности обращаться за помощью для получения конфиденциальной информации в централизованные государственные источники информации специальных служб, при этом используются личные связи сотрудников этих авторитетных ведомств, включая и зарубежные источники. По мнению автора, наиболее эффективным методом в сфере предпринимательской безопасности было бы создание «единого центра» управления службами предпринимательской безопасности в масштабах всей России. Настало время создать единую информационную базу данных о хозяйствующих субъектах деятельности в России. Информационные ресурсы могли бы быть доступны для всех структур предпринимательской безопасности, которые входили бы в этот «мозговой

центр». Данная организация могла бы выполнять функции единого учебно-методического центра, подготовки и повышения квалификации специалистов в области экономической и предпринимательской безопасности в государственном, кооперативном и частном секторах народного хозяйства. Очевидно, что потребность в квалифицированных кадрах для этих служб будет возрастать в условиях развития рыночных отношений, глобализации мировой экономики, нарастающей борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Бывшие сотрудники специальных, правоохранительных служб, внешнеполитических ведомств составляют кадровую основу для негосударственных структур экономической и предпринимательской безопасности, они имеют богатый опыт в области обеспечения безопасности, но не могут решить нарастающую проблему обеспечения специалистов в государственных и негосударственных структурах. Подготовку таких специалистов можно и нужно вести в зависимости от специализации и потребности в таких кадрах для государственных и негосударственных структур экономической разведки.

Итак, назрела объективная необходимость в создании единого «мозгового центра» для современных государственных и негосударственных служб для эффективной координации своей деятельности в области информационно-экономической безопасности. Очевидно, что подобная ситуация уже возникала в ходе развития нашей страны.

Если обратиться к экономической истории СССР 1920-х — 1930-х гг. ХХ века, то мы столкнемся с уникальными опытом и практикой становления и развития экономической разведки «Государственного акционерного общества «Кредит-Бюро» и его «мозгового центра» в лице «Главной Московской конторы «Кредит-Бюро».

Главная Московская контора «Кредит-Бюро» выполняла организационно-управленческие функции, проводила правовое и методическое обеспечение, осуществляла подбор и расстановку специалистов для оперативно-агентурной работы в конторах службы «Кредит-Бюро» на всей территории СССР и за рубежом.

Рамки настоящей статьи не позволяют показать многофункциональную деятельность Главной Московской конторы «Кредит-Бюро». Поэтому предлагается рассмотреть деятельность Местного отдела, который имел специальные подотделы для выполнения эффективной работы.

В структуре частного института «Первого Российского Товарищества «Кредит-Бюро» в 1922— 1923 гг. в Местом отделе насчитывалось 8 подотделов: 1) общий; 2) абонентский; 3) редакторский; 4) пропагандистский; 5) статистический; 6) экспедиторский; 7) бюро переписки; 8) архив. Последний в свою очередь включал архивные подотделы: а) местный; б) районный; в) конторы отделений.

В результате реорганизации частного «Первого Российского Товарищества «Кредит-Бюро» в «Объединение государственных справочных контор «Кредит-Бюро», а затем в «Государственное акционерное общество «Кредит-Бюро» численность подотделов Местного отдела достигает 13 к декабрю 1924 г.: 1) абонентский; 2) архивный; 3) банковский подотдел; 4) бухгалтерско-экспертный; 5) взысканий; 6) инкассо; 7) иностранный; 8) инспекции; 9) налоговой консультации; 10) полисный; 11) справочный; 12) железнодорожных претензий; 13) конъюнктурный1.

Остановимся на функции отдельных служб в системе Местного отдела. Абонентский отдел занимался вопросами по привлечению клиентов и их обслуживанию согласно «Положению об абонентском отделе Московской конторы «Кредит-Бюро» — вербовкой новых клиентов для Справочного отдела и отчасти для Отдела взысканий2. О деятельности Абонентского отдела при Московской конторе «Кредит-Бюро» отмечалось в докладной записке Абонентского отдела на 12 ноября 1924 г., направленной в правление и особую комиссию «Кредит-Бюро» при Народном комиссариате внутренней торговли СССР (далее — НКВТ) следующее: «Абонентский отдел организован одновременно с открытием действия «Кредит-Бюро». За время существования «Кредит-Бюро» Абонентским отделом привлечено было 712 клиентов. Ввиду ликвидации частной торговли и сокращения нескольких государственных учреждений в настоящем времени действующих клиентов имеется 532.

За октябрь месяц было привлечено 29 клиентов на 5 355 талонов на сумму 16 452 руб. Кроме того, Абонентским отделом были выданы в октябре месяце 54 единичных справок на сумму 555 руб. Активность клиентуры в октябре месяце выразилась в 70 %. Незавершенных дел оперативно-организационных не имеется» 3. Вместе с тем, Абонентский отдел тесно взаимодействовал с другими смежными службами на кооперационных началах и занимался параллельно аквизацией вместе с другими отделами в структуре Местного отдела акционерного общества «Кредит-Бюро». В целом Абонентский отдел активно вел абонентскую работу среди клиентов и привлекал новых.

Наиболее важным информационно-справочным отделом в системе «Кредит-Бюро» был Архивный отдел, который являлся информационным центром, куда стекались все текущие финансово-экономические сведения о каждом субъекте хозяйственной деятельности в государственном, кооперативном и частном секторах экономики на территории всей страны. Сведения о динамике зарегистрированного хозяйствующего субъекта систематически дополнялись и анализировались, тем самым формировался обширный банк данных о его финансово-экономическом положении. Данная информация регулярно в виде справки о кредитоспособности предоставлялась клиенту акционерного общества «Кредит-Бюро» на весь период их деловых отношений с партнерами по предпринимательству, причем как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Поэтому Архивный отдел с его систематизированными данными о каждом субъекте хозяйственной деятельности находился в поле деятельности государственных органов власти. Посредством информационно-справочной работы всех служб и отделов «Кредит-Бюро» сведения о финансово-экономическом положении, репутации руководителей хозяйствующих субъектов и конъюнктуре рынка в районе деятельности контор обобщались и регулярно направлялись в обработанном виде в Архивный отдел.

Работа Архивного отдела как особого информационного отдела в структуре акционерного общества «Кредит-Бюро» находилась в особом режиме. Доступ к архивным материалам разрешался исключительно управляющему конторой или заведующему Архивным отделом. Остальные служащие не имели права пользоваться архивом. Работа Центрального архивного отдела государственного акционерного общества «Кредит-Бюро» в г. Москве содержится в документе «Протоколы заседаний правления и особой комиссии «Кредит-Бюро» при

- 81

НКВТ СССР за 1924 г. (25 января 1924 г. — 20 декабря 1924 г.). В отчете о работе Центрального архивного отдела Главной конторы «Кредит-Бюро» в г. Москве за октябрь — ноябрь 1924 г., составленном 11 ноября, были представлены следующие результаты: «На 1 октября 1924 г. в Центральном архиве состояло 21 879 дел. Из них 9 774 дела и неактивных — 12 104. На 1 ноября 1924 г. всего дел состояло на учете 20 198. Из них активных — 8 440 дел и неактивных — 11 758 дел. Прирост дел за октябрь выражается в 1 680 дел, из указанного числа активных 1 334 и неактивных — 346 дел» 4. Согласно положению о деятельности конторы на местах обязаны были отправлять в Центральное архивное отделение акционерного общества «Кредит-Бюро» в г. Москве все копии справок о кредитоспособности каждого хозяйствующего субъекта, зарегистрированного системой службы «Кредит-Бюро».

В зависимости от количества полученных копий справок о кредитоспособности региональных контор Центральным архивным отделом «Кредит-Бюро» давалась характеристика о деятельности всей системы информационно-справочной службы. Копии справок о кредитоспособности Центральный архивный отдел из разных контор по стране получал регулярно. Так, например, в отчете о работе Центрального архивного отдела Главной Московской конторы сообщалось следующее: «Копии справок за сентябрь месяц поступали довольно регулярно. Всего за октябрь 1924 г. поступило от: 1) Северо-Западной областной конторы — 591; 2) Харьковской конторы — 403; 3) Киевского отделения — 371; 4) Юго-Восточной краевой конторы — 347; 5) Одесского агентства — 222; 6) Екатеринославского отделения — 58. Всего же 1 992 копии справок. На один рабочий день в в среднем приходится 74 копии справок о кредитоспособности» 5. Таким образом, в отчете акционерного общества «Кредит-Бюро» отмечалась динамика роста таких запросов из архива Местного отдела и из архива Иногороднего отдела.

В заключении о работе двух архивных отделов из Местного отдела и Иногороднего отдела в отчете были сделаны следующие выводы: «В августе 1924 г. на один рабочий день приходилось 100 запросов, в сентябре — 117 запросов, в октябре — 128 запросов. Это увеличение работы заметнее в Иногороднем архиве, в котором количество запросов в день и процент срочных вдвое выше, чем в Московском архиве» 6.

Таким образом, Архивная служба «Кредит-Бюро» как важный источник информации о финансово-экономическом положении хозяйствую-

82 -

щих субъектов в различных секторах экономики периода нэпа вела работу по сбору и обработке справок о кредитоспособности из всех регионов страны, отвечая на запросы контор и отдельных клиентов в районе деятельности Главной Московской конторы. Работа Центрального архива и иногородних архивов велась регулярно в оперативном взаимодействии друг с другом с целью предоставления справок о кредитоспособности зарегистрированного субъекта хозяйственной деятельности из государственного, кооперативного и частного секторов экономики своим клиентам или региональным конторам «Кредит-Бюро».

Важным для современных банков и финансово-кредитных институтов представляется изучение опыта и практики подразделения в системе службы «Кредит-Бюро» — Банковского подотдела Главной Московской конторы в период нэпа. Для современных служб безопасности в банковской и финансово-кредитной системе весьма показательна его организационная структура, цели, задачи, методы деятельности, система безопасности для эффективной деятельности и т. д. Банковский отдел или подотдел «Кредит-Бюро» решал вопросы обследования хозяйствующих субъектов, выдачи банковских справок о кредитоспособности, налаживания финансово-кредитных и банковских отношений между кредитными учреждениями и т. д.

Банковский подотдел «Кредит-Бюро» был организован 21 октября 1924 г. Штат сотрудников Банковского подотдела состоял из 8 человек, из которых было 7 риелторов и 1 заведующий. Согласно положению о Банковском подотделе акционерного общества «Кредит-Бюро» о целях, задачах и проделанной работе за истекший период времени был составлен отчет от 12 ноября 1924 г., который был направлен в правление и особую комиссию «Кредит-Бюро» при НКВТ СССР. В нем подчеркивалось, в частности: «1) Банковский подотдел организован 21 октября 1924 г.; 2) Задачами Банковского подотдела являются: а) выдача справок о кредитоспособности по запросам банков и кредитных учреждений; б) выдача справок о кредитоспособности по запросам ЦК ВКП (б); в) выдача справок (специальных) по запросам Отдела инкассо; г) выдача справок (специальных) о кредитоспособности по запросам Комвнуторга и других государственных и хозяйственных учреждений» 7.

О деятельности Банковского подотдела акционерного общества «Кредит-Бюро» за период его функционирования, например, в отчете сообщалось: «В данный момент в работе имеются справки: 1) банковских — 9; 2) специальных — 10; 3) справок

по запросам ЦК ВКП (б) — 3; 4) справок по Инкассо — 4, а всего — 25 специальных справок для исполнения» 8.

О текущей работе Банковского подотдела «Кредит-Бюро» в отчете говорилось: «Переработан тариф, норма, и сроки исполнения банковских справок и подлежит проведению через РКК (Рабоче-Крестьянскую Комиссию). Устанавливается связь с банками и кредитными учреждениями по вопросу о выдаче специальных банковских справок» 9.

Итак, созданный специальный банковский подотдел при акционерном обществе «Кредит-Бюро» призван был обслуживать в основном высшие органы советского руководства и ЦК ВКП (б), а также банковские и кредитные учреждения по их запросам, выдавая специальные банковские справки соответствующим органам власти и финансово-кредитным учреждениям.

Отдел бухгалтерской экспертизы представлял важное звено в структуре Местного отдела «Кредит-Бюро». О времени организации, целях и задачах отдела сообщалось в отчете заведующего бухгалтерско—экспертным отделом Бакутиной Ф. С.: «Бухгалтерско-экспертный отдел «Кредит-Бюро» организован в ноябре месяце 1922 г. Задачей отдела является: 1) постановка и организация отчетности и учета; 2) составление анализа балансов и другие виды работ, подробно перечисленные в прилагаемом конспекте» 10. Далее в отчете подчеркивалась деятельность отдела: «В прошлом работа бухгалтерской экспертизы носила случайный характер. Иногда работа приносила убытки. В общем, нужно отметить, что работа бухгалтерской экспертизы выполняется лучше, чем в начале, как и с научной стороны, так и с практической: так, общая сумма выработки в 1923 г. была 18 715 руб., тогда как 10 месяцев 1924 г. выработано 44 300 руб. Сфера деятельности бухгалтерской экспертизы заметно расширяется» 11.

Акционерное общество «Кредит-Бюро» предоставляло свои услуги хозяйствующим субъектам, организациям и учреждениям по удовлетворению исковых претензий по долговым обязательствам сторон в результате предпринимательской деятельности, эту работу выполнял Отдел инкассо. О целях и задачах Отдела инкассо в структуре «Кредит-Бюро» было подробно изложено в «Положении об Отделе инкассо Московской конторы акционерного общества «Кредит-Бюро», принятом в начале 1924 г., и в докладной записке в комиссию внутренней торговли при СТО об организации Отдела инкассо. В положении об Отделе инкассо в первом

разделе «Задачи отдела» были ясно определены цели и задачи: «Отдел инкассо «Кредит-Бюро» имеет своей целью в пределах действующих законов и правил оказывать своим Клиентам содействие при производстве расчетов и ликвидации разного рода претензий, как между собой, так и с отдельными лицами. Для осуществления своей цели отдел принимает от государственных и общественных учреждений и предприятий, а равно от частных предприятий и лиц на инкассо разного рода денежные и долговые документы (векселя, свидетельства на наложенный платеж, счета и др.), производит в случае надобности протесты векселей, может заключать мировые сделки; взыскивает по наследственным коносаментам и полисам, транспортным квитанциям, складочным свидетельствам» 12.

Непосредственную работу по заказу своих клиентов по всем видам услуг, предоставляемым Отделом инкассо, выполняли агенты «Кредит-Бюро». Так, например, в положении указывалось: «Агенты по г. Москве разыскивают должников, собирают сведения об их имуществе, выполняют поручения по реализации претензий и пр.» 13.

Важным разделом в положении об Отделе инкассо являлась инструкция «Порядок ведения дел». В ней предписывались следующие правила работы: «1) При приеме дел от клиентов с ним заключается письменное соглашение согласно прилагаемого образца, в котором подробно указывается их взаимные права и обязанности; 2) При приеме дел Отдел инкассо производит тщательную проверку претензии в смысле выяснения ее надежности или надежности в отношении возможности взыскания, причем о претензиях безнадежных немедленно доводится до сведения клиента с возвращением ему претензий; 3) При реализации взысканий Отдел инкассо всегда входит в существо претензий и оставляет за собой право решать дела по доброму коммерческому разумению, причем имеет право по соображениям целесообразности отказываться от реализации иска» 14.

Итак, документ о «Порядке ведения дела» Отделом инкассо «Кредит-Бюро» регламентировал цели и задачи вышеназванного отдела. Его клиентами могли стать хозяйствующие субъекты из различных секторов экономики, имеющие претензии по различным долгам и обязательствам сторон в результате хозяйственной деятельности.

Деятельность отдела за 1924 г. показана в деле «Протоколы заседаний правления и особой комиссии «Кредит-Бюро» при Народном комиссариате внутренней торговли СССР за 1914 г. Так, в отчете о деятельности Отдела инкассо, направленном 13

- 83

ноября 1924 г. заведующим отдела в Особую комиссию «Кредит-Бюро», сообщалось о ведении переговоров с крупнейшими трестами страны по поводу выставленной претензии на крупную сумму своим партнерам. В частности, в отчете отмечалось: «В данный момент можно с уверенностью сказать, что нами закончены переговоры с крупными трестами (Шелкотрест, Камвольный трест, Моссельпром, Моссукно, Обновленное волокно). Сумма претензий по этим трестам, по словам юрисконсульта, равна 900 тыс. — 1 млн руб.» 15. Вместе с тем в Отдел инкассо поступали дела, которые не всегда оказывались результативными в ходе судебных разбирательств по исковым претензиям. Так, например, о работе с «безнадежными» исковыми претензиями писалось в отчете следующее: «Что касается качества дел, сдаваемых на инкассо нам, то значительная часть их должна быть отнесена к иску «безнадежных»... Таким образом, впечатление крайне неблагоприятное для Отдела инкассо» 16.

Далее в отчете отмечалось: «Принятые нами меры по оживлению деятельности Отдела инкассо дали положительные результаты. В то же время, когда сумма взысканий за сентябрь равнялась 37 тыс. руб., в октябре оно увеличилась почти вдвое и достигла 65 тыс. руб.» 17. Относительно полученной прибыли за работу Отдела инкассо в отчете сообщалось: «Что касается прибыли по отделу, то баланс еще не выведен. Но по приблизительному подсчету равен около 2 500 руб. Это дает полное основание признать работу отдела вполне удовлетворительной при настоящем положении, когда взыскания сопряжены с чрезвычайными трудностями» 18.

Отдел инкассо старался урегулировать проблему получения гонорара за свою работу от клиентов. В этой связи в «Отчете о деятельности Отдела инкассо» говорилось: «Гонорар. Наши установили 1 % в случае безнадежности взыскания; некоторые учреждения неохотно идут на эти условия и предлагают 0,5 %. Для примера укажу Госбанк и Гос-рыбсиндикат, с которыми я веду переговоры уже давно, и из-за разницы мы расходимся. Посему прошу Коллегию и этот вопрос разрешить, как мне поступить, если будут такие инциденты» 19.

Таким образом, Отдел инкассо в своей деятельности, несмотря на многие организационно-практические проблемы, смог добиться прибыли в результате предоставляемых услуг своим клиентам по исковым делам о взыскании долгов и обязательств со своих партнеров по предпринимательской деятельности. Имевшие место финансовые проблемы по определению гонорарной ставки за услуги Отдела инкассо несколько тормозили работу, но были разрешены в процессе деятельности. Исковые долговые дела как «безнадежные», так и «живые» были объектами решения Отдела инкассо, а субъектами — хозяйствующие субъекты — должники, с которых эти долги взыскивали в пользу клиента «Кредит-Бюро».

В целом следует отметить, что успех деятельности экономической разведки Главной Московской конторы «Кредит-Бюро» достигался путем отлаженной оперативной работы всех подотделов. Все это обеспечивало эффективность производства «справок о кредитоспособности», формировало деловой имидж «Государственного акционерного общества «Кредит-Бюро» в период нэпа.

1 Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 7624. Оп. 1. Д. 4; Л. 4.;Д. 19.Л. 176; Оп. 1. Д. 51а. Л. 48; Д. 19.Л. 178; Д.19.Л.179.

2 Там же. Д. 51 (а). Л. 48.

3 Там. же. Д. 19.Л. 176.

4 Там же. Л. 173.

5 Там же.

6 Там же. Л. 173 (об)

7 Там же. Л. 178.

8 Там же.

9 Там же Л. 178(об)

10 Там же. Л. 179.

11 Там же. Л. 179(об)

12 Там же. Д. 27.Л. 4.

13 Там же.

14 Там же. Л. 4(об) .

15 Там же. Л. 185.

16 Там же. Л. 185(об) .

17 Там же.

18 Там же. Л. 183(об) .

19 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.