УДК 338.45.621
М.М. Гаджиев, Р.Б. Беков
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАТРАТ ПРИ СОЗДАНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ИННОВАЦИЙ
Осуществление инновационной деятельности на предприятии в современных условиях необходимо, прежде всего, для повышения конкурентоспособности как продукции, так и предприятия в целом. На результаты деятельности предприятия при создании и реализации инноваций оказывают влияние различные факторы. Как показывает проведенный анализ [1-4 и др.], такими факторами при осуществлении предприятием инновационной деятельности являются различные виды затрат и их структура. С этой целью проведем классификацию затрат и рассмотрим особенности формирования затрат при создании производственных инноваций.
Итак, затраты на инновации могут быть текущими и капитальными.
Текущие затраты образуют производственные расходы инновационной продукции (проекта), по правилам бухгалтерского учета списываются на налогооблагаемую прибыль предприятия вне зависимости от полученного результата, а для целей управления стоимостью предприятия их необходимо капитализировать и учитывать для формирования добавленной экономической стоимости. Классификация инновационных затрат по традиционным экономическим элементам следующая: материальные затраты; оплата труда с отчислениями; амортизация основных производственных фондов и нематериальных активов; прочие затраты.
Капитальные вложения (инвестиции) представляют собой затраты на проектно-конструкторские работы по созданию новых или усовершенствованию существующих объектов - зданий, сооружений, машин, оборудования и других основных средств, предназначенных для реализации с их помощью инновационных решений, на приобретение, строительство или изготовление этих объектов, подготовку строительной площадки, прирост оборотного капитала, приобретение объектов интеллекту-
альной собственности, ликвидацию и утилизацию замещаемого имущества и некоторые другие затраты единовременного характера. Для целей управления стоимостью предприятия необходимо учитывать затраты на вхождение в новый рынок, завоевание нового потребителя (маркетинг), на нематериальные активы, создание объектов интеллектуальной собственности.
Структура инновационных затрат непосредственно зависит от стадии инновационного цикла [4]. На стадиях исследований и проектирования доля материальных затрат (сырье, материалы, топливо, энергия) невелика. Преобладают затраты на НМА и объекты интеллектуальной собственности (ОИС), оплату труда и социальное страхование. Несколько меньше доля затрат на амортизацию, приобретение научного оборудования. Относительно велики прочие расходы (оплата услуг связи, командировок, аренды и т. д.). На стадиях производственной реализации инновационных решений растет доля материальных затрат при относительном сокращении остальных, особенно расходов на оплату труда и социальное страхование.
От состава и структуры затрат зависят направленность и выбор конкретных методов управления затратами. Величина инновационных затрат - важнейший показатель, от которого зависит еще более важный целевой показатель управления - величина полезного эффекта. Увеличивая или уменьшая инновационные затраты, изменяя их состав, можно влиять на результаты инновационной деятельности. Необходимо заранее знать, к каким последствиям приведут решения по управлению затратами. Принимая во внимание разнообразие инновационной деятельности и действующих при этом многочисленных затратообразующих факторов, не позволяющих вывести однозначную функцию затрат, можно выделить из этих факторов несколько типичных и существенных (рис. 1).
Масштабность решаемых задач
Возрастающая зависимость величины затрат от стадии инновационног процесса, на которой они осуществляются
Эффективность использования имеющихся ресурсов, существующего потенциала при разработке и реализации инновационных решений и их жизнециклическая стадия \ /
Потребность в затратах смежных производств, потребителей в связи с реализацией инновационного решения \
Необходимость перехода к новому техническому принципу решения задачи *
.............................................................................
Величина создаваемого объекта
С Л Уровень цен, тарифов, ставок на используемые в инновационных процессах ресурсы, на выполнение организационно-правовых действий
С \ Объективно обусловленные и технически обоснованные нормы расхода материальных, энергетических и трудовых ресурсов в процессах, связанных с разработкой и реализацией инновационных решений V у
Риск, неопределенность, изменение внешних условий
Рис. 1. Факторы, оказывающие влияние на уровень затрат при создании инноваций
Влияние перечисленных факторов на затраты может быть выражено количественно с различной степенью точности. Управленческие решения, влияющие на величину затрат, принимаются на всех уровнях управления и во всех структурных подразделениях предприятия.
Рост масштабности инновационных результатов до создания новых видов продукции массового применения, новых технологий, новых производств сопровождается увеличением затрат на порядки (они могут составлять десятки процентов стоимости основных фондов предприятия или отрасли). Затраты на каждой следующей стадии инновационного процесса
возрастают по сравнению с предыдущей. Соотношения размеров затрат на различных стадиях исследований и разработок подчиняются определенным закономерностям, которые, по данным мировой практики, выражаются определенными средними величинами. Существуют отраслевые нормативы и данные о средних затратах по менее крупным стадиям инновационных процессов. Из закономерности нарастания затрат от стадии к стадии следует, что выгоднее профинансировать несколько вариантов НИОКР и даже несколько проектов и выбрать наилучший для реализации, чем тратить средства сразу на единственный полный
цикл, который может оказаться далеко не лучшим.
Чем большую долю составляют в обеспечении проекта существующие объекты основных фондов (собственные, приобретенные, арендованные), подготовленный персонал, документация и технология, материальные потоки, информационные, производственные и рыночные системы связи, тем меньше (при прочих равных условиях) потребность в инновационных затратах. К этому же фактору следует отнести уровень стандартизации и унификации решений, закладываемых в проект. Чем выше повторяемость, т. е. чем большее число раз проводится данная операция, работа, тем ниже удельные затраты на следующее повторное действие. Эта зависимость справедлива для любой стадии и любого вида инновационных процессов. Потребность в затратах смежных производств, потребителей в связи с реализацией инновационного решения измеряется затратами на переделку или замену сопряженных технических устройств, инструмента, на изготовление новых материалов, создание объектов и средств охраны окружающей среды и т. п. Чем меньше круг таких производств и отраслей, тем меньше величина необходимых затрат.
По мере увеличения размеров создаваемых инновационных объектов, мощности машин, оборудования, производств затраты на создание объекта обычно растут. Однако в расчете на единицу объема, площади, мощности затраты снижаются при простом росте размеров объекта. Уровень цен, тарифов, ставок на используемые в инновационных процессах ресурсы, на выполнение организационно-правовых действий оказывают прямую зависимость на величину инновационных затрат. К объективно обусловленным и технически обоснованным нормам расхода материальных, энергетических и трудовых ресурсов в процессах, связанных с разработкой и реализацией инновационных решений, относятся нормы расхода топлива на получение энергии в конкретных условиях и установках, потери энергии в сетях и преобразователях, нормы затрат труда при выполнении ручных операций и т. п.
При определении цены продажи инновационной продукции на рынке необходимо учитывать факторы ценообразования, представленные на рис. 2. Очевидно, что при определении цены правильнее будет учитывать все основные факторы, хотя удельный вес каждого из них может быть различным. Цена на новую продукцию должна определяться после тщательного анализа, с учетом ее восприятия покупателями, цен конкурентов, а также с учетом производственных затрат. В конечном итоге, является или нет цена разумной, решит потребитель, приобретая тот или иной товар.
Структуру факторов ценообразования инновационной продукции можно дополнить:
- уровень радикальности инновации. Если продукт является абсолютно новым на данном рынке, то производитель становится на некоторое время монополистом и имеет возможность устанавливать высокие цены;
- тип рынка сбыта продукции, который во многом определяется видом продукции, может быть олигополией, монополией, но преимущественно относится к рынку монополистической конкуренции;
- уровень риска покупателя и продавца. Если инновационный риск несет покупатель, то компания-производитель вынуждена снижать цену. Если инновационный риск несет производитель, то он повышает цену, вводя дополнительную плату за риск;
- стратегии предприятия. Например, если организация придерживается активной наступательной инновационной стратегии, то она стремится установить цену, обеспечивающую наибольшую массу прибыли. Если же она придерживается оборонительной стратегии, то может снижать цену с целью недопустить конкурентов в данный сектор рынка;
- уровень доходов покупателей инновационной продукции;
- изменение цен на дополнительные товары;
- уровень издержек не только на производство, но и на реализацию и эксплуатацию продукции;
- уровень планируемой рентабельности;
- конкретные условия сделки между производителем и покупателем инновационной продукции.
Уровень издержек производства
Степень конкуренции на рынке
Вид товара или услуги
Уникальность предлагаемого товара или услуги
Имидж компании
Соотношение спроса и предложения на аналогичные товары или товары-заменители на рынке
Факторы «внешней среды» (например, государственное регулирование цен на определенные виды товаров)
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII Ш-
Риск, неопределенность
Рис. 2. Факторы ценообразования инновационной продукции
Для инновационной научно-технической продукции в основном применяются договорные цены, условия, определения размеров которых указываются в хозяйственных договорах, контрактах, соглашениях, государственных или муниципальных заказах [3]. В процессе определения договорной цены на разработку осуществляются следующие мероприятия:
- обоснование технико-экономических показателей инновационного изделия;
- разработка целевой программы и расчет ожидаемых инновационных затрат;
- оценка ожидаемой эффективности проекта;
- установление допустимых отклонений результатов и затрат от их планируемых значений
и согласование соответствующих надбавок и скидок к цене; - окончательный расчет договорной цены.
Покупатель и продавец, устанавливая договорную цену, руководствуются принципом экономической выгодности для той и другой стороны.
При заключении договора возможны различные способы установления цены:
1) с твердой (паушальной) ценой, которая заранее оговорена;
2) с возмещением издержек. Применяется для тех ИИП, в которых трудно спланировать затраты. Выплаты исполнителю производятся по мере выполнения или после выполнения
Рис. 3. Виды ценовых стратегий ИИП
работ, когда произведен расчет фактических затрат;
3) с гарантированными максимальными выплатами. Применяется в аналогичных случаях, но при этом до выполнения инновационного проекта устанавливается его предельная цена;
4) с фиксированной ценой единицы продукции. При этом устанавливается фиксированная величина за единицу материальной продукции и рассчитывается общая стоимость проекта;
5) с периодическими платежами (роялти). Покупатель инновационной продукции периодически выплачивает продавцу сумму, установленную в твердом проценте от некоторых величин, например от прибыли, полученной от реализации этой продукции или от суммы продаж продукции;
6) со сложной ценой. Этот вид установления цены совмещает единовременную и периодическую оплату.
Поиск инновационных идей в ценообразовании осуществляется в этих направлениях, может включать в себя разные переменные и носить как оперативный, так и стратегический характер.
В инновационном маркетинге, как правило, применяются следующие виды ценовых стратегий (рис. 3):
- стратегия «снятия сливок», применяется при внедрении нового товара на рынок, когда на товар устанавливаются достаточно высокие цены. Этот метод работает в случае отсутствия конкурентов у предприятия и отсутствия информации о товаре у потребителей, а также при необходимости быстрого получения прибыли;
- стратегия проникновения на рынок, когда на новый товар устанавливаются относительно низкие цены - в случае наличия большого числа конкурентов;
- стратегия престижных цен, применяется для представления новых товаров с позиции качества и престижа компании, предполагая, что для потребителей высокая цена означает и высокое качество продукции. Эта стратегия, как правило, используется уже достаточно известными компаниями;
- стратегия, основанная на мнении потребителей, при которой цена устанавливается на том уровне, который потребитель готов заплатить за товар.
Влияние перечисленных факторов на затраты может быть выражено количественно с различной степенью точности. Кроме того, в инновационной сфере действуют факторы формирования затрат, которые оценивать количественно значительно сложнее либо невозможно.
Таким образом, рассмотрены вопросы классификации затрат и особенности их формирования при создании производственных инноваций. Показано, что необходимо определять предстоящие инновационные затраты и целенаправленно управлять ими для достижения максимальной рентабельности за счет использования всех факторов. При этом частные цели, средства и методы их реализации различны. Координация всей деятельности (работы звеньев управления, производства, целей, средств, методов) направлена на максимизацию стоимости предприятия при регулировании уровня затрат. На предприятии эту задачу решают с помощью комплексных систем управления [1, 2].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаджиев, М.М. Управление инновационным процессом на предприятии в условиях рыночной экономики [Текст] : моногр. / М.М. Гаджиев, Э.А. Козловская, В .А. Козловский; ИСЭИ ДНЦ РАН. - СПб., 1992. - 203 с.
2. Демиденко, Д.С. Оценка и управление стоимостью предприятия [Текст] / Д.С. Демиденко, Э.А. Козловская, Е.А. Яковлева, М.М. Гаджиев. - Ростов н/Д.: ЮФУ. 2009. - 340 с.
3. Бабкин, А.В. Модель национальной инновационной системы на основе экономики знаний [Текст] / А.В. Бабкин, Т.Ю. Хватова // Экономика и управление. - 2010. - № 12 (62). - С. 170-176.
4. Бабкин, А.В. Анализ подходов и методов оценки инновационного потенциала предприятия [Текст] / А.В. Бабкин, А.О. Новиков // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2009. - № 2, т. 2 (75). -С. 193-204.
УДК 65.012.1
О.Е. Лысов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Многие компании в поисках новых конкурентных преимуществ все чаще обращают внимание на знания, и здесь все большее значение приобретают факторы инноваций и распространения новых знаний. Рынок знаний постепенно начинает играть главную роль, опережая в развитии рынок материальных товаров.
Понятие «интеллектуальный капитал» как капитализированное знание позволяет перейти к экономической оценке знаний, которыми располагает организация. К важнейшим задачам управления знаниями в организации относится использование интеллектуального капитала в целях повышения конкурентоспособности.
Экономика, основанная на знаниях, - это экономика, создающая, распространяющая и использующая знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. В рамках такой экономики знания создаются в виде научной и высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, образования. Ценность знаний увеличивается, если они передаются, тиражируются и используются, и наоборот, если знания не используются, их ценность уменьшается.
В сетевой экономике ценность вырастает из изобилия и увеличивается от повсеместного
распространения. Это относится не только к сетевым товарам, но и к образованию. Высшее образование способствует сплочению нации, содействуя укреплению социального единства и доверия к социальным институтам, активизации населения и открытых дискуссий и пр.
Существенной особенностью конца XX -начала XXI в. стало не только доминирование знаний как таковых, но и переход от производства информации и знаний к производству новых технологий обработки информации. Главное в экономике, основанной на знаниях, - не только создать новое знание, но и продуктивно его использовать [7].
Современные фирмы сильно отличаются от фирм прошлого, прежде всего новой структурой основного капитала. Сегодня не основные фонды и материальные запасы определяют этот капитал, а информация, знания, т. е. то, что называется интеллектуальным капиталом. Источником добавленной стоимости становится не столько непосредственное производство, сколько те виды деятельности, которые непосредственно связаны с генерированием, трансформацией и использованием знаний.